МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Снежно-ледовые ресурсы мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_ФГ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н, доцент, Останин О.В.;ст.преподаватель, Дьякова Г.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Снежно-ледовые ресурсы мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: ознакомится с основными положениями гляциологии и криологии.
Задачи:
- дать представление о теоретических положениях гляциологии и криологии (термины, определения, предыстория, закономерности и пр.);
- расширить понятие о криосфере и гляциосфере как особых природных оболочках, их структуре, выяснить их геоэкологическое значение;
- рассмотреть закономерности образования наземного (гляциология) и подземного (криология) льда и их физико-механические свойства;
- ознакомиться о особенностями распределение льдов на Земле, рассмотреть их генетическое развитие и прогноз дальнейшей эволюции;
- выявить взаимосвязи различных параметров и характеристик подземных и наземных форм оледенения с одной стороны, и с другой – условий природной среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области изучения ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
ПК-1.1 Знает теоретические основы сбора, обработки, анализа и обобщения передового опыта и результатов географических исследований
ПК-1.2 Умеет планировать полевые и камеральные работы
ПК-1.3 Умеет обрабатывать и анализировать собранные данные полевых исследований
ПК-1.4 Владеет методами систематизации информации географической направленности в целях прогнозирования развития природных и природно-хозяйственных территориальных системам
ПК-1.5 Умеет осуществлять комплексную диагностику состояния природных и природно-хозяйственных территориальных систем (в т.ч. на основе аэрокосмической информации)
ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации
ПК-2.1 Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
ПК-2.2 Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА)
ПК-2.3 Умеет выполнять научно-исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает теоретические основы сбора, обработки, анализа и обобщения передового опыта и результатов географических исследований
ПК-2.1. Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет планировать полевые и камеральные работы
ПК-2.2. Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Умеет обрабатывать и анализировать собранные данные полевых исследований.
ПК-1.4. Владеет методами систематизации информации географической направленности в целях прогнозирования развития природных и природно-хозяйственных территориальных системам
ПК-1.5. Умеет осуществлять комплексную диагностику состояния природных и природно-хозяйственных территориальных систем (в т.ч. на основе аэрокосмической информации)
ПК-2.3. Умеет выполнять научно-исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Содержание и основные направления гляциологии
1.1. Гляциология. Задачи. Место гляциологии среди наук о Земле. Роль льдов в природе. История гляциологии. Криосфера, хионосфера, нивально-гляциальные системы и гляциальные комплексы Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Льдообразование и кристаллическая структура льда. Физические свойства льда. Механические свойства льда Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы Сам. работа 8 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Гляциология как наука. Льдообразование и свойство льда. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Формирование и метаморфизм снежного покрова. Распространение снежного покрова. Особенности снежного покрова в горах. Снежные лавины. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Снежный покров. Лавины. Особенности распространения снежного покрова Практические 8 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Особенности распространения снежного покрова Сам. работа 8 8 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Условия возникновения ледников. Строение ледников. Основные характеристики ледников.Эрозионная, транспортирующая и аккумулирующая деятельность ледников. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Движение ледников. Пульсации ледников. Баланс массы и энергообмен ледников. Наблюдения за ледниками. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы Сам. работа 8 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Ледники. Динамика оледенения Практические 8 6 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Динамика оледенения Сам. работа 8 8 Л1.1
Раздел 2. Содержание и основные направления геокриологии
2.1. Геокриология как наука. История науки геокриологии. Методы изучения мерзлых пород. Связь с другими науками. Понятия и определения геокриологии. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы Сам. работа 8 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Геокриология как наука. Понятия и определения геокриологии. Процессы замерзания-таяния горных пород. Физические процессы в оттаивающих горных породах. Температурное поле и температурный режим толщ мерзлых горных пород. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Сезонная мерзлота. Деятельный слой. Процессы, происходящие в деятельном слое. Многолетняя мерзлота. Пространственное размещение. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Закономерности и факторы формирования многолетних мерзлых пород. Гидрологические особенности области многолетней мерзлоты. Классификация подземных вод. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы Сам. работа 8 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Сезонная мерзлота. Деятельный слой. Многолетняя мерзлота. Закономерности и факторы формирования многолетних мерзлых пород. Классификация подземных вод. Практические 8 4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Криолитогенез. Типы подземного льда. Криогенные горные породы. Лёсс. Сингенетический и эпигенетический типы криолитогенеза. Термокарст. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Наледи. Закономерности формирования. Виды наледей. Прогнозирование наледных профессов иборьба с наледями. Лекции 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Подготовка к устному опросу, составление опорной схемы Сам. работа 8 5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Криолитогенез. Криогенные горные породы. Термокарст. Наледи. Прогнозирование наледных профессов иборьба с наледями. Практические 8 2 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» -
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4029

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ПК-1: Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области изучения ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Количество и площадь таликов возрастают (выберите один ответ):
a. с юга на север
b. с севера на юг
c. с запада на север
d. с запада на восток
e. с востока на запад
Ответ: b

2. Какие бывают виды снежного покрова? (Выберите один или несколько ответов)
a. устойчивый
b. периодический
c. многолетний
d. временный
Ответ: a, d

3. На большем своём протяжении береговая линия Антарктиды представлена (выберите один ответ):
a. выводными ледниками
b. ледяным барьером
c. шельфовыми ледниками
d. участками, лишенными льда
Ответ: с

4. Мощность мерзлого слоя при сезонном промерзании достигает:
a. десятков и сотен метров
b. нескольких метров
c. нескольких сантиметров
Ответ: b

5. Что из себя представляет изотермический метаморфизм снежного покрова?
a. разрушение и упрощение формы первоначальных снежинок, образование округлых ледяных кристаллов и их сближение разрушение и создание новых связей
b. изменение структуры снега под воздействием внешних механических усилий
c. преобразование структуры снега путем роста одних кристаллов за счет уменьшения и исчезновения других под действием температурных изменений внутри снежного покрова
Ответ: a

6. Какой самый распространенный склоновый процесс в районах распространения многолетней мерзлоты (выберите один ответ)?
a. обвал
b. солифлюкция
c. лавинообразование
d. морозное пучение
Ответ: b

7. Среди горных районов России современного оледенения не имеет (выберите один ответ):
a. Хребет Черского
b. Плато Путорана
c. Урал
d. Енисейский кряж
Ответ: d

8. Где будет наблюдаться максимальная толщина снежного покрова (выберите один ответ)?
a. на наветренной стороне лесополосы
b. внутри лесополосы
c. на подветренной стороне лесополосы
Ответ: с

9. Процесс сортировки материала в результате протекания мерзлотных процессов создает формы рельефа (выберите один ответ):
a. нагорные террасы
b. наледи
c. медальоны
d. бугры почения
Ответ: с

10. Как называют отношение площади области аккумуляции ледника к площади его области абляции?
коэффициентом соответствия
ледниковым коэффициентом
коэффициентом детерминации
Ответ: b

11. Каковы причины формирования глубинной изморози в снежном покрове (выберите один ответ)?
a. уплотнение снежного покрова
b. морозная и туманная погода
c. температурные скачки в толще снега
Ответ: с

12. Укажите основные виды метелей (выберите один или несколько ответов):
a. приповерхностная
b. низовая
c. "снежный плен"
d. переметная
e. верховая
Ответ: b, e

13. Какие условия необходимы для формирования снежного покрова? (Выберите один или несколько ответов)
a. Отрицательная температура воздуха
b. Сухая или мерзлая земная поверхность
c. Выпадение осадков в твёрдом виде
d. Выпадение осадков
e. Зимний период времени
Ответ: a, b, c

14. Многолетнемерзлые породы – это породы, находящиеся в мерзлом состоянии …
a. в течении 3-х сезонов года
b. более одного года
c. не менее двух лет
d. от трех и более лет
Ответ: с

15. Как называются льды, образованные в результате замерзания воды, внедрившейся под напором вдоль водонепроницаемых мёрзлых пластов горных пород?
a. конжеляционные
b. инъекционные
c. режеляционные
d. повторно-жильные
Ответ: b

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100%;
«хорошо» – верно выполнено 70-84%;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69%;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Как называются породы, грунты, почвы, имеющие нулевую или отрицательную температуру?
Ответ: мёрзлые

2. Для какого криогенного процесса характерны такие формы рельефа как аласы, байджарахи и западины?
Ответ: термокарст

3. Как называется снежный обвал, масса снега, падающая или сползающая с горных склонов и увлекающая на своем пути новые массы снега?
Ответ: лавина

4. Какой инструмент используется для измерения толщины снежного покрова?
Ответ: снегомерная рейка

5. К какому типу рельефа снежного покрова относятся ветровые борозды и заструги?
Ответ: дефляционные

6. К какому типу рельефа снежного покрова относятся снежный вал, снежная рябь, барханы?
Ответ: аккумулятивные

7. Как называется форма рельефа, которая сформирована в процессе медленного перемещения вниз по склону крупнообломочного материала?
Ответ: курум

8. Какая форма рельефа формируется в результате формообразующей деятельности снежников?
Ответ: нивальная ниша

9. К какому типу ледниковых форм рельефа относятся кар, бараний лоб, трог, карлинг?
Ответ: денудационный

10. К какому типу ледниковых форм рельефа относятся морена, зандр, озы, камы?
Ответ: аккумулятивный

11. Как называется неподвижное (иногда медленно сползающее) скопление снега и льда, сохраняющееся на земной поверхности в течение части или всего теплого времени года после стаивания окружающего снежного покрова?
Ответ: снежник

12. Как называется высотный уровень, выше которого накопление твёрдых атмосферных осадков преобладает над их таянием и испарением?
Ответ: снеговая линия

13. Какой вид метаморфизма снежного покрова приводит к разрыхлению снега, образованию крупных кристаллов, и протекает при значительном температурном градиенте в толще снега?
Ответ: конструктивный

14. как называется переходная стадия между снегом и льдом?
Ответ: фирн

15. Какие бывают основные виды снегосъёмок?
Ответ: маршрутные, ландшафтные

16. Как называется течение передвижных мелкообломочных пород по многолетней мерзлоте?
Ответ: солифлюкция

17. Как называется нижний уровень хионосферы?
Ответ: снеговая линия

18. Снежный покров обладает … теплопроводностью.
Ответ: низкой

19. Как называется мерзлота, в которой горные породы и грунт возникли раньше, чем сам процесс замерзания?
Ответ: эпигенетическая

20. Как называются снежники, лежащие в течении всего года?
Ответ: перелетки или постоянные снежники

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ:
ПК-2: Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
см. https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=193027
Задания заключаются в поиске и распознавании на космических снимках объектов гляциосферы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100%;
«хорошо» – верно выполнено 70-84%;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69%;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
см. https://portal.edu.asu.ru/mod/quiz/view.php?id=193027
Задания заключаются в дешифрировании аэрофотоснимков и космических нимков высокого разрешения и выделении на них отдельных структурных частей ледников и других объектов криосферы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
«Отлично» – Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет;
«Хорошо» – Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны;
«Удовлетворительно» – Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны;
«Неудовлетворительно» – Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Гляциология как наука.
2. Мерзлотоведение как наука.
3. Многолетняя мерзлота и сезонная мерзлота.
4. Закономерности и факторы формирования многолетних мерзлых пород.
5. Криолитогенез
6. Термодинамические условия развития мерзлых пород
7. Влияние различных природных факторов (верхние и нижние граничные условия) и ландшафта в целом на формирование температуры горных пород.
8. Понятие деградации и аградации вечной мерзлоты.
9. Сезонное промерзание и протаивание горных пород
10.Классификация типов сезонного протаивания
11. Мерзлые породы как многофазные и многокомпонентные системы
12. Изменение свойств горных пород при промерзании.
13. Миграция воды в замерзших, мерзлых и оттаивающих грунтах.
14. Напряжения и деформации в промерзших и оттаивающих грунтах
15. Подземные льды. Типы льдообразования в земной коре (криолитогенез)
16.Типы подземных льдов и криогенных текстур.
17.Классификация подземных льдов.
18. Классификация криогенных текстур
19. Генетические типы мерзлых толщ
20. Влияние криогенных процессов на морфолитогенез и ландшафты

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Криогенные склоновые процессы, формы и отложения, связанные с ними
2. Ландшафтообразующая роль вечной мерзлоты
3. Районирование области многолетней мерзлоты России
4. Географическое распространение и мощность мерзлых пород
5. Рельефообразующая роль пучения и морозобойного растрескивания
6. Особенности условий развития многолетней мерзлоты в Сибири
7. Влияние растительности на распределение снежного покрова
8. Влияние рельефа на распределение снежного покрова
9. Какова роль снежного покрова для транспорта и сельского хозяйства?
10. Какова роль снежного покрова для рекреации и туризма?
11. Методика снегомерной съёмки.
12. Влияние снежного покрова на распределение солнечной энергии и тепловой баланс земной поверхности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О.В. Останин Гляциология и мерзлотоведение: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.2 Н.В. Тумель, Л.И. Зотова Геоэкология криолитозоны: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/5E809E92-37D0-4F08-9BC5-24E75E27FF50
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.И. Соломатин Геокриология: подземные льды: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D8A6E8C7-65A5-4962-A186-310C61A8F17F
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. school-collection.edu.ru
Э2 Самый подробный глобус www.google.com
Э3 Курс в Moodle "Мерзлотоведение и гляциология (Снежно-ледовые ресурсы мира)" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.