МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Учение о биосфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_ФГ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Максимова Н.Б.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Учение о биосфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются формирование комплекса знаний и представлений о биосфере на базе биогеохимической концепции В.И. Вернадского как научном фундаменте современной экологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности
ОПК-1.1 Знает теоретические основы математических и естественных наук, фундаментальных разделов наук о Земле
ОПК-1.2 Умеет выполнять анализ географических данных на основе знаний фундаментальных разделов наук о Земле, математических и естественных наук
ОПК-1.3 Владеет навыками применения знаний фундаментальных разделов наук о Земле в практической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает теоретические основы математических и естественных наук, фундаментальных разделов наук о Земле
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет выполнять анализ географических данных на основе знаний фундаментальных разделов наук о Земле, математических и естественных наук


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Владеет навыками применения знаний фундаментальных разделов наук о Земле в практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение Лекции 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Развитие взглядов на концепцию биосферы Лабораторные 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 3 4 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Биосфера
2.1. Структура и границы биосферы Лабораторные 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Структура и границы биосферы Лекции 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 3 4 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.4. Биосфера – область превращения космической энергии Лекции 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.5. Биосфера – область превращения космической энергии Лабораторные 3 1 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.6. Биогеохимические круговороты веществ Лабораторные 3 4 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.7. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, тестированию, оформление отчета Сам. работа 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Вещество в биосфере
3.1. Живое и косное вещество в биосфере Лекции 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.2. Живое и косное вещество в биосфере Лабораторные 3 1 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.3. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление презентаций, доклада Сам. работа 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.4. Геохимический состав и функции живого вещества Лекции 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.5. Геохимический состав и функции живого вещества Лабораторные 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.6. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета по РГР Сам. работа 3 4 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.7. Геохимические и экологические функции биосферы. Биогеохимические законы В.И. Вернадского Лекции 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.8. Геохимические и экологические функции биосферы Лабораторные 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.9. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к тестированию Сам. работа 3 5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Ноосфера
4.1. Эволюция биосферы, ноосфера Лекции 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.2. Эволюция биосферы, ноосфера Лабораторные 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.3. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 3 6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.4. Современное состояние биосферы Лекции 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.5. Современное состояние биосферы Лабораторные 3 4 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.6. Работа с лекцией и учебной литературой, оформление отчета по РГР, подготовка к коллоквиуму Сам. работа 3 6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.7. Техногенез и устойчивость биосферы Лекции 3 2 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.8. Техногенез и устойчивость биосферы Лабораторные 3 4 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.9. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к собеседованию Сам. работа 3 6 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.10. Экзамен 3 27 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3557

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Термин «биосфера» ввел в науку:
1. Ж. Б. Ламарк
2. Э. Зюсс
3. В.И. Вернадский
4. К. Бернак
ОТВЕТ: 2

Вопрос 2. Учение о биосфере как система взглядов суммирует научную информацию таких наук, как:
1. география, основы природопользования, физиология, ботаника
2. география, заповедное дело, гистология, цитология
3. география, биогеохимия, биология, геохимия
4. география, ландшафтоведение, микробиология, антропология
ОТВЕТ: 3

Вопрос 3. Биосфера – это:
1. оболочка Земли, включающая часть литосферы, атмосферы, гидросферы
2. оболочка Земли, в которой существуют живые организмы
3. оболочка Земли, в которой существует человек
4. оболочка Земли, в которой существует или когда-либо существовала жизнь, где встречаются живые организмы или продукты их жизнедеятельности
ОТВЕТ: 4

Вопрос 4. В.И. Вернадский впервые использовал термин «биосфера» в:
1. 1905 году
2. 1914 году
3. 1926 году
4. 1908 году
ОТВЕТ: 3

Вопрос 5. Биосфера является результатом взаимодействия:
1. живой и неживой материи
2. живой материи и хозяйственной деятельности человека
3. неживой материи и космических излучений
4. живой материи и геомагнитных полей
ОТВЕТ: 1

Вопрос 6. Основоположником современных представлений о биосфере является:
1. В.В. Докучаев
2. Н.И. Сафронов
3. В.И. Вернадский
4. Ф.У. Кларк
ОТВЕТ: 3

Вопрос 7. Биосфера по В.И. Вернадскому:
1. планетарное явление
2. космогенное явление
3. геологическое явление
4. планетарное, космогенное явление
ОТВЕТ: 4

Вопрос 8. Биосфера по Ламарку Ж.Б.:
1. образ жизни
2. геологическая оболочка
3. геологическая оболочка, где обитает жизнь
4. живая материя
ОТВЕТ: 3

Вопрос 9. Круговорот химических веществ через растительные и животные организмы, которые совершаются с использованием солнечной энергии и энергии химических реакций:
1. цикл замкнутый
2. цикл биогеохимический
3. цикл жизненный
4. цикл ресурсный
ОТВЕТ: 2

Вопрос 10. Основные положения биогеохимии разработаны и сформулированы:
1. В.И. Вернадским
2. Н.А. Северцевым
3. В.В. Докучаевым
4. Г.Ф. Морозовым
ОТВЕТ: 1

Вопрос 11. Макроэлементы, из которых преимущественно построены органические вещества:
1. S, Na, K, O
2. Mg, Ca, Fe, H
3. O, C, H, N
4. P, Ca, Na, S
ОТВЕТ: 3

Вопрос 12. Планетарный процесс циклического закономерного изменения, перераспределения вещества, энергии и информации, многократно входящих в непрерывно обновляющиеся экологические системы биосферы:
1. биосферный круговорот веществ
2. биогеоценотический круговорот веществ
3. химический круговорот веществ
4. биогеохимический круговорот веществ
ОТВЕТ: 4

Вопрос 13. Какой тип питания организмов привел к первой планетарной катастрофе?
1. автотрофный
2. гетеротрофный
3. биотрофный
4. миксотрофный
ОТВЕТ: 1

Вопрос 14. Биогеохимическая зона:
1. территория и акватория, в пределах которой природные, социальные явления качественно и количественно однородны и варьируют в рамках определенного интервала
2. территория со специфическими особенностями миграции химических элементов в почвенном покрове
3. территория физико-географического пояса с особым характером геоморфологических процессов, с особыми типами климата, растительности, почв и животного мира
4. территория, характеризуемая единством почвообразовательного процесса, климатических факторов, процессов биогенной миграции химических элементов
ОТВЕТ: 4

Вопрос 15. Закон внутреннего динамического равновесия:
1. минералогические процессы в короткие интервалы времени повторяют общую историю геологического развития
2. вещество, энергия, динамическое количество отдельных природных систем и их иерархии тесно взаимосвязано
3. организм в индивидуальном развитии повторяет эволюционное развитие своего вида
4. устойчивая связь явлений природы, обуславливающая их существование и развитие
ОТВЕТ: 2

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Организм поддерживает свою целостность с помощью
Ответ: питания
Вопрос 2. Живое от неживого отличается способностью
Ответ: участвовать в круговороте веществ
Вопрос 3. Признак живого, сущность которого состоит в способности живых систем поддерживать относительное постоянство внутренней среды, называется
Ответ: гомеостаз
Вопрос 4. Нa каком уровне организации живого происходит кроссинговер
Ответ: клеточном
Вопрос 5. Отношение средних содержаний элементов в золе растений континентов к кларкам литосферы называется
Ответ: Общая биогенность
Вопрос 6. Сфера, в которой отмечается повышение температуры с высотой называется
Ответ: стратосфера
Вопрос 7. Все аномальные свойства воды определяются наличием в молекуле
Ответ: дипольного момента
Вопрос 8. На основании изучения какой разновидности сейсмических волн сделано заключение о строении Земли
Ответ: продольных
Вопрос 9. Сложный динамический комплекс органических соединений, образующийся при разложении и гумификации органических остатков и продуктов жизнедеятельности живых организмов называется
Ответ: гумус
Вопрос 10. Илы, имеющие сизую, зеленую, серую окраску в основном формируются в
Ответ: тундре
Вопрос 11. На территории Алтайского края преобладают водоносные горизонты
Ответ: содового ряда
Вопрос 12. Какие свойства атомов проявляются при выветривании
Ответ: гравитационные
Вопрос 13. При отсутствии фотосинтеза образование живого вещества идет с помощью
Ответ: хемосинтеза
Вопрос 14. Максимальное количество химических элементов ландшафта, находящихся в составе живого вещества называется
Ответ: емкостью биологического круговорота
Вопрос 15. Твердые горючие ископаемые органического происхождения, представляющие собой продукты преобразования остатков растительных и животных организмов под воздействием физико-химических, биологических и геологических факторов называются
Ответ: каустобиолиты
Вопрос 16. Использование организмами окислительных химических реакций, дающих энергию для физиологических процессов называется
Ответ: дыхание
Вопрос 17. Микробиологический процесс окисления аммиака до азотистой кислоты называется
Ответ: нитрификация
Вопрос 18. Разложение микроорганизмами азотсодержащих органических соединений (белков, мочевины, нуклеиновых кислот и др.) с образованием свободного аммиака называется
Ответ: аммонификсация
Вопрос 19. Наличие большого количества соединений серы в атмосфере обуславливает образование
Ответ: кислотных дождей
Вопрос 20. Биоиндикаторами повышенного содержания серы в атмосфере являются
Ответ: лишайники

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Понятие «жизнь», уровни организации живого. Свойства живых систем.
2. Пути видообразования. Адаптации организмов, их классификация и значение. Преадаптации.
3. Популяционно-видовой уровень организации жизни. Понятие микроэволюция
4. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Элементарные факторы эволюции.
5. Макроэволюция. Направления и формы эволюции групп.
6. Биологический прогресс и биологический регресс. Соотношение онто- и филогенеза.
7. Основные закономерности соотносительной эволюции. Эмпирические правила эволюции
8. Понятие биосферы. Границы биосферы. Структура биосферы.
9. Изотопный состав вещества. Кларки химических элементов
10. Строение и состав земных геосфер
11. Пребиотическая эволюция. Биотический этап эволюции
12. Эволюция по способу получения энергии. Основные виды энергии в биосфере. 13. Эволюция прокариот.
14. Эволюция эукариот. Главные закономерности эволюции организмов.
15. Основные черты эволюции растений. Эволюция многоклеточных животных.
16. Развитие биосферы в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры. Ключевые эволюционные события эр и периодов
17. Строение и состав педосферы. Биосферные функции почвы.
18. Типы вещества в биосфере и его функции. Различия между живым и косным веществом
19. Энергетические и информационные функции живого вещества.
20. Почва как биокосная система
21. Ил как биокосная система. Кора выветривания как биокосная система.
22. Исходные положения термодинамики. Биосфера как открытая термодинамическая система.
23. Параметры и факторы миграции химических элементов. Виды миграции.
24. Биогенная миграция
25. Техногенная миграция
26. Понятие геохимического барьера. Типы барьеров.
27. Большой и малый геологические круговороты. Их биологическое значение.
28. Переход биосферы в ноосферу. Этапы развития ноосферы. Энергия ноосферного развития
29. Техногенные источники загрязнения. Промышленные отходы. Техногенные геохимические аномалии
30. Экологические законы биосферы
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Охарактеризуйте общую структуру биосферы: подсферы и надсферы. Каковы границы различных оболочек биосферы? Выделите границы распределения живого вещества в биосфере.
2. Сделайте анализ биогенной миграции химических элементов в предложенных видах лесных и сельскохозяйственных растений
3. Проведите анализ биогенной миграции химических элементов в предложенных видах растений
4. Сравните биогенную миграцию химических элементов в хвое и листьях предложенных видах растений
5. Охарактеризуйте биогеохимический круговорот азота в биосфере, поясните какова его роль в поддержании устойчивого развития биосферы.
6. Охарактеризуйте биогеохимический круговорот серы в биосфере, поясните какова его роль в поддержании устойчивого развития биосферы.
7. Охарактеризуйте биогеохимический круговорот фосфора в биосфере, поясните какова его роль в поддержании устойчивого развития биосферы.
8. Охарактеризуйте биогеохимический круговорот углерода в биосфере, поясните какова его роль в поддержании устойчивого развития биосферы.
9. Дайте анализ основных факторов подразделения арены жизни на суше.
10. Объясните положение «Распределение жизни в горах контролируется действием закона высотной поясности».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хаханина, Т. И. Химия окружающей среды : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Еремченко, О.З. Учение о биосфере: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.3 Байлагасов, Л.В. Региональное природопользование : учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мананков А. В. Геоэкология. Методы оценки загрязнения окружающей среды: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Гусейханов, М. К. Концепции современного естествознания: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Фирсов, А.И. Экология техносферы: учебное пособие Нижний Новгород : ННГАСУ, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Экологический портал России и стран СНГ www.ecologysite.ru
Э2 2. Экологический портал, социальная экологическая сеть naveki.ru
Э3 3. Всемирный фонд дикой природы www.panda.org
Э4 4. Гидрометеорологические данные России www.meteo.ru
Э5 5.Гринпис www.greenpeace.org
Э6 6. Движение студенческих дружин по охране природы dop.environment.ru
Э7 7. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология. window.edu.ru
Э8 8. Электронный Архив В. И. Вернадского vernadsky.lib.ru
Э9 9. Биосфера ru.wikipedia.org
Э10 10. Химическая эволюция ru.wikipedia.org
Э11 11. Возникновение жизни ru.wikipedia.org
Э12 12. Историческая геология geohro.ru
Э13 13. История развития жизни evolution.powernet.ru
Э14 14. Учение о биосфере: основные положения и понятия art-con.ru
Э15 Курс в Moodle «Учение о биосфере» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

1. http://www.ecologysite.ru – экологический портал России и стран СНГ
2. http://naveki.ru/ - экологический портал, социальная экологическая сеть
3. http://www.panda.org/ - всемирный фонд дикой природы
4. http://www.meteo.ru/ - гидрометеорологические данные России
5. http://www.greenpeace.org/international/ - Гринпис
6. http://dop.environment.ru/ - движение студенческих дружин по охране природы
7. http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
8. http://vernadsky.lib.ru/ Электронный Архив В. И. Вернадского
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Биосфера
10. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Химическая эволюция
11. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Возникновение жизни
12. http://geohro.ru/pervie_etapi_razvitiya_jizni/ Историческая геология
13. http://evolution.powernet.ru/history/ История развития жизни
14. http://art-con.ru/node/994 Учение о биосфере: основные положения и понятия

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.