МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая география и ландшафты материков и океанов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_ФГ-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 18 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 36 36 45 45 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Ненашева Г.И.

Рецензент(ы):
к.г.н, доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Физическая география и ландшафты материков и океанов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение физической географии мира, познание общих планетарных и крупных региональных закономерностей возникновения, развития и хозяйственного освоения ландшафтов.

В качестве основных задач программы учебной дисциплины «Физическая география ландшафтов материков и океанов» можно сформулировать следующие:
- анализ природных факторов, формирующих разнообразие современных ландшафтов материков;
- изучение зонально-поясной структуры материков в ее современном виде, этапы развития данной структуры;
- рассмотрение особенностей морфологии, специфики природных комплексов Мирового океана;
- ознакомление с природно-ресурсным потенциалом крупных регионов суши и Мирового океана, его современным состоянием и перспективами использования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
ОПК-2.2 Умеет решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
ОПК-2.3 Владеет навыками ландшафтно-экологического проектирования и менеджмента природных ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Знает теоретические основы о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Умеет решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3. Владеет навыками ландшафтно-экологического проектирования и менеджмента природных ресурсов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел. Введение. Физическая география ландшафтов материков и океанов в системе географических наук
1.1. Тема 1. Физическая география ландшафтов материков и океанов в системе географических наук Лекции 4 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Самостоятельная работа прописана в учебно-методическом пособии "Физическая география и ландшафты материков и океанов" Сам. работа 4 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел. Классификация ландшафтов и физико-географическое районирование территории
2.1. Тема 2. Геосфера. Классификация ландшафтов и физико-географическое районирование территории Лекции 4 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Занятие № 1. Основные черты развития геосферы и планетарная дифференциация её ландшафтов Практические 4 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Занятие № 2. Основные этапы формирования природы материков. Тектоническое строение материков Практические 4 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Занятие № 3. Рельеф матерников Практические 4 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Тема 3. Зональность ландшафтной сферы Земли как следствие взаимодействия Земли и Солнца. Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Занятие № 4. Климат как фактор формирования зональных типов ландшафтов Практические 4 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Занятие № 5. Климат как фактор территориальной дифференциации природы материков Практические 4 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Занятие № 6. Воды материков Практические 4 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Занятие № 7. Биотические компоненты ландшафтов материков Практические 4 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Тема 4. Азональные факторы. Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Занятие № 8. Географические пояса и зоны Практические 4 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Самостоятельная работа прописана в учебно-методическом пособии "Физическая география и ландшафты материков и океанов" Сам. работа 4 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел. Физико-географическое районирование материков
3.1. Тема 5. Евразия Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Занятие № 9. Физико-географическое регионы Евразии Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Тема 6. Северная Америка Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Занятие №10. Физико-географическое районирование Северной Америки Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Тема 7. Южная Америка Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Занятие №11. Физико-географическое раойнирование Южной Америки Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Тема 8.Африка Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Занятие №12. Физико-географическое районирование Африки Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.9. Тема 9. Австралия. Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.10. Занятие №13. Физико-географическое районирование Автралии Практические 4 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.11. Тема 10. Антарктида. Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.12. Занятие №14. Семинар Физико-географическая характеристика Антарктиды Практические 4 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.13. Задания для самостоятельной работы приводятся в учебно-методическом пособии "Физическая география и ландшафты материков и океанов№ Сам. работа 4 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел. Океания. Океаны.
4.1. Тема 11. Мировой океан. Районирование океанов Лекции 5 9 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Тема 12. Океания Лекции 5 9 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Занятие №15. Семинар. Островной мир Океании Практические 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Занятие №16. Семинар. Общая характеристика океанов Практические 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Занятие №17. Географические названия форм подводного рельефа Практические 5 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.6. Занятие № 18. Семинар. Районирование мирового океана Практические 5 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.7. Задания для самостоятельной работы приводятся в учебно-методическом пособии "Физическая география и ландшафты материков и океанов№ Сам. работа 5 45 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.8. Физическая география и ландшафты материков и океанов Экзамен 5 27 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=426.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен применять теоретические знания о закономерностях и особенностях развития и взаимодействия природных, производственных и социальных территориальных систем при решении задач профессиональной деятельности

1. Назовите крупнейшую реку Южной Америки:
а. Амазонка
b. Тигр
c. Нил
d. Мараньон

Ответ: а

2. К каким берегам приурочены значительные площади шельфа Атлантического океана?
a. Европы и Северной Америки
b. Антарктиды
c. Южной Америки
d.Африки

Ответ: а

3. Какая подводная котловина не относится к Атлантическому океану?
a. Лабрадорская
b. Гвианская
c. Амундсена
d. Бразильская

Ответ: с

4. Где начинается Срединно-Атлантический хребет?
a. у берегов Великобритании
b. у берегов Ирландии
c. у берегов Гренландии
d. у берегов Исландии

Ответ: d

5. Объём Индийского океана?
a. 592,6 млн км3
b. 368,3 млн км3
c. 182,8 млн км3
d. 282,6 млн км3

Ответ: d

6. Максимальная глубина Индийского океана?
a. 5300 м
b. 7729 м
c. 8560 м
d. 11020 м

Ответ: b

7. Из побережий Тихого океана особенно сильно изрезано:
a. Западное
b. Восточное
c. Южное
d. Северное

Ответ: а

8. Первым из европейцев океан увидел:
a. Джек Лорд
b. Магеллан;
c. Коллумб
d. Кук

Ответ: b

9. Какая самая длинная река Азии?
a. Янцзы
b. Инд
c. Хуанхэ
d. Ганг

Ответ: а

10. Какие виды рельефа преобладают на материке Северная Америка?
a. плато
b. горы
c. равнины
d. горные хребты

Ответ: с

11. Самая высшая точка Северной Америки ?
a. Мак-Кинли
b. Орисоба
c. Аконкагуа
d. Эверест

Ответ: а

12. Где расположены самые крупные залежи железной руды?
a. На Великой равнине
b. на Центральной равнине
c. в Кордильерах
d. в горах Аппалачи

Ответ: d

13. Какая плита занимает юго-восток материка южнее Ла-Платы?
a. Южно-Американская плита
b. Скотия
c. Карибская плита
d. Патагонская плита

Ответ: d

14. Какой важнейший тип зональной растительности умеренного пояса Евразии?
a. Хвойные леса
b. Все выше перечисленные
c. Смешанные леса
d. Широколиственные леса

Ответ: b

15. Особенно богат органический мир океана в широтах:
a. тропических и экваториальных
b. субтропических
c. умеренных и тропических
d. умеренных и полярных

Ответ: d



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



1. Это участок акватории Атлантического океана между 21 и 36 с.ш. и 40 и 70° з.д. «безбрежно, но не безгранично» - …

Ответ: Саргассово море

2. В каком море Атлантического океана разнообразно и широко представлены коралловые рифы?

Ответ: Карибское море

3. На шельфе, какого залива происходит интенсивная добыча нефти и газа?

Ответ: Мексиканского

4. Над какой частью Индийского океана юго-восточный пассат остается основным воздушным течением летом?

Ответ: над Южной частью

5. Нефтегазоносный бассейн какого залива — один из крупнейших в мире?

Ответ: Персидский

6. В каком полушарии расположена основная часть Тихого океана?

Ответ: Западном

7. Как называется высшая точка Азии?

Ответ: г. Джомолунгма

8. В какую эру произошло окончательное формирование впадины Атлантического океана и окружающих его материков?

Ответ: Кайнозойскую эру

9. Самая длинная река Северной Америки – …

Ответ: Миссисипи

10. Самый крупный остров на планете – …

Ответ: Гренландия

11. Что является важным фактором климатообразования Южной Америки?

Ответ: Рельеф

12. Самое крупное поднятие ложа Атлантического океана – …

Ответ: Бермудское плато

13. Назовите самую длинную реку Европы

Ответ: Волга

14. В каком море наиболее разнообразен органический мир?

Ответ: Японском

15. Опустошительные тропические ураганы в западной части океана – …

Ответ: Тайфуны

16. Самая глубокая впадина в океане?

Ответ: Марианский желоб

17. Крупный остров в Индийском океане – …

Ответ: Мадагаскар

18. Сколько биогеографических областей выделяют в Атлантическом океане?

Ответ: 4

19. Крупнейшей рекой Южной Америки является...

Ответ: Амазонка

20. Какие из современных субаквальных форм рельефа, образованные приливными течениями, наиболее распространены в Атлантическом океане?

Ответ: Песчаные гряды




КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к экзамену:
1. Планетарная модель географической зональности на материках.
2. Географическая сфера (геосфера). Основные черты развития геосферы.
3. Представление о развитии земной поверхности.
4. Климатические пояса земного шара, распределение солнечной энергии.
5. Географические пояса земного шара.
6. История формирования территории, полезные ископаемые и рельеф Европы
7. Климат Европы.
8. Внутренние воды Европы.
9. Растительность и почвы Европы.
10. Географические пояса и зоны Европы.
11. История формирования территории, полезные ископаемые и рельеф Азии.
12. Климат Азии.
13. Внутренние воды Азии.
14. Растительность и почвы Азии.
15. Географические пояса и зоны Азии.
16. Физико-географическое районирование Евразии.
17. История формирования территории, полезные ископаемые и рельеф Африки.
18. Климат Африки.
19. Внутренние воды Африки.
20. Растительность и почвы Африки.
21. Географические пояса и зоны Африки.
22. Физико-географическое районирование Африки.
23. История формирования территории, полезные ископаемые и рельеф Австралии.
24. Климат Австралии.
25. Внутренние воды Австралии.
26. Растительность и почвы Австралии.
27. Географические пояса и зоны Австралии.
28. Физико-географическое районирование Австралии.
29. История формирования территории, полезные ископаемые и рельеф Южной Америки.
30. Климат Южной Америки.
31. Внутренние воды Южной Америки.
32. Растительность и почвы Южной Америки.
33. Географические пояса и зоны Южной Америки.
34. Физико-географическое районирование Южной Америки.
35. История формирования территории, полезные ископаемые и рельеф Северной Америки.
36. Климат Северной Америки.
37. Внутренние воды Северной Америки.
38. Растительность и почвы Северной Америки.
39. Географические пояса и зоны Северной Америки.
40. Физико-географическое районирование Северной Америки.
41. Климат Антарктиды.
42. Органический мир Антарктиды.
43. Гляциоморфология Антарктиды.
44. Физико-географическое районирование Антарктиды.
45. Происхождение и развитие дна океанов (теория Дж. Дана и других ученых; теория «океанизации» материковой земной коры; теория тектоники литосферных плит).
46. Происхождение океанических вод и формирование их солевого состава.
47. Возникновение и развитие жизни в океане.
48. Рельеф дна океанов.
49. Осадки на дне океана.
50. Геологическое строение океанической земной коры.
51. Океанические острова.
52. Берега океана.
53. Физические свойства морской воды.
54. Распределение температуры вод океанов.
55. Распределение солености вод океанов.
56. Плотность океанических вод.
57. Динамика вод океанов.
58. Основные группы организмов в океане.
59. Биологическая продуктивность океана.
60. Биологическая структура океана.
61. Зональность распределения жизни в океане.
62. Гидрографическое районирование океана.
63. Природно-зональное районирование океана.
64. Гидрологическое районирование океана.
65. Геоморфологическое районирование океана.
66. Литологическое районирование океана.
67. Биогеографическое районирование океана.
68. Ландшафтное районирование океана.
69. Энергетические ресурсы океана.
70. Минеральные ресурсы океана.
71. Биологические ресурсы океана.
72. Хозяйственная деятельность человека и загрязнение океана.

Критерии оценивания:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.А. Еремина, Т.Ю. Притула, А.Н. Спрялин Практикум по физической географии материков и океанов: учебное пособие для ВУЗов М.: ВЛАДОС, 2005
Л1.2 Т.В. Власова, М.А. Аршинова, Т.А. Ковалева Физическая география материков и океанов: учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. Д.С. Водопьянова, В.В. Мельничук Физическая география и ландшафты материков и океанов: лабораторный практикум Ставрополь: СКФУ, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Географические Интернет-ресурсы; Web – атлас «Россия как система» (http://sci.aha.ru/RUS/wab_.htm)
Э2 Web – атлас «Окружающая среда и здоровье население России» (http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm)
Э3 Курс в Moodle «Физическая география и ландшафты материков и океанов» portal.edu.asu.ru
Э4 Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга online.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Web–атлас «Россия как система»: http://sci.aha.ru/RUS/wab_.htm
Web–атлас «Окружающая среда и здоровье население России»: http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Физическая география и ландшафты материков и океанов»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Физическая география и ландшафты материков и океанов» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Физическая география и ландшафты материков и океанов» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Физическая география и ландшафты материков и океанов» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Физическая география и ландшафты материков и океанов» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Физическая география и ландшафты материков и океанов».

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.