МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Космическое ландшафтоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_ФГ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Ротанова И.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Космическое ландшафтоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование навыков работы дистанционными методами исследования ландшафтов.
Задачи:
изучить теоретические основы дистанционного исследования объектов;
изучить особенности разных типов дистанционной съемки объектов;
познакомиться с содержанием банков данных информации, полученной из космоса;
освоить технологические схемы дешифрирования космических снимков;
познакомиться с современными программными продуктами, позволяющими обрабатывать информацию из космоса;
изучить формы представления результатов исследования ландшафтов методами дистанционного зондирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации
ПК-2.1 Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
ПК-2.2 Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА)
ПК-2.3 Умеет выполнять научно-исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий
ПК-3Способен создавать электронные карты и базы пространственных данных с использованием геоинформационных систем
ПК-3.1 Знает теоретические основы создания баз пространственных данных с использованием геоинформационных систем
ПК-3.2 Умеет создавать электронные карты и базы пространственных данных с использованием геоинформационных систем
ПК-3.3 Владеет методами обработки и интерпретации данных дистанционного зондирования Земли с использованием геоинформационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
ПК-3.1. Знает теоретические основы создания баз пространственных данных с использованием геоинформационных систем;
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА)
ПК-3.2. Умеет создавать электронные карты и базы пространственных данных с использованием геоинформационных систем
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Умеет выполнять научно-исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий
ПК-3.3. Владеет методами обработки и интерпретации данных дистанционного зондирования Земли с использованием геоинформационных систем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы. Дешифровочные признаки объектов. Виды космических снимков и источники снимков. Построение ландшафтной карты на основе космического снимка.
1.1. Теоретические основы дистанционного исследования объектов. Лекции 8 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Технологии дешифрирования космических снимков и представления результатов исследования в форме пригодной для дальнейшего использования в научных и прикладных целях. Лекции 8 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1
1.3. Ссозданиее таблицы дешифровочных признаков. Практические 8 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1
1.4. Построение профиля дешифрируемой местности. Практические 8 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1
1.5. Оформление схемы дешифрирования согласно индивидуальному заданию. Практические 8 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1
1.6. Построение ландшафтной карты на основе космического снимка. Практические 8 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1
1.7. Визуальное дешифрирование и создание таблицы дешифровочных признаков. Сам. работа 8 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1
1.8. Построение профиля дешифрируемой местности. Сам. работа 8 18 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1
1.9. Оформление схемы дешифрирования согласно индивидуальному заданию Сам. работа 8 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1
1.10. Виды космических снимков и источники снимков. Сам. работа 8 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-3: Способен создавать электронные карты и базы пространственных данных с использованием геоинформационных систем
ПК-2: Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Масштаб аэрокосмической съемки зависит от:
1. высоты фотографирования;
2. длины волны зоны электромагнитного спектра;
3. фокусного расстояния аппаратуры съемки.
Ответ:1, 2
Вопрос 2. Высота Солнца в момент проведения съемки должна быть не менее:
1. 10°;
2. 30°;
3. 50°.
Ответ: 2
Вопрос 3. Зона продольного перекрытия снимков при стереоскопической съемке должна составлять:
1. 10% от площади снимка;
2. 30% от площади снимка;
3. 60% от площади снимка.
Ответ: 3
Вопрос 4. Стереоскопическая съемка применяется для:
1. построения рельефа местности;
2. определения высоты зданий и сооружений;
3. определения уровня загрязнения местности.
Ответ: 1
Вопрос 5. Если изображение получено на длине волны равной 5,6 см, то это:
1. фотографическое изображение;
2. сканерное изображение;
3. радиолокационное изображение;
4. лазерное изображение.
Ответ: 3
Вопрос 6. Многозональная съемка – это:
1. съемка в разное время суток;
2. съемка в разное время года;
3. съемка в разных диапазонах длин волн электромагнитного спектра.
Ответ: 3
Вопрос 7. Достоверность дешифрирования снимков повышается при использовании многозональных изображений:
1. да;
2. нет.
Ответ: 1
Вопрос 8. Основными недостатками изображений, полученных в видимом диапазоне длин волн электромагнитного спектра, являются:
1. зависимость от метеоусловий;
2. низкая разрешающая способность;
3. зависимость от освещения местности.
Ответ: 1, 3
Вопрос 9. Изображение, полученное в дальнем инфракрасном диапазоне, применяется для:
1. распознавания видового состава растительности;
2. обнаружения пожаров;
3. изменения границ объектов местности.
Ответ: 2
Вопрос 10. Дешифрирование - это:
1. процесс получения изображения;
2. процесс распознавания объектов местности;
3. процесс кодирования изображения.
Ответ: 2
Вопрос 11. К прямым признакам дешифрирования относятся:
1. тон изображения;
2. форма объектов;
3. тень;
4. структура объектов.
Ответ: 1, 2, 3, 4
Вопрос 12. Лиственные лесные массивы на аэрокосмических изображениях имеют:
1. мелкозернистую структуру;
2. крупнозернистую структуру
3. ячеистую структуру.
Ответ: 2
Вопрос 13. Изменение границ объектов изучаются по:
1. разновременным изображениям;
2. перспективным изображениям;
3. плановым изображениям.
Ответ: 1
Вопрос 14. Разрешение цифрового аэрокосмического изображения – это:
1. размер снимка;
2. размер пиксела на местности:
3. расстояние от поверхности Земли до спутника.
Ответ: 2
Вопрос 15. Для создания карт масштаба 1:10000 масштаб аэрофотоснимков должен быть:
1. 1:10000;
2. 1:25000;
3. 1:50000.
Ответ: 1, 2
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Какие процессы происходят при формировании цифрового изображения
Ответ: дискретизация и квантование
Вопрос 2. Возможность раздельно воспроизводить на снимке мелкие детали снимаемого объекта – это
Ответ: линейная разрешающая способность
Вопрос 3. Процесс распознавания изображенных на снимках объектов и определения их характеристик называется
Ответ: дешифрированием
Вопрос 4. Какие существуют методы дешифрирования
Ответ: полевое, камеральное, аэровизуальное, комбинированное
Вопрос 5. Какие существуют признаки дешифрирования?
Ответ: прямые и косвенные
Вопрос 6. Что такое текстура изображения?
Ответ: связь рисунка изображения объекта с его формой
Вопрос 7. Что такое косвенные дешифровочные признаки?
Ответ: косвенные дешифровочные признаки указывают на наличие или характеристику объекта, не изобразившегося на снимке или не определяемого по прямым признакам, или устраняют многозначность и неопределенность прямых признаков.
Вопрос 8. Трехмерная модель местности создается по:
Ответ: стереопаре снимков
Вопрос 9. Какое процент перекрытие между снимками необходим для создания трехмерной модели местности
Ответ: 60 процентов
Вопрос 10. Классификация изображения -это
Ответ: то процесс извлечения классов информации из многоканального растрового изображения
Вопрос 11. Какие существуют типы классификации изображений:
Ответ: классификация с обучением и классификация без обучения.
Вопрос 12. Какой процесс характерен для классификации «с обучением»?
Ответ: пиксели многозонального снимка группируются на основе сравнения их яркостей в каждой спектральной зоне с эталонными значениями
Вопрос 13. Что такое кластеризация изображения?
Ответ: процесс разбиения объектов на группы (кластеры) на основе свойств, описывающих сущность объектов.
Вопрос 14. Чем отличается классификация от кластеризации?
Ответ: при классификации, каждый объект относят к одному из заранее известных классов, при кластеризации, объекты распределяются по классам в процессе, то есть классы заранее не предопределены, а определяются результатом.
Вопрос 15. Что такое вегетационный индекс?
Ответ: показатель, рассчитываемый в результате операций с разными спектральными каналами ДДЗ и имеющий отношение к параметрам растительности в данном пикселе снимка.
Вопрос 16. Какие спектральные диапазоны применяются при расчете вегетационного индекса
Ответ: красный и ближний инфракрасный
Вопрос 17. Каким объектам соответствует вегетационный индекс равный 0
Ответ: открытая почва, вода
Вопрос 18. Что такое гистограмма изображения?
Ответ: это график, который показывает, как на изображении распределяется яркостьв зависимости от количества пикселов
Вопрос 19. Какой метод применяют при сглаживании шумов на изображении
Ответ: метод фильтрации
Вопрос 20. Для чего применяют метод главных компонент при обработке изображений
Ответ: для снижения размерности пространства признаков
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: способностью использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования, теоретические и научно-практические знания основ природопользования
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Какая зона спектра электромагнитных волн полностью отражается от зеленых листьев:
1. видимая;
2. инфракрасная;
3. радиолокационная.
Ответ: 2
Вопрос 2. У поврежденной (сухой) лесной растительности отсутствует
1. зона поглощения ультрафиолетовых лучей электромагнитного спектра;
2. зона поглощения красных лучей электромагнитного спектра;
3. зона поглощения зеленых лучей электромагнитного спектра.
Ответ: 1
Вопрос 3. Индекс NDVI – это:
1. вегетационный индекс;
2. индекс пожароопасности;
3. индекс влагозапаса.
Ответ: 1
Вопрос 4. Для определения индекса NDVI используют:
1. изображения, полученные в видимом и радио-диапазонах электромагнитного спектра;
2. изображения, полученные в видимом и инфракрасном диапазонах электромагнитного спектра;
3. изображения, полученные в инфракрасном и радио-диапазонах электромагнитного спектра.
Ответ: 2
Вопрос 5. Индекс NDVI равный нулю соответствует:
1. хвойным породам деревьев;
2. редколесью;
3. открытой почве.
Ответ: 3
Вопрос 6. Трансформирование изображений – это процесс:
1. фотометрической коррекции;
2. атмосферной коррекции;
3. геометрической коррекции.
Ответ: 3
Вопрос 7. В результате трансформирования снимков с учетом рельефа местности получают:
1. фотосхему;
2. фотоплан;
3. ортофотоплан.
Вопрос 8. Для создания топографических карт равнинной местности используют;
1. фотосхему;
2. фотоплан;
3. ортофотоплан.
Ответ: 2
Вопрос 9. Трехмерная модель рельефа создается по:
1. одиночному снимку;
2. паре перекрывающихся снимков;
3. спектрозональному снимку.
Ответ: 2
Вопрос 10. Снимки с разрешением на местности 1 м используются для создания топографических карт масштаба:
1. 1:2000;
2. 1:5000;
3. 1:10000.
Ответ: 3
Вопрос 11. Фотометрическая коррекция изображения - это:
1. изменение контраста изображения;
2. изменение масштаба изображения;
3. восстановление пропущенных пикселов на изображении.
Ответ: 1
Вопрос 12. Гистограмма изображения – это:
1. распределение значения контраста изображения относительно длины волны излучения;
2. распределение значений яркостей пикселов относительно их количества;
3. распределение значений яркостей пикселов относительно длины волны излучения.
Ответ: 2
Вопрос 13. Фильтрация изображения проводится с целью:
1. выделения контуров и перепадов яркости;
2. восстановления пропущенных пикселов;
3. устранения шумов.
Ответ: 2, 3
Вопрос 14. Методы классификации изображений бывают:
1. контролируемые;
2. неконтролируемые;
3. комбинированные.
Ответ:1, 2
Вопрос 15. Основным параметром классификации изображений является:
1. яркость пикселов изображения;
2. масштаб изображения;
3. контраст изображения.
Ответ: 1
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Что такое дистанционное зондирование Земли?
Ответ: мониторинг поверхности нашей планеты с помощью оптических, радарных и иных измерительных приборов на значительном удалении от объекта изучения
Вопрос 2. Основным источником излучения, используемым при пассивных съемках в оптическом диапазоне, является
Ответ: Солнце
Вопрос 3. Оптический диапазон включает:
Ответ: видимую, ультрафиолетовую и инфракрасную зоны спектра
Вопрос 4. Виды взаимодействия излучения с атмосферой:
Ответ: поглощение, отражение и рассеивание
Вопрос 5. «Окна прозрачности атмосферы» - это
Ответ: диапазоны спектра, которые атмосфера пропускает
Вопрос 6. Спектральная отражательная способность – это:
Ответ: функция, характеризующая отражательные свойства земной поверхности
Вопрос 7. Пространственное разрешение – это
Ответ: возможность раздельно воспроизводить на снимке мелкие детали снимаемого объекта
Вопрос 8. Что определяет радиометрическое разрешение
Ответ: число уровней квантования
Вопрос 9. Что произойдет со спектральной разрешающей способностью при уменьшении количества диапазонов и увеличении ширины каждого из них
Ответ: уменьшится
Вопрос 10. Съемочные системы в зависимости от происхождения используемого для съемки излучения делят на:
Ответ: пассивные и активные
Вопрос 11. Съемочные системы, с помощью которых регистрация излучения выполняется последовательно по элементам и строкам или полосам называются
Ответ: сканирующими
Вопрос 12. В чем состоит преимущество радиолокационных съемочных систем
Ответ: независимость от погодных условий и освещенности местности
Вопрос 13. В какое время суток можно выполнять тепловую сканерную съемку
Ответ: в дневное и в ночное время
Вопрос 14. Фокусное расстояние фотокамеры – это расстояние от:
Ответ: задней узловой точки объектива до прикладной рамки
Вопрос 15. Какой параметр определяется отношением фокусного расстояния фотоаппарата к высоте фотографирования?
Ответ: масштаб съемки
Вопрос 16. Для вычисления трансформированных координат точки снимка нужно знать
Ответ: значения элементов внутреннего и внешнего ориентирования снимка, координаты точки в плоской системе координат на наклонном снимке
Вопрос 17. Какие поправки вносятся в координаты точек фотоснимка
Ответ: за кривизну Земли, наклон снимка, рельеф местности
Вопрос 18. Опорные точки при трансформировании– это
Ответ: точки, координаты которых определены в геодезической системе координат
Вопрос 19. При ортотрансформировании снимка вводят поправку за:
Ответ: рельеф и угол наклона
Вопрос 20. Исходные данные для создания цифровой модели рельефа:
Ответ: карты, снимки, результаты лазерного сканирования, геодезические измерения
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2225
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса теоретического характера .
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Средства и способы съемки Земли из космоса
2. Классификация КС по технологии получения и спектральному диапазону. Разделение КС по масштабу, обзорности и разрешению
3. Многозональная космическая съемка
4. Объекты ландшафтного дешифрирования, их геосистемная размерность
5. Ландшафт как узловая единица дешифрирования региональных космических изображений
6. Прямые и косвенные признаки дешифрирования.
7. Роль ландшафтной индикации в космическом ландшафтоведении.
8. Ландшафтные рубежи на КС; линеаменты, экотоны.
9. Оптические свойства природных и природно-антропогенных геосистем, их изменчивость в пределах электромагнитного спектра.
10. Геометрические свойства ландшафтных объектов: форма, размер, рисунок изображения. Типы ландшафтных рисунков на КС.
11. Прямые и косвенные признаки дешифрирования различных классов (равнинных, горных) и типов (тундровых, лесных, степных, пустынных) ландшафтов с использованием черно-белых многозональных КС и синтезированных цветных.
12. Оптимальные сезоны (подсезоны) космической съемки таежных, степных, пустынных и других типов ландшафтов.
13. Космическая интерпретация антропогенных изменений природной среды.
14. Признаки дешифрирования сельскохозяйственных земель, лесных вырубок, городов и других населенных пунктов, транспортных артерий и т. п.
15. Методика космического ландшафтного картографирования.
16. Агроландшафтное картографирование по материалам космической съемки.
17. Поиск и ранжирование природных рубежей – зональных и азональных.
18. Физико-географическое районирование на космофотокартах.
19. Вклад космического ландшафтоведения в теорию и методологию ландшафтной географии и ландшафтной экологии.
20. Значение дистанционного ландшафтно-экологического мониторинга для решения проблем рационального природопользования и организации природной среды.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под. ред. В.М, Владимирова Дистанционное зондирование Земли: учебное пособие Красноярск: СФУ, 2014 biblioclub.ru
Л1.2 Книжников Ю.Ф., Кравцова В.И., Тутубалина О.В. Аэрокосмические методы географических исследований. : учебник Изд. Центр «Академия», 2004
Л1.3 А.А. Лагутин, Р.И. Райкин Дистанционное зондирование Земли из космоса: данные и продукты: учебное пособие Барнаул: [АЗБУКА], 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шошина К. В., Алешко Р. А. Геоинформационные системы и дистанционное зондирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 В.Н. Сударников, О.Н. Калинина Основы аэрокосмофотосъемки: учебное пособие Оренбург: ОГУ, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СКАНЭКС www.scanex.ru
Э2 "Все о геологии" geo.web.ru
Э3 СКАНЭКС каталог catalog.scanex.ru
Э4 EOStation - Станция наблюдения Земли eostation.scanex.ru
Э5 СОВЗОНД - ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ www.sovzond.ru
Э6 Data+ www.dataplus.ru
Э7 Google Планета Земля earth.google.com
Э8 Google Maps www.google.com
Э9 ArcGIS, esri esri.com
Э10 ГИС ассоциация www.gisa.ru
Э11 Planetary visions www.planetaryvisions.com
Э12 Курс в Moodle "Космическое ландшафтоведение" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

MapInfo Professional (P) - Nodeljcked, MINWRS1200026830 от 12.10.2014 (бессрочная);
ArcGIS Desktop Advanced Educational Teaching Lab Pak (31), v. 10.3.1, № 302914 от 12.02.16 (бессрочная);
Visual Studio, https://code.visualstudio.com/license
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
405М помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Штативы для тахеометра и геодезической GPS; листы карт из Атласа Алтайского края

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Космическое ландшафтоведение»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Космическое ландшафтоведение» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Космическое ландшафтоведение» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Космическое ландшафтоведение» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Космическое ландшафтоведение» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Космическое ландшафтоведение»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.