Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Профиль | Физическая география, геоинформатика и география туризма |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География_ФГ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.
1.1. | Цель дисциплины - ознакомление студентов с туристскими ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионов России, странах СНГ, республиках Балтии и странах мира. Для достижения поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи: ‒ формирование знаний о научных основах географии туризма; ‒ анализ факторов и условий развития туризма; ‒ выявление основных закономерностей территориальной организации рекреационного хозяйства; ‒ характеристика пространственного распространения основных видов туризма в России и зарубежных центрах; ‒ оценка современного состояния развития туризма в регионах России, Алтайском регионе и прогноз его дальнейшего рекреационного освоения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.02 |
ПК-4 | Способен оценивать туристско-рекреационный потенциал территории и туристско-рекреационные потребности населения, в зависимости от региональной специфики |
ПК-4.1 | Знает теоретические основы рекреационной географии и туризма |
ПК-4.2 | Умеет выполнять оценку туристско-рекреационного потенциала территории |
ПК-4.3 | Владеет навыками анализа туристско-рекреационных потребностей, и выявления рекреационной и туристской активности населения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-4.1. Знает теоретические основы рекреационной географии и туризма |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-4.2. Умеет выполнять оценку туристско-рекреационного потенциала территории |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-4.3. Владеет навыками анализа туристско-рекреационных потребностей, и выявления рекреационной и туристской активности населения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Туризм как вид рекреационной деятельности. Понятие и цели туризма | Лекции | 6 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.2. | Туризм как вид рекреационной деятельности | Практические | 6 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Разновидности программного туризма. Курортно-оздоровительный туризм. Курортная местность. Познавательный туризм. Развлекательные туры. Экологический туризм. Деловой туризм. Конгрессное обслуживание. Инсентив-туризм. Спортивный туризм. Обучающие туры. Семейный туризм. | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 2. Рекреационное и туристское районообразование и районирование. | ||||||
2.1. | Рекреационное и туристское районообразование и районирование. | Лекции | 6 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
2.2. | Районирование. Общегеографические принципы районирования (объективность, многоаспектность, иерархичность, конструктивность). Рекреационное районирование и районообразующие признаки (структура рекреационных функций, степень рекреационной освоенности, перспективность и пр.). Типы рекреационных учреждений: предприятия лечебно-оздоровительного и детского отдыха, спортивного туризма и их материальная база. Рекреационный каркас территории: туристские объекты, курорты, комплексы. | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Туристские центры: понятие, типология и методика оценивания. | ||||||
3.1. | Туристские центры: понятие, типология и методика оценивания. Центро-Периферическая структура мирового туризма. | Лекции | 6 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.2. | Типология туристских центров | Практические | 6 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Туристский центр и центр туризма: соотношение понятий. Общие положения типологии туристских центров. Факторы формирования: генерирующие, реализующие и локализующие. Основные характеристики туристских центров: иерархическое место, специализация, стадия развития. | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 4. География туристского спроса. | ||||||
4.1. | География туристского спроса. | Лекции | 6 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.2. | Динамика въездного и выездного туризма в странах мира | Практические | 6 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | География туризма с целью отдыха и развлечений. География делового туризма. География религиозного туризма. География лечебно-оздоровительного туризма. География спортивного туризма. География экологического туризма. География этнографического туризма. | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 5. Основные регионы туризма в мире | ||||||
5.1. | Основные регионы туризма в мире | Лекции | 6 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.2. | Перспективы развития мирового туризма. Региональный туризм. | Практические | 6 | 6 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.3. | Шесть макрорегионов по типологии ВТО. Динамика изменений. Основные характеристики регионов туризма в мире | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 6. Рекреационное районирование России. Характеристика рекреационных зон и районов, туристских центров. | ||||||
6.1. | Рекреационное районирование России. Характеристика рекреационных зон и районов, туристских центров. | Лекции | 6 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.2. | Современное состояние и перспективы развития туризма в РФ | Практические | 6 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
6.3. | Разработка туристского маршрута по России | Сам. работа | 6 | 3 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 7. Развитие туризма на Алтае. Проблемы и перспективы туризма в Алтайском регионе. | ||||||
7.1. | Развитие туризма на Алтае. | Лекции | 6 | 2 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
7.2. | Анализ состояния и перспектив развития туризма в Алтайском крае и Республике Алтай | Практические | 6 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
7.3. | Развитие туризма на Алтае. Проблемы и перспективы туризма в Алтайском регионе. | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
7.4. | Подготовка к экзамену | Экзамен | 6 | 27 | ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3 | Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен оценивать туристско-рекреационный потенциал территории и туристско-рекреационные потребности населения, в зависимости от региональной специфики 1. Место паломничества православных христиан - остров Валаам расположен: a. в Белом море; b. в Финском заливе. c. в Онежском озере; d. в Ладожском озере: Ответ: d 2. Степные побережья Таганрогского и Темрюкского заливов с песчаными пляжами - природно-рекреационные ресурсы района: a. Азовского; b. Южнорусского. c. Каспийского; d. Кавказско-Черноморского; Ответ: а 3. Географический центр Азии: a. Якутск; b. Кызыл; c. Иркутск; d. Екатеринбург; Ответ: b 4. Санаторий «Юматово» учебными ресурсами и методиками используется кумысолечение, находится на территории: a. Татарии; b. Калмыкии. c. Башкирии; d. Удмуртии; Ответ: с 5. Особо охраняемая природная территория, не входящая в число объектов всемирного наследия: a. вулканы Камчатки b. Убсунурская котловина c. Куршская коса d. Лосиный Остров Ответ: d 6. Население этой республики Северного Кавказа - преимущественно православные христиане: a. Ингушетия; b. Северная Осетия. c. Чечня; d. Адыгея; Ответ: b 7. Самый южный пункт волжского круиза: a. Таганрог. b. Самара; c. Астрахань; d. Волгоград; Ответ: с 8. Какой город нельзя посетить, путешествуя по Транссибирской магистрали: a. Владивосток. b. Магадан; c. Иркутск; d. Новосибирск; Ответ: b 9. Рекреационный район с максимальным количеством городов - миллионеров: a. Европейский Север; b. Верхневолжский; c. Уральский. d. Центральный; Ответ: b 10. Заповедники "Тебердинский", "Кабардино-Балкарский», «Северо-Осетинский», «Кавказский» - объекты экологического и экскурсионно-познавательного туризма на территории района: a. Горно-Кавказского; b. Азовского; c. Калининского; d. Северо-Кавказского. Ответ: а 11. Города Череповец, Мончегорск, Надвоицы: a. центры экологического туризма; b. центры народных промыслов; c. экологически неблагополучные города; d. бальнеологические курорты. Ответ: b 12. Достопримечательность Каспийского туристского района: a. озеро Карачи. b. основанный иранским царем древний город Дербент; c. Кунгурская ледяная пещера; d. Тебердинский заповедник; Ответ: b 13. Организация галотерапии на базе соляных шахт перспективна для территории: a. Черноземья; b. Верхнего Поволжья; c. Подмосковья. d. Южного Урала; Ответ: а 14. Горы Хибины высотой 1000-1240 м находятся: a. на островах Новая Земля; b. на Кольском полуострове; c. в Республике Коми. d. в Карелии; Ответ: b 15. Наиболее посещаемый туристами горный район в азиатской части нашей страны: a. Срединный хребет Камчатки; b. Саяны. c. Алтай; d. плато Путорана: Ответ: с КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. 1. В какой области находится природный и историко-архитектурный музей-заповедник в долине Дона «Дивногорье»? Ответ: Воронежской 2. Самое крупное пресноводное озеро Европы – … Ответ: Ладожское 3. Единственным в Сибири кремлем и уникальным деревянным зодчеством известен город … Ответ: Тобольск 4. На территории какой области находятся объекты православного паломничества и религиозного туризма, Ферапонтов монастырь и Кирилло-Белозерский монастырь XV в.? Ответ: Вологодской области 5. В какой из областей России находится государственный лермонтовский музей-заповедник "Тарханы"? Ответ: Пензенской 6. Климат Дальнего Востока … Ответ: муссонный 7. Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник и Соловецкий монастырь находятся на островах, расположенных в … Ответ: Белом море 8. Остров Кижи с расположенным на нем историко-архитектурным комплексом находится в акватории … Ответ: Онежского озера 9. Равнинный водопад Кивач высотой около 11 м – достопримечательность … Ответ: Карелии 10. Высочайшая вершина России – … Ответ: Эльбрус 11. Кунгурская ледяная пещера, расположенная на высоте 80 м над уровнем реки Сылва с подземным озером и живописными ледовыми гротами – достопримечательность … Ответ: Пермской области 12. В состав какого туристского района входит Еврейская автономная область … Ответ: Уральского 13. Главный туристский центр на озере Селигер – … Ответ: Осташков 14. Музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиновка находится на территории … Ответ: Орловской области 15. Крупнейший город азиатской части России – … Ответ: Новосибирск 16. Российский курорт «Марциальные Воды» был открыт по указу Петра I в … Ответ: Карелии 17. Популярный туристский объект, Телецкое озеро, находится на территории горного массива … Ответ: Алтая 18. Эта страна знаменита фьордами, горнолыжными центрами, как родина Эдварда Грига и одной из самых маленьких и экологически чистых стран Европы. Ответ: Норвегия 19. В каком из регионов Сибири планируется создание «губернаторского лагеря» по образцу Международного детского центра «Артек»? Ответ: Алтайский край 20. Страна, в которой расположены туристские центры Кос, Родос – Ответ: Греция КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Перечень вопросов к экзамену: 1. Роль туризма в мировой экономике. 2. Особенности туристского потребления. 3. Социальный туризм. 4. Туристский продукт. 5. "Шенгенское соглашение" и его роль в международном туризме. 6. Характеристика туризма в Алтайском крае. 7. Роль туризма в мировой экономике. 8. Факторы развития туризма. 9. Цели, функции и задачи туризма. 10. Виды туризма. 11. Формы туризма. 12. Религиозный и паломнический туризм. 13. Туристский продукт 14. Туристские услуги, их состав. 15. Порядок разработки туристского продукта. 16. Понятие и состав программы обслуживания. 17. Проявление глобализации в туризме. 18. Пространственная структура международного туризма (изменение во времени) 19. Закономерности функционирования туристских потоков 20. Основные виды туризма в странах Восточной Европы. 21. Туристский потенциал Болгарии, Чехии, Польши, Венгрии. 22. Особенности организации туризма в Хорватии, Черногории, Словении. 23. Обучающий туризм на Мальте, в Ирландии, Великобритании. 24. Туристский потенциал Германии и Франции. 25. Финляндия, Швеция, Норвегия, на рынке международного туризма. 26. Специфика туристских поездок в Австрию и Швейцарию. 27. Средиземноморские страны: Турция, Кипр, Греция. 28. Культурно-познавательный туризм Италии и Испании. 29. Организация туризма в США и Канаде. 30. Туристский потенциал Кубы, Мексики, Бразилии, Перу, Аргентины. Критерии оценивания: В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно». |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | География туризма: учеб. для вузов/ под ред. А. Ю. Александровой: | М. : КНОРУС, 2008 | ||
Л1.2 | Александрова, А.Ю. | Международный туризм: учебник для вузов | КноРус, 2010 г. | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.Ю. Воскресенский | Международный туризм: учебное пособие | М.: Юнити-Дана, 2015 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Ю.М. Шаруненко | Рекреационный туризм: учебно-методическое пособие | Орел: МАБИВ, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | официальный сайт Администрации Алтайского края | www.altairegion22.ru | ||
Э2 | ассоциация развития агротуризма | www.agritourism.ru | ||
Э3 | официальный сайт Федерального агенства по туризму Министерства культуры РФ | www.russiatourism.ru | ||
Э4 | официальный сайт Республики Алтай | www.altai-republic.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle «География туризма» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Официальный сайт Администрации Алтайского края: http://www.altairegion22.ru/ Ассоциация развития агротуризма: http://www.agritourism.ru/ Официальный сайт Федерального агенства по туризму Министерства культуры РФ: http://www.russiatourism.ru/ Официальный сайт Республики Алтай: http://www.altai-republic.ru/ Медиа-Гид по Алтаю: http://altaiathand.com/ Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «География туризма» В ходе лекционных занятий по дисциплине «География туризма» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «География туризма» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «География туризма» находятся на сайте http://www.geo.asu.ru/search/documents/19441/ 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «География туризма» находятся на сайте http://www.geo.asu.ru/search/documents/19441/ 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «География туризма». Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |