МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оценка и прогнозирование изменений климата

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_ФГ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Оценка и прогнозирование изменений климата

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование базовых знаний о прикладных аспектах климатологии (экологические, биометеорологические, гляциоклиматические, рекреационные и др.) в условиях изменений наблюдаемых и прогнозируемых изменений климата.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области изучения ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
ПК-1.1 Знает теоретические основы сбора, обработки, анализа и обобщения передового опыта и результатов географических исследований
ПК-1.2 Умеет планировать полевые и камеральные работы
ПК-1.3 Умеет обрабатывать и анализировать собранные данные полевых исследований
ПК-1.4 Владеет методами систематизации информации географической направленности в целях прогнозирования развития природных и природно-хозяйственных территориальных системам
ПК-1.5 Умеет осуществлять комплексную диагностику состояния природных и природно-хозяйственных территориальных систем (в т.ч. на основе аэрокосмической информации)
ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации
ПК-2.1 Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
ПК-2.2 Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА)
ПК-2.3 Умеет выполнять научно-исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает теоретические основы сбора, обработки, анализа и обобщения передового опыта и результатов географических исследований
ПК-2.1. Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет планировать полевые и камеральные работы
ПК-2.2. Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Умеет обрабатывать и анализировать собранные данные полевых исследований.
ПК-1.4. Владеет методами систематизации информации географической направленности в целях прогнозирования развития природных и природно-хозяйственных территориальных системам
ПК-1.5. Умеет осуществлять комплексную диагностику состояния природных и природно-хозяйственных территориальных систем (в т.ч. на основе аэрокосмической информации)
ПК-2.3. Умеет выполнять научно-исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Прикладная климатология в системе наук о Земле. Климат и погода. Лекции 5 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.2. История развития климатологии Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Статистические характеристики метеорологии и климатологии.
2.1. Статистические характеристики метеорологии и климатологии. Лекции 5 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Методы климатологической обработки данных. Числовые характеристики распределения. Расчеты и построение эмпирических кривых распределения. Практические 5 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.3. Среднее, мода и медиана, вероятностные характеристики, обеспеченность. Практические 5 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
2.4. Статистические характеристики метеорологии и климатологии. Сам. работа 5 8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Климат как экологический фактор окружающей среды.
3.1. Климат как экологический фактор окружающей среды. Лекции 5 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
3.2. Классификация факторов. Биотический и абиотический факторы. Экологические факторы. Практические 5 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
3.3. Состояние комфортности Сам. работа 5 8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 4. Жизнеобеспечивающая роль света, температуры и влажности
4.1. Жизнеобеспечивающая роль света, температуры и влажности Лекции 5 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.2. Природные ритмы, сезонная ритмика климата Практические 5 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.3. Сезонная ритмика климата выбранной территории Сам. работа 5 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.4. Человек и климат Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.5. Метеотропные эффекты при отдельных метеорологических элементах и факторах атмосферы Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.6. Метеопатические реакции и состояния. Адаптация и акклиматизация Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.7. Метеопатические реакции и состояния. Адаптация и акклиматизация Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.8. Современное расселение людей с учетом климата Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.9. Акклиматизация в экстремальных климатах Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.10. Климат как рекреационный ресурс. Классификация климата для целей отдыха и туризма Лекции 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.11. Расчет биоклиматических индексов Практические 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.12. Климат как рекреационный ресурс Сам. работа 5 10 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.13. Климат и сельское хозяйство. Агроклиматическое районирование СССР и России.Теплоообеспеченность растений. Суммы биоклиматических температур. Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.14. Теплоообеспеченность растений. Суммы биоклиматических температур. Оценка теплового состояния периода вегетации. Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
4.15. Влагообеспеченность растений. Показатели ГТК Селянинова, Шашко и др. Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 5. Климат и жилище
5.1. Климат и жилище Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
5.2. Строительно-климатический паспорт города Сам. работа 5 8 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 6. Современные изменения климата и их последствия для окружающей среды.
6.1. Современные изменения климата и их последствия для окружающей среды. Лекции 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
6.2. Современные изменения климата и их последствия для окружающей среды. Практические 5 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
6.3. Современные изменения климата и их последствия для окружающей среды Сам. работа 5 14 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8007

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области изучения ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер


1. Основными климатообразующими процессами являются:

1. теплооборот, циклоны, атмосферная циркуляция.
2. теплооборот, солнечная радиация, атмосферная циркуляция.
3. теплооборот, влагооборот, атмосферная циркуляция.
4. солнечная радиация, влагооборот, атмосферная циркуляция.

Ответ: 3

2. Метеостанции, данные наблюдений которых показательны не только для их ближайших окрестностей, но и для возможно большего окружающего района, называются:

1. показательными. .
2. образцовыми. .
3. репрезентативными
4. метеорологическими

Ответ: 3

3. Карта, на которой нанесены условными знаками и цифрами фактические результаты наблюдений на метеостанциях, сделанные в один физический момент времени (срок) и позволяющая видеть, как распределяются условия погоды, называются:
1. синоптической.
2. климатической.
3. метеорологической.
4. географической.

Ответ: 1

4. Нормальное давление на широте 45° и высоте 0 м над ур. моря равняется:

1. 750 мм рт. ст =1013 гПа
2. 760 мм рт. ст =1013 гПа
3. 700 мм рт. ст =1000 гПа
4. 760 мм рт. ст =1000 гПа

Ответ: 2

5. Важнейшие переменные составляющие воздуха атмосферы:

1. инертные газы.
2. углекислый газ, озон, водяной пар.
3. углекислый газ, озон, аэрозоли.
4. аэрозоли.

Ответ: 2

6. Уравнение состояния сухого воздуха равняется:

1. рѵ = RT, где р – давление, ѵ – уд. объем, Т – температура, R – удельная газовая постоянная.
2. р = R/T, где р – давление, Т – температура, R – удельная газовая постоянная.
3. р = R, где р – давление, R – удельная газовая постоянная.
4. р = RTѵ, где р – давление, ѵ – уд. объем, Т – температура, R – удельная газовая постоянная.

Ответ: 1

7. . Озон целиком поглощает:

1. коротковолновую ультрафиолетовую солнечную радиацию с длиной волны 0,15-0,29 мкм.
2. длинноволновую солнечную радиацию с длиной волны ≥0,76 мкм.
3. коротковолновую солнечную радиацию с длиной волны 0,39-0,76 мкм.
4. длинноволновую ультрафиолетовую солнечную радиацию с длиной волны 0,15-0,29 мкм.

Ответ: 1

8. Сухоадиабатический градиент равен:

1. ≈ 1°С/100 м.
2. ≈ -1°С/100 м.
3. ≈ 0°С/100 м.
4. ≈ 0,5°С/100 м.

Ответ: 1

9. К видимой части спектра излучения Солнца относится радиация с длиной волны:

1. 0,40-0,76 мкм.
2. ˂0,40 мкм.
3. ≥0,76 мкм.
4. 0,01-0,39 мкм.

Ответ: 1.

10. . Количество лучистой энергии, падающей на единицу площади в единицу времени, называется:

1. потоком излучения.
2. энергетической освещенностью (плотностью потока радиации).
3. облучением.
4. инсоляцией.

Ответ: 2

11. Земля находится наиболее близко к солнцу:

1. в марте.
2. в июле.
3. в сентябре.
4. в январе.

Ответ: 4

12. Большая степень рассеивания у лучей … цвета:

1. фиолетового
2. красного
3. белого
4. синего

Ответ: 1

13. Коэффициент прозрачности показывает:

1. какая доля солнечной радиации не доходит до земной поверхности.
2. степень рассеяния солнечных лучей атмосферой.
3. какая доля солнечной радиации доходит до земной поверхности в светлое время суток.
4. какая доля солнечной радиации доходит до земной поверхности при отвесном падении солнечных лучей.

Ответ: 4

14. Альбедо поверхности – это величина, равная отношению:

1. количества отраженной радиации к общему количеству радиации, падающей на данную поверхность.
2. общего количества радиации, падающей на данную поверхность, к количеству отраженной радиации.
3. общего количества прямой радиации, падающей на данную поверхность, к количеству отраженной радиации.
4. общему количества рассеянной радиации, падающей на данную поверхность, к количеству отраженной радиации

Ответ: 1

15. Радиационным балансом называется:

1. разница между поглощенной радиацией и альбедо.
2. разница между поглощенной радиацией и эффективным излучением.
3. разница между прямой и рассеянной радиацией.
4. разница между суммарной радиацией и альбедо.

Ответ: 2



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


1. Наука об атмосфере, ее составе строении, свойствах и протекающих в ней физических и химических процессах, называется …

Ответ: Метеорология

2. Механическая смесь газов – …

Ответ: Воздух

3. Твердые и жидкие примеси (частицы) в атмосфере самого разнообразного состава и различного происхождения – …

Ответ: Аэрозоли

4. Совокупность взвешенных в воздухе капель воды и кристаллов льда, ухудшающих метеорологическую дальность видимости до значений менее 1 км – …

Ответ: Туман

5. Процесс, протекающий без теплообмена с окружающей средой – …

Ответ: Адиаботический

6. Распределение температуры, при котором температура воздуха в некотором слое атмосферы с высотой не падает, а растет, это …

Ответ: Инверсия

7. Линии, соединяющие точки с одинаковыми численными значениями скорости ветра – …

Ответ: Изотахи

8. Изменение свойств воздушной массы в процессе перемещения называется …

Ответ: Трансформацией

9. Радиация с длиной волны от 0,01 до 0,39 мкм, называется:

Ответ: Ультрафиолетовой

10. Поток прямой солнечной радиации на горизонтальную поверхность – …

Ответ: Инсоляция

11. Явление неполной темноты перед или после захода Солнца – …

Ответ: Сумерки

12. Разница между собственным излучением земной поверхности и встречным излучением атмосферы – …

Ответ: Эффективное излучение

13. Линия, соединяющая точки с одинаковым давлением на уровне моря – …

Ответ: Изобара

14. Резервуары термометров в метеорологической будке помещаются на высоте …

Ответ: 2 м

15. Для измерения влажности воздуха используется …

Ответ: Психрометр

16. Облака Cu и Cb относятся к … облакам

Ответ: Кучевообразным

17. Внутримассовые осадки, выпадающие из слоистых и слоисто-кучевых облаков, состоящие из очень мелких, как бы взвешенных в воздухе, капель, называются…

Ответ: Моросящими

18. Самый дождливый район земного шара – это – …

Ответ: Черапунджи

19. Граница в горах, выше которой круглый год сохраняется снежный покров (в многолетнем среднем), называется …

Ответ: Снеговой линией

20. Устойчивые сезонные режимы воздушных течений с резким изменением преобладающего направления ветра от зимы к лету и от лета к зиме – …

Ответ: Муссоны



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофо-тосъемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации


1. Основными климатообразующими процессами являются:

1. теплооборот, циклоны, атмосферная циркуляция.
2. теплооборот, солнечная радиация, атмосферная циркуляция.
3. теплооборот, влагооборот, атмосферная циркуляция.
4. солнечная радиация, влагооборот, атмосферная циркуляция.

Ответ: 3

2. Метеостанции, данные наблюдений которых показательны не только для их ближайших окрестностей, но и для возможно большего окружающего района, называются:

1. показательными. .
2. образцовыми. .
3. репрезентативными
4. метеорологическими

Ответ: 3

3. Карта, на которой нанесены условными знаками и цифрами фактические результаты наблюдений на метеостанциях, сделанные в один физический момент времени (срок) и позволяющая видеть, как распределяются условия погоды, называются:
1. синоптической.
2. климатической.
3. метеорологической.
4. географической.

Ответ: 1

4. Нормальное давление на широте 45° и высоте 0 м над ур. моря равняется:

1. 750 мм рт. ст =1013 гПа
2. 760 мм рт. ст =1013 гПа
3. 700 мм рт. ст =1000 гПа
4. 760 мм рт. ст =1000 гПа

Ответ: 2

5. Важнейшие переменные составляющие воздуха атмосферы:

1. инертные газы.
2. углекислый газ, озон, водяной пар.
3. углекислый газ, озон, аэрозоли.
4. аэрозоли.

Ответ: 2

6. Уравнение состояния сухого воздуха равняется:

1. рѵ = RT, где р – давление, ѵ – уд. объем, Т – температура, R – удельная газовая постоянная.
2. р = R/T, где р – давление, Т – температура, R – удельная газовая постоянная.
3. р = R, где р – давление, R – удельная газовая постоянная.
4. р = RTѵ, где р – давление, ѵ – уд. объем, Т – температура, R – удельная газовая постоянная.

Ответ: 1

7. . Озон целиком поглощает:

1. коротковолновую ультрафиолетовую солнечную радиацию с длиной волны 0,15-0,29 мкм.
2. длинноволновую солнечную радиацию с длиной волны ≥0,76 мкм.
3. коротковолновую солнечную радиацию с длиной волны 0,39-0,76 мкм.
4. длинноволновую ультрафиолетовую солнечную радиацию с длиной волны 0,15-0,29 мкм.

Ответ: 1

8. Сухоадиабатический градиент равен:

1. ≈ 1°С/100 м.
2. ≈ -1°С/100 м.
3. ≈ 0°С/100 м.
4. ≈ 0,5°С/100 м.

Ответ: 1

9. К видимой части спектра излучения Солнца относится радиация с длиной волны:

1. 0,40-0,76 мкм.
2. ˂0,40 мкм.
3. ≥0,76 мкм.
4. 0,01-0,39 мкм.

Ответ: 1.

10. . Количество лучистой энергии, падающей на единицу площади в единицу времени, называется:

1. потоком излучения.
2. энергетической освещенностью (плотностью потока радиации).
3. облучением.
4. инсоляцией.

Ответ: 2

11. Земля находится наиболее близко к солнцу:

1. в марте.
2. в июле.
3. в сентябре.
4. в январе.

Ответ: 4

12. Большая степень рассеивания у лучей … цвета:

1. фиолетового
2. красного
3. белого
4. синего

Ответ: 1

13. Коэффициент прозрачности показывает:

1. какая доля солнечной радиации не доходит до земной поверхности.
2. степень рассеяния солнечных лучей атмосферой.
3. какая доля солнечной радиации доходит до земной поверхности в светлое время суток.
4. какая доля солнечной радиации доходит до земной поверхности при отвесном падении солнечных лучей.

Ответ: 4

14. Альбедо поверхности – это величина, равная отношению:

1. количества отраженной радиации к общему количеству радиации, падающей на данную поверхность.
2. общего количества радиации, падающей на данную поверхность, к количеству отраженной радиации.
3. общего количества прямой радиации, падающей на данную поверхность, к количеству отраженной радиации.
4. общему количества рассеянной радиации, падающей на данную поверхность, к количеству отраженной радиации

Ответ: 1

15. Радиационным балансом называется:

1. разница между поглощенной радиацией и альбедо.
2. разница между поглощенной радиацией и эффективным излучением.
3. разница между прямой и рассеянной радиацией.
4. разница между суммарной радиацией и альбедо.

Ответ: 2



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


1. Наука об атмосфере, ее составе строении, свойствах и протекающих в ней физических и химических процессах, называется …

Ответ: Метеорология

2. Механическая смесь газов – …

Ответ: Воздух

3. Твердые и жидкие примеси (частицы) в атмосфере самого разнообразного состава и различного происхождения – …

Ответ: Аэрозоли

4. Совокупность взвешенных в воздухе капель воды и кристаллов льда, ухудшающих метеорологическую дальность видимости до значений менее 1 км – …

Ответ: Туман

5. Процесс, протекающий без теплообмена с окружающей средой – …

Ответ: Адиаботический

6. Распределение температуры, при котором температура воздуха в некотором слое атмосферы с высотой не падает, а растет, это …

Ответ: Инверсия

7. Линии, соединяющие точки с одинаковыми численными значениями скорости ветра – …

Ответ: Изотахи

8. Изменение свойств воздушной массы в процессе перемещения называется …

Ответ: Трансформацией

9. Радиация с длиной волны от 0,01 до 0,39 мкм, называется:

Ответ: Ультрафиолетовой

10. Поток прямой солнечной радиации на горизонтальную поверхность – …

Ответ: Инсоляция

11. Явление неполной темноты перед или после захода Солнца – …

Ответ: Сумерки

12. Разница между собственным излучением земной поверхности и встречным излучением атмосферы – …

Ответ: Эффективное излучение

13. Линия, соединяющая точки с одинаковым давлением на уровне моря – …

Ответ: Изобара

14. Резервуары термометров в метеорологической будке помещаются на высоте …

Ответ: 2 м

15. Для измерения влажности воздуха используется …

Ответ: Психрометр

16. Облака Cu и Cb относятся к … облакам

Ответ: Кучевообразным

17. Внутримассовые осадки, выпадающие из слоистых и слоисто-кучевых облаков, состоящие из очень мелких, как бы взвешенных в воздухе, капель, называются…

Ответ: Моросящими

18. Самый дождливый район земного шара – это – …

Ответ: Черапунджи

19. Граница в горах, выше которой круглый год сохраняется снежный покров (в многолетнем среднем), называется …

Ответ: Снеговой линией

20. Устойчивые сезонные режимы воздушных течений с резким изменением преобладающего направления ветра от зимы к лету и от лета к зиме – …

Ответ: Муссоны


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Климат как экологический фактор окружающей среды.
Человек и климат.
Оценка возможного воздействия солнечной активности.
Климат как рекреационный ресурс.
Климат и сельское хозяйство.
Современные изменения климата и их последствия для окружающей среды.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов для зачета:
1. Классификация экологических факторов климата.
2. Биологическая продуктивность и биологический круговорот.
3. Состояние комфортности. Продолжительность безопасной экспозиции воздействия жа-ры и холода для здоровых мужчин в состоянии покоя.
4. Воздействие температуры среды на темп развития и физиологическое состояние насе-комых.
5. Фото (свето-)периодизм. Суточные ритмы физиологических функций человека, рас-те-ний и животных.
6. Приспособление организмов к климатическим сезонам.
7. Расово-морфофизиологические признаки.
8. Метеопатические реакции и состояния.
9. Клинические тесты метеотропных проявлений.
10. Сезонность инфекционных заболеваний.
11. Адаптация и акклиматизация.
12. Горная болезнь. Гипоксия и гипокапния.
13. Метеопатические реакции на изменение влажности воздуха.
14. Тепловой удар.
15. Холодовой дискомфорт.
16. Особенности воздействия ультрафиолетовой радиации.
17. Воздействие изменений геомагнитной активности.
18. Солнечная активность и человек.
19. Индексы патогенности погоды.
20. Медицинские типы погоды.
21. Профилактика метеотропных реакций и заболеваний.
22. Биоклиматические индексы.
23. Оценка климата для деятельности человека.
24. Определение суровости зим и континентальности климата.
25. Понятие об экстремальности среды.
26. Акклиматизация в умеренных широтах и высокогорных районах.
27. Нормативные оценки микроклимата жилища.
28. Санитарно-защитные зоны в городах.
29. Опасные явления погоды (засухи, суховеи, пыльные бури и др.)

Критерии оценивания:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие со-держанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может по-лучить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хо-рошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Показатели:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Ф. Харламова, Н.В. Захарчук Метеорология и климатология: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.Ф. Харламова Климат Алтайского региона: учебник Барнаул: АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/64
Л2.2 Н.Ф. Харламова Климат и сезонная ритмика природы Барнаула: монография Барнаул:АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.3 Н.Ф. Харламова Оценка и прогноз современных изменений климата Алтайского региона: монография Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Автоматические инструменты измерений и методы анализа данных наземного агроэкологического мониторинга online.edu.ru
Э2 Курс в Moodle "Оценка и прогнозирование изменений климата" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Сайт ВНИИГМИ МЦД http://www.meteo.ru
2. Сайт Гидрометцентра России http://www.meteo.info
3. Сайт Западно-Сибирского гидрометцентра http://www.meteo-nso.ru/
4. Погода в 243 странах мира https://rp5.ru/
5. Климатология с основами метеорологии. Учение об атмосфере. Электронный курс на сайте АлтГУ / раздел Образовательный портал http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=24
6. Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
7. Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
8. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
9. Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к практическим занятиям

Планы практических занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.