МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропогенное ландшафтоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
ПрофильФизическая география, геоинформатика и география туризма
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География_ФГ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Дьякова Г.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Антропогенное ландшафтоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 889)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Учение о природно-антропогенных ландшафтах представляется как необходимая составляющая геоэкологического базиса географической науки. Курс способствует утверждению геоэкологического мировидения и гражданской ответственности социума за судьбы земной природы. Предлагаемые слушателям знания ориентированы на решение насущных прикладных задач связанных с охраной окружающей среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации
ПК-2.1 Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
ПК-2.2 Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА)
ПК-2.3 Умеет выполнять научно-исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает теоретические основы методологии и методов исследования ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет анализировать данные дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Умеет выполнять научно-исследовательские работы по изучению ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер, с использованием данных дистанционного зондирования Земли и геоинформационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Истоки учения о природно-антропогенных ландшафтах. Особенности формирования современных ландшафтов
1.1. Введение. Истоки учения о природно-антропогенных ландшафтах. Особенности формирования современных ландшафтов. Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Антропогенные ландшафты и культурные ландшафты: соотношение понятий Практические 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Учение об антропогенных ландшафтах.Составление ландшафтной карты административного района (Алтайский край) Практические 6 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Учение об антропогенных ландшафтах.Особенности формирования современных ландшафтов. Сам. работа 6 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Классификация антропогенных ландшафтов
2.1. Классификация антропогенных ландшафтов: принципы и подходы Лекции 6 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Сельскохозяйственные,лесохозяйственные, промышленные,селитебные,рекреационные типы ландшафтов Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.3. Классификация антропогенных ландшафтов Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Факторы антропогенного воздействия на территорию административного района (Алтайский край) Практические 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.5. Сельскохозяйственные,лесохозяйственные, промышленные,селитебные,рекреационные типы ландшафтов Сам. работа 6 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Принципы и методы оценки антропогенного воздействия на ландшафты. Устойчивость ландшафтов
3.1. Устойчивость ландшафтов Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Принципы и методы оценки антропогенного воздействия на ландшафты Лекции 6 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л1.1
3.3. Оценка устойчивости ландшафтов к антропогенному воздействию Практические 6 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Принципы и методы оценки антропогенного воздействия на ландшафты Сам. работа 6 15 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Подготовка к экзамену Экзамен 6 27 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10040

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2.01: Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации
Примеры заданий закрытого типа (выбор одного из вариантов)

1. Чем определяется антропогенная устойчивость ландшафтов?
a. их чувствительностью и восстанавливаемостью
b. длительностью их существования
c. их распространенностью и климатом на их территории
d. их мозаичностью и водностью

2. Расположите ландшафты в порядке убывания допустимых норм нагрузки на них:
a. влажные ельники, щучковые и таволговые, произрастающие на пологоволнистых равнинах с покровными суглинками
b. ельники-кисличники и черничники, произрастающие на пологоволнистых моренных равнинах с покровными суглинками
c. березняки разнотравные

3. Какой степенью саморегуляции обладают долговечные ландшафты?
a. частично регулируемые
b. саморегулируемые
c. регулируемые
d. нерегулируемые
4. Какой степенью саморегуляции обладают кратковременные ландшафты?
a. частично регулируемые
b. саморегулируемые
c. регулируемые
a. нерегулируемые

5. Какой степенью саморегуляции обладают многолетние ландшафты?
a. частично регулируемые
b. саморегулируемые
c. регулируемые
d. нерегулируемые
6. Расположите стадии рекреационной дигрессии от 1-й до 5-й:
a. Рекреационное воздействие отдыхающих выражается в формировании редкой сети тропинок, в появлении среди травянистых растений некоторых светолюбивых видов, в начальной фазе разрушения находится подстилка
b. Тропиночная сеть сравнительно густа, в травянистом покрове преобладают светолюбивые виды, начинают появляться луговые травы, мощность подстилки уменьшается, на внетропиночных участках возобновление леса все еще удовлетворительное
c. Деятельность человека не внесла в лесной комплекс заметных изменений
d. Тропинки густой сетью опутывают лес, в составе травянистого покрова количество собственно лесных видов незначительно, жизнеспособного подроста молодого возраста (до 5-7 лет) фактически нет, подстилка встречается лишь фрагментарно у стволов деревьев
e. Полное отсутствие подстилки и подроста, отдельными экземплярами на вытоптанной площади – сорные и однолетние виды трав

7. Кто автор наиболее используемой классификации антропогенных ландшафтов?
a. Н.Н. Дроздов
b. Ф.Н. Мильков
c. А.Г. Исаченко
d. В.В. Докучаев

8. Какие виды культурных ландшафтов выделял В.П. Семенов-Тян-Шанский (1928 г.)?
a. неизмененные, слабо измененные, сильно измененные, культурные
b. техногенные, пашенные, пирогенные, пастбищные, рекреационные
c. дикие, дичающие, одичавшие, городские, культурные
d. промышленные, сельскохозяйственные, водные, лесные, селитебные, дорожные

9. Что из перечисленного относится к рекреационным территориям?
a. населенные пункты
b. природные резерваты
c. промышленная зона
d. сельские населённые пункты
10. Граница устойчивости природного комплекса это:
a. предел, после которого наступают необратимые изменения природного комплекса
b. уровень допустимой антропогенной нагрузки на природный комплекс
c. предел, после которого природный комплекс перестает существовать
d. интервал, в котором наблюдаются условно допустимые антропогенные уровни нагрузок на природный комплекс

11. Что показывает коэффициент эмиссионной нагрузки (Е)?
a. количество выбросов на одного жителя в год
b. количество жителей на квадратный километр
c. соотношение количества убывших и прибывших на территорию города на постоянное место жительства
d. соотношение объема поверхностного стока и площади города

12. Чем определяется скорость зарастания отвалов?
a. климатическими условиями местности
b. характером добычи полезных ископаемых
c. свойствами грунтов и физико-географическими условиями их местонахождения
d. углами уклонов поверхности отвалов и размерами обломочных частиц

13. О характере и пространственном распределении атмосферного загрязнения в окрестностях города можно судить по:
a. загрязнению снежного покрова
b. загрязнению сточных вод
c. загрязнению почв
d. характеру растительности

14. Техногенные ареалы пыли в снежном покрове превышают площадь городской застройки …
a. в 20-30 раз
b. в 10-20 раз
c. в 1,5-2 раза
d. примерно наполовину
e. в 2-3 раза

15. Какие выделяют виды воздействия и трансформации природной среды?
a. урбанистические
b. космические
c. антропогенные
d. техногенные
e. природные

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. a
2. c, b, a
3. b
4. c
5. a
6. c, a, b, d, e
7. b
8. c
9. b
10. a
11. a
12. c
13. a
14. e
15. c, e

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа (с кратким свободным ответом)
1. Какой тип рекультивации карьерно-отвальных комплексов считается экономически более целесообразным и применяется чаще других?
2. Какие ландшафты являются наиболее сильно измененной категорией антропогенных ландшафтов?
3. Как называется устойчивость ландшафтов, которая отражает их энергетический потенциал, способствующий обеспечению природной и антропогенной устойчивости?
4. Как называется устойчивость ландшафтов, которая отражает стабильность и изменчивость спонтанного развития естественных и преобразованных человеком (производных) ландшафтов, их саморегуляцию?
5. Как называется устойчивость ландшафтов, которая отражает чувствительность, адаптивность и восстанавливаемость ландшафтов под воздействием фонового природопользования?
6. Сколько групп лесов выделяют по степени эксплуатации?
7. На какие подклассы делится класс лесных антропогенных ландшафтов?
8. К какому подклассу антропогенных ландшафтов относятся каменистые донно-карьерные урочища с крутыми склонами, полуразрушенными отвалами, лишенные почв и долго не зарастающие?
9. Как называется особый тип почв, формирующийся в городах?
10. К какому классу и подклассу антропогенных ландшафтов относятся виноградники, плантации чая, кофейного дерева?
11. Как называются антропогенные ландшафты населенных мест: городов и сёл, с их постройками, улицами, дорогами, садами и парками?
12. Какой подкласс городского ландшафта здесь описывается: «ландшафт характеризуется максимальной для города озелененностью, незаасфальтированными почвами, сложными, фаунистически богатыми биоценозами. Участие ландшафтно-техногенных комплексов в этом типе ландшафта незначительно»?
13. Какой подкласс городского ландшафта здесь описывается: «ландшафт представляет собой сложную мозаику небольших по площади ландшафтно-техногенных комплексов (одно- и двухэтажные постройки) и антропогенных ландшафтов в виде садов и огородов. Преобладают незаасфальтированные почвы, но биоценозы весьма бедны. Развиты по окраинам крупных городов и в мелких городах с преобладанием частной (индивидуальной) застройки»?
14. Какой подкласс городского ландшафта здесь описывается: «Преобладают ландшафтно-техногенные комплексы в форме многоэтажных зданий, заасфальтированных дворов и площадей. Уцелевшие ландшафтные комплексы сильно преобразованы, отличаются низкой озелененностыо, фаунистически бедными биоценозами, резким преобладанием почв закрытых асфальтом и другим каменным покрытием почвы городских улиц, площадей и дворов»?
15. Какой подкласс городского ландшафта здесь описывается: «ландшафт характеризуется наличием почв закрытых асфальтом и другим каменным покрытием в виде крупных сплошных массивов. Высокая степень насыщенности техногенными объектами особого функционального назначения. Поэтому биоценозы заводской территории отличны от биоценозов других, хотя бы и рядом лежащих типов городского ландшафта»?
16. К какому типу карьерно-отвального ландшафта относят территории, лишенные растительности из-за своей молодости или токсичности?
17. К какому типу карьерно-отвального ландшафта относят территории, покрытые сорно-полевой растительностью: луговой или лугово-степной (это один из самых распространенных видов ландшафтов в зрелой стадии)?
18. К какому типу карьерно-отвального ландшафта относят территории, на которых сильное переувлажнение приводит к образованию озер в понижениях, где растительность представлена болотным разнотравьем, угнетенными древесными и кустарниковыми породами?
19. Как называется тип рекультивации горнопромышленных ландшафтов при котором производится выравнивание антропогенного рельефа и возвращение территории к сельскохозяйственному использованию?
20. Что относится к водным антропогенным ландшафтам?

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Залужение и облесение
2. Городские
3. Фоновая устойчивость ландшафтов
4. Природная устойчивость ландшафтов
5. Антропогенная устойчивость ландшафтов
6. Три
7. Лесные первично-производные натурализованные, лесокультурные
8. Камнеломный бедленд
9. Урбаноземы
10. Садовый подкласс сельскохозяйственного ландшафта
11. Селитебные ландшафты
12. Садово-парковый городской селитебный ландшафт
13. Малоэтажный городской селитебный ландшафт
14. Многоэтажный городской селитебный ландшафт
15. Заводской городской селитебный ландшафт
16. Обнаженный тип
17. Пустошный тип
18. Торфяно-карьерный тип
19. Полевая рекультивация
20. Водохранилища и пруды

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для
обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему
изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Взаимодействие природы и человека
Морфологическая структура ландшафтов
Вопросы теории антропогенных ландшафтов (основные понятия)
Антропогенная география и антропогенное ландшафтоведение, их место в системе географических наук
История формирования представлений об антропогенизации ландшафтов
Базовые концепции организации и эволюции природно-антропогенных ландшафтов
Характерные черты антропогенных ландшафтов
Основные отличия природных и природно-антропогенных ландшафтов
Основные этапы формирования современных ландшафтов
Классификация антропогенных ландшафтов
Типы городского ландшафта
Земледельческие ландшафты. Ландшафты районов неорошаемого земледелия
Сельские селитебные ландшафты
Ландшафты районов орошаемого земледелия (агроирригационные ландшафты)
Пастбищные ландшафты (животноводческие)
Лесохозяйственные ландшафты
Горнопромышленные и водохозяйственные ландшафты
Рекреационные ландшафты
Динамика антропогенных ландшафтов
Устойчивость антропогенных ландшафтов

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Методы ландшафтных исследований
Основные факторы и направления антропогенезации ландшафтов
Основные формы воздействия человека на ландшафты
Сельские селитебные ландшафты Алтайского края: проблемы и перспективы развития
Городские селитебные ландшафты Алтайского края: проблемы и перспективы развития
Эрозия и дефляция и меры борьбы с ними. Влияние химизации на ландшафты.
Лесохозяйственные ландшафты Алтайского края: проблемы и перспективы развития
Рекреационные ландшафты Алтайского края: проблемы и перспективы развития
Принципы и методы оценки антропогенной нагрузки на территорию
Мероприятия по охране антропогенных ландшафтов

Критерии оценивания:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса;
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа;
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускаются незначительные ошибки в содержании ответа;
«Неудовлетворительно» студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д.В. Черных, Д.А. Дурникин Ландшафтоведение с основами ландшафтной экологии: учеб. пособие для экол.спец. АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.А. Николаев Ландшафтоведение: эстетика и дизайн: учебное пособие для ВУЗов М.: Аспект Пресс, 2003
Л2.2 Л.К. Казаков Ландшафтоведение: учебник М.: Академия, 2011
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Антропогенное ландшафтоведение" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Антропогенное ландшафтоведение»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Антропогенное ландшафтоведение» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Антропогенное ландшафтоведение» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Антропогенное ландшафтоведение» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Примерную тематику курсовых работ - см. в ФОС дисциплины.
Курсовая работа является одной из форм учебно-исследовательской работы, ее выполнение предусматривается учебным планом и является обязательным для всех студентов, Курсовая работа представляет собой самостоятельное решение студентом под руководством преподавателя частной задачи или проведение исследования по одному из вопросов, изучае-мых в общепрофессиональных и специальных дисциплинах.
Основной целью выполнения курсовой работы является расширение, углубление зна-ний студента и формирование у него навыков научно-исследовательской деятельности.
Задачи курсовой работы:
- систематизация научных знаний;
- углубление и расширение объема профессионально значимых знаний, умений и навыков;
- формирование умений и навыков самостоятельной организации научно-исследовательской работы;
- овладение современными методами поиска, обработки и использования информации.
Курсовая работа является основой формирования профессиональных компетенций студентов и представляет собой необходимый этап, предшествующий написанию и защите ВКР.
Курсовые работы пишутся по темам, утверждаемым кафедрой экономической географии и картографии
Тема курсовой работы дается одному студенту учебной группы. Студент имеет право выбрать одну из заявленных тем или предложить собственную с обоснованием выбора, ру-ководствуясь своими научными интересами и склонностями.
Тематика курсовых работ должна соответствовать задачам изучения дисциплины в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее – ФГОС ВО), современному уровню развития данной отрасли науки и опыту педагогической деятельности.
Курсовые работы оформляются в виде рукописи, излагающей постановку проблемы, содержание исследования и его основные результаты. Текст работы должен демонстрировать:
- знакомство автора с основной литературой по теме;
- умение выделить проблему и определить методы ее решения;
- умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;
- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
- приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем научного изложения.
Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и составных элементов. Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логиче-ской последовательности и взаимосвязаны.
Структурными элементами курсовой работы являются:
- титульный лист;
- содержание;
- текст работы (введение и основная часть), структурированный по главам и параграфам;
- заключение;
- список источников и литературы;
- приложения (при необходимости).
Курсовая работа подлежит проверке на наличие заимствований и плагиата, руководитель работы обязан предупредить студента о проверке работы на наличие плагиата, допустимых пределах заимствований и о необходимости самостоятельной проверки текста до ее сдачи.
Руководитель знакомится с курсовой работой, определяет содержательную ценность, проверяет соблюдение требований к оформлению, и, затем, оценивает ее. При невыполнении требований к содержанию и оформлению работы руководитель возвращает ее студенту для доработки и устранения недостатков. После доработки она представляется для окончательной оценки.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Антропогенное ландшафтоведение»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.