Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Лабораторные | 32 | 32 | 32 | 32 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | формирование у бакалавров общих представлений об основных принципах информатики, сферах ее применения, перспективах развития, способах функционирования и использования информационных технологий, информатизации современного общества; раскрыть содержание базовых понятий, предмета и методов информатики, закономерностей протекания информационных процессов, принципов организации средств обработки информации; ознакомить студентов с основами организации ЭВМ, включая вопросы архитектуры мультимедийных компонентов и о способах управления ими. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.16 |
ОПК-9 | способностью использовать теоретические знания на практике |
ОПК-10 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия информатики; историю развития вычислительной техники; назначение и основные характеристики компьютера; принципы двоичного кодирования; классификацию информационных систем и их применение в научно-практической деятельности; способы кодирования и представления информации в компьютере; вероятностный и объемный подходы в информатике; виды и свойства информации; операционные системы, принципы работы; основы разработки алгоритмов и алгоритмизация задач; классификацию ПО, виды программирования; информационные модели, классификацию и назначение; ГИС как разновидность автоматизированных информационных систем обработки и анализа пространственных данных; стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности; основные особенности современных технических (вычислительных) средств и информационных технологий, используемых для решения задач на стыке географии, экономики и экологии; существующие и наиболее передовые, инновационные методы и технологии обработки пространственных данных и отраслевой информации средствами офисных приложений и автоматизированных информационных систем. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | работать в качестве пользователя персонального компьютера с операционными системами семейства Windows; работать при необходимости в командно-текстовом режиме DOS; выполнять настройку компьютера и подключение к сети; устанавливать драйверы внешних устройств; разрабатывать алгоритмы решения управленческих и отраслевых задач в таких областях, как планирование развития территорий, экономическое и социальная география, регионалистика и др; использовать информационные системы, алгоритмы и программы (вычислительные комплексы) для обеспечения потребностей развития народнохозяйственных комплексов с учетом географической специализации; использовать изученные в ходе прочитанного курса и самостоятельной работы инструментальные средства информационных технологий для решения научно-практических задач с учетом основных требований информационной безопасности; использовать пакет основных офисных программ, графические пакеты и программы обработки пространственных данных и геоинформационного моделирования (ГИС-пакеты) на уровне уверенных пользователей; применять инновационные методы и технологии обработки пространственных данных и отраслевой информации средствами офисных приложений и автоматизированных информационных систем, в частности ГИС. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы с персональным компьютером, а также портативными устройствами и внешними устройствами (устройства ввода-вывода, устройства печати, устройства коммуникации); навыками постановки проблем и разработки алгоритмов для решения задач на стыке географии, экономики, управления (менеджмента) посредством использования существующих программных средств и комплексов; навыками использования информационных систем (категорий свободного и коммерческого ПО), алгоритмов и специализированных прикладных программ для обеспечения потребностей социально-экономического развития регионов страны; технологией работы с документацией с помощью текстового процессора Microsoft Word и других компонентов Ms Office 2010/2013/2016; технологией решения типовых информационных и вычислительных задач с помощью табличного процессора Microsoft Excel; основными средствами автоматизации для решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением геоинформационных систем. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Информация в научной картине Мира. Концепции информации, ее виды и свойства | ||||||
1.1. | Понятие информации. Предмет дисциплины, структура, содержание и связь с другими дисциплинами. Сведения о развитии информатики. Сущность и взаимосвязь энергетических, информационных и материальных процессов. Производство и потребление информации. Новая информационная технология. Примеры организации систем обработки информации в землеустройстве и кадастровой деятельности. | Лекции | 3 | 3 | ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Изучение принципов работы файловых менеджеров. | Лабораторные | 3 | 10 | ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Организации систем обработки информации в землеустройстве и кадастровой деятельности. Изучение принципов работы файловых менеджеров | Сам. работа | 3 | 20 | ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Формирование информатики как фундаментальной науки | ||||||
2.1. | Объектная и предметная области информатики. Понятие информации, данных, знаний. Информационные ресурсы человеческого общества. Построение баз знаний и переход к обработке знаний как главной задачи в информатизации общества. | Лекции | 3 | 3 | ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Ознакомление с системами компьютерной графики (векторной и растровой). Выполнение заданий в графических редакторах | Лабораторные | 3 | 7 | ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Понятие информации, данных, знаний. Информационные ресурсы человеческого общества. | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Технические и программные средства реализации информационных процессов. Принципы организации ЭВМ, назначение и взаимодействие основных элементов | ||||||
3.1. | Классификация ЭВМ. Техническое и программное обеспечение. Основные элементы ЭВМ и их назначение. Процессор. Оперативная память. Внешние запоминающие элементы. Устройства ввода-вывода. Взаимодействие элементов. Арифметические основы ЭВМ. Представление данных в памяти ЭВМ. Операции с данными. Персональные компьютеры как основная среда информатики. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Изучение принципов работы с архиваторами: RAR, ARJ, ZIP, WinRar, WinZip. Получение навыков по созданию однотомных и многотомных архивов и их распаковке. Анализ возможностей современных архиваторов по созданию самораспаковывающихся (SFX) архивов | Лабораторные | 3 | 8 | ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Классификация ЭВМ. Техническое и программное обеспечение. Основные элементы ЭВМ и их назначение | Сам. работа | 3 | 17 | ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Системное и прикладное программное обеспечение | ||||||
4.1. | Понятие операционной системы. Классификация. Операционные системы персональных компьютеров. Состав и назначение элементов MSDOS. Понятие файла и файловой системы. Основные команды. Настройка параметров операционной системы. Назначение программных оболочек. Примеры программных оболочек. Оболочка NortonComander. Операционная система MS Windows 7,8,10. Основные объекты и приемы управления. Введение в компьютерную графику: растровая и векторная графика, программы сжатия графических данных. Понятие ГИС, ГИС-технологии. Программы Auto CAD, MapInfoPro, ArcGIS. Свободные и пропреитарные ГИС. Обеспечение принятия решений, оперативное информационное обеспечение регионов средствами ГИС. Проблемы разработки инфраструктуры пространственных данных: опыт регионов. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Ознакомление с офисными программными средствами. Изучение и работа с программой по созданию презентаций PowerPoint. Разработка собственных презентаций к докладам по научной тематике | Лабораторные | 3 | 7 | ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Операционные системы персональных компьютеров. | Сам. работа | 3 | 17 | ОПК-9, ОПК-10 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. ФОС по дисциплине |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
Приложения |
Приложение 1.
Б1.Б.16.1_ФОС_Информатика в географии_География.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | О.И. Жуковский | Геоинформационные системы: учебное пособие | Томск : Эль Контент, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Зеливянская О.Е. | Геоинформационные системы: лабораторный практикум | Ставрополь : СКФУ, 2017 | biblioclub.ru |
Л2.2 | О. П. Новожилов | Информатика : учеб. пособие для бакалавров | М. : Юрайт, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ScanEx Web Geomixer | kosmosnimki.ru | ||
Э2 | GIS-Lab: географические информационные системы и дистанционное зондирование | gis-lab.info | ||
Э3 | Курс в Moodle «Информатика, ГИС в географии» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
406М | лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед. |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Информатика в географии» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Информатика в географии» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по «Информатика в географии» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Практические занятие по дисциплине «Информатика в географии» не предусмотрены. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные занятия помогаю студентам в изучении и закреплении знаний, полученных в процессе изучения теоретического курса (или его раздела), кроме этого выполнение лабораторных работ позволяет применять изученный материал на практике. При подготовке к лабораторным занятиям по курсу «Информатика в географии» студенты должны: - получить индивидуальное задание от преподавателя и ознакомиться с указаниями по его выполнению; - в соответствии с изучаемой темой подготовить материал для проверки; - лабораторная работа включает несколько обязательных разделов. В первом разделе определяется цель, задачи исследований и объект изучения. Во втором разделе поясняется методика или метод, который используется при выполнении работы. Он может быть взят из учебника, учебного пособия, либо выбран самим автором, в результате знакомства с литературными источниками. В третьем разделе дается подробное описание результатов работы. Лабораторные занятия выполняются в специальной тетради для лабораторных и прак-тических работ, а также фиксируются в виде отчетных материалов (файлов) и сохраняются на сетевой студенческий ресурс: Geo-nt\\Stud\номер_курса\номер_группы\фамилия_студента. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Информатика в географии» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Информатика в географии» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |