Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | 3 (5) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | 15 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 26 | 26 | 18 | 18 | 44 | 44 |
Практические | 28 | 28 | 18 | 18 | 46 | 46 |
Сам. работа | 54 | 54 | 45 | 45 | 99 | 99 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Ненашева Г.И.
1.1. | Основной целью курса является формирование системы знаний по региональной комплексной физической географии России на основе изучения теоретических закономерностей структуры, функционирования и эволюции природно-территориальных комплексов различного уровня. Для достижения поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи: - сформировать представление об объекте, предмете и методах изучения региональной физической географии; - закрепить знания по отдельным компонентам природных комплексов России; - охарактеризовать этапы физико-географического изучения России и районирования территории; - научить понимать взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов ландшафтов, зональную и провинциальную структуру физико-географических стран; - обеспечить представление о комплексном подходе в изучении природных условий России. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.19 |
ОПК-6 | способностью использовать знания общих и теоретических основ физической географии и ландшафтов России, физической географии материков и океанов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - общие и теоретические основы физической географии и ландшафтов России; - об объекте и предмете изучения региональной комплексной физической географии; - этапах физико-географического изучения и районирования территории России; - физико-географическую номенклатуру. - роли отдельных факторов в дифференциации физико-географических условий территории страны. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать на практике, в том числе в научно-исследовательской деятельности, общие и теоретические основы физической географии и ландшафтов России; - определять и анализировать характеристики ПТК уровня физико-географических стран и зон равнинных территорий, горных областей и провинций в пределах горных районов России; - применять физико-географическую номенклатуру. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | использования на практике, в том числе в научно-исследовательской деятельности, общих и теоретических основ физической географии и ландшафтов России. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение | ||||||
1.1. | Исторические аспекты изучения территории России. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Освоение и изучение территории России | Практические | 4 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Советский и постсоветский периоды в изучении территории России. Общая оценка физико-географической изученности России. Географические научные центры. | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Физико-географическая характеристика положения России. | ||||||
2.1. | Физико-географическая характеристика природы России. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Географическое положение и физико-географические границы | Практические | 4 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Особенности природы морей России. | ||||||
3.1. | Особенности природы морей России. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Моря, омывающие берега России и Арктический бассейн | Практические | 4 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Экологические проблемы морей России | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Геолого-геоморфологическая характеристика территории России. | ||||||
4.1. | Геолого-геоморфологическая характеристика территории России. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Рельеф, тектоника и геологическое строение | Практические | 4 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Происхождение и развитие ландшафтов. Оледенения и трансгрессии. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 5. Климат России. | ||||||
5.1. | Климат России. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.2. | Климат России | Практические | 4 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.3. | Климатические ресурсы России | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 6. Водные ресурсы России и их проблемы. Особенности рек России. | ||||||
6.1. | Водные ресурсы России и их проблемы. Особенности рек России. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
6.2. | Внутренние воды | Практические | 4 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
6.3. | Многолетняя мерзлота и подземные воды. Зональность стока и его факторы. Местный сток. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 7. Характеристика почвенного покрова, растительности и животного мира. | ||||||
7.1. | Характеристика почвенного покрова, растительности и животного мира. | Лекции | 4 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
7.2. | Почвы | Практические | 4 | 2 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
7.3. | Биологические компоненты | Практические | 4 | 2 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
7.4. | Растительность России и сопредельных территорий, история развития в четвертичный период. Взаимоотношения тундры и леса, леса и степи. Опустынивание и его причины. | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 8. Физико-географическое районирование территории (регионы). | ||||||
8.1. | Физико-географическое районирование территории. | Лекции | 5 | 2 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
8.2. | Физико-географическое районирование и природные зоны | Практические | 5 | 2 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 9. Регион: Восточно-Европейская (Русская) равнина. | ||||||
9.1. | Восточно-Европейская (Русская) равнина. | Лекции | 5 | 2 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
9.2. | Восточно-Европейская равнина и Фенноскандия | Практические | 5 | 2 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
9.3. | Экологические проблемы равнины. ООПТ территории. | Сам. работа | 5 | 6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 10. Регион: Уральская горная страна. | ||||||
10.1. | Уральская горная страна. | Лекции | 5 | 2 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
10.2. | Урал | Практические | 5 | 2 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
10.3. | Экологические проблемы Урала | Сам. работа | 5 | 10 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 11. Ландшафтная характеристика Западно-Сибирской равнины. Экологические проблемы в связи с добычей полезных ископаемых. | ||||||
11.1. | Ландшафтная характеристика Западно-Сибирской равнины. Экологические проблемы в связи с добычей полезных ископаемых. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
11.2. | Западно-Сибирская равнина | Практические | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
11.3. | Ландшафтные зоны (физико-географические области)Западной Сибири: тундровая, лесотундровая, лесоболотная, лесостепная, степная. Краткая характеристика провинциальных различий. | Сам. работа | 5 | 6 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 12. Северо-Восточная Сибирь. | ||||||
12.1. | Северо-Восточная Сибирь. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
12.2. | Средняя Сибирь | Практические | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
12.3. | ООПТ Средней Сибири | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 13. Природа Северо-Притихоокеанской (Чукотско-Камчатской) физико-географической страны. | ||||||
13.1. | Природа Северо-Притихоокеанской (Чукотско-Камчатской) физико-географической страны. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
13.2. | Северо-Восток Сибири. Корякско-Камчатско-Курильская и Амурско-Примоско-Сахалинская физико-географические страны | Практические | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
13.3. | ООПТ Дальнего Востока | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 14. Общая физико-географическая характеристика горных стран Южной Сибири | ||||||
14.1. | Общая физико-географическая характеристика горных стран Южной Сибири | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
14.2. | Озеро Байкал и происхождение его котловины. Водные массы озера. Органический мир. Гипотезы эндемизма фауны. Влияние Байкала на климат побережья и режим Ангары. Ландшафты котловины, их инверсия. Эколого-географические проблемы Байкала. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 15. Ландшафтные особенности Алтае-Саянской горной страны | ||||||
15.1. | Ландшафтные особенности Алтае-Саянской горной страны | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
15.2. | Алтае-Саянская и Байкальская горные физико-географические страны | Практические | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
15.3. | ООПТ Алтае-Саянской горной страны | Сам. работа | 5 | 4 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 16. Кавказская горная страна | ||||||
16.1. | Кавказская горная страна | Лекции | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
16.2. | Кавказская горная страна | Практические | 5 | 2 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
16.3. | Кавказская горная физико-географическая страна | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 17. Основные проблемы регионального физико-географического изучения России | ||||||
17.1. | Основные проблемы регионального физико-географического изучения России в условиях новой экономической реформы. Ландшафтный кадастр. | Сам. работа | 5 | 3 | ОПК-6 | Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=837 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: способностью использовать знания общих и теоретических основ физической географии и ландшафтов России, физической географии материков и океанов 1 Длина границ России включая морские: a. более 38 тыс. км b. более 60 тыс. км c. более 21 тыс. км d.более 40 тыс. км 2 Какой объект расположен южнее Северного полярного круга? a.Вилькицкого b.Дежнева c.Байдарацкая d.Кольский 3 С какой страной у России самая продолжительная сухопутная граница? a. Монголия b. Украина c. Казахстан d. Китай 4 Какие объекты расположены севернее Полярного круга a. Петра Великого b. Куршская коса c. остров Вайгач d. остров Врангеля 5 Наличие лесоболотной зоны является типической особенностью физ.-географ. страны: a. Западная Сибирь b. Средняя Сибирь c. Кольско-Карельская страна d. Южная Сибирь 6 К пятитысячникам России относятся следующие 5 вершин: a. Эльбрус, Дыхтау, Шхара, Джангитау, Казбек b. Эльбрус, Дыхтау, Шхара, Джангитау Домбай-Ульген c. Эльбрус, Дыхтау, Шхара, Казбек Фишт Домбай-Ульген 7 Минерал, основной карбонат меди (гидpоксокаpбонат меди (II)), состав которого почти точно выражен химической формулой CuСО3·Сu(ОН)2 - a. изумруд b. алмаз c. корунд d. малахит 8 В горах Южной Сибири осадки выпадают преимущественно a. зимой b. в переходные сезоны года c.летом 9 Самое крупное озеро Дальнего Востока, остаток дочетвертичного водоема, одно из названий которого переводится как «море птичьих перьев» a. Эворон b. Ханка c. Болонь d. Байкал 10 Главной лесообразующей породой в лесостепи Русской равнины является: a. дуб b. осина c. береза d. сосна 11 Узкие длинные валы, представляют собой отложения рек, протекавших внутри ледника или по его поверхности – это _____________ 12 Послеледниковая эпоха – это _____________ 13 __________ - скопление несортированного обломочного материала после отступания ледника 14 Дрейфующие многолетний лед называется __________ 15 Крупной пещерой Урала с ледяными образованиями является пещера __________ 16 Горы Лопатина (1609 м) и Невельского (1397 м) находятся на ____________ 17 Аурелия и корнерот - это. 18 Водятся ли акулы в Черном море? 19 ______________-высокотемпературные гидротермальные источники на дне океанов, приуроченные, как правило, к рифтовым зонам. 20 Самое большое озеро на Земле 21 В пределах России насчитывается: a. свыше 2,5 млн рек. b. свыше 1,0 млн рек. c. свыше 1,5 млн рек. 22 Протяженность Оби с Иртышом 23 Самая крупная река Европы 24 Название рачка-эндемика - биофильтра Байкала: 25 Летом суша прогревается и давление над ней Ответы: 1: b 2: b 3 с 4 с,d 5 а 6 а 7 d 8 с 9 b 10 а 11 озы 12 голоцен 13 морена 14 паковый 15 Кунгурская 16 Сахалине 17 медузы 18 да 19 Чёрные курильщики 20 Каспийское море 21 а 22 5410 км 23 Волга 24 эпишура 25 понижается КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Предмет и методы исследования дисциплины. 2. Общая протяженность границ России. Описание сухопутных границ. 3. Влияние географического положения и размеров территории России на особенности ее природы. 4. Характеристика физико-географического положения России. 5. Площадь территории России в сравнении с площадью других стран. Крайние точки территории. Протяженность (в км и часовых поясах). 6. Характеристика морских границ России. Влияние географического положения России и размеров территории на особенности хозяйства. 7. История изучения территории России до М.В. Ломоносова. 8. Вторая Камчатская экспедиция. Цели, задачи, состав и сроки проведения, результаты. 9. Роль Русского географического общества в изучении территории России. 10. Изучение территории России В. Поярковым, С. Дежнёвым, И. Москвитиным и др. 11. Исследование Арктики. Северный морской путь. 12. Характеристика морей Тихого океана. 13. Характеристика морей Атлантического океана. 14. Характеристика морей Северного Ледовитого океана. 15. Основные черты орографии и их связь с тектоникой. 16. Факторы формирования климата России. 17. Внутренние воды России. 18. Основные виды почв России. 19. Характеристика животного мира. 20. Флористический состав растительности России. Доминионы и субдоминионы. Эндемики. 21. Арктическая физико-географическая страна. Общие черты природы, ландшафты полярных пустынь и тундр. 22. Алтае-Саянская горная страна. Геологические структуры и история развития рельефа. Орография, специфика климата. Современное оледенение. Высотная поясность ландшафтов. Озеро Байкал: происхождение котловины, органический мир и эндемизм. Влияние озера на климат. Эколого-географические проблемы Байкала. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1. Предмет и методы исследования дисциплины. 2. Характеристика физико-географического положения России. 3. Влияние географического положения России и размеров территории на особенности хозяйства. 4. Исследование Арктики. Северный морской путь. 5. Основные черты орографии и их связь с тектоникой. 6. Факторы формирования климата России. 7. Внутренние воды России. 8. Основные виды почв России. 9. Характеристика животного мира. 10. Арктическая физико-географическая страна. Общие черты природы, ландшафты полярных пустынь и тундр. 11. Восточно-Европейская равнина. Тектоника Русской платформы и связь с ней современной орографии. Ландшафтные зоны (области). 12. Урал. Орография, геологическое строение и рельеф, особенности климата и стока. Спектры высотной поясности. Антропогенные изменения ландшафтов. 13. Западная Сибирь. Трансгрессии, четвертичные оледенения. Климат, специфика гидрологического режима рек и влагооборота. Заболоченность. Зональность почвенного и растительного покрова. 14. Алтае-Саянская горная страна. Геологические структуры и история развития рельефа. Орография, специфика климата. Современное оледенение. Высотная поясность ландшафтов. Озеро Байкал: происхождение котловины, органический мир и эндемизм. Влияние озера на климат. Эколого-географические проблемы Байкала. 15. Средняя Сибирь. Рельеф и его ландшафтообразующее значение. Континентальность климата и влияние многолетней мерзлоты. Экологические проблемы. 16. Северо-Восточная Сибирь. Характеристика физико-географической страны. 17. Дальний Восток. Характеристика стран. Вулканизм. Своеобразие растительности и животного мира. 18. Характеристика Кавказской физико-географической страны. История геологического развития и орография. Оледенение и его влияние на органический мир. Особенности климата, почвенного и растительного покрова. 19. Месторождения нефти в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции 20. Месторождения нефти в Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. 21. Месторождения нефти в Северокавказско-Мангышлакской нефтегазоносной провинции. 22. Месторождения полезных ископаемых Урала. 23. Месторождения угля в Сибири и на Дальнем Востоке. 24. Каменноугольные бассейны России. На зачет/экзамен представляются два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Оценивается по показателям: 1. Полнота изложения теоретического материала; 2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий); 3. Самостоятельность ответа; 4. Культура речи. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно». |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Э.М. Раковская, М.И. Давыдова | Физическая география России Ч.1: учебник для ВУЗов | М.: ВЛАДОС, 2003 | |
Л1.2 | Н.Ф. Харламова | Физическая география и ландшафты России: практикум | Барнаул: АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Э.М. Раковская, М.И. Давыдова | Физическая география России Ч.2: учебник для ВУЗов | М.: ВЛАДОС, 2003 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | В.Н. Калуцков | География России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата | М.: Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/56429A11-867B-4B74-B45C-9D64B17E6A53 |
Л2.2 | О.Е. Пряженникова | Практикум по физической географии России. Общий обзор. Ч1: учебное пособие | Кемерово: КемГУ, 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.meteo.ru/climate/sp_clim.php - ВНИИГМИ-МЦД | |||
Э2 | http://waterinfo.ru/ - Реки России | |||
Э3 | http://www.hydrology.ru/main/ - Государственный гидрологический институт | |||
Э4 | http://voeikovmgo.ru/ru/ - Главная геофизическая обсерватория им. А. Воейкова | |||
Э5 | http://www.igce.ru/ - Институт глобального климата и экологии Росгидромета и РАН | |||
Э6 | http://igras.ru/ - Институт географии РАН | |||
Э7 | http://meteorf.ru/default.aspx - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | |||
Э8 | http://www.global-climate-change.ru/ сайт Изменения климата | |||
Э9 | http://elibrary.ru/defaultx.asp - Электронная библиотека eLIBRARY.RU | |||
Э10 | Курс в Moodle «Физическая география и ландшафты России» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/ – Загл. с экрана. GOOGLE EARTH ONLINE [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://googleearthonline.blogspot.com/ – Загл. с экрана. Сайт Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/ – Загл. с экрана. Сайт Институт географии РАН [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.igras.ru/ Сайт ЭРА Электронные ресурсы Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://altlib.ru/ Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в РПД «Физическая география и ландшафты России». Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |