МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.н., доцент, Пивень П.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2016-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Антюфеева Т.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.цель - иметь более полное представление о единой геосистеме Земля, как основном объекте геолого-географического изучения комплекса наук о Земле.
задачи:
1. Ознакомиться со стратиграфичской шкалой.
2. Характеризовать каждую геологическую эру и периоды, как этапы развития оболочек Земли.
3. Выявить особенности геологической деятельности человека на окружающую природную среду и причины такого воздействия.
4. Определять принадлежность минералов к определенному классу.
5. Определять горные породы по происхождению.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью использовать базовые общепрофессиональные теоретические знания о географии, землеведении, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении
ПК-10 способностью использовать навыки планирования и организации полевых и камеральных работ, а также участия в работе органов управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. - состав и строение Земли и земной коры;
- геологические процессы;
- развитие земной коры во времени;
- этапы геологической истории земной коры;
- эволюцию органического мира прошлого;
- стратиграфическую шкалу;
- геологическую деятельность человека и охрану геологической среды
3.2.Уметь:
3.2.1.- увязывать географические и геологические знания в единую систему научного синтеза представлений о Земле;
- строить геологические разрезы по разным профилям.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. Работы со стратиграфической шкалой.
2. Составлять описание минералов и горных пород за счет знаний из минералогии и петрографии.
3. Определять принадлежность минералов к определенному классу и горных пород к той или иной группе по происхождению.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в геологию
1.1. Введение в геологию Лекции 1 1 ОПК-3, ПК-10 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Земля как пространственная категория.
2.1. Земля как пространственная категория. Лекции 1 1 ОПК-3, ПК-10 Л1.2, Л3.1
2.2. Введение в кристалографию. Практические 1 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.2, Л3.1
2.3. Учение о симметрии Практические 1 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л1.3
2.4. Земля как пространственная категория. Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-10 Л1.2
Раздел 3. Проблемы времени в геологии
3.1. Проблемы времени в геологии Лекции 1 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.2
3.2. Проблемы времени в геологии Сам. работа 1 5 ОПК-3, ПК-10 Л1.2
Раздел 4. Уровни организации минерального вещества
4.1. Уровни организации минерального вещества Лекции 1 4 ОПК-3, ПК-10 Л1.2, Л3.1
4.2. Минералогия. Определения и принципы классификации Практические 1 4 ОПК-3, ПК-10 Л1.2, Л3.1
4.3. Описательная минералогия Практические 1 4 ОПК-3, ПК-10 Л1.2, Л3.1
4.4. Уровни организации минерального вещества Сам. работа 1 6 ОПК-3, ПК-10 Л1.2
Раздел 5. Процессы петрогенеза
5.1. Процессы петрогенеза Лекции 1 4 ОПК-3, ПК-10 Л1.2
5.2. Введение в петрографию Практические 1 8 ОПК-3, ПК-10 Л1.2, Л3.1
5.3. Процессы петрогенеза Сам. работа 1 10 ОПК-3, ПК-10 Л1.2
Раздел 6. Тектоника
6.1. Тектоника Лекции 1 4 ОПК-3, ПК-10 Л1.2
6.2. Тектоника Сам. работа 1 4 ОПК-3, ПК-10 Л1.2
Раздел 7. Горообразование как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных сил
7.1. Горообразование как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных сил Лекции 1 4 ОПК-3, ПК-10 Л1.2, Л3.1
7.2. Построение профилей по геологическим картам Практические 1 2 ОПК-3, ПК-10 Л1.2, Л3.1
7.3. Горообразование как результат взаимодействия эндогенных и экзогенных сил Сам. работа 1 10 ОПК-3, ПК-10 Л1.2, Л3.1
7.4. Экзамен 1 27 ОПК-3, ПК-10 Л1.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3592

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: способностью использовать базовые общепрофессиональные теоретические знания о географии, землеведении, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое 1 физическое свойство является диагностическим для магнетита?
А. Цвет
Б. Черта
В. Спайность
Г. Магнитность
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 2. Какой из перечисленных минералов используется для производства фосфатных удобрений?
А. Турмалин
Б. Ортоклаз
В. Флюорит
Г. Апатит
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 4. Какой минерал используется в ювелирной промышленности?
А. Галит
Б. Сильвин
В. Арсенопирит
Г. Алмаз
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 5. Скопления какого газа широко представлены на дне Черного моря?
А. Сероводорода
Б. Неона
В. Аргона
Г. Гелия
ОТВЕТ: А.
Вопрос 6. Как называется способность одинаковых по составу твердых веществ кристаллизоваться в разных модификациях?
А. Полиморфизм
Б. Галокинез
В. Метаморфизм
Г. Диагенез
ОТВЕТ: А.
Вопрос 7. Как называется горная порода, состоящая из полевого шпата, кварца и биотита?
А. Кварцит
Б. Гранит,
В. Известняк
Г. Мрамор
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 8. В каких условиях из расплава формируются стекловатые породы?
А. Медленная раскристаллизация
Б. Резкое остывание
В. Высокое давление
Г. Высокая температура
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 9. Какие из перечисленных слоев отсутствуют в океанической земной коре?
А. Осадочный
Б. Гранитный
В. Базальтовый
Г. Слой Голицина
ОТВЕТ: Б, Г.
Вопрос 10. Представители этой профессии занимаются изучением факторов, которые влияют на погоду. Они постоянно следят за изменениями погодных условий, фиксируют, оценивают, обрабатывают и учитывают, на что могут повлиять такие изменения. Также составляют прогноз погоды и изучают климат различных географических зон
А. Метеоролог
Б. Охотник
В. Врач
Г. Сантехник
ОТВЕТ: А.
Вопрос 11. Эти люди занимаются изучением территории с помощью измерений, вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также картографируют местность
А. Электрик
Б. Охотник
В. Водитель такси
Г. Геодезист
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 12. Эти специалисты изучают состав и свойства вод океанов и морей; оценивают изменения океанологических параметров и всей климатической системы атмосфера-океан-суша, вызванного естественными и антропогенными причинами; обеспечивают океанографической информацией государственные учреждения и субъекты хозяйственной деятельности, создают информационные базы данных; организуют и проводят режимные океанографические наблюдения; составляют морские гидрологические прогнозы
А. Океанолог
Б. Таксидермист
В. Рыбак
Г. Сантехник
ОТВЕТ: А.
Вопрос 13. Изучение ледников позволяет более рационально использовать водные ресурсы рек ледникового питания, помогает предотвращать катастрофы, связанные с динамикой ледников (сели, наводнения и др.), учитывать их при проектировании горных предприятий. Как называется учёный, специалист по льдам
А. Гляциолог
Б. Морозолог
В. Хладолог
Г. Сосульковед
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. Эта профессия связана с нахождением месторождения природных ископаемых. Человек этой профессии изучает особенности залегания и расположения различных пород, а также принимают участие в научно-исследовательской работе и экспедициях, связанных с изучением земных недр
А. Геолог
Б. Диггер
В. Фермер
Г. Гляциолог
ОТВЕТ: А.
Вопрос 15. Представители этой профессии пытаются понять историю и динамику изменения рельефа, и предсказывают его будущие изменения, проводя полевые измерения, физические эксперименты и математическое моделирование
А. Геоморфолог
Б. Гляциолог
В. Палеонтолог
Г. Почвовед
ОТВЕТ: А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Комплекс наук о составе, строении и развитии земной коры и Земли в целом, а также ее оболочек, взаимодействующих между собой; обеспечивает получение информации о недрах в интересах создания науч. основ их использования
Ответ: геология.
наука о минералах – природных химических соединениях; изучает состав, свойства, структуры и условия образования минералов
Ответ: минералогия.
2. наружная твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии Ответ: литосфера.
3. оболочка Земли, располагающаяся выше границы Мохоровичича, слагающая верхнюю часть литосферы и отделяющаяся от подстилающего субстрата скачком в изменении скорости распространения продольных и поперечных упругих волн
Ответ: земная кора.
4. разрушение пород, слагающих берег, происходящее под воздействием термического эффекта воды; процесс разрушения берегов, сложенных мерзлотными породами или льдом Ответ: абразия термическая.
Ответ: термоабразия.
5. разрушение пород, слагающих берег, происходящее под действием гидравлического удара прибойного потока, мгновенной компрессии и декомпрессии воздуха в трещинах пород, а также путем бомбардировки и истирания горной породы обломками этой или другой породы Ответ: абразия механическая
6. разрушение пород, слагающих берег, происходящее под воздействием растворяющей способности воды
Ответ: абразия химическая.
9. естественные минеральные агрегаты определенного состава и строения, сформировавшиеся в результате геологических процессов. Например, граниты, габбро, базальты – это
Ответ: горные породы.
10. разветвленные, древовидные или моховидные образования, чаще всего представлены оксидами марганца, а также золотом, серебром, медью
Ответ: дендриты.
11. эффект, вызванный отражением света от поверхности минерала.
Ответ: блеск.
12. цвет минерала в порошке в линии на бисквите.
Ответ: цвет черты.
13. способность кристаллов минералов раскалываться при ударе по определенным кристаллографическим направлениям
Ответ: спайность.
14. способность минералов сопротивляться механическому воздействию - царапанию, вдавливанию, сверлению.
Ответ: твердость.
15. свойство минерала пропускать свет
Ответ: прозрачность.
16. способность минерала притягивать железные опилки, булавки, небольшие гвоздики, отклонять стрелу компаса
Ответ: магнитность.
17. магнетит – руда
Ответ: железа; Fe.
18. халькопирит – руда
Ответ: меди; Cu.
19. киноварь – руда
Ответ: ртути; Hg.
20. сфалерит – руда
Ответ: цинка; Zn.
21. ильменит – руда
Ответ: титана; Ti.
22. галенит – руда
Ответ: свинца; Pb.
23. временное, или сезонное скопление подземных вод в зоне аэрации, в почво-грунтах, залегающих близко от поверхности и подстилаемых линзами или выклинивающимися пропластками водонепроницаемых или слабопроницаемых пород (грунтов); исчезает вследствие почвенного испарения или просачивания вниз, или стекания по краям линзы
Ответ: верховодка.
24. тела, падающие на Землю из межпланетного пространства
Ответ: метеориты.
25. разрушительная деятельность водного потока, приводящая к углублению русла Ответ: донная эрозия
Ответ: глубинная эрозия.
26. размывающая работа ручья, реки, при которой вода подмывает склоны долины и постепенно расширяет последнюю
Ответ: береговая эрозия; боковая эрозия.
27. грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или при интенсивном снеготаянии
Ответ: сели; сель.
28. форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных незадернованных ложбин, образованных временными водотоками
Ответ: овраг.
29. часть долины реки, затопляемая водой во время половодья
Ответ: пойма.
30. горизонтальные или несколько наклонные выровненные площадки на склонах речных долин, берегах озер и морей, ограниченные уступами сверху и снизу
Ответ: террасы.
31. геологи различают земную кору океаническую и…
Ответ: континентальную; материковую.
32. колебания земной поверхности при прохождении волн от подземного источника энергии
Ответ: землетрясение.
33. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются в результате раскристаллизации магматических расплавов различного состава в недрах Земли или на ее поверхности (а также на дне океана)
Ответ: магматические; магматические горные породы.
34. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются на земной поверхности или вблизи неё в условиях относительно низких температур и давлений в результате переотложения или накопления, а также преобразования осадков различного генезиса (в результате литогенеза)
Ответ: осадочные; осадочные горные породы.
35. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются в толще земной коры в результате изменения (метаморфизма) любых иных пород (в том числе и метаморфических) под действием факторов метаморфизма: температуры, давления, присутствия флюидной фазы
Ответ: метаморфические; метаморфические горные породы.
36. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются в результате метасоматоза - аллохимического метаморфического преобразования горных пород
Ответ: метасоматические; метасоматические горные породы.
37. Осадочная обломочная горная порода, образуется за счёт естественной цементации песка
Ответ: песчаник.
38. жидкое горючее ископаемое осадочной оболочки Земли; сложная смесь различных углеводородов, кислородных, сернистых и азотистых соединений
Ответ: нефть
39. поверхность, на уровне которой водоток, в т. ч. подземных вод, теряет силу и не может углубить своё ложе ниже этого уровня
Ответ: базис эрозии.
40. полоса суши, пограничная с водным пространством, являющаяся зоной их взаимодействия, в результате которого возникают своеобразные береговые формы рельефа Ответ: берег
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-10: способностью использовать навыки планирования и организации полевых и камеральных работ, а также участия в работе органов управления
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. зона раздела различных воздушных масс в тропосфере, например, арктического и полярного воздуха называется
А. Атмосферный фронт
Б. Атмосферный рубеж
В. Атмосферный предел
Г. Атмосферный раздел
ОТВЕТ: А.
Вопрос 2. прибор для измерения атмосферного давления называется
А. Барометр
Б. Психрометр
В. Тонометр
Г. Пирометр
ОТВЕТ: А.
Вопрос 3. сосновый лес, обычный для таежной, смешанно-лесной и лесостепной природных зон называется
А. Бор
Б. Колок
В. Тугай
Г. Байрак
ОТВЕТ: А.
Вопрос 4. документ, или неформальный свод правил, содержащий основополагающие принципы поведения, деятельности называется
А. Кодекс
Б. Культура
В. Табу
Г. Религия
ОТВЕТ: А.
Вопрос 5. группа лиц, объединенных какой-либо общей деятельностью, работой, учебой, решением определенной общественной задачи называется
А. Коллектив
Б. Банда
В. Группировка
Г. Секта
ОТВЕТ: А.
Вопрос 8. допустимый поступок с точки зрения требований морали, соответствующий принятым в обществе правилам поведения называется
А. Этичным
Б. Циничным
В. Старомодным
Г. Религиозным
ОТВЕТ: А.
Вопрос 6. Какие базисы эрозии различают:
А. Местный
Б. Общий (уровень Мирового океана)
В. Сантехнический
Г. Критический
ОТВЕТ: А, Б.
Вопрос 7. Укажите, что относится к эндогенным процессам:
А. Денудация
Б. Аккумуляция
В. Магматизм
Г. Экзарация
ОТВЕТ: В.
Вопрос 8. окатанные и отшлифованные текучей водой или морскими прибоями обломки горных пород от 10 до 100 мм в поперечнике
Галька
Б. Щебень
В. Глыбы
Г. Дресва
ОТВЕТ: А.
Вопрос 9. метод исследования территории по ее аэро- и космофотографическим изображениям, заключающийся в распознавании объектов, определении их качественных и количественных характеристик и отображении условными знаками называется
А. Дешифрирование
Б. Разведка
В. Наблюдение
Г. Планирование
ОТВЕТ: А.
Вопрос 10. песчаные холмы, образованные в результате деятельности ветра на песчаных побережьях морей, озер, рек, покрытие редкой растительностью называются
А. Дюны
Б. Кучи
В. Останцы
Г. Песочницы
ОТВЕТ: А.
Вопрос 11. обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести называется
А. Камнепад
Б. Лавина
В. Сель
Г. Лава
ОТВЕТ: А.
Вопрос 12. верхняя часть жерла вулкана чашеобразной или воронкообразной формы шириной от десятков метров до нескольких километров при глубине до нескольких сотен метров называется
А. Кратер
Б. Чаша
В. Воронка
Г. Блюдце
ОТВЕТ: А.
Вопрос 13. геологические поисковые работы по нахождению месторождений горных пород с предварительной оценкой их качества и запасов называются
А. Дешифрирование
Б. Разведка
В. Наблюдение
Г. Планирование
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 14. песчаные холмы, образованные в результате деятельности ветра на песчаных побережьях морей, озер, рек, покрытие редкой растительностью называются
А. Дюны
Б. Кучи
В. Останцы
Г. Песочницы
ОТВЕТ: А.
Вопрос 15. обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести называется
А. Камнепад
Б. Лавина
В. Сель
Г. Лава
ОТВЕТ: А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. процесс изменения и разрушения минералов и горных пород на поверхности Земли под воздействием физических, химических и органических агентов
Ответ: выветривание.
2. представляют собой шаровидные или неправильной формы образования (желваки), возникающие в осадочных породах, в основном на стадии преобразования осадка в осадочную горную породу. Они образуются за счет стяжения минерального вещества к какому-либо центру кристаллизации, при этом рост кристаллов в отличие от секреций направлен противоположно – от центра к периферии, в результате чего, нередко, возникает радиально-лучистое внутреннее строение
Ответ: конкреции.
3. хемогенные отложения в карстовых пещерах в виде образований, свешивающихся с потолка в виде сосулек
Ответ: сталактиты.
4. натёчные минеральные образования, растущие в виде конусов, столбов со дна пещер и других подземных карстовых полостей
Ответ: сталагмиты.
5. совокупность процессов сноса и переноса (водой, ветром, льдом, непосредственным действием силы тяжести) продуктов разрушения горных пород в пониженные участки земной поверхности Ответ: денудация.
6. разрушительная деятельность ветра, выражающаяся в развеивании и выдувании рыхлого (песчаного и алевролитового) материала Ответ: дефляция.
7. шелушение и отслаивание горных пород под влиянием резких колебаний температур
Ответ: десквамация.
8. процесс превращения рыхлого осадка в твердую осадочную горную породу
Ответ: диагенез.
9. агрегат кристаллов, наросших одним концом на какую-нибудь поверхность и ограненных лишь с одного конца, обращенного в сторону свободного пространства
Ответ: друза.
10. совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении, выщелачивании горных пород и последующим вымыванием накопленного материала с образованием в них пустот
Ответ: карст.
11. один из самых распространённых минералов в земной коре, породообразующий минерал большинства магматических и метаморфических пород (химическая формула: SiO₂); его свободное содержание в земной коре – около 12 %
Ответ: кварц.
12. процесс обтачивания, шлифования, полирования и высверливания горных пород обломочным материалом, перемещаемым водой, ветром, льдом, а также обтачивание самих обломков
Ответ: корразия.
13. раскалённая вулканическая масса, изливающаяся, или выбрасываемая на поверхность при извержениях вулканов
Ответ: лава.
14. процессы изменения минерального состава и структуры горных пород под действием высоких температур и давлений в твердом состоянии, без изменения химического состава
Ответ: метаморфизм.
15. минеральное образование, внешняя форма которого не соответствует его составу и/или внутреннему строению, наследующие облик от первоначального минерала или биологического тела Ответ: псевдоморфоза
16. выход грунтовой воды или верховодки на поверхность при отсутствии стока (влажное, заболоченное, топкое место между кочками на болоте, низменном лугу и т. п.) Ответ: мочажина
17. процесс выделения воды из минералов и горных пород (обезвоживание)
Ответ: дегидратация.
18. отложения гравитационного ряда, породы или грунты, смещенные вниз по склону в результате оползней
Ответ: деляпсий.
19. скопление рыхлых песчаных пород, насыщенных водой и проявляющих при определенных гидродинамических условиях большую подвижность (плывучесть)
Ответ: плывун.
20. отложения, формирующиеся постоянными водными потоками в речных долинах
Ответ: аллювий; аллювиальные отложения.
21. уменьшение массы ледника путем таяния, испарения и механического разрушения (в том числе обламывания айсбергов)
Ответ: абляция.
22. поверхность, на уровне которой водный поток (река, ручей) теряет свою силу и ниже которой он не может углубить свое ложе
Ответ: базис эрозии.
23. источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара
Ответ: гейзер.
24. наука, изучающая происхождение, условия залегания, состав и закономерности движений подземных вод
Ответ: гидрогеология.
25. верхний слой земной коры, подвергающийся периодическому протаиванию и промерзанию
Ответ: деятельный слой.
26. аккумулятивные эоловые формы рельефа пустынь и полупустынь, представляют собой асимметричные холмы, чаще всего в форме полумесяца в плане, высотой от 1 до 200 м
Ответ: барханы.
28. разрушающее действие ветра: развеивание песков, лёссов, вспаханных почв, возбуждение пыльных бурь; приносит огромный вред земледелию
Ответ: ветровая эрозия; дефляция.
29. способность горной породы вмещать и удерживать в себе определенное количество воды. Выражается в весовых или объёмных процентах от абсолютно сухой породы
Ответ: влагоемкость.
30. очаг внутри Земли, где возникает землетрясение
Ответ: гипоцентр.
31. деревья с наклоненными, кривыми или изогнутыми стволами в связи с подвижками почвогрунтов во время их роста
Ответ: пьяный лес.
32. тонкозернистый, водонасыщенный, неуплотненный осадок современных водоемов
Ответ: ил.
33. покров на коренных горных породах, образовавшийся в результате различных типов их выветривания
Ответ: кора выветривания.
34. раскаленная жидкая или очень вязкая, преимущественно силикатная, масса, изливающаяся на поверхность Земли при извержении вулканов
Ответ: лава.
35. масса снега или льда, низвергающаяся с горных вершин или крутых склонов аналогично обвалу, обладающая огромной разрушительной силой и наносящая ущерб объектам экономики и окружающей природной среде
Ответ: лавина
36. верхняя оболочка Земли выше астеносферы. Она включает земную кору и верхнюю часть мантии, содержащую менее плотные вещества, чем нижняя ее часть
Ответ: литосфера.
37. часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии, ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Федеральный Закон «О недрах»)
Ответ: недра.
38. отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части
Ответ: оползень.
39. полость в поверхностных толщах земной коры различной формы и размеров, сообщающаяся с поверхностью одним или несколькими отверстиями
Ответ: пещера.
40. графическое изображение геологического строения участка земной коры на плоскости
Ответ: разрез
41. горючее полезное ископаемое, образующееся в процессе естественного отмирания и неполного разложения болотных растений, как правило, в условиях избыточного увлажнения и затрудненного доступа кислорода
Ответ: торф
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. История развития геологии, как одной из важнейших наук о Земле.
2. Связь географии и экологии с геологией – общность и специфика сфер интересов.
3. Форма Земли – эволюционирующие представления.
4. Гипсометрические кривые Земли – особенности построения и интерпретации.
5. Геоморфология суши и моря.
6. Внешние оболочки Земли. Особенности строения.
7. Вклад геофизики в учение о внутреннем строении Земли.
8. Внутренние сферы Земли.
9. Относительная геохронология.
10. Геохронологическая шкала.
11. Стратиграфия и палеонтология.
12. Геофизические методы в хронологии Земли.
13. Геохимия и особенности элементного уровня организации вещества Земли.
14. Кристаллографические системы.
15. Физические свойства минералов.
16. Классификация минералов.
17. Минеральный состав земной коры и горные породы.
18. Петрография. Классификация магматических горных пород.
19. Литогенез и седиментация.
20. Эрозионно-аккумулятивная деятельность рек.
21. Продольные профили равновесия речных систем и их значение для анализа глубинной эрозии.
22. Механизмы терригенного, хемогенного и биогенного осадкообразования.
23. Классификация осадочных горных пород.
24. Обстановки континентального литогенеза (эоловые, флювиальные, гляциальные).
25. Трансгрессии и регрессии моря, особенности строения соответствующих осадочных серий.
26. Типы вулканических структур и извержений.
27. Этапы развития континентального рифта.
28. Факторы и типы метаморфизма и метасоматоза.
29. Астроблемы.
30. Классификация метаморфических горных пород.
31. Факторы выветривания горных пород.
32. Гидрогеология. Значение вод в процессах выветривания.
33. Профили кор выветривания.
34. Континентальное выветривание и гальмиролиз.
35. Тектонические движения и землетрясения.
36. Пликативные дислокации.
37. Дизъюнктивные деформации.
38. Платформы и подвижные пояса.
39. Геосинклинали и орогены.
40. Литосферные плиты и условия их «дрейфа».
41. Механизмы взаимодействия литосферных плит: спрединг, субдукция, коллизия.
42. Модели глобальной тектоники.
43. Геологическая деятельность ледников.
44. Геологическая деятельность ветра.
45. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод.
46. Геологическая деятельность подземных вод.
47. Геологические процессы в районах «вечной» мерзлоты.
48. Геологическая деятельность озер и болот.
49. Геологическая деятельность океанов и морей.
50. Связь природных катастроф с геологические процессами.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Преподавателем студенту выдается образец горной породы и он должен описать ее по следующему плану:
1. Минеральный состав рассматриваемой горной породы.
2. Структура рассматриваемой горной породы.
3. Текстура рассматриваемой горной породы.
4. Общая характеристика и особые свойства рассматриваемой горной породы (цвет, рыхлость и т.п.).
5. Название горной породы и ее происхождение (осадочная, магматическая, метаморфическая).
6. Хозяйственное значение рассматриваемой горной породы.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бутолин А. П., Галянина Н. П. Геология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Короновский Н. В. ГЕОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Попов Ю. В., Пустовит О. Е. Курс «Общая геология»: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Лощинин В., Галянина Н. Структурная геология и геологическое картирование: Учебники и учебные пособия для ВУЗов ОГУ, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» www.geoinform.ru
Э2 Журнал «Минерал» www.mineral-journal.ru
Э3 Все о геологии geo.web.ru
Э4 Курс в Moodle «Геология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
403М лаборатория минералогии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; витрины с наборами минералов - 11 шт.; интерактивная доска: марка SMART Board - 1 единица; космоснимки - 4 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме экзамена.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: устный ответ.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине»
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Практические занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при выполнении творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, презентации.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме экзамена.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответству-ющие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопро-сы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовле-творительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос):
Ответы обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происхо-дят в виде беседы преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. За каждый правильно отвеченный во-прос дается 50 баллов. Максимальное количество вопросов, на которые можно ответить обучающемуся – 2 вопроса Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Общий порядок проведения процедур оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций определены в «Положении о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» от 29.09.2017, №1690/п