МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-экономическая география Алтайского края

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Рыгалова Н.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Социально-экономическая география Алтайского края

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов теоретических знаний о специфике социальных и экономических явлений и процессов на территории Алтайского края и навыков использовать полученные знания для проведения региональных географических исследований

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы экономико-географических исследований, уметь применять на практике теоретические знания по политической географии и геополитике, географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития
ПК-7 способностью применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, владением навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности, умением применять на практике основные модели и инструменты региональной политики
ПК-8 способностью применять и анализировать методы рекреационно-географических исследований, оценивать механизмы организации рекреационно-туристской отрасли, основы ее эффективности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социально-экономическую ситуацию в Алтайском крае в историческом срезе, методическую основу проведения социально-экономического исследования в регионе, туристско-рекреационный потенциал края.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить сравнительно-географический анализ социально-экономического развития края на различных уровнях, спланировать и провести комплексное социально-экономическое исследование региона; использовать методы рекреационно-географических исследований для изучения территории края.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами социально-экономического регионального анализа территории, навыками определять проблемы социально-экономического развития и предлагать пути оптимизации, навы-ками оценки развития туризма в Алтайском крае на различных уровнях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Экономико-географическое положение Алтайского края
1.1. Место Алтайского края на карте России и административно-территориальное устройство Лекции 8 2 Л1.1, Л3.1
1.2. ЭГП Алтайского края Практические 8 2 Л1.1, Л3.1
1.3. ЭГП муниципального района Алтайского края Практические 8 2 Л1.1, Л3.1
1.4. Экономико-географическое положение Алтайского края Сам. работа 8 9 Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Раздел 2. Население Алтайского края
2.1. Демографическая, этническая структура населения края Лекции 8 2 Л1.1, Л3.1
2.2. Миграции населения Алтайского края Лекции 8 2 Л1.1, Л3.1
2.3. Анализ демографической ситуации в муниципальном районе края Практические 8 2 Л1.1, Л3.1
2.4. Расселение населения Алтайского края Лекции 8 2 Л1.1, Л3.1
2.5. Качество жизни населения Алтайского края Лекции 8 2 Л1.1, Л3.1
2.6. Качество жизни населения Алтайского края: современная ситуация, возможные пути улучшения качества жизни населения края Практические 8 4 Л1.1, Л3.1
2.7. Население Алтайского края Практические 8 2 Л1.1, Л3.1
2.8. Население Алтайского края Сам. работа 8 9 Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Раздел 3. Хозяйство Алтайского края
3.1. Сельское хозяйство Алтайского края: потенциал, история становления, организационная структура Лекции 8 2 Л1.1, Л3.1
3.2. Географический анализ территориальной структуры сельскохозяйственного производства по районам Алтайского края Практические 8 2 Л1.1, Л3.1
3.3. Растениеводство и животноводство Алтайского края Лекции 8 2 Л1.1, Л3.1
3.4. Сельское хозяйство Алтаййского края Практические 8 2 Л1.1, Л3.1
3.5. Промышленное производство Алтайского края. ТЭК Алтайского края. Лекции 8 2 Л1.1, Л3.1
3.6. Добывающая промышленность Практические 8 2 Л1.1, Л3.1
3.7. Пищевая промышленность Алтайского края Лекции 8 2 Л1.1, Л3.1
3.8. Машиностроение и металлообработка Алтайского края Лекции 8 2 Л1.1, Л3.1
3.9. Характеристика предприятий машиностроения Алтайского края Практические 8 4 Л1.1, Л3.1
3.10. Химическая и легкая промышленность Алтайского края Сам. работа 8 2 Л1.1, Л3.1
3.11. Деревоперерабатывающая промышленность и производство строительных материалов Сам. работа 8 2 Л1.1, Л3.1
3.12. Отраслевая структура промышленности края Сам. работа 8 2 Л1.1, Л3.1
3.13. Третичный сектор экономики Алтайского края Сам. работа 8 2 Л1.1, Л3.1
3.14. Пространственный анализ изменения объемов розничной торговли в крае Сам. работа 8 2 Л1.1, Л3.1
3.15. Промышленность Алтайского края Сам. работа 8 2 Л1.1, Л3.1
3.16. Хозяйство Алтайского края Сам. работа 8 9 Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Для проверки сформированности ПК-3: способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы экономико-географических исследований, уметь применять на практике теоретические знания по политической географии и геополитике, географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития
ВОПРОСЫ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Площадь территории края составляет ...
A) 16 тыс. кв.км
B) 168 тыс. кв.км
C) 1168 тыс. кв.км
D) 118 тыс. кв.км
E) 188 тыс. кв.км
ANSWER: B
2. Какой процент занятых в экономике края трудится в сельском хозяйстве?
A) 12%
B) 21%
C) 5%
D) 35%
ANSWER: A
3. Первые промышленные предприятия Алтайского края относились к
A) горно-добывающей отрасли
B) горно-добывающей и металлургии
C) металлургии
D) горно-добывающей, металлургии и пищевой промышленности
E) пищевой промышленности
F) горно-добывающей и пищевой промышленности
ANSWER: C
4. Для современной демографической ситуации характерно…
A) миграционный прирост, естественная убыль
B) миграционный прирост, естественный прирост
C) миграционная убыль, естественная убыль
D) миграционная убыль, естественный прирост
ANSWER: C
5. Естественная убыль населения отмечается в крае с ...
A) 1990 г.
B) 1992 г.
C) 1995 г.
D) 2001 г.
ANSWER: B
6. Лесистость края составляет ..
A) 20%
B) 26%
C) 16%
D) 30%
ANSWER: B
7. Какой энергоресурс в крае является основным и откуда в основном поступает?
A) каменный уголь из Кузбасса
B) бурый уголь из Кузбасса
C) природный газ из месторождений Западной Сибири
D) каменный уголь из Казахстана
E) бурый уголь из Красноярского края
ANSWER: A
8. Наибольшую промышленную и экономическую ценность в Алтайском крае имеют запасы …
A) железной руды
B) цветных металлов
C) золота
D) минеральных солей
E) угля
ANSWER: B
9. Численность населения в крае, по данным на 01.01.2022 г., составляет …
A) 2 268 тыс. человек
B) 1 333 тыс. человек
C) 3 372 тыс. человек
D) 233 тыс. человек
E) 133 тыс. человек
ANSWER: A
10. Какое утверждение верно?
A) В крае 57 муниципальных районов (среди них 1 национальный район), 2 муниципальных округа
B) В крае 60 муниципальных районов
C) В крае 59 муниципальных районов (среди них 1 национальный район и 1 муниципальный округ)
D) В крае 58 муниципальных районов (среди них 1 национальный) и 2 муниципальных округа
ANSWER: C
11. В состав Барнаульской агломерации входят …
A) Барнаул и Новоалтайск
B) Барнаул и Новоалтайск, Первомайский район
C) Барнаул, Новоалтайск, Тальменский, Павловский и Первомайский районы
D) Барнаул, Новоалтайск, Павловский и Первомайский районы
ANSWER: D
12. Самый маленький город Алтайского края? (по численности)
A) Змеиногорск
B) Сибирский
C) Горняк
D) Яровое
ANSWER: A
13. Плотность населения Алтайского края…
A) меньше среднероссийского показателя плотности;
B) больше среднероссийского показателя плотности;
C) примерно равна среднероссийскому показателю плотности;
ANSWER: B
14. Более низкая плотность населения характерна для
A) Заринского района
B) Кулундинского района
C) Первомайского района
D) Бийского района
ANSWER: A
15. Более высокая плотность населения характерна для
A) Заринского района
B) Бийского района
C) Рубцовского района
D) Кулундинского района
ANSWER: B

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Какая национальность занимает третье место по численности в Алтайском крае? (украинцы)
2. Когда был впервые образован Немецкий Национальный район? (1927 г.)
3. Какой районы лидирует по производству молока лидирует (2021 г.)? (Заринский район)
4. Какой основной фактор размещения определил строительство на территории края коксохимического предприятия? (транспортный)
5. Какая доля немцев Алтайского края проживает в Немецком Национальном районе? (10%)
6. В каком населенном пункте расположен завод химических реактивов? (пгт Малиновое озеро)
7. В каком районе казахи в общей численности населения находятся на втором месте после русских (по данным переписи)? (Михайловский)
8. Какой основной фактор размещения предприятия Кучуксульфат? (сырьевой)
9. Какая природно-экономическая зона специализируется на разведении маралов и пятнистых оленей? (Алтайская)
10. Какой уровень урбанизации Алтайского края? (57%)
11. В соответствии с классификацией городов (по численности населения)какой город края является средним? (Новоалтайск)
12. Какая доля пашни в структуре земельного фонда Алтайского края? (38%)
13. Какая доля мужского населения в Алтайском крае? (46%)
14. Где расположено предприятие ЗАО «Алтайкровля»? (в Новоалтайске)
15. К какому населенному пункту подходит эта характеристика?:•«молодой» городской округ,•в половой структуре преобладают мужчины,•доля населения старше трудоспособного возраста 8%. (Сибирский)
16. С каким регионам Алтайский край граничит на севере? (Новосибирская область)
17. С какого года в крае отмечается миграционная убыль населения? (с 2001 г.)
18. Где находится крупнейшее звероводческое предприятие края? (в Тальменском районе)
19. Какой вид миграции приводит с уменьшению населения в крае? (межрегиональный)
20. Какой город занимает четвертое место по численности населения? (Новоалтайск)

Для проверки сформированности ПК-7: способностью применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, владением навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности, умением применять на практике основные модели и инструменты региональной политики

ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
1. Центром сельскохозяйственного машиностроения в крае является ...
A) Рубцовск
B) Алейск
C) Славгород
D) Барнаул
E) Камень-на-Оби
ANSWER: A
2. Какой процент озимых зерновых культур выращивается в крае?
A) 5%
B) 12%
C) 20%
D) 25%
ANSWER: A
3. К какой природно-экономической зоне относится данная характеристика: производство зерна (высока доля фуражного зерна), гречихи, льна-долгунца. В животноводстве преобладает мясо-молочное скотоводство и свиноводство.
A) Кулундинская
B) Приалейская
C) Приобская
D) Приалтайская
E) Алтайская
F) Бийско-Чумышская
G) Присалаирская
ANSWER: G
4. Какая озимая зерновая культура преобладает в крае?
A) пшеница
B) рожь
C) тритикале
D) ячмень
ANSWER: A

5. К какой природно-экономической зоне относится данная характеристика: специализация на производстве зерна, сахарной свеклы, молока, говядины, свинины. В пригороде сконцентрировано производство овощей, птицефабрики.
A) Приалейская
B) Приобская
C) Приалтайская
D) Присалаирская
E) Алтайская
F) Кулундинская
ANSWER: B

6. Укажите среднюю величину ежегодного валового сбора зерновых в Алтайском крае за последние 10 лет.
A) 12 ц /га
B) 20 ц / га
C) 4-5 млн т
D) 7-8 млн т
ANSWER: C

7. Назовите среднюю урожайность зерновых культур в крае за последние годы
A) 13 ц / га
B) 21 ц / га
C) 4-5 млн т
D) 7-8 млн т
ANSWER: A
8. В овцеводстве края в настоящий момент отмечается тенденция ...
A) роста спрос на шкуры
B) рост спроса на мясо
C) рост спроса на шерсть
ANSWER: В
9. Какие три зерновые культуры занимают максимальные площади в Алтайском крае (должны быть указаны в порядке убывания!)
A) Пшеница, гречиха, овес
B) Пшеница, ячмень, гречиха
C) Пшеница, гречиха, ячмень
D) Пшеница, гречиха, рожь
10. Какую долю ВРП формирует сельское хозяйство в крае?
A) 7%
B) 17%
C) 27%
D) 37%
ANSWER: B
11. Какие технические культуры выращивают в Алтайском крае (на первом месте - лидирующая культура)?
A) Подсолнечник, сахарная свекла, лен, рапс
B) Рапс, подсолнечник, сахарная свекла
C) Подсолнечник, сахарная свекла, лен, кукуруза
D) Картофель, подсолнечник, сахарная свекла
ANSWER: A
12. Лидером по производству молока в СФО является...
A) Алтайский край
B) Новосибирская область
C) Кемеровская область
D) Омская область
ANSWER: A

13. Какой фактор размещения определил размещение предприятий органического синтеза (например, производство шин) на территории края?
A) сырьевой
B) потребительский
C) энергетический
D) водный
E) транспортный
ANSWER: B
14. В структуре поголовья скота в крае лидирует ...
A) КРС
B) овцы и козы
C) лошади
D) свиньи
ANSWER: A
15. Поголовье свиней больше в ...
A) ЛПХ
B) крупные сельскохозяйственные организации (СПК, ОАО, ТОО и т.д.)
C) К(Ф)Х
ANSWER: A

1. Какой центр фармацевтической промышленности сформировался в Алтайском крае? (Бийск)
2. Где расположено предприятие ОАО "Мельник"? (Рубцовск)
3. Какое образование имеет подавляющая часть работников, занятых в экономике края? (среднее профессиональное образование)
4. В какой сфере занята подавляющая часть работников края? (сфера обслуживания)
5. Где в крае производят макароны марки «Granmulino»? (с. Поспелиха)
6. Какие услуги преобладают в структуре денежных расходов населения ? (жилищно-коммунальные услуги)
7. В каком году началась целинная кампания в Алтайском крае? (в 1954 г.)
8. Почему в Алтайском крае к зарплате начисляется районный коэффициент? (компенсация за неблагоприятные условия среды проживания)
9. Какой фактор размещения важен для размещения предприятий сахарной промышленности в крае? (сырьевой)
10. На каком дочернем предприятии (из приведенных ниже предприятий) делают патроны? (ХК "Барнаульский станкостроительный завод")
11. По какому виду благоустройства жилья села опережают города края? (по обеспеченности газом)
12. К какой природно-экономической зоне относится данная характеристика: преобладает производство зерна, главным образом, пшеницы твердых сортов, подсолнечника. Доля озимых культур незначительна. Развито мясомолочное скотоводство и тонкорунноем овцеводство. (Кулундинская)
13. К какой природно-экономической зоне относится данная характеристика: Специализация на производстве зерновых (сильных и твёрдых сортов), потенциал для выращивания сахарной свеклы, развито молочно - мясное скотоводство, тонкорунное овцеводство. Овощеводство в пригородной зоне (Приалейская)
14. В каком городе после Барнаула доля людей с высшим образованием является максимальной? (Белокуриха)
15. Укажите фактор размещения предприятий, производящих хлебобулочную продукцию? (потребительский)
16. Где расположено предприятие «Алтайхолод» в крае? (в Барнауле)
17. Про какое муниципальное образование края идет речь: здесь расположены такие крупные предприятия края как "Алтайская буренка" и "Алтайский бройлер"? (Зональный район)
18. Какая отрасль промышленности в структуре обрабатывающих производств дает максимальный вклад по объемам производства? (пищевая промышленность)
19. В каком районе располагается два пгт Алтайского края? (Благовещенский?)
20. Где расположено одно из крупнейших предприятий деревообрабатывающей промышленности ООО «Алтай-Форест»? (Тальменский район)

1. Укажите крупнейшее действующих предприятия края (Ответ: Алтайкокс).
2. Какие полезные ископаемые добывают на территории Алтайского края в наибольшем объеме? ( (Ответ: минеральные соли)
3. Где производится сыр «Ламбер»? (Ответ: Рубцовск)
4. Какая сельскохозяйственная культура, выращивается в Алтайский край, единственном регионе за Уралом? (Ответ: сахарная свекла).
5. Какая культура по занимаемой площади в Алтайском крае лидирует среди зерновых? (Ответ: Пшеница).
6. Какая отрасль животноводства не развита на западе крае (территория Кулунды)? (Ответ: мараловодство).
7. Какие организации лидируют по объемам производства картофеля, овощей и мяса скота? (Ответ: К(Ф)Х).
8. Какая отрасль экономики края занимает первое место по объемам производимой продукции? (Ответ: пищевая).
9. Какая демографическая ситуация сложилась в настоящее время в Алтайском крае? (Ответ: Естественная и миграционная убыль)
10. Градообразующее предприятие города Алейска? (Ответ: Алейскзернопродукт)
11. Градообразующее предприятие города Заринска? (Ответ: Алтайкокс)
12. Градообразующее предприятие города Новоалтайска? (Ответ: Алтайвагон)
13. Какие энергоресурсы являются основой ТЭК Алтайского края? (Ответ: каменный уголь)
14. Как называется крупнейшее предприятие энергетического машиностроения на территории Алтайского края? (Ответ: Сибэнергомаш)
15. Назовите крупнейший научно-производственный центр Алтайского края? (Ответ: ФНПЦ Алтай)
16. Основной продукцией какого завода является природный сульфат натрия? (Ответ: Кучуксульфат)
17. По производству каких видов шин лидирует барнаульский АШК? (Ответ: сельскохозяйственных)
18. Какое крупнейшее предприятие осуществляет производство витаминных препаратов и лекарственных средств в Алтайском крае? (Ответ: Эвалар)
19. Как называется крупнейшее предприятие текстильного профиля в Алтайском крае, производящие хлопчатобумажную продукцию? (Ответ: Меланжист Алтая)
20. Где в Алтайском крае находится завод по производству цемента? (населенный пункт и район) (Ответ: с. Голуха Заринский район).

Для проверки сформированности ПК-8: способностью применять и анализировать методы рекреационно-географических исследований, оценивать механизмы организации рекреационно-туристской отрасли, основы ее эффективности

1. В каком городе располагается сереброплавильный завод, который является частью туристского кластера?
A) Рубцовск
B) Барнаул
C) Бийск
D) Новоалтайск
ANSWER: B
2. В каком городе края развивается горнолыжный туризм?
A) Белокуриха
B) Барнаул
C) Бийск
D) Новоалтайск
ANSWER: A

3. Какой городской округ характеризуется большей плотностью населения?
A) Рубцовск
B) Барнаул
C) Бийск
D) Новоалтайск
ANSWER: A
4. По обеспеченностью врачами на душу населения первое место занимает…
A) Барнаул
B) Рубцовск
C) Бийск
D) Белокуриха
E) Яровое
ANSWER: D
5. Где, кроме Барнаула, есть в крае высшие учебные заведения (не филиалы!)?
A) Новоалтайск
B) Бийск
C) Рубцовск
D) Белокуриха
ANSWER: B
6. Промышленное освоение территории края русскими началось в…
A) XX в.
B) XIX в.
C) XVIII в.
D) XVII в.
E) XVI в.
ANSWER: C
7. Первая крепость, которая была построена русскими на территории современного Алтайского края называлась ...
A) Бикатунская
B) Барнаульская
C) Бийская
D) Белоярская
E) Усть-Барнаульская
ANSWER: A
8. В каком году был основан Барнаул?
A. 1937
B. 1730
C.1649
D.1890
ANSWER: B
9. По какому из районов проходит маршрут «Казачья подкова»?
A. Солтонский
B. Залесовский
C.Рубцовский
D.Кытмановский
ANSWER: A

9. По каким из районов не проходит маршрут «Казачья подкова»?
A. Солтонский
B. Залесовский
C. Кытмановский
D. Змеиногорский
ANSWER: В, C
10. По какому из районов не проходит маршрут «Сибирское серебряное кольцо»?
A. Солтонский
B. Павловский
C.Змеиногорский
D.Курьинский
ANSWER: A

11. В каком районе организована «Тропа Эрика Лаксмана»?
A. Краснощексовкий
B. Чарышский
C.Змеиногорский
D.Курьинский
ANSWER: A

12. В каком городе находится музей Чуйского тракта?
A. Бийск
B. Заринск
C.Барнаул
D.Белокуриха
ANSWER: A

13. В каком районе проходит праздник Цветение маральника?
A. Алтайском
B. Чарышском
C.Змеиногорский
D.Курьинский
ANSWER: A
14. В каком райне края располагается лебединый заказник?
A. Советский
B. Смоленский
C.Змеиногорский
D.Красногорский
ANSWER: A

15. В каком из районов развит пляжный туризм в крае?
A. Завьяловском
B. Павловский
C.Заринском
D.Бурлинском
ANSWER: A


4. В каком районе располагается Денисова пещера? (Солонешенский)
5. Какой город-курорт есть в Алтайском крае? (Белокуриха)
6. Какой заповедник организован на территории края? (Тигирекский)
7. В каком месте родился писатель, актер и режиссер Василий Макарович Шукшин?
(село Стростки, Бийский район)
8. Назовите имя инженера, который первый в мире, в г. Барнауле, построил по собственным чертежам тепловой двигатель? (Иван Ползунов)
9. В каком городе края расположен НИИ садоводства Сибири имени М. Лисовенко?
(г. Барнаул)
10. Самое большое по площади озеро края? (Кулундинское, площадь 770 кв.км.)
11. Каких знаменитых людей дал Алтайский край стране? (Г.С.Титов, В.М.Шукшин. В. Золотухин, М.С.Евдокимов и др.)
12. В каком году и кем была построена Колыванская камнерезная фабрика?
(В 1802 году,Филиппом Васильевичем Стрижковым)
13. В каком районе находится Колыванская камнерезная фабрика (в Курьинском районе)
14. Где находится известная «царица ваз», над которой в Колыване мастера работали 15 лет? (В настоящее время ваза украшает экспозицию Государственного Эрмитажа)
15. В каком году и кем был создан старейший в Сибири музей? (Сейчас Алтайский Государственный Краеведческий музей, был создан в 1827году начальником Алтайских заводов П.К. Фроловым)
16. В каком районе края располагается Малиновое озеро? (Михайловский район)
17. В каком районе края располагается игорная зона «Сибирская монета» (Алтайский район)
18. В каком районе края располагается ТРЗ «Бирюзовая Катунь» (Алтайский район)
19. В каком районе края располагается Тавдинские пещеры? (Алтайский район)
20. В каком городе края располагается физиотерапевтическая больница и ряд пляжно-развлекательных комплексов, что делает место привлекательным для туристов? (Яровое)



Критерии оценивания:
Отлично (повышенный уровень): выполнено 80-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (базовый уровень): выполнено 65-79% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (пороговый уровень): выполнено 50-64% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован): выполнено менее 50% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Список теоретических вопросов:
1. Экономико-географическое положение Алтайского края: транспортно-географическое, энерго-географическое, ресурсно-географическое, промышленно-географическое.
2. Природно-ресурсный потенциал: минеральные, лесные, земельные, агроклиматические ресурсы Алтайского края.
3. История изменения административно-территориальной структуры Алтайского края.
4. Демографическое развитие Алтайского края в ХХ веке.
5. Этнический состав населения Алтайского края
6. Расселение населения Алтайского края, территориальные различия плотности населения края. Урбанизация Алтайского края
7. Миграция населения Алтайского края
8. Трудовые ресурсы Алтайского края
9. История развития промышленности в Алтайском крае. Структура промышленного производства в Алтайском крае.
10. Горнодобывающая промышленность Алтайского края. Предпосылки для развития и перспективы.
11. Машиностроение Алтайского края: структура регионального машиностроения, главные отрасли, основные предприятия и их типы, факторы размещения и география отрасли, проблемы, тенденции и перспективы развития.
12. Топливно-энергетический комплекс Алтайского края
13. Химическая промышленность Алтайского края.
14. Легкая промышленность.
15. Лесная и деревообрабатывающая промышленности Алтайского края.
16. Пищевая промышленность Алтайского края.
17. История развития сельского хозяйства Алтайского края. Современная ситуация АПК Алтайского края.
18. Организационная структура сельского хозяйства Алтайского края (основные категории сельских хозяйств), их роль в производстве сельхозпродукции края.
19. Природно-экономическое (сельскохозяйственное) районирование Алтайского края
20. Растениеводство Алтайского края.
21. Животноводство Алтайского края
22. Экономические кластеры Алтайского края
23. Сфера обслуживания Алтайского края
24. Точки социально-экономического роста Алтайского края

Перечень примерных практических заданий:
1. Отразите на контурной карте Алтайского края федеральные автомобильные дороги, газопровод и железнодорожные пути.
2. Рассчитайте коэффициент естественного прироста населения края в 2018 году, зная численность населения края в 2018 г (в 2017 г. общая численность населения составляла 2 350 тыс. чел., родившихся – 25,6 тыс. человек, умерших – 33,1 тыс. чел.)
3. Отметьте на контурной карте Алтайского края основные ареалы производства пшеницы, сахарной свеклы, подсолнечника, размещение крупных промышленных свиноферм и птицефабрик, и центры переработки сельскохозяйственной продукции
4. Изобразите схематично структуру Алтайского кластера аграрного машиностроения «АлтаКАМ»
5. Оцените транспортную доступность основных туристских центров Алтайского края.
6. Проведите SWOT-анализ сферы пляжного туризма в Алтайском крае.
7. Проведите SWOT-анализ текстильной промышленности в Алтайском крае.
8. Ранжируйте факторы развития деревянного домостроения в Алтайском крае.

Критерии оценивания ответов на экзамене
Отлично (повышенный уровень) 1.Полнота изложения теоретического материала; 2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий); 3. Самостоятельность ответа; 4. Культура речи. Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно (пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. Ю. В. Козырева, Н. В. Рыгалова География Алтайского края: учебно-методическое пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Рыгалова Н.В. Практикум по курсу «Социально-экономическая география Алтайского края» : Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Алтайского края www.altairegion22.ru
Э2 Справочное пособие «Россия в цифрах и картах» www.sci.aha.ru
Э3 Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России» www.sci.aha.ru
Э4 Курс в Moodle «Социально-экономическая география Алтайского края» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (http://gks.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Социально-экономическая география Алтайского края» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Социально-экономическая география Алтайского края».
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.