Закреплена за кафедрой | Кафедра зоологии и физиологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 54 | 54 | 54 | 54 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра зоологии и физиологии
Протокол от 24.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой Мацюра А.В.
1.1. | Цель - привить студентам осознание ценности собственного здоровья и здорового образа жизни. Обучить навыкам оказания первой доврачебной помощи. Задачи курса: -Формирование знаний и практических умений у студентов по оценке количества и качества здоровья человека. -Развитие положительной мотивации сохранении и укрепления собственного здоровья студентами через овладение принципами здорового образа жизни. -Ознакомление студентов с организационными формами отечественного здравоохранения и медицинского обслуживания . -Ознакомления с наиболее часто встречающимися заболеваниями и неотложными состояниями, привитие навыков оказания доврачебной помощи |
---|
Цикл (раздел) ООП: ФТД.В |
ОК-9 | способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные природные и техногенные опасности, их свойства и характеристики; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов и приемы первой помощи. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации; принимать решения по целесообразным действиям в ЧС; распознавать жизненные нарушения при неотложных состояниях и травмах. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности; приемами и способами использования индивидуальных средств защиты в ЧС; приемами оказания первой помощи пострадавшим в ЧС и экстремальных ситуациях. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Здоровье и болезнь. Факторы риска болезней современности: генетический, экологический, образ жизни. | ||||||
1.1. | Показатели общественного здоровья. Определение объективных показателей индивидуального здоровья. | Практические | 2 | 2 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Определение здоровья. Компоненты здоровья. Болезнь и предболезнь. Наследственность и болезни. Генная терапия и генная инженерия. Здоровье и конституция человека.Виды воздействия загрязнителей на организм человека. Экология города.Болезни стресса. Гиподинамия. Венерические болезни. КУрение. Алкоголизм и наркомания. Профилактика болезней, обусловленных нездоровым обазом жизни. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 2. Костно-мышечная система, связанные с нею нарушения и патологии | ||||||
2.1. | Доврачебная помощь при травмах костно-мышечной системы (ушибы, растяжения, вывихи, переломы). Первая помощь при острых болях позвоночника. | Практические | 2 | 2 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
2.2. | Строение и функции опорно-двигательного аппарата. Нарушения опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие) и их профилактика. Распространенные болезни (остеохондроз, артриты, арторозы). Факторы риска возникновения заболеваний опорно-двигательного аппарата. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 3. Сердечно-сосудистая система в норме и птологии. | ||||||
3.1. | Доврачебная помощь при гипертоническом кризе, приступе стенокардии, обмороке, коллапсе, шоке | Практические | 2 | 2 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
3.2. | Строение и функции системы кровообращения. Распространенные болезни сердечно-сосудистой системы (гипертония, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, стенокардия, инфаркт, инсульт). Формы сердечно-сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок). Факторы риска и профилактика. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 4. Дыхательная система и ее нарушения | ||||||
4.1. | Первая помощь при нарушении функций дыхания (приступ бронхиальной астмы, аспирация инородными телами, утопление) и уклинической смерти. Реанимация (искуственное дыхание, непрямой массаж сердца). | Практические | 2 | 2 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
4.2. | Строение и функции дыхательной системы. Группы заболеваний дыхательной системы (инфекционные заболевания органов внешнего дыхания, аспирация инородными телами. Синдром острой дыхательной недостаточности, травмы, нарушения нервной регуляции, асфиксия, гипоксия). Клиническая смерть и реанимация. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 5. Кровь и защитные функции организма | ||||||
5.1. | Доврачебная помощь при кровотечениях. | Практические | 2 | 2 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.2. | Состав и функции крови. Анемии при кровотечениях. Кровь и свертывающая система. Гемофилия, повышенная свертываемость. Кровь и иммунитет. Факторы клеточного и гуморального иммунитета. Иммунная система. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 6. Понятие о реактивности организма | ||||||
6.1. | Первая помощь при ранениях, воспалениях, вызванных разными внешними агентами. Сепсис, правила асептики и антисептики. Группы крови. Гемотрансфузионный шок. Профилактика аллергических проявлений. Первая помощь при острых аллергических реакциях. | Практические | 2 | 2 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
6.2. | Peaктивность и инфекция. Инфекционный процесс (заражение, ворота инфекции, способы проникновения в организм, инкубационный период). Профилактика инфекционных болезней. Реактивность и воспаление. Реактивность и иммунитет. Врожденный и приобретенный иммунитет, вакцины и сыворотки. Патологии иммунной системы (аллергии, бронхиальная астма, анафилактический шок, отек Квинке, дерматиты, сывороточная болезнь). | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 7. Пищеварение и обмен веществ | ||||||
7.1. | Отравления и доврачебная помощь. Болезни внутренних органов, понятие «острый живот» и действия при обнаружении симптомов. | Практические | 2 | 2 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
7.2. | Строение и функции пищеварительной системы. Болезни пищеварительной системы (гастриты, колиты, язвенная болезнь; метеоризм, запоры, понос), факторы риска и профилактика. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 8. Рациональное питание | ||||||
8.1. | Составление и оценка рациона питания. | Практические | 2 | 2 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
8.2. | Роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов в обмене веществ. Эндокринная система и обмен веществ. Болезни обмена веществ и недостаточности питания (диабет, ожирение, авитаминозы, дефицит минеральных веществ и белков, голодание). Факторы риска и профилактика болезней пищеварения и обмена веществ. Гигиена полости рта, гигиена питания. | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
Раздел 9. Нервная система и высшая нервная деятельность | ||||||
9.1. | Определение типа темперамента, типа ВНД, личностного профиля. Значение типа ВНД и темперамента для семейного благополучия, в учебном процессе, при выборе профессии, климата в рабочем коллективе. | Практические | 2 | 2 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
9.2. | Общий план строения и функции нервной системы. Безусловные и условные рефлексы. Первая и вторая сигнальные системы. Торможение и возбуждение в нервной системе. Типы ВНД по Павлову. ВНД и темперамент. Нарушения ВНД (неврозы, неврастения, неврозы навязчивых состояний,истерия, психастения). | Сам. работа | 2 | 4 | ОК-9 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение, ФОС |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение, ФОС |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение, ФОС |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС ОМЗ География.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Артюнина Г.П. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для пед. вузов | М.: Фонд "Мир", 2009 | 156 |
Л1.2 | Мисюк М. Н. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник и практикум для прикладного бакалавриата | М. : Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/0DFFF3DF-1B11-4580-9C97-9CFDB0A409A4 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шайтор В.М. | Скорая и неотложная медицинская помощь детям: практическое руководство | ГЭОТАР-Медиа, 2017 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) | www.scopus.com | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru) | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | elibrary.ru | ||
Э4 | Курс на Moodle "Основы медицинских знаний" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины «Основы медицинских знаний». Дисциплина «Основы медицинских знаний» включает следующие виды занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: семинары, практические занятия и самостоятельную работу. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает изучение рекомендованных источников и литературы по тематике занятия. В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на практических и семинарских занятиях в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины. Методические рекомендации по подготовке к семинару. При подготовке к семинару необходимо: - внимательно ознакомиться с тематикой семинарского занятия; - изучить рекомендованную литературу; - составить краткий план ответа на каждый вопрос; - проверить свои знания, отвечая на вопросы для самопроверки. Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям. Основная цель практических занятий способствовать усвоению теоретического материала и выработать навыки применения приобретенных знаний в практической деятельности. Тематика практических занятий соответствует содержанию рабочей программе курса. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо изучить теоретический материал по данной теме, запомнить основные определения и правила, разобрать данные в лекциях решения задач. Методические рекомендации по подготовке к зачету. К зачету допускается студент, выполнивший в полном объеме задания, предусмотренные в рабочей программе. В случае пропуска лабораторных занятий по уважительным или неуважительным причинам студент самостоятельно выполняет и сдает на проверку в письменном виде общие или индивидуальные задания, определяемые преподавателем. Зачет проходит в устной форме на основе перечня вопросов, которые отражают содержание действующей рабочей программы учебной дисциплины. В билет включены два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На ответ и подготовку студенту отводится 35 минут. Студентам рекомендуется: 1. готовиться к зачету в группе (два-три человека); 2. внимательно прочитать вопросы к зачету 3. составить план ответа на каждый вопрос, выделив ключевые моменты материала; 4. изучив несколько вопросов, обсудить их с однокурсниками. Ответ должен быть аргументированным. Результат сдачи зачета оцениваются отметкой «зачтено» или «не зачтено». |