МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методика преподавания географии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Швецова Ларина Валерьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Методика преподавания географии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 29.06.2020 г. № 249
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко Вадим Валерьевич, к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 29.06.2020 г. № 249
Заведующий кафедрой Скрипко Вадим Валерьевич, к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины: формирование географической культуры у студентов за счет расширения мировоззрения о самой науке географии и возможностях ее преподавания в школе.
Задачи:
1) ознакомить студентов с целями, принципами и содержанием географического образования;
2) рассмотреть методы, средства и формы обучения, применяемые в преподавании школьного предмета (или учебного предмета) «География»;
3) сформировать у студентов базу теоретических знаний, практических умений, навыков и (или) опыта деятельности для работы в качестве учителя географии.
Студент должен иметь представление об(о):
- истории становления и развития школьного географического образования в России;
- переходе современной школы от образовательного стандарта первого поколения к образовательному стандарту второго поколения (или от государственного образовательного стандарта (ГОС) к федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС));
- целостным представлением о современных тенденциях обновления школьного географического образования;
- системе эколого-географического воспитания и просвещения школьников.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-11 способностью использовать навыки преподавания географических дисциплин в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные этапы становления и развития школьного географического образования в России;
- содержание профессионального стандарта «Педагог»;
- цели, принципы и содержание школьного географического образования;
- требования ФГОС СОО к предметным результатам освоения основной образовательной программы школьного предмета (или учебного предмета) «География» на базовом и углубленном уровнях;
- содержание школьных курсов географии и их разделов;
- методы, приемы и средства обучения географии;
- урочные и внеурочные формы обучения географии (в том числе и методические подходы к их выбору);
- типы уроков (по ГОС и ФГОС), сходства и отличия в их структуре;
- формы уроков;
- структуру плана (конспекта) урока и технологической карты урока и алгоритм их разработки;
- алгоритм разработки плана (сценария) эпизодического внеклассного мероприятия по географии;
- типы и виды исследовательских работ учащихся по географии;
- алгоритм составления и решения олимпиадных заданий по географии;
- перечень приемов по формированию и развитию знаний, умений, навыков у учащихся в процессе обучения географии;
- состав отдельных линий учебно-методического комплекса (УМК) по школьному предмету (или учебному предмету) «География»;
- формы и способы проверки знаний и умений учащихся по географии;
- перечень компетентностей (познавательных, личностных, самообразовательных, социальных, отношения к своему здоровью), формируемых у учащихся в рамках предметной области «Общественные науки» и школьного предмета (или учебного предмета) «География».
3.2.Уметь:
3.2.1.- называть характерные черты каждого этапа в становлении и развитии школьного географического образования в России;
- называть требования к трудовой деятельности педагога, необходимым умениям и знаниям;
- определять цели, принципы и содержание школьного географического образования;
- применять требования ФГОС СОО к предметным результатам освоения основной образовательной программы школьного предмета (или учебного предмета) «География» на базовом и углубленном уровнях при планировании урока;
- определять содержание школьных курсов географии и их разделов;
- применять необходимые методы, приемы и средства обучения при планировании урока;
- проектировать урочные и внеурочные формы обучения географии;
- определять тип урока и его форму при планировании учебного занятия;
- планировать основные этапы урока (согласно дидактическим задачам);
- составлять план (конспект) и технологическую карту урока согласно теме занятия;
- разработать план (сценарий) эпизодического внеклассного мероприятия по географии;
- составлять план школьной исследовательской работы по географии и алгоритм его выполнения;
- составлять и решать задания школьных олимпиад по географии;
- определять перечень вводимых понятий, фактов, законов и закономерностей, географической номенклатуры согласно теме урока;
- отличать общеучебные умения от специальных умений (по ГОС) согласно теме урока;
- выявлять условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) (по ФГОС) согласно теме урока;
- определять содержание компонентов учебно-методического комплекса (УМК) по отдельным линиям школьного предмета (или учебного предмета) «География»;
- применять формы и способы проверки знаний и умений учащихся при планировании урока;
- называть перечень компетентностей, формируемых у учащихся согласно теме урока.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- целостным представлением об основных этапах становления и развития школьного географического образования в России;
- содержанием профессионального стандарта «Педагог»;
- целостным представлением о целях, принципах и содержании школьного географического образования;
- основами требований ФГОС СОО к предметным результатам освоения основной образовательной программы школьного предмета (или учебного предмета) «География» на базовом и углубленном уровнях;
- содержанием школьных курсов географии и их разделов;
- практическими навыками использования методов, приемов и средств обучения в процессе преподавания географии;
- навыком проектирования урочных и внеурочных форм обучения географии;
- основами методики проведения разных типов и форм уроков;
- навыком составления плана (конспекта) и технологической карты урока согласно теме учебного занятия;
- навыком составления плана (сценария) эпизодического внеклассного мероприятия по географии с учетом возраста учащихся;
- целостным представлением об организации исследовательской работы учащихся по географии;
- способами подготовки учащихся к школьным олимпиадам по географии;
- целостным представлением о способах формирования и развития знаний, умений, навыков у учащихся в процессе обучения географии;
- целостным представлением о составе учебно-методического комплекса (УМК) по отдельным линиям школьного предмета (или учебного предмета) «География»;
- способами проверки знаний и умений учащихся в процессе обучения географии;
- основами формирования компетентностей у учащихся в урочной и внеурочной работе.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс.
1.1. Концепция развития географического образования в числе стратегических ориентиров модернизации российской школы. Лекции 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.2. География как школьный предмет (или учебный предмет). Лекции 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.3. История становления и развития школьного географического образования в России. Сам. работа 5 6 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Требования к трудовой деятельности педагога, необходимым умениям и знаниям. Практические 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.5. Цели, принципы и содержание школьного географического образования. Практические 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.6. Определение содержания школьного географического образования по курсам географии. Сам. работа 5 4 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Методы, приемы и средства обучения географии.
2.1. Методы и приемы обучения географии. Лекции 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.2. Методы и приемы обучения, и их практическое применение в школьных курсах географии. Практические 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.3. Составление фрагмента урока с использованием методов и приемов обучения (по определенным темам). Сам. работа 5 4 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.4. Средства обучения географии. Лекции 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.5. Средства обучения, и их практическое применение в школьных курсах географии. Практические 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.6. Составление фрагмента урока с использованием средств обучения (по определенным темам). Сам. работа 5 6 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.7. Выбор темы для подготовки плана (конспекта) урока (по ГОС). Определение цели, учебно-воспитательных задач, методов, приемов и средств обучения (оборудования). Отчет студента о работе на практическом занятии. Сам. работа 5 4 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Формы организации обучения географии.
3.1. Формы организации обучения географии. Урочные формы обучения географии. Типы уроков по ГОС и ФГОС. Лекции 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.2. Формы уроков. Методические подходы к организации разных форм уроков. Лекции 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.3. Урок как основная форма обучения в учебно-воспитательном процессе. Планирование урока географии (по ГОС). Практические 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.4. Составление плана (плана-конспекта) урока. Сам. работа 5 6 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.5. Выбор темы для подготовки технологической карты урока (по ФГОС). Определение темы и типа урока, форм работы учащихся, необходимого оборудования, цели, учебно-воспитательных задач. Отчет студента о работе на практическом занятии. Сам. работа 5 6 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.6. Урок как основная форма обучения в учебно-воспитательном процессе. Планирование урока географии (по ФГОС). Практические 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.7. Составление технологической карты урока. Сам. работа 5 8 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.8. Внеурочные формы обучения географии. Внеклассная работа. Лекции 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.9. Внеурочные формы обучения географии. Внеклассная работа. Практические 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.10. Разработка (сценария) эпизодического внеклассного мероприятия по географии для учащихся 5-8 классов или 9-11 классов. Отчет студента о работе на консультации. Сам. работа 5 6 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.11. Исследовательская работа с учащимися по географии. Лекции 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.12. Организация исследовательской работы учащихся по географии. Практические 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.13. Составление плана научно-исследовательской, проектной / учебно-исследовательской работы учащихся по географии. Сам. работа 5 4 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.14. Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам по географии. Лекции 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.15. Методика составления и решения олимпиадных заданий по географии. Практические 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Методика формирования и развития знаний, умений, навыков у учащихся в процессе обучения географии.
4.1. Методика формирования и развития знаний, умений и навыков у учащихся в процессе обучения географии. Лекции 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.2. Методика формирования географических знаний, общеучебных и специальных умений, навыков (по ГОС), универсальных учебных действий (УУД) (по ФГОС) у учащихся на уроках географии. Практические 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.3. Учебно-методические комплексы (УМК) по географии. Характеристика отдельных линий УМК по школьному предмету (или учебному предмету) «География». Сам. работа 5 4 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Организация контроля и учета знаний и умений учащихся на уроках географии.
5.1. Организация контроля и учета знаний, умений учащихся на уроках географии. Практические 5 2 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.2. Требования ФГОС СОО к предметным результатам освоения основной образовательной программы школьного предмета (или учебного предмета) «География» на базовом и углубленном уровнях. Сам. работа 5 4 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.3. Формирование компетентностей у учащихся в рамках школьного предмета (или учебного предмета) «География». Отчет студента о работе на консультации. Сам. работа 5 4 ОК-7, ПК-11 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Цель и задачи курса «Методика преподавания географии». Методология изучения курса.
2. Связь курса «Методика преподавания географии» с курсами «Психология», «Педагогика».
3. Становление и развитие школьного географического образования в России. Характеристика каждого этапа.
4. Содержание профессионального стандарта «Педагог» (трудовые функции, необходимые умения, необходимые знания) и особенности профессиональной деятельности педагога.
5. Требования к профессиональной деятельности педагога.
6. Цели и принципы школьного географического образования.
7. Содержание школьных курсов географии и их разделов.
8. Требования ФГОС СОО к предметным результатам освоения основной образовательной программы школьного предмета (или учебного предмета) «География» на базовом и углубленном уровнях.
9. Классификация методов обучения по источнику знаний. Практическое использование методов на уроках географии (на примере темы по выбору студента).
10. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся. Практическое использование методов на уроках географии (на примере темы по выбору студента).
11. Методический прием как часть метода обучения. Практическое использование методических приемов на уроках географии (на примере темы по выбору студента).
12. Приемы обучения (организационные, логические, технические) и их практическое использование на уроках географии (на примере темы по выбору студента).
13. Понятие о средствах обучения. Классификации средств обучения. Практическое использование средств обучения на уроках географии (на примере темы по выбору студента).
14. Современный учебный кабинет географии как средство формирования географической культуры у учащихся.
15. Понятие об урочных и внеурочных формах обучения географии. Характеристика каждой из перечисленных форм.
16. Урок как «ячейка» учебно-воспитательного процесса. Основные требования к современному уроку.
17. Типы уроков (анализ классификаций) в соответствие с требованиями образовательных стандартов первого и второго поколений (ГОС и ФГОС).
18. Формы организации урока. Методические подходы в организации и проведению разных форм уроков.
19. Структура плана (конспекта) урока и технологической карты урока по географии.
20. Внеурочные формы обучения географии. Характеристика элективных курсов, учебных практик, исследовательской деятельности.
21. Внеклассная работа. Характеристика экскурсий, факультативов, кружков, школьных олимпиад по географии, исследовательской деятельности.
22. Формы организации исследовательской деятельности учащихся. Типы и виды исследовательских работ по географии.
23. Олимпиады по географии и их значение в формировании личности учащихся. Этапы (уровни) олимпиады для школьников.
24. Учебно-методические комплексы (УМК) по географии и их методическое значение. Характеристика одной из линий УМК по школьному предмету (или учебному предмету) «География» (по выбору студента).
25. Методика формирования географических знаний у учащихся (на примере любой темы по выбору студента).
26. Методика формирования универсальных учебных действий (УУД) у учащихся на уроках географии (на примере любой темы по выбору студента).
27. Понятие о компетенции и компетентности. Характеристика компетентностей (познавательных, личностных, самообразовательных, социальных, отношения к своему здоровью) у учащихся в рамках школьного предмета (или учебного предмета) «География».
28. Проверка и оценка результатов обучения по школьному предмету (или учебному предмету) «География».
29. Организация контроля и учета знаний, умений учащихся на уроках географии. Понятие об оценке и отметке.
30. Формы и способы проверки знаний и умений учащихся по географии.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Заполните таблицу 1, используя основные положения обсуждаемой темы и информацию из литературы (основной) и источников.
Таблица 1. Этапы становления и развития школьного географического образования в России
2. Перечислите российские (ранее советские) научно-методические школы географов, занимающихся вопросами и проблемами теории и методики обучения географии. Укажите персоналии ученых – методистов каждой научно-методической школы и направления их деятельности.
3. Проведите анализ содержания профессионального стандарта «Педагог»: требования к трудовой деятельности педагога, необходимым умениям и знаниям.
4. Изучите структуру и содержание федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования (5-9 кл.) и среднего общего образования (10-11 кл.). Заполните таблицу 1 "Состав предметных областей и уровни предметных результатов освоения образовательной программы".
5. Проведите анализ содержания федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования (5-9 кл.) и среднего общего образования (10-11 кл.) и выявите требования, предъявляемые к географии как учебному предмету (или цели через предметные результаты освоения образовательной программы). Заполните таблицу 2 "Требования к предметным результатам освоения образовательной программы для школьного предмета (или учебного предмета) «География».
6. Используя материалы основной и дополнительной литературы, а также источников, выявите основные разделы в содержании школьного предмета (или учебного предмета) «География» и те курсы, в рамках которых происходит его усвоение. Заполните таблицу 3 "Содержание школьного предмета (или учебного предмета) «География».
7. Изучив основную литературу и источники, а также методические материалы по теме (Приложение 1), выберите одну из классификаций методов обучения для выполнения заданий и дальнейшей работы. Заполните таблицу 1 "Методы и приемы обучения географии".
8. Выполните тренировочные задания (определите перечень методов и приемов, необходимых для объяснения нового материала по определенной теме), используя материалы школьных учебников.
9. Изучив основную литературу и источники, а также методические материалы по теме (Приложение 2), выберите одну из классификаций средств обучения для выполнения заданий и дальнейшей работы. Заполните таблицу 1 "Средства обучения географии".
10. Выполните тренировочные задания (определите перечень средств обучения, необходимых для объяснения нового материала по определенной теме), используя материалы школьных учебников.
11. Выберите одну из тем (таблица 2) и покажите работу с отдельными средствами обучения на уроке географии:
1) учебником (текстом и иллюстрациями);
2) географической картой.
Свой ответ запишите в любой форме (схема, блок-схема, таблица, тезисы, презентация).
12. Изучив основную литературу и источники, а также прилагаемые материалы «Комнатные растения в кабинете экологии / географии / биологии» (Приложение 3), выберите один из вариантов размещения комнатных растений в учебном кабинете географии. Составьте тематическую презентацию, отражающую подбор комнатных растений как средств обучения, а также для озеленения кабинета.
13. Составьте план (конспект) урока и выполните следующие действия:
1) запишите тему урока;
2) сформулируйте цель, а также образовательные, развивающие, воспитательные задачи урока в соответствии с выбранной темой (Приложение 5);
3) укажите методы и приемы обучения, тип урока, форму урока*, средства обучения (оборудование);
4) составьте план урока, а затем оформите его содержание в виде конспекта (см. приложение 5.1 или приложение 5.2).
14. Составьте технологическую карту урока (описание хода урока) (см. приложение 6.1 или приложение 6.2 или приложение 6.3).
15. Заполните таблицу "Характеристика внеурочных и внеклассных форм обучения географии", используя материалы теоретического блока, а также литературы и источников.
16.Разработайте сценарий эпизодического внеклассного мероприятия по географии для учащихся (5-8 классов или 9-11 классов).
17. Составьте краткое содержание двух планов работы в соответствие с выбранными типами исследовательских работ. Используйте материалы приложений 8.1, 8.2 или 8.3.
18. Составьте для учащихся 7-8 классов одну задачу, и пять тестовых заданий (желательно с привлечением иллюстраций).
19. Составьте для учащихся 9-11 классов одну задачу, и пять тестовых заданий (желательно с привлечением иллюстраций).
20. Составьте тестовые задания различной формы (закрытой, открытой, на установление причинно-следственных связей, на соответствие) в рамках ранее выбранных тем уроков (по ГОС и ФГОС). Свои ответы запишите.




5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине "Методика преподавания географии" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Швецова Ларина Валерьевна Методика преподавания географии : учебное пособие: Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 05.03.02 География. Алтайский государственный университет. – Барнаул : АлтГУ, 2021, 2021 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Н. Горбатова Методика преподавания географии : учеб. пособие АлтГУ. - Барнаул , 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ФГОС основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]. fgos.ru
Э2 ФГОС среднего общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс]. fgos.ru
Э3 Концепция развития географического образования в Российской Федерации (от 30.12.2018) [Электронный ресурс]. docs.edu.gov.ru
Э4 Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для академического бакалавриата / Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева [Электронный ресурс]. www.biblio-online.ru/book/F28FD397-56DE-4853-B921-09BB6CB171DD.
Э5 Шубина, Т.И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс]. http:// festival.1september.r/articles/527236
Э6 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254» (Зарегистрирован 02.03.2021 № 62645) [Электронный ресурс]. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202103020043#:~:text=Приказ%20Министерства%20просвещения%20Российской%20Федерации,мая%202020%20г.%20№%20254%22
Э7 Всероссийская олимпиада школьников. [Электронный ресурс]. География http://vserosolymp.rudn.ru/mm/mpp/geo.php
Э8 Положение о школьных предметных олимпиадах [Электронный ресурс]. URL: school15.beluo.ru/Olimpiada.doc, свободный
Э9 Бермус, А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]. metodist.edu54.ru
Э10 Географический портал [Электронный ресурс]. www.geo2000.nm.ru
Э11 Географический портал. Материалы по географии, геологии, гидрологии, картографии, метеорологии, почвоведению, океанологии [Электронный ресурс]. geographer.ru
Э12 География сети: RGO.ru - географический портал Планета Земля. Терминологический словарь, географические открытия, информация для учителей [Электронный ресурс]. rgo.ru
Э13 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. school-collection.edu.ru
Э14 Методическая лаборатория географии [Электронный ресурс]. geo.metodist.ru
Э15 Московская городская олимпиада по географии. Открытая олимпиада МГУ. Избранные задачи [Электронный ресурс]. geo.1september.ru
Э16 Открытая межвузовская олимпиада школьников «Будущее Сибири» по географии [Электронный ресурс]. olympiada-sfo.nstu.ru
Э17 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. base.garant.ru
Э18 Курс в Moodle "Методика преподавания географии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина «Методика преподавания географии» предполагает освещение ключевых методических вопросов, связанных с организацией учебного процесса по географии в школе. Содержание данной дисциплины нацелено на формирование географической культуры у студентов за счет расширения географического мировоззрения о самой науке географии и возможностях ее преподавания в школе. Преподаватель должен учитывать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Освоение содержания данной учебной дисциплины происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студентов.
Во время проведения лекций по учебной дисциплине «Методика преподавания географии» преподавателю необходимо максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъяснять ключевые термины и сущность явлений, используя профессиональный «методический стиль». Важно опираться на базовые знания студентов по географии и экологии. В лекционный материал должны быть включены примеры из школьной практики. На лекционном занятии необходимо использовать материалы тематических презентаций (по мере необходимости). Кроме того, лекция «должна носить» диалогический характер.
Практические занятия построены по блочно-модульной системе, способствующей выполнению заданий теоретического, практического и опережающего блоков. Содержание практических работ соответствует системно-деятельностному подходу в обучении. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью.
Задания самостоятельной работы следует выполнять в соответствие с рабочей программой учебной дисциплины (перед практическим занятием или после его проведения).
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы в ходе текущих консультаций. Форма зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по тому или иному вопросу (задания к зачету составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) обсуждением содержания выполненных практических работ.

Студент допускается к зачету при условии выполнения всех практических работ и их защиты.
Студент получает зачет при следующих условиях:
- логически выстроенного и содержательного ответа с привлечением понятий и фактического материала курса;
- максимального раскрытия сущности предложенного вопроса с привлечением примеров;
- понимания междисциплинарных связей в обсуждаемых вопросах.