МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы туристско-рекреационных исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Ротанова И.Н.;ст. преп., Борисенко М.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент , Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы туристско-рекреационных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «Методы географических исследований» является подготовка студентов к самостоятельным комплексным физико-географическим и экономико-географическим исследованиям, приобретение навыков применения аэрокосмических методов исследования. Настоящий курс поможет закрепить на практике теоретические знания о методологии и методике научных исследований, ознакомиться с конкретными методами комплексных исследований природных и природно-антропогенных геосистем. Изучение методов комплексных физико-географических, экономико-географических и аэрокосмических исследований создает базу для последующих учебных и производственных практик и в целом - для подготовки квалифицированного специалиста географа.
В качестве основных задач программы учебной дисциплины можно сформулировать следующие:
1. дать представление о методах географических исследований;
2. дать представление о применении методов в полевых исследованиях и камеральной обработке;
3. ознакомить с содержанием каждого метода и их особенностью;
4. научить применять результаты полученных исследований для последующих квалификационных работ.
5. дать студентам знания в области экономики организации и технологии современного промышленного производства в России и в мире.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных базовых понятиях в области физико-географических методов;
о сборе и первичной обработке материалов по природным системам для анализа и оценки состояния природных и антропогенных систем;
- о перспективных направлениях получения и обработки аэро- и космической информации при выполнении специализированных изысканий, проектных работ, мониторинга за состоянием земель и природной среды;
- об основах экономики организации современного производства; о методических подходах и современных технологиях географических исследований, основанных на достижениях научно-технического прогресса; о понятиях и способах изучения и описания территориальных социально-экономических систем (ТСЭС) и их экономико-географического положениях (ЭГП).
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять основы ландшафто-геохимического анализа, ландшафто-геофизического подхода к изучению ПТК и аквальных комплексов;


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- полевых исследований, картографирования ПТК при проведении стационарных и полустационарных исследований, камеральной обработки материала;
- организации и исполнения полевых и камеральных физико-географических исследований ПТК и аквальных систем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы физико-географических исследований.
1.1. Принципы и методы научного познания в рекреационной географии Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Методика и принципы оценки рекреационно-географических условий Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Источники получения информации при исследовании вопросов рекреации и туризма Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Методические подходы к оценке эколого-туристского/рекреационного потенциала Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Методика оценки объектов историко-культурного наследия и аттрактивности туристских трасс Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Оценка допустимых рекреационных нагрузок и последствий туристской деятельности на состояние природных комплексов Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.7. Методические подходы к проведению рекреационного районирования Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.8. Методика социологических исследований туристско-рекреационной деятельности Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.9. Методы изучения рекреационно-туристской инфраструктуры и освоенности курортных районов Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.10. Картографический метод в туристско-рекреационных исследованиях Лекции 4 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.11. Методы туристско-рекреационных исследований Практические 4 22 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.12. Методы туристско-рекреационных исследований Сам. работа 4 39 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. Подготовка к экзамену Экзамен 4 27 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5012

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме


1. К наиболее значимым свойствам туристских ресурсов НЕ относится показатель:
a. Надёжности
b. Комфортности
c. Кратности
d. Ёмкости
e. Аттрактивности

Ответ: c

2. Эквивалентно-эффективная температура – это:
a. Температура + влажность
b. Температура + влажность + ветер
c. Температура + ветер
d. Эквивалентно- эффективная температура + солнечная радиация

Ответ: b

3. Объект исследования учебной дисциплины "Методы исследований туристско-рекреационной деятельности" – это:
a. объекты и субъекты рекреации в различных социокультурных образованиях
b. подходы и методики изучения материальныхобъектов и предметов, культурных ценностей, систем, процессов и явлений, а также стандартов, являющихся условиями реализации разнообразной рекреационной деятельности человека
c. изучение особенностей поведения людей, пространственных закономерностей и размещения рекреационных объектов в процессе рекреационной деятельности
d. относительно целостная территория с собственным населением, способная иметь некоторые принципиальные отличия от соседней территории
e. люди, ведущие рекреационную деятельность на основании стандартов данного социокультурного образования

Ответ: b

4. Туристско-рекреационные ресурсы фиксируются в:
a. Нормативной документации
b. Кадастре
c. Книге учета
d. Отчетной документации

Ответ: b

5. Подсистемами территориально-рекреационные системы НЕ являются:
a. Подсистема «обслуживающий персонал»
b. Подсистема «отдыхающие»
c. Подсистема «проживание»
d. Подсистема туристских ресурсов

Ответ: b

6. К факторам, лимитирующим процессы оптимального использования туристских ресурсов России, относятся:
a. Интерес иностранных туристов к посещению России
b. Отсутствие у граждан Российской Федерации достаточных средств для путешествий
c. Неоправданно высокие расценки за предоставляемые места для размещения и оказываемые услуги
d. Политическая напряженность в некоторых регионах

Ответ: с

7. Какие методы, используемые в рекреационных исследованиях, относятся к общенаучным и/или общегеографическим?
a. математического моделирования
b. наблюдения и научного описания
с. все названные методы
d. аэрокосмические и геоинформационные

Ответ: с

8. Сколько процентов россиян, по данным социологических опросов вообще не уезжает из дома во время отпуска:
a. Примерно 40%
b. Примерно 100%
c. Примерно 50%
d. Примерно 20%
e. Примерно 70%

Ответ: e

9. Специализацией свободной экономической зоны туристско-рекреационного профиля в Алтайском крае НЕ является:
a. Водный туризм
b. Этнический туризм
c. Лыжный туризм
d. Спелеотуризм

Ответ: d

10. Под рекреацией понимается:
a. Отрасль народного хозяйства
b. Отдых и восстановление физических и душевных сил людей в специально отведенных для этого местах
c. Любой вид туризма
d. Поездки из постоянного места жительства

Ответ: b

11. Какое из заболеваний не является противопоказанным для спелеотерапии?
a. Заболеваниями опорно-двигательного аппарата
b. Заболеваниями органов дыхания аллергического характера
c. Заболеваниями органов дыхания
d. Заболеваниями сердечно-сосудистой системы
e. Заболеваниями желудочно-кишечного тракта

Ответ: e

12. Самым популярным и массовым видом иностранного туризма в России является:
a. Экологический туризм
b. Деловой туризм
c. Экскурсионно-познавательный туризм
d. Спортивный туризм
e. Ивенттуризм

Ответ: с

13. Значения «индекса ультрафиолетовой радиации», отражающего величину жесткого ультрафиолетового облучения исчисляются по шкале:
a. От 0,1 до 7,0
b. От 1 до 11
c. От 1 до 100
d. От А до Д
e. От А до L

Ответ: b

14. Целями создания туристско-рекреационных зон НЕ являются:
a. Развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний
b. Повышение конкурентоспособности туристской деятельности
c. Установление таможенных льгот
d. Развитие лечебно-оздоровительных курортов

Ответ: а

15. Туристская индустрия предоставляет услуги:
a. Все ответы верны
b. Услуги по охране собственности
c. Услуги по доставке туристов к месту отдыха
d. Услуги по охране личности
e. Услуги по удовлетворению развлечений

Ответ: а

16. Зона гелиобиологического ультрафиолетового комфорта для человека в Северном полушарии располагается:
a. от 20,0° до 60,0°широты
b. от 40,5° до 50,5°широты
c. от 42,5° до 57,5°широты
d. от 48,0°до 58,0°широты
e. от 35,0° до 45,0° широты

Ответ: с


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

1. Компоненты природной среды, объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, которые могут быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий – это …
Ответ: рекреационные ресурсы

2. Совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории называется …
Ответ: туристский потенциал территории

3. Путешествие, имеющее целью сбор, изучение и анализ информации по этносу – …
Ответ: этнографический туризм

4. Вид приключенческого экстремального туризма, который представляет собой пешие маршруты по девственным территориям, называется – …
Ответ: треккинг

5. Критерием зимнего дискомфорта считают устойчивые средние температуры ниже ______°С
Ответ: -15

6. Традиционно используемая природная или специально организованная территория, где жители населенного пункта проводят часы досуга; обычно располагается в пределах зеленой зоны, но может быть и внутри поселений (парки, скверы и т. д.) – …?
Ответ: зона отдыха

7. Лагерь для автотуристов, расположенный в загородной местности или в зоне отдыха. Как правило, оборудован палатками или другими легкими сооружениями летнего типа (бунгало), приспособлениями для приготовления пищи, автомобильной стоянкой, системой водоснабжения и т.д. – …
Ответ: кемпинг

8. Заранее намеченный, установленный путь следования туристов – …
Ответ: маршрут

9. Природные, природно-технические и социально-экономические геосистемы и их элементы, которые при существующих технических и материальных возможностях могут быть "использованы для организации рекреационного хозяйства". Условия отдыха выступают как первый фактор на пути рассмотрения объектов с позиции их полезности для рекреационных целей – …
Ответ: рекреационные ресурсы

10. Восстановление израсходованных человеком в процессе труда сил, а также накопление определенного запаса этих сил для дальнейшей деятельности, развития физического и интеллектуального потенциала, это …
Ответ: рекреация

11. Любая человеческая деятельность (или бездеятельность), которая не направлена на удовлетворение насущных нужд (еда, сон, др.), это …
Ответ: отдых

12. Тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности», это …
Ответ: естественные ресурсы

13. Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на 2 группы:
Ответ: движимые и недвижимые

14. Все туристско-рекреационные ресурсы разделяются на две основные группы: _______ и социогенные
Ответ: природные

15. __________ – это территория, пригодная для организации отдыха и туризма в силу наличия на ней рекреационных ресурсов природного или антропогенного характера.
Ответ: рекреационный район

16. Центральный элемент туристско-рекреационной системы, определяющий сам факт ее возникновения и развития – …
Ответ: отдыхающие

17. К культурно-историческим ресурсам относятся ______ и _____ ресурсы.
Ответ: материальные и духовные

18. Для какого вида туризма наиболее предпочтительна пересеченная местность с крупнохолмистым и грядовым рельефом, а также предгорья и низкогорья (до 2000 м)?
Ответ: лечебно-оздоровительного

19. «Месторождения ______ и мышьяковистых минеральных вод, как правило, связаны с зонами окисления сульфидных руд.»
Ответ: железистых


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к экзамену:
1. Отдых и рекреация: общее и особенное.
2. Время свободное и рекреационное и их соотношение.
3. Структура рекреационного времени и типы рекреации ей соответствующие.
4. Элементы деятельности по организации рекреационного пространства.
5. Рекреационная деятельность и рекреационный потенциал.
6. Характеристика каждого типа рекреационной деятельности.
7. Виды рекреационной деятельности, отдыха и перемещений людей в пространстве.
8. Рекреационные ресурсы как важнейшая составная часть рекреационного потенциала.
9. Рекреационные и туристские ресурсы и их соотношение.
10. Разновидности и особенности рекреационных и туристских ресурсов.
11. Емкость рекреационных ресурсов и методика ее определения.
12. Основные этапы оценивания природных рекреационных ресурсов.
13. Типы оценки природных рекреационных ресурсов.
14. Понятия «экзотичность», «уникальность», «типичность», «аттрактивность», «эстетичность».
15. Культурно-исторические рекреационные ресурсы.
16. Памятники истории и культуры и их разновидности.
17. Движимые и недвижимые объекты познавательно-культурной рекреации.
18. Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
19. Объекты Списка всемирного наследия России/Алтая.
20. Понятие о рекреационной системе. Территориальные рекреационные системы.
21. Типы рекреационных учреждений.
22. Величина рекреационных комплексов и методы ее определения.
23. Тенденции проектирования и строительства рекреационных объектов и систем.
24. Оценка территорий для рекреационного использования.
25. Аттрактивные и репеллентные свойства местности.
26. Рекреационная и туристская сеть.
27. Учреждения лечебно-оздоровительного отдыха.
28. Санатории и их типы. Зонирование санаторной территории. Санаторный режим. Особенности санаториев.
29. Дома отдыха, пансионаты и базы отдыха.
30. Туристские базы. Туристско-экскурсионные бюро.
31. Рекреационные парки и территории.
32. Рекреационные нагрузки на природные комплексы и методика их определения.
33. Устойчивость природного территориального комплекса.
34. Рекреационная емкость природного территориального комплекса.
35. Понятие о рекреационной дигрессии. Стадии рекреационной дигрессии.
36. Норма рекреационных нагрузок – ее параметры и методика определения.
37. Рекреационное использование особо охраняемых природных территорий.
38. Национальные парки. Основные задачи национального парка.
39. Ландшафтные парки, лесопарки, спортивные парки, рыболовно-охотничьи парки, аквапарки, агропарки, биосферные заповедники, природные национальные парки, природно-исторические рекреационные парки.
40. Тематические парки.
41. Группы рекреационных потребностей и их целевая ориентация.
42. Принцип В.С. Преображенского.
43. Элементарные рекреационные занятия как компоненты рекреационной деятельности.
44. Лечебная, оздоровительная, спортивная и познавательная рекреационная деятельность.
45. Целевые, дополнительные или сопутствующие элементарные рекреационные занятия.
46. Цикл рекреационных занятий. Моделирование циклов рекреационных занятий. Конструирование циклов рекреационных занятий.
47. Классификация рекреационной деятельности.
48. Типология рекреационной деятельности по общественным функциям и технологии.
49. Виды рекреационной деятельности.
50. Рекреационное районообразование и районирование.
51. Процесс рекреационного районообразования и его этапы.
52. Рекреационное районирование России.
53. Черноморское побережье Кавказа как основная рекреационная зона России.
54. Туристские районы Центральной России.
55. Подмосковье – основной район оздоровительного и познавательного туризма. Золотое кольцо России.
56. Туристские районы Северо-Запада и Европейского Севера России.
57. Туристские районы Сибири и Дальнего Востока.
58. Обско-Алтайский рекреационный район.
59. Туристское районирование Алтайского края и Республики Алтай.

Критерии оценивания:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.С. Барчуков Методы научных исследований в туризме: учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2008
Л1.2 авт. сост. В.Е. Арефьев, А.Г. Редькин Теория и методология рекреационной географии: учебное пособие для магистрантов и аспрантов Барнаул: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.Н. Ротанова, Н.Ф. Харламова Рекреационно-географические исследования в Алтайском регионе: монография Барнаул: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.2 Ю.П. Шейн, Л.Д. Матвеева Инновационные подходы к проектированию и развитию туристско-рекреационных зон: учебное пособие Уфа: УГУЭиС, 2011 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - www.credo-dialoque.com
Э2 - www.dataplus.ru
Э3 - www.gisa.ru
Э4 - www.usgs.com
Э5 курс в Moodle "Методы туристско-рекреационных исследований" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
500М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ПК: BENQ XL2411 - 5 ед.; интерактивная доска: Triumph Multi touch - 1 ед.; Графическая рабочая станция DEPO Race (4 шт); GPS Spectra Precision Epoch; Комплект GNSS GPS/ГЛОНАСС; Плоттер Canon iPF605; Интерактивная система для голосования SMART, 12 пультов; сканер протяжной формата А0 Canon; 8 плакатов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Методы туристско-рекреационных исследований»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Методы туристско-рекреационных исследований» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Методы туристско-рекреационных исследований» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Методы туристско-рекреационных исследований» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Методы туристско-рекреационных исследований» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Методы туристско-рекреационных исследований»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.