Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | Формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков, необходимых для создания, организации и проведения путешествий в природной среде в качестве гида-инструктора, изучение методики его работы в многогранном процессе обслуживания туристов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1 |
ПК-4 | способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме |
ПК-8 | способностью применять и анализировать методы рекреационно-географических исследований, оценивать механизмы организации рекреационно-туристской отрасли, основы ее эффективности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о значении рекреации и туризма в социально-экономическом развитии страны и региона; особенностях развития туристской инфраструктуры; объективных и субъективных опасностях на активных маршрутах; технике преодоления различных видов природных препятствий; главные термины, историю формирования профессии гида, программно-нормативные основы ведения деятельности по организации активных маршрутов, основные задачи, принципы и методы подготовки гида-инструктора, правила обеспечения безопасности на активном маршруте, особенности системы подготовки гидов в России и мире. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | пользоваться классификациями туристских маршрутов, оценивать общую и специальную физическую подготовку туристской группы и отдельных туристов, применять полученные знания в решении вопросов обеспечения безопасности, организовывать туристский быт, использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения в зависимости от региональной специфики; виды рекреационной и туристской деятельности; особенности развития туристской инфраструктуры; давать качественную оценку природных и социально-экономических факторов при формировании различных видов туристских маршрутов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | организационно-управленческими навыками в работе с туристской группой; навыками техники и тактики преодоления основных препятствий природной среды; навыками работы со снаряжением и ориентирования на местности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. История зарождения профессии и сущность работы гида-инструктора. | ||||||
1.1. | Сущность и значение работы гида-инструктора | Лекции | 5 | 2 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Нормативно-правовые документы в области туризма и работы гида-инструктора | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.3. | История формирования профессии гида-инструктора | Лекции | 5 | 2 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.4. | История зарождения профессии гида-инструктора | Практические | 5 | 6 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.5. | Роль первых туристских организаций и военного альпинизма в становлении профессии гида | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.6. | Важнейшие установки и должностные обязанности гида-инструктора | Лекции | 5 | 2 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.7. | Основные положения Правил проведения туристско-спортивных походов и организации спортивных туров | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.8. | Система обучения гидов-инструкторов | Лекции | 5 | 2 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.9. | Обучение гидов-инструкторов в России и странах мира | Практические | 5 | 6 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
1.10. | Современное состояние профессии гида-инструктора | Сам. работа | 5 | 3 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
Раздел 2. Раздел 1. Организация работы гида-инструктора. | ||||||
2.1. | Стратегия и тактика организации и проведения тура гидом-инструктором | Лекции | 5 | 2 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Факторы риска в путешествии. Стратегические схемы построения маршрута | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Обеспечение безопасности на маршруте | Лекции | 5 | 2 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Анализ опасностей на маршруте | Практические | 5 | 2 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.5. | Проблемы акклиматизации в горах | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.6. | Техника и тактика преодоления препятствий на маршруте | Лекции | 5 | 2 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.7. | Задание 2. Техника преодоления препятствий на маршруте | Практические | 5 | 2 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.8. | Организация питания на маршруте | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.9. | Снаряжение, используемое на различных маршрутах | Лекции | 5 | 2 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.10. | Работа гида-инструктора на маршруте | Практические | 5 | 4 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.11. | Причины несчастных случаев, опасные ситуации и природные явления в туристских походах | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.12. | Особенности работы гида-инструктора на различных видах маршрутов (водный, высотный и др.) | Лекции | 5 | 4 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.13. | Психологические аспекты работы гида-инструктора | Практические | 5 | 2 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.14. | Оказание первой доврачебной помощи на маршруте | Сам. работа | 5 | 4 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
2.15. | Подготовка к экзамену | Экзамен | 5 | 27 | ПК-4, ПК-8 | Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Сущинская М.Д. | Культурный туризм: учебное пособие для СПО | М : Издательство Юрайт, 2023 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Федотов, Юрий Николаевич | Спортивно-оздоровительный туризм: учеб. для вузов | Изд-во Советский спорт, 2003 | |
Л2.2 | Таймазов В. А., Федотов Ю. Н. | Теория и методика спортивного туризма: учебник | М.: Советский спорт, 2014 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Ассоциация горных гидов России | www.rmga.ru | ||
Э2 | Хартия туризма | www.rostourunion.ru | ||
Э3 | Подготовка горных гидов в Канаде | www.mountain.ru | ||
Э4 | О профессии горных гидов | www.mountain.ru | ||
Э5 | Проблемы акклиматизации в горах | www.mountain.ru | ||
Э6 | Курс в Moodle «Методика работы гида-инструктора» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Методика работы гида-инструктора» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Методика работы гида-инструктора» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Методика работы гида-инструктора» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Методика работы гида-инструктора» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Методика работы гида-инструктора» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Методика работы гида-инструктора» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |