МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация и технология экскурсионно-выставочной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Организация и технология экскурсионно-выставочной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение теории и практики экскурсионного дела и выставочной деятельности в туризме, формирование у студентов системы теоретических знаний и практических навыков подготовки и проведения экскурсий разных видов и для различных групп экскурсантов, формирование системы знаний по методике подготовки и проведения туристских выставок, способствовать подготовке высокообразованных специалистов.
Задачи дисциплины:
• Познакомить с основными этапами развития экскурсионного дела в России и за рубежом;
• Научить поэтапному проектированию экскурсии;
• Научить основным методическим приемами и техникой ведения экскурсий;
• Отработать основные методические приемы и технику ведения экс-курсии в ходе практических занятий;
• Способствовать формированию профессионального мастерства будущих работников туристской индустрии
• Сформировать навыки и отработать технику проведения путевой информации
• Сформировать представление о целях и задачах выставочной дея-тельности в туризме, познакомить с выставочной терминологией и классификацией выставок
• Познакомить с основными методическими приемами организации выставочной деятельности в туризме
• Сформировать представление о требованиях к рекламно-информационным услугам для экспонентов и посетителей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных этапах развития экскурсионного дела в России и за рубежом
- основные правовые и технологические особенности организации экскурсионно-выставочной деятельности
- методики продготовки и проведения экскурсии, организации выставки
- классификацию экскурсий
- этапы подготовки необходимой документации по формированию новой экскурсии
- правила составления выставочной экспозици
- должностные обязанности экскурсовода
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму
- применять на практике основные методические приемы и технику ведения экскурсий
- составлять выставочную экспозицию
- реализовывать этапы планирования выставочной деятельности
- подготавливать новый экскурсионный маршрут
- проектировать поэтапно подготовку и проведение выставки турпродукта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- подготовки путевой информации на экскурсионном маршруте;
- составления технологической карты и другой документации, необходимой для проведения экскурсии;
- поэтапного проектирования экскурсии и подготовки выставочной экспозиции

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Введение. Основные понятия экскурсионной и выставочной деятельности в туризме
1.1. Введение. Основные понятия экскурсионной и выставочной деятельности в туризме Лекции 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Закон о туристской деятельности в Российской Федерации Сам. работа 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. 2. Возникновение, развитие и совершенствование экскурсионного дела в России и за рубежом
2.1. Возникновение, развитие и совершенствование экскурсионного дела в России и за рубежом Практические 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Возникновение, развитие и совершенствование экскурсионного дела в России и за рубежом Сам. работа 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. 3. Современное понимание экскурсии. Сущность, признаки и функции экскурсии
3.1. Современное понимание экскурсии. Сущность, признаки и функции экскурсии Лекции 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Современное понимание экскурсии. Сущность, признаки и функции экскурсии Сам. работа 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Классификация экскурсий
4.1. Классификация экскурсий Сам. работа 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Особенности организации и проведения экскурсий в музеях, на выставках, на особо охраняемых территориях
5.1. Особенности организации и проведения экскурсий в музеях, на выставках, особо охраняемых территориях Лекции 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
5.2. Особенности организации и проведения экскурсий в музеях, на выставках, на особо охраняемых территориях Сам. работа 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 6. Экскурсионные объекты и их характеристика
6.1. Экскурсионные объекты и их характеристика Сам. работа 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 7. Этапы разработки экскурсии
7.1. Этапы разработки экскурсии Сам. работа 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 8. Методика проведения экскурсии
8.1. Методика проведения экскурсии Практические 6 4 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
8.2. Методика проведения экскурсии Сам. работа 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 9. Проектирование экскурсионной программы
9.1. Проектирование экскурсионной программы Лекции 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
9.2. Проектирование экскурсионной программы Практические 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
9.3. Проектирование экскурсионной программы Сам. работа 6 8 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 10. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию.
10.1. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию. Сам. работа 6 6 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 11. Техника ведения экскурсии. Путевая информация.
11.1. Техника ведения экскурсии. Путевая информация. Практические 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
11.2. Техника ведения экскурсии. Путевая информация. Сам. работа 6 6 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 12. Основы профессионального мастерства экскурсовода
12.1. Основы профессионального мастерства экскурсовода Сам. работа 6 2 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 13. Конфликтные ситуации и кризисы внимания и способы их преодоления
13.1. Конфликтные ситуации и кризисы внимания и способы их преодоления Лекции 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
13.2. Конфликтные ситуации и кризисы внимания и способы их преодоления Сам. работа 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 14. Выставочная деятельность в туризме. Выставки и ярмарки. Крупнейшие выставки мира и России
14.1. Выставочная деятельность в туризме. Выставки и ярмарки. Крупнейшие выставки мира и России Лекции 6 4 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
14.2. Выставочная деятельность в туризме. Выставки и ярмарки. Крупнейшие выставки мира и России Практические 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
14.3. Выставочная деятельность в туризме. Выставки и ярмарки. Крупнейшие выставки мира и России Сам. работа 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 15. Методика подготовки и организации выставки. Правила успешного проведения выставки. Резуль-тативность выставочной деятельности.
15.1. Методика подготовки и организации выставки. Правила успешного проведения выставки. Резуль-тативность выставочной деятельности. Практические 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
15.2. Методика подготовки и организации выставки. Правила успешного проведения выставки. Резуль-тативность выставочной деятельности. Сам. работа 6 2 ПК-4 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2419

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме

1. Чтобы отдых стал рекреацией, необходимо:
a. покинуть пределы своего непосредственного места проживания:
b. переместиться в некое специализированное место, ориентированное именно на восстановление сил
c. приобрести путевку
d. приобрести специальное снаряжение.

Ответ: а

2. Показ объекта в процессе экскурсии это:
a. созерцание объектов под руководством квалифицированного специалиста
b. осмотр объекта под руководством квалифицированного специалиста
c. наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста

Ответ: с

3. На пешеходной экскурсии экскурсовод должен:
a. стоять справа от объекта
b. стоять перед объектом по центру
c. располагаться вполоборота к объекту

Ответ: с

4. Основной признак экскурсии:
a. осмотр объектов на месте
b. научное содержание
c. высокая степень наглядности

Ответ: с

5. Специалист, отвечающий за вербальную, текстовую часть в рекламе именуется как:
a. спичрайтер
b. спиндоктор
c. копирайтер
d. модератор

Ответ: с

6. Международный кодекс рекламной практики в первой редакции принят в:
a. 1947 г.
b. 1937 г.
c. 1927 г.
d. 1957 г.

Ответ: b

7. Типы рекреационной деятельности подразделяются на:
a. целевые
b. дополнительные
c. сопутствующие
d. целевые, дополнительные и сопутствующие

Ответ: d

8. Природные, исторические и социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил – это определение туристских ресурсов, представленное в:
a. Законе РФ «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996
b. учебнике М.Б. Биржакова
c. Положении о туристско-рекреационных ресурсах СССР

Ответ: a

9. Целостность, динамичность, емкость, устойчивость, надежность, привлекательность – это:
a. специфические свойства туристских ресурсов
b. специфические свойства рекреационных ресурсов
c. обязательные свойства рекреационных ресурсов
d. обязательные свойства туристских ресурсов

Ответ: a

10. Физическими рекреационными ресурсами являются:
a. все компоненты неживой природы, отнесенные к физико-географическим ресурсам (геологические, геоморфологические, климатические
b. все компоненты живой природы, включая почвенные, фаунистические и флористические
c. все компоненты неживой природы, отнесенные к физико-географическим ресурсам (геологические, геоморфологические, климатические, гидрологические и термальные).

Ответ: c

11. Предприятие, предоставляющее услуги размещения и, в большинстве случаев, услуги питания, имеющее службу приема, а также оборудование для оказания дополнительных услуг -
Выберите один ответ:
a. хостел
b. гостиница (отель)
c. квартира
d. мотель
e. шале

Ответ: b

12. Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на 2 группы:
a. движимые и недвижимые.
b. привлекательные и второстепенные
c. известные и новые.

Ответ: a

13. Совокупность устойчиво воспроизводимых, отличительных характеристик знакового, символического и стилистического порядка, свойственных организации именуется как:
a. фирменный дизайн
b. бренд
c. фирменная PR-акция
d. имидж

Ответ: d

14. Международный кодекс рекламной практики в первой редакции принят в:
a. 1947 г.
b. 1937 г.
c. 1927 г.
d. 1957 г.

Ответ: b

15. Основными индикаторами состояния и развития туристско-рекреационного комплекса являются:
a. состояние туристских ресурсов
b. все ответы верны
c. уровень развития и состояние индустрии туризма
d. уровень развития и состояние инфраструктуры туризма

Ответ: b


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

1. Профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребываниям - …
Ответ: гид-переводик

2. Временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания (Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ») – …
Ответ: туризм

3. Лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика – …
Ответ: экскурсант

4. Процесс приспособления к изменяющимся свойствам каждой из подсистем системы и к их комбинациям с помощью психофизиологических, поведенческих и социокультурных механизмов – это …
Ответ: адаптация

5. Система (совокупность) действий и операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуги, с целью создания условий для успешного потребления, обладающей потребительной стоимостью, услуги называется …
Ответ: обслуживанием

6. Территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение – это …
Ответ: лечебно-оздоровительная местность

7. Часть свободного времени, которым человек может распорядиться по собственному усмотрению без особого ущерба для исполнения своих рабочих и других обязанностей, это - …
Ответ: досуг

8. . Специальное справочное издание для туристов, содержащее описание туристских достопримечательностей, информацию об объектах туристского сервиса и другую необходимую информацию – это …
Ответ: путеводитель

9. Научная дисциплина, изучающая пространственно-временную организацию деятельности человека в свободное время, особенности формирования и функционирования территориальных рекреационных систем, называется …
Ответ: рекреационная география

10. Обслуживание населения в различных сферах повседневной жизни – …
Ответ: сервис

11. Какая экскурсия проводится с целью привлечения клиентов или деловых партнеров?
Ответ: рекламная

12. В течение городской экскурсии продолжительностью 2-4 часа экскурсанты с интересом воспринимают не более _ -_ объектов
Ответ: 15-20

13. Бланк строгой отчетности установленной формы, позволяющий осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания туристических услуг – это …
Ответ: путевка туристская

14. Особо охраняемая природная территория федерального значения, имеющая особое природоохранное, эколого-просветительское и рекреационное значение как уникальный природный комплекс, отличающийся высоким природным разнообразием и наличием редких или хорошо сохранившихся типичных природных сообществ, редких и уязвимых видов растений и животных, это – …
Ответ: национальный парк

15. Компоненты природной среды, объекты хозяйственной деятельности, обладающие уникальностью, оригинальностью, эстетической привлекательностью, целебно-оздоровительной значимостью, которые могут быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий – это …
Ответ: рекреационные ресурсы

16. Совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории называется …
Ответ: туристский потенциал территории

17. Путешествие, имеющее целью сбор, изучение и анализ информации по этносу – …
Ответ: этнографический туризм

18. Критерием зимнего дискомфорта считают устойчивые средние температуры ниже ______°С
Ответ: -15

19. Заранее намеченный, установленный путь следования экскурсантов – …
Ответ: маршрут

20. К культурно-историческим ресурсам относятся ______ и _____ ресурсы.
Ответ: материальные и духовные


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Становление понятия «экскурсия».
2. Развитие экскурсионного дела за рубежом.
3. Развитие экскурсионного дела в России.
4. Виды показа на экскурсии.
5. Требования экскурсионной методики.
6. Экскурсионные программы по г. Барнаулу.
7. Основные экскурсионные природные объекты г. Барнаула.
8. Основные культурно-исторические объекты г. Барнаула.
9. Основные зарубежные туристские выставки.
10. Основные российские туристические выставки.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Экскурсоведение как наука и предмет изучения.
2. Понятия «экскурсант» и «экскурсовод» в соответствии с ФЗ №132 «Об основах туристской деятельности в РФ».
3. ГОСТы по туристско-экскурсионному обслуживанию.
4. Профессиональный стандарт «Экскурсовод (гид) от 04.08.2014 г.
5. Три базовые функции экскурсии.
6. Семь основных признаков экскурсии.
7. Специфические признаки экскурсий.
8. Тематика и содержание экскурсий
9. Взаимодействие человека и объекта на экскурсиях:
10. Характерные особенности показа.
11. Различия осмотра и показа.
12. Понятие «рассказ» в экскурсоведении.
13. Две задачи рассказа экскурсовода.
14. Две формы рассказа в экскурсоведении.
15. Шесть особенностей рассказа на экскурсии.
16. Два главных элемента экскурсии.
17. Характерные особенности первого и второго уровней показа.
18. Три составляющие схемы всех экскурсий.
19. Две части вступления экскурсии.
20. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию.
21. Этапы подготовки экскурсии.
22. Цель экскурсии.
23. Выбор темы.
24. Паспорт (карточка) экскурсионного объекта.
25. Требования, с учетом которых строится экскурсионный маршрут.
26. особенности разработки автобусного маршрута.
27. Задачи объезда (обхода) маршрута.
28. Основное отличие индивидуального текста от контрольного.
29. «Портфель экскурсовода»: цель, задача и технология подготовки.
30. Процесс утверждения экскурсии.
31. Экскурсионные программы по г. Барнаулу.
32. Основные экскурсионные природные объекты г Барнаула.
33. Основные культурно-исторические объекты г. Барнаула.
34. Понятия «выставка» и «ярмарка».
35. Основные зарубежные туристские выставки
36. Основные туристические российские выставки.
37. Природные объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
38. Культурно-исторические объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
39. Уникальные объекты экскурсионного показа в Алтайском крае.
40. Уникальные объекты экскурсионного показа в Республике Алтай.

На зачет/экзамен представляются два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов.
Оценивается по показателям:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Э. Хайретдинова Организация экскурсионных услуг в индустрии гостеприимства: учебное пособие Уфа: УГУЭиС, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 А.С. Скобельцына, А.П. Шарухин Технологии и организация экскурсионных услуг: учеб. пособие для вВУЗов М.: Академия, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Б.В. Емельянов, И.В. Зорин, Л.В. Курило Экскурсоведение: учебник М.: Сов.спорт, 2004
Л2.2 В.Г. Петелин Основы менеджмента выставочной деятельности: учебник М.: Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Организация и технология экскурсионно-выставочной деятельности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (Минприроды Алтайского края). – Режим доступа: http://altaipriroda.ru/
2. Визиталтай.рф: Международный портал. Туристские объекты и ресурсы Алтайского края. – Режим доступа: www.visitaltai.info/
3. Официальный сайт Администрации Алтайского края. – Режим доступа: www.altairegion22.ru/
4. Официальный сайт Администрации Республики Алтай. – Режим доступа: http://www.altai-republic.ru/
5. Государственный заповедник Тигирекский. – Режим доступа:http://tigirek.ru/
6. eLIBRARY.RU – Научная электронная библиотека. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp
7. ЭРА. Электронные ресурсы Алтая. Краеведческий портал. – Режим доступа: http://altlib.ru/
8. Научная электронная библиотека КИБЕРЛЕНИНКА. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.