Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.
1.1. | Формирование навыков работы в ГИС-программах и связынным с ними ПО; формирование общих представлений об основных методологических принципах организации геоинформационных систем, сфере их применения для развития туризма, способах функционирования и использования геоинформационных технологий в современном обществе при решении различных научно-технических задач |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1 |
ОПК-10 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-1 | способностью использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования, теоретические и научно-практические знания основ природопользования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Обобщенные функции ГИС-технологий, особенности применения ГИС с туристских исследованиях; основные подходы и методы комплексных географических исследований. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять области применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; решать стандартные задачи профессиональной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий; проводить обработку и анализ растровой и векторной информации, интегрировать ГИС-технологии в учебную и научно-исследовательскую деятельность. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | в решении стандартных профессиональных задач профессиональной деятельности с помощью ГИС-технологий; использования ГИС-программ для интерпретации данных ДЗЗ и полевых исследований; навыками географического районирования с использованием геоинформационных технологий; навыки создания тематического картографического материала с помощью ГИС-программ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы картографирования в ArcGIS | ||||||
1.1. | Обобщенные функции ГИС-систем. Интерфейс программы ArcMap | Лекции | 8 | 2 | ОПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Работа с растровыми изображениями | Практические | 8 | 2 | ОПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Оцифровка изображений, создание слоев в проекте, работа с векторными данными | Практические | 8 | 4 | ОПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Использование справочной информации при работев ArcGIS. Ознакомление со справкой | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Применение ГИС в туристских исследованиях | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. ГИС-технологии в развитии туризма | ||||||
2.1. | ГИС в туристической деятельности. Создание и оформление карт | Лекции | 8 | 2 | ОПК-10, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Анализ данных ДЗЗ | Практические | 8 | 2 | ОПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Использование космических снимков для целей создания туристского продукта | Практические | 8 | 4 | ОПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Использования данных ДЗЗ при картографировании географических объектов и объектов инфраструктуры | Практические | 8 | 4 | ОПК-10 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Тематическое картографирование с помощью ГИС | Практические | 8 | 8 | ОПК-10, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | ДДЗ и ГИС | Сам. работа | 8 | 8 | ОПК-10, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | ГИС в научно-исследовательской деятельности | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-10, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Подготовка к зачёту по дисциплине | Сам. работа | 8 | 10 | ОПК-10, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2856 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-10: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности Примеры заданий закрытого типа (выбор одного из вариантов) 1. По пространственному (территориальному) охвату ГИС классифицируются как: a. Общегеографические b. Региональные c. Общенациональные d. Локальные (в том числе муниципальные) e. Экологические и природопользовательские f. Отраслевые g. Глобальные (планетарные) Ответ: b, c, d, g 2. Кадастровые планы относятся к a. Данным дистанционного зондирования (ДДЗ) b. Результатам полевых обследований территорий c. Статистическим данным d. Литературным данным e. Картографическим материалам Ответ: e 3. Представление данных в виде двухмерной сетки, каждая ячейка которой содержит только одно значение, характеризующее объект - это a. Векторная структура данных b. Растровая структура данных c. Векторно-растровая структура данных d. Топологическая структура данных Ответ: b 4. Территорию, занимаемую городом можно обозначить a. Точечным объектом b. Линейным объектом c. Областью (полигоном) Ответ: c 5. Что НЕ относится к дистанционному зондированию земли (ДЗЗ) a. Определение колебания земли сейсмическими приборами b. Аэрофотосъемка c. Гидроакустические съемки рельефа морского дна d. Материалы, получаемые с космических аппаратов e. Определение скорости движения воздушных масс Ответ: a, e 6. Географическое название, видовой состав растительности, характеристики почв относятся к a. Пространственным данным b. Пространственным характеристикам c. Атрибутивным данным Ответ: c 7. Качественные или количественные характеристики пространственных объектов, выражающиеся, как правило, в алфавитно-цифровом виде характерезуются a. Пространственными данными b. Пространственными характеристиками c. Атрибутивными данными Ответ: c 8. ArcCatalog служит для... a. пространственного анализа b. управления геоданными c. компоновки карт Ответ: b 9. В отличие от файлов покрытия шейп-файлы ... информацию о топологических связях между объектами или классами объектов. a. содержат b. не содержат c. игнорируют Ответ: b 10. Свойство, качественный или количественный признак, характеризующий пространственный объект называется... a. атрибутом b. моделью данных c. топологией Ответ: a 11. Способ отображения одной поверхности на другую, устанавливающий аналитическую зависимость между координатами точек эллипсоида (сферы) и соответствующих точек плоскости называется... a. картографической сеткой b. картографическим моделированием c. картографической проекцией Ответ: c 12. Для картографирования малоизученных и труднодоступных районов используют: а) картографические источники мелких масштабов б) результаты гидрометеорологических измерений в) астрономо-геодезические данные г) данные ДЗЗ Ответ: г 13. В нашей стране за абсолютный нуль принят многолетний средний уровень: а) Балтийского моря б) Черного моря в) Каспийского моря г) Баренцева моря Ответ: а 14. Карта теряет читаемость в случае: а) изменения её масштаба б) старения карты в) перегруженности информацией г) использования знаков движения в совокупности с качественным фоном Ответ: в 15. Карта земельных участков, на которой нанесены все объекты и назначение земельных участков, называется: а) топографическая б) туристическая в) кадастровая г) спортивная Ответ: в КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ВСТАВИТЬ ВОПРОСЫ ОТКРЫТОГО ТИПА!!! КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачёта по всему изученному курсу. Зачёт проводится в форме выполнения задания. Задание состоят из 11 пунктов. Итогом выполнения задания является создание ГИС-проекта и итоговой карты. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждый пункт задания оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% пунктов в заданиях; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% пунктов в заданиях. Пример задания: 1. Создать новый проект и сохранить его под именем Славгородский район 2. Установить для фрейма данных проекцию WGS 1984, zona 45N 3. Загрузить в проект слой Алтайский_край 4. Создать новый слой из границ Славгородского района и сохранить его под именем Границы_Славгор_района 5. Добавить в проект и привязать растр 500k--n44-3_топокарта 6. Вырезать привязанный растр по границам района, итоговый растр сохранить под именем топокарта 7. Загрузить в проект слои реки_АК и озера_АК 8. Вырезать слои реки_АК и озера_АК по границам Славгородского района. Новые слои назвать реки_Славгор_района и озера_Славгор_района соответственно 9. Добавить подписи данных к слоям, отображающим реки и озера района 10. Оформить компоновку карты Славгородского района: включить в нее (сверху-вниз) слои Границы_Славгор_района, озера_Славгор_района, реки_Славгор_района, топокарта. В легенде отобразить только 3 верхних слоя. 11. Экспортировать карту в формат .jpg, 300 dpi, назвав ее Карта_итог. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А.Д. Чудновский, М.А. Жукова | Информационные технологии управления в туризме: учебное пособие | М.: КноРус, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бочарников В.И., Лаврушина Е.Г., Блиновская Я.Ю. | Информационные технологии в туризме: учебное пособие | М.: Флинта, 2008 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Географические информационные системы и дистанционное зондирование | gis-lab.info | ||
Э2 | Курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) MapInfo Professional (P) - Nodeljcked, MINWRS1200026830 от 12.10.2014 (бессрочная); ArcGIS Desktop Advanced Educational Teaching Lab Pak (31), v. 10.3.1, № 302914 от 12.02.16 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReader ENVI 4.8, № 503626-1 от 16.12.2011 (бессрочная) Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
https://sovzond.ru/ http://www.scanex.ru/ https://www.esri-cis.ru/ http://www.geosys.ru/index.php/zhurnal-geoinformatika/arkhiv-zhurnala Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
405М | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Штативы для тахеометра и геодезической GPS; листы карт из Атласа Алтайского края |
406М | лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед. |
Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине: В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению практических работ: В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается образное географическое мышление. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В ходе практических работ студенты ведут текстуальный конспект, отмечая основные алгоритмы выполнения задач. В заключение преподаватель подводит итоги практической работы. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Изложение материала в ходе проведения практических работ идет последовательно: каждая следующая работа опирается на приобретенные в ходе вополнения предыдущих работ знания. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы: Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта практических работ, их дополнение рекомендованной литературой, рассмотрение возможностей приложения полученных знаний к теме своих научных исследований. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованными учебниками и электронными ресурсами, список которых приведен в РПД "Геоинформационные технологии в туризме". Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД "Геоинформационные технологии в туризме", особое внимание уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. |