МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоинформационные технологии в туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Дьякова Г.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геоинформационные технологии в туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование навыков работы в ГИС-программах и связынным с ними ПО; формирование общих представлений об основных методологических принципах организации геоинформационных систем, сфере их применения для развития туризма, способах функционирования и использования геоинформационных технологий в современном обществе при решении различных научно-технических задач

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-1 способностью использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования, теоретические и научно-практические знания основ природопользования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Обобщенные функции ГИС-технологий, особенности применения ГИС с туристских исследованиях;
основные подходы и методы комплексных географических исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять области применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
решать стандартные задачи профессиональной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий;
проводить обработку и анализ растровой и векторной информации, интегрировать ГИС-технологии в учебную и научно-исследовательскую деятельность.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.в решении стандартных профессиональных задач профессиональной деятельности с помощью ГИС-технологий;
использования ГИС-программ для интерпретации данных ДЗЗ и полевых исследований;
навыками географического районирования с использованием геоинформационных технологий;
навыки создания тематического картографического материала с помощью ГИС-программ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы картографирования в ArcGIS
1.1. Обобщенные функции ГИС-систем. Интерфейс программы ArcMap Лекции 8 2 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
1.2. Работа с растровыми изображениями Практические 8 2 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
1.3. Оцифровка изображений, создание слоев в проекте, работа с векторными данными Практические 8 4 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
1.4. Использование справочной информации при работев ArcGIS. Ознакомление со справкой Сам. работа 8 8 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
1.5. Применение ГИС в туристских исследованиях Сам. работа 8 8 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. ГИС-технологии в развитии туризма
2.1. ГИС в туристической деятельности. Создание и оформление карт Лекции 8 2 ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.2. Анализ данных ДЗЗ Практические 8 2 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
2.3. Использование космических снимков для целей создания туристского продукта Практические 8 4 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
2.4. Использования данных ДЗЗ при картографировании географических объектов и объектов инфраструктуры Практические 8 4 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
2.5. Тематическое картографирование с помощью ГИС Практические 8 8 ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.6. ДДЗ и ГИС Сам. работа 8 8 ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.7. ГИС в научно-исследовательской деятельности Сам. работа 8 10 ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.8. Подготовка к зачёту по дисциплине Сам. работа 8 10 ОПК-10, ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2856
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-10: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Примеры заданий закрытого типа (выбор одного из вариантов)
1. По пространственному (территориальному) охвату ГИС классифицируются как:
a. Общегеографические
b. Региональные
c. Общенациональные
d. Локальные (в том числе муниципальные)
e. Экологические и природопользовательские
f. Отраслевые
g. Глобальные (планетарные)
Ответ: b, c, d, g

2. Кадастровые планы относятся к
a. Данным дистанционного зондирования (ДДЗ)
b. Результатам полевых обследований территорий
c. Статистическим данным
d. Литературным данным
e. Картографическим материалам
Ответ: e

3. Представление данных в виде двухмерной сетки, каждая ячейка которой содержит только одно значение, характеризующее объект - это
a. Векторная структура данных
b. Растровая структура данных
c. Векторно-растровая структура данных
d. Топологическая структура данных
Ответ: b

4. Территорию, занимаемую городом можно обозначить
a. Точечным объектом
b. Линейным объектом
c. Областью (полигоном)
Ответ: c

5. Что НЕ относится к дистанционному зондированию земли (ДЗЗ)
a. Определение колебания земли сейсмическими приборами
b. Аэрофотосъемка
c. Гидроакустические съемки рельефа морского дна
d. Материалы, получаемые с космических аппаратов
e. Определение скорости движения воздушных масс
Ответ: a, e

6. Географическое название, видовой состав растительности, характеристики почв относятся к
a. Пространственным данным
b. Пространственным характеристикам
c. Атрибутивным данным
Ответ: c

7. Качественные или количественные характеристики пространственных объектов, выражающиеся, как правило, в алфавитно-цифровом виде характерезуются
a. Пространственными данными
b. Пространственными характеристиками
c. Атрибутивными данными
Ответ: c

8. ArcCatalog служит для...
a. пространственного анализа
b. управления геоданными
c. компоновки карт
Ответ: b

9. В отличие от файлов покрытия шейп-файлы ... информацию о топологических связях между объектами или классами объектов.
a. содержат
b. не содержат
c. игнорируют
Ответ: b

10. Свойство, качественный или количественный признак, характеризующий пространственный объект называется...
a. атрибутом
b. моделью данных
c. топологией
Ответ: a

11. Способ отображения одной поверхности на другую, устанавливающий аналитическую зависимость между координатами точек эллипсоида (сферы) и соответствующих точек плоскости называется...
a. картографической сеткой
b. картографическим моделированием
c. картографической проекцией
Ответ: c

12. Для картографирования малоизученных и труднодоступных районов используют:
а) картографические источники мелких масштабов
б) результаты гидрометеорологических измерений
в) астрономо-геодезические данные
г) данные ДЗЗ
Ответ: г

13. В нашей стране за абсолютный нуль принят многолетний средний уровень:
а) Балтийского моря
б) Черного моря
в) Каспийского моря
г) Баренцева моря
Ответ: а

14. Карта теряет читаемость в случае:
а) изменения её масштаба
б) старения карты
в) перегруженности информацией
г) использования знаков движения в совокупности с качественным фоном
Ответ: в

15. Карта земельных участков, на которой нанесены все объекты и назначение земельных участков, называется:
а) топографическая
б) туристическая
в) кадастровая
г) спортивная
Ответ: в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ВСТАВИТЬ ВОПРОСЫ ОТКРЫТОГО ТИПА!!!

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачёта по всему изученному курсу. Зачёт проводится в форме выполнения задания. Задание состоят из 11 пунктов. Итогом выполнения задания является создание ГИС-проекта и итоговой карты.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждый пункт задания оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% пунктов в заданиях; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% пунктов в заданиях.
Пример задания:
1. Создать новый проект и сохранить его под именем Славгородский район
2. Установить для фрейма данных проекцию WGS 1984, zona 45N
3. Загрузить в проект слой Алтайский_край
4. Создать новый слой из границ Славгородского района и сохранить его под именем Границы_Славгор_района
5. Добавить в проект и привязать растр 500k--n44-3_топокарта
6. Вырезать привязанный растр по границам района, итоговый растр сохранить под именем топокарта
7. Загрузить в проект слои реки_АК и озера_АК
8. Вырезать слои реки_АК и озера_АК по границам Славгородского района. Новые слои назвать реки_Славгор_района и озера_Славгор_района соответственно
9. Добавить подписи данных к слоям, отображающим реки и озера района
10. Оформить компоновку карты Славгородского района: включить в нее (сверху-вниз) слои Границы_Славгор_района, озера_Славгор_района, реки_Славгор_района, топокарта. В легенде отобразить только 3 верхних слоя.
11. Экспортировать карту в формат .jpg, 300 dpi, назвав ее Карта_итог.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.Д. Чудновский, М.А. Жукова Информационные технологии управления в туризме: учебное пособие М.: КноРус, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бочарников В.И., Лаврушина Е.Г., Блиновская Я.Ю. Информационные технологии в туризме: учебное пособие М.: Флинта, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Географические информационные системы и дистанционное зондирование gis-lab.info
Э2 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

MapInfo Professional (P) - Nodeljcked, MINWRS1200026830 от 12.10.2014 (бессрочная);
ArcGIS Desktop Advanced Educational Teaching Lab Pak (31), v. 10.3.1, № 302914 от 12.02.16 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReader
ENVI 4.8, № 503626-1 от 16.12.2011 (бессрочная)
Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://sovzond.ru/
http://www.scanex.ru/
https://www.esri-cis.ru/
http://www.geosys.ru/index.php/zhurnal-geoinformatika/arkhiv-zhurnala
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
405М помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Штативы для тахеометра и геодезической GPS; листы карт из Атласа Алтайского края
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине:
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению практических работ:
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается образное географическое мышление.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
В ходе практических работ студенты ведут текстуальный конспект, отмечая основные алгоритмы выполнения задач.
В заключение преподаватель подводит итоги практической работы. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.
Изложение материала в ходе проведения практических работ идет последовательно: каждая следующая работа опирается на приобретенные в ходе вополнения предыдущих работ знания.


Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы:
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта практических работ, их дополнение рекомендованной литературой, рассмотрение возможностей приложения полученных знаний к теме своих научных исследований.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованными учебниками и электронными ресурсами, список которых приведен в РПД "Геоинформационные технологии в туризме".
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД "Геоинформационные технологии в туризме", особое внимание уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.