МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Страхование и безопасность в туризме

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Ст. преп., Борисенко М.А.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Страхование и безопасность в туризме

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - формирование у студентов основ знаний по основным вопросам экскурсоведения и организации выставок.
Задачи: 1) дать представление о приёмах и способах организации и проведения экскурсий по разным тематикам; 2) дать представление об организации и проведении выставок.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме
ПК-8 способностью применять и анализировать методы рекреационно-географических исследований, оценивать механизмы организации рекреационно-туристской отрасли, основы ее эффективности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1.правовые и экономические основы организации туристско-рекреационной деятельности на базе особо охраняемых территорий;
2.современные проблемы организации туристско-рекреационной деятельности на базе особо охраняемых территорий в странах мира и России;
3.владение основами системного анализа туристско-рекреационного потенциала территории с выделением лимитирующих и реализующих факторов его эффективного использования;
4.современные процессы на мировом туристическом рынке.
5.структуру мирового туристического рынка
6.современные процессы на мировом туристическом рынке.
3.2.Уметь:
3.2.1.1.методически грамотно использовать и адаптировать к российским условиям международные системы показателей устойчивого развития туристской отрасли с применением SWOT-анализа.
2.самостоятельно использовать количественные и качественные методы оценки туристско-рекреационного потенциала особо охраняемых территорий;
3.методически грамотно проводить функциональное зонирование особо охраняемых территорий для рекреационного использования;
4.работать методами исследования туристического рынка
5.анализировать структуру мирового туристического рынка;
6.анализировать современные процессы на мировом туристическом рынке.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1.навыками количественной и качественной оценки туристско-рекреационного потенциала особо охраняемых территорий;
2.навыками проведения функционального зонирования особо охраняемых территорий для рекреационного использования;
3.навыками оценки рисков использования особо охраняемых территорий в рекреационных целях;
4.навыками работы методами исследования туристического рынка;
5.навыками анализа струры мирового туристического рынка;
6.навыками анализа современных процессов на мировом туристическом рынке.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в страхование и безопасность в туризме
1.1. Страхование и безопасность в туризме Практические 8 2 ПК-4, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
1.2. Страхование и безопасность в туризме Сам. работа 8 10 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Страхование и опасности в России и за рубежом
2.1. Страхование в России Лекции 8 6 ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.2. Страхование в России Практические 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Страхование в России Практические 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.4. Страхование в России Сам. работа 8 8 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.5. Страхование за рубежом Лекции 8 2 ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.6. Страхование за рубежом Практические 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.7. Страхование за рубежом Сам. работа 8 10 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.8. Опасности при отдыхе за рубежем Лекции 8 2 ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.9. Опасности при отдыхе за рубежем Практические 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.10. Опасности при отдыхе за рубежем Практические 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.11. Опасности при отдыхе за рубежем Сам. работа 8 8 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Вспомогательные материалы и бизнес-проекты
3.1. Основные документы, необходимые для организации страховой деятельности Лекции 8 4 ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.2. Основные документы, необходимые для организации страховой деятельности Практические 8 2 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1
3.3. Основные документы, необходимые для организации страховой деятельности Сам. работа 8 8 ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного из вариантов).

1) Экономическая сущность страхования состоит:
а) в формировании страховщиком страхового фонда за счет взносов страхователей и предназначенного для осуществления страховых выплат при наступлении страховых случаев;
б) в особых перераспределительных денежных отношениях между участниками страхования;
в) в случайном характере наступления страховых событий.

2) Страховщиками могут быть:
а) иностранные граждане;
б) дееспособные физические лица;
в) юридические лица любой организационно-правовой формы, получившие лицензию на осуществление страховой деятельности.

3) Страхователями могут выступать:
а) дееспособные физические и юридические лица;
б) недееспособные физические лица;
в) третьи лица и выгодоприобретатель.

4) Страховой случай – это:
а) событие, при наступлении которого страховщик обязан выплатить страховое возмещение;
б) любое повреждение, утрата материальных ценностей, вследствие, предусмотренных условиями страхования, обстоятельств;
в) стихийное бедствие, пожар, кража.

5) Страховой риск – это:
а) утрата материальных ценностей;
б) это случайное непредвиденное событие, в результате которого возникает ущерб. Событие носит гипотетический характер и не является неизбежным;
в) стихийное бедствие, пожар, кража.

6) Особый вид страхования, обеспечивающий защиту имущественных интересов граждан во время их путешествий:
а) страхование туристов;
б) домашних животных;
в) медицинских расходов.

7) Плата за страхование (страховую услугу), которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором или Законом, называется:
а) страховым возмещением;
б) страховой суммой;
в) страховой премией;
г) страховым тарифом.

8) Вид договора, относящийся к имущественному страхованию:
а) от несчастных случаев;
б) домашних животных;
в) медицинских расходов;
г) жизни на дожитие.

9) Вид страхования, относящийся к не коммерческому:
а) на случай клещевого энцефалита;
а) гражданской ответственности автовладельцев;
б) обязательное медицинское;
в) финансовых рисков.

10) Объектом страхования предпринимательских рисков является:
а) возможная потеря прибыли;
б) неисполнение обязательств;
в) ущерб, нанесенный имуществу;
г) ущерб, нанесенный здоровью.

11) Вид страхования, относящийся к личному страхованию:
а) транспортных средств;
б) домашних животных;
в) медицинских расходов;
г) гражданской ответственности автовладельцев.

12) Реквизиты, которые указываются в лицензии на страховую
деятельность:
а) страховые тарифы по видам страхования;
б) размер уставного капитала;
в) виды страховых резервов;
г) виды страхования и территория, на которой осуществляется страховая деятельность.

13) Страхование грузов по международной классификации:
а) карго;
б) каско;
в) комби;
г) транзитное

14) Договор "Каско" предполагает страхование:
а) грузов;
б) самого автомобиля;
в) ответственности автовладельца перед третьими лицами;
г) водителя и пассажиров.

15) Вид транспортного страхования, который предусматривает одновременное страхование автомобиля, водителя и пассажиров, багажа и ответственности перед третьими лицами:
а) полное;
б) каско;
в) комби;
г) транзитное.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. а;
2. в;
3. а;
4. а;
5. б;
6. а;
7. в;
8. б;
9. б;
10. а;
11. в;
12. г;
13. а;
14. б;
15. в

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
Дополните следующие предложения или ответьте на вопросы:

1. Это вид страхования, форма социальной защиты населения, полностью регулируемая государством. Затраты на страхование отчисляются за счет средств работодателей любых организационных форм в виде единого социального налога (ЕСН).
Ответ: Обязательное медицинское страхование (ОМС)

2. Это форма личного социального страхования, осуществляемая страховыми компаниями по части оказания дополнительной медицинской помощи, не предусмотренной по договору ОМС.
Ответ: Личное добровольное медицинское страхование (ДМС)

3. Весь комплекс страховой деятельности (первичное страхование, перестрахование, взаимострахование, сострахование), который направлен на страховую защиту называют
Ответ: Страхованием

4. Вид страхования, когда включаются отношения, связанные с распоряжением, владением и пользованием имуществом. Это страхование финансовых и предпринимательских рисков, имущества граждан, организаций, предприятий, транспорта. Некоторые классификации прибавляют в эту группу и страхование ответственности.
Ответ: Имущественное страхование

5. Вид страхования, когда включается все, связанное с трудоспособностью, пенсионным обеспечением, жизнью и здоровьем застрахованного. В частности, страхование жизни, от несчастных случаев, заболеваний и медицинское.
Ответ: Личное страхование

6. Вид страхования, это предписание законодательства государства для страховщиков, принуждающее их вносить страховые платежи. Оно распространяется на те объекты и случаи, когда уровень возмещения вреда затрагивает не только конкретное лицо, но и ряд общественных интересов. Обособленно стоит обязательное государственное страхование, осуществляемое за счет госбюджета или иных источников.
Ответ: Обязательное страхование

7. Для этого вида страхования характерны пять принципов: обязательность, независимость от внесения оплаты, бессрочность, фиксированный показатель страхового покрытия.
Ответ: Обязательное страхование

8. Этот вид страхования осуществляется исключительно на добровольных началах. Закон определяет для него только общие положения, а конкретные условия устанавливает уже страховщик. Для него характерно предъявление некоторых требований, которым страхователь должен соответствовать для получения полиса. Последний всегда выдается только на определенный срок. Продлить полис можно путем заключения повторного договора. Иногда действует и автопродление. Невыплата страховой премии в обозначенный период ведет к прекращению действия договора.
Ответ: Добровольное страхование

9. Страховая защита однородных объектов от характерных для них рисков, оформленная правилами страхования, тарифами и лицензией называется:
Ответ: Видом страхования

10. Физическое или юридическое лицо, уплачивающее денежные (страховые) взносы и имеющее право по закону или на основе договора получить денежную сумму при наступлении страхового случая.
Ответ: Страхователь

11. Страхователь, выступающий на международном страховом рынке, может также называться
Ответ: Полисодержателем

12. Организация (юридическое лицо), проводящая страхование, принимающая на себя обязательство возместить ущерб или выплатить страховую сумму, а также ведающая вопросами создания и расходования страхового фонда.
Ответ: Страховщик

13. Создание страхователем собственного страхового денежного резерва для возмещения возможного имущественного ущерба при наступлении страхового случая называется:
Ответ: Самострахованием

14. Защита имущественных интересов страхователей, застрахованных, выгодоприобретателей и третьих лиц, осуществляемая по закону или в соответствии с договором называется:
Ответ: Прямое страхование

15. Страхование по одному и тому же договору объекта страхования несколькими страховщиками, т.е. дробление ответственности по рискам между этими прямыми страховщиками называется:
Ответ: Сострахованием

16. Страхование у нескольких страховщиков по отдельным договорам одного и того же объекта страхования называют:
Ответ: Двойное страхование

17. Страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или часта своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика) называют:
Ответ: Перестрахование

18. Юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования, либо являющиеся страхователями в силу закона – это:
Ответ: Страхователи

19. Юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации – это:
Ответ: Страховщики

20. Физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями – это:
Ответ: Страховые агенты

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ:

1. Основные направления обеспечения безопасности на транспорте в туризме. Терроризм на транспорте.
2. Обеспечение безопасности туристов на авиационном транспорте.
3. Обеспечение безопасности туристов на железнодорожных маршрутах и турах.
4. Обеспечение безопасности на автобусных маршрутах и турах.
5. Обеспечение безопасности туристов на водном транспорте (морские и речные круизы).
6. Правовое регулирование в области безопасности туризма в Российской Федерации. Общие понятия в области безопасности туризма. Законодательная база по безопасности туризма. Закон «О защите прав потребителей». Закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Стандарты в области безопасности туризма (ГОСТы). Стандартизация требований по обеспечению безопасности туристских услуг.
7. Международная регламентация безопасности туристских путешествий. Структура международных связей и сотрудничества в области безопасности туризма. Вклад Всемирной туристской организации, международных организаций в дело безопасности и защиты туристов. Международные акты, регулирующие безопасность туризма.
8. Разработка национальной политики в области защиты и безопасности туристов. Ответственность за безопасность туристов на местном уровне. Планирование мероприятий по обеспечению защиты и безопасности туристов. Цель и задачи планирования. Анализ рисков для жизни и здоровья туристов. Этапы процесса планирования.
9. Противоэпидемическая безопасность. Природные факторы, угрожающие жизни и здоровью путешественников. Физические и биологические факторы. Эпидемическая ситуация в России и за рубежом. Профилактика особо опасных инфекций. Медицинские услуги для международных туристов. Проблемы дизадаптационной безопасности.
10. Обеспечение безопасности в различных секторах индустрии туризма. Безопасность в гостиницах и прочих средствах размещения. Безопасность в предприятиях питания. Безопасность на объектах досуга и развлечения.

Критерии оценивания
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Каждая позиция оценивается 1 баллом.
Оценивание курсовой работы в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.




5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Сущность страхования гражданско-правовой ответственности туроператора.
2. Основные этапы развития страхового дела в России и зарубежных странах
3. Менеджмент в страховании
4. Субъекты страхования: страхователь, выгодоприобретатель, заинтересованное лицо,
страховщик.
5. Страховой риск, страховая сумма, страховой взнос, страховой тариф, страховой
случай (понятия и примеры).
6. Добровольное, обязательное и дополнительное страхование в туризме.
7. Формы страхования. Страховые правоотношения сторон
8. Классификация страхования
9. Страхование туристов и туристских организаций
10. Социально-экономическая сущность и содержание страхования в современных условиях
11. Методология актуарных расчетов страховых тарифов
12. Перестрахование
13. Страховая организация, ее роль и место в экономической системе и туризме
14. Содержание договора о страховании туриста
15. Виды страховых случаев в туризме.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
16. Взаимодействие туроператора и страховых компаний при формировании турпродуктов.
17. Взаимодействие отечественных страховых компаний с сервисными зарубежными
страховыми компаниями: assistance.
18. Основные правила и действия туристов при наступлении страхового случая.
19. Критерии выбора страховой компании туристскими организациями и потенциальными туристами.
20. Страхование жизни здоровья и от несчастного случая.
21. Актуарные расчеты при страховании туристов.
22. Методика расчета тарифных ставок по личному рисковому случаю туристов.
23. Методика расчета тарифной ставки по имущественному страхованию туристов.
24. Страхование финансовых рисков туристских организаций.
25. Страхование ответственности туристов. Особенности страхования ответственности. Страхование гражданской ответственности.
26. Страхование гражданской ответственности автотуристов. Страхование ответственности за загрязнение окружающей среды. Страхование гражданской ответственности перевозчиков туристов.
27. Личное страхование туристов. Добровольное личное страхование туристов. Обязательное личное страхование туристов.
28. Добровольное медицинское страхование туристов. Имущественное страхование туристов.
29. Страхование финансовых рисков туристских организаций.
30. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих (в туризме).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.А. Гвозденко Страхование в туризме: учебное пособие для ВУЗов М.: Аспект Пресс, 2002
Л1.2 Н.М. Трусова Страхование в туризме: учебное пособие Кемерово: КемГИК, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.А. Нусс Безопасность в туризме: учебное пособие Новосибирск: НГТУ, 2011 biblioclub.ru
Л2.2 А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л. Писаревский Безопасность туризма: учебник М.: Федеральное агентство по туризму, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Географические Интернет-ресурсы; Web – атлас «Россия как система» (http://sci.aha.ru/RUS/wab_.htm)
Э2 Электронный курс Moodle "Страхование и безопасность в туризме" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Страхование и безопасность в туризме»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Страхование и безопасность в туризме» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Страхование и безопасность в туризме» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Страхование и безопасность в туризме» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Страхование и безопасность в туризме» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Страхование и безопасность в туризме»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.