МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы санаторно-курортного дела

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.;

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы санаторно-курортного дела

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование основ знаний по курортному делу как совокупности всех видов деятельности по организации и осуществлению оздоровления, лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные базовые понятия в области санаторно-курортного дела;
общую характеристику курортных факторов
требования к лечебно-оздоровительным местностям и курортам, особенности организации и функционирования курортов
3.2.Уметь:
3.2.1.применить знания по санаторно-курортному делу на практике;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. навыками работы и знаниями в сфере деятельности по организации и осуществлению оздоровления, лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Теоретические основы курортного дела. Курортное дело в системе здравоохранения и лечебно-оздоровительном туризме
1.1. Введение. Теоретические основы курортного дела.Курортное дело в системе здравоохранения и лечебно-оздоровительном туризме Лекции 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Введение. Теоретические основы курортного дела.Курортное дело в системе здравоохранения и лечебно-оздоровительном туризме Сам. работа 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Основы курортной медицины. Восстановительная медицина как новое профилактическое направление
2.1. Основы курортной медицины. Восстановительная медицина как новое профилактическое направление Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Основы курортной медицины. Восстановительная медицина как новое профилактическое направление Практические 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Основы курортной медицины. Восстановительная медицина как новое профилактическое направление Сам. работа 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Рекреационные основы курортного дела. Курортно-рекреационные ресурсы. Рекреационное районирование.
3.1. Рекреационные основы курортного дела. Курортно-рекреационные ресурсы. Рекреационное районирование. Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.2. Рекреационные основы курортного дела. Курортно-рекреационные ресурсы. Рекреационное районирование. Практические 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.3. Рекреационные основы курортного дела. Курортно-рекреационные ресурсы. Рекреационное районирование. Сам. работа 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Лечебные минеральные воды. Грязелечение в курортной практике.
4.1. Лечебные минеральные воды. Грязелечение в курортной практике. Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.2. Лечебные минеральные воды. Грязелечение в курортной практике. Практические 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.3. Лечебные минеральные воды. Грязелечение в курортной практике. Сам. работа 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Основы климатологии и ландшафтной рекреалогии
5.1. Основы климатологии и ландшафтной рекреалогии Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.2. Основы климатологии и ландшафтной рекреалогии Практические 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.3. Основы климатологии и ландшафтной рекреалогии Сам. работа 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Преформированные лечебные курортные факторы. Курортная диетотерапия
6.1. Преформированные лечебные курортные факторы. Курортная диетотерапия Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
6.2. Преформированные лечебные курортные факторы. Курортная диетотерапия Практические 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
6.3. Преформированные лечебные курортные факторы. Курортная диетотерапия Сам. работа 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 7. Активные виды оздоровления. Анимационно-досуговая деятельность в санаторно-курортных организациях.
7.1. Активные виды оздоровления. Анимационно-досуговая деятельность в санаторно-курортных организациях. Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
7.2. Активные виды оздоровления. Анимационно-досуговая деятельность в санаторно-курортных организациях. Практические 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
7.3. Активные виды оздоровления. Анимационно-досуговая деятельность в санаторно-курортных организациях. Сам. работа 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 8. Лечебный туризм и мировые курорты. Основы бальнеотехники.
8.1. Лечебный туризм и мировые курорты. Основы бальнеотехники. Практические 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
8.2. Лечебный туризм и мировые курорты. Основы бальнеотехники. Сам. работа 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 9. Управление курортами. Формы курортной деятельности в Российской Федерации Правовые аспекты регламентации деятельности санаторно-курортных организаций. Лицензирование и сертификация санаторно-курортных услуг
9.1. Управление курортами. Формы курортной деятельности в Российской Федерации Правовые аспекты регламентации деятельности санаторно-курортных организаций. Лицензирование и сертификация санаторно-курортных услуг Лекции 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
9.2. Управление курортами. Формы курортной деятельности в Российской Федерации Правовые аспекты регламентации деятельности санаторно-курортных организаций. Лицензирование и сертификация санаторно-курортных услуг Практические 8 2 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
9.3. Управление курортами. Формы курортной деятельности в Российской Федерации Правовые аспекты регламентации деятельности санаторно-курортных организаций. Лицензирование и сертификация санаторно-курортных услуг Сам. работа 8 4 ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
9.4. Подготовка к экзамену Сам. работа 8 5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2901

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: способностью применять на практике базовые и теоретические знания по рекреационной географии и туризму, объектах природного и культурного наследия, анализировать туристско-рекреационные потребности, а также рекреационную и туристскую активность населения, виды рекреационной и туристской деятельности, особенности развития туристской инфраструктуры, своеобразие территориальных рекреационных систем России и мира и процессы глобализации в мировом туризме

Вопросы закрытого типа:

1. Талласотерапия – это раздел курортологии…
a. изучающий свойства приморского климата, морской воды, водорослей, морских грязей и других продуктов моря
b. изучающий лечебные минеральные воды
c. занимающийся применением минеральных вод с лечебной целью

2. Бальнеология – это…
a. раздел курортологии, изучающий лечебные минеральные воды, их происхождение, физико-химические свойства, влияние на организм при различных заболеваниях, разрабатывающий показания к их применению на курортах и во внекурортных условия.
b. раздел науки курортологии, которая изучает влияние бальнеотерапии на здоровье человека, реализуемая в целях санаторно-курортной путевки.
c. раздел курортологии, изучающий оздоровительные воздействия грязелечения, применяемых в медицинских учреждениях.

3. Лечение воздушными ваннами -
a. Гелиотерапия
b. Талассотерапия
c. Физиотерапия
d. Аэротерапия

4. В какие две группы можно объединить туристические ресурсы?
a. Антропогенные и Социально-экономические ресурсы
b. Природные и социально-экономические ресурсы
c. Природные и антропогенные ресурсы
d. Природные и культурно-исторические ресурсы

5. Основные принципы управления качеством санаторно-курортных услуг, соответствующих требованиям стандартов ИСО 9000:
a. Принятие решения на основе фактов
b. Внедрение процессного подхода
c. В улучшении профессиональной подготовки и карьерных перспектив
d. Лидерство руководителя

6. Конкурентоспособность санаторно-курортных услуг определяется следующими показателями:
a. Соответствие требованиям потребителя
b. Цена и условия оплаты
c. Существование экономических условий (барьеры, естественные монополии, государственные налоги, лицензии)
d. Большая база данных потребителей

7. Модель управления качеством санаторно-курортных услуг должна содержать следующие основные направления действий:
a. Информационное обеспечение качества
b. Реализация мероприятий при управлении производственным процессом
c. Документальное оформление системы качества
d. Подготовка кадров

8. Какая тенденция сложилась в последние годы в санаторно-курортном деле?
a. ежегодное увеличение объёма курортников, размещающихся на традиционных средствах приёма (малые гостиницы, гостевые дома, частные развлекательные и оздоровительные центры)
b. ежегодное увеличение объема курортников, размещающихся вне традиционных средств приема
c. курортники размещаются в равном количестве, как на традиционных средствах приёмах, так и вне
d. ежегодное снижение объема курортников, размещающихся вне традиционных средств приема

9. Цель курортного дела:
a. Укрепление здоровья населения
b. Восстановление трудовых ресурсов
c. Развитие курортов
d. Времяпровождения

10. Пребывание на курортах и других рекреационных местностях практически здоровых лиц, не нуждающихся в специальном медицинском уходе, врачебном наблюдении и лечении- это?
a. Оздоровительный отдых
b. Оздоровительное лечение
c. Туризм
d. Профилактика

11. Под санаторно-курортным продуктом понимается …
a. услуги и продажа товаров, реализуемых покупателем по договору о реализации санаторно-курортной путевки
b. комплекс услуг и товаров, реализуемых отдыхающему по договору
c. комплекс услуг и товаров, реализуемых отдыхающему санаторно-курортной организацией за общую цену по договору о реализации санаторно-курортной путевки

12. Курортная анимация – это…
a. целостный процесс взаимодействия аниматоров с детьми отдыхающих в развлекательной сфере
b. процесс взаимодействия работников курорта с отдыхающими в вечернее время суток
c. целостный процесс взаимодействия аниматоров с отдыхающими в досуговой сфере

13. Лечебное питание – это…
a. питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи»
b. правильное питание, которое удовлетворяет физиологические потребности тела человека и оказывает благоприятное воздействие на организм и выполняющее лечебные задачи»
c. питание в медицинских учреждения, в целях поддержания организма питательными веществами и минералами отдыхающего или больного, в целях лечения внутри витаминными комплексами.

14. Основным типом лечебно-профилактического учреждения на российском курорте является:
a. Курортная поликлиника
b. Грязелечебница
c. Лечебный пансионат
d. Санаторий

15. Первый в России курорт:
a. Марциальные воды
b. Сергиевские минеральные воды
c. Адлер
d. Белокуриха

16. Дом отдыха является профилактическим учреждением, предназначенным для:
a. организованного отдыха
b. неорганизованного отдыха
c. место для реализации свободного времени

17. Совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению профилактики заболеваний, лечению и реабилитации больных на основе использования природных лечебных ресурсов, изучения их свойств и механизма действия, комплекс мероприятий по организации, строительству, управлению курортами, обеспечению лечения и культурно-бытового обслуживания граждан на курорте, эксплуатации и охране природных лечебных ресурсов и санитарной охране курортов – это?
a. Курорт
b. Рекреационный отдых
c. Отдых
d. Санаторно-курортное дело (деятельность)

18. Туристско-рекреационные ресурсы – это
a. ресурсы для отдыха человека
b. совокупность созданных в процессе исторического развития определенной территории памятников материальной и духовной культуры, которые являются объектами туристского интереса
c. совокупность природных, исторических, социально-культурных объектов, включающих объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил
d. ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме

19. Какой город-курорт не относится к курортам федерального значения?
a. Сергиевские Минеральные Воды
b. Нальчик
c. Яровое
d. Белокуриха

20. Учреждение, предназначенное для отдыха и лечения?
a. Курортная поликлиника
b. Пансионат
c. Дом отдыха
d. Турбаза

21. Курортология – это…
a. наука о лечебных свойствах природы и окружающей среды в целях оздоровления человека
b. раздел медицины, изучающий реакцию природных факторов на организм человека в профилактических целях
c. раздел медицины, изучающий лечебные свойства природных факторов, механизмы и пути их действия на организм человека в лечебно-реабилитационных, оздоровительных и профилактических целях

22. Важной составляющей природных ресурсов в развитии санаторно-курортного комплекса являются?
a. спортивные ресурсы
b. лечебные ресурсы
c. климатические ресурсы
d. гидрологические ресурсы

23. В большинстве санаториев сроки лечения составляют от … до … суток:
a. от 21 до 24
b. от 10 до 13
c. от 15 до 18
d. от 5 до 8

24. Что не относится к основным лечебно-реабилитационным методам?
a. лечение острых заболеваний
b. гидропатия
c. ЛФК
d. бальнеолечение

25. Основу ресурсного потенциала курортов составляют?
a. климатические факторы
b. природные лечебные факторы
c. факторы размещения

26. Территории, обладающие природными лечебными ресурсами, пригодными для организации лечения и профилактики заболеваний называются?
a. Оздоровительные места
b. Места отдыха
c. Лечебно-оздоровительные местности
d. Рекреационные местности

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Вопросы открытого типа:

Вопрос 1 Дата принятия Федерального закона N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"____________
Ответ: 1995 г.

Вопрос 2. Курорт Белокуриха относится к курортам_________
Ответ: бальнеологического типа

Вопрос 3. Месторождение лечебных грязей "Озеро Тамбукан" расположено: _________
Ответ: недалеко от Пятигорска

Вопрос 4. В каком административном субъекте РФ расположен Курорт Большие Сочи: ___
Ответ: Краснодарский край

Вопрос 4. Знаменитый специализированный курорт для детей на Черноморском побережье Краснодарского края_________________________
Ответ: Курорт Анапа

Вопрос 5. Уникальной особенностью курорта Сестрорецка являются_________________
Ответ: уникальные «гиттиевые глины»

Вопрос 6. Первый русский курорт, основанный Петром I в 1718 г.:
Ответ: Курорт Марциальные Воды в Республике Карелия _______________

Вопрос 7: Курорт с уникальным соляным рудником для лечения бронхиальной астмы рудником
Ответ: Курорт Соль-Илецк

Вопрос 8: Метод лечения с помощью солей называется:
Ответ: спелеолечение

Вопрос 9. Название бальнеогрязевого курорта, расположенного в 175 км от г. Абакан на северной окраине Минусинской котловины, в лесостепной зоне на берегу соленого озера
Ответ: Курорт озеро Шира

Вопрос 10. Название единственного в России санаторно-курортного учреждения, расположенного за Полярным кругом (севернее 60° с.ш.), в зоне многолетних мерзлотных пород:
Ответ: Курорт Талая

Вопрос 11. Название курорта, расположенного в 100 км к западу от г. Петропавловск-Камчатский на одноименном гидротермальном месторождении, представляющего собой крупнейший в регионе естественный очаг разгрузки азотных термальных вод, связанных с современными вулканическими структурами:
Ответ: Курорт Начики (Камчатская область)

Вопрос 12: Название курорта в Сахалинской области, естественные источники месторождения которого использовались еще в прошлом веке японцами, оборудовавшими здесь первые каптажи:
Ответ: Курорт Синегорск

Вопрос 13: Название минеральных вод Кисловодского месторождения, известное с давних времен как:
Ответ: Нарзаны

Вопрос 14: название района, первым в России по Указу Президента Российской Федерации от 27.03.92 N 309 получившего статус особо охраняемого эколого-курортного региона федерального значения.
Ответ: Кавказские Минеральные Воды

Вопрос 15: единственный в России курорт, где используются воды, обогащенные органическими веществами.
Ответ: Ундоры

Вопрос 16: На основе каких вод построена специализированная лечебница, являющаяся крупнейшим бальнеологическим комплексом, в котором за смену может отпускаться 2,5 тысячи процедур семнадцати различных видов.
Ответ: радоновых вод.

Вопрос 17. Уникальное месторождение природных термальных газов на Западном Урале, в Республике Башкортостан:
Ответ: Янган-Тау

Вопрос 18. Название курорта, где наиболее ценными лечебными типами являются термальные радоновые воды (Т 35 - 60 °С), которые могут использоваться для лечебных процедур в нативном (природном) виде, без предварительного подогрева.
Ответ: Белокуриха

Вопрос 19. Что обозначает слово Куро́рт в переводе с немецкого?
Ответ: место лечения Kur - лечение + Ort - место).

Вопрос 20. Медицинское учреждение, в котором с лечебно-профилактическими целями используются преимущественно природные лечебные факторы (климат, минеральные воды и др.) в сочетании с физиотерапией, лечебной физкультурой и лечебным питанием, при соблюдении определенного режима, обеспечивающего полноценный отдых, это:
Ответ: Санаторий

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к экзамену:
1. Курортное дело и курортология, основные задачи, направления.
2. Место санаторно-курортного комплекса в системе оказания услуг населению.
3. Место санаторно-курортного комплекса в системе оказания услуг населению Российской Федерации.
Современная система здравоохранения Российской Федерации. Место курортологии в системе здравоохранения. Этапы оздоровления и лечения в Российской Федерации.
4. Лечебный туризм и мировые курорты.
5. Классификация курортных факторов, механизм их лечебно-оздоровительного действия. Типы
курортов.
6. Основы курортной медицины. Сущность и составляющие современной курортной медицины.
7. Восстановительная медицина как новое профилактическое направление отечественного
здравоохранения. Санаторно-курортная система в реализации мероприятий восстановительной
медицины.
8. Рекреация: понятие, особенности в условиях курортного оздоровления, основные задачи.
9. Курортно-рекреационные ресурсы России, понятие, свойства, состав и основные характеристики курортно-рекреационных ресурсов.
10. Природные лечебные ресурсы Российской, Федерации, понятия, особенности.
11. Рекреационное районирование, рекреационные зоны, особенности и возможности использования.
12. Минеральные воды, происхождение, классификация, использование в оздоровительных целях.
13. Основные методы бальнеологического лечения.
14. Лечебные грязи, происхождение, классификация. Особенности применения.
15. Климатотерапия, классификация, общие принципы действия, организация в условиях курортного оздоровления.
16. Климатотерапия, классификация, общие принципы действия, организация в условиях курортного оздоровления.
17. Аэротерапия, виды, механизмы действия, использование в санаторно-курортном оздоровлении, особенности дозирования.
18. Гелиотерапия, воды, механизм действия, принципы организации в теплый и холодный период года.
19. Курортные ландшафты и их использование для лечения и отдыха.
20. Преформированные физические факторы.
21. Применение редких и нетрадиционных методов лечения.
22. Курортная диетотерапия.
23. Активные виды оздоровления.
24. Анимационно-досуговая деятельность в санаторно-курортных организациях.
25. Основы бальнеотехники.
26. Охрана курортов. Экологический и санитарно-гигиенический контроль на курорте, законодательные документы.
27. Основные законодательные документы, регламентирующие деятельность курортов.

На экзамен представляются два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов.
Оценивается по показателям:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».



6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.А. Старикова Санаторно-курортное дело. Конспект лекций: Учебное пособие М.: А-Приор, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 И.С. Барчуков Санаторно-курортное дело: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.М. Ветитнев, Л.Б. Журавлева Курортное дело: учебное пособие для вузов М.: КНОРУС, 2007
Л2.2 Л.С. Хорошилова Основы курортологии: курс лекций Кемерово: КемГУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.bibliofond.ru
Э2 Курс в Moodle «Основы санаторно-курортного дела» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Основы санатоно-курортного дела»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Основы санатоно-курортного дела» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы санатоно-курортного дела» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям по дисциплине «Основы санатоно-курортного дела»

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине «Основы санатоно-курортного дела» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ по дисциплине «Основы санатоно-курортного дела»
Курсовая работа не предусмотрена
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы по дисциплине «Основы санатоно-курортного дела»

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД по дисциплине «Основы санатоно-курортного дела»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.