Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 26 | 26 | 26 | 26 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 61 | 61 | 61 | 61 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.
1.1. | Целью курса «Методы физико-географических исследований» является подготовка студентов к самостоятельным комплексным физико-географическим и экономико-географическим исследованиям, приобретение навыков применения аэрокосмических методов исследования. Настоящий курс поможет закрепить на практике теоретические знания о методологии и методике научных исследований, ознакомиться с конкретными методами комплексных исследований природных и природно-антропогенных геосистем. Изучение методов комплексных физико-географических, экономико-географических и аэрокосмических исследований создает базу для последующих учебных и производственных практик и в целом - для подготовки квалифицированного специалиста географа. В качестве основных задач программы учебной дисциплины можно сформулировать следующие: 1. дать представление о методах географических исследований; 2. дать представление о применении методов в полевых исследованиях и камеральной обработке; 3. ознакомить с содержанием каждого метода и их особенностью; 4. научить применять результаты полученных исследований для последующих квалификационных работ. 5. дать студентам знания в области экономики организации и технологии современного промышленного производства в России и в мире. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.2 |
ОПК-3 | способностью использовать базовые общепрофессиональные теоретические знания о географии, землеведении, геоморфологии с основами геологии, климатологии с основами метеорологии, гидрологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении |
ОПК-5 | способностью использовать знания в области топографии и картографии, уметь применять картографический метод в географических исследованиях |
ОПК-6 | способностью использовать знания общих и теоретических основ физической географии и ландшафтов России, физической географии материков и океанов |
ПК-1 | способностью использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования, теоретические и научно-практические знания основ природопользования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные базовые понятия в области географии; методы физико-географических исследований; основы и методы картографических исследований в области физической географии; методы выявления особенностей формирования ландшафтов материков; основные подходы и методы комплексных географических исследований; методические аспекты исследований в различных областях географии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать базовые общепрофессиональные теоретические знания в области географии; применять картографический метод в географических исследованиях; давать комплексную физико-географическую характеристику изучаемых регионов; использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, и обрабатывать в камеральных условиях результаты полевых работ; использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применения методов физико-географических исследований; информационными технологиями и методами обработки для анализа и синтеза картографического материала; владеть методикой географического районирования территорий различного уровня; картографическими методами исследования в области физической гоеграфии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические и методологические основы физико-географических исследований. | ||||||
1.1. | Основные задачи и методы физической географии | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Объекты исследований | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Полевые комплексные физико-географические исследования | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Картографирование природных территориальных комплексов | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-6 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Особенности полевых ландшафтных исследований различных зонах равнин | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Особенности полевых ландшафтных исследований в горах | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Камеральная обработка материалов | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Стационарные исследования | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Полустационарные исследования | Лекции | 4 | 2 | ОПК-3, ОПК-5 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Прикладные комплексные физико-географические исследования | Лекции | 4 | 4 | ОПК-3, ОПК-6, ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Практические работы по курсу "Методы физико-географических исследований" приводятся в учебно-методическом пособии: Методы физико-географических исследований // Методическое пособие. А.М. Малолетко, О.Н. Барышникова. – 2005. – 24с. (Л.3. 1.) | Практические | 4 | 30 | ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.12. | Вопросы для самостоятельной работы по курсу "Методы физико-географических исследований" приводятся в учебно-методическом пособии: Методы физико-географических исследований // Методическое пособие. А.М. Малолетко, О.Н. Барышникова. – 2005. – 24с. (Л.3. 1.) | Сам. работа | 4 | 61 | ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.13. | Подготовка к экзамену | Экзамен | 4 | 27 | ОПК-3, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1 | Л1.2, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3945 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области изучения ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер 1. Что является главной целью физико-географических исследований? a. прогноз предстоящих перемен окружающей среды b. познание географической оболочки Земли и ее структурных частей c. изучение влияние общества на природу d. систематизация знаний о природе и человеке Ответ: b 2. Какие изменения геосистем выделяют a. периодические b. временные c. горизонтальные и вертикальные d. обратимые и необратимые Ответ: d 3. Природные аквальные комплексы (ПАК) — это a. комплексы степей b. комплексы Мирового океана c. комплексы пустынь d. комплексы гор Ответ: b 4. Кто первым заложил основы новой науки геохимии ландшафта? a. А. И. Перельман b. М. А. Глазовская c. А.Е. Ферсман d. Б.Б. Полынов Ответ: d 5. Началом исследования является a. подбор оборудования b. составление карты местности c. изучение литературы d. постановка задания Ответ: d 6. Если в литературных источниках встречаются противоречивые данные то : a. данные игнорируются b. приоритет отдается более свежим данным c. они проверяются в поле d. выводится среднее значение из полученной информации Ответ: с 7. Какая информация фиксируется на левой стороне страниц полевого дневника? a. любая b. текстовая c. левая страница не используется d. графическая Ответ: d 8. Какой из горизонтов почвенного разреза берется по всей его мощности? a. материнская порода b. иллювиальный c. пахотный d. глеевый Ответ: с 9. Какой объем воды берут для пробы? a. 0.5 л b. 2 л c. 10 л d. 100 мл Ответ: b 10. Какой анализ используют для выяснения вопросов палеогеографии четвертичного периода и изучении стратиграфии рыхлых отложений: a. природно-климатический анализ b. геоботанический анализ c. геолого-геоморфологический анализ d. спорово-пыльцевой анализ Ответ: d 11. Урочище - это: a. ПТК, состоящий из генетически связанных между собой фаций и занимающих обычно целиком всю форму мезорельефа b. Все варианты ответа верны c. ПТК, состоящее из сопряженных генетически и функцонально ( т.е потоками вещества и энергии) более мелких геосистем d. ПТК, на всем протяжении которого сохраняется одинаковая литология поверхностных пород, одинаковый характер рельефа и увлажнения, один микроклимат, одна почвенная разность и один биоценоз Ответ: а 12. Укажите какие задачи решают физико-географы: a. нет верных ответов b. определяют их устойчивость к рекреационным нагрузкам c. дают оценку природных условий различных территорий для рекреационных целей d. дают оценку природных условий различных территорий для рекреационных целей и определяют их устойчивость к рекреационным нагрузкам Ответ: d 13. Вид хозяйственной деятельности, который может способствовать усилению развития селей: a. фактическое использование земель b. способы и приемы заготовки древесины c. форма ведения лесного хозяйства d. использование лесов Ответ: d 14. Первые космические фотографии Земли были получены: a. в 1946 г. b. в 1952 г. c. в 1957 г d. в 1940 г. Ответ: а 15. Подурочище это... a. Это ПТК, на протяжении которого различная литология поверхностных вод, одинаковый характер рельефа и увлажнения, несколько микроклиматов, одна почвенная разность и один биоценоз b. Генетический однородный природно-территориальный комплекс, имеющий различный геологический фундамент, один тип рельефа, постепенно сменяющийся климат и состоящий из свойственного только данному ландшафту набора урочищ c. ПТК, состоящий из ряда фаций приуроченных к одному элементу формы мезорельефа d. Это ПТК, на всем протяжении которого сохраняется одинаковая литология поверхностных вод, одинаковый характер рельефа и увлажнения, один микроклимат, одна почвенная разность и один биоценоз Ответ: с КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. 1. Простейший, элементарный ПТК – … Ответ: фация 2. Основным диагностическим признаком ландшафта является … Ответ: морфологическая структура 3. Основной метод изучения функционирования и динамики ПТК – … Ответ: Метод комплексной ординации 4. Что является главным фактором перераспределения тепла и влаги на поверхности Земли? Ответ: Рельеф 5. Рекогносцировка местности-это… Ответ: предварительная разведка местности 6. Как называется шкала обилия растительности? Ответ: Друде 7. Что является конечным результатом комплексных физико-географических исследований? Ответ: ландшафтная карта 8. Кем из ученых упорядочение внутриландшафтных связей, которые дали богатейший материал для выявления закономерностей ПТК, было названо методом комплексной ординации? Ответ: Сочава 9. Какой метод исследования является важным при стационарных наблюдениях? Ответ: метод комплексной ординации 10. Отрасль хозяйства, особенно страдающая от неблагоприятных физико-географических процессов – … Ответ: сельское хозяйство 11. Какой из методов географических исследований позволяет систематизировать и анализировать полученные данные? Ответ: статистический 12. Что измеряют при помощи мерной «вилки»? Ответ: диаметр ствола 13. Что закладывается для изучения фитомассы древесно-кустарниковой растительности ? Ответ: пробные площади 14. Большинство ландшафтных границ имеет происхождение... Ответ: азональное 15. Назовите основной метод сбора фактического материала, используемый для изучения функционирования ландшафтов. Ответ: стационарный 16. Совокупность процессов перемещения, обмена и трансформации энергии, вещества и информации в геосистеме называют ее … Ответ: функционированием 17. Что в начале выделяется на топографической основе карты? Ответ: речная и эрозионная сеть 18. Назовите традиционный способ систематизации материалов при ландшафтных исследованиях. Ответ: профили 19. Карта, дающая комплексную оценку территории с архитектурно-строительной точки зрения и обеспечивающая зонирование территории – … Ответ: ландшафтно-архитектурная карта 20. Диахронический подход является составной частью какого метода? Ответ: исторического КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области физической географии с использованием данных дистанционного зондирования Земли (в т.ч. аэрофотосъемки с БПЛА), геоинформационных технологий и геоцифровизации 1. Что является главной целью физико-географических исследований? a. прогноз предстоящих перемен окружающей среды b. познание географической оболочки Земли и ее структурных частей c. изучение влияние общества на природу d. систематизация знаний о природе и человеке Ответ: b 2. Какие изменения геосистем выделяют a. периодические b. временные c. горизонтальные и вертикальные d. обратимые и необратимые Ответ: d 3. Природные аквальные комплексы (ПАК) — это a. комплексы степей b. комплексы Мирового океана c. комплексы пустынь d. комплексы гор Ответ: b 4. Кто первым заложил основы новой науки геохимии ландшафта? a. А. И. Перельман b. М. А. Глазовская c. А.Е. Ферсман d. Б.Б. Полынов Ответ: d 5. Началом исследования является a. подбор оборудования b. составление карты местности c. изучение литературы d. постановка задания Ответ: d 6. Если в литературных источниках встречаются противоречивые данные то : a. данные игнорируются b. приоритет отдается более свежим данным c. они проверяются в поле d. выводится среднее значение из полученной информации Ответ: с 7. Что в начале выделяется на топографической основе карты? a. водосборные ложбины b. суффозионные углубления c. холмы и овраги d. речная и эрозионная сеть Ответ: d 8. Какой из горизонтов почвенного разреза берется по всей его мощности? a. материнская порода b. иллювиальный c. пахотный d. глеевый Ответ: с 9. Какой объем воды берут для пробы? a. 0.5 л b. 2 л c. 10 л d. 100 мл Ответ: b 10. Какой анализ используют для выяснения вопросов палеогеографии четвертичного периода и изучении стратиграфии рыхлых отложений: a. природно-климатический анализ b. геоботанический анализ c. геолого-геоморфологический анализ d. спорово-пыльцевой анализ Ответ: d 11. Назовите традиционный способ систематизации материалов при ландшафтных исследованиях: a. диаграммы b. профили c. графики d. вариационные кривые Ответ: b 12. Укажите какие задачи решают физико-географы: a. нет верных ответов b. определяют их устойчивость к рекреационным нагрузкам c. дают оценку природных условий различных территорий для рекреационных целей d. дают оценку природных условий различных территорий для рекреационных целей и определяют их устойчивость к рекреационным нагрузкам Ответ: d 13. Вид хозяйственной деятельности, который может способствовать усилению развития селей: a. фактическое использование земель b. способы и приемы заготовки древесины c. форма ведения лесного хозяйства d. использование лесов Ответ: d 14. Первые космические фотографии Земли были получены: a. в 1946 г. b. в 1952 г. c. в 1957 г d. в 1940 г. Ответ: а 15. Подурочище это... a. Это ПТК, на протяжении которого различная литология поверхностных вод, одинаковый характер рельефа и увлажнения, несколько микроклиматов, одна почвенная разность и один биоценоз b. Генетический однородный природно-территориальный комплекс, имеющий различный геологический фундамент, один тип рельефа, постепенно сменяющийся климат и состоящий из свойственного только данному ландшафту набора урочищ c. ПТК, состоящий из ряда фаций приуроченных к одному элементу формы мезорельефа d. Это ПТК, на всем протяжении которого сохраняется одинаковая литология поверхностных вод, одинаковый характер рельефа и увлажнения, один микроклимат, одна почвенная разность и один биоценоз Ответ: с КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. 1. Простейший, элементарный ПТК – … Ответ: фация 2. Основным диагностическим признаком ландшафта является … Ответ: морфологическая структура 3. Основной метод изучения функционирования и динамики ПТК – … Ответ: Метод комплексной ординации 4. Что является главным фактором перераспределения тепла и влаги на поверхности Земли? Ответ: Рельеф 5. Рекогносцировка местности-это… Ответ: предварительная разведка местности 6. Как называется шкала обилия растительности? Ответ: Друде 7. Что является конечным результатом комплексных физико-географических исследований? Ответ: ландшафтная карта 8. Кем из ученых упорядочение внутриландшафтных связей, которые дали богатейший материал для выявления закономерностей ПТК, было названо методом комплексной ординации? Ответ: Сочава 9. Какой метод исследования является важным при стационарных наблюдениях? Ответ: метод комплексной ординации 10. Отрасль хозяйства, особенно страдающая от неблагоприятных физико-географических процессов – … Ответ: сельское хозяйство 11. Какой из методов географических исследований позволяет систематизировать и анализировать полученные данные? Ответ: статистический 12. Что измеряют при помощи мерной «вилки»? Ответ: диаметр ствола 13. Что закладывается для изучения фитомассы древесно-кустарниковой растительности ? Ответ: пробные площади 14. Большинство ландшафтных границ имеет происхождение... Ответ: азональное 15. Назовите основной метод сбора фактического материала, используемый для изучения функционирования ландшафтов. Ответ: стационарный 16. Совокупность процессов перемещения, обмена и трансформации энергии, вещества и информации в геосистеме называют ее: Ответ: функционированием 17. Диахронический подход является составной частью какого метода? Ответ: исторического 18. Назовите традиционный способ систематизации материалов при ландшафтных исследованиях. Ответ: профили 19. Карта, дающая комплексную оценку территории с архитектурно-строительной точки зрения и обеспечивающая зонирование территории – … Ответ: ландшафтно-архитектурная карта 20. Что в начале выделяется на топографической основе карты? Ответ: речная и эрозионная сеть КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Перечень вопросов к экзамену: 1. Основные задачи современных физико-географических исследований. 2. Этапы научного познания. 3. Множественность методов исследования и проблемы их классификации. 4. Методы традиционных (сравнительно-географический, историко-географический, картографический) исследований. 5. Методы новые, используемые в физической географии с 30-50-х годов XX века. 6. Методы новейшие, применяемые с 60-80-х годов XX века (космические, математическое моделирование, геоинформационные и др.) 7. Глобальный, региональный и локальный уровни исследований и изменение комплекса методов при решении разноуровневых и разнокачественных задач. 8. Объект комплексных физико-географических исследований. 9. Важнейшие предметы исследований ПТК. 10. Основные классы решаемых задач и основные специфические методы их решения. 11. Подготовительный период (предполевой камеральный). 12. Рекогносцировка и выбор ключевых участков. 13. Разновидность точек наблюдения и выбор места для основной точки комплексного описания фации (традиционный и нетрадиционный). 14. Комплексное описание подурочищ, урочищ, ландшафтов. 15. Ландшафтная катена. Ландшафтное профилирование и его роль в ландшафтном картографировании. 16. Приемы сбора образцов почв, растений, вод. Фотография как полевой документ. 17. Границы ПТК, степень их выраженности и требования к точности фиксации. 18. Зависимость методики работ от категории сложности территории, ее ландшафтной структуры и масштаба картографирования. 19. Методы мелко- и среднемасштабных исследований и их отличие от крупномасштабного картографрования. 20. Выявление некоторых элементов динамики ПТК разных рангов. 21. Изучение природных аквальных комплексов (ПАК) Критерии оценивания: В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно». |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.К. Жучкова, Э.М. Раковская | Методы комплексных физико-географических исследований. : учебное пособие для ВУЗов | М.: Академия, 2004 | |
Л1.2 | Н.Л. Беручашвили, В.К. Жучкова | Методы комплексных физико-географических исследований: учебник для ВУЗов | М.: МГУ, 1997 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | авт.-сост. Г.И. Ненашева | Комплексная физико-географическая практика: учебное пособие | Барнаул: АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Е.Н. Перцик | Теория и методология географии: учебник для бакалавриата и магистратуры | М.: Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/6BBDF16E-EB63-4C8A-9692-A09EE75C24F8 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | - www.credo-dialoque.com | |||
Э2 | - www.dataplus.ru | |||
Э3 | - www.gisa.ru | |||
Э4 | - www.usgs.com | |||
Э5 | Курс в Moodle "Методы физико-географических исследований" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
"Геоинформационные системы для бизнеса и общества", справочник: https://www.dataplus.ru/ "ГИС ассоциации", межрегиональная общественная организация содействия развитию рынка геоинформационных технологий и услуг: https://www.gisa.ru/ Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Методы физико-географических исследований» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Методы физико-географических исследований» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Методы физико-географических исследований» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Методы физико-географических исследований» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по дисциплине «Методы физико-географических исследований» находятся на сайте http://www.geo.asu.ru/search/documents/19441/ 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Методы физико-географических исследований». Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |