МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геохимия ландшафтов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 18,5 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14 28 28
Практические 14 14 14 14 28 28
Сам. работа 44 44 17 17 61 61
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
ст.преподаватель, Легачева Н.М.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геохимия ландшафтов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение геохимических процессов протекающих в современных ландшафтах.
В качестве основных задач программы учебной дисциплины «Геохимия ландшафтов» можно сформулировать следующие:
1. установить закономерности и особенности взаимосвязи физических свойств, процессов и явлений в ПТК; изучение теории территориальной организации населения;
2. изучить процессы миграции химических элементов в ландшафте; исследование темпов и региональных пропорций в размещении населения и трудовых ресурсов;
3. исследовать типы элементарных и геохимических ландшафтов биосферы и ноосферы в целом;
4. рассмотреть влияние техногенных факторов на ландшафты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о химическом составе литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы; распространенности химических элементов; физико-химической, биогенной и техногенной миграции элементов; биогенных циклах.
3.2.Уметь:
3.2.1.рассчитывать кларки нахождения химических элементов в природных средах; устанавливать закономерности взаимосвязей химических и физических свойств, процессов и явлений в ландшафтах.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения геохимическими методами изучения окружающей среды; эколого-геохимической оценкой и эколого-геохимическим мониторингом ландшафтов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОБЩАЯ ГЕОХИМИЯ
1.1. Введение в геохимию Лекции 4 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.2. Распространенность химических элементов Лекции 4 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.3. Общие особенности миграции химических элементов в ландшафтах Лекции 4 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.4. Биогенная миграция. Физико-химическая и механическая миграция Практические 4 2 ПК-2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
1.5. Геохимические миграции Сам. работа 4 16 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 2. ГЕОХИМИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ЛАНДШАФТАХ
2.1. Геохимические особенности воздушные мигранты Лекции 4 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.2. Характеристика воздушных мигрантов Практические 4 4 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.3. Геохимические особенности подвижных и слабоподвижных литофильных водных мигрантов Лекции 4 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.4. Характеристика литофильных водных мигрантов Практические 4 4 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.5. Геохимические особенности халькофильных и сидерофильтных водных мигрантов Лекции 4 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.6. Характеристика халькофильных и сидерофильных водных мигрантов Практические 4 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
2.7. Особенности геохимии ландшафтов Сам. работа 4 16 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 3. ПАЛЕОГЕОХИМИЯ
3.1. Предмет, методы и методология палеогеохимии Лекции 4 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.2. Геохимические особенности стадий эволюции ландшафтов Практические 4 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
3.3. Геохимические изменения в палеоландшафтах Сам. работа 4 12 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 4. ГЕОХИМИЯ ПРИРОДНЫХ ЛАНДШАФТОВ
4.1. Геохимическая классификация природных ландшафтов Лекции 5 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.2. Основные геохимические природные ландшафты Лекции 5 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.3. Геохимия аквальных ландшафтов Лекции 5 2 ПК-2 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.4. Геохимия тундровых ландшафтов Практические 5 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.5. Геохимия лесных ландшафтов Практические 5 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.6. Геохимия степных ландшафтов Практические 5 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
4.7. Геохимические природные ландшафты Сам. работа 5 10 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
Раздел 5. ГЕОХИМИЯ ТЕХНОГЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ
5.1. Техногенные ландшафты Лекции 5 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.2. Техногенная миграция (техногенез) Лекции 5 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.3. Эколого-геохимическое картографирование Лекции 5 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.4. Техногенные источники загрязнения Лекции 5 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.5. Геохимические спектры Практические 5 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.6. Геохимические техногенные аномалии Практические 5 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.7. Ландшафтно-геохимический анализ состояния городов Практические 5 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.8. Санитарно-гигиенические нормативы качества природной среды Практические 5 2 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1
5.9. Химические элементы в техногенных ландшатах Сам. работа 5 7 ПК-2 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=652
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1.01: Способен осуществлять научно-исследовательские работы в области изучения ландшафтной оболочки Земли и ее геосфер
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какие из приведенных характеристик описывают трансформацию гравитационной энергии в ПТК?
а. потенциальная энергия ПТК;
б. кинетическая энергия ПТК;
в. вариации ускорения свободного падения в разных ПТК;
г. работа, производимая в ПТК отдельными геомассами при перемещении в гравитационном поле
Ответ: а, в, г

2. К мортмассе НЕ относится:
а. Сухостой и мертвые еще не упавшие ветки;
б. Лесная подстилка;
в. Валежник;
г. Корни;
д. Торф;
е. Аморфное органическое в-во, не связанное с минеральной частью почвы
Ответ: г

3. В каких физиологических процессах участвуют мортмассы?
а. Фотосинтез;
б. Минерализация;
в. Разложение;
г. Дыхание;
д. Транспирация.
Ответ: б, в

4. Аэромассы являются продуктом взаимодействия:
а. воздушных масс с растительностью;
б. воздушных масс и гидромасс;
в. гидромасс, растительности и почвенного покрова;
г. живых организмов и растительности.
Ответ: а

5. С какими физиологическими процессами связаны фитомассы?
а. Фотосинтез;
б. Минерализация;
в. Поглощение влаги корнями растений.
г. Разложение;
д. Дыхание;
е. Транспирация.
Ответ: а, в, д, е

6. Функционирование природно-территориальных комплексов – это:
а. энергообмен в структуре ПТК, характеризующийся балансом входящей и излучаемой энергии ПТК;
б. действие, работа природно-территориального комплекса, взаимодействие его отдельных частей;
в. совокупность процессов обмена и преобразования вещества и энергии в ПТК.
Ответ: в

7. Суммарная радиация состоит из:
а. прямой радиации;
б. рассеянной радиации;
в. отраженной радиации;
г. всего выше перечисленного.
Ответ: а, б

8. Что такое альбедо?
а. это отношение количества рассеянной к прямой радиации, поступающей на данную поверхность;
б. это сумма рассеянной и отраженной от данной поверхности радиации;
в. это разность между прямой и отраженной радиацией;
г. это отношение количества отражённой к суммарной радиации, падающей на данную поверхность;
д. это сумма прямой и рассеянной радиации, поступающей на данную поверхность.
Ответ: г

9. В биогеоциклах изучается миграция:
а. органических веществ;
б. отдельных химических элементов;
в. неорганических веществ;
г. всего выше перечисленного.
Ответ: а

10. Во время каких стексов темпы изменения количества фитомассы достигают максимальных значений?
а. весенних
б. летних
в. осенних
Ответ: а

11. Что такое деятельный слой ПТК?
а. это такой слой вещества, в котором приходящий поток радиации трансформируется и характеристика потока, вышедшего из слоя, отличается каким-либо параметром от вошедшего в него или поглощается в этом слое полностью;
б. слой почв и грунтов, тепловое состояние и влагосодержание которого испытывают годовые колебания под воздействием притока и отдачи тепла и влаги на земной поверхности;
в. расположенный у поверхности земли ежегодно оттаивающий слой (сезонно талый слой) при наличии в ПТК вечномерзлых грунтов.
Ответ: а

12. Педомасса встречается:
а. в надземной части ПТК;
б. в подземной части ПТК;
в. во всех частях ПТК.
Ответ: б

13. Что представляет собой современная сейсмология?
а. наука о землетрясениях и сейсмических волнах;
б. наука, которая занимается измерениями и анализом всех видов движений в земной коре, которые регистрируются сейсмографами на суше, а также на дне океанов и морей;
в. наука, изучающая все виды механических колебаний;
г. направление в геофизике, которое рассматривает механизмы распространения сейсмических волн в различных средах.
Ответ: б

14. Подземные воды в геофизике ландшафтов делятся на:
а. почвенные воды, почвенногрунтовые воды, грунтовые воды, артезианские воды;
б. верховодка, грунтовые воды, артезианские воды;
в. подповерхностные воды, воды первого водоупорного горизонта, грунтовые воды, артезианские воды;
г. водоупорные воды, безнапорные воды, артезианские воды.
Ответ: а

15. Где среднее годовое испарение будет максимальным?
а. в пустынях;
б. во влажных экваториальных лесах
в. в тундрах;
г. в лесах умеренных широт.
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется совокупность процессов превращения, перемещения и изменения количества гидромасс в природно-территориальных комплексах?
Ответ: влагооборот
2. Перечислите виды жидких осадков.
Ответ: дождь, морось
3. Какие типы водного режима почв вы знаете?
Ответ: промывной, непромывной, выпотной
4. Как называется органическое вещество растений, накопленное к данному моменту как в надземной, так и подземной части ПТК?
Ответ: Фитомассы
5. Если рельеф сформировался в среднем плейстоцене, растительность и почвы в позднем плейстоцене, а животный мир – в голоцене, то с какого периода начинается возраст ландшафта?
Ответ: с голоцена
6. Как называются органоминеральные смеси, почвенный мелкозем вместе с гумусом?
Ответ: Педомассы
7. Может ли процесс фотосинтеза протекать без расхода воды?
Ответ: нет
8. Какой метод чаще всего применяют для расчета годичного прироста корней?
Ответ: Косвенный метод
9. В каких ПТК наблюдается переход корней в мортмассу?
Ответ: в лесных и травянистых
10. В какой части дерева среднее содержание золы в сухом веществе минимально?
Ответ: в древесине
11. На какие виды подразделяются педомассы по содержанию гумуса?
Ответ: высокогумусные, среднегумусные, малогумусные
12. Относится ли влага, заключенная в живых организмах к гидромассам?
Ответ: нет
13. Возможно ли невооруженным глазом в аэромассах выделить отдельные компоненты?
Ответ: Нет, аэромассы относятся к аморфным геомассам
14. Как называют изменение свойств воздушных масс тропосферы при перемещении в другие широты и на другую подстилающую поверхность?
Ответ: Трансформация воздушных масс
15. Приведите пример мезоконсументов в подземной части ПТК.
Ответ: почвенные организмы
16. Приведите пример микроконсументов сапротрофов.
Ответ: гриб, бактерия
17. Чему равно суммарное увлажнение территории?
Ответ: осадки–испарение или подземный сток+суммарное испарение
18. Перечислите виды твердых осадков.
Ответ: снег, крупа, град
19. Чем отличаются промывной и непромывной тип водного режима в ПТК?
Ответ: в непромывном влага не достигает уровня грунтовых вод
20. Как называется слой вещества в ПТК, в котором приходящий поток радиации трансформируется и характеристика потока, вышедшего из слоя, отличается каким-либо параметром от вошедшего в него или поглощается в этом слое полностью?
Ответ: деятельный слой

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Зачтено» - Даны верные ответы более, чем на 50% вопросов.
«Не зачтено» - верных ответов 50% или менее.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к экзамену:
1. История становления науки геохимия.
2. Современный этап. Направления геохимии.
3. Элементарный ландшафт.
4. Геохимический ландшафт.
5. Кларки концентрации и рассеяния.
6. Основные геохимические законы (закон Вернадского, закон Гольдшмидта).
7. Типоморфные химические элементы.
8. Классификация химических элементов по Гольдшмидту.
9. Литофильные мигранты.
10. Халькоильные мигранты.
11. Сидерофильные мигранты.
12. Факторы миграции химических элементов.
13. Виды миграции.
14. Механическая миграция.
15. Воздушная миграция. Воздушные мигранты (активные и инертные газы).
16. Водная миграция. Классы водной миграции.
17. Закономерности водной миграции.
18. Щелочно-кислотные условия водной миграции.
19. Окислительно-восстановительные условия водной миграции.
20. Биогенная миграция. Функции живого вещества.
21. Образование живого вещества.
22. Химический состав живого вещества.
23. Основные понятия БИК. Биомасса. Продукция.
24. Виды геохимических барьеров. Основные характеристики.
25. Окислительный и сероводородный геохимические барьеры.
26. Кислый и щелочной геохимический барьеры.
27. Испарительный геохимические барьеры.
28. Сорбционный и термодинамический геохимические барьеры.
29. Систематика геохимических ландшафтов.
30. Предмет и методы палеогеохимии.
31. Этапы геохимических эпох.
32. Биогенный этап геохимичексой эпохи.
33. Эволюция гумидных ландшафтов.
34. Эволюция природных ландшафтов.


Критерии оценивания:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Геохимия_зач_экз.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сост. О.А. Поспелова Геохимия окружающей среды: учебное пособие СтГАУ, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Перельман А.И. Геохимия: учебник для вузов Высшая школа, 1989
Л2.2 Т.А. Ларичев Геохимия окружающей среды: опорные конспекты КемГУ, 2013 biblioclub.ru
Л2.3 Г.Б. Наумов Геохимия биосферы: учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2010
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. Н.М. Легачева Руководство по практическим работам по дисциплине "Геохимия ландшафтов": АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Геохимия. Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр Российской академии наук / М.: Наука, №№ 1–12; 1997 – 2012 гг. [Электронный ресурс]: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=939407 (Загл. с экрана)
Э2 2. Перельман А.И. Геохимия природных вод. Серия. Человек и окружающая среда. – М. Наука, 1982. – 154 с. [Электронный ресурс]: http://twirpx.com65 (формат DjVu)
Э3 3.Ферсман А.Е. Очерки по минералогии и геохимии. – М.: Наука, 1977. – 192 с. [Электронный ресурс]: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3338514(Загл. с экрана).
Э4 Стульцев Ю.К. Конспект лекций по геохимии. - М.: МГУ. - 101 с. [Электронный ресурсl ]: http://rudocs.exdat.com/docs/index-55822.html
Э5 Курс в Moodle «Геохимия ландшафтов» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Лань"
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Геохимия ландшафтов»
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Геохимия ландшафтов» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Геохимия ландшафтов» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2.Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.

8.3. Лабораторные занятия по данному курсу не предусмотрены

8.4. Курсовые работы по данному курсу не предусмотрены

8.5.Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Геохимия ландшафтов»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Геохимия ландшафтов», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.