МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ландшафтно-экологическое проектирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 17
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 17 17 17 17
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Дьякова Г.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ландшафтно-экологическое проектирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобрести умение и навыки проектирования объектов ландшафтной архитектуры в зависимости от их функций, величины, значимости. Изучить приемы и методы проведения предпроектного комплексного анализа объекта. Изучить законы создания ландшафтных композиций при проектировании объектов ландшафтной архитектуры

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов
ПК-9 способностью использовать навыки природоохранного и социально-экономического мониторинга, комплексной географической экспертизы, эколого-экономической оптимизации на разных уровнях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Все варианты объектов ландшафтной архитектуры, их связи с градостроительством и архитектурой, объектов, формирующих пространственную и предметную среду человека;
- законы и приемы в области архитектурной композиции при проектировании объектов ландшафтной архитектуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.- проектировать объекты ландшафтной архитектуры в зависимости от их функций, величины, значимости;
- использовать навыки комплексной гоеграфической экспертизы;
- использовать навыки природоохранного мониторинга
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть точными представлениями об объектах ландшафтного проектирования и знаниями в области истории садово-паркового и ландшафтного искусства;
- навыками эколого-экономической оптимизации на региональном и локальном уровне;
- навыками природоохранного и социально-экономического мониторинга

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в ландшафтно-экологическое проектирование.
1.1. Цели и задачи дисциплины. Базовые понятия. Краткая история развития ландшафтно-экологического проектирования. Лекции 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Понятийный аппарат ландшафтно-экологического проектирования. История развития напрвления. Практические 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Основы ландшафтно-экологического проектирования Сам. работа 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Природные условия функционирования ландшафтов.
2.1. Ландшафтные экотоны. Влагооборот в ландшафтах. Радиационные условия ландшафтов. Динамика ландшафтов. Лекции 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Антропогенная нагрузка и устойчивость ландшафтов. Лекции 6 2 ПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Динамика ландшафтов. Антропогенная нагрузка и устойчивость ландшафтов. Организация пространства парка. Практические 6 4 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Организация пространства парка. Сам. работа 6 2 ПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Предпроектные изыскания. Градостроительный кодекс. Сам. работа 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Проектирование объектов ландшафтной архитектуры.
3.1. Понятие об объемно-пространственной структуре объекта ландшафтно-экологического проектирования. Основные типы объектов ландшафтного проектирования. Лекции 6 2 ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Проектирование малого сада. Лекции 6 2 ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Проектирование скверов и парков. Лекции 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Проектирование приусадебного участка (гектара). Принцип создания биосферного купола. Лекции 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Ландшафтно-экологическое проектирование объекта. Практические 6 8 ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Составление ландшафтных композиций. Сам. работа 6 2 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Создание проекта Сам. работа 6 9 ПК-2, ПК-9 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4031
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов
Примеры заданий закрытого типа (выбор одного из вариантов)
1. К объектам, формирующим геофизические поля можно отнести:
а. горную систему
б. солончак
в. промышленное предприятие
г. берёзовый колок
д. крупный город
е. озеро
Ответ: а, в, г, д

2. К объектам, формирующим геохимические поля можно отнести:
а. горную систему
б. солончак
в. промышленное предприятие
г. берёзовый колок
д. крупный город
е. золоотвал
Ответ: б, в, д, е

3. К объектам, формирующим геополя биогенной природы можно отнести:
а. природные лесные «микрорезерваты» среди пахотных земель
б. свалки отходов свинофермы
в. навозная куча на дачном участке
г. золоотвал
д. водохранилище
Ответ: а

4. Что происходит с силой воздействия (напряженностью) геополей по мере удаления от источника?
а. ослабевает обратно пропорционально квадрату расстояния от ландшафтов, формирующих эти поля
б. усиливается прямо пропорционально увеличению расстояния от ландшафтов, формирующих эти поля
в. ослабевает прямо пропорционально увеличению расстояния от ландшафтов, формирующих эти поля
г. усиливается обратно пропорционально размеру ландшафтов, формирующих эти поля
Ответ: а

5. Чем обусловлено возникновение ландшафтных экотонов?
а. тем, что они оказывают существенное влияние на поля и потоки вещества и энергии, задерживая, трансформируя, ослабляя или усиливая их
б. свойством геосистем сохранять свою структуру и характер функционирования при изменяющихся условиях среды
в. общей закономерностью эволюции пространственных систем – т.е. постепенным стиранием (сглаживанием) резких границ в природе в следствии все большего развития межгеосистемных взаимоотношений
г. привнесением в экосистемы в результате антропогенного воздействия нехарактерных для них видов живых организмов, ухудшающих условия существования естественных биотических сообществ или негативно влияющих на развитие ландшафтной структуры.
Ответ: в

6. В чем выражается краевой (опушечный) эффект ландшафтных экотонов?
а. в наличии благоприятных условий для резкого увеличения видового и ценотического разнообразия биоты
б. в снижении функции приспособляемости видов ввиду контрастности контактирующих ландшафтов
в. в задержке и преломлении потоков вещества и энергии
Ответ: а

7. В чем может выражаться негативный эффект воздействия ландшафтных экотонов при проектировании хозяйственной деятельности?
а. в том, что строительство инженерных сооружений может нарушить природный баланс геосистем, приведя к их деградации (за счет задержки и преломления потоков вещества и энергии)
б. в повышенной вероятности и силе развития опасных природных явлений, связанных с большими градиентами и интенсивностью идущих, а порой и обостряющихся здесь процессов
в. в том, что данные системы наименее устойчивы к антропогенному воздействию, в частности, к различным загрязняющим компонентам
Ответ: б

8. Какие из перечисленных объектов можно отнести к барьерам?
а. горная система
б. экватор
в. верхняя граница леса
г. болото
Ответ: а, б

9. Основу влагооборота ландшафта образуют:
а. подземные воды
б. поверхностные и подземные воды, атмосферные осадки, поступающие к верхней и нижней границам ландшафта
в. твердые и жидкие атмосферные осадки, растительный покров, подземные воды
г. твердые и жидкие атмосферные осадки, поступающие к верхней границе ландшафта
Ответ: г

10. В ландшафтах с развитым растительным покровом транспирация:
а. намного превышает физическое испарение
б. ненамного превышает физическое испарение
в. существенно меньше физического испарения
Ответ: а

11. В ландшафтах с хорошо развитым растительным покровом подавляющая часть влаги в атмосферу поступает:
а. из атмосферных осадков путем испарения
б. от подстилающей поверхности через транспирацию
в. от поверхностного стока
Ответ: б

12. Основными источниками энергии и тепла ландшафтов являются:
а. Солнце и Космос
б. внутренняя энергия Земли
в. поверхностные воды
г. распад растительных остатков
Ответ: а, б

13. В каком виде поступает внутренняя энергия Земли в ландшафт?
а. в виде энергии вращения Земли вокруг своей оси
б. в виде гравитационной энергии
в. в виде энергии тектонических движений
г. в виде электромагнитного, корпускулярного и других излучений
д. в виде энергии приливов и отливов
Ответ: а, б, в

14. Какие элементы выполняют функцию по вводу энергии в ландшафт?
а. животный мир
б. растительность
в. почвы
г. вода
д. рельеф
Ответ: б, г, д

15. Примерами динамики развития являются:
а. зарождение оврага с промоины и развитие до балки с выработанным профилем и пологими заросшими склонами конкретной овражно-балочной системы
б. функционирование озерной геосистемы в геосинклинальной зоне
в. деградация оледенения и изменение положения верхней границы леса в перигляциальной области
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называют геосистему с единым происхождением, общей историей развития, которая формируется в условиях однородного геологического фундамента, одного преобладающего типа рельефа, одинакового климата, с характерным сочетанием почв, растительных сообществ и геосистем локального уровня?
Ответ: ландшафт

2. Сочетание фаций создает характерный внутренний узор ландшафта – его ...
Ответ: морфологию

3. Как называются сферы вещественно-энергетического влияния одних ландшафтов на другие?
Ответ: ландшафтные геополя

4. Переходная полоса (зона) между двумя достаточно контрастными ландшафтами. Особенности, свойства, специфика такой переходной полосы не позволяют отнести ее ни к одному из смежных ландшафтов. – Что это?
Ответ: экотон

5. Как называют участки географической оболочки (тела, поверхности, линии, точки), которые оказывают существенное влияние на поля и потоки вещества и энергии, задерживая, трансформируя, ослабляя или усиливая их?
Ответ: барьерами

6. Наибольшей способностью поглощать солнечную энергию и превращать ее в энергию ландшафта обладает ...
Ответ: растительность

7. При каком процессе тепло и свет в преобразованной форме включаются в органическую массу, при производстве которой приходят в движение вода, газы, минералы и химические элементы, принимающие участие в биологическом круговороте?
Ответ: фотосинтез

8. Как называется свойство ландшафта сохранять свою структуру и характер функционирования при изменяющихся условиях среды?
Ответ: устойчивость

9. Что является ведущим источником энергии и тепла для преобладающего большинства ландшафтов?
Ответ: солнечная энергия

10. Как называются изменения ландшафта, не сопровождающиеся трансформацией его структуры, то есть происходящие в рамках единого инварианта?
Ответ: ландшафтная динамика

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не продусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 26.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.Н. Дьяконов, А.В. Дончева Экологическое проектирование и экспертиза: учебник для ВУЗов М.: Аспект Пресс, 2005
Л1.2 Е.В. Черняева, В.П. Викторов Основы ландшафтного проектирования и строительства: учебное пособие Москва: МПГУ, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.Л. Субботина Ландшафтная архитектура и ландшафтное проектирование: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на ЕОП АлтГУ "Ландшафтно-экологическое проектирование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.