МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Эволюционная география

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 17
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 17 17 17 17
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Ненашева Г.И.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Эволюционная география

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение вопросов возникновения, эволюции земной коры, рельефа, коры ввыветривания и древних почв, гидросферы, атмосферы, живых организмов, происхождения растительности основных природных зон Земли.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические и методические предпосылки развития эволюционной географии, теоретические и методические предпосылки развития эволюционной географии; основные подходы и методы палеогеографических исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.строить палеогеографические карты на основе заданных литофациальных обстановок, использовать палеонтологические материалы для решения типовых профессиональных задач, выделять фации и формации на палеогеографических картах
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть приемами чтения палеогеографических карт и методами построения сценариев изменения палеоландшафтных и ландшафтных обстановок, вплоть до прогноза изменения ландшафтной структуры в ближайшем будущем;
навыками анализа проявления геологических и физико-географических процессов в пределах литосферы на основе применения современных методов исследования; способами практического применения знаний в области геологии, палеогеографии для прогнозирования процессов природного и общественного характера.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Эволюция Земли
1.1. Эволюционная география в системе наук о Земле. Предмет изучения, задачи.Космохимические основы возникновения Земли и биосферы. Источники энергии и движение вещества в биосфере. Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Зарождение и развитие представлений о происхождении Земли и планет. Практические 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Метеориты – свидетели ранних событий в Солнечной системе. Практические 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Эволюция земной коры и рельефа Земли. Развитие коры выветривания и других древних почв. Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Рождение атомов в космосе Практические 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Возникновение и эволюция гидросферы.Возникновение и эволюция атмосферы. Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Природы планет и астероидов.Строение и состав Земли. Образование основных оболочек Земли Практические 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Эволюция организмов в истории биосферы. История формирования растительного покрова суши.Спорово-пыльцевой спектр и спорово-пыльцевой комплекс. Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Горы Алтай: прошлые и современные природные обстановки Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Эволюция атмосферы и океана. Практические 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Эволюция Земли Сам. работа 7 7 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методы восстановления прошлого Земли.
2.1. Об ископаемых остатках. Методы изучения древнего рельефа суши, древних водоёмов, климатов, геологического возраста, ландшафтов. Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Эволюция биосферы. Практические 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. История развития спорово-пыльцевого анализа. Пыльца и споры. Равитие спорангиев и спор, пыльников и пыльцы. Морфология спор и пыльцы. Лекции 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Алтае-Саянская горная страна. Позднеледниковье и голоцен. Изучение морфологических особенностей пыльцы растений и спор под микроскопом Практические 7 2 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.5. Методы восстановления прошлого Земли. Сам. работа 7 10 ПК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2367

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов

1. Что такое «голоцен»?
a. Наиболее длительная эпоха четвертичного периода, характеризуется общим похолоданием климата Земли, продолжительность 40 тыс. лет
b. Современная геологическая эпоха, продолжающаяся уже 11 тыс. лет, последний отрезок четвертичного периода геологической истории Земли
c. Наиболее длительная эпоха четвертичного периода, характеризуется общим потеплением климата Земли, с отдельными непродолжительными периодами похолодания, продолжительность 30 тыс. лет
Ответ: b

2. Что такое «геохронология»?
a. геологическое летосчисление, учение о хронологической последовательности формирования и возрасте горных пород, слагающих земную кору
b. раздел геологии, изучающий последовательность формирования геологических тел и их первоначальные пространственные взаимоотношения
c. система, отражающая последовательность смены геологических эпох и периодов

Ответ: а

3. Какие процессы протекают преимущественно асинхронно?
a. тесно связанные с характером тектонических движений
b. тесно связанные с трансгрессиями моря
c. тесно связанные с колебаниями климата

Ответ: а

4. Палеокарпологический метод изучает …
a. ископаемые плоды и семена растений
b. анатомию ископаемой древесины
c. кремнистые остатки диатомовых водорослей
d. ископаемые споры и пыльцу растений

Ответ: а

5. Какие процессы протекают преимущественно синхронно?
a. тесно связанные с характером тектонических движений
b. тесно связанные с колебаниями климата
c. тесно связанные с вулканическими процессами

Ответ: b

6. Что отражает схема Блитта-Сернандера?
a. смену периодов потепления и похолодания в кайнозое, с характеристикой последующей реакции организмов на изменения климата
b. трансгрессии и регрессии моря в голоцене
c. периодизацию истории растительности и климата обширных территорий в голоцене и позволяет связать события, происходившие в это время на суше и в морских бассейнах
d. изменение растительных сообществ на определенной территории с течением времени

Ответ: с

7. Дайте определение понятию «полисинхронность».
a. Это свойство различных компонентов и процессов природы проявляться в пространстве в разных временных соотношениях как одновременно, так и не одновременно
b. Это свойство различных компонентов и процессов природы проявляться синхронно в пространстве и времени
c. Это свойство различных компонентов и процессов природы проявляться в пространстве одновременно на различных территориях

Ответ: а

8. Кто разработал учение о ландшафтах и развивал идеи В.В. Докучаева о природных зонах?
a. П. Кюри
b. А.П. Виноградов
c. Л.С. Берг
d. В.И. Вернадский

Ответ: с

9. Что такое "протоатмосфера"?
a. это водородно-гелиево-пылевое облако, окружавшее первично образованное твердое ядро Земли
b. это кислородно-азотная оболочка Земли, сформированная на ранних этапах ее развития
c. это газово-пылевая оболочка Земли, сформированная в протерозое

Ответ: а

10. Назовите эволюционные свойства современной ландшафтной оболочки. Выберите верное утверждение.
a. Пространственно-временные свойства поверхности и недр Земли
b. Зональность, азональность и полихронность развития
c. Гетерохронность, унаследованность, инерционность, транзитивность, изменчивость (лабильность)
d. Направленность, неравномерность и полихронность развития, зональность, инерционность

Ответ: с

11. Что представляет собой проблема «пространства-времени»?
a. это принцип, согласно которому отмечается метахронность проявления во времени и пространстве различных процессов и компонентов природы
b. это хронологическая оценка проявления каких-либо природных процессов, происходивших в разных частях пространства
c. это принцип, согласно которому полным совпадением каких-либо событий следует считать только те, которые укладываются в один временной интервал и происходят на сходных территориях
d. это подход, предполагающий, что в прошлом действовали те же самые законы природы, что и в настоящее время

Ответ: b

12. Когда произошло наиболее сильное потепление (климатический оптимум) за последние 20 тыс. лет?
a. между 15 и 11 тысячелетиями
b. 18-19 тысяч лет назад
c. в последние 2 тысячи лет
d. 7-8 тысяч лет назад

Ответ: а

13. Когда в Антарктиде начало развиваться покровное оледенение?
a. в карбоне
b. в конце олигоцена
c. в начале эоцена
d. в плиоцене

Ответ: b

14. Процесс «великого остепнения равнин» начался:
a. в палеогене
b. в голоцене
c. в неогене
d. в позднечетвертичное время

Ответ: с

15. Каковы задачи эволюционной географии?
a. познание взаимосвязей и взаимообусловленностей развития отдельных оболочек Земли
b. все ответы верны
c. построение иерархии пространства и времени в географии
d. географическое прогнозирование

Ответ: b


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


1. В методах восстановления горизонтальных движений, существует метод датирования горных пород и глины с помощью выявления остаточной намагниченности. Какой это метод?
Ответ: палеомагнитный метод

2. Кто сформулировал проблему пространства-времени в контексте эволюции отдельных компонентов геосистем?

Ответ: Марков К. К.

3. Определите период по описанию:
Сильное похолодание, наступившее в начале данного периода, с понижением среднегодовых температур на 10—15° в высоких широтах, привело к образованию вначале мощного снежного, а затем и ледяного покрова. Ледниковые покровы, существовавшие в полярных районах в предыдущем периоде, постепенно увеличивались в размерах.
Падение температур и снижение уровня снеговой линии привели к возникновению горных оледенений не только в умеренных, но и в субтропических и тропических поясах. Горные ледники в середине этого периода располагались во многих районах Азии, Африки, на островах Тихого океана и в тропической области Южной Америки.
Конец периода характеризуется наступлением климатического оптимума.

Ответ: четвертичный

4. Ученый, предложивший абсолютную геохронологию – …

Ответ: Кюри П.

5. Каким был климат в карбоне?

Ответ: жарим и влажным

6. Что является основным энергетическим источником функционирования геосистемы?

Ответ: солнечная энергия

7. Автор учения о биосфере и ноосфере – …

Ответ: Вернадский В.И.

8. Определите период по описанию:
В тот период в экваториальных и тропических областях были распространены влажные леса или саванны. Обширные пространства покрывались своеобразными лесами, напоминающими современные дождевые леса низменностей Калимантана.
Важную роль в распределении растительности играл рельеф. На предгорных обильно заболоченных низменностях располагались заросли ниссовых, таксодиумов и папоротников. На склонах гор росли широколиственные леса, в которых ведущая роль принадлежала субтропическим формам, выше они сменялись хвойными лесами, состоящими из сосны, пихты, тсуги, ели.
В связи с похолоданием, усиливавшимся в конце данного периода, возникли и получили широкое распространение новые зональные типы ландшафта — тайга, лесостепь и тундра.
В конце данного периода начался процесс «великого остепнения равнин».

Ответ: неогеновый

9. Какой ученый одним из первых применил метод актуализма, рассматривал мир как развивающийся и изменяющийся и считал, что современная природа возникла в результате длительного исторического развития, чем предвосхитил эволюционное учение?

Ответ: Ломоносов М.В.

10. Кто развивал идеи эволюционного развития применительно к органическому миру и стал основоположником идеи эволюционного развития жизни на Земле?

Ответ: Ч. Дарвин

11. Что является объектом изучения лихенометрического метода?

Ответ: лишайники

12. Назовите метод, который исследует содержания и соотношений радиоактивных, радиогенных и стабильных изотопов отдельных химических элементов в горных породах, минералах, природных водах, газах и органическом веществе.

Ответ: изотопный метод

13. Какой метод используется для определение относительного возраста осадочных толщ земной коры по сохранившимся в них ископаемым остаткам организмов?

Ответ: палеонтологический метод

14. Когда тектоническая активность Земли была наибольшей?

Ответ: в позднем архее

15. Какой из эндогенных энергетических процессов самый мощный?

Ответ: гравитационный

16. В настоящее время основная масса радиоактивных элементов сосредоточена в …

Ответ: земной коре

17. Какой период можно назвать «веком медуз»?

Ответ: протерозой

18. Период, в котором произошло самое масштабное вымирание на Земле – …

Ответ: пермь

19. Гипотетический океан, окружавший суперконтинент Пангею и покрывавший около половины земного шара – …

Ответ: Панталасса

20. В какой геохронологический период произошло разделение Северной Америки и Европы, Африки и Южной Америки?

Ответ: мел


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к экзамену:
1. Сущность географической концепции эволюционной географии.
2. Эволюционные идеи в работах М.В. Ломоносова, Н.А. Северцова, Ч. Лайеля, Ч. Дарвина, К.Ф. Рулье.
3. Проблема пространства и времени в географии.
4. Палеогеографическая информация: методы получения и интерпретации.
5. Особенности добиогенного, биогенного и антропогенного этапов развития географической оболочки.
6. Корреляционный анализ развития компонентов природы, человека и материальной культуры.
7. Унифицированная стратиграфическая схема четвертичных отложений.
8. Полевые и лабораторные исследования четвертичных отложений на археологических памятниках и природных объектах (разрезах).
9. Общие методы: актуализма, геологический, сравнительно-географический, фациально-генетический, исторический.
10. Аэрокосмические методы исследования истории ландшафтов.
11. Хронология и периодизация плейстоцена и голоцена.
12. Климатические условия ледниковых эпох и межледниковий.
13. Климаты голоцена.
14. Эволюция флоры и фауны в плейстоцене и голоцене.
15. Полевые исследования в эволюционной географии.
16. Методы реконструкции древнего рельефа суши.
17. Методы изучения древних водоемов.
18. Методы восстановления климатов прошлого.
19. Методы изучения древних ландшафтов.
20. Изотопные методы определения геологического возраста.
21. Лёссы и условия их формирования.
22. Происхождение вертикальной поясности ландшафтов.
23. Этапы становления человека, человеческого общества и его материальной культуры.
24. Биоиндикационные методы датирования в эволюционной географии.
25. Палинологический метод исследования: особенности и перспективы.
26. Дендрохронологичекий метод исследования.
27. Лихенометрический медод датирования ледникового рельефа.

Критерии оценивания:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Т. Янин Палеобиогеография: учебник М: Академия, 2009
Л1.2 А.А. Свиточ, О.Г. Сорохтин, С.А. Ушаков Палеогеография: учебник для ВУЗов М: Академия, 2004
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г.И, Ненашева, Г.С. Дьякова, О.В. Останин Эволюция геосистем: методы исследования: учебное пособие Барнаул: АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л2.2 Н.Н. Иорданский Эволюция жизни: учебное пособие для ВУЗов М.: Академия, 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Эволюционная география» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Эволюционная география»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Эволюционная география» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Эволюционная география» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Эволюционная география» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Эволюционная география» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Эволюционная география».

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.