Закреплена за кафедрой | Кафедра физической географии и геоинформационных систем |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем
Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.
1.1. | изучение геофизических процессов протекающих в современных ландшафтах; овладение навыками обработки и анализа данных полевых геофизических исследований. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.2 |
ПК-2 | способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методы геофизических исследований; общие теории развития Земли. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать причинно-следственные связи между отдельными геофизическими параметрами геосистем; определять устойчивость геосистем и классифицировать их; обрабатывать данные полевых геофизических исследований. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками обработки, анализа, обобщения и корреляции данных полевых геофизических исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в геофизику | ||||||
1.1. | Основы геофизики ландшафтов | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Моделирование как метод познания | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Смена парадигм | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Геофизические методы исследования геосистем | Лекции | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Геофизические методы исследования геосистем | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Геофизические методы исследования геосистем | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Геофизические законы | ||||||
2.1. | Геофизические поля | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Техногенные воздействия на физические поля Земли | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Ноосфера как поле | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Относительная геохронология | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Пространственно-временой изоморфизм | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Взаимодействие геосфер | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Круговороды природных вод | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.8. | Взаимодействие геосфер | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Практическая геофизика | ||||||
3.1. | Анализ данных полевых геофизических исследований. Применение геофизических методов для исследования отдельных компонентов геосистем в горах и на равнинах | Лекции | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Обработка, анализ и интерпретация данных электрозондирования | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Обработка, анализ и интерпретация данных радиолокационного зондирования | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Комплексный анализ результатов геофизических исследований | Практические | 8 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.5. | Анализ данных геофизических исследований | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.6. | Подготовка к зачету по дисциплине | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=652 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы физико-географических, геоморфологических, палеогеографических, гляциологических исследований, уметь проводить исследования в области геофизики и геохимии ландшафтов. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Какие из приведенных характеристик описывают трансформацию гравитационной энергии в ПТК? а. потенциальная энергия ПТК; б. кинетическая энергия ПТК; в. вариации ускорения свободного падения в разных ПТК; г. работа, производимая в ПТК отдельными геомассами при перемещении в гравитационном поле Ответ: а, в, г 2. К мортмассе НЕ относится: а. Сухостой и мертвые еще не упавшие ветки; б. Лесная подстилка; в. Валежник; г. Корни; д. Торф; е. Аморфное органическое в-во, не связанное с минеральной частью почвы Ответ: г 3. В каких физиологических процессах участвуют мортмассы? а. Фотосинтез; б. Минерализация; в. Разложение; г. Дыхание; д. Транспирация. Ответ: б, в 4. Аэромассы являются продуктом взаимодействия: а. воздушных масс с растительностью; б. воздушных масс и гидромасс; в. гидромасс, растительности и почвенного покрова; г. живых организмов и растительности. Ответ: а 5. С какими физиологическими процессами связаны фитомассы? а. Фотосинтез; б. Минерализация; в. Поглощение влаги корнями растений. г. Разложение; д. Дыхание; е. Транспирация. Ответ: а, в, д, е 6. Функционирование природно-территориальных комплексов – это: а. энергообмен в структуре ПТК, характеризующийся балансом входящей и излучаемой энергии ПТК; б. действие, работа природно-территориального комплекса, взаимодействие его отдельных частей; в. совокупность процессов обмена и преобразования вещества и энергии в ПТК. Ответ: в 7. Суммарная радиация состоит из: а. прямой радиации; б. рассеянной радиации; в. отраженной радиации; г. всего выше перечисленного. Ответ: а, б 8. Что такое альбедо? а. это отношение количества рассеянной к прямой радиации, поступающей на данную поверхность; б. это сумма рассеянной и отраженной от данной поверхности радиации; в. это разность между прямой и отраженной радиацией; г. это отношение количества отражённой к суммарной радиации, падающей на данную поверхность; д. это сумма прямой и рассеянной радиации, поступающей на данную поверхность. Ответ: г 9. В биогеоциклах изучается миграция: а. органических веществ; б. отдельных химических элементов; в. неорганических веществ; г. всего выше перечисленного. Ответ: а 10. Во время каких стексов темпы изменения количества фитомассы достигают максимальных значений? а. весенних б. летних в. осенних Ответ: а 11. Что такое деятельный слой ПТК? а. это такой слой вещества, в котором приходящий поток радиации трансформируется и характеристика потока, вышедшего из слоя, отличается каким-либо параметром от вошедшего в него или поглощается в этом слое полностью; б. слой почв и грунтов, тепловое состояние и влагосодержание которого испытывают годовые колебания под воздействием притока и отдачи тепла и влаги на земной поверхности; в. расположенный у поверхности земли ежегодно оттаивающий слой (сезонно талый слой) при наличии в ПТК вечномерзлых грунтов. Ответ: а 12. Педомасса встречается: а. в надземной части ПТК; б. в подземной части ПТК; в. во всех частях ПТК. Ответ: б 13. Что представляет собой современная сейсмология? а. наука о землетрясениях и сейсмических волнах; б. наука, которая занимается измерениями и анализом всех видов движений в земной коре, которые регистрируются сейсмографами на суше, а также на дне океанов и морей; в. наука, изучающая все виды механических колебаний; г. направление в геофизике, которое рассматривает механизмы распространения сейсмических волн в различных средах. Ответ: б 14. Подземные воды в геофизике ландшафтов делятся на: а. почвенные воды, почвенногрунтовые воды, грунтовые воды, артезианские воды; б. верховодка, грунтовые воды, артезианские воды; в. подповерхностные воды, воды первого водоупорного горизонта, грунтовые воды, артезианские воды; г. водоупорные воды, безнапорные воды, артезианские воды. Ответ: а 15. Где среднее годовое испарение будет максимальным? а. в пустынях; б. во влажных экваториальных лесах в. в тундрах; г. в лесах умеренных широт. Ответ: б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Как называется совокупность процессов превращения, перемещения и изменения количества гидромасс в природно-территориальных комплексах? Ответ: влагооборот 2. Перечислите виды жидких осадков. Ответ: дождь, морось 3. Какие типы водного режима почв вы знаете? Ответ: промывной, непромывной, выпотной 4. Как называется органическое вещество растений, накопленное к данному моменту как в надземной, так и подземной части ПТК? Ответ: Фитомассы 5. Если рельеф сформировался в среднем плейстоцене, растительность и почвы в позднем плейстоцене, а животный мир – в голоцене, то с какого периода начинается возраст ландшафта? Ответ: с голоцена 6. Как называются органоминеральные смеси, почвенный мелкозем вместе с гумусом? Ответ: Педомассы 7. Может ли процесс фотосинтеза протекать без расхода воды? Ответ: нет 8. Какой метод чаще всего применяют для расчета годичного прироста корней? Ответ: Косвенный метод 9. В каких ПТК наблюдается переход корней в мортмассу? Ответ: в лесных и травянистых 10. В какой части дерева среднее содержание золы в сухом веществе минимально? Ответ: в древесине 11. На какие виды подразделяются педомассы по содержанию гумуса? Ответ: высокогумусные, среднегумусные, малогумусные 12. Относится ли влага, заключенная в живых организмах к гидромассам? Ответ: нет 13. Возможно ли невооруженным глазом в аэромассах выделить отдельные компоненты? Ответ: Нет, аэромассы относятся к аморфным геомассам 14. Как называют изменение свойств воздушных масс тропосферы при перемещении в другие широты и на другую подстилающую поверхность? Ответ: Трансформация воздушных масс 15. Приведите пример мезоконсументов в подземной части ПТК. Ответ: почвенные организмы 16. Приведите пример микроконсументов сапротрофов. Ответ: гриб, бактерия 17. Чему равно суммарное увлажнение территории? Ответ: осадки–испарение или подземный сток+суммарное испарение 18. Перечислите виды твердых осадков. Ответ: снег, крупа, град 19. Чем отличаются промывной и непромывной тип водного режима в ПТК? Ответ: в непромывном влага не достигает уровня грунтовых вод 20. Как называется слой вещества в ПТК, в котором приходящий поток радиации трансформируется и характеристика потока, вышедшего из слоя, отличается каким-либо параметром от вошедшего в него или поглощается в этом слое полностью? Ответ: деятельный слой КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Зачтено» - Даны верные ответы более, чем на 50% вопросов. «Не зачтено» - верных ответов 50% или менее. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий и вопросов закрытого и открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 45. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Примеры вопросов для промежуточной аттестации: 1. Дайте определение понятию «влагооборот» в контексте функционирования ПТК. 2. Чему равно суммарное увлажнение территории? 3. Виды жидких осадков 4. Типы водного режима почв 5. В каких физиологических процессах участвуют мортмассы? 6. Что вы понимаете под трансформацией воздушных масс? 7. При наличии каких аэромасс в ПТК могут функционировать (активно) травянистые растения? Обоснуйте Ваш ответ. 8. С какими физиологическими процессами связаны фитомассы? 9. Что такое альбедо? 10. Во время каких стексов темпы изменения количества фитомассы достигают максимальных значений? 11. Что такое деятельный слой ПТК? 12. С чем связана асинхронность процессов и явлений в ПТК? 13. Что такое педомассы? 14. Почему при дифференциации педомасс на типы за основу взяты различия в механическом составе? 15. Что представляет собой современная сейсмология? 16. Что изучает геофизика ландшафтов? 17. На какие виды подразделяют подземные воды в геофизике ландшафтов? 18. Какие процессы поступления воды в атмосферу входят в суммарное испарение? 19. Что может привести к замедлению прироста фитомассы и некоторой стабилизации вертикального профиля фации с травянистой растительностью? 20. Какие процессы в ПТК происходят за счет энергии ускорения свободного падения, силы тяжести? Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.И. Трухин, К.В. Показеев, В.Е. Куницын | Общая и экологическая геофизика: учебник | М.: Физмалит, 2005 | biblioclub.ru |
Л1.2 | А.Г. Соколов, М. Нестеренко, О.В. Попова | Физика Земли: учебное пособие | ОГУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Барышникова О.Н., Ненашева Г.И. | Факторы дифференциации ландшафтной сферы Земли: | Алтайский госуниверситет, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Дьяконов К.Н., Касимов Н.С., Тикунов В.С. Современные методы географических исследований: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1996. – 207 с. [Электронный ресурс]: http://www.landscape.edu.ru/edu_help2_geofizika_landchafta.shtml | |||
Э2 | Дьяконов К.Н. Геофизика ландшафта. Метод балансов: Учеб.-метод. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 95 с. [Электронный ресурс]: http://www.landscape.edu.ru/edu_help2_geofizika_landchafta.shtml | |||
Э3 | Дьяконов К.Н. Геофизика ландшафта. Биоэнергетика, модели, проблемы: Учеб.-метод. пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 96 с. [Электронный ресурс]: http://www.landscape.edu.ru/edu_help2_geofizika_landchafta.shtml | |||
Э4 | Геофизики.ru [Электронный ресурс]: http://www.geofiziki.ru/10691083-1041108010731083108010861090107710821072.html | |||
Э5 | Евро-Азиатское географическое общество: официальный информационый [Электронный ресурс]: сайтhttp://www.eago.ru/index.php/zhurnal-geofizika | |||
Э6 | Геология и геофизика: издательство СО РАН [Электронный ресурс]: http://www.sibran.ru/journals/GiG | |||
Э7 | Курс в Moodle «Геофизика ландшафтов» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) SibER Tools RES2DINV | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ИБС "Лань" ИБС "Университетская библиотека on-line" Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/ Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/ Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1. Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Геофизика ландшафтов» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Геофизика ландшафтов» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Современные проблемы землеустройства и кадастров» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материа-ла, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2.Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем по-ставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизве-дению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. 8.3. Лабораторные занятия по данному курсу не предусмотрены 8.4. Курсовые работы по данному курсу не предусмотрены 8.5.Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение кон-спекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Современные проблемы землеустройства и кадастров» Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Кадастровая оценка земли», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, рас-крывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследо-вания и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те докумен-ты, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |