МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География отраслей экономики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 34 34 34 34
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии , Кротов А.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
География отраслей экономики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о закономерностях территориальной организации ключевых отраслей экономики, специфике современного производственного процесса в основных отраслях промышленности и сельского хозяйства, а также знаний о технологии данных производств;
уяснение взаимосвязи фундаментальных наук с техникой и технологией отраслевых производств и научно- техническим прогрессом в целом; познание важнейших технологических систем промышленного и сельскохозяйственного производства;
получение представления о географических и производственно-технологических факторах размещения различных отраслей промышленности, сельского хозяйства и сферы обслуживания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью использовать основные подходы и методы комплексных географических исследований, в том числе географического районирования, теоретические и научно-практические знания основ природопользования
ПК-7 способностью применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, владением навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности, умением применять на практике основные модели и инструменты региональной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.состав и отраслевую структуру современной мировой экономики; факторы и закономерности территориальной организации, а также тенденции развития ключевых отраслей экономики.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять поиск специальной научной, учебной и справочной литературы по тематике географии отраслей экономики; оценивать качество, полноту и достоверность количественных и качественных сведений об отрасли экономики; осуществлять качественный экономико-географический анализ отраслей экономики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения отраслевого экономико-географического анализа территории; методами и инструментами выявления закономерностей территориальной организации и развития отраслей экономики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретические основы дисциплины «География отраслей экономики».
1.1. Отрасли экономики как предметы географического изучения. Предмет. Задачи курса. Проблемно-методологические подходы в изучении географии отраслей экономики. Классификация отраслей экономики. Понятийно-терминологический аппарат. Лекции 6 4 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Эволюция взглядов экономистов и экономико-географов на проблему оптимизации размещения промышленности. «Теория размещения промышленности» А. Вебера. Теории Д. Смита, А. Леша, Д. Гамильтона, Н.Д. Кондратьева и др. Вклад советских (российских) и зарубежных экономико-географов в изучении географии промышленности. Теории территориальной организации сельского хозяйства (теория И. Тюнена и др.). Теории территориальной организации сферы обслуживания. Концепция ТПК. Система энерго-производственных циклов. ЭПЦ Колосовского. Практические 6 8 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. Современные концепции и теории территориальной организации отраслей экономики в России и за рубежом. Сам. работа 6 12 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Факторы и критерии территориальной организации отраслей экономики.
2.1. Природные условия и ресурсы как база развития промышленного и сельскохозяйственного производства. Общая характеристика природных условий и ресурсов. Особенности влияния природных условий и ресурсов на размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства на разных этапах развития общества. Ослабление зависимости размещения производства от природных условий в эпоху НТР. Экологические проблемы развития в размещении производственных отраслей экономики. Влияние природных условий на сферу обслуживания. Лекции 6 6 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.2. Технико-экономические факторы развития и размещения производственных отраслей экономики. Влияние законов общественного развития на географию промышленности и сельского хозяйства. Условия развития производственных отраслей в условиях рыночной экономики. Трудовые ресурсы и капитал – важнейшие общественные предпосылки размещения хозяйства. Воздействие НТП на географию отраслей экономики. Роль научно-технического прогресса в создании инновационных технологий, продуктов и производств. Технико-экономические факторы изменения отраслевой структуры экономики мира. Особенности развития сферы обслуживания в постиндустриальном мире. Инновационная экономика. Практические 6 8 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
2.3. Специфика отраслевой структуры экономики развитых и развивающихся стран. Индустриализация, постиндустриализация, деиндустриализация и псевдопостиндустриализация отдельных стран и регионов мира. Сам. работа 6 12 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. География отраслей сельского хозяйства.
3.1. Сельское хозяйство как предмет географического исследования. Краткая история становления географии сельского хозяйства как научной дисциплины Методология исследования географии сельского хозяйства. Специализация сельского хозяйства. География центров происхождения культурных растений. Становление сельского хозяйства в период с возникновения земледелия до средних веков. Сельское хозяйство с XIV-XV веков до XX века. «Зеленая революция», ее значение. Диффузии инноваций в землепользовании и аграрном производстве. Лекции 6 6 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
3.2. Сельскохозяйственная оценка разных географических ландшафтов. Значение закона сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Теория И. Тюнена как основополагающая теория для географии сельского хозяйства. Историческая изменчивость сельскохозяйственных оценок разных ландшафтов. Обоснование способов использования земель непосредственно данными о природных условиях местности. Практические 6 6 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
3.3. Условия и факторы развития и размещения сельского хозяйства, их классификация. Агроклиматические условия и их оценка при ведении сельского хозяйства. Почвенно-земельные ресурсы как фактор территориальной дифференциации сельского хозяйства. Классификация экономических условий размещения сельского хозяйства. Механизация. Химизация. Агромелиорация. Транспортная обеспеченность сельского хозяйства. Техника сельского хозяйства. Сельскохозяйственное районирование мира. Сам. работа 6 13 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
3.4. Территориальная организация основных отраслей растениеводства. Зерноводстве хозяйство (пшеница, рожь, рис, кукуруза, овес, ячмень и др.). Производство масличных культур (подсолнечник, арахис, маслина, оливка, масличная пальма, конопля и др. Производство прядильных культур (хлопок, лен, джут и др.). Производство сахароносов (сахарный тростник, сахарная свекла и др.). Производство стимулирующих культур (чай, кофе, какао, табак, бетель и пр.). Возделывание каучуконосов. Винаградарство. Овощеводство. Плодоводство. Лекции 6 6 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
3.5. Территориальная организация основных отраслей животноводства. Скотоводство. Свиноводство. Овцеводство. Коневодство. Птицеводство. Верблюдоводство. Яководство. Кролиководство. Рыбоводство. Звероводство. Пчеловодство. Шелкопрядоводство. Практические 6 4 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
3.6. Аграрно-экологические проблемы. Снижение плодородия почв. Эрозионные процессы. Опустынивание. Опасности генной инженерии (ГМО). Опасности химизации (применение пестицидов, гербицидов и минеральных и органических удобрений). Аграрно-экологические последствия изменения климата. Продовольственная проблема. Стратегии устойчивого сельского хозяйства и их реализация в разных регионах мира. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства с помощью агротехнических мероприятий (на примере конкретной территории). Возможные пути решения продовольственной проблемы. Теория Мальтуса, ее значение. Сам. работа 6 16 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. География отраслей промышленности.
4.1. Основные черты размещения отраслей мировой промышленности. Особенности размещения добывающей промышленности. Основные черты размещения отраслей обрабатывающей промышленности. Территориальная структура хозяйства в крупных регионах мира, новейшие тенденции ее изменения. Особенности и современные тенденции в размещении отраслей тяжелой и легкой промышленности. Лекции 6 6 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
4.2. Территориальная организация ключевых отраслей мировой промышленности. Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Угольная промышленность. Электроэнергетика. Черной металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Легкая промышленность. Пищевая промышленность. Практические 6 8 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
4.3. Сдвиги в размещении производства в разных отраслях промышленности мира. Территориальная структура мировой промышленности. Результаты взаимодействия условий, предпосылок и факторов размещения промышленного производства на сдвиги в его географии. Миграция производств в добывающих отраслях промышленности мира. Сдвиги в размещении отраслей обрабатывающей промышленности. Влияние деятельности ТНК на размещение промышленности мира. Крупнейшие российские корпорации: характеристика деятельности и перспективы превращения в ТНК. Сам. работа 6 16 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. География сферы обслуживания.
5.1. Понятия потребности, услуги и обслуживания. Понятия сферы услуг и сферы обслуживания. Пирамида потребностей А. Маслоу и ее связь со сферой обслуживания. Классификация сферы обслуживания и особенности развития ключевых ее отраслей. Связь сферы обслуживания с территориальной организацией населения и дифференциацией уровня жизни. Факторы пространственного развития сферы обслуживания. Специфика территориальной организации наиболее значимых отраслей сферы обслуживания. Лекции 6 6 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
5.2. Территориальная организация сферы обслуживания. География транспорта. География мирового туризма. География бановско-финансовой сферы. География шоу-бизнеса. Мировые финансовые центры. Практические 6 4 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
5.3. Территориальная организация учреждений сферы услуг. Торговля. Медицина. Образование. Наука. Органы обеспечения правопорядка и безопасности. Социальное обеспечение. Сам. работа 6 12 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1
5.4. Подготовка к экзамену. Экзамен 6 27 ПК-1, ПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3644

Оценка сформированности компетенции ПК-7: способен применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, владеет навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности, умеет применять на практике основные

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Совокупность предприятий и учреждений, которые работают на территории определенной государства с целью удовлетворения потребностей людей и повышение их уровня жизнь – это:
1.транснациональные корпорации
2.мировое хозяйство
3.национальная экономика
4.предприятия
ОТВЕТ:3
Вопрос 2. Электростанция, использующая в качестве источника энергии движение водных масс в русловых водотоках и приливных движениях
1.ГЭС
2.АЭС
3.ТЭС
4.ПЭС
ОТВЕТ:1
Вопрос 3. Что относим к первичному сектору экономики?
1.промышленность
2.сельское хозяйство
3.сфера услуг
ОТВЕТ:2
Вопрос 4. В какой стране мира впервые появилось промышленное производство?
1.Российская империя
2.Великобритания
3.Франция
4.Германия
ОТВЕТ:2
Вопрос 5. Какая из нижеперечисленных отраслей промышленности относится к новым отраслям?
1.угольная
2.судостроение
3.выплавка алюминия
4.пищевая
ОТВЕТ:2
Вопрос 6. Отрасль, производящая различные машины, орудия труда, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения.
1.Металлургия
2.Машиностроение
3.Электоэнергетика
ОТВЕТ:2
Вопрос 7. Как называется международная организация, которая объединяет страны, занимающиеся добычей нефти?
1.СОТ
2.ФИФА
3.ОПЕК
4.ЕС
ОТВЕТ:3
Вопрос 8. Какая страна является лидером по добычи нефти?
1.Саудовская Аравия
2.Россия
3.США
4.Индия
ОТВЕТЫ:1
Вопрос 9. Какая страна является лидером по добыче природного газа?
1.США
2.Россия
3.Саудовская Аравия
4.Бразилия
ОТВЕТ:1
Вопрос 10. Какой тип электростанций преобладает в мировой экономике?
1.Тепловые электростанции
2.Атомные электростанции
3.Ветряные электростанции
4. Гидроэлектростанции
ОТВЕТ:1
Вопрос 11. Как называется процесс преобразования сельского хозяйства на основе современных аграрных технологий?
1.«Зеленая революция»
2.НТР
3.аграрный переворот
ОТВЕТ:1
Вопрос 12. Какая страна занимает первое место по выращиванию риса?
1.Китай
2.Индия
3.Индонезия
4.Пакистан
ОТВЕТЫ:1
Вопрос 13. Какой регион занимает первое место в мировой торговле?
1.Китай
2.Западная Европа
3.Северная Америка
4.Россия
ОТВЕТ:1
Вопрос 14. Какой из терминов соответствует понятию: «совокупность предприятий, организаций и учреждений, производящих однородную продукцию или услуги»:
1.отрасль хозяйства
2.национальная экономика
3.инфраструктура
4.межотраслевой комплекс
ОТВЕТ:1
Вопрос 15. Укажите форму организации производства, соответствующую понятию «организация производственных связей между предприятиями для выпуска определенной продукции»:
1.комбинирование
2.специализация
3.концентрация
4.кооперирование
ОТВЕТ: 4

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Экономическая система – это
ОТВЕТ: совокупность принципов, правил и норм, определяющих основные экономические отношения в обществе.
Вопрос 2. «Комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, обеспечивающих функционирование определенной отрасли или группы отраслей» – это
ОТВЕТ:инфраструктура
Вопрос 3. «Совокупность предприятий и организаций, изготавливающих определенную продукцию и создающих условия для жизни людей» –
ОТВЕТ: хозяйство
Вопрос 4.Специализация - это
ОТВЕТ:Выпуск предприятием определенного вида продукции или услуг
Вопрос 5.«Сосредоточение производства на крупных предприятиях» – это
ОТВЕТ:концентрация производства
Вопрос 6. В структуре промышленности каких стран наиболее велика доля добывающей промышленности?
ОТВЕТ: Австралии и Кувейта
Вопрос 7. Малайзия выделяется добычей:
ОТВЕТ:олова
Вопрос 9. Страна, в которой леса составляют всего 8 % территории, но которая при этом по заготовке древесины входит в тройку лидеров:
ОТВЕТ: Финляндия
Вопрос 10. Почему выплавка черновой меди производится в местах ее добычи,а не потребления?
ОТВЕТ:В медной руде очень низкое содержание металла;
Вопрос 11.Какими причинами можно объяснить сокращение добычи железной руды в европейских развитых странах и, напротив, увеличение добычи в развивающихся странах? Укажите не менее двух причин.
Вопрос 12.География промышленность - это
ОТВЕТ:отрасль экономической географии, изучающая факторы и закономерности размещения промышленного производства, условия и особенности развития промышленности в целом и ее отдельных отраслей в различных странах и районах в составе территориально-производственных комплексов. География промышленности исследует общие закономерности размещения промышленности, ее место в географическом разделении труда, ее связь с другими отраслями материального производства, вопросы промышленного районирования
Вопрос 13.Первичный сектор экономики - это
ОТВЕТ:Перви́ный сектор экономики (в трёхсекторной модели экономики) объединяет отрасли, связанные с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты. К первичному сектору относятся сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство, охота и добыча ископаемого природного сырья (угля, нефти, металлических руд и т. п.)Первичный сектор был самым первым в истории человечества, он начинался с экономической деятельности первобытных людей (собирательство и охота). Вплоть до начала Промышленной революции первичный сектор занимал важнейшее место в мировой экономике, а в пределах самого первичного сектора важнейшей отраслью являлось сельское хозяйство.
Вопрос 14. Вторичный сектор экономики - это
ОТВЕТ: Вторичный сектор экономики – сектор в трёхсекторной модели экономики, которые включает обрабатывающую промышленность. Он охватывает отрасли, которые производят готовую, пригодную к употреблению продукцию или участвуют в строительстве.
Этот сектор обычно берет продукцию первичного сектора (т.е. сырье) и создает готовую продукцию, подходящую для использования другими предприятиями, для экспорта или для продажи внутренним потребителям (через распределение через третичный сектор). Многие из этих отраслей потребляют большое количество энергии и требуют заводов и оборудования; в зависимости от количества их часто классифицируют как легкие или тяжелые. Они также производят отходы и отходящее тепло, которые могут вызвать экологические проблемы или вызвать загрязнение (см. Отрицательные внешние эффекты). Примеры включают текстильное производство, автомобилестроение и кустарные промыслы.
Общество, существующее в условиях господствующего вторичного сектора экономики, называют индустриальным.
Вопрос 15. Четвертичный сектор экономики
ОТВЕТ: Четвертичный сектор экономики — области экономики, входящие в понятие экономики знаний. Включает в себя научные исследования и разработки, необходимые для производства изделий из природных ресурсов.Например, лесозаготовительная компания может исследовать способы использования частично сожженной древесины таким образом, чтобы неповрежденные части древесины можно было переделать в древесную массу для производства бумаги. Информационные технологии и отрасль образования (экономика образования) также включаются в этот секторВопрос 16. Третичный сектор экономики
ОТВЕТ: Переход к господствующей третичной экономике связан с «ростом производительности труда в промышленности» — а в реальном проявлении — с вытеснением людей из производительного процесса, с заменой их на автоматизированные и роботизированные станки и производственные линии, в связи с чем «высвобождаются ресурсы» для развития сферы услуг.
Вопрос 17.Меньше всего загрязняют атмосферный воздух ТЭС, использующие в качестве сырья:
ОТВЕТ:горючие сланцы
Вопрос 18. В отрасли материального производства входят:
ОТВЕТ:промышленность;сельское хозяйство;транспорт (перевозки;
Вопрос 19.К отраслям социально-культурной ориентации, сферы услуг относят:
ОТВЕТ:культуру;образование;здравоохранение;социальное обеспечение;строительство;связь;торговля;общественное питание;материально-техническое обеспечение (логистика);науку;управление;жилищно-коммунальное хозяйство;бытовое обслуживание населения.
Вопрос 20.Согласно российскому законодательству отрасль экономики включает в себя
ОТВЕТ:всех российских производителей аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара либо те из них, доля которых в общем объёме производства в Российской Федерации соответственно аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара составляет большую часть

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Ответ логически последователен, могут быть приведены собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Однако допускается неточность в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный, недостаточно аргументирован. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса, отсутствуют логичность и последовательность. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
Теоретические вопросы:
1.Классификация отраслей экономики.
2.«Теория размещения промышленности» А. Вебера.
3.Теории Д. Смита, А. Леша, Д. Гамильтона, Н.Д. Кондратьева.
4.Концепция ТПК.
5.Система энерго-производственных циклов. ЭПЦ Колосовского.
6.Особенности влияния природных условий и ресурсов на размещение промышлен-ности на разных этапах развития общества.
7.Экологические проблемы развития в размещении промышленности.
8.Оценка природных условия и ресурсов для размещения производств.
9.Влияние законов общественного развития на географию промышленного произ-водства.
10.Условия формирования географии промышленности в условиях рыночной эконо-мики.
11.Воздействие НТП на географию промышленности.
12.Специфика отраслевой структуры промышленности развитых и развивающихся стран.
13.Особенности размещения добывающей промышленности.
14.Основные черты размещения отраслей обрабатывающей промышленности.
15.Территориальная структура хозяйства в крупных регионах мира, новейшие тен-денции ее изменения.
16.Особенности и современные тенденции в размещении отраслей тяжелой и легкой промышленности.
17.Миграция производств в добывающих отраслях промышленности мира.
18.Сдвиги в размещении отраслей обрабатывающей промышленности.
19.Влияние деятельности ТНК на размещение промышленности мира.
20.Краткая история становления географии сельского хозяйства как научной дисци-плины
21.Специализация сельского хозяйства.
22.География центров происхождения культурных растений.
23.Становление сельского хозяйства в период с возникновения земледелия до сред-них веков.
24.Сельское хозяйство с XIV-XV веков до XX века.
25.«Зеленая революция», ее значение.
26.Диффузии инноваций в землепользовании и аграрном производстве.
27.Сельскохозяйственная оценка разных географических ландшафтов.
28.Значение закона сравнительных преимуществ Д. Рикардо.
29.Теория И. Тюнена как основополагающая теория для географии сельского хозяй-ства.
30.Условия и факторы развития и размещения сельского хозяйства, их классифика-ция.
31.Агроклиматические условия и их оценка при ведении сельского хозяйства.
32.Почвенно-земельные ресурсы как фактор территориальной дифференциации сель-ского хозяйства.
33.Классификация экономических условий размещения сельского хозяйства.
34.Механизация. Химизация. Агромелиорация.
35.Транспортная обеспеченность сельского хозяйства.
36.Сельскохозяйственное районирование мира.
37.Аграрно-экологические проблемы (Снижение плодородия почв. Эрозионные про-цессы. Опустынивание. Опасности генной инженерии. Опасности химизации. Аграрно-экологические последствия изменения климата. Продовольственная проблема).
38.Стратегии устойчивого сельского хозяйства и их реализация в разных регионах мира.
39.Повышение эффективности сельскохозяйственного производства с помощью агро-технических мероприятий (на примере конкретной территории).
40.Возможные пути решения продовольственной проблемы.
41.Понятия потребности, услуги и обслуживания.
42.Понятия сферы услуг и сферы обслуживания.
43.Пирамида потребностей А. Маслоу и ее связь со сферой обслуживания.
44.Классификация сферы обслуживания и особенности развития, ключевых ее отрас-лей.
45.Связь сферы обслуживания с территориальной организацией населения и диффе-ренциацией уровня жизни.
46.Факторы пространственного развития сферы обслуживания.

Практические задания:
1.Создайте схему зарождения и становления различных отраслей сельского хозяй-ства с XIV-XV веков до XX и объясните основные особенности его развития с помощью со-зданного рисунка.
2.Изобразите модель «штандорта промышленности» А. Вебера и объясните ее ос-новные положения.
3.Изобразите процесс диффузии инноваций в землепользовании и аграрном произ-водстве и опишите его этапы.
4.Укажите на контурной карте России сформированные ТПК и опишите их.
5.На контурной карте мира изобразите действие закона сравнительных преимуществ Д. Рикардо.
6.Изобразите модель «изолированного государства» И. Тюнена и объясните ее ос-новные положения с помощью созданного рисунка.
7.Изобразите условия и факторы развития и размещения сельского хозяйства и опи-шите их классификацию с помощью созданного рисунка.
8.Создайте графическую схему, демонстрирующую классификацию природных ре-сурсов.
9.Укажите на контурной карте мира основные районы возделывания пшеницы и объясните, как это связано с земельными ресурсами.
10.На контурной карте России изобразите географические особенности распростра-нения зерновых культур в России.
11.Изобразите схематически отраслевую структуру мировой промышленности.
12.На контурной карте мира изобразите особенности отраслевой структуры промыш-ленности развитых и развивающихся стран.
13.Укажите на контурной карте мира основные районы развития добывающей про-мышленности.
14.На контурной карте мира укажите регионы, где больше всего проявляются аграр-но-экологические проблемы.
15.Проведите группировку и классификацию регионов по уровню развития машино-строения, создайте схему этого.
16.Укажите на контурной карте России географические особенности размещения от-раслей тяжелой промышленности.
17.На контурной карте мира укажите основные районы добычи нефти.
18.Нанесите на контурную карту мира сдвиги в размещении отраслей обрабатываю-щей промышленности и спрогнозируйте возникновение новых центров производства.
19.Продемонстрируйте на контурной карте влияние ТНК на мировую промышлен-ность на примере любой известной корпорации.
20.Изобразите схему пирамиды потребностей А. Маслоу и продемонстрируйте ее связь со сферой обслуживания.
21.Изобразите процесс формирования услугового комплекса США и его особенности.
22.На контурной карте мира изобразите структуру размещения культурных растений в странах Европы
23.На контурной карте России изобразите структуру сельского хозяйства страны.

Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций на экзамене:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и одно практи-ческое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За от-вет на теоретические вопросы и практическое задание студент может получить макси-мально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе ответа на вопросы по темам (устный опрос):
Ответы обучающихся на вопросы по темам изучаемой дисциплины происходят в виде беседы преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисципли-ной, которая рассчитана на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 50 бал-лов. Максимальное количество вопросов, на которые можно ответить обучающемуся – 2 вопроса Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удо-влетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Методическое описание порядка проведения (процедуры) оценивания усвоенных компетенций в процессе выполнения практических заданий:
Практические задания направлены на закрепление формируемых компетенций по определенным темам изучаемой дисциплины. Варианты практических заданий по опре-деленным темам выдаются преподавателем конкретному студенту, и определяется срок выполнения практического задания в аудиторное или во внеаудиторное время. За каж-дое правильно выполненное практическое задание дается максимум 100 баллов. Пере-вод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворитель-но», 0-49 – «неудовлетворительно».
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой География мира в 3 т. Том 2. Социально-экономическая география мира: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гречко Е.А. Географические различия систем корпоративного управления: Учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 портал «Один мир». Актуальная экономико-географическая информация по странам мира www.nationsonline.org
Э2 портал Всемирного банка. Актуальная статистическая информация по экономике стран мира www.worldbank.org
Э3 Курс в Moodle "География отраслей экономики" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «География отраслей экономики»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «География отраслей экономики» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «География отраслей экономики» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «География отраслей экономики» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

По дисциплине «География отраслей экономики» студенты выполняют курсовые работы. Написание и защита курсовой работы является обязательным условием для допуска к экзамену.
Важнейшей задачей написания курсовой работы является системное ознакомление студентами с современными научными знаниями о территориальной организации отраслей экономики, раскрытие на этой основе содержания географии мирового хозяйства.
Студент выбирает вариант курсовой работы (из тематики,
предложенной кафедрой) самостоятельно. Если он проявляет интерес к другим, не указанным в тематике курсовых работ темам, то по согласованию с кафедрой студент может сделать такой выбор. Самовольное изменение варианта не допускается. После выбора темы курсовая работа должна быть зарегистрирована у специалиста по УМР кафедры.
Написание курсовой работы – творческий процесс, включающий предварительное изучение учебной литературы, монографических источников, отдельных статей, опубликованных в отечественных и зарубежных научных журналах, относящихся к теме курсовой работы.
Из перечня вопросов, раскрывающих содержание темы, студент составляет план курсовой работы. В необходимых случаях целесообразно предварительно проконсультироваться по этому вопросу у научного руководителя. Научное руководство курсовых работ бакалавров назначается кафедрой.
Курсовая работа выполняется самостоятельно. Механическое переписывание литературных источников недопустимо. Это не означает, однако, что студент не имеет права в своей работе на использование соответствующей учебной и монографической литературы по теме.
Использование данного материала предполагает, что надлежащие цитаты берутся в кавычки, и обязательно делается ссылка (постранично или в конце работы) на заимствованные источники.
Работа, выполненная только на базе учебника (без использования монографической литературы и статей в научной периодике) оценивается как неудовлетворительная.
Курсовая работа должна быть аккуратно оформлена. Курсовая работы представляется в машинописном варианте либо в компьютерном наборе. Печать (машинописный или компьютерный набор) производится в соответствии с требованиями ГОСТа. Курсовая работа должна быть сброшюрована, страницы работы пронумерованы. В начале работы должен быть ее план, а в конце – список изученной и использованной литературы.
Объем курсовой работы в пределах 30-40 страниц машинописного или компьютерного набора через 1,5 интервала. В объем курсовой работы не входят список литературы, приложения и т.д. На титульном листе работы указываются: наименование кафедры, тема работы, Ф.И.О. студента, ее выполнившего (с указанием курса и группы), Ф.И.О. научного
руководителя, консультировавшего автора работы (с указанием должности, ученой степени и научного звания), год подготовки работы.
Курсовая работа, отвечающая указанным требованиям, оценивается по пятибалльной системе.
Критерии оценки курсовой работы
Оценка «ОТЛИЧНО» выставляется если:
- работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер, отличается определенной новизной;
- глубоко и всесторонне раскрыта исследуемая проблема; собран, обобщен и проанализирован необходимый материал, на основе которого сделаны аргументированные теоретические выводы и практические рекомендации;
- теоретические положения умело и творчески увязаны с практическими вопросами;
- дан анализ различных взглядов по исследуемой проблеме (если это необходимо по теме работы);
- составлена полная библиография в соответствии с требованиями методических рекомендаций.
Оценка «ХОРОШО» ставится если:
- раскрыта исследуемая проблема с использованием монографической литературы и научной периодики;
- отдельные вопросы изложены самостоятельно, но без глубокого творческого обоснования;
- имеют место неточности при освещении вопросов темы.
Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится если:
- исследуемая проблема раскрыта, в основном, правильно;
- в работе не использован весь необходимый для освещения темы материал, а также научная литература;
- допущено поверхностное изложение отдельных вопросов темы.
Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится если
- работа содержит существенные теоретические ошибки или поверхностную аргументацию основных положений;
- носит откровенно компилятивный характер.


8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «География отраслей экономики»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.