Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 44 | 44 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков, позволяющих анализировать территориальное размещение научных и образовательных центров, уровень развития науки и образования в регионах мира, инновационные технологии в отраслях экономики |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.3 |
ПК-7 | способностью применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, владением навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности, умением применять на практике основные модели и инструменты региональной политики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методы исследования научного и образовательного потенциала различных территорий. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | проводить комплексный анализ территориальное размещение научных и образовательных центров. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | основными навыками территориального планирования научных и образовательных центров. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Введение в географию науки, образования и инноваций | ||||||
1.1. | Наука и образование как объекты географического исследования социально-экономической географии | Лекции | 8 | 1 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Опыт изучения науки и образования различных территорий (работа с научными статьями). | Практические | 8 | 1 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
1.3. | Введение в географию науки, образования и инноваций | Сам. работа | 8 | 14 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 2. Раздел 2. География науки и инноваций | ||||||
2.1. | География мировой науки. Основные географические характеристики современной науки. География инновационных отраслей. Типология стран мира по уровню развития науки. | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.2. | Историко-географические особенности развития мировой науки | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.3. | Научный потенциал, организация и функционирование НИОКР промышленно развитых стран. | Лекции | 8 | 1 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.4. | Торговля наукоемкими технологиями (анализ экспорта и импорта хай-тек технологий стран мира) | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.5. | Состояние НИОКР в развивающихся странах | Лекции | 8 | 1 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.6. | Сравнительный анализ развития науки в промышленно развитых и развивающихся стран | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.7. | Развитие науки в России | Лекции | 8 | 1 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.8. | Развитие науки на территории СНГ | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
2.9. | География науки и инноваций | Сам. работа | 8 | 14 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 3. Раздел 3. География образования | ||||||
3.1. | Теоретические основы географического изучения высшего образования | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.2. | Историко-географические особенности развития образования в странах мира | Практические | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.3. | Территориальная организация общества и высшего образования | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.4. | Университеты стран мира. | Практические | 8 | 1 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.5. | Развитие территориальной структуры высшей школы в России | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.6. | Развитие региональных образовательных систем различного иерархического уровня | Практические | 8 | 1 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.7. | Территориальная структура высшей школы развитых стран. | Лекции | 8 | 2 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.8. | География образования. | Практические | 8 | 1 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
3.9. | География образования. | Сам. работа | 8 | 16 | ПК-7 | Л2.1, Л1.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО и ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Какой термин согласно решению ЮНЕСКО имеет наука в России? 2. Кто ввел понятие "инновации" как экономическую категорию в научный оборот? а) Н.В. Алисов b) Й. Шумпетер с) Н.Д. Кондратьев 3. Горизонтальная структура науки – это a) система ее территориальной организации b) система ее отраслевой организации c) система ее управления 4. Какие черты имеет современная наука? 5. Назовите 3 технополиса 6. В какой группе стран частный сектор является главным источником финансирования? 7. Где и когда был открыт первый университет в Европе? 8. Название первого вуза в Российской империи 9. Какие факторы являются определяющими при выборе университета (не менее 3)? 10. Укажите не менее 5 направлений исследования в рамках географии высшей школы. 11. Какие крупнейшие региональные системы высшего образования (численность студентов от 100 до 200 тыс человек) Вы знаете? 12. Сколько федеральных университетов существует в России (укажите наименование) 13. Какие изменения произошли в отраслевой структуре высшего образования в постсоветский период? 14. Последствия распада Советского союза для образовательного пространства России и СНГ 15. В чем заключается экспорт образовательных услуг? Критерии оценивания: Отлично (повышенный уровень): выполнено 80-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; Хорошо (базовый уровень): выполнено 65-79% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др. Удовлетворительно (пороговый уровень): выполнено 50-64% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками. Неудовлетворительно (уровень не сформирован): выполнено менее 50% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера. 1. Инновационный потенциал как объект географического исследования 2. Инновации. Понятие, классификации, значение для развития мирового хозяйства 3. Показатели, характеризующие мировою науку 4. Закономерности и тенденции развития науки 5. Этапы развития науки 6. Современное состояние науки в России 7. Развитие НИОКР в развитых странах 8. Состояние НИОКР в развивающихся странах 9. Система высшего образования как основа формирования инновационного потенциала 10. Территориальная организация высшей школы: многообразие подходов к изучению 11. Территориальная организация общества и территориальная организация высшего образования. Миграции на учебу. 12. Территориальная организация производства и территориальная организация высшего образования 13. Современная территориальная и отраслевая структура высшей школы в России. 14. Территориальная структура и специфика негосударственного образования в России. 15. Выделение учебных округов в России (создание федеральных, научно-исследовательских и опорных университетов). 16. Формирование региональных инновационно-образовательных систем 17. Найдите индекс Хирша ученого А. Публикации автора А (практическое задание) 1. 20 2. 4 3. 11 4. 3 5. 1 6. 8 7. 1 8. 5 9. 2 10. 2 11. 31 12. 3 13. 1 14. 7 15. 10 18. Найдите индекс Хирша ученого А. Публикации автора А. (практическое задание) 1. 2 2. 6 3. 11 4. 3 5. 1 6. 3 7. 1 8. 5 9. 2 10. 2 11. 31 12. 3 13. 1 14. 7 15. 10 19. Найдите индекс Хирша ученого А. Публикации автора А. (практическое задание) 1. 44 2. 1 3. 12 4. 4 5. 13 6. 33 7. 1 8. 5 9. 2 10. 2 11. 31 12. 3 13. 1 14. 7 15. 10 20. Найдите индекс Хирша ученого А. Публикации автора А. (практическое задание) 1. 7 2. 17 3. 19 4. 47 5. 13 6. 13 7. 1 8. 5 9. 2 10. 2 11. 31 12. 3 13. 16 14. 74 15. 12 Критерии оценивания ответов на зачете Зачтено (сформированный уровень): Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на вопросы в билете, продемонстрированы знания, умения и/или опыт профессиональной деятельности в полном объеме. Студент глубоко осмысливает и объясняет закономерности, самостоятельно и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания (допустимо с небольшими ошибками). Не зачтено (уровень не сформирован): Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение теоретических заданий не выполнено. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под ред. Лаврова, С.Б., Каледина Н.В. | Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны: Учебник | М.: Гардарики, 2003 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ельчанинов В.А. | Наука и общество: монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010 | |
Л2.2 | сборник работ | Современное образование: теория и практика: сборник учебно-методических работ. | М., Берлин: Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Министерство образования и науки РФ | http://минобрнауки.рф/ | ||
Э2 | доклады ЮНЕСКО по образованию | www.unesco.org | ||
Э3 | Отчет «Международный индекс развития инноваций - 2017» | www.wipo.int | ||
Э4 | Курс в Moodle «География науки, образования и инноваций» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (http://gks.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «География науки, образования и инноваций» В ходе лекционных занятий по дисциплине «География науки, образования и инноваций» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «География науки, образования и инноваций» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «География науки, образования и инноваций» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «География науки, образования и инноваций» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «География науки, образования и инноваций» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |