Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.02. География |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_02_География-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | формирование у будущих специалистов прочных теоретических знаний и практических навыков в области мировой политики,позволяющих анализировать проблемы мирового устройства, истоки и пути решения глобальных властных отношений. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.3 |
ПК-3 | способностью использовать базовые знания, основные подходы и методы экономико-географических исследований, уметь применять на практике теоретические знания по политической географии и геополитике, географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | факторы, воздействующие на рост и ослабление геополитической мощи государства, стратегию и тактику основных геополитических субъектов, реализуемую в геополитических регионах мира. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выделять цели, направленность и механизмы реализации геополитических устремлений основных субъектов геопланетарной активности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками поиска различной информации по геополитике; определения современного и потенциального стратегического потенциала России и зарубежных стран. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Факторы глобализации планетарной активности человечества в XX столетии. Субъекты геопланетарной активности. | ||||||
1.1. | Термин «геополитика» культурно-психологический и концептуальный аспекты геополитики. Геополитическая структура мира как основной объект исследования геополитики. | Лекции | 7 | 5 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Мировой порядок. Геопространство. Пространственные границы силовых полей. Геополитика как мировоззрение. Обоснование различных подходов к пониманию термина «геополитика». | Практические | 7 | 2 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Особенности экономического развития государств: типология экономически развитых и развивающихся стран. Всемирные организации, как средство способствующее достижению мирового господства: блоки и группировки, движения, объединения, организации, ассоциации и комиссии, программы и соглашения, руководящие органы и форумы, системы. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Тенденции кризисно-неустойчивого развития и деструкция духовно-нравственных оснований человеческой деятельности. | ||||||
2.1. | Аксиолого-мировоззренческие аспекты самоопределения человека; место и роль конфессиональных объединений в формировании ценностных иерархических систем человеческой деятельности; светская группа ценностных иерархических систем. | Лекции | 7 | 5 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Геополитическое измерение глобальных проблем. Связь геополитики с глобальными проблемами. Проблемы сохранения мира и стабильности на Земле. Диспропорции в развитии богатого Севера и отсталого Юга. | Практические | 7 | 4 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Международные проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотиков, оружия. Внешние миграции беженцев как фактор нестабильности. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Географический детерминизм. | ||||||
3.1. | Влияние географических условий на существование и эволюцию государств и отражение этой закономерности в учениях античных и более поздних мыслителей. | Лекции | 7 | 5 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Взгляды Жана Бодена (XVI) и Шарля Монтескье (ХVIII), послужившие основой для создания концептуальной схемы географического детерминизма и началом систематических исследований о влиянии климата и географии на политическую природу различных народов. | Практические | 7 | 4 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Географический детерменизм. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Школы геополитики. | ||||||
4.1. | Англо-американская школа геополитики. «Географическая ось истории» Хэлфорда Макиндера: понятие «осевого региона»; иерархия мирового пространства; сравнительная характеристика географических зон. | Лекции | 7 | 5 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Германская школа геополитики. Органическая концепция государства Фридриха Ратцеля: антропогеография Ф.Ратцеля: между естествознанием и политикой. | Практические | 7 | 2 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Русская идея. религиозно-провиденциалистский вариант; вариант особого призвания России; славянофилы; «новое качествование» русской идеи у Н. Я. Данилевского; историсофский вариант К. Н. Леонтьева. | Практические | 7 | 4 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Школы геополитики. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Становление Нового Мирового Порядка. | ||||||
5.1. | Доктрина Монро (1823г.) - новое международное право; доктрина «Предназначенной судьбы» (1845г.); геополитическая концепция Ф. Д. Тернера (1893г.); геополитическая концепция адмирала А. Мэхэна (1890г.). | Практические | 7 | 4 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Силовая политика государства как принцип политики реализма. Атрибутивный и бихевиористский подходы к определению силы государства. Эволюция концепции доминирования к концепции взаимозависимости субъектов международных отношений. | Сам. работа | 7 | 9 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Национальная безопасность. | ||||||
6.1. | Геополитическое и геостратегическое измерение национальной безопасности. Понятие национальной безопасности. | Практические | 7 | 2 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Основные критерии безопасного развития общества. Важнейшие параметры, определяющие степень выгодности геополитического и геостратегического положения. | Сам. работа | 7 | 6 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Подготовка к экзамену. | Экзамен | 7 | 27 | ПК-3 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Занятие № 1. Методы современной геополитики. Моделирование на общепланетарном уровне. Два вида геополитических исследований: практические и академические. Геополитическое районирование. Понятие геополитических кодов. Занятие № 2. Европа как основательница демократического способа правления государством. Продвижение в мире образцов и ценностей европейской или западной культуры. Сопротивление ино-культур диктату западного общества. Преимущества и недостатки европейской модели общественной системы. Занятие № 3. Реалистическая и идеалистическая традиции в геополитике. Основоположники геполитических представлений. Теория Х. Маккиндера. Роль моря в концепции А. Мэхэна. Занятие № 4. Россия на стыке азиатского и европейского влияния. Притязания на территории Российского государства. Западничество и славянофильство как два противоположных вектора развития страны. Евразийство и панславизм. Занятие № 5. Однополюсный и многополярный мир в концепциях западных ученых. Геополитические циклы. Полицентричность и иерархичность геополитического устройства С. Коэна. Геополитические взгляды А. Страуса, Д. Майнинга, Г. Алперовица, З. Бжезинского, Г. Киссинджера. Современная европейская школа геополитики. Занятие № 6. История возникновения основных геополитических игроков мировой арены. Важнейшие составляющие мировых центров силы. Главные интересы геополитических акторов. Индия как региональная супердержава. Противостояние Китая и Индии. Запад и Мусульманский мир. Занятие № 7. Геополитический и геостратегический потенциал США. Промышленный и ресурсный потенциал страны. Внешнеторговые и военно-политические интересы государства. Основные угрозы США. Занятие № 8. Геополитический и геостратегический анализ территории РФ. Пограничные и территориальные проблемы России. Пространственные аспекты российской национальной безопасности. Проблемы национального и экономического сепаратизма в стране. Основные внешние и внутренние угрозы государству. Занятие № 9. Многовекторность российской геополитики. Российское государство в представлениях со-временных отечественных геополитиков. Неозападное и государственническое направления российской геополитической мысли. Варианты стратегий будущего развития страны. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Теоретические вопросы: 1. Геополитика: определение, границы понятия. 2. Столкновение цивилизаций С. Хантингтона. 3. Торговые войны. «Война культур». Информационная зависимость в мире. 4. Геополитические концепции евразийцев. 5. Крупнейшие центры силы в мире. 6. Геополитические и геоэкономические прогнозы развития России в ΧΧI в. 7. Пограничные и территориальные споры в мире. 8. Геополитическое положение США. 9. Геополитические столкновения: Запад – Восток, Север – Юг. 10. Реалистическая и идеалистическая традиции в геополитике. 11. Геополитические измерения экономики, региональной политики и национальной безопасности. 12. Зарубежные ученые – основатели геополитики. 13. Перспективные способы и методы прогнозирования будущей геополитической ситуации в мире. 14. Важнейшие составляющие национальной безопасности России. 15. Актуальность геополитики. Связь с другими науками. Источники знания. 16. Вероятные сценарии развития мирового порядка в ΧΧI в. 17. Сепаратизм и национализм как геополитические категории. 18. Теории баланса сил и конвергенции и их применение. 19. Геополитические цели и стратегии развития Китая. 20. СНГ: геополитические возможности России. 21. Геополитическое и геоэкономическое положение Алтайского края. 22. Геополитические идеи западников, славянофилов и «державников». 23. Геополитическое положение Сибири и Дальнего Востока. 24. Концепции национальной безопасности США. 25. Европоцентристский мир и глобализация. 26. Геополитика в теориях и концепциях российских ученых. Конец ΧΧ – нач. ΧΧI вв. 27. Геополитические реалии России. 28. Атлантизм и мондиализм второй половины ΧΧ в. 29. Глобальные проблемы: геополитическое измерение. 30. Зарубежные геополитические теории последнего 10-летия. 31. Современное геополитическое положение России. 32. Теории Хартленда и германская геополитика первой половины ΧΧ в. 33. Оценка геополитического положения отдельных стран и регионов. 34. Концепция рубежной коммуникативности В. Дергачева. 35. Национальные цели и вероятная геополитическая стратегия России в ΧΧI в. 36. Информационная безопасность государства. Практические задания: 1. Создайте схему основных концепций и идей геополитики. 2. На контурную карту мира нанесите разломы С.Хантингтона и покажите, где сейчас идут конфликты военного характера. 3. По карте измерьте расстояния до столиц ближайших государств от Барнаула и объясните, с какими странами могут возникнуть устойчивые геоэкономические связи. 4. Создайте схему основных концепций и идей евразийцев и покажите на основе рисунка их взаимосвязь. 5. На контурную карту мира нанесите крупнейшие центры силы в мире и продемонстрируйте через выбранные показатели их вес. 6. Создайте схему основных концепций национальной безопасности США и покажите на основе рисунка их взаимосвязь. 7. На контурную карту мира нанесите пограничные и территориальные споры в мире, и покажите какие из них имеют отношение к современной РФ. 8. Создайте схему основных теорий и концепций отечественной современной политической географии и покажите на основе рисунка их взаимосвязь. 9. На контурную карту России нанесите схему геополитических реалий, и покажите какие конфликты и разногласия есть между основными конкурентами РФ. 10. Создайте схему основных концепций и идей реалистической и идеалистической традиции в геополитике и покажите на основе рисунка их взаимосвязь. 11. На контурную карту мира нанесите глобальные проблемы и покажите их в контексте геополитики. 12. Создайте схему основных концепций и идей зарубежных геополитических теорий последнего 10-летия и покажите на основе рисунка их взаимосвязь. 13. На контурную карту России нанесите приграничные регионы, и покажите возможные трансграничные проекты, которые могут усилить стратегический потенциал нашего государства. 14. Создайте схему основных составляющих национальной безопасности России и покажите на основе рисунка их взаимосвязь. 15. Покажите и оцените с помощью различной тематики карт выгодность геополитического положения отдельного региона на выбор. 16. Продемонстрируйте на схеме концепцию рубежной коммуникативности В. Дергачева и покажите на карте преимущества приграничного положения. 17. На контурную карту России нанесите регионы, в которых велики потенциалы развития сепаратизма и национализма и покажите, где данные конфликтные ситуации могут усиливаться другими крупными региональными проблемами нашего государства. 18. Нарисуйте схему информационной безопасности государства и продемонстрируйте, как это может быть связано с конкурентоспособностью российской экономики. |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Виноградова С.М. | Геополитика: Учебник и практикум | , 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Снесарев А.Е. | Военная география России: | Москва : Лань, 2013 | e.lanbook.com |
Л2.2 | Василенко И.А. | Геополитика современного мира: учеб. пособие | М.: Юрайт, 2010 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle «Военная география и геополитика» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Военная география и геополитика» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Военная география и геополитика» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Военная география и геополитика» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов Лабораторные практикумы по дисциплине «Военная география и геополитика» не предусмотрены. 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Военная география и геополитика» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Военная география и геополитика» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |