МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География торговли

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., профессор кафедры экономической географии и картографии, Дунец А.Н.;Ст.преп, Мардасова Е.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
География торговли

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков, позволяющих анализировать географические особенности размещения крупнейших центров торговли, выявлять закономерности распространения важнейших мировых рынков сбыта сырьевой и готовой продукции.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, владением навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности, умением применять на практике основные модели и инструменты региональной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности размещения рынков сырьевых товаров, готовой продукции по регионам мира, особенности международной торговли услугами, проблемы внешнеторговой политики, основные теории международной торговли, географию экономических объединений стран.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы экономико-географических исследований, сравнительно-географический и картографический методы для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками визуализации информации о мировых экономических объединениях с использованием картографических методов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. География торговли в системе мирового хозяйства
1.1. Международная торговля как составная часть мирового хозяйства. Лекции 8 2 ПК-7 Л2.1
1.2. Расчет основных показателей мировой торговли. Практические 8 2 ПК-7 Л2.1
1.3. Основные понятия мировой торговли. Сам. работа 8 8 ПК-7 Л2.1
1.4. Товар как объект торговли. Лекции 8 4 ПК-7 Л2.1
1.5. Торгуемые и неторгуемые товары. Услуги. Практические 8 2 ПК-7 Л2.1
1.6. Классификации товаров. Сам. работа 8 4 ПК-7 Л2.1
1.7. Конъюнктура мирового рынка и мировые цены. Лекции 8 2 ПК-7 Л2.1
1.8. История торговли. Лекции 8 2 ПК-7 Л2.1
1.9. История международной торговли. Практические 8 4 ПК-7 Л2.1
1.10. История торговли в древнее время и средневековье. Сам. работа 8 10 ПК-7 Л2.1
1.11. Теории международной торговли. Сам. работа 8 10 ПК-7 Л2.1
Раздел 2. Рынки сырьевых товаров и продовольствия
2.1. Рынки сельскохозяйственного сырья. Лекции 8 2 ПК-7 Л2.1
2.2. География торговли каучуком, лесными товарами, текстильными волокнами. Рынки руд и металлов. Практические 8 4 ПК-7 Л2.1
2.3. Рынки топлива. Сам. работа 8 10 ПК-7 Л2.1
Раздел 3. Международная торговля услугами
3.1. Услуги в мировой экономике и их классификация. Способы международной торговлей услугами. Лекции 8 4 ПК-7 Л2.1
3.2. География рынков факторных и нефакторных услуг. Практические 8 2 ПК-7 Л2.1
3.3. Регулирование торговли услугами. Сам. работа 8 10 ПК-7 Л2.1
Раздел 4. Международная торговая политика
4.1. Цели и основные направления политики. Инструменты государственного регулирования международной торговли. Лекции 8 2 ПК-7 Л2.1
4.2. Экономическая интеграция. Практические 8 4 ПК-7 Л2.1
4.3. Нетарифные методы регулирования международной торговли. Сам. работа 8 10 ПК-7 Л2.1
4.4. Внешняя торговля России. Сам. работа 8 10 ПК-7 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=811.

Оценка сформированности компетенции ПК-7: способен применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, владеет навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности, умеет применять на практике основные модели и инструменты региональной политики.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Определение взаимосвязи между двумя величинами, выражающейся в том, что при изменении одной величины в определенном направлении изменяется и другая – это
1. Метод дерева целей
2. Метод паттерн
3. Метод эвристического прогнозирования
4. Корреляционный анализ
ОТВЕТ: 4
Вопрос 2. Примерами статистического анализа географических данных являются
1. Вычисление средних квадратических отклонений
2. Вычисление коэффициентов вариации
3. Все перечисленные
4. Вычисление дисперсии
ОТВЕТ: 3
Вопрос 3. Универсальный метод упорядочения и систематизации территориальных систем – это
1. Наблюдение
2. Районирование
3. Аналогия
4. Эксперимент
ОТВЕТ: 2
Вопрос 4. Карта – это
1. Специфическая форма фиксации результатов наблюдений
2. Средство отображения реальной действительности
3. Все перечисленное
4. Уменьшенное генерализованное изображение территории на плоскости
ОТВЕТ: 3
Вопрос 5. В этом месте земля представляет собой равнину, плоскую, как море, и заросшую полынью. Встречавшиеся там те или иные растения - кустарники или тростники - все прекрасно пахли, словно благовония. Там нет ни одного дерева, а животные разнообразны: встречалось много диких ослов и больших страусов. Это пример…
1. Наблюдения
2. Описания
3. Эксперимента
4. Моделирования
ОТВЕТ: 2
Вопрос 6. Какого вида географических исследований не существует?
1. Современного
2. Традиционного
3. Исторического
4. Футуристического
ОТВЕТ: 4
Вопрос 7. Назовите наиболее известную географическую теорию.
1. Геополитика
2. Фитогеография
3. Географический детерминизм
4. Демографическая география
5. Регионалистика
ОТВЕТ: 3
Вопрос 8. Объектом исследования экономической географии является:
1. Трудовые ресурсы
2. Размещение природных ресурсов
3. Религиозный состав населения
4. Территориальная структура хозяйства
ОТВЕТ: 4
Вопрос 9. Наблюдения подразделяют на
1. Площадные и функциональные
2. Экспериментальные и специфические
3. Натурные и экспериментальные
4. Интегрированные и стационарные
ОТВЕТ: 3
Вопрос 10. Методология - это
1. Комплекс наук, изучающих абиотическую часть геосферы
2. Комплекс наук, изучающих «ойкумену»
3. Совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке
4. Мировоззрение исследователя, основанное на его мирознании
ОТВЕТ: 3
Вопрос 11. Объектом исследования экономической географии является
1. Трудовые ресурсы
2. Размещение природных ресурсов
3. Религиозный состав населения
4. Территориальная структура хозяйства
ОТВЕТ: 4
Вопрос 12. Назовите метод экономической географии и регионалистики, сопоставляющей ряд территориальных единиц с помощью математических приемов
1. Сравнительно-географический
2. Системно-аналитический
3. Индексный
4. Математического моделирования
ОТВЕТ: 4
Вопрос 13. ТПК это
1. территориально-производственный комплекс
2. ничто из названного
3. топливно-промышленная корпорация
4. торгово-производственная компания
ОТВЕТ: 1
Вопрос 14. Согласно определению картография это –
1. наука о картах, как особом способе изображения действительности их создания и использования
2. наука, характеризующая создание карт
3. наука, характеризующая особые условия местности
4. наука о картах
5. наука о способе изображения карт
ОТВЕТ: 1
Вопрос 15. Методом картографии является
1. Графическое отображение географических знаний, основанных на хорошо развитых методах геометрии
2. Графическое отображение графических знаний
3. Графическое отображение всех элементов картографии
4. Графическое отображение элементов картографии,
5. Графическое отображение элементов картографии, основанная на методах геометрии
ОТВЕТ: 1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
Вопрос 1. Напишите название страны – крупного мирового поставщика железной руды.
Ответ: Бразилия.
Вопрос 2. Кто является автором теории абсолютных преимуществ?
Ответ: Адам Смит
Вопрос 3. Самый большой по площади экономический район России?
Ответ: Дальневосточный
Вопрос 4. Что является объектом исследования экономической и социальной географии?
Ответ: Объектом исследования экономической и социальной географии являются пространственные формы организации жизни общества, процесс их эволю-ции, а также оптимизации. В качестве такого объекта большинством географов признается ойкумена (греч. oikumene < oikeo – населяю) – наиболее освоенная и населенная человеком часть географической оболочки Земли. В ее пределах протекает основная жизнедеятельность людей и воспроизводятся все сферы жизни общества – демографическая, хозяйственная, социальная, культурная, политическая, духовная и др.
В состав ойкумены входят не только общество, территориальные формы жизни населения и его хозяйственной, бытовой, рекреационной деятельности, но и окружающую природную среду. Экономическая и социальная география акцентирует внимание на пространственно–временной целостности общества и природной среды, их системности, комплексности и структурности.
Ойкумена является объектом изучения целой системы наук, каждая из которых исследует ее отдельные грани и аспекты. Специфический подход экономической и социальной географии к изучению ойкумены – территориальный, а точнее, пространственный.
Вопрос 5. В чём смысл территориального (пространственного) подхода в общественно–географических исследованиях?
Ответ: Территория является своеобразной платформой, на которой расселяется население, размещаются хозяйственные объекты, организуется сервисное обслуживание и протекает вся жизнедеятельность людей. Одновременно территория консолидирует все сферы человеческого бытия, экономические, социальные, политические, рекреационные, экологические объекты. Территориальный подход позволяет учесть пространственные различия ландшафтов, этносов, хозяйства, быта, отдыха, культуры.
Вопрос 6. Автор труда «О размещении промышленности: Чистая теория штандорта»?
Ответ: Альфреда Вебера
Вопрос 7. В чем суть модели «решетка Кристаллера»?
Ответ: Ученый разработал «идеальную» модель расселения на равнине, которая представляет собой сочетание «центральных мест» разных иерархических уровней с зонами тяготения. По Кристаллеру, полный и наиболее компактный (с точки зрения «центральных мест») охват территории возможен только тогда, когда она покрыта шестиугольниками, напоминающими пчелиные соты. При этом шестиугольник – последний из правильных многоугольников, которым можно замостить пространство без разрывов и наложений, своими свойствами максимально приближен к кругу (компактность, равнодоступность всех точек границ и пр.). Эта модель получила название «решетка Кристаллера».
Вопрос 8. Объясните понятие «регион».
Ответ: Категория «регион», являясь базисной в экономической и социальной географии, формирует вокруг себя целую систему производных понятий. В отечественной литературе термин «регион» часто употребляется как синоним термина «район». Принимая это положение за основу, тем не менее нужно иметь в виду, что между этими понятиями существуют и различия. Одно из них заключается в том, что районы выделяются в результате районирования, а регионы могут выделяться по разным признакам, в том числе и по местоположению. В большинстве же случаев понятия «район» и «регион» означают одно и то же территориальное образование, которое формируется в процессе эволюции. Все регионы можно разделить на три группы: природные (физико–географические), общественные (социально–экономические) и природно–общественные (геоэкологические).
Выделение объективно функционирующих регионов (районов) осуществляется в процессе районирования – разделения территории.
Вопрос 9. Кем были заложены методологические основы экономического районирования России?
Ответ: В. Н. Татищев, К. И. Арсеньев, П. П. Семенов–Тян–Шанский, Д. И. Менделеев
Вопрос 10. Что изучает глобальная география?
Ответ: изучает пространственные аспекты общепланетарных процессов и явлений. Ее главное отличие от других направлений состоит в том, что в основе исследо-ваний этой науки лежит «предельный» объект комплексного географического познания – геосфера, или географическая оболочка.
Вопрос 11. Принцип экономического районирования?
Ответ: рациональная специализация хозяйства в системе общественного территориального разделения труда
Вопрос 12. Какие значения может принимать коэффициент корреляции?
Ответ: от -1 до +1
Вопрос 13. Районирование - это
Ответ: метод территориального деления страны на экономические районы
Вопрос 14. Государственная региональная политика - это
Ответ: система законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью наиболее рационального размещения производительных сил и системы расселения
Вопрос 15. Рыночно-географическое положение - это
Ответ: положение производства относительно экономических партнеров, потенциальных рынков сбыта выпускаемой продукции, торговых путей
Вопрос 16. Генеральный план - это
Ответ: - это градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений
Вопрос 17. Селитебная территория - это
Ответ: территория, предназначенная для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.
Вопрос 18. Перечислите все типы субъектов Российской Федерации
Ответ: область, республика, край, автономная область, автономный округ, город федерального значения
Вопрос 19. Что показывает общегеографическая карта?
Ответ: совокупность основных элементов местности
Вопрос 20. Что отражает национальный атлас страны?
Ответ: экономическое развитие страны, степень научного познания страны, достижения картографического производства


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Ответ логически последователен, могут быть приведены собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Однако допускается неточность в ответе.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный, недостаточно аргументирован. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса, отсутствуют логичность и последовательность. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

Вопрос 1. Верно ли утверждение?
По степени вовлеченности в МРТ национальные хозяйства делят на 2 типа: 1. полностью замкнутое (автаркическое), 2. полностью открытое.
Вопрос 2. Верно ли утверждение?
Теория «цикла жизни продукта» разработана Р. Бёрноном и является теорией неотехнологического направления.
Вопрос 3. Верно ли утверждение?
Среди экспортеров пшеницы выделяются США, Канада, Австралия, Аргентина, а также страны ЕС. К числу значительных импортеров пшеницы относятся Китай, страны СНГ, Япония, Бразилия, Египет, а также Алжир, Иран и Индонезия.
Вопрос 4. Верно ли утверждение?
Среди экспортеров пшеницы выделяются Китай, страны СНГ, Бразилия, Индонезия. К числу значительных импортеров пшеницы относятся страны ЕС.
Вопрос 5. Верно ли утверждение?
Крупным в мире поставщиком железной руды является Бразилия.
Вопрос 6. Верно ли утверждение?
Товарные биржи представляют собой постоянно действующие оптовые рынки однородных товаров.
Вопрос 7. Верно ли утверждение?
В торговле услугами выделяют 7 способов.
Вопрос 8. Верно ли утверждение?
Протекционизм — политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
Вопрос 9. Как называется фактор производства, характеризующийся как все то, что предоставила природа в распоряжение человеку для его производственной деятельности?
Вопрос 10. Как называется количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени?
Вопрос 11. Как называется свойство фактора производства, заключающееся в его свободном перемещении между отраслями?
Вопрос 12. Как называются товары, которые потребляются в той же стране, где и произведены, и не перемещаются между странами?
Вопрос 13. Как называется предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена?
Вопрос 14. Как называется разность стоимостных объемов экспорта и импорта?
Вопрос 15. Как называется теория международной торговли, имеющая формулировку: страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками и импортируют товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками?
Вопрос 16. Как называется сумма стоимостных объемов экспорта и импорта?
Вопрос 17. Как называется способ международной торговли, специализирующиеся на сбыте реальных товаров?
Вопрос 18. Какой характер имело развитие мировой экономики в ХХ в.?
Вопрос 19. Что такое внешнеторговый договор?
Вопрос 20. Время формирования мирового хозяйства датируется обычно …
Вопрос 21. Что такое валютный курс?
Вопрос 22. Дайте определения терминам: импорт, реимпорт, экспорт, реэкспорт, внешнеторговый оборот, товар, таможенная пошлина
Вопрос 23. Какие страны не входят в «большую семерку» из представленного списка — Великобритания, Германия, Китай, Италия, Канада, США, Индия, Россия, Франция, Япония?
Вопрос 24. Выпишите страны, относящиеся к группе «Новых индустриальных стран» — Мексика, Сингапур, Алжир, Аргентина, Кувейт, Лихтенштейн, Малайзия, ОАЭ, Гонконг, Исландия.
Вопрос 25. Расположите страны по численности населения:
Бангладеш, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Нигерия, Пакистан, Россия, США, Япония.
Вопрос 26. Выпишите страну с наибольшим ВВП (по ППС) на душу населения в 2012 г. — Япония, США, Кувейт, Люксембург, Франция, Швейцария, Катар
Вопрос 27. Впишите страны, входящие в интеграционную группу НАФТА
Вопрос 28. В структуре ВВП развитых стран преобладает доля…
Вопрос 29. Что такое «мировая цена»?
Вопрос 30. Что можно отнести к традиционной сфере услуг?
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 сост.: Д. А. Дирин, Е. В. Мардасова. Экономическая и социальная география России : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3379
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «География торговли» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «География торговли»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «География торговли» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «География торговли» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «География торговли» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «География торговли» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «География торговли»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.