МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География транспорта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.03.02. География
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_03_02_География-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 63
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 63 63 63 63
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.г.н., доцент кафедры экономической географии и картографии, Рыгалова Н.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
География транспорта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 ГЕОГРАФИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 955)

составлена на основании учебного плана:
05.03.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов системы фундаментальных знаний о транспорте как отрасли экономики территории и развитии транспортной инфраструктуры территории

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.2.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью применять на практике методы экономико-географических исследований, экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации, владением навыками территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической и природоохранной деятельности, умением применять на практике основные модели и инструменты региональной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы изучения и планирования транспортной инфраструктуры территории
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить комплексный анализ развития транспортной инфраструктуры территории
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками изучения и территориального планирования транспортной сети

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в географию транспорта
1.1. Ключевые понятия географии транспорта. Научное исследование транспортной сети. Транспортный фактор. Лекции 8 4 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. История развития видов транспорта Практические 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Значение транспортного фактора для социально-экономического развития Алтайского края Практические 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Транспортная доступность сел Алтайского края Практические 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Введение в географию транспорта Сам. работа 8 21 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Транспортные системы России и мира
2.1. Характеристика транспортной системы мира. География видов транспорта. Лекции 8 8 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Сравнительная характеристика транспортных систем развитых и развивающихся стран мира. Практические 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Плотность автомобильных дорог стран мира Практические 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Статистика безопасности видов транспорта Практические 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Единая транспортная система России Лекции 8 8 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Развитие транспортной системы России (по федеральным округам) Практические 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. История создания и социально-экономическая значимость известных дорог России: БАМ, Транссиб, Чуйский тракт и др. Практические 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Схема территориального планирования РФ в области федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения Практические 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Оценка развития транспортной инфраструктуры муниципалитетов Алтайского края Практические 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Городской общественный транспорт Лекции 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Динамика пассажирооборота городского транспорта в России Практические 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Анализ работы городского общественного транспорта в г. Барнауле Практические 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Транспортные системы России и мира Сам. работа 8 21 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. География производства транспортных средств
3.1. География производства транспортных средств Лекции 8 4 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Транспортное производство в России Практические 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. География производства транспортных средств Практические 8 2 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. География производства транспортных средств Сам. работа 8 21 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Подготовка к экзамену Экзамен 8 27 ПК-7 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Укажите специализированный вид транспорта:
а) воздушный;
б) речной;
+в) трубопроводный;
г) морской.
2. Транспортная система – это:
+а) все виды транспорта, сеть путей сообщения, а также организации и люди, работающие в этой сфере;
б) совокупность всех видов транспорта страны, объединенных транспортными узлами;
в) все виды транспорта, кроме речного и морского;
3. Укажите лидера России по грузообороту среди всех видов транспорта:
а) железнодорожный;
б) автомобильный;
+в) трубопроводный;
г) воздушный.
4. Первое место в стране по пассажирообороту занимает транспорт:
а) железнодорожный;
б) морской;
в) автомобильный;
+г) воздушный.
5. При выборе вида транспорта учитывают:
+а) себестоимость, скорость, влияние погодных условий на его работу;
б) комфортность, внутренний дизайн;
в) степень готовности к передвижению, уровень аварийности в среднем по стране.
6. Укажите вид транспорта с самой низкой себестоимостью:
а) железнодорожный;
+б) морской;
в) автомобильный;
г) городской.
7. Чем обусловлено ведущее место железнодорожного транспорта среди универсальных видов в России?
+а) географические особенности страны (территория очень вытянута в широтном направлении);
б) этот вид транспорта является связующим звеном между портами морей, омывающих Россию;
в) мало зависит от погодных условий в разных уголках страны.
8. Самая первая железнодорожная магистраль общественного пользования в России:
+а) Царскосельская;
б) Москва-Одесса;
в) Трансполярная.
9. Укажите характерную особенность железнодорожного транспорта в России:
+а) высокая доля электрифицированных дорог;
б) меридиональное расположение железных дорог;
в) самая большая себестоимость грузоперевозок.
тест 10. В европейской части России конфигурация железных дорог напоминает:
+а) колесо, центром (осью) которого является Москва;
б) вытянутый прямоугольник, в месте пересечения диагоналей которого – Урал;
в) равносторонний треугольник, объединяющий три самых крупных города страны.
11. Самая длинная железнодорожная магистраль РФ:
а) Байкало-Амурская;
б) Горьковская;
+в) Транссибирская;
г) Дальневосточная.
12. Какой вид транспорта экологически чище других?
+а) железнодорожный;
б) автомобильный;
в) воздушный.
13. Укажите причины высокой себестоимости автомобильного транспорта:
+а) плохие дороги, слабое использование дизельного топлива;
б) скорость, маневренность, зависимость от погодных условий;
в) большое количество автомобилей как малой, так и очень большой грузоподъёмности.
14. Преимущества автомобильного транспорта:
а) зависит от погодных условий;
+б) маневренный;
в) обладает очень большой грузоподъёмностью.
15. Самый дорогой по себестоимости перевозок вид транспорта:
+а) воздушный;
б) железнодорожный;
в) автомобильный.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Впишите объект изучения географии транспорта (Ответ: ТТС)
2. Как называется плавание между портами одной страны? (Ответ: каботаж)
3. Если мы оцениваем транспортную доступность от с. Завьялово до с. Целинное, то какой вид доступности мы оцениваем? (Ответ: парная)
4. Как называется наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса движения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения? (Ответ: логистика)
5. Какая страна имеет самый крупный флот по количеству судов, которые плавают как под национальным флагом, так и под иностранными флагами? (Китай)
6. Какая страна занимает 2 позицию по протяженности железных дорог? (Китай)
7. Сельскохозяйственные объекты имеют площадной характер размещения, промышленные предприятия - точечный, а транспортная система какой? (линейно-узловой)
8. Впишите название страны, которая является лидером в мире по протяженности ВСЛ (Ответ: Китай).
9. Напишите страну, где зародились идеи и появилось направление «low cost» (лоукост) (Ответ: США)
10. Самое длинное шоссе в мире (около 48000 км) - трансконтинентальный коридор (Панамериканское шоссе)
11. Впишите, какой вид трубопроводов (по транспортируемому грузу) занимает 1 место в мире про протяженности (Ответ: Газопроводы)
12. Укажите страну, которая лидирует по длине трубопроводов (Ответ: США)
13. Впишите страну, которая занимает 1 место по грузообороту трубопроводным транспортом (Ответ: Россия)
14. Территориальную транспортную систему составляют 3 ключевых элемента: транспортные средства, транспортные сети и... (Ответ: транспортные потоки)
15. Как будет называться плавание из Владивостока в Находку? (Ответ: малый каботаж)
16. Впишите термин, который обозначает территорию, хозяйство которой тяготеет к порту и на которой формируются объемы грузов и потоки пассажиров, проходящих через данный порт (Ответ: хинтерланд)
17. Впишите название океана, который лидирует по объемам перевозки нефти (Ответ: Индийский)
18. Какая страна занимает 1 место в мире по общему грузообороту речного транспорта? (Ответ: США)
19. Самая грузонапряженная магистраль в России (Ответ: транссиб)
20. Впишите основной экономический показатель, характеризующий деятельность грузового транспорта, измеряемый как произведение веса груза на перевезенное расстояние за определённую единицу времени (обычно за год) (Ответ: грузооборот)

Критерии оценивания:
Отлично (повышенный уровень): выполнено 80-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (базовый уровень): выполнено 65-79% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (пороговый уровень): выполнено 50-64% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован): выполнено менее 50% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Примеры вопросов:
1) География транспорта – направление изучения социально-экономической географии. Объект, предмет. Связь с другими науками.
2) Свойства территориальных транспортных систем.
3) Транспортный фактор в развитии территориальных социально-экономических систем.
4) Научные школы, изучающие географию транспорта.
5) География транспорта в России.
6) Транспортная доступность как фактор социально-экономического развития территории.
7) Качественные и количественные показатели развития транспортной системы.
8) Характеристика железнодорожного транспорта мира.
9) Характеристика автомобильного транспорта мира.
10) Характеристика трубопроводного транспорта мира.
11) Характеристика морского транспорта мира.
12) Характеристика речного транспорта мира.
13) Характеристика воздушного транспорта мира.
14) Характеристика электронного транспорта мира.
15) Единая транспортная система России.
16) Проблемы развития транспортной системы в России
17) Транспортная система стран мира.
18) Городской пассажирский транспорт мира.
19) Характеристика городского пассажирского транспорта России.
20) География производства транспортных средств.
21) Рассчитайте коэффициенты Успенского для речного транспорта субъектов СФО, используя полученные статистические данные (практическое задание).
22) Рассчитайте коэффициенты Гольца для речного транспорта субъектов СФО, используя полученные статистические данные (практическое задание).
23) Рассчитайте коэффициенты Энгеля для речного транспорта субъектов СФО, используя полученные статистические данные (практическое задание).
24) Рассчитайте коэффициенты Энгеля для железнодорожного транспорта субъектов СФО, используя полученные статистические данные (практическое задание).
25) Рассчитайте коэффициенты Успенского для железнодорожного транспорта субъектов СФО, используя полученные статистические данные (практическое задание).

Отлично (повышенный уровень) 1.Полнота изложения теоретического материала; 2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий); 3. Самостоятельность ответа; 4. Культура речи. Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (базовый уровень) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно (пороговый уровень) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 сост.: Д. А. Дирин, Е. В. Мардасова. Экономическая и социальная география России : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/3379
Л1.2 Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 кн.Кн. 2: Региональная характеристика мира.: М.: Дрофа, 2005
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Солодкий А.И., Горев А.Э., Бондарева Э.Д. Транспортная инфраструктура: Учебник и практикум М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Герами В.Д. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения (с изменениями на 4 августа 2017 года) docs.cntd.ru
Э2 Курс в Moodle «География транспорта» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary)
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России (http://gks.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «География транспорта»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «География транспорта» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «География транспорта» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «География транспорта» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «География транспорта» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «География транспорта».
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.