МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая география России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Физическая география России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н. доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью курса является формирование системы знаний по региональной комплексной физической географии России на основе изучения теоретических закономерностей структуры, функционирования и эволюции природно-территориальных комплексов различного уровня.
Для достижения поставленной цели в процессе преподавания решаются следующие задачи:
- сформировать представление об объекте, предмете и методах изучения региональной физической географии;
- закрепить знания по отдельным компонентам природных комплексов России;
- охарактеризовать этапы физико-географического изучения России и районирования территории;
- научить понимать взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов ландшафтов, зональную и провинциальную структуру физико-географических стран;
- обеспечить представление о комплексном подходе в изучении природных условий России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования
ОПК-1.1 Демонстрирует базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле
ОПК-1.2 Владеет базовыми знаниями в области естественнонаучных и математических наук при решении задач в области экологии и природопользования
ОПК-1.3 Способен решать профессиональные задачи в области экологии и природопользования и выполнять работы эколого-географической направленности на основе базовых знаний фундаментальных разделов наук о Земле, естественнонаучного и математического циклов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Демонстрирует базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле.


3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Владеет базовыми знаниями в области естественнонаучных и математических наук при решении задач в области экологии и природопользования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Способен решать профессиональные задачи в области экологии и природопользования и выполнять работы эколого-географической направленности на основе базовых знаний фундаментальных разделов наук о Земле, естественнонаучного и математического циклов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Исторические аспекты изучения территории России. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Освоение и изучение территории России Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Советский и постсоветский периоды в изучении территории России. Общая оценка физико-географической изученности России. Географические научные центры. Сам. работа 4 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Физико-географическая характеристика положения России.
2.1. Физико-географическая характеристика природы России. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Географическое положение и физико-географические границы Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Особенности природы морей России.
3.1. Особенности природы морей России. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Моря, омывающие берега России и Арктический бассейн Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Экологические проблемы морей России Сам. работа 4 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Геолого-геоморфологическая характеристика территории России.
4.1. Геолого-геоморфологическая характеристика территории России. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Рельеф, тектоника и геологическое строение Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Происхождение и развитие ландшафтов. Оледенения и трансгрессии. Сам. работа 4 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Климат России.
5.1. Климат России. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Климат России Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Климатические ресурсы России Сам. работа 4 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Водные ресурсы России и их проблемы. Особенности рек России.
6.1. Водные ресурсы России и их проблемы. Особенности рек России. Лекции 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Внутренние воды Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Многолетняя мерзлота и подземные воды. Зональность стока и его факторы. Местный сток. Сам. работа 4 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Характеристика почвенного покрова, растительности и животного мира.
7.1. Характеристика почвенного покрова, растительности и животного мира. Лекции 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Почвы Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.3. Биологические компоненты Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.4. Растительность России и сопредельных территорий, история развития в четвертичный период. Взаимоотношения тундры и леса, леса и степи. Опустынивание и его причины. Сам. работа 4 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Физико-географическое районирование территории (регионы).
8.1. Физико-географическое районирование территории. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
8.2. Физико-географическое районирование и природные зоны Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=837

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1: Способен применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (ВЫБОР ОДНОГО ИЗ ВАРИАНТОВ)

1 Длина границ России включая морские:
a. более 38 тыс. км
b. более 60 тыс. км
c. более 21 тыс. км
d. более 40 тыс. км

2 Какой объект расположен южнее Северного полярного круга?
a. Вилькицкого
b. Дежнева
c. Байдарацкая
d. Кольский

3 С какой страной у России самая продолжительная сухопутная граница?
a. Монголия
b. Украина
c. Казахстан
d. Китай

4 Какие объекты расположены севернее Полярного круга&
a. Петра Великого
b. Куршская коса
c. остров Вайгач
d. остров Врангеля

5 Наличие лесоболотной зоны является типической особенностью физ.-географ. страны:
a. Западная Сибирь
b. Средняя Сибирь
c. Кольско-Карельская страна
d. Южная Сибирь

6 К пятитысячникам России относятся следующие 5 вершин:

a. Эльбрус, Дыхтау, Шхара, Джангитау, Казбек
b. Эльбрус, Дыхтау, Шхара, Джангитау Домбай-Ульген
c. Эльбрус, Дыхтау, Шхара, Казбек Фишт Домбай-Ульген

7 Минерал, основной карбонат меди (гидpоксокаpбонат меди (II)), состав которого почти точно выражен химической формулой CuСО3·Сu(ОН)2 -
a. изумруд
b. алмаз
c. корунд
d. малахит

8 В горах Южной Сибири осадки выпадают преимущественно:
a. зимой
b. в переходные сезоны года
c. летом

9 Самое крупное озеро Дальнего Востока, остаток дочетвертичного водоема, одно из названий которого переводится как «море птичьих перьев»:
a. Эворон
b. Ханка
c. Болонь
d. Байкал

10 Главной лесообразующей породой в лесостепи Русской равнины является:
a. дуб
b. осина
c. береза
d. сосна

11. Сколько морей омывает берега России?
a. 12
b. 13
c. 14
d. 15

12. Тип устья рек Карского моря:
a. лагуны
b. дельты
c. эстуарии
d. фьорды

13. Холмы, сложенные слоистым песчано-суглинисто-гравийным материалом над-, под- и внутриледниковых озер - это:
a. камы
b. озы
c. друмлины
d. тарыны

14. Какие острова расположены южнее Северного полярного круга?
a. Франца-Иосифа
b. Командорские
c. Новая Земля
d. Северная Земля

15. В пределах России насчитывается:
a. свыше 2,5 млн рек.
b. свыше 1,0 млн рек.
c. свыше 1,5 млн рек.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1 b
2:b
3 с
4 с,d
5 а
6 а
7 d
8 с
9 b
10 а
11 b
12 c
13 a
14 b
15 а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ (С КРАТКИМ СВОБОДНЫМ ОТВЕТОМ)

1. Узкие длинные валы, представляют собой отложения рек, протекавших внутри ледника или по его поверхности – это _____________
2. Послеледниковая эпоха – это _____________
3. __________ - скопление несортированного обломочного материала после отступания ледника
4. Дрейфующие многолетний лед называется __________
5. Крупной пещерой Урала с ледяными образованиями является пещера __________
6. Горы Лопатина (1609 м) и Невельского (1397 м) находятся на ____________
7. Аурелия и корнерот - это.
8. Водятся ли акулы в Черном море?
9. ______________ - высокотемпературные гидротермальные источники на дне океанов, приуроченные, как правило, к рифтовым зонам.
10. Самое большое озеро на Земле
11. Длина границ России включая морские составляет _______________
12. Протяженность Оби с Иртышом ____________
13. Самая крупная река Европы ____________
14. Название рачка-эндемика - биофильтра Байкала:
15. Летом суша прогревается и давление над ней ____________
16. С какой страной у России самая продолжительная сухопутная граница?
17. Назовите два оледенения среднего плейстоцена на территории Восточно-Европейской равнины _______________________
18. Гляциоизостатические колебания поверхности земной коры были характерны для:
19. Назовите тип Белого моря.
20. В каком море у берегов России максимальная биологическая продуктивность?

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1. озы
2. голоцен
3. морена
4. паковый
5. Кунгурская
6. Сахалине
7. медузы
8. да
9. Чёрные курильщики
10. Каспийское море
11. более 60 тыс. км
12. 5410 км
13. Волга
14. эпишура
15. понижается
16. Казахстан
17. Московкое и Днепровское
18. Фенноскандии (Кольско-Корельской страны)
19. внутреннее
20. Берингово

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Предмет и методы исследования дисциплины.
2. Общая протяженность границ России. Описание сухопутных границ.
3. Влияние географического положения и размеров территории России на особенности ее природы.
4. Характеристика физико-географического положения России.
5. Площадь территории России в сравнении с площадью других стран. Крайние точки территории. Протяженность (в км и часовых поясах).
6. Характеристика морских границ России. Влияние географического положения России и размеров территории на особенности хозяйства.
7. История изучения территории России до М.В. Ломоносова.
8. Вторая Камчатская экспедиция. Цели, задачи, состав и сроки проведения, результаты.
9. Роль Русского географического общества в изучении территории России.
10. Изучение территории России В. Поярковым, С. Дежнёвым, И. Москвитиным и др.
11. Исследование Арктики. Северный морской путь.
12. Характеристика морей Тихого океана.
13. Характеристика морей Атлантического океана.
14. Характеристика морей Северного Ледовитого океана.
15. Основные черты орографии и их связь с тектоникой.
16. Факторы формирования климата России.
17. Внутренние воды России.
18. Основные виды почв России.
19. Характеристика животного мира.
20. Флористический состав растительности России. Доминионы и субдоминионы. Эндемики.
21. Арктическая физико-географическая страна. Общие черты природы, ландшафты полярных пустынь и тундр.
22. Алтае-Саянская горная страна. Геологические структуры и история развития рельефа. Орография, специфика климата. Современное оледенение. Высотная поясность ландшафтов. Озеро Байкал: происхождение котловины, органический мир и эндемизм. Влияние озера на климат. Эколого-географические проблемы Байкала.
На зачет/экзамен представляются два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов.
Оценивается по показателям:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Э.М. Раковская, М.И. Давыдова Физическая география России Ч.1: учебник для ВУЗов М.: ВЛАДОС, 2003
Л1.2 Н.Ф. Харламова Физическая география и ландшафты России: практикум Барнаул: АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.3 Э.М. Раковская, М.И. Давыдова Физическая география России Ч.2: учебник для ВУЗов М.: ВЛАДОС, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Н. Калуцков География России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/56429A11-867B-4B74-B45C-9D64B17E6A53
Л2.2 О.Е. Пряженникова Практикум по физической географии России. Общий обзор. Ч1: учебное пособие Кемерово: КемГУ, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российский регистр гидротехнических сооружений waterinfo.ru
Э2 Институт глобального климата и экологии Росгидромета и РАН www.igce.ru
Э3 Институт географии РАН igras.ru
Э4 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды meteorf.ru
Э5 сайт Изменения климата www.global-climate-change.ru
Э6 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э7 Курс в Moodle «Физическая география и ландшафты России» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/ – Загл. с экрана.
GOOGLE EARTH ONLINE [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://googleearthonline.blogspot.com/ – Загл. с экрана.
Сайт Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/ – Загл. с экрана.
Сайт Институт географии РАН [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.igras.ru/
Сайт ЭРА Электронные ресурсы Алтайского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://altlib.ru/
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в РПД «Физическая география и ландшафты России».

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.