МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Охрана окружающей среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Максимова Н.Б.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент , Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Охрана окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2018-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов представления о комплексе международных, государственных, региональных и локальных административно-хозяйственных, технологических, политических, юридических и общественных мероприятий, направленных на обеспечение существования природы и социума

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.2 Владеет базовыми знаниями в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.3 Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-4Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере экологии, природопользования и охраны природы, нормами профессиональной этики
ОПК-4.1 Демонстрирует знания содержания нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы, норм профессиональной этики
ОПК-4.2 Анализирует и сопоставляет содержание нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-4.3 Умеет использовать знания о нормативных правовых актах в сфере экологии, природопользования и охраны природы и нормах профессиональной этики для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-6Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности
ОПК-6.1 . Знает этапы проектирования, проведения учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
ОПК-6.2 Умеет анализировать научную литературу и источники, сопоставлять и обобщать информацию, формулировать выводы
ОПК-6.3 Умеет проектировать и проводить учебно- исследовательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
ОПК-6.4 Умеет представлять результаты проектных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.1 Знает научные методы, приемы, способы и подходы для проведения научных исследований и опытно- конструкторских разработок в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.2 Умеет проводить лабораторные и полевые натурные исследования по различным направлениям экологии, природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.3 Умеет проводить работы по обработке и анализу научно- технической информации и результатов исследований в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.4 Владеет навыками подготовки элементов документации, проектов, планов и программ проведения отдельных этапов работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
УК-10Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10.1 Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений
УК-10.2 Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием
УК-10.3 Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования
УК-11Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
УК-11.1 Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения и ответственности за подобные нарушения
УК-11.2 Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-10.1. Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений.
УК-11.1. Знает о содержании понятия коррупции, его основных признаках; основные направления и принципы противодействия коррупции; основные меры по профилактике коррупции; об актуальных направлениях государственной политики в сфере противодействия коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения; о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям; о понятиях конфликта интересов на государственной службе, личной заинтересованности государственного служащего.
ОПК-2.1. Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-4.1. Демонстрирует знания содержания нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы, норм профессиональной этики.
ОПК-6.1. Знает этапы проектирования, проведения учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
ПК-4.1 Знает научные методы, приемы, способы и подходы для проведения научных исследований и опытно-конструкторских разработок в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-10.2. Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием.
УК-11.2. Способен выявить признаки основных коррупционных правонарушений; осуществлять классификацию форм проявления коррупции; выявлять мотивы коррупционного поведения; выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических отношений.
ОПК-2.2. Владеет базовыми знаниями в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-4.2. Анализирует и сопоставляет содержание нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы при решении задач профессиональной деятельности.
ОПК-6.2. Умеет анализировать научную литературу и источники, сопоставлять и обобщать информацию, формулировать выводы.
ПК-4.2 Умеет проводить лабораторные и полевые натурные исследования по различным направлениям экологии, природопользования и охраны окружающей среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-10.3. Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования.
УК-11.3. Способен разграничивать коррупционные и схожие некоррупционные явления в различных сферах жизни общества; сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения; понимать значимости правовых явлений для личности; к развитию правосознания на основе полученных знаний.
ОПК-2.3. Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-4.3. Умеет использовать знания о нормативных правовых актах в сфере экологии, природопользования и охраны природы и нормах профессиональной этики для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-6.3. Умеет проектировать и проводить учебно-исследовательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
ОПК-6.4. Умеет представлять результаты проектных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
ОПК-6.3. Защищает результаты проектных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды с использованием ИКТ
ПК-4.3 Умеет проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Виды антропогенного воздействия на окружающую среду
1.1. Этапы взаимодействия с окружающей средой Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.2. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.3. Антропогенное воздействие на атмосферу и гидросферу Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.4. Антропогенное воздействие на атмосферу Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.5. Антропогенное воздействие на атмосферу Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.6. Антропогенное воздействие на гидросферу Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.7. Антропогенное воздействие на гидросферу Сам. работа 5 8 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.8. Антропогенное воздействие на почву и литосферу Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.9. Антропогенное воздействие на почву и литосферу Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.10. Антропогенное воздействие на почву и литосферу Сам. работа 5 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.11. Антропогенное воздействие на биосферу Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.12. Антропогенное воздействие на биосферу Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.13. Антропогенное воздействие на биосферу Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Нормирование антропогенных воздействий на окружающую среду
2.1. Теоретические основы нормирования Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.2. Теоретические основы нормирования Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.3. Нормирование антропогенных воздействий на окружающую среду Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.4. Нормирование качества атмосферного воздуха, воды, почвы Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
2.5. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление презентаций, доклада Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Методы управления охраной окружающей среды
3.1. Защита атмосферного воздуха и водного бассейна от загрязнений Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.2. Источники и состав загрязнения атмосферного воздуха, меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.3. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха в Алтайском крае Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.4. Международное сотрудничество в области ООС Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.5. Международное сотрудничество в области ООС Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
3.6. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Охрана окружающей среды на урбанизированных территориях
4.1. Санитария и гигиена окружающей среды Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.2. Охрана окружающей среды на урбанизированных территориях Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.3. Отходы производства и потребления Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.4. Современное состояние окружающей среды в Алтайском крае Практические 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
4.5. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к собеседованию Сам. работа 5 3 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
Раздел 5.
5.1. Экзамен 5 27 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3556&notifyeditingon=1

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2:
Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. «Парниковый эффект» и разрушение озонового слоя затрагивают
a) экономически развитые страны
b) Россию и СНГ
c) страны Европы и Америки
d) все страны
Ответ: d
Вопрос 2. Перечислите условия образования фотохимического (сухого) смога:
a) солнечный свет
b) ветер
c) высокая влажность
d) низкая влажность
e) компоненты характерные для выхлопных газов автомобилей
Ответ: a
Вопрос 3. Загрязнения, приводящие к изменению мест обитания популяций, а также к нарушению и преобразованию ландшафтов и экосистем в процессе природопользования, называются
a) ингредиентными
b) стациально-деструкционными
c) параметрическими
d) биоценотическими
Ответ: b
Вопрос 4. Укажите наиболее распространенные антропогенные вещества, загрязняющие атмосферу:
a) хлористый и фтористый водород, сероводород, дихлорэтан, бромистый метил
b) углеводороды, оксиды азота, оксиды серы, оксид углерода, смолы, пыль
c) частицы морской соли, дым и газы от пожаров; пыль, вызванная эрозией почв
d) пары кислот и щелочей, известковая и угольная пыль, пары бензина, двуокись кремния, водород
Ответ: b
Вопрос 5. Загрязнение оз. Байкал связано с деятельностью промышленности:
a) целлюлозно-бумажной
b) химической
c) угольной
d) металлургической
Ответ: a
Вопрос 6. Сильными антисептическими свойствами, нарушающими биологические процессы, обладают сточные воды, содержащие:
a) СПАВ
b) нефть
c) фенол
d) серу
Ответ: c
Вопрос 7. Стойкие скопления пены обусловлены присутствием в сточных водах
a) СПАВ
b) нефти
c) фосфора
d) фекалий
Ответ: a
Вопрос 8. Интегральные показатели качества воды позволяют судить:
a) о степени загрязнения водоема неорганическими веществами
b) о содержании в водоеме живых организмов
c) об эффективности процессов самоочищения водоема
d) об общем количестве загрязняющих веществ, попадающих в водоем за определенный промежуток времени
Ответ: c
Вопрос 9. Какие микроорганизмы играют значительную роль в процессе разложения органических остатков?
a) актиномицеты
b) водоросли
c) бактерии
d) простейшие
Ответ: a
Вопрос 10. По важности нормирования для почв на первом месте стоят:
a) тяжелые металлы
b) оксиды серы
c) пестициды
d) фреоны
Ответ: c
Вопрос 11. К чему может привести орошение пустынь:
a) Распространению ветровой эрозии
b) Образованию глеевого горизонта в почве
c) Образованию глубоких оврагов
d) Засолению почв
Ответ: d
Вопрос 12. Какая страна увеличивает свою территорию за счет создания польдеров?
a) Нидерланды
b) США
c) Франция
d) Италия
Ответ: a
Вопрос 13. Связывание в почве атмосферного азота происходит с помощью
a) почвенных микроорганизмов
b) щелочноземельных металлов
c) гуминовых веществ
d) нитрификаторов
Ответ: a
Вопрос 14. Какая группа пестицидов воздействует на грибковые болезни растений?
a) инсектициды
b) гербициды
c) фунгициды
d) дефолианты
Ответ: c
Вопрос 15. Специально уполномоченным государственным органом в области экологического мониторинга является
a) Росгидромет
b) Росприроднадзор
c) Госгортехнадзор
d) Ростехнадзор
Ответ: b
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Величина комплексных метеорологических показателей, позволяющих оценить рассеивающую способность атмосферы и определить особенность формирования уровня загрязнения в зависимости от метеоусловий называется
Ответ потенциал загрязнения атмосферы или ПЗА
Вопрос 2. Этот показатель применяется для сравнения загрязнения атмосферы различных участков исследуемых территорий и для оценки временной тенденции изменения состава загрязнения атмосферы
индекс загрязнения атмосферы или ИЗА
Вопрос 3. Содержание в воде растворенного кислорода, необходимого для окисления или разложения находящихся в воде загрязняющих веществ называется
биохимическая потребность в кислороде или БПК
Вопрос 4. Как называются сооружения, в которых сточные воды фильтруются через активный ил, образованный колониями микроорганизмов
Ответ: биофильтры
Вопрос 5. Как называется содержание химических соединений, соответствующее их естественным концентрациям в почвах различных почвенно-климатических зон, не испытывающих заметного антропогенного воздействия
Ответ: фоновым
Вопрос 6. Как называется возникшее под воздействием деятельности человека изменение химического состава почв, вызывающее снижение их плодородия и качества,
Ответ: химическим загрязнением
Вопрос 7. Как называется среднее содержание химического элемента в земной коре
Ответ: кларк
Вопрос 8. Как называется восстановление нарушенных земель,
Ответ: мелиорация
Вопрос 9. Как называется способность почвы удовлетворять потребности растений в элементах питания, воде, обеспечивать их корневые системы достаточным количеством воздуха, тепла и благоприятной физико-химической средой для нормальной деятельности
Ответ: плодородие
Вопрос 10. Как называется особо охраняемая природная территория, на которой постоянно или временно запрещается использование отдельных видов природных ресурсов
Ответ: заказник
Вопрос 11. Как называется соответствие параметров и условий среды нормальной жизнедеятельности человека
Ответ: качество окружающей среды
Вопрос 12. Как называется последовательное многоступенчатое разрушение молекул органических веществ определёнными группами микроорганизмов
Ответ: биоразложение
Вопрос 13. Как называются живые организмы, используемые для выявления загрязнения окружающей среды
Ответ: биоиндикаторы
Вопрос 14. Как называются вещества, создаваемые человеком и в природе трудно разлагаемые
Ответ: ксенобиотики
Вопрос 15. Какие организмы являются индикатором степени чистоты атмосферы
Ответ: лишайники
Вопрос 16. Как называется способность живых систем сопротивляться различным нарушениям или изменениям
Ответ: выносливость
Вопрос 17. Как называется способность среды абсорбировать чужеродные воздействия внешних факторов без изменения своего состояния
Ответ: емкость среды или емкость
Вопрос 18. Максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени может быть выброшено данным предприятием в атмосферу
Ответ: ПДВ
Вопрос 19. Как называется содержание вещества в ОС, определяемое суммой естественных и антропогенных вкладов
Ответ: фоновая концентрация
Вопрос 20. Что является «Единым интегральным критерием качества среды обитания»?
Ответ: состояние здоровья населения или состояние здоровья человека

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4:
Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере экологии, природопользования и охраны природы, нормами профессиональной этики
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В Российской Федерации в систему нормативов, как важнейшего инструмента охраны атмосферного воздуха, включены предельно допустимые…
a) вредные физические воздействия на атмосферный воздух
b) выбросы
c) уровни
d) доли вредного физического воздействия
Ответ: b
Вопрос 2. Получение гражданином или юридическим лицом в установ¬ленном порядке от водопользователя воды для обеспечения своих нужд называется
a) водопотребление
b) водопользование
c) водоснабжение
d) водооборот
Ответ: a
Вопрос 3. Юридически обусловленная деятельность, связанная с получением пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей называется
a) водоотведение
b) водопотребление
c) водопользование
d) водоснабжение
Ответ: c
Вопрос 4. В соответствии с законом РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» в муниципальной и иных формах собственности могут находиться …
a) недра в границах Российской Федерации
b) полезные ископаемые Российской Федерации
c) добытые в Российской Федерации полезные ископаемые
d) участки недр Российской Федерации
Ответ: a
Вопрос 5. Земля в РФ может находиться в собственности
a) только государственной
b) федеральной, субъектов РФ и муниципальной
c) частной и государственной
d) частной, государственной и муниципальной
Ответ: d
Вопрос 6. Цель правовой охраны земли состоит:
a) в сохранении её площади
b) в сохранении целевого использования
c) в улучшении качественного состояния земель
d) в специальном анализе использования земель
Ответ: a
Вопрос 7. Граждане имеют права свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку …
a) живицы
b) пищевых лесных ресурсов
c) древесины
d) недревесных лесных ресурсов
Ответ: b
Вопрос 8. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство леса осуществляется исходя из понятия о лесе как о (об) …
a) совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов
b) биологическом понятие леса
c) экологической системе
d) природном ресурсе
Ответ: c
Вопрос 9. Отрицательным последствием лесозаготовок для окружающей среды является
a) Истощение лесов в тундре России
b) Изменение видов состава лесов Подмосковья
c) Изменение структуры почв в степной зоне
d) Загрязнение вод
Ответ: d
Вопрос 10. В «Черный список» Красной книги МСОП вносят:
a) безвозвратно исчезнувшие виды
b) инвазивные виды
c) уменьшающиеся в численности виды
d) исчезающие виды
Ответ: b
Вопрос 11. Для какого вида водопользования установлены наиболее жесткие нормативы ПДК:
a) хозяйственно-питьевого
b) коммунально-бытового
c) рыбохозяйственного
d) нормативы везде одинаковы
Ответ: c
Вопрос 12. Где применяются показатели ЛД50 и ЛД100?
a) при нормировании состояния гидросферы
b) при нормировании состояния атмосферы
c) при нормировании физических воздействий
d) при нормировании состояния почвы
Ответ: c
Вопрос 13. Какова размерность ПДК в атмосферном воздухе?
a) мг/м3
b) мг/л
c) мг/кг
d) кг/с
Ответ: a
Вопрос 14. Введение жестких нормативных стандартов, лимитов и ограничений, прямого контроля и лицензирования хозяйственной деятельности предполагают механизмы управления природопользованием:
a) экологические
b) экономические
c) административно-правовые
d) рыночные
Ответ: c
Вопрос 15. Нормирование в области охраны окружающей среды (экологическое нормирование) осуществляется в порядке, установленном
a) федеральными законами
b) Президентом РФ
c) Министерством природных ресурсов РФ
d) Правительством РФ
Ответ: d
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Все стоки, за исключением условно чистых, перед их использованием или сбросом должны подвергаться
Ответ очистке
Вопрос Вопрос 2. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в собственности
Ответ: федеральной
Вопрос 3. Каким из указанных показателей нормируется содержание вредных веществ в атмосферном воздухе?
Ответ: ПДК
Вопрос 4. Какие нормативы качества ОС ориентированы на показатели здоровья человека:
Ответ: санитарно-гигиенические нормативы
Вопрос 5. На сколько классов опасности по степени воздействия на организм подразделяют вредные вещества
Ответ: 4
Вопрос 6. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются исходя из
Ответ: нормативов качества окружающей среды
Вопрос 7. Как называется система мер, направленных на регулирование состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в рамках какой- либо территории или мира в целом,
Ответ: охрана окружающей природной среды
Вопрос 8. Как называется законодательно утверждённая верхняя граница величины уровня факторов, при воздействии которых на организм периодически или в течение всей жизни не возникает заболевания или изменений состояния здоровья, обнаруживаемых современными методами сразу или в отдаленные сроки жизни, включая влияние на репродуктивную функцию и потомство
Ответ: ПДУ или предельно допустимый уровень
Вопрос 9. Как называется минимальная доза вещества, вызывающая у организма отклик, который не компенсируется за счет механизмов поддержания внутреннего равновесия организма,
Ответ: пороговая доза
Вопрос 10. Как называются Нормативные требования, предъявляемые к источникам воздействия на среду:
Ответ: научно-технические нормативы
Вопрос 11. Как называется совокупность звуков различной частоты и интенсивности, беспорядочно
Ответ: шум
Вопрос 12. Что обязаны делать граждане согласно положениям Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» (2002),:
Ответ: сохранять природу и окружающую среду
Вопрос 13. Как называется метод производства продукции, при котором сырье и энергия используются рационально и комплексно, и любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального функционирования
Ответ: безотходная технология
Вопрос 14. Как называется процесс обмена веществом, энергией или информацией с природными компонентами, в результате которого в них происходят изменения, превышающие предельно допустимые нормативы,
Ответ: воздействие производства
Вопрос 15. Как называется уставная деятельность предприятий, направленная на охрану окружающей среды посредством: выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг, обеспечивающих соблюдение действующих природоохранных норм
Ответ: экологическим предпринимательством
Вопрос 16. Назовите основной комплексный законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере охраны окружающей среды
Ответ: ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» или Закон «Об охране окружающей среды»
Вопрос 17. Должно ли предприятия получать разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, если они осуществляются в пределах допустимых нормативов?
Ответ: да
Вопрос 18. Может ли администрация г. Барнаула разрешить строительство промышленных объектов в лесной зоне города?
Ответ: да
Вопрос 19. От чего зависит ширина санитарно-защитной зоны?
Ответ: характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязнителей
Вопрос 20. Где и когда был подписан протокол, направленный на контроль производства и использования хлорфторуглеродов?
Ответ: в Монреале (1987 г.)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6:
Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какие элементы следует включить в презентацию результатов научно-исследовательской работы для эффективного представления?
а) Четкая структура, ключевые результаты и графические материалы
б) Случайные факты и анекдоты
в) Личные предпочтения автора
г) Сложные термины без объяснения
Ответ: а
Вопрос 2. Что такое "научная публикация"?
а) Любой текст, написанный ученым
б) Работа, оформленная по определенным стандартам, и опубликованная в специальном научном журнале или издании
в) Набор данных для исследования
г) Перевод научной литературы на другие языки
Ответ: б
Вопрос 3. Какие основные этапы включает процесс защиты научно-исследовательской работы?
а) Ответы на случайные вопросы аудитории
б) Опровержение всех возможных противоречий
в) Подготовка презентации, выступление перед комиссией, ответы на вопросы, критика и обсуждение
г) Заучивание текста без объяснения
Ответ: в
Вопрос 4. Какое из перечисленных действий является частью проектирования научно-исследовательской работы?
а) Определение цели и задач, выбор методов и инструментов исследования
б) Публикация результатов до начала работы
в) Завершение работы без анализа результатов
г) Исследование только одного аспекта вопроса
Ответ: а
Вопрос 5. Какой инструмент предназначен для систематизации научных идей и их визуализации, что делает процесс проектирования более наглядным?
а) Определение жизненного пути исследователя
б) Минд-карта (психологическая карта)
в) Чтение книг и статей по смежным темам
г) Рассказ о личных увлечениях и интересах
Ответ: б
Вопрос 6. Какой элемент должен быть включен в структуру научной презентации для эффективного представления результатов экологической исследовательской работы?
а) Случайные факты о биологии
б) Философские размышления
в) Личные мнения автора
г) Обзор литературы и методологии исследования
Ответ: г
Вопрос 7. Что такое "экологическая публикация"?
а) Любая публикация в журнале
б) Опубликованная научная книга
в) Любой текст на экологическую тему
г) Статья или доклад, опубликованный в научном журнале, специализирующемся на экологической тематике
Ответ: г
Вопрос 8. Какие этапы включает процесс защиты научно-исследовательской экологической работы?
а) Чтение слайдов и ответы на произвольные вопросы
б) Подготовка презентации, рассказ о методологии исследования, ответы на вопросы, обсуждение и критика
в) Заучивание всех подробностей без анализа
г) Повторение всего процесса исследования
Ответ: б
Вопрос 9. Какая из следующих задач является частью проектирования экологической научно-исследовательской работы?
а) Определение гипотезы, выбор методов исследования, разработка плана работы
б) Изучение темы на случайной основе
в) Завершение работы без обзора литературы
г) Проведение поверхностного анализа без глубокого изучения
Ответ: а
Вопрос 10. Какой инструмент помогает в систематизации и визуализации научных идей в биологических исследованиях?
а) Карта процессов
б) Файл организатор идей (или концепционная карта)
в) Программа для анимирования графиков
г) Список биологических терминов
Ответ: б
Вопрос 11. Какие аспекты следует выделить в структуре научной презентации о биоразнообразии для эффективного представления результатов исследования?
а) Оценка популярности темы среди коллег
б) Рассказ о погоде во время исследования
в) Включение личных воспоминаний автора
г) Описание методов сбора данных о видовом разнообразии, представление ключевых видов и их экологической роли
Ответ: г
Вопрос 12. Какой элемент характерен для "биоразнообразной публикации"?
а) Обзор всех возможных тем в биологии
б) Статья, посвященная анализу разнообразия видов в определенной экосистеме или регионе
в) Любой текст на биологическую тему
г) Фантастический рассказ о вымирающих видов
Ответ: б
Вопрос 13. Какие этапы включает процесс защиты научно-исследовательской биологической работы, связанной с биоразнообразием?
а) Прохождение общих тестов по биологии
б) Изучение лишь одного вида в экосистеме
в) Подготовка презентации, описание методов исследования, презентация ключевых видов, их экологическая роль, ответы на вопросы, критика и обсуждение
г) Повторение всех биологических законов
Ответ: в
Вопрос 14. Какая из следующих задач является частью проектирования биологической научно-исследовательской работы, связанной с биоразнообразием?
а) Определение средней температуры в регионе исследования
б) Выбор области для исследования, разработка методов сбора данных о видовом разнообразии, планирование маршрутов сбора образцов
в) Завершение работы без анализа данных
г) Анализ биологического разнообразия только на бумаге
Ответ: б
Вопрос 15. Какой инструмент помогает в систематизации и визуализации биологических данных и результатов исследования о биоразнообразии?
а) Чтение справочников по видам
б) Органайзер для создания списков
в) Программа для создания анимированных моделей
г) Географическая информационная система (ГИС)
Ответ: г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что необходимо включить в презентацию для эффективного представления результатов своей научно-исследовательской работы?
Ответ: ключевые результаты, методологию исследования и графические материалы.
Вопрос 2. Работа, соответствующая стандартам, и опубликованная в специализированном научном журнале или издании
Ответ: научная публикация
Вопрос 3. Какие этапы включает процесс защиты научно-исследовательской работы?
Ответ: этапы подготовки презентации, выступления перед комиссией, ответы на вопросы, а также обсуждения представленных результатов.
Вопрос 4. Средство представления данных, с помощью которого создаются наглядные иллюстративные карты и схемы, называется
Ответ: визуализация
Вопрос 5. Хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации называется
Ответ: база данных
Вопрос 6. Основным средством организации используемой в ГИС информации являются
Ответ: карты
Вопрос 7. Наиболее эффективный способ выявления географических закономерностей при формировании баз знаний, входящих в ГИС, называется
Ответ: картографический анализ
Вопрос 8. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды разрабатывается и распространяется
Ответ: ежегодно
Вопрос 9. Уменьшенное, обобщенное, условное изображение Земной поверхности, построенное по определенным математическим законам, называется
Ответ: карта
Вопрос 10. Объяснение условных обозначений, принятых на карте, называется
Ответ: легенда
Вопрос 11. Карты, отражающие какие-либо природные особенности территории Ответ: общегеографические
Вопрос 12. Карты, которые передают внешний вид земной поверхности и некоторые особенности объектов, расположенных на местности, называются
Ответ: тематические
Вопрос 13. Уменьшенные обобщенные изображения земной поверхности, содержащие определенные данные о воздействии на окружающую среду, ее состоянии и последствиях его изменения
Ответ: экологические карты
Вопрос 14. Основными задачами экологического мониторинга являются
Ответ: наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды
Вопрос 15. Научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно
Ответ: гипотеза
Вопрос 16. краткий доклад или презентация по определённой теме, где собрана информация из одного или нескольких источников
Ответ: реферат
Вопрос 17. Сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении – это
Ответ: наука
Вопрос 18. Перечислите эмпирические методы исследования
Ответ: наблюдение, эксперимент, измерение
Вопрос 19. Выбор темы исследования определяется
Ответ: актуальностью
Вопрос 20. Положения, которые содержат основные результаты в виде утверждения называются
Ответ: выводы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4:
Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какой метод используется для оценки биоразнообразия на конкретной территории путем учета числа видов и их относительного обилия?
а) Генетический анализ
б) Метод индексов биоразнообразия
в) Сравнение цветовых характеристик
г) Метод путешествий
ОТВЕТ: б
Вопрос 2. Какой метод позволяет изучать вертикальное распределение организмов в разных слоях экосистемы, особенно в водных экосистемах?
а) Метод вертикальных проб
б) Метод сравнения анатомических особенностей
в) Метод сравнения звуковых сигналов
г) Метод подсчета областей обитания
ОТВЕТ: а
Вопрос 3. Какой метод основан на оценке сходства биологических сообществ по наличию или отсутствию видов, а также их относительного обилия?
а) Метод сравнения физических характеристик
б) Метод косвенных наблюдений
в) Метод анализа метаболизма
г) Метод математического моделирования
ОТВЕТ: б
Вопрос 4. Какой метод позволяет оценить биоразнообразие на основе количественного и качественного анализа образцов с целью идентификации видов?
а) Метод учета звуковых сигналов
б) Метод художественного восприятия
в) Метод биоиндикации
г) Метод физического моделирования
ОТВЕТ: в
Вопрос 5. Какой метод используется для изучения экосистем, включая взаимодействие между биотой и абиотическими факторами?
а) Экологический анализ
б) Метод подсчета бутылок
в) Метод обратных задач
г) Метод искусственного интеллекта
ОТВЕТ: а
Вопрос 6. Какой метод помогает определить биоразнообразие в разных точках местности путем сравнения и подсчета различных видов?
а) Метод линейных измерений
б) Метод макроэкономического анализа
в) Метод визуальной идентификации
г) Метод маркированных образцов
ОТВЕТ: г
Вопрос 7. Какой метод позволяет оценить биоразнообразие путем сбора образцов и последующего их анализа в лаборатории?
а) Метод пальцевых отпечатков
б) Метод нумизматики
в) Метод психологических тестов
г) Метод биохимических анализов
ОТВЕТ: г
Вопрос 8. Какой метод широко используется для изучения миграции птиц и других животных, а также для оценки биоразнообразия в разных биомах?
а) Метод радиометки и навигационных трекеров
б) Метод астрономических наблюдений
в) Метод ручных подсчетов
г) Метод изучения метаморфоз
ОТВЕТ: а
Вопрос 8. Какой метод предполагает длительное наблюдение за живыми организмами и их поведением для получения информации о биоразнообразии и экосистеме?
а) Метод рентгеновской томографии
б) Метод непрерывных наблюдений
в) Метод изучения минералов
г) Метод планетарных прогнозов
ОТВЕТ: б
Вопрос 9. Какой метод представляет собой учет всех видов, встреченных на определенной территории, и позволяет оценить биоразнообразие в контексте охраны природы?
а) Метод ботанической идентификации
б) Метод астрономических наблюдений
в) Метод инвентаризации видов
г) Метод археологических раскопок
ОТВЕТ: в
Вопрос 10. Какой метод используется для изучения биоразнообразия в морских и океанических экосистемах путем применения специальных сетей?
а) Метод траловых исследований
б) Метод аудиальной оценки
в) Метод анализа химического состава воды
г) Метод лабораторных экспериментов
ОТВЕТ: а
Вопрос 11. Какой метод позволяет исследовать взаимодействие между видами внутри экосистемы и их влияние на биоразнообразие?
а) Метод молекулярной экологии
б) Метод сравнения звуковых сигналов
в) Метод рентгеновской томографии
г) Метод экологической сети
ОТВЕТ: г
Вопрос 12. Какой метод позволяет изучать динамику изменений биоразнообразия на протяжении длительного времени?
а) Метод сравнения цветовых характеристик
б) Метод обратных задач
в) Метод анализа математических формул
г) Метод мониторинга биоразнообразия
ОТВЕТ: г
Вопрос 13. Какой метод используется для оценки биоразнообразия в разных климатических зонах путем учета и сравнения видов, характерных для каждой из зон?
а) Метод биогеографического анализа
б) Метод изучения космических объектов
в) Метод психологического тестирования
г) Метод рентгеновской томографии
ОТВЕТ: а
Вопрос 14. Какой метод позволяет изучать влияние человеческой деятельности на биоразнообразие путем сравнения зон с разной степенью воздействия?
а) Метод нумизматики
б) Метод биоиндикации
в) Метод гравиметрии
г) Метод хронологического анализа
ОТВЕТ: б
Вопрос 15. Какой метод используется для измерения и оценки биоразнообразия на основе географических координат и высоты над уровнем моря?
а) Метод фотосинтеза
б) Метод телепатии
в) Метод геоинформационных систем (ГИС)
г) Метод анализа цветовых характеристик
ОТВЕТ: в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. логическое обобщение опыта в той или иной отрасли знаний
Ответ: теория
Вопрос 2. Основная мысль текста или выступления, сформулированная в виде предложения
Ответ: тезис
Вопрос 3. краткая характеристика содержания, целевого назначения издания, его читательского адреса, формы
Ответ: аннотация
Вопрос 4. краткое, в виде выводов, изложение содержания работы, чаще всего статьи, доклада
Ответ: резюме
Вопрос 5. Какой метод используется для изучения (вертикального) распределения организмов в различных слоях экосистемы, особенно в водных экосистемах
Ответ: Метод вертикальных проб
Вопрос 6. Какой метод основан на учете числа видов и их относительного обилия для оценки биоразнообразия на определенной территории
Ответ: Метод индексов биоразнообразия
Вопрос 7. В научной работе речь чаще всего ведется
Ответ: От третьего лица и/или используются неопределенные предложения
Вопрос 8. Иллюстрация, с помощью условных графических средств и обозначений передающая устройство, взаимоотношение (связи) частей, структуру какого-либо объекта
Ответ: схема
Вопрос 9. Представление о результате, то, что должно быть достигнуто в итоге работы
Ответ: Цель исследования
Вопрос 10. Совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов.
Ответ: метод
Вопрос 11. Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета
Ответ: Синтез
Вопрос 12. Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый
Ответ: Аналогия
Вопрос 13. Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям
Ответ: Дедукция
Вопрос 14. Проверка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.
Ответ: Исследовательском
Вопрос15. Один из основных эмпирических методов научного исследования, который включает целенаправленное изучение предметов, опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)
Ответ: Наблюдение
Вопрос 16. Обще логический метод исследования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей и одновременном выделении одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
Ответ: Абстрагирование
Вопрос 17. Совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем – это
Ответ: Системный подход
Вопрос 18. Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое – это
Ответ: Синтез
Вопрос 19. Метод разделения объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения – это
Ответ: Анализ
Вопрос 20. Метод, который позволяет изучать динамику изменений биоразнообразия на протяжении длительного времени
Ответ: Метод мониторинга биоразнообразия
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Экологические кризисы прошлого и настоящего
2. Основные отличительные особенности современного этапа развития человечества
3. Источники загрязнения атмосферы
4. Группы загрязняющих веществ и их влияние на воздушную среду
5. Последствия загрязнения атмосферы
6. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха на сети наблюдений Росгидромета (на примере Алтайского края)
7. Основные виды и источники загрязнения гидросферы
8. Классификация сточных вод по действию на водоемы. Качество питьевой воды
9. Основные виды антропогенного воздействия на почвы. Основные загрязнители почвы
10. Основные источники антропогенного воздействия на литосферу
11. Последствия антропогенного воздействия на литосферу
12. Основные причины деградации лесных экосистем. Последствия сокращения лесов
13. Оценка воздействия на флору и фауну
14. Реакция окружающей среды на антропогенные воздействия. Потенциал окружающей среды
15. Защита атмосферного воздуха от загрязнений промышленными выбросами
16. Защита водного бассейна от загрязняющих веществ. Методы очистки
17. Основные понятия и определения в области нормирования.
18. Классификация нормативов качества окружающей среды
19. Нормирование качества атмосферного воздуха
20. Проблема утилизации ТКО. Основные методы переработки отходов

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Природоохранное законодательство России
2. Патогенное действие меди на организм человека
3. Патогенное действие свинца на организм человека
4. Патогенное действие ртути на организм человека
5. Патогенное действие кадмия на организм человека
6. Патогенное действие цинка на организм человека
7. Патогенное действие марганца на организм человека
8. Патогенное действие мышьяка на организм человека
9. Патогенное действие пестицидов на организм человека
10. Патогенное воздействие на организм человека тяжелых металлов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романова, Э. П. Глобальные геоэкологические проблемы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Тотай А.В. Экология : учебник и практикум Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. Лысенко, Б.В. Кабельчук, С.А. Емельянов и др. Охрана окружающей среды: учебное пособие для проведения практических занятий Ставрополь : Агрус, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Ларионов Н. М., Рябышенков А. С. Промышленная экология : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Почекаева, Е.И. Окружающая среда и человек : учебное пособие «Феникс», 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы:
Э2 1. http://www.ecologysite.ru – экологический портал России и стран СНГ
Э3 2. http://naveki.ru/ - экологический портал, социальная экологическая сеть
Э4 3. http://www.meteo.ru/ - гидрометеорологические данные России
Э5 4. http://www.greenpeace.org/international/ - Гринпис
Э6 5. www.consultant.ru - интернет-версия информационно-справочной системы «Консультант-плюс»;
Э7 6. www.mnr.gov.ru - сайт Министерства природных ресурсов РФ;
Э8 7. control.mnr.gov.ru - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
Э9 8. http://www.altairegion22.ru/gov/administration/stuct/depeco/ Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края
Э10 9. http://ecobez.narod.ru/ecosafety.html - информационные материалы по управлению экологической безопасностью;
Э11 10. www.dist-cons.ru/modules/Ecology - информационные материалы по экологическому сопровождению хозяйственной деятельности;
Э12 11. www.ecoindustry.ru- сайт журнала «Экология производства»;
Э13 12. www.hse-rudn.ru – информационные материалы по управлению охраной труда, промышленной и экологической безопасностью;
Э14 13. www.unep.org – сайт программы организации объединенных наций по окружающей среде;
Э15 14. www.wwf.ru – сайт Всемирного фонда дикой природы.
Э16 15. www.ecolex.org – Environmental Law Information: доступ к информации по законодательству в сфере охраны окружающей среды, базы данных по международным конвенциям и многосторонним договорам (более 480) и др;
Э17 16. http://biodiversity.ru – Центр охраны дикой природы (ЦОДП): программы по охране природы (марш парков, лесная программа и др.), электронные и печатные публикации, журналы, ссылки на всемирные и европейские организации, издания в электронном варианте (об ООПТ, редких видах и т.д.).
Э18 Курс в Moodle «Охрана окружающей среды» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
1. http://www.ecologysite.ru – экологический портал России и стран СНГ
2. http://naveki.ru/ - экологический портал, социальная экологическая сеть
3. http://www.meteo.ru/ - гидрометеорологические данные России
4. http://www.greenpeace.org/international/ - Гринпис
5. www.consultant.ru - интернет-версия информационно-справочной системы «Консультант-плюс»;
6. www.mnr.gov.ru - сайт Министерства природных ресурсов РФ;
7. control.mnr.gov.ru - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
8. http://www.altairegion22.ru/gov/administration/stuct/depeco/ Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края
9. http://ecobez.narod.ru/ecosafety.html - информационные материалы по управлению экологической безопасностью;
10. www.dist-cons.ru/modules/Ecology - информационные материалы по экологическому сопровождению хозяйственной деятельности;
11. www.ecoindustry.ru- сайт журнала «Экология производства»;
12. www.hse-rudn.ru – информационные материалы по управлению охраной труда, промышленной и экологической безопасностью;
13. www.unep.org – сайт программы организации объединенных наций по окружающей среде;
14. www.wwf.ru – сайт Всемирного фонда дикой природы.
15. www.ecolex.org – Environmental Law Information: доступ к информации по законодательству в сфере охраны окружающей среды, базы данных по международным конвенциям и многосторонним договорам (более 480) и др;
16. http://biodiversity.ru – Центр охраны дикой природы (ЦОДП): программы по охране природы (марш парков, лесная программа и др.), электронные и печатные публикации, журналы, ссылки на всемирные и европейские организации, издания в электронном варианте (об ООПТ, редких видах и т.д.).
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.