МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Слажнева С.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 25.06.2021 г. № 7
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 25.06.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью курса является формирование у студентов системных знаний о правовых нормах, регулирующих отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.2 Владеет базовыми знаниями в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.3 Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-4Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере экологии, природопользования и охраны природы, нормами профессиональной этики
ОПК-4.1 Демонстрирует знания содержания нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы, норм профессиональной этики
ОПК-4.2 Анализирует и сопоставляет содержание нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-4.3 Умеет использовать знания о нормативных правовых актах в сфере экологии, природопользования и охраны природы и нормах профессиональной этики для решения задач профессиональной деятельности
УК-10Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10.1 Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений
УК-10.2 Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием
УК-10.3 Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования
УК-11Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
УК-11.1 Знает основные понятия экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, их основные признаки, актуальные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму, терроризму, коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения и ответственности за подобные нарушения
УК-11.2 Умеет критически оценивать и выбирать правомерные инструменты формирования нетерпимого отношения к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционного поведения, в том числе в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-10.1. Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения домохозяйств и его субъектов; ресурсные ограничения экономического развития и особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ, роль государства в их обеспечении и возможностях их получения домохозяйствами, основы функционирования финансовых рынков и принятия домохозяйствами инвестиционных решений.
УК-11.1. Знает о содержании понятия коррупции, его основных признаках; основные направления и принципы противодействия коррупции; основные меры по профилактике коррупции; об актуальных направлениях государственной политики в сфере противодействия коррупции; о негативных последствиях, наступающих в случае привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения; о характере вреда, наносимого коррупцией экономическим отношениям; о понятиях конфликта интересов на государственной службе, личной заинтересованности государственного служащего.
ОПК-2.1. Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-4.1. Демонстрирует знания содержания нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы, норм профессиональной этики.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-10.2. Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов функционирования домохозяйств; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере экономики домохозяйства; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для экономики домохозяйства; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием.
УК-11.2. Способен выявить признаки основных коррупционных правонарушений; осуществлять классификацию форм проявления коррупции; выявлять мотивы коррупционного поведения; выявлять основные коррупциогенные факторы в области экономических отношений.
ОПК-2.2. Владеет базовыми знаниями в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-4.2. Анализирует и сопоставляет содержание нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы при решении задач профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-10.3. Владеет методами оценки будущих доходов и расходов домохозяйства, сравнение условий различных финансовых продуктов и условий инвестирования личных доходов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования.
УК-11.3. Способен разграничивать коррупционные и схожие некоррупционные явления в различных сферах жизни общества; сделать осознанный выбор в пользу правомерного поведения; понимать значимости правовых явлений для личности; к развитию правосознания на основе полученных знаний.
ОПК-2.3. Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-4.3. Умеет использовать знания о нормативных правовых актах в сфере экологии, природопользования и охраны природы и нормах профессиональной этики для решения задач профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет и задачи экологического права. Система, принципы, методы экологического права.
1.1. Предмет и задачи экологического права. Система, принципы, методы экологического права. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Предмет и задачи экологического права. Система, принципы, методы экологического права. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Предмет и задачи экологического права. Система, принципы, методы экологического права. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. История правового регулирования экологических отношений.
2.1. История правового регулирования экологических отношений. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. История правового регулирования экологических отношений. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Нормы экологического права и экологические правоотношения.
3.1. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Источники экологического права.
4.1. Источники экологического права. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Источники экологического права. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Источники экологического права. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Экологическое законодательство.
5.1. Экологическое законодательство. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Экологические права и обязанности.
6.1. Экологические права и обязанности. Лекции 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.2. Экологические права и обязанности. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Организационный механизм природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности (экологическое управление).
7.1. Организационный механизм природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности (экологическое управление). Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.2. Организационный механизм природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности (экологическое управление). Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 8. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.
8.1. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.2. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Сам. работа 7 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 9. Экологические требования к хозяйственной деятельности.
9.1. Экологические требования к хозяйственной деятельности. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
9.2. Экологические требования к хозяйственной деятельности. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 10. Правовая охрана окружающей среды в городах и иных поселениях.
10.1. Правовая охрана окружающей среды в городах и иных поселениях. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
10.2. Правовая охрана окружающей среды в городах и иных поселениях. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 11. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон, зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.
11.1. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон, зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
11.2. Правовая охрана окружающей среды в городах и иных поселениях. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 12. Правовой режим использования и охраны земель (почв).
12.1. Правовой режим использования и охраны земель (почв). Лекции 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
12.2. Правовой режим использования и охраны земель (почв). Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
12.3. Правовой режим использования и охраны земель (почв). Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 13. Правовой режим использования и охраны недр.
13.1. Правовой режим использования и охраны недр. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
13.2. Правовой режим использования и охраны недр. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
13.3. Правовой режим использования и охраны недр. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 14. Правовой режим использования и охраны вод.
14.1. Правовой режим использования и охраны вод. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
14.2. Правовой режим использования и охраны вод. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
14.3. Правовой режим использования и охраны вод. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 15. Правовой режим использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
15.1. Правовой режим использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
15.2. Правовой режим использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 16. Правовой режим использования и охраны животного мира.
16.1. Правовой режим использования и охраны животного мира. Лекции 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
16.2. Правовой режим использования и охраны животного мира. Практические 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
16.3. Правовой режим использования и охраны животного мира. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 17. Правовой режим охраны атмосферного воздуха.
17.1. Правовой режим охраны атмосферного воздуха. Лекции 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
17.2. Правовой режим охраны атмосферного воздуха. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
17.3. Правовой режим охраны атмосферного воздуха. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 18. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.
18.1. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 19. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации.
19.1. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
19.2. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации. Сам. работа 7 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 20. Правовое регулирование природопользования и охраны окружаю¬щей среды в зарубежных странах.
20.1. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в зарубежных странах. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
20.2. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в зарубежных странах. Сам. работа 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 21. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды.
21.1. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды. Лекции 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
21.2. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды. Практические 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
21.3. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды. Сам. работа 7 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1365.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какой орган осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды?
a. Министерство природных ресурсов.
б. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
в. Министерство экономического развития.
г. Министерство здравоохранения.
ОТВЕТ:б

Вопрос 2. Какое понятие описывает совокупность природных компонентов, включающих атмосферу, гидросферу, литосферу и биосферу?
a. Экосистема.
б. Биоразнообразие.
в. Геосфера.
г. Окружающая среда
ОТВЕТ:г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.____________ - это правовой инструмент, который устанавливает требования к предоставлению информации о воздействии на окружающую среду.
ОТВЕТ: Экологический отчет.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере экологии, природопользования и охраны природы, нормами профессиональной этики.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое понятие описывает процесс оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду с целью определения возможных негативных последствий?
a. Экологическая адаптация.
б. Экологическая экспертиза.
в. Экологический след.
г. Экологическая стабильность.
ОТВЕТ:б
Вопрос 2. Какой документ содержит информацию об объекте, целях, методах и ожидаемых результатах экологической экспертизы?
a. Экологическое заключение.
б. Экологический отчет.
в. Экологический след.
г. Экологический паспорт.
ОТВЕТ:б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.____________ - это процесс анализа документов, включающий оценку их соответствия нормативным требованиям в области природопользования и охраны окружающей среды.
ОТВЕТ: Экологическая экспертиза.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-10: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое понятие описывает процесс оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду с целью определения возможных негативных последствий?
a. Экологическая адаптация.
б. Экологическая экспертиза.
в. Экологический след.
г. Экологическая стабильность.
ОТВЕТ:б
Вопрос 2. Какой документ содержит информацию об объекте, целях, методах и ожидаемых результатах экологической экспертизы?
a. Экологическое заключение.
б. Экологический отчет.
в. Экологический след.
г. Экологический паспорт.
ОТВЕТ:б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.____________ - это процесс анализа документов, включающий оценку их соответствия нормативным требованиям в области природопользования и охраны окружающей среды.
ОТВЕТ: Экологическая экспертиза.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-11: Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое понятие описывает процесс оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду с целью определения возможных негативных последствий?
a. Экологическая адаптация.
б. Экологическая экспертиза.
в. Экологический след.
г. Экологическая стабильность.
ОТВЕТ:б
Вопрос 2. Какой документ содержит информацию об объекте, целях, методах и ожидаемых результатах экологической экспертизы?
a. Экологическое заключение.
б. Экологический отчет.
в. Экологический след.
г. Экологический паспорт.
ОТВЕТ:б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.____________ - это процесс анализа документов, включающий оценку их соответствия нормативным требованиям в области природопользования и охраны окружающей среды.
ОТВЕТ: Экологическая экспертиза.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерные темы рефератов

1. Экологическая функция государства и права.
2. Конституционные основы экологического права.
3. Эколого-правовой статус человека.
4. Права и обязанности общественных и иных неком¬мерческих объединений в области охраны окружающей среды.
5. Правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды.
6. Нормы экологического права и экологические правоотношения.
7. Указы Президента РФ как источники экологического права.
8. Конституция РФ как источник экологического права.
9. Современные проблемы и тенденции развития экологического законодательства.
10. Экологические права и обязанности.
11. Управление в области природопользования и охраны окру¬жающей среды.
12. Контроль в области охраны окружающей среды.
13. Организационный механизм природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
14. Экономический механизм природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.
15. Лицензионно-договорные основы природопользования и охраны окружающей среды.
16. Экологические правонарушения и преступления.
17. Экологические требования к хозяйственной деятельности.
18. Правовые меры обеспечения экологического благополучия населения городов и иных поселений.
19. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон, зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.
20. Правовой режим использования и охраны земель (почв).
21. Право собственности на природные ресурсы и природные объекты.
22. Основания возникновения и порядок приобретения прав на землю.
23. Земельные сделки.
24. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
25. Правовой режим земель городов и других поселений.
26. Правовой режим земель специального назначения.
27. Права граждан на землю.
28. Правовой режим земель лесного фонда.
29. Правовой режим земель водного фонда.
30. Правовой режим земель запаса.
31. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.
32. Правовой режим использования и охраны недр.
33. Правовой режим использования и охраны вод.
34. Правовой режим использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
35. Правовой режим использования и охраны животного мира.
36. Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов.
37. Правовое регулирование охоты.
38. Правовой режим охраны атмосферного воздуха.
39. Правовые аспекты нормирования качества атмосферного воздуха.
40. Правовое регулирование рыболовства.
41. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации.
42. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в зарубежных странах.
43. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды.
44. Источники международного экологического права.
45. Принципы международной правовой охраны окружающей природной среды.
46. Правовые основы формирования экологической культуры.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Предмет и задачи экологического права. Система и принципы экологического права.
2. История правового регулирования экологических отношений.
3. Источники экологического права.
4. Экологические права и обязанности.
5. Правовые аспекты управления природопользованием, охраны окружающей среды и экологической безопасности.
6. Юридическая ответственность за экологические правонарушения..
7. Экологические требования к хозяйственной деятельности.
8. Правовая охрана окружающей среды в городах и иных поселениях.
9. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон.
10. Правовой режим использования и охраны земель (почв).
11. Правовой режим использования и охраны недр.
12. Правовой режим использования и охраны вод.
13. Правовой режим использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
14. Правовой режим использования и охраны животного мира.
15. Правовой режим охраны атмосферного воздуха.
16. Правовой режим использования и охраны природных ресурсов континентального шельфа, территориального моря, прилежащей зоны и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
17. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в зарубежных странах.
18. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. М. Волков, Е. А. Лютягина Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды : учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2017 : www.biblio-online.ru/book/C927530E-EC3A-45BB-B42A-417FF2E17B7C.
Л1.2 Боголюбов С.А., Позднякова Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хлуденева Н.И., Пономарев М.В., Кичигин Н.В. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 5-е изд., пер. и доп. Учебник для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Братковская Л.Б. - отв. ред. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ 24-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды portal.edu.asu.ru
Э2 Курс в Moodle "Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Правовая справочно-информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
408М кабинет природопользования и геоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 25 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; карты – 2 ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Основы управления отходами» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную ум-ственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы управления отходами» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом до-ма, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материа-ла, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалами.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указани-ях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стре-миться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, по-ясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Используйте материалы системы MOODLE по данной дисциплине.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Презентационный материал лекции расположен в системе MOODLE по данной дисциплине.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинарскому (практическому) занятию необходимо взять задание в системе MOODLE.
Самостоятельную подготовку к семинарскому (практическому) занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), а также ресурс, размещенный в системе MOODLE по данной дисциплине
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам.
Важной является работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в системе MOODLE по данной дисциплине.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.