МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологическое картографирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Ротанова И.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологическое картографирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является освоение современных методик оценки экологического состояния окружающей среды посредством картографирования территории, получения наглядной и адекватной пространственной интерпретации результатов эколого-географических исследований. Дисциплина направлена на формирование у студентов экологического и природоохранного мировоззрения. Задачами дисциплины является изучение студентами и последующее применение современных концептуальных основ и методологических подходов, направленных на пространственный анализ экологического состояния окружающей среды, оценку антропогенного воздействия и влияния последствий трансформации природно-территориальных систем на здоровье населения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.2 Владеет базовыми знаниями в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.3 Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-5Способен понимать принципы работы информационных технологий и решать стандартные задачи профессиональной деятельности в области экологии, природопользования и охраны природы с использованием информационно - коммуникационных, в том числе геоинформационных технологий
ОПК-5.1 Владеет навыками использования ИКТ для синтеза информации в среде электронных профессиональных продуктов; работы с программными продуктами в сфере информационной безопасности; методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях
ОПК-5.2 Владеет методами, приемами, способами обработки эколого-географических, геоэкологических данных с использованием информационно- коммуникационных, в том числе геоинформационных технологий
ОПК-5.3 Способен применять методы, приемы, способы обработки эколого-географических, геоэкологических данных для решения задач профессиональной деятельности в области экологии, природопользования и охраны природы
ПК-4Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.1 Знает научные методы, приемы, способы и подходы для проведения научных исследований и опытно- конструкторских разработок в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.2 Умеет проводить лабораторные и полевые натурные исследования по различным направлениям экологии, природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.3 Умеет проводить работы по обработке и анализу научно- технической информации и результатов исследований в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.4 Владеет навыками подготовки элементов документации, проектов, планов и программ проведения отдельных этапов работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Знает теоретические основы
экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-5.1. Владеет навыками использования ИКТ для
синтеза информации в среде электронных профессиональных продуктов; работы c программными продуктами в сфере информационной безопасности; методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях.
ПК-4.1 Знает научные методы, приемы, способы и подходы
для проведения научных исследований опытно-конструкторских разработок области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Владеет базовыми знаниями в области
экологии, геоэкологии, природопользования, охраны
природы и наук об окружающей среде.
ОПК-5.2. Владеет методами, приемами, способами
обработки эколого-географических, геоэкологических
данных использованием информационно-коммуникационных, в том числе геоинформационных
технологий.
ПК-4.2 Умеет проводить лабораторные и полевые натурные исследования по различным направлениям экологии, природопользования и охраны окружающей среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3. Способен решать задачи профессиональной
деятельности на основе теоретических знаний основ
экологии, геоэкологии, природопользования, охраны
природы и наук об окружающей среде.
ОПК-5.3. Способен применять методы, приемы,
способы обработки эколого-географических,
геоэкологических данных для решения задач профессиональной деятельности в области экологии,природопользования и охраны природы.
ПК-4.3 Умеет проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации результатов исследование в области экологии, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
ПК-4.4 Владеет навыками подготовки элементов документации, проектов, планов и программ проведения отдельных этапов работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология экологического картографирования
1.1. Предмет, метод и задачи дисциплины. Теоретические основы экологического картографирования Лекции 7 2 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.2. Концепции, направления и этапы становления экологического картографирования. Виды и классификации экологических карт. Лекции 7 4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.3. Проектирование и составление карты природопользования и оценки экологического потенциала территории. Практические 7 4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3
1.4. Экологическое картографирование городских территорий. Анализ карт экологического состояния урбогеосистем. Экологическое картографирование в градостроительном проектировании. Сам. работа 7 10 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 2. Карты использования и охраны ресурсов окружающей среды
2.1. Ландшафтное картографирование для оценки экологических условий Лекции 7 4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Обзор и анализ карт охраны и использования земель по опубликованным источникам Практические 7 4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Проектирование и составление карт состояния водных ресурсов Практические 7 4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.4. Обзор и анализ карт состояния водных ресуров и водных объектов по опубликованным источникам. Практические 7 4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.5. Проектирование и составление карт состояния и охраны атмосферного воздуха. Практические 7 4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3
2.6. Проектирование и составление ландшафтно-экологической карты-схемы Ландшафтно-индикационный подход в оценке экологических условий территории. Приемы анализа карт природопользования. Определение антропогенно-техногенного воздействия на ландшафт. Сам. работа 7 10 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Информационное обеспечение, подходы к поектированию и составлению комплексных и синтетических экологических карт
3.1. Экологическая информативность различных исходных материалов для создания карт Лекции 7 4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.2. Подходы к составлению эколого-географических карт. Принципы построения легенд экологических карт. Лекции 7 4 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.3. Разработка легенд карт экологического содержания Практические 7 2 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.4. Карты экологических проблем компонентов окружающей среды Практические 7 2 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.5. Экологические ситуации и их пространственный анализ. Направления и тенденции развития зарубежного экологического картографирования. Ознакомление с картами экологического содержания. Анализ карт природопользования, охраны природы и экологической тематики. Практико-ориентированое картографирование. Проектирование и составление карты-схемы эколого-рекреационной нагрузки на территорию Сам. работа 7 10 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3
3.6. Роль экологических карт в оценке экологического риска и выявлении зон чрезвычайной экологической ситуации. Сам. работа 7 9 Л2.2, Л1.1, Л1.3, Л1.4, Л1.2, Л2.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=807

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-4: Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды

1. Укажите верное определение экологической карты:
a. Образно-знаковая модель отношений общества и среды; содержит пространственную ха-рактеристику отдельных и представленных в совокупности природных и антропогенно обу-словленных свойств и явлений, имеющих экологическое значение для жизни и деятельности человека.
b. Совокупность тематических карт, отражающих состояние окружающей природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, оказы-вающих воздействие на окружающую среду.
c. Образно-знаковая пространственно-временная модель природных и производственных территориальных комплексов, их элементов, показывающая размещение, состояние и связи различных природных и социально-экономических факторов и явлений в системе «здоровье – окружающая среда», отбираемых и характеризуемых в зависимости от назначения каждой конкретной карты.
d. Тип научно-справочного географо-картографического произведения, отличительными чертами которого являются синтез и детальное отражение природной, демографической и техногенной составляющей городской среды.

2 Какова роль ландшафта в создании экологических карт:
a. Используется в совокупности с единицами административно-территориального деления.
b. Используется преимущественно как базовая операционная территориальная единица.
c. Не используется.
d. Используется в особых случаях как операционная территориальная единица.

3. Основной элемент содержания карты - это
a. картографическое изображение
b. математическая основа
c. географическая основа
d. легенда
e. Компоновка

4. Факторы, характеризующие создание карты:
a. географическое положение объекта, размеры, форму, смежные территории
b. назначение карты, масштаб, тематика карты, содержание
c. виды искажений, максимальное искажение длин линий, углов, площадей
d. параллелями и меридианами
e. условными обозначениями

5. Разрабатывая технологический регламент и технологические карты, поясните какие объ-екты, при составлении тематической карты передаются линейными знаками, указывающими пространственное положение картографируемых объектов и очень часто отображающими их количественную и качественную характеристику?
a. объекты, локализованные в пунктах
b. объекты, локализованные на линиях
c. объекты сплошного распространения
d. объекты пропорционального распространения
e. объекты рассеянного распространения
6. Аэрокосмической фотосъемкой организации называется:
a. -Фотографирование объектов местности с точек земной поверхности.
b. Совокупность работ по составлению точных, детальных планов местности.
c. Осмотр земной поверхности с борта воздушного летательного средства.
d. Совокупность работ по получению изображения местности с воздушных или косми-ческих летательных аппаратов.

7. Разрабатывая технологический регламент и технологические карты, поясните какие объ-екты, при составлении карты преимущественно отображаются точечным способом и ареа-лами?
a. объекты, локализованные в пунктах
b. объекты локализованные на линиях
c. объекты сплошного распространения
d. объекты пропорционального распространения
e. объекты рассредоточенные по площади

8 В рамках природоохранной деятельности картографического обеспечения требует:
a.Экологическое образование
b.Экологическое воспитание
c.Все перечисленное
d.Практическая деятельность по охране атмосферного воздуха, вод, почв и недр, раститель-ности и животного мира, ландшафтов
e.Научно-исследовательская работа

9 Какую функцию выполняют карты в ходе научно-исследовательских работ?
a. Метода исследования
b Средства исследования
c. Способа исследования
d. Средства и предмета исследования

10 Что рассматривается в качестве основного объекта экологического картографирования?

a.Экосистемы разного ранга
b. Биота
c.Природоохранные мероприятия, экологические ситуации
d. Все перечисленное

11 Какие классы карт предлагают географы Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН?

a.Карты экологических проблем
b. Карты организации охраны природы и ресурсопользования
c. Карты факторов и условий среды
d.Карты процессов, карты состояний
e. Все перечисленное

12 На многокрасочных картах для передачи характеристик самоочищения используют:
a.Оттенки коричневого цвета
b.«Принцип светофора»
c.Все перечисленное
d.Штриховки
e.Оттенки синего цвета

13 Какой потенциал загрязнения атмосферы выделяют?

a.Климатический
b.Сезонный
c.Метеорологический
d.Местный
e.Климатический и метеорологический

14 Какая дисциплина изучает общие проблемы и использует расчётные методы экологиче-ской картографии как науки, вопросы методологии создания и использования карт?
a. Общая теория экологической картографии
b. История картографии
c. Математическая картография
d. Картографическая семиотика
e. Картографическая топонимик

15 Разработка легенды, как составного элемента статистической карты, полученной исполь-зованием автоматизированных систем контроля экологического состояния территорий, включает:
a. разработку числовой шкалы, разработку знаковой системы к ней
b. разработку знаковой системы
c. разработку числовой шкалы
d. разработку числовой системы
e. разработку знаковой шкалы

Ответы:
1 а
2 b
3 а
4 b
5 b
6 d
7 е
8 с
9 а
10 d
11 е
12 b
13 с
14 а
15 а



1 _____________ — это наука о картах как особом способе изображения действительности, их создании и использовании
2 ___________________ — наука о способах сбора, анализа и картографического представ-ления информации о состоянии среды обитания человека и других биологических видов, т.е. об экологической обстановке.
3 Важнейшее следствие закона______________________________________ для картографи-рования — необходимость выявлять и отражать на карте состояние экосистем: устойчивое, неустойчиво-равновесное (напряженное), неравновесное; с возможным подразделением по факторам воздействия.
4 _______________ картографирование эволюционирует в направлении отображения метео-рологических факторов экологической обстановки: рассеивающей способности и потенциа-ла загрязнения атмосферы.
5 ______________ картографирование традиционно было ориентировано на отображение не только типов, подтипов и разновидностей почв, но также их состояния и тенденций изме-нений.
6 _____________ картографирование (включая лесное, как его прикладное направление) по-служило одним из источников современного экологического картографирования.
7 Прямой обязанность какого ведомства является осуществление мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды?
8 ____________, отображаемая с помощью экологических карт, является синтетическим, обобщающим понятием и не может быть непосредственно измерена.
9 выброс производственными объектами в окружающую среду вредных веществ в размерах, приводящих к всеобщей опасности для окружающей среды, людей и материальных ценно-стей называют …
10 ____________ - абсолютные характеристики воздействий в пределах территориальных единиц.
11 ____________________ включает подразделение водных объектов на ряд категорий по параметрам, определяющим условия самоочищения: интенсивности перемешивания; темпе-ратурам воды в летние месяцы; условиям разбавления загрязняющих веществ.
12 Этот способ отображения используется для передачи области распространения явлений, имеющих ограниченное по площади распространение
13 Что может быть изображено методом линейных знаков?
14 Изолинии это ….
15 Дистанционное зондирование природных объектов базируется на __________________________________________________________________
16 Назовите направление экологического картографирования, у которого следующее содер-жание: Оценка антропогенных воздействий и их влияний (инвентаризация загрязнений, пространственно-временное распределение загрязнителей в различных средах и т.д.); карто-графирование оценки состояния геосистем всех уровней, природоохранные рекомендации
17 Назовите направление экологического картографирования, у которого субъекты оценки Человек – общество.
18 Назовите направление экологического картографирования, у которого субъекты оценки Биосистемы (экосистемы)



Ответы:
1 Картография
2 Экологическое картографирование
3 внутреннего динамического равновесия
4 Климатическое
5 Почвенное
6 Геоботаническое
7 Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)
8 Экологическая обстановка
9 экологической аварией
10 Картодиаграмма
11 Качественное картографирование условий самоочищения
12 Способ ареалов
13 границы, береговые линии, тектонические нарушения
14 линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями каких-либо количественных по-казателей, используются для количественной характеристики сплошных и постепенно изме-няющихся в пространстве явлений
15 использовании электромагнитных излучений, исходящих от предмета исследования
16 Геоцентрическое 17 Антропоцентрическое
18 Биоцентрическое


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности

Перечень вопросов для семинарских занятий.
1. Предмет, метод и задачи экологического картографирования.
2. Теоретические основы экологического картографирования.
3. Определение эколого-географического картографирования. Основные понятия и тер-мины.
4. Эколого-географические исследования.
5. Концепции, направления и этапы становления экологического картографирования.
6. Экологические карты, их виды и классификация.
7. Ландшафтное картографирование для оценки экологических условий.
8. Ландшафтно-экологические карты. Основные концепции и направления.
9. Природопользование как объект картографических исследований.
10. Эколого-географические основы определения антропогенно-техногенной нарушенно-сти ландшафтов и их картографирование.
11. Карты состояния, охраны и использования ресурсов.
12. Содержание карт состояния водных ресурсов.
13.Ссодержание карт состояния земельных ресурсов.
14. Содержание карт состояния ресурсов растительного и животного мира.
15. Содержание карт состояния и охраны атмосферного воздуха.
16. Медико-экологическое картографирование
17. Медико-географические карты
18. Карты санитарно-гигиенических условий
19. Комплексное медико-экологическое картографирование
20. Экологическое картографирование городской среды
21.Экологическое картографирование в градостроительном проектировании
22. Методология экологического картографирования в градостроительном проектирова-нии
тема
23. Экологическая информативность различных исходных материалов для создания карт.
24. Современные экологические проблемы и дистанционные методы их изучения.
25. Использование аэро- и космической информации при составлении экологических карт.

Критерии оценивания
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность дей-ствий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Каждая позиция оценивается 1 баллом.
Оценивание в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.


ОПК-5: Способен понимать принципы работы информационных технологий и решать стандартные задачи профессиональной деятельности в области экологии, природопользования и охраны природы с использованием информационно - коммуникационных, в том числе геоинформационных технологий

Пример практического задания.

Практическая работа №1. Ознакомление с картами экологического содержания. Описание и анализ карт природопользования, охраны природы и экологической тематики.
Цель задания: Получение навыков в анализе содержания карт экологического содержания. Знакомство с принципами построения легенд экологических карт.

Указания к выполнению задания:

1. Выписать название карты и выходные данные (масштаб,год и место издания, названия научных и производственных организаций, подготовивших карту; фамилии авторов, указа-ния на источники составления и иные сведения, помещенные на полях карт).

2. Изучить легенду карт и определить ее тип:
1) элементарная легенда с односторонней характеристикой отдельных элементов при-роды или социально-экономических особенностей местности; использование количе-ственных или качественных показателей;
2) комбинированная легенда, содержащая несколько показателей одного явления; часть комбинированной легенды, передающая определенные качественные и количественные показатели картографируемого явления;
3) типологическая легенда, основанная на научных классификациях данного явления;
4) комплексная легенда, совмещающая показ двух или нескольких компонентов приро-ды или социально-экономических особенностей территории; части легенды.

3. Отметить особенности построения легенды - в виде текстовых описаний; табличного вида с расположением характеристик по горизонтали и вертикали; выделение классификацион-ных подразделений шрифтом или иным методом; использование абсолютных и условных шкал, непрерывных или ступенчатых.
Описать цветовое и штриховое оформление легенды, выделить использованные графиче-ские приемы.
4. Определить способы изображения явлений, используемые на данной карте. Отметить их модификации.
5. Методика создания данного вида карт (полевые съемки с последующим созданием карт обзорных масштабов; интерпретация содержания общегеографических или смежных по те-матике тематических карт; обработка многолетних наблюдений на стационарах; использо-вание статистических данных и другие методики).
6. Вариации содержания данного вида карт. Основные и частные карты. Использование ти-пологических классификаций в данном виде картографирования.
7. Прочитать содержание карты и установить общие закономерности распространения кар-тографируемого явления. Отметить удачные и неудачные примеры использования способов изображения на карте (трудности в прочтении содержания карты).
Структура описания содержания карты
7.1. Природа
Физико-географическое районирование территории
Ландшафтная структура
Характеристика климата
Неблагоприятные природные процессы и явления.
7.2. Население и хозяйство
Социальная структура населения
Территориальная структура народно-хозяйственного комплекса.
7.3. Покомпонентные характеристики
Недра и минеральные ресурсы
Использование водных ресурсов
Состояние атмосферного воздуха
Использование земельных ресурсов
Использование растительного и животного мира (условия и ресурсы, загрязнение, санитарно-гигиеническая оценка качества, объемы выбросов, мероприятия по охране и ра-циональному использованию)
7.4. Комплексные оценки
Интегральная оценка конфликтности ситуации
Регламентация природопользования
Неинфекционная заболеваемость
Интегральная гигиеническая оценка загрязнения окружающей среды
Рекреационный комплекс
7.5. Природоохранная стратегия и ее реализация.
Для всех студентов, в том числе обучающихся на дистанционном обучении, необходимо прикреплять записанные от руки ответы на все задания и вопросы практической работы в виде фото или сканов изображений. Сделанные фотографии следует сохранять в одном еди-ном файле следующих форматов: .doc (MS Word) или .pdf. Файл необходимо подписать сле-дующим образом – Фамилия И.О., группа, пр. 1. Например, Иванов И.И., 901Аб, пр. 1.





Критерии оценивания
В ходе проверки оценивается:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность дей-ствий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Каждая позиция оценивается 1 баллом.
Оценивание в целом:
«5» – 3,6–4 балла.
«4» – 2,8–3,5 балла.
«3» – 2–2,7 балла.
«2» – менее 2 баллов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень примерных вопросов к экзамену:
Предмет, метод и задачи экологического картографирования.
2. Теоретические основы экологического картографирования
3. Концепции, направления и этапы становления экологического картографирова-ния
4. Экологические карты, их виды и классификация
5. Элементы экологической карты. Свойства экологической карты как модели.
6. Уровень синтетичности экологических карт и их генерализованность.
7. Ландшафтное картографирование для оценки экологических условий. Эколого-ландшафтные карты.
8. Природопользование как объект картографических исследований. Связь приро-до-пользования и экологических проблем.
9. Эколого-географические основы определения антропогенно-техногенной нару-шенности ландшафтов и их картографирование
10. Экологическая информативность различных исходных материалов для создания карт
11. Подходы к составлению эколого-географических карт. Принципы построения ле-генд экологических карт.
12. Проектирование и составление ландшафтно-экологической карты
13. Проектирование и составление карты проблем природопользования.
14. Проектирование и составление карты оценки экологического потенциала терри-то-рии.
15. Проектирование и составление карт состояния и охраны атмосферного воздуха.
16. Эколого-геоморфологическое и эколого-почвенное картографирование.
17. Экологическое картографирование городских территорий
18. Разработка легенд карт экологического содержания
19. Проектирование и составление карты-схемы эколого-рекреационной нагрузки на территорию
20. Карты экологического состояния водных ресурсов и водных объектов.
21. Содержание карт состояния ресурсов растительного и животного мира.
22. Эколого-климатические карты.
23. Медико-экологическое картографирование
24. Экологическое картографирование в градостроительном проектировании
25. Картографирование экологических ситуаций и их пространственный анализ.
26. Направления и тенденции развития зарубежного экологического картографиро-ва-ния.
27. Экологические ГИС.
28. Роль экологических карт в оценке экологического риска и выявлении зон чрез-вы-чайной экологической ситуации.
29. Экологическая информативность различных исходных материалов для создания карт.
30. Использование данных дистанционного зондирования Земли для составления эко-логических карт.

Критерии оценивания:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содер-жанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку от-вета студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может полу-чить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хоро-шо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.И. Кочуров, Д.Ю. Шишкина, А.В. Антипова, С.К. Костовска Геоэкологическое картографирование : учебное пособие для студентов высших учебных заведений Издательский центр «Академия», , 2009
Л1.2 В.Т. Трофимов, Н.С. Красилова Инженерно-геологические карты: учебное пособие М.: КДУ, 2008
Л1.3 М.Д. Богданова, И.П. Гаврилова, М.И. Герасимова Мелкомасштабное почвенно-геохимическое картографирование : учебное пособие Географический факультет МГУ. АПР, 2008
Л1.4 В.Т. Трофимов, Д.Г. Зилинг, М.А. Харькина и др. Эколого-геологические карты. Теоретические основы и методика составления: : учебное посбие М.: Высшая школа , 2007
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Курбатова А.С., Баранникова Ю.А., Комедчиков Н.Н. Экологическое картографирование в градостроительном проектировании. : Москва-Смоленск: НИиПИЭГ, Маджента, 2006
Л2.2 Стурман В.И. Экологическое картографирование: Учебное пособие. Аспект Пресс, 2003
Л2.3 Смирнов Л.Е. Экология и картография: СПб.: Изд-во С.-Пб. Ун-та , 1997
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 электронное пособие «Почвенно-экологическое картографирование»; staff.tiiame.uz
Э2 электронное учебное пособие «Геолого-экологические исследования и картографирование (Геоэкологическое картирование)»; www.geokniga.org
Э3 статья на тему «Современное картографическое познание действительности» cyberleninka.ru
Э4 Вебатлас «Окружающая среда и здоровье населения России» www.sci.aha.ru
Э5 Курс в Moodle «Экологическое картографирование» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)


MapInfo Professional (P) - Nodeljcked, MINWRS1200026830 от 12.10.2014 (бессрочная);
ArcGIS Desktop Advanced Educational Teaching Lab Pak (31), v. 10.3.1, № 302914 от 12.02.16 (бессрочная);
ENVI 4.8, № 503626-1 от 16.12.2011 (бессрочная);
QGIS свободная географическая информационная система с открытым кодом, https://qgis.org/ru/site
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
405М помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Штативы для тахеометра и геодезической GPS; листы карт из Атласа Алтайского края
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экологическое картографирование»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экологическое картографирование» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Экологическое картографирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Экологическое картографирование» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Экологическое картографирование» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Экологическое картографирование»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.