МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Планирование природоохранной деятельности производственных объектов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Швецова Ларина Валерьевна

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Планирование природоохранной деятельности производственных объектов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 25.06.2021 г. № 7
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко Вадим Валерьевич, к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 25.06.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Скрипко Вадим Валерьевич, к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Содержание учебной дисциплины "Планирование природоохранной деятелньости производственных объектов" нацелено на формирование представления о системе организации и планирования природоохранной деятельности производственных объектов.
Задачи: 1) продолжить формирование представления о воздействии промышленных предприятий отрасли (подотрасли) на компоненты окружающей среды; документации, регламентирующей природоохранную деятельность на предприятии; комплексе мер по достижению результатов в ходе природоохранной деятельности на промышленном предприятии; видах и типах природоохранных мероприятий; природоохранной деятельности и ее видах(текущей природоохранной деятельности и конкретных мероприятиях) на примере одного промышленного предприятия (по выбору студента);
2) анализировать содержание документации, регламентирующей природоохранную деятельность предприятия (проектов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, сведений государственного статистического наблюдения предприятия: формы 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 4-ОС; экологического паспорта природопользователя; стандартов в области охраны окружающей среды, отраслевых страндартов и стандартов предприятий и выявлять причины их использования на предприятии и пр.);
3) составлять проект экологического паспорта природопользователя; сравнивать систему природоохранных мероприятий различных промышленных предприятий (в рамках одной отрасли; в различных отраслях).


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.2 Владеет базовыми знаниями в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.3 Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-4Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере экологии, природопользования и охраны природы, нормами профессиональной этики
ОПК-4.1 Демонстрирует знания содержания нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы, норм профессиональной этики
ОПК-4.2 Анализирует и сопоставляет содержание нормативных правовых актов в сфере экологии, природопользования и охраны природы при решении задач профессиональной деятельности
ОПК-4.3 Умеет использовать знания о нормативных правовых актах в сфере экологии, природопользования и охраны природы и нормах профессиональной этики для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-6Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности
ОПК-6.1 . Знает этапы проектирования, проведения учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
ОПК-6.2 Умеет анализировать научную литературу и источники, сопоставлять и обобщать информацию, формулировать выводы
ОПК-6.3 Умеет проектировать и проводить учебно- исследовательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
ОПК-6.4 Умеет представлять результаты проектных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.1 Знает научные методы, приемы, способы и подходы для проведения научных исследований и опытно- конструкторских разработок в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.2 Умеет проводить лабораторные и полевые натурные исследования по различным направлениям экологии, природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.3 Умеет проводить работы по обработке и анализу научно- технической информации и результатов исследований в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.4 Владеет навыками подготовки элементов документации, проектов, планов и программ проведения отдельных этапов работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности воздействия промышленных предприятий отрасли (подотрасли) на компоненты окружающей среды (атмосферный воздух, воду, почвы, биоту); основные источники загрязнений и загрязнители (поллютанты) и результат их воздействия на окружающую среду; методы (способы) очистки атмосферного воздуха; методы (способы) очистки сточных вод; перечень очистных установок промышленных предприятий и коэффициент их полезного действия; перечень документации, регламентирующей природоохранную деятельность промышленного предприятия; типы стандартов в области охраны окружающей среды; структуру ГОСТа в области охраны окружающей среды; структуру экологического паспорта природопользователя; факторы, влияющие на планирование природоохранной деятельности промышленного предприятия; виды природоохранной деятельности промышленного предприятия; классификатор видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды (текущая природоохранная деятельность, природоохранные мероприятия); типы природоохранных мероприятий.
3.2.Уметь:
3.2.1.систематизировать знания об основных группах загрязняющих веществ (загрязнителях или поллютантах) и их воздействии на компоненты окружающей среды; анализировать содержание документации, регламентирующей природоохранную деятельность предприятия (проектов нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, сведений государственного статистического наблюдения предприятия: формы 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 4-ОС; экологического паспорта природопользователя; стандартов в области охраны окружающей среды, отраслевых страндартов и стандартов предприятий и выявлять причины их использования на предприятии и пр.); анализировать "Методические рекомендации по заполнению и ведению экологического паспорта природопользователя" (ГОСТ 17.0.0.06 – 2000); заполнять экологический паспорт природопользователя (по выбору студента в соответствии с выбранной отраслью или подотраслью промышленного производства) и анализировать его содержание.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.составления алгоритма планирования и организации природоохранной деятельности, а также перечня конкретных природоохранных мероприятий для промышленного предприятия (по выбору студента); отбора природоохранных мероприятий, которые снижают отрицательное (негативное) воздействие на окружающую среду, обеспечивают эффективное использование природных ресурсов и экологическую безопасность (на примере конкретного промышленного предприятия); сравнения системы природоохранных мероприятий различных промышленных предприятий (в рамках одной отрасли; в различных отраслях).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Воздействие промышленного производства на окружающую среду.
1.1. Введение в курс. Лекции 7 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.2. Воздействие промышленного производства на окружающую среду. Лекции 7 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.3. Воздействие промышленных предприятий отрасли (подотрасли) на компоненты окружающей среды. Практические 7 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.4. Сформулировать обобщения и выводы по результатам заполнения таблицы "Воздействие промышленных предприятий отрасли (подотрасли) на компоненты окружающей среды". Сам. работа 7 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.5. Промышленное производство как источник загрязнения окружающей среды. Практические 7 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.6. Проанализировать диаграммы, отражающие соотношение количества источников выбросов и количества загрязняющих веществ (по каждой отдельной промышленности и представленных предприятий). Сам. работа 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.7. Провести анализ схем(ы) или таблиц(ы), отражающих(ие) зависимость между видами деятельности предприятия (выпускаемой продукцией) и основными загрязняющими веществами (поллютантами), образованными в ходе производства. Сам. работа 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.8. Составить перечень очистных установок, которые используют на предприятиях г. Барнаула. Отразить принцип их работы. Указать коэффициент их полезного действия. Сам. работа 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.9. Составить перечень оборудования (очистных установок), работа которых направлена на очистку атмосферного воздуха (например, циклоны, фильтры, рукавные фильтры и т.д.). Указать принципы работы этого оборудования. При выполнении данного задания можно подготовить презентацию(и). Сам. работа 7 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.10. Подготовка к практическому занятию (семинароского типа). Сам. работа 7 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
1.11. Системы и методы очистки атмосферного воздуха и воды на предприятиях разных отраслей промышленности. Практические 7 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2, ОПК-2.3 Л1.1
Раздел 2. Планирование и организация природоохранной деятельности призводственных объектов.
2.1. Стандарты в области охраны окружающей среды и их значение для планирования природоохранной деятельности производственных объектов. Лекции 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1
2.2. Документация, регламентирующая природоохранную деятельность на промышленном предприятии (общий обзор). Лекции 7 2 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1
2.3. Стандарты в области охраны окружающей среды их применение на промышленных предприятиях. Практические 7 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1
2.4. Сформулировать обобщения и выводы по результатам заполнения таблицы "Стандарты в области ООС и их применение на промышленных предприятиях" по каждой отдельной промышленности, ответив на следующий вопрос «Для чего в данной промышленности используются представленные ГОСТы и другие стандарты»? Сам. работа 7 4 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1
2.5. Классификации природоохранных мероприятий производственных объектов. Лекции 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1
2.6. Экологический паспорт природопользователя. Практические 7 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1
2.7. Составить проект экологического паспорта природопользователя (по выбору студента в соответствии с выбранной отраслью или подотраслью промышленного производства) Сам. работа 7 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1
2.8. Подготовить тематическую презентацию "Проект экологического паспорта природопользователя". Сам. работа 7 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1
2.9. Планирование и организация природоохранной деятельности производственных объектов. Практические 7 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1
2.10. Сформулировать обобщения и выводы по результатам заполнения таблицы "Планирование и организация природоохранной деятельности ………(укажите название предприятия)". Сам. работа 7 4 ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1
2.11. Сведения государственного статистического наблюдения предприятия: формы 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 4-ОС. Практические 7 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.1
2.12. Алгоритм планирования и организации природоохранной деятельности. Сам. работа 7 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1
2.13. Перечень природоохранных мероприятий, которые снижают отрицательное (негативное) воздействие на окружающую среду, обеспечивают эффективное использование природных ресурсов и экологическую безопасность (на примере конкретного промышленного предприятия). Сам. работа 7 8 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ПК-4.4 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ).

Оценка сформированности компетенции ПК-4: Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Тема 1. Влияние промышленных предприятий отрасли (подотрасли) на компоненты окружающей среды.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Выберите вариант ответа, являющийся примером проявления антропогенного воздействия на окружающую среду:
а) выбросы котельных
б) пылевые бури
в) песчаные бури
г) извержения вулканов
Ответ: а

2. Как называется эффект, заключающийся в нагреве внутренних слоёв атмосферы?
а) кислотный
б) парниковый
в) озоновый
г) электромагнитный
Ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
3. Поступление в окружающую среду загрязнителей в виде химических веществ, образующихся непосредственно в ходе естественных, природно-антропогенных и антропогенных процессов (первичное загрязнение), либо образование (синтез) вредных и опасных загрязнителей в ходе физико-химических процессов в среде (вторичное загрязнение), называется _________________.
Ответ: химическое загрязнение

4. Двумерный источник диффузных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (например, выбросы от лесного пожара, свалки отходов или испаряющиеся пары от крупного разлива летучей жидкости), называется______________________.
Ответ: площадной источник загрязнения

5. Группа загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду от предприятий металлургического комплекса, называется ____________________.
Ответ: тяжелые металлы

6. Наиболее водоемкая отрасль лесопромышленного комплекса – это _____________.
Ответ: целлюлозно-бумажная промышленность

7. Источник, выбрасывающий загрязняющие атмосферу вещества по установленной линии (оконные проемы, ряды дефлекторов, эстакады налива) – это _________________.
Ответ: линейный источник загрязнения.

Тема 2. Промышленное производство как источник загрязнения окружающей среды.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Сколько классов опасности отходов существует?
а) 5
б) 6
в) 3
г) 10
Ответ: а

2. Для окружающей среды особую опасность представляет загрязнение:
а) газообразными смесями
б) пылью
в) тяжелыми металлами
г) паром
Ответ: в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
3. Дисциплина, рассматривающая воздействие промышленности, от отдельных предприятий до техносферы, на природу и, наоборот называется _______________ экологией.
Ответ: промышленной

4. Экологическим ущербом называют___________________________________.
Ответ: реальные или потенциальные денежные потери народного хозяйства в результате ухудшения экологической ситуации под воздействием деятельности человека

5. Концентрация загрязняющих веществ, которая при ежедневной работе не вызывает у работающих заболеваний, называется ___________________________________.
Ответ: предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны

6. Максимально возможное уподобление производственных процессов в целом и ресурсных циклов в частности к природным круговоротам веществ в биосфере, либо любые мероприятия, снижающие опасность производства для природы и человека, называются______________.
Ответ экологизацией производства

7. В атмосферный воздух от объектов ________________ производства поступают летучие компоненты нефти и нефтепродуктов, оксиды серы, азота и углерода, образующиеся при сжигании нефтяных остатков, а также продукты неполного сгорания - сажа, полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) и др.
Ответ: нефтехимического

Тема 3. Системы и методы очистки атмосферного воздуха, воды, почвы на предприятиях разных отраслей промышленности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Комплекс специальных сооружений и оборудования, предназначенный для хранения или захоронения радиоактивных, токсичных и других отвальных отходов обогащения полезных ископаемых, именуемых хвостами:
а) хвостохранилище
б) отходохранилище
в) радиохранилище
г) поля фильтрации
Ответ: а

2. Один из методов очистки сточных вод, позволяющий удалить до 60% примесей:
а) химический
б) механический
в) биологический
г) биохимический
Ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
3. Очистка воздуха, позволяющая удалять мелкие частицы пыли до 1 мкм, а также болезнетворные бактерии, маслянистые и другие примеси, называется____________.
Ответ: тонкая очистка воздуха

4. Применение бентонитовых матов и противофильтрационных экранов на полигонах ТКО, с целью исключения попадания загрязнителей в подземные воды, называется______________ .
Ответ: гидроизоляция

5. Источник, осуществляющий выброс через специально сооруженные устройства, называется________________.
Ответ: организованным

6. Процесс очистки производственных сточных вод, содержащих поверхностно-активные вещества (ПАВ), нефть, нефтепродукты, масла, волокнистые материалы заключающийся в образовании комплексов «пузырек-частица», всплывание этих комплексов и удаление образовавшегося пенного слоя с поверхности обрабатываемой жидкости, называется ____________.
Ответ: методом флотации.

7. Технологии очистки почвы, подразумевающие использование растворов поверхностно-активных веществ или сильных окислителей (активный кислород и хлор, щелочные растворы), называются ___________________.
Ответ: химические способы очистки почв.

Тема 4. Стандарты в области охраны окружающей среды (ООС) и их применение на промышленных предприятиях.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности регламентируются:
а) строительными нормами
б) федеральными законами РФ
в) санитарными правилами
г) указами Президента РФ
Ответ: б

2. Совокупность отходов, имеющих общие признаки, соответствующие системе классификации отходов называется:
а) вид отходов
б) тип отходов
в) форма отходов
г) количество отходов
Ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
3. Этот федеральный закон ____________________ регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Ответ: Федеральный закон N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

4. Стандарт, устанавливающий требования к качеству продукции в какой-либо конкретной отрасли производства – это ______________.
Ответ: отраслевой стандарт

5. Технологические нормативы – это____________________.
Ответ: нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются с применением технологических показателей.

6. Документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которые ведут хозяйственную и другую деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды, называется ________________.
Ответ: комплексное экологическое разрешение

7. Такое содержание вредных химических веществ в окружающей среде (воздух, вода, почва, пищевые продукты, кожа работающих), которое практически не влияет на здоровье человека при постоянном контакте или воздействии за определенный промежуток времени и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства, называется ______________.
Ответ: Предельно допустимая концентрация

Тема 5. Экологический паспорт природопользователя.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. На какой срок составляется экологический паспорт природопользователя?
а) на 5 лет
б) на 1 месяц
в) на 1 год
г) на 6 месяцев
Ответ: а

2. Кто несет ответственность за достоверность информации и полноту заполнения таблиц и разделов экологического паспорта природопользователя?
а) служба безопасности предприятия
б) органы местного самоуправления
в) руководитель природопользователя
г) территориальные органы Росприроднадзора
Ответ: в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
3. Лицензии на отдельные виды деятельности; договоры и решения на водопользование; разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ; лимиты размещения отходов; заключения; сертификаты соответствия на топливо, сырье и оборудование относятся к _____________________ документации, регламентирующую природоохранную деятельность предприятия.
Ответ: разрешительной

4. _________________________ — систематизированная информация о современном состоянии природной среды и факторах ее формирования. В нем представляются регулярно пополняемые и уточняемые данные о природных условиях и ресурсах территории, характере их использования, антропогенных воздействиях на природную среду, экологическом состоянии территории и проживающего населения.
Ответ: Экологический паспорт территории (ЭПТ)

5. Перечислите структурные элементы содержащиеся в экологическом паспорте природопользователя (согласно ГОСТ Р 17.0.0.06 – 2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы»):_____________________________________________________________________.
Ответ: титульный лист; сведения о разработчике экологического паспорта; содержание; общие сведения о природопользователе; эколого-экономические показатели; сведения о выпускаемой продукции; краткую характеристику производств; сведения о потреблении энергоносителей; эколого-производственные показатели; сведения о землепользовании; сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование и природоохранную деятельность; план природоохранных мероприятий; список использованных источников информации.

6. Установление предельно допустимых вредных воздействий промышленных объектов и технологий на окружающую среду с учетом ее фонового состояния: выбросов, стоков твердых бытовых отходов, является целью ______________.
Ответ: экологической паспортизации.

7. Система паспортизации должна служить основой для_____________________.
Ответ: проведения экологической сертификации.

Тема 6. Планирование и организация природоохранной деятельности производственных объектов.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какие юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны получить комплексное экологическое разрешение?
а) осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории
б) осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II и III
категории
в) осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV
категории
г) осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории
Ответ: а

2. Соотнесите термин и его характеристику:
а) План (планирование) природоохранных мероприятий
1 оценивают по достигаемой степени очистки вредных выбросов (ПДК, остаточным концентрациям); уровню загрязнения ОС; капитальными и эксплуатационными затратами на экобиозащитную технику и другими показателями.
б) Природоохранная деятельность предприятий
2 самостоя¬тельное структурное подразделение предприятия, подчиняется непо¬средственно директору предприятия или главному инженеру, обеспечивает соблюдение экологических норм и правил на предприятии
в) Природоохранные мероприятия
3 любые технологические, технические или организационные мероприятия, реализация которых связана с уменьшением абсолютного или удельного воздействия на окружающую среду, включая использование ресурсов и готовой продукции с улучшением состояния ОС, предприятия.
г) Отдел охраны окружающей среды 4 предполагают создание природозащитной системы, которая обеспечивает эффективное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.
Ответ а3; б1; в4, г2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
3. _____________ деятельность направлена на достижение стабильности (предотвращение ухудшения) или улучшение состояния окружающей среды.
Ответ: текущая природоохранная деятельность

4. ___________________ - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Ответ: Экологическая безопасность

5. Мероприятия направлены на четкое соблюдение технологического регламента производства, контроля работы за оборудованием, его техническим состоянием, качеством сырья, нормой его использования. Они связаны с управлением, финансированием, структурой производства, называются ________________________.
Ответ: организационно-технические мероприятия

6. Любые технологические, технические или организационные мероприятия, реализация которых связана с уменьшением абсолютного или удельного воздействия на окружающую среду, включая использование ресурсов и готовой продукции с улучшением состояния ОС, предприятия, называются _______________.
Ответ: план (планирование) природоохранных мероприятий
7. Природоохранная деятельность предприятия – это ___________________________.
Ответ: область производственно-хозяйственной деятельности по сохранению качества окружающей среды

Тема 7. Сведения государственного статистического наблюдения предприятия.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Выберите, что из перечисленного является видом экологического контроля:
а) государственный
б) ведомственный
в) муниципальный
г) производственный
д) общественный
е) территориальный
Ответ: а,б,г,д

2. Выберите правильный вариант ответа. На какой срок выдаются разрешения на выбросы или сбросы радиоактивных веществ?
а) 5 лет
б) 10 лет
в) 7 лет
г) бессрочно
Ответ: в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

3. ____________________ - это документы, где указаны точные нормы (количественные показатели), в пределах которых допустимо воздействие на атмосферный воздух. Устанавливаются они в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего сферу охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Данные нормативы разрабатываются для источников, оказывающих негативное влияние на состав воздуха атмосферы.
Ответ: Нормативы допустимых выбросов

4. Документ, который идентифицирует отход, образующийся от деятельности предприятия или сотрудников, называется ___________________.
Ответ: паспорт отхода

5. Годовая форма федерального статистического наблюдения связана с водопользованием, представляет собой совокупность таблиц в которых указывается весь перечень загрязняющих веществ и их объемы которые могут способствовать загрязнению окружающей среды или нанести ей иной ущерб, называется ________________________.
Ответ: 2-ТП (водхоз)

6. Процесс установления соответствия проектной документации по намечаемой хозяйственной деятельности экологическим требованиям, утвержденным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду, проводимый общественными объединениями (организациями), называется ___________________.
Ответ: общественная экологическая экспертиза
7. Документ, определяющий нормативы образования отходов, систематизирующий данные о местах временного накопления, последующего размещения, обезвреживания и утилизации отходов, образовавшихся в результате деятельности предприятия или организации, называется_______________________________________________________.
Ответ: Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)

Критерии оценивания: каждое задание оценивается 1 баллом.
Для зачета: "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

Оценка сформированности компетенции ОПК-8: владением знаниями о теоретических основах экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска, способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности.
Тема 1. Влияние промышленных предприятий отрасли (подотрасли) на компоненты окружающей среды.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Что из перечисленного является источником физического загрязнения окружающей среды?
а) бактерии
б) шум
в) микроорганизмы
г) пестициды
Ответ: б

2. Выберите правильный вариант ответа. Естественный шумовой фон составляет:
а) 20-30 дБ
б) 50-60дБ
в) 80-90дБ
г) 110-120дБ
Ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
3. Совокупность электромагнитных полей, разнообразных частот, негативно влияющих на человека — ____________ загрязнение.
Ответ: электромагнитное

4. Загрязнение окружающей среды, происходящее как следствие деятельности человека при проникновении в экосистемы или технические устройства видов животных (бактерий) и/или растений, обычно там отсутствующих, называется _____________________ загрязнение.
Ответ: биологическое загрязнение.

5. Выбросы углекислого газа в атмосферу по масштабности распространения относятся к _______________.
Ответ: глобальным.

6. Минимальная протяженность СЗЗ для предприятий II класса опасности составляет_______ м.
Ответ: 500

7. _________________ - это максимальное количество вредных выбросов в атмосферу в течение 30 мин, которое не приводит к превышению их концентрации в населенном пункте среднесуточной ПДК.
Ответ: ПДК максимально разовая (ПДКм.р)

Тема 2. Промышленное производство как источник загрязнения окружающей среды.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Выберите, что является источником теплового загрязнения литосферы:
а) транспортные средства
б) гидроэлектростанции
в) теплотрассы, газопроводы
г) плотина
Ответ: в

2. Назовите явление, усиливающее токсическое действие одного вещества другими:
а) биоконцентрация
б) биоаккумуляция
в) концентрирование
г) синергизм
Ответ: г

3. Назовите классификацию вредных веществ по степени воздействия на организм человека:
а) чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные, малоопасные
б) вредные и безвредные
в) ядовитые и неядовитые
г) чрезвычайно опасные и умеренно опасные
Ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Бесцветный газ с кисловатым запахом и вкусом, продукт полного окисления углерода, являющийся одним из парниковых газов, – это диоксид_________.
Ответ: углерода

2. Способность организма накапливать химическое вещество из окружающей среды, называется ____________.
Ответ: биоконцентрацией.

3. Для непрерывной длительной регистрации загрязнения атмосферы используют _______________посты.
Ответ: стационарные.

4. Температура сточных вод предприятия при сбросе в канализационную сеть не должна превышать________.
Ответ: 40˚С.

5. Уровень вибрации, который при ежедневной работе в течение 8 часов в течение всего рабочего стажа не может вызвать у работающего заболеваний, называется_________________.
Ответ: предельно допустимый уровень вибрации на рабочем месте

Тема 3. Системы и методы очистки атмосферного воздуха, воды, почвы на предприятиях разных отраслей промышленности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите показатель характеризующий общую загрязненность сточных вод органическими и минеральными веществами:
а) зольность сухой остаток
б) плотный остаток
в) взвешенные вещества
г) мутность
Ответ: а

2. Назовите величину ПДК по нефтепродуктам (мг/дм3), для водоемов культурно-бытового назначения:
а) 0,3
б) 0,1
в) 0,05
г) 0,5
д) 0,1
Ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Пылеуловители, в которых очистка движущегося воздуха от пыли происходит под действием сил гравитации и инерции, называются ______________.
Ответ: инерционными

2. При очистке водоемов биологическим методом в качестве биофильтров применяют_______________.
Ответ: пористые материалы.

3. Количество примесей, которое задерживается на бумажном фильтре при фильтровании пробы, - это ________________________.
Ответ: взвешенные вещества.

4. Воздухоочиститель, используемый в промышленности, а также в некоторых моделях пылесосов для очистки газов или жидкостей от взвешенных частиц - это____________.
Ответ: циклон.

5. К недостаткам мокрых пылеулавливающих аппаратов относятся:___________________.
Ответ: образование шлама, вынос в атмосферу водяных паров; повышенная коррозия аппаратов и газоходов

6. Самый экономически выгодный метод очистки атмосферного воздуха, называется_______________.
Ответ: метод каталитического окисления

7. Самый распространенный метод, позволяющий перерабатывать большие объемы ТКО, называется______________.
Ответ: пиролиз

Тема 4. Стандарты в области охраны окружающей среды (ООС) и их применение на промышленных предприятиях.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Каким должен быть допустимый уровень шума в помещении на рабочем месте?
а) от 35 до 45 дБ
б) от 55 до 85 дБ
в) от 85 до 120 дБ
г) от 20 до 50 дБ
Ответ: б

2. Документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция или услуга, а также процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли требования – это:
а) национальный стандарт
б) технические условия
в) сертификат
г) рекомендации по стандартизации
Ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами называется__________________.
Ответ: санитарно-защитная зона

2. Нормативный документ, в котором прописаны единые для конкретного предприятия или отдельной продукции требования к товарам, способам и методикам для качественного результата, называется_______________.
Ответ: стандарт предприятия

3. Перечислите типы стандартов, применяемые промышленными предприятиями: ____________________________________________________________________________.
Ответ: государственные стандарты (ГОСТ и ГОСТ Р), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТП).

4. Международные стандарты серии ISO 14000 направлены на:______________________________.
Ответ: сведение к минимуму негативного влияния деятельности организации на окружающую среду; соблюдение применяемых законов, правил и других требований.

5. Документ, устанавливающий технические требования, которым должны соответствовать конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа- это ______________.
Ответ: технические условия.

6. _______________ - это документ, который устанавливает требования к безопасной эксплуатации техники, оборудования или других объектов. Он содержит информацию о правильной установке, эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании объекта.
Ответ: Правила эксплуатации

Тема 5. Экологический паспорт природопользователя.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Выберите, что из перечисленного включает первая часть экологического паспорта природопользователя:
а) схема очистки сточных вод
б) сведения о предприятии
в) описание технических систем выработки основных видов продукции
г) сведения об используемом сырье
д) все перечисленные
Ответ: д

2. Выберите, что из перечисленного содержит вторая часть экологического паспорта природопользователя:
а) перечень планируемых мероприятий по снижению нагрузки на ОС
б) устав предприятия
в) технологию производства продукции
г) сведения об используемом сырье
Ответ: а
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Документ, содержащий информацию об уровне использования природопользователем ресурсов (природных, вторичных и др.) и степени воздействия его производств на окружающую природную среду, а также сведения о разрешениях на право природопользования, нормативах воздействий и размерах платежей за загрязнение окружающей природной среды и использование природных ресурсов, называется______________.
Ответ: экологический паспорт природопользователя

2. Результаты производственного контроля; протоколы совещаний по экологической тематике; сведения государственного статистического наблюдения предприятия: 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы); оперативная отчетность о выполнении мероприятий и программ в области ООС; расчеты размера платы за негативное воздействие на ОС, относятся к ____________________ документации, регламентирующую природоохранную деятельность предприятия.
Ответ: отчетной

3. Основные производственные фонды, используемые для охраны окружающей природной среды, затраты на окружающую природную среду, заложенные в себестоимость выпускаемой продукции и в балансовую прибыль природопользователя, характеристика промышленных и бытовых отходов, сведения по их образованию, движению и размещению, относятся к ____________________ показателям.
Ответ: эколого-производственным

4. Эколого-экономические показатели включают в себя ________________________.
Ответ: капитальные и текущие затраты на охрану окружающей природной среды, источники финансирования, плата за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей природной среды.

Тема 6. Планирование и организация природоохранной деятельности производственных объектов.

1. Выберите, что из перечисленного не обязаны проводить собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в целях охраны земель:
а) мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения
б) мероприятия по установлению нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ
в) мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия
г) мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации
Ответ: б

2. Назовите документ, устанавливающий экологические требования, ограничения объекта использования природных ресурсов и уровень загрязнения окружающий среды и условия природопользования для предприятия:
а) экологический паспорт природопользователя
б) лицензия
в) экологическая экспертиза
г) сертификат соответствия
Ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В соответствии с программой производственного контроля производственный экологический контроль на предприятии осуществляют___________________.
Ответ: руководитель предприятия / экологические службы / руководители функциональных служб и производственных подразделений.

2. Перечислите виды экологических лицензий________________________________.
Ответ: на картографическую разведывательную деятельность; на использование подземных вод; на пользование наземными водами; на добычу полезных ископаемых; на захоронение отходов; на геодезические исследования; на работу с металлами.

3. Под термином «охрана атмосферного воздуха» понимается ______________________________.
Ответ: система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

4. Критерии отнесения к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов определяются____________________ .
Ответ: Правительством Российской Федерации.

5. Мероприятия направлены на совершенствование существующих и разработку новых технологических процессов, машин, механизмов и материалов с целью исключения или снижения негативных воздействий промышленных предприятий на окружающую среду, называются ______________.
Ответ: инженерные.

6. __________________ мероприятия обеспечивают самоочищение или самовосстановление природной среды, они делятся на две подгруппы: абиотические, биотические.
Ответ: экологические.

Тема 7. Сведения государственного статистического наблюдения предприятия.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Выберите вариант ответа, который указывает на какой период для объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
а) на период не более 2 лет
б) на период не более 1 года
в) на период выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или реализации программы повышения экологической эффективности, или на период осуществления мероприятий по выводу объекта из эксплуатации
г) на период вывода объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на проектную мощность
Ответ: в

2. Установите соответствие:
а) Форма 2-ТП (воздух)
1 Форма статистической отчетности, которая содержит информацию о водопользовании хозяйствующего субъекта (сведения об использовании воды).
б) Форма 2-ТП (водхоз)
2 Форма федерального статистического наблюдения, которую предоставляют юридические лица: органы местного самоуправления, организации, осуществляющие централизованный отвод сточных вод от населения и (или) от бюджетофинансируемых организаций (включая организации, арендующие мощности для оказания услуг, в том числе имеющие очистные сооружения канализации и отдельные канализационные сети)
в) Форма 4-ОС 3 Форма статистического наблюдения, на основании которой в Российской Федерации ведется формирование официальной статистической информации о затратах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на охрану окружающей среды.
г) Форма 1 - канализация 4. Специализированный статистический отчет, в котором отражаются сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В него включены таблицы, в которых фиксируется не только список загрязняющих веществ, но также их объемы.
Ответ: а4; б1; в3, г2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
3. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, расположенных на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, устанавливаются______________________________________________.
Ответ: временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.

4. Специализированный статистический отчет, в котором отражаются сведения о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух, называется____________.
Ответ: форма 2-ТП (воздух).

5. Перечислите основные виды государственной экологической статистической отчетности: __________________________________________________________________.
Ответ: Форма 2 - тп (воздух); Форма 2 - тп (водхоз); Форма 2 - тп (отходы); Форма 1 – канализация; Форма 1 – водопровод; Форма 4 - ОС.

6. Инвентаризация источников воздействия на окружающую среду – это __________________.
Ответ: документированное описание (в том числе, на основе дополнительных измерений) общего количества, расположения, основных характеристик источников воздействия, включая их соответствие установленным нормативам и лимитам.

Критерии оценивания: каждое задание оценивается 1 баллом.
Для зачета: "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий; "не зачтено" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (УСТНЫЙ ОПРОС, УСТНОЕ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД))
1. Источники выбросов промышленного предприятия. Приведите примеры источников выбросов для конкретного промышленного предприятия (по выбору студента).
2. Зависимость между показателями "количество источников выбросов" и "количество загрязняющих веществ". Приведите примеры соотношения указанных показателей (по каждой промышленности отдельно).
3. Связь между показателями "выпускаемая продукция", "загрязняющие вещества (поллютанты)" и "воздействие загрязняющих веществ на окружающую среду". Докажите наличие такой связи, используя данные о промышленных предприятиях.
4. Термин "эффект суммации". Для каких промышленных предприятий и их отдельных производств это характерно? Почему?
5. Методы (способы) очистки атмосферного воздуха. Очистное оборудование (пылеосадительные камеры, циклоны, фильтры, мокрые пылеулавители, скрубберы и пр.).
6. Методы (способы) очистки сточных вод (механическая, химическая, физико-химическая, биологическая и пр.). Очистное оборудование.
7. Термины "очистные сооружения", "очистные установки" и "очистное оборудование". Приведите примеры.
8. Очистные установки (очистное оборудование), используемые на промышленных предприятиях (для каждой отдельной промышленности). Какой коэффициент полезного действия характерен для очистных сооружений (оборудования)?
9. Принцип работы очистных установок (очистного оборудования), направленных на очистку атмосферного воздуха от примесей (например, циклоны, фильтры, рукавные фильтры и т.д.).
10. Принцип работы очистных установок (очистного оборудования), направленных на водоочистку от примесей.
11. Складирование, хранение, переработка, утилизация отходов в пределах промышленного предприятия. Мероприятия по управлению отходами на промышленном предприятии.
12. Документация, регламентирующая природоохранную деятельность предприятия (обосновывающая, разрешительная, организационно-распорядительная, плановая, договорная, отчетная).
13. Проекты нормативов допустимого воздействия на окружающую среду: предельно допустимые выбросы (ПДВ), предельно допустимые сбросы вещества (ПДС), предельно допустимые нормы концентрации веществ (ПДК), нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, нормативы допустимых физических воздействий (количества тепла, уровни шумов, вибрации, ионизирующего излучения).
14. Лицензии предприятия на отдельные виды деятельности, осуществляемые предприятием, договоры на водопользование и пр.
15. Экологические программы, программы производственного экологического контроля, экологический паспорт промышленного предприятия.
16. Сведения государственного статистического наблюдения предприятия: формы 2-ТП (водхоз), 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 4-ОС.
17. Типы стандартов в области охраны окружающей среды. Характеристика каждого типа.
18. Структура ГОСТа в области охраны окружающей среды: категория стандарта, номер системы, шифр комплекса, шифр группы, порядковый номер, год регистрации стандарта. Привести примеры структуры стандартов (по выбору студента).
19. Структура ГОСТа 17.0.0.06 – 2000 "Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы". Сравнение экологического паспорта промышленного предприятия (отмененного) и экологического паспорта природопользователя (действующего).
21. Факторы, влияющие на планирование природоохранной деятельности промышленного предприятия.
22. Виды природоохранной деятельности промышленного предприятия.
23. Классификатор видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды (текущая природоохранная деятельность, природоохранные мероприятия).
24. Типы природоохранных мероприятий. Характеристика каждого типа.
25. Алгоритм планирования и организации природоохранной деятельности, а также перечень конкретных природоохранных мероприятий промышленного предприятия.
26. Перечень природоохранных мероприятий, снижающих отрицательное (негативное) воздействие на окружающую среду, обеспечивающих эффективное использование природных ресурсов и экологическую безопасность (на примере конкретного промышленного предприятия).

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТИПОВЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Заполнить таблицу "Влияние промышленных предприятий отрасли (подотрасли) на компоненты окружающей среды". Рубрики таблицы: название отрасли (подотрасли) промышленного производства, влияние промышленного предприятия на компоненты окружающей среды (атмосферный воздух, воду, почвы, биоту, включая здоровье человека).
2. Сформулировать обобщения и выводы по результатам заполнения таблицы "Влияние промышленных предприятий отрасли (подотрасли) на компоненты окружающей среды".
3. Рассмотреть структуру и содержание таблиц приложения «Системы и методы очистки на предприятиях разных отраслей промышленности г. Барнаула», составленных на основе материалов Управления Росприроднадзора, 2012. Выписать основные рубрики данной таблицы.
4. Провести анализ диаграмм, отражающих соотношение количества источников выбросов и количества загрязняющих веществ (по каждой отдельной промышленности и представленных предприятий).
5. Провести анализ схем(ы) или таблиц(ы), отражающих(ие) зависимость между видами деятельности предприятия (выпускаемой продукцией) и основными загрязняющими веществами (поллютантами), образованными в ходе производства. Указать их влияние на атмосферный воздух и здоровье человека в рабочей зоне.
6. Составить перечень очистных установок, которые используют на предприятиях г. Барнаула. Отразить принцип их работы. Указать коэффициент их полезного действия. Надо записать ответы (в любой форме по выбору студента).
7. Составить перечень оборудования (очистных установок), работа которых направлена на очистку атмосферного воздуха (например, циклоны, фильтры, рукавные фильтры и т.д.). Указать принципы работы этого оборудования. При выполнении данного задания можно подготовить презентацию(и).
8. Указать очистные установки, которые используются на предприятиях отдельных отраслей (подотраслей) промышленного и сельскохозяйственного производства (см. практическую работу 1, 2). Свой ответ необходимо записать.
9. Заполнить таблицу "Стандарты в области ООС и их применение на производстве", используя данные о системе промышленного производства "Промышленность – отрасль (подотрасль)" (в рамках выбранной траектории работы, см. практическую работы 1, 2). Рубрики таблицы: промышленность - отрасль(подотрасль) производства; ГОСТы в области ООС, используемые на конкретном производстве; отраслевые стандарты; стандарты предприятия (вкл. ТУ, СН и т.д.).
10. Сформулировать обобщения и выводы по результатам заполнения таблицы "Стандарты в области ООС и их применение на производстве" по каждой промышленности, ответив на следующий вопрос «Для чего в данной промышленности используются представленные ГОСТы и другие стандарты»?
11. Составить проект экологического паспорта природопользователя (по выбору студента в соответствии с выбранной отраслью или подотраслью промышленного производства) или проанализировать готовый экологический паспорт природопользователя, используя следующий план:
1) титульный лист;
2) сведения о разработчике экологического паспорта;
3) содержание;
4) общие сведения о природопользователе;
5) эколого-экономические показатели;
6) сведения о выпускаемой продукции;
7) краткая характеристика производства;
8) сведения о потреблении энергоносителей;
9) эколого-производственные показатели;
10) сведения о землепользовании;
11) сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование и природоохранную деятельность;
12) план природоохранных мероприятий;
13) список использованных источников и литературы.
12. Подготовить тематическую презентацию "Проект экологического паспорта природопользователя".
13. Заполнить таблицу "Планирование и организация природоохранной деятельности ………(укажите название предприятия)". Рубрики таблицы: показатели (структурное подразделение промышленного предприятия, осуществляющее природоохранную деятельность (с указанием его функций); характеристика природоохранной деятельности (конкретных мероприятий)); природоохранные мероприятия по охране атмосферного воздуха (см. экологический паспорт); природоохранные мероприятия по охране водных ресурсов (см. экологический паспорт); природоохранные мероприятия по охране земель (см. экологический паспорт); характеристика этих показателей.
14. Сформулировать обобщения и выводы по результатам заполнения таблицы "Планирование и организация природоохранной деятельности ………(укажите название предприятия)".
15. Перечислить разделы и показатели, включенные в сведения государственного статистического наблюдения (2-ТП (воздух), 2-ТП (водхоз), 2-ТП (отходы), 4-ОС.
Свой ответ оформите в форме шаблонов таблиц или схем (по выбору студента).



5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине "Планирование природоохранной деятельности производственных объектов" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Калыгин В. Г. Промышленная экология: учебное пособие Академия, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ГОСТ 17.0.0.04 – 90 "Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения". Режим доступа: www.gosthelp.ru/text/GOST17000490Oxranaprirody.html. - Заглавие с экрана.
Э2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по заполнению и ведению экологического паспорта промышленного предприятия ГОСТ 17.0.0.04-90. Режим доступа: https://znaytovar.ru/gost/2/Metodicheskie_rekomendacii_po_9.htm. - Заглавие с экрана.
Э3 Охрана окружающей среды. ГОСТы. Режим доступа: https://standartgost.ru/0/270-ohrana_okruzhayuschey_sredy. - Заглавие с экрана.
Э4 ГОСТ Р 17.0.0.06 - 2000. Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы. http://docs.cntd.ru/document/1200007263. - Заглавие с экрана.
Э5 ГОСТ 17.1.1.01-77 Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения. http://docs.cntd.ru/document/1200007263. - Заглавие с экрана.
Э6 ГОСТ 17.2.1.03-84 Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения. http://docs.cntd.ru/document/1200007263. - Заглавие с экрана.
Э7 ГОСТ 17.2.1.04-77 Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы. Термины и определения. http://docs.cntd.ru/document/1200007263. - Заглавие с экрана.
Э8 ГОСТ 17.4.2.01-81 Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния. http://docs.cntd.ru/document/1200007263. - Заглавие с экрана.
Э9 ГОСТ 27593-88 Почвы. Термины и определения. http://docs.cntd.ru/document/1200007263. - Заглавие с экрана.
Э10 ГОСТ Р 51379-99 Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов. Основные положения. Типовые формы. http://docs.cntd.ru/document/1200007263. - Заглавие с экрана.
Э11 Курс в Moodle"Планирование природоохранной деятельности производственных объектов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина "Планирование природоохранной деятельности производственных объектов" предполагает освещение ключевых вопросов, связанных с планированием и организацией природоохранной деятельности производственных объектов. Освоение содержания дисциплины происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 7 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
Содержание данной дисциплины нацелено на формирование представления о системе организации и планирования природоохранной деятельности производственных объектов (видах природоохранной деятельности и комплексе мер по достижению результатов; факторах, влияющих на планирование природоохранной деятельности промышленного предприятия; документации, регламентирующей природоохранную деятельность на предприятии; о текущей природоохранной деятельности и конкретных мероприятиях на примере одного промышленного предприятия (по выбору студента)).
В ходе лекций по учебной дисциплине "Планирование природоохранной деятельности производственных объектов" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность природоохранной деятельности в зависимости от производственных процессов, а также вопросы планирования и организации природоохранных мероприятий. Важно использовать профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям (вопросы и задания к зачету составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной работой.