МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Слажнева С.С.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Юлия Вячеславовна

Рабочая программа дисциплины
Социальная экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 25.06.2021 г. № 7
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 25.06.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины - формирование у студентов представления о проблемах взаимодействия человеческого общества и природы в различные этапы времени, возможных последствиях техногенного влияния на окржающую среду.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.2 Владеет базовыми знаниями в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.3 Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-6Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности
ОПК-6.1 . Знает этапы проектирования, проведения учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
ОПК-6.2 Умеет анализировать научную литературу и источники, сопоставлять и обобщать информацию, формулировать выводы
ОПК-6.3 Умеет проектировать и проводить учебно- исследовательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
ОПК-6.4 Умеет представлять результаты проектных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.1 Знает научные методы, приемы, способы и подходы для проведения научных исследований и опытно- конструкторских разработок в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.2 Умеет проводить лабораторные и полевые натурные исследования по различным направлениям экологии, природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.3 Умеет проводить работы по обработке и анализу научно- технической информации и результатов исследований в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.4 Владеет навыками подготовки элементов документации, проектов, планов и программ проведения отдельных этапов работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-6.1. Знает этапы проектирования, проведения учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
ПК-4.1 Знает научные методы, приемы, способы и подходы для проведения научных исследований и опытно-конструкторских разработок в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Владеет базовыми знаниями в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-6.2. Умеет анализировать научную литературу и источники, сопоставлять и обобщать информацию, формулировать выводы.
ОПК-6.3. Умеет проектировать и проводить учебно-исследовательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
ОПК-6.4. Умеет представлять результаты проектных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
ПК-4.2 Умеет проводить лабораторные и полевые натурные исследования по различным направлениям экологии, природопользования и охраны окружающей среды.
ПК-4.3 Умеет проводить работы по
обработке и анализу научно-технической
информации и результатов исследований в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3. Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-6.3. Защищает результаты проектных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды с использованием ИКТ.
ПК-4.4 Владеет навыками подготовки элементов документации, проектов, планов и программ проведения отдельных этапов работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Становление социальной экологии и её предмет
1.1. Социальная экология как наука Лекции 6 2 Л1.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.4
1.2. Семинар: "Становление социальной экологии как науки" Практические 6 2 Л1.5, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.3
1.3. Социальная экология как наука Сам. работа 6 5 Л1.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Социально-экологическое взаимодействие и его субьекты
2.1. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия Лекции 6 2 Л1.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.2, Л1.4
2.2. Семинар"Становление взаимоотношений человека и природы на заре истории цивилизации" Практические 6 4 Л1.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.3
2.3. Составить эссе по теме " Становление взаимоотношений человека и природы". Сам. работа 6 10 Л1.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.3
2.4. Составить эссе по теме "Человек и ноосфера". Сам. работа 6 12 Л1.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.3
2.5. Составить эссе по теме "Человек и космос". Сам. работа 6 12 Л1.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации
3.1. Взаимоотношение природы и общества, исторический аспект Лекции 6 2 Л1.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.3, Л1.3
3.2. Взаимоотношение природы и общества, исторический аспект Практические 6 4
3.3. Составить эссе по теме "Современный экологический кризис и пути его преодоления". Сам. работа 6 12 Л1.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Глобальные проблемы человечества и пути их решения
4.1. Глобальные проблемы человечества и пути их решения Лекции 6 2 Л1.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.3
4.2. Глобальные проблемы человечества и пути их решения Практические 6 4 Л1.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.3
4.3. Составить эссе по теме: Экология жизненной среды". Сам. работа 6 12 Л1.5, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Поведение человека в естественной и социальной среде
5.1. Поведение человека в естественной и социальной среде Лекции 6 2 Л1.5, Л1.1, Л2.1, Л1.3
5.2. Поведение человека в естественной и социальной среде Практические 6 2 Л2.1
5.3. Поведение человека в естественной и социальной среде Сам. работа 6 3 Л2.1
Раздел 6. Экология жизненной среды
6.1. Экология жизненной среды Лекции 6 2 Л1.5, Л1.1, Л2.1, Л1.3
6.2. Экология жизненной среды Практические 6 2 Л2.1
Раздел 7. Элементы экологической этики
7.1. Элементы экологической этики Лекции 6 2 Л1.5, Л1.1
7.2. Элементы экологической этики Практические 6 2 Л2.1
Раздел 8. Элементы экологической психологии
8.1. Элементы экологической психологии Лекции 6 2 Л1.5, Л1.1
8.2. Элементы экологической психологии Практические 6 2 Л2.1
Раздел 9. Элементы экологической педагогики
9.1. Элементы экологической педагогики Лекции 6 2 Л1.5, Л1.1, Л1.4
9.2. Элементы экологической педагогики Практические 6 2 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Социальная экология" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2129.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Кто из ученых ввел термин «социальная экология»?
a. Д. Маркович.
б. Р.Парк и Э. Берджесс.
в. А. Мамзин и В. Смирнов.
г. Н.М. Мамедов.
ОТВЕТ:б
Вопрос 2. В каком году американские исследователи употребили термин «социальная экология»?
a. 1926 г.
б. 1940 г.
в. 1921 г.
г. 1877 г.
ОТВЕТ:в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.1. ___________ – это научная дисциплина, изучающая взаимодействие между обществом и окружающей средой.
ОТВЕТ: Социальная экология.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Виды адаптации человека к изменяющимся условиям среды?
a. Генотипическая.
б. Климатическая.
в. Социальная, климатическая, генотипическая.
г. Психологическая, фенотипическая.
ОТВЕТ:в
Вопрос 2. Экологическая система – это …?
a. Часть природной среды, характеризующаяся общностью внутренней структуры и происхождением.
б. Совокупность биотических сообществ.
в. Часть природной среды, образованной живыми организмами.
г. Природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в которой живые и косные элементы связаны между собой.
ОТВЕТ:г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.___________ – это идеология и движение, основанное на сохранении биологического разнообразия и экологической устойчивости.
ОТВЕТ: Экологизм.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Фетиш это – …?
a. Неодушевленный предмет, который по представлению верующих наделен сверхъестественной силой.
б. Животное, растение, явление природы, которые у родовых групп людей служат объектом религиозного почитания, основанного на вере в тесную связь человека и природных объектов.
в. Одно из направлений древнекитайской философии.
ОТВЕТ:а
Вопрос 2. В каком году состоялась Конференция ООН по окружающей среде в Стокгольме (Швеция)?
a. 1972 г.
б. 1992 г.
в. 1962 г.
г. 1973 г.
ОТВЕТ:а
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1.______________– это процесс принятия экологических ценностей, норм и привычек в повседневной жизни с целью уменьшения негативного влияния на окружающую среду.
ОТВЕТ: Экологизация.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ЭССЕ ПО СЛЕДУЮЩИМ ТЕМАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
1. "Введение в социальную экологию".
2. "Современный экологический кризис и пути его преодоления".
3. "Элементы экологической психологии".
4. "Экология жизненной среды".
5. "Экология и этногенез".
6. "Человек и ноосфера".
7. "Человек и космос".

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: поздний палеолит, мезолит.
2. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: эпоха неолит, энеолит («медный» век) и эпоха бронзы.
3. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: эпоха железа («железный век» или античное время).
4. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: Средневековье (эпоха феодализма), Эпоха Великих географических открытий (эпоха Ренессанса).
5. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: новое и новейшее время.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 6 семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса.
Перечень вопросов к экзамену.
1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки.
2. Становление социальной экологии и ее предмета.
3. Отношение социальной экологии к другим наукам.
4. Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия.
5. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия.
6. Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики.
7. Основные этапы становления взаимоотношений природы и общества.
8. Современный экологический кризис. Различные подходы к определению путей его преодоления.
9. Перспективы развития взаимоотношений природы и общества. Идеал ноосферы.
10. Концепция устойчивого развития.
11. Глобальные проблемы человечества и пути их решения.
12. Поведение человека. Уровни регуляции поведения.
13. Потребности как источник активности личности. Характеристика экологических потребностей человека.
14. Адаптация человека к естественной и социальной среде.
15. Своеобразие поведения человека в естественной и социальной среде.
16. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.
17. Элементы жизненной среды человека и их характеристика. Взаимоотношения человека с элементами его изненной среды.
18. Экологические аспекты этногенеза.
19. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы.
20. Природа как ценность.
21. Основные этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы: антропоцентризм и атуроцентризм.
22. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип.
23. Проблема ненасильственного взаимодействия человека, общества и природы в различных религиозных концепциях.
24. Предмет экологической психологии.
25. Субъективное отношение к природе и его разновидности.
26. Субъективное восприятие мира природы. Экологическое сознание.
27. Экологическая культура личности и педагогические условия ее формирования.
28. Экологическое воспитание личности.
29. Содержание экологического образования.
30. Экологизация образования.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прохоров Б.Б. Социальная экология: учебник М.: Академия, 2010, 2010
Л1.2 Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Залунин В.И. Социальная экология: Учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б. Социальная экология: учеб. для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.Г. Бганба Социальная экология: учебное пособие для вузов высшей школы, 2004
Л2.2 : ,
Л2.3 : ,
Л2.4 : ,
Л2.5 : ,
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Социальная экология» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС "Университетская библиотека online"-http://www.biblioclub.ru
ЭБС "Лань" - http://e.lanbook.com /
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
404М кабинет метеорологии географии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 28 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; карта мира настенная, карта России настенная

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина "Социальная экология" предполагает освещение ключевых вопросов, которые рассматривают отношения общества со средой жизни человека, а также пути оптимизации этих отношений и решения возникающих экологических проблем.
Содержание данной дисциплины нацелено на формирование представления о взаимоотношениях человека с окружающей природной средой.
Освоение содержания дисциплины происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 5 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
В ходе лекций по учебной дисциплине "Социальная экология" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъясняя ключевые термины и сущность процессов, происмходящих между человеком, средой его обитания, в том числе и природной. Важно использовать профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме экзамена. Перед экзаменом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения экзамена может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям, которые составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов; 2) письменной работой.