МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы исследований и обработка информации в природопользовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Скрипко В.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы исследований и обработка информации в природопользовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 25.06.2021 г. № 7
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 25.06.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основноя целью освоения дисциплины является ознакомление студентов с методологией анализа различных аспектов природопользования, полевыми и аналитическими методами исследования воздействия хозяйственной деятельности человека на объекты окружающей природной среды.
Основные задачи: изучить принципы и методологию природного, социально-экономического, геоэкологического подходов в природопользовании. Рассмотреть пространственный, социокультурный эколого-экономический анализ территорий, методы количественного и качественного анализа; применение дистанционных и ГИС-технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1.01Способен критически анализировать информацию в области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды для планирования и решения задач профессиональной деятельности
ПК-1.01.1 Демонстрирует знания в области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды при планировании и решении задач профессиональной деятельности
ПК-1.01.2 2 Анализирует и сопоставляет информацию в области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды при решении практических задач
ПК-1.01.3 Умеет использовать знания из области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды для решения задач профессиональной деятельности
ПК-3.01Способен осуществлять управление природопользованием и охраной окружающей среды
ПК-3.01.1 Знает механизмы управления природопользованием и охраной окружающей среды
ПК-3.01.2 Умеет использовать механизмы управления природопользованием и охраной окружающей среды в профессиональной деятельности
ПК-3.01.3 Владеет механизмами управления природопользованием и охраной окружающей среды при планировании и решении задач в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие принципы организации научного исследования в природопользовании; концепции природопользования, физической и социально-экономической географии, используемые в географических исследованиях природопользования; физико-географические, ландшафтно-геохимические, ландшафтно-геофизические методы исследований; аэрокосмические методы и методы геоинформационного моделирования
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать научное исследование в сфере природопользования; применять концепции природопользования, физической и социально- экономической географии в географических исследованиях природопользования; применять физико-географические, ландшафтно-геохимические, ландшафтно-геофизические методы исследований; аэрокосмические методы и методы геоинформационного моделирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.организации научного исследования в природопользовании; применения концепций природопользования, физической и социально-экономической географии для исследования природопользования; физико-географических, ландшафтно-геохимических, ландшафтно-геофизических методов исследований; аэрокосмических методов и методов геоинформационного моделирования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Цели и задачи курса. Современное понятие о природопользовании, как о междисциплинарном научном направлении и виде практической деятельности. Рациональное и нерациональное, интенсивное и экстенсивное природопользование. Классификация видов природопользования. Общие понятия научного исследования: теория, методология познания, уровни знания, эмпирические и теоретические методы; основные общенаучные методы исследования: моделирование и эксперименты (натурные, модельные). Этапы в схеме геоэкологических исследований природопользования: инвентаризационный, оценочный, прогнозный. Лекции 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
1.2. Внеаудиторное чтение Сам. работа 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Общие принципы организации научного исследования
2.1. Выбор темы исследования. Формулирование проблемы. Обоснование ее актуальности. Выбор рабочей концепции и методов исследования. Формулирование задач. Составление плана исследования. Обработка результатов и их представление. Лекции 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.2. Организация научного исследования на примере своей курсовой работы Практические 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
2.3. Организация научного исследования на примере своей курсовой работы Сам. работа 7 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Аэрокосмические методы исследований
3.1. Основные понятия. Физические основы аэрокосмических методов. Электромагнитный спектр. Оптические характеристики объектов. Спектрометрирование. Спектральная отражательная способность природных объектов. Лекции 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.2. Знакомство с интерфейсом программы ENVI. Визуализация многозональных космических снимков на примере Landsat7. Информация о географической привязке, разрешение снимка, количество каналов, длина волны. Визуализация в естественных цветах, в ложном инфракрасном цвете. Спектральные характеристики объектов, определеяемые по многозональным снимкам. Практические 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.3. Знакомство с интерфейсом программы ENVI. Изучение спектральной отражательной способности географических объектов по многозональным снимкам. Поиск и получение бесплатных космических снимков в сети Интернет. Сам. работа 7 3 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.4. Виды и методика визуального дешифрирования снимков. Дешифровочные признаки. Морфометрическое дешифрирование. Индикационное дешифрирование. Дешифрирование многозональных снимков. Сопоставительное дешифрирование. Дешифрирование разновременных снимков. Полевое и камеральное дешифрирование. Эталонное дешифрирование. Лекции 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.5. Визуальное дешифрирование космических снимков. Определение объектов по дешифровочным признакам. Составление схемы местности на основе космического снимка высокгого разрешения. Практические 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.6. Составление схемы местности на основе космического снимка высокгого разрешения. Сам. работа 7 8 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.7. Понятие о цифровом аэрокосмическом снимке. Радиометрические свойства космических снимков. Радиометрическая коррекция цифровых снимков. Экранная визуализация космических снимков. Компьютерное представление объектов в пространстве спектральных признаков. Улучшение изображения для дешифрирования на экране. Преобразование контрастности. Синтезирование цветных изображений. Синергизм снимков. Квантование. Фильтрация. Лекции 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.8. Выполнение радиометрической коррекции "сырых" числовых значений цифровых снимков на примере Landsat и Aster. Знакомство с представлением объектов в пространестве спектральных признаков с помощью графиков рассеяния (скаттер-плот)и n-мерной визуализации. Выполенение преобразования контрастности цифрового снимка. Улучшение разрешения многозонального снимка Landsat на основе панхроматического канала. Применение квантования и фильтрации для улучшения визуальной дешифрируемости интересующих объектов. Практические 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.9. Выполнить радиометрическую и геометрическую коррекцию полученных из Интернета снимков Landsat. Сам. работа 7 6 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.10. Создание простых производных индексных изображений. Вегетационные индексы. Индексы для дешифрирования состава горных пород и почв. Преобразование Каута-Томаса. Преобразование по методу главных компонент. Лекции 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.11. Расчет вегетационного индекса и его использование для определения продуктивности растительных сообществ, границы растительного покрова. Создание карты продуктивности. Практические 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.12. Создание производных изображений на основе космического снимка Landsat. Сам. работа 7 8 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.13. Компьютерная классификация объектов по снимкам. Общие подходы и способы классификации. Параметрические и непараметрические способы. Классификация с обучением по спектральным признакам. Способ параллелепипеда. Способ минимального расстояния. Способ максимального правдоподобия. Классификация без обучения. Способ быстрого выделения кластеров (K-means). Самоорганизующийся способ кластеризации (ISODATA). Классификация на основе спектральных признаков: выбор способа. Оценка достоверности результатов классификации. Лекции 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.14. Составление карты земных покровов терртории муниципального района с помощью автоматического дешифрирования космического снимка. Практические 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
3.15. Выделение водных объектов, нарушенных земель, растительных сообществ, сельскохозяйственных угодий на основе обучающей выборки. Сам. работа 7 8 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Концепции природопользования
4.1. Концепция устойчивости и изменчивости геосистем, природно-ресурсного потенциала, ресурсных циклов, территориальных сочетаний природных ресурсов Лекции 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Учения и теории физической географии, используемые в географических исследованиях природопользования
5.1. Учение о географической оболочке, учение о географической зональности, учение о географическом ландшафте, учение о природно-территориальном комплексе. Теория физико-географического районирования Лекции 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Учения, теории и концепции социально-экономической географии, используемые в географических исследованиях природопользования
6.1. Учение об экономико-географическом положении, учение о географическом разделении труда, учение о территориально-производственном комплексе, учение о территориальной организации хозяйства и общества. Теория размещения производительных сил, экономического районирования, мирового хозяйства, расселения населения, геоурбанистики, центральных мест. Концепция больших циклов Кондратьева, энерго-производственных циклов, опорного каркаса территории, «полюсов» роста, единой системы расселения, территориальной рекреационной системы Лекции 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Методы физико-географических исследований
7.1. Природные и природно-антропогенные геосистемы как объект исследований. Геосистема, природно-территориальный комплекс (ПТК), ландшафт и его таксономические ранги, геотехсистемы Методы физико-географических исследований, применяемых в природопользовании. По степени их универсальности: общенаучные (методы материалистической диалектики, исторический, системный подход, моделирование), междисциплинарные (геохимический, геофизический и математические) и специфические (сравнительно-географический, картографический, ландшафтный, дистанционного зондирования, палеогеографический, метод балансов, метод сопряженного анализа). По уровню познания эмпирические, теоретические. По способу изучения: полевые и камеральные исследования Лекции 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
7.2. Примеры применения методов физической географии для анализа проблем природоопользования Практические 7 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Ландшафтно-геохимические методы исследований
8.1. Ландшафтные методы исследований: комплексного физико-географического профилирования и ландшафтного картографирования. Назначение и содержание геоэкологических карт природных и природно-антропогенных геосистем. Цикл ландшафтных исследований: Подготовительный, полевой, камеральный период Лекции 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.2. Построение комплексного ландшафтного профиля с наложением основных видов природопользования Практические 7 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.3. Понятие элементарный ландшафт (ЭЛ), элементарная геохимическая система (ЭЛГС), геохимическая катена, каскадная ландшафтно-геохимическая система (КЛГС), геохимический ландшафт Методы исследования источников природного и техногенного загрязнения с помощью геохимических методов. Понятие о геохимических методах поисков. Понятие о местном геохимическом фоне. Закон Кларка Вернадского о всеобщем рассеянии элементов. Определение аномалий. Значение ландшафтоведения при проведении геохимических поисков. Основные геохимические методы (лито, - гидро, - атмо, - биогеохимические) Лекции 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.4. Построение геохимической катены Практические 7 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.5. Физико-химические условия: кислотно-щелочные (сильнокислые, кислые и слабокислые, нейтральные и слабощелочные, сильнокислые), окислительно-восстановительные (окислительная, восстановительная, глеевая), их характеристика. Геохимические барьеры: определение, типы (механические, физико-химические, биогеохимические, техногенные). Классы физико-химических барьеров. Понятие о двусторонних барьерах. Полевые признаки разных видов барьеров Лекции 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.6. Анализ геохимических барьеров, характерных для территории Алтайского края Практические 7 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
8.7. Анализ геохимических барьеров, характерных для территории Алтайского края Сам. работа 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 9. Ландшафтно-геофизические методы исследований
9.1. Метод балансов в исследованиях природных геосистем. Виды баланса радиационный, тепловой, водный, энергетический, баланс биомассы Цели ландшафтно-геофизических исследований Понятия геомасс и геогоризонтов. Индикация стексов по вертикальной структуре геокомплексов. Группы признаков суточного состояния: термический режим, увлажнение и изменение вертикальной структуры Лекции 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
9.2. Анализ геофизической модели ландшафта применительно к решению задач природдоопльзования Практические 7 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
9.3. Анализ геофизической модели ландшафта применительно к решению задач природдоопльзования Сам. работа 7 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
Раздел 10. Методы геоинформационного моделирования
10.1. Использование методов интерполяции для моделирования географических распределений значений показателей Лекции 7 1 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1
10.2. Построение моделей полей географичесских распределний Практические 7 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3562

ПК-1.01: Способен критически анализировать информацию в области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды для планирования и решения задач профессиональной деятельности
ПК-3.01: Способен осуществлять управление природопользованием и охраной окружающей среды

1. Какое понятие относится к области природопользования? a) Экологическая устойчивость b) Геометрия c) Экономический рост d) Медицинская биология Ответ: a) Экологическая устойчивость
2. Кто из следующих ученых известен своим вкладом в область геоинформационного моделирования? a) Альберт Эйнштейн b) Иван Павлов c) Ричард Фейнман d) Майкл Гудчайлд Ответ: d) Майкл Гудчайлд
3. Что такое ландшафтно-геофизические методы? a) Методы изучения космоса b) Методы изучения природных систем c) Методы изучения социальных процессов d) Методы изучения химических реакций Ответ: b) Методы изучения природных систем
4. Какой термин используется для описания географических зон с определенными климатическими и природными характеристиками и характерными геологическими формами? a) Климатический пояс b) Ландшафт c) Геофизический барьер d) Биосферная оболочка Ответ: b) Ландшафт
5. Какие методы изучения окружающей среды ориентированы на использование спутников и аэрокосмических данных? a) Геологические методы b) Геоинформационные методы c) Биологические методы d) Археологические методы Ответ: b) Геоинформационные методы
6. Кто разработал концепцию устойчивого развития? a) Альдо Леопольд b) Рейчел Карсон c) Грета Тунберг d) Гро Харланд Брюнтленд Ответ: d) Гро Харланд Брюнтленд
7. Какое понятие связано с использованием природных ресурсов таким образом, чтобы они сохранялись для будущих поколений? a) Устойчивое природопользование b) Экономический рост c) Экстенсивное природопользование d) Интенсивное природопользование Ответ: a) Устойчивое природопользование
8. Какие методы используются для изучения геологических процессов и структур в земной коре (3 правильных ответа)? a) Геоинформационное моделирование b) Геофизические методы c) Палеогеография d) Геохимия Ответ: a), b), d)
9. Кто предложил концепцию "тройного нуля" (Zero Emissions, Zero Deforestation, Zero Poverty)? a) Рейчел Карсон b) Джейн Гудолл c) Гро Харланд Брюнтленд d) Нэйман Генрих Ответ: c) Гро Харланд Брюнтленд
10. Какой метод изучения природы использует анализ геохимических составляющих в почве и горных породах с целью поиска экономически выгодных месторождений (1 правильный ответ)? a) Геологические методы b) Геоинформационное моделирование c) Химический анализ d) Биохимические методы e) Экономическое планирование Ответ: a) Геологические методы
11. Какое понятие описывает развитие жизни, биологическое разнообразие на разных планетах и способы его сохранения? a) География b) Эволюционная биология c) Астробиология d) Экология Ответ: b) Астробиология
12. Какая дисциплина изучает взаимодействие между человеком и окружающей средой на микроуровне? a) Экология b) Социология c) Экономика d) Физиология Ответ: d) Физиология
13. Какой метод изучения природы ориентирован на использование данных о распределении растительности и животных? a) Геоинформационное моделирование b) Астрономия c) Археология d) Геофизические методы Ответ: a) Геоинформационное моделирование
14. Какое понятие описывает процесс восстановления природной среды после ее разрушения или загрязнения (1 правильный ответ)? a) Экологический след b) Рациркуляция c) Деградация d) Реставрация e) Рекультивация f) Мелиорация Ответ: d) Рекультивация
15. Какой метод изучения природы основан на анализе данных, полученных с помощью дистанционного зондирования? a) Аэрокосмические методы b) Геологические методы c) Экономические методы Ответ: a) Аэрокосмические методы
16. Кто внес вклад в изучение природопользования через анализ ландшафтов? a) Ричард Монтгомери b) Врангель Петр Николаевич c) Карл Риттер d) Герхард Рихтер Ответ: c) Карл Риттер
17. Геоинформационное моделирование в контексте географических наук представляет собой:
a) Процесс создания и анализа компьютерных моделей, отображающих пространственные и географические данные.
b) Инструмент для изучения и прогнозирования изменений в географической среде и ландшафте.
c) Методологию для анализа и решения задач, связанных с ресурсами, планированием, исследованиями природных явлений и географическими процессами.
d) Систему для мониторинга и управления географической информацией.
e) Все варианты верны
Верный ответ: e) Все варианты верны
18. Какой термин описывает изучение распределения растительности и животных на Земле? a) Геофизика b) Геоинформационное моделирование c) Биогеография d) Физическая география Ответ: c) Биогеография
19. Какой метод изучения природы использует анализ данных, полученных с помощью спутниковых снимков? a) Геологические методы b) Археологические методы c) Геоинформационное моделирование d) Геофизические методы e) Все представленные Ответ: е) Все представленные
20. Кто из следующих ученых известен своими исследованиями в области экологии и охраны окружающей среды? a) Роберт Оппенгеймер b) Джейн Гудолл c) Фрэнсис Крик d) Андрей Дмитриевич Сахаров Ответ: b) Джейн Гудолл

1. Важно понимать, что ____________ играет ключевую роль в устойчивом развитии и охране окружающей среды. (биоразнообразие)
2. Природные ресурсы, такие как леса, вода и почва, требуют ________ и рационального использования. (охраны)
3. Эффективное управление экосистемами требует учета ____________ факторов, включая климатические изменения. (геоэкологических или экологических)
4. Оценка воздействия на окружающую среду позволяет предвидеть прямые и ____________ связи, возникающие в процессе воздействия на природные компоненты. (обратные)
5. Важно проводить исследования для выявления потенциальных ________ на окружающую среду. (рисков)
6. Эффективное использование альтернативных источников энергии может снизить ____________ на природные ресурсы. (нагрузку)
7. В процессе планирования городской инфраструктуры необходимо учитывать аспекты _________. (геоэкологии)
8. Принятие решений в области природопользования требует учета интересов ____________ и будущих поколений. (настоящих)
9. ____________ позволяют оценить уровень загрязнения водных объектов. (Биоиндикаторы)
10. Для эффективной охраны окружающей среды необходимо принимать меры по снижению выбросов ____________. (парниковых газов)
11. Принятие экологических решений требует анализа научных данных и ____________ информации. (достоверной)
12. Географические информационные системы (ГИС) помогают в ____________ и мониторинге экосистем. (анализе)
13. Оптимизация производственных процессов может уменьшить ____________ на окружающую среду. (негативное воздействие)
14. Важно понимать, какие виды деятельности могут привести к ____________ экологическому следу. (негативному)
15. Воздействие антропогенных факторов на окружающую среду требует постоянного ____________. (мониторинга)

1. Какие факторы могут повлиять на экологическую устойчивость?
a) Только климатические изменения и использование возобновляемых источников энергии.
b) Климатические изменения, изменение использования земли, уровень загрязнения, исчерпание природных ресурсов и другие
c) Только уровень загрязнения и антропогенное воздействие.
d) Изменение климата и прогнозирование природных катастроф.
Ответ: b) Климатические изменения, изменение использования земли, уровень загрязнения, исчерпание природных ресурсов и другие.
2. Какие факторы оказывают влияние на географическое распределение биологического разнообразия на планете?
a) Только климатические условия.
b) Климат, географическая изоляция, геологические процессы, человеческая деятельность
c) Только человеческая деятельность.
d) Географическая изоляция и климатические изменения.
Ответ: b) Климат, географическая изоляция, геологические процессы, человеческая деятельность
3. Какая роль геоинформационных систем (ГИС) в исследованиях природопользования и экологии?
a) ГИС используются только для создания карт.
b) ГИС позволяют интегрировать и анализировать пространственные данные
c) ГИС не имеют применения в исследованиях природопользования.
d) ГИС используются только для архитектурного проектирования.
Ответ: b) ГИС позволяют интегрировать и анализировать пространственные данные
4. Что такое "геоинформационное моделирование"?
a) Геоинформационное моделирование - это создание географических карт с использованием компьютерных программ.
b) Геоинформационное моделирование - это процесс создания компьютерных моделей, которые позволяют прогнозировать воздействие различных сценариев на окружающую среду и ресурсы
c) Геоинформационное моделирование - это создание анимаций географических объектов.
d) Геоинформационное моделирование - это исключительно теоретическая дисциплина и не имеет практического применения.
Ответ: b) Геоинформационное моделирование - это процесс создания компьютерных моделей, которые позволяют прогнозировать воздействие различных сценариев на окружающую среду и ресурсы
5. Какие вызовы и проблемы связаны с сохранением биоразнообразия в условиях изменяющейся окружающей среды, и какие стратегии могут быть применены для его защиты?
a) Сохранение биоразнообразия не представляет особых вызовов.
b) Вызовы включают изменение климата, утрату мест обитания, инвазию видов, загрязнение
c) Защита биоразнообразия возможна только путем разработки новых генетических видов.
d) Биоразнообразие не может быть сохранено в условиях изменяющейся окружающей среды.
Ответ: b) Вызовы включают изменение климата, утрату мест обитания, инвазию видов, загрязнение и др. Стратегии могут включать в себя создание заповедников, восстановление утраченных мест обитания, контроль инвазивных видов и устойчивое использование природных ресурсов.
6. Стратегии сохранения биоразнообразия могут включать в себя (выберите все верные): а) создание заповедников, b) восстановление утраченных мест обитания, c) контроль инвазивных видов, d) устойчивое использование природных ресурсов. Ответ: a), b), c), d)
7. Какие геоинформационные методы можно использовать для анализа изменений в использовании земель и оценки их воздействия на окружающую среду?
a) Геоинформационные методы не применяются в анализе изменений в использовании земель.
b) Методы включают анализ многолетних спутниковых снимков, создание карт изменений земельного покрытия, моделирование воздействия на биоразнообразие и мониторинг изменений в использовании земель.
c) Геоинформационные методы используются только для геологических исследований.
d) Геоинформационные методы ограничены анализом городских территорий.
Ответ: b) Методы включают анализ многолетних спутниковых снимков, создание карт изменений земельного покрытия, моделирование воздействия на биоразнообразие и мониторинг изменений в использовании земель.
8. Какие методы физической географии используются для изучения климата и климатических изменений?
a) Геоинформационные методы.
b) Методы метеорологии и климатологии, изучение климатических архивов и создание климатических моделей.
c) Методы археологии.
d) Изучение горных систем.
Ответ: b) Методы метеорологии и климатологии, изучение климатических архивов и создание климатических моделей.
9. Какие методы используются для мониторинга биоразнообразия в экосистемах?
a) Только методы исследования почвы.
b) Методы обследования фауны и флоры, биомассы и биоиндикаторов, а также молекулярные методы для анализа генетического разнообразия.
c) Методы исследования атмосферы.
d) Методы космической астрономии.
Ответ: b) Методы обследования фауны и флоры, биомассы и биоиндикаторов, а также молекулярные методы для анализа генетического разнообразия.
10. Какие методы исследования используются для анализа состояния почвенных ресурсов и определения их пригодности для сельского хозяйства?
a) Методы археологии.
b) Методы анализа минерального состава почв, изучение структуры почвенного покрова и определение уровня загрязнения.
c) Методы исследования космических тел.
d) Методы генетической биологии.
Ответ: b) Методы анализа минерального состава почв, изучение структуры почвенного покрова и определение уровня загрязнения.
11. Какие методы исследования используются для анализа водных ресурсов и мониторинга качества воды в реках и озерах?
a) Методы астрономии.
b) Методы исследования метеорологических явлений.
c) Методы анализа водных образцов, изучение физико-химических параметров воды и мониторинг биоиндикаторов.
d) Методы архитектурного проектирования.
Ответ: c) Методы анализа водных образцов, изучение физико-химических параметров воды и мониторинг биоиндикаторов.
12. Какие методы исследования применяются для анализа воздействия антропогенной деятельности на экосистемы и природные ресурсы?
a) Только методы исследования астрономических объектов.
b) Методы мониторинга загрязнения воздуха, почвы и воды, а также анализ изменений в биоразнообразии и экосистемах.
c) Методы археологии.
d) Методы исследования планетарных явлений.
Ответ: b) Методы мониторинга загрязнения воздуха, почвы и воды, а также анализ изменений в биоразнообразии и экосистемах.
13. Какие методы анализа используются для оценки эффективности программ и проектов в области природопользования и охраны окружающей среды?
a) Только статистические методы.
b) Методы экономической оценки, анализа затрат и выгод, а также оценка социальных и экологических последствий.
c) Методы астрономии.
d) Методы исследования фауны.
Ответ: b) Методы экономической оценки, анализа затрат и выгод, а также оценка социальных и экологических последствий.
14. Какие методы исследования применяются для анализа воздействия климатических изменений на природные экосистемы и человеческую деятельность?
a) Только методы анализа атмосферы.
b) Методы мониторинга изменений в температуре, осадках, морских уровнях и анализ исторических данных, а также моделирование климатических сценариев.
c) Методы исследования археологических находок.
d) Методы исследования космических явлений.
Ответ: b) Методы мониторинга изменений в температуре, осадках, морских уровнях и анализ исторических данных, а также моделирование климатических сценариев.
15. Какие методы исследования используются для анализа воздействия загрязнения воздуха на здоровье человека и экосистемы?
a) Методы исследования космических объектов.
b) Методы анализа атмосферных выбросов, мониторинг концентрации загрязнителей в воздухе и изучение последствий для здоровья и экосистем.
c) Методы астрономии.
d) Методы генетической биологии.
Ответ: b) Методы анализа атмосферных выбросов, мониторинг концентрации загрязнителей в воздухе и изучение последствий для здоровья и экосистем.
16. Какие методы анализа применяются для оценки устойчивости использования природных ресурсов и разработки стратегий управления ими?
a) Только методы сравнительного анализа.
b) Методы оценки потребления и износа природных ресурсов, анализа технологических инноваций и разработки сценариев управления.
c) Методы астрономического наблюдения.
d) Методы исследования архитектурных проектов.
Ответ: b) Методы оценки потребления и износа природных ресурсов, анализа технологических инноваций и разработки сценариев управления.
17. Какие методы исследования используются для оценки уровня загрязнения почв и водных экосистем токсичными веществами?
a) Только методы археологии.
b) Методы анализа образцов почвы и воды на содержание токсинов, мониторинг изменений биоиндикаторов и анализ воздействия на экосистемы.
c) Методы исследования астрономических явлений.
d) Методы генетической биологии.
Ответ: b) Методы анализа образцов почвы и воды на содержание токсинов, мониторинг изменений биоиндикаторов и анализ воздействия на экосистемы.
18. Что представляет собой метод оценки экологической ниши в исследованиях?
a) Экспериментальный метод изучения живых организмов.
b) Описание процессов миграции животных в природе.
c) Анализ роли определенного вида в экосистеме и его потребностей в ресурсах.
d) Изучение физических характеристик ландшафтов.
Ответ: c) Анализ роли определенного вида в экосистеме и его потребностей в ресурсах
18. Какой метод используется для изучения популяционной динамики в экологических исследованиях и включает в себя оценку рождаемости, смертности и миграции в популяции?
a) Метод центральных мест.
b) Генетический анализ.
c) Демографический метод.
d) Поиск факторов изоляции.
Ответ: c) Демографический метод
19. Какой из следующих показателей часто используется в экологических исследованиях для оценки стабильности экосистемы и выявления воздействия на нее изменений?
a) Производительность экосистемы.
b) Концентрация кислорода в воде.
c) Количество видов.
d) Скорость роста растений.
Ответ: c) Количество видов
20. Что представляет собой "голубая экономика"?
a) Экономика, связанная с разработкой сельского хозяйства.
b) Экономика, ориентированная на использование морских ресурсов и устойчивое управление океанами.
c) Экономика, основанная на использовании водородных технологий.
d) Экономика, ориентированная на поддержку стран Африки.
Ответ: b) Экономика, ориентированная на использование морских ресурсов и устойчивое управление океанами

1. Для оценки эффективности программы по реставрации экосистем, необходимо провести комплексное исследование, учитывая биоразнообразие, популяционную динамику и степень ____________. (деградации)
2. Исследования по геоэкологии позволяют выявлять уязвимые зоны, подверженные опасности в результате _________ активности. (антропогенной)
3. Экологические сценарии развития региона должны учитывать возможные изменения в _________ , что прописано в оценочных докладах Росгидромета. (климате)
4. Для минимизации негативного воздействия на окружающую среду, необходимо внедрять экологически ___________ технологии в промышленность. (чистые)
5. Природопользование требует соблюдения принципов устойчивого развития и использования ресурсов с учетом ___________ оценки, подкрепленной финансовыми бумагами и стратегией природопользователей. (экономической)
6. Борьба с инвазивными видами требует разработки стратегий контроля и ___________ их воздействия на биоразнообразие на ограниченной площади с целью принятия решений о вмешательстве и разработки мер воздействия. (мониторинга)
7. Программы по охране окружающей среды включают в себя мероприятия по восстановлению природных ареалов и уменьшению ______ для охраняемых видов, и обратно, созданию новых возможностей. (угроз)
8. Оценка экологической устойчивости сельского хозяйства включает в себя анализ воздействия использования пестицидов на почвенную____________, так как именно за счет отдельных ее представителей происходит распространение заболеваний растений. (микрофлору)
9. Геоэкологическое моделирование позволяет прогнозировать изменения в природной среде в результате различных ____________ развития: от негативных до позитивных. (сценариев)
10. Для управления водными ресурсами необходимо проводить мониторинг качества воды и ____________ водных экосистем за счет активным мер по контролю интродуцированных видов и поддержке ценных видов организмов. (восстановление)
11. Экологическая этика играет важную роль в формировании ценностей и принятии ___________ в отношении управления природными ресурсами. (решений)
12. Важно разрабатывать интегрированные стратегии по охране окружающей среды, которые учитывают интересы настоящего и будущих____________ и сохранения биоразнообразия. (поколений)
13. Для эффективной реабилитации земель, загрязненных химическими веществами, необходимо использовать методы фиторемедиации и биоремедиации с учетом специфики прошлого ___________. (загрязнения)
14. Реализация стратегий экологического управления требует участия всех стейкхолдеров и ____________ в обсуждении и принятии решений. (коллаборации)
15. Какие ключевые параметры окружающей среды стоит учитывать при проектировании и строительстве геоэкологических систем для предотвращения возможных ____________, которые могут привести к гибели людей и серьёзным экономическим потерям (катастроф)?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Природопользование как научное направление и вид практической деятельности: определение, объект, предмет.
2. Основная функция и цель научных исследований. Объект, субъект и предмет иссле-дования.
3. Теория, методология, научный подход, метод.
4. Материалистическая диалектика.
5. Системный подход.
6. Эмпирические методы. Теоретические методы. Абстрагирование, анализ, синтез.
7. Дедукция и индукция в научном исследовании.
8. Моделирование, как универсальный метод. Понятие и примеры идеальной модели. Эксперимент.
9. Геосистема, как базовое понятия природопользования и геоэкологии.
10. Основные подходы и приёмы исследований в геоэкологии и природопользовании: гуманитарно-экологический, системный, экологический, функциональный, ланд-шафтный.
11. Информационный анализ в природопользовании и геоэкологии.
12. Структурно-морфологический анализ в природопользовании и геоэкологии.
13. Позиционный анализ в природопользовании и геоэкологии.
14. Этапы исследований в природопользовании и геоэкологии: инвентаризационный, оценочный, прогнозный. Их содержание.
15. Методы физико-географических исследований в природопользовании.
16. Классификация методов физико-географических исследований по критерию универ-сальности.
17. Понятие о геофизическом методе исследования. Сущность геоэкологического метода
18. Примеры использования геоэкологического метода для решения проблем и приклад-ных задач в природопользовании и геоэкологии.
19. Математические методы, их значение в общей методологии исследований в приро-допользовании.
20. Сравнительно-географический метод. Картографический метод.
21. Характеристика ландшафтного метода.
22. Дистанционное зондирование. Основы метода.
23. Возможности использования дистанционного зондирования при решении задач при-родопользования.
24. Расчет индексных изображений и их использование в задачах геоэкологии и приро-допользования

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. Е. Астафьева, А. А. Авраменко, А. В. Питрюк Основы природопользования: учебник для академического бакалавриата: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Корытный Л.М., Потапова Е.В. Основы природопользования: Учебное пособие для вузов Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. А. Малугин Математическая статистика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/22B8E222-BC0B-42AC-BA60-FDD04425DBAA
Л2.2 Огуреева Г. Н., Котова Т. В., Емельянова Л. Г. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. : Учебное пособие для академического бакалавриата. Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 GIS-Lab: Геоинформационные системы и Дистанционное зондирование Земли – неформальное сообщество специалистов в области ГИС и ДЗЗ gis-lab.info
Э2 Геоинформационный портал ГИС-Ассоциации www.gisa.ru
Э3 NextGIS: Открытые геотехнологии nextgis.ru
Э4 QGIS: Свободная географическая информационная система с открытым кодом qgis.org
Э5 GeoFAQ: советы по ГИС, САПР, СУБД www.geofaq.ru
Э6 6. Лаборатория АгроГИС-технологий. Консультации по ГИС Калуга npk-kaluga.ru
Э7 Открытая группа ВКонтакте «MapInfo» vk.com
Э8 Курс в Moodle «Методы исследований и обработка информации в природопользовании» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TO
U-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/),
(бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Справочная информационная система ArcGIS Resources online: http://resources.arcgis.com/ru/help/
5. Онлайн-энциклопедия «Вики-GIS-Lab»: http://wiki.gis-lab.info/w/Категория:Опубликованные _статьи

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. Методические указания обучающимся к лекциям
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.