МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.филос.н, доцент, Пивень П.В.;

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2018-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование фундаментальных основ и навыков ландшафтного планирования.
Задачи курса:
- дать представление о целях ландшафтного планирования как составной части региональной политики и регионального развития;
- познакомиться с отечественным и зарубежным опытом ландшафтного планирования;
- освоить теорию ландшафтного планирования;
- ознакомиться с нормативно-правовым обеспечением ландшафтного планирования;
- освоить приемы и методы ландшафтного планирования;
- приобрести навыки составления ландшафтных планов разных масштабов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен применять базовые методы экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-5 Способен понимать принципы работы информационных технологий и решать стандартные задачи профессиональной деятельности в области экологии, природопользования и охраны природы с использованием информационно - коммуникационных, в том числе геоинформационных технологий
ПК-4 Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теорию ландшафтного планирования;
- методы и технологии ландшафтного планирования;
- нормативно-правовые основы создания и реализации ландшафтных планов.
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить функциональное зонирование территории;
- разрабатывать содержание тематических и синтетических карт;
- создавать карты и другие документы, завершающий ландшафтное планирование;
- воплощать проекты в области ландшафтной архитектуры с учетом ландшафтно-экологических условий территории;
- проводить мероприятия по содержанию объектов ландшафтной архитектуры в разрезе природоохранной деятильности;
- анализировать технологический процесс как объект управления.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы с источниками информации, необходимой для создания ландшафтных планов;
- сбора ландшафтной информации на инвентаризационном и оценочном этапах исследования;
- навыками работы методами ландшафтного планирования;
- навыками работы современными компьютерными технологиями обработки исходных данных и составления карт;
- навыками применения теоретических знаний для создания ландшафтных программ и планов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История становления ландшафтного планирования
1.1. Этапы ландшафтного планирования Лекции 7 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Правовые основы ландшафтного планирования и экологического проектирования Практические 7 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Правовые основы ландшафтного планирования и экологического проектирования Сам. работа 7 10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Принципы ландшафтного планирования и структура ландшафтных планов
2.1. Принципы ландшафтного планирования и структура ландшафтных планов Лекции 7 8 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Разработка структуры ландшафтной программы Практические 7 6 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Разработка структуры ландшафтного плана для конкретной территории Сам. работа 7 14 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Методологические основы разработки содержания ландшафтных планов
3.1. Систематизация характеристик компонентов природно-хозяйственных систем Лекции 7 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Характеристика части территории природной зоны как основа разработки ландшафтной программы и рамочного ландшафтного плана Практические 7 12 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Характеристика части территории природной зоны как основа разработки ландшафтной программы и рамочного ландшафтного плана Сам. работа 7 15 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Экзамен 7 27 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6977
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен применять базовые методы экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. мировоззрение «мирового гражданства», ставящее интересы и ценности всего человечества выше интересов отдельной нации и государства
А. Космополитизм
Б. Национализм
В. Субъективизм
Г. Коммунизм
ОТВЕТ: А.
Вопрос 2. Какие из перечисленных слоев отсутствуют в океанической земной коре?
А. Осадочный
Б. Гранитный
В. Базальтовый
Г. Слой Голицина
ОТВЕТ: Б, Г.
Вопрос 3. допустимый поступок с точки зрения требований морали, соответствующий принятым в обществе правилам поведения называется
А. Этичным
Б. Циничным
В. Старомодным
Г. Религиозным
ОТВЕТ: А.
Вопрос 4. Какой из перечисленных минералов используется для производства фосфатных удобрений?
А. Турмалин
Б. Ортоклаз
В. Флюорит
Г. Апатит
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 5. Национальная идентичность это
А. Национальное самосознание
Б. Национальное превосходство
В. Национализм
Г. Космополитизм
ОТВЕТ: А.
Вопрос 6. политические идеология и практика, основанные на представлении о нации и ее интересах как высших ценностях называются
А. Национализм
Б. Космополитизм
В. Субъективизм
Г. Коммунизм
ОТВЕТ: А.
Вопрос 7. нетерпимость и враждебность или подозрительность и предубеждённость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному называется
А. Ксенофобия
Б. Космополитизм
В. Субъективизм
Г. Коммунизм
ОТВЕТ: А.
Вопрос 8. мировоззрение «мирового гражданства», ставящее интересы и ценности всего человечества выше интересов отдельной нации и государства
А. Космополитизм
Б. Национализм
В. Субъективизм
Г. Коммунизм
ОТВЕТ: А.
Вопрос 9. Что такое климаксовое сообщество?
А. Конечный этап сукцессии
Б. Появление первых форм жизни
В. Гибель экосистемы
Г. Вторжение чужеродных видов в экосистему
ОТВЕТ: А.
Вопрос 10. Какое из указанных понятий означает: «сфера разума»
А. Техносфера
Б. Биосфера
В. Стратосфера
Г. Ноосфера
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 11. Укажите предельную ступень геосистемной иерархии:
А. Ландшафт
Б. Континент
В) капля воды
Г) дерево
ОТВЕТ: А.
Вопрос 12. В механизме саморегулирования геосистем ведущая роль принадлежит:
А. Рельефу
Б. Биоте
В. Горным породам
Г. Климату
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 13. Свойство ландшафта сохранять свою структуру и характер функционирования под влиянием внешних (природных и антропогенных) воздействий называют:
А. Изменчивостью
Б. Динамикой
В. Деградацией
Г. Устойчивостью
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 14. Термин “геосистема” в физическую географию и ландшафтоведение ввел:
А. Сочава В.Б.
Б. Дарвин Ч.Р.
В. Ньютон И.
Г. Менделеев Д.И.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 15. сосновый лес, обычный для таежной, смешанно-лесной и лесостепной природных зон называется
А. Бор
Б. Колок
В. Тугай
Г. Байрак
ОТВЕТ: А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. совокупность методических инструментов и процедур, используемых для построения такой пространственной организации деятельности общества в конкретных ландшафтах, которая обеспечивала бы устойчивое природопользование и сохранение основных функций этих ландшафтов как системы поддержания жизни
ОТВЕТ: ландшафтное планирование
2. созданное с целью получения сельскохозяйственной продукции и регулярно поддерживаемое человеком биотическое сообщество, обладающее малой экологической надежностью, но высокой урожайностью (продуктивностью) одного или нескольких избранных видов (сортов, пород, растений и животных)
ОТВЕТ: агроценоз.
3. распространение, какого-либо природного явления вне связи с зональными особенностями данной территории
ОТВЕТ: азональность.
4. величина, характеризующая отражательную способность любой поверхности; выражается отношением радиации, отражаемой поверхностью, к солнечной радиации, поступившей на поверхность
ОТВЕТ: альбедо.
5. подъем холодных вод с глубины океана, когда ветры перемешивают воду от крутого материкового склона, а взамен ей из глубины поднимается вода, обогащенная биогенными элементами
ОТВЕТ: апвеллинг.
6. сплошная воздушная оболочка Земли, состоящая из смеси газов, водяных паров и пылевидных частиц
ОТВЕТ: атмосфера.
7. поверхность, на уровне которой водоток, в т. ч. подземных вод, теряет силу и не может углубить своё ложе ниже этого уровня
ОТВЕТ: базис эрозии.
8. организмы, живущие на дне и в грунте (прикрепленные водоросли и высшие растения, ракообразные, моллюски, морские звезды и др.)
ОТВЕТ: бентос.
9. полоса суши, пограничная с водным пространством, являющаяся зоной их взаимодействия, в результате которого возникают своеобразные береговые формы рельефа
ОТВЕТ: берег.
10. однородный участок земной поверхности с определенным составом живых и косных компонентов, объединенных обменом веществ и энергии в единый природный комплекс
ОТВЕТ: биогеоценоз.
11. тело, создаваемое одновременно живыми организмами и косными процессами и являющее собой закономерную структуру из живого и косного вещества. Примеры по В. И. Вернадскому: почва, морская, речная, озерная вода, нефть, битумы
ОТВЕТ: биокосное тело.
12. способность организмов нейтрализовать вредные воздействия загрязняющих веществ за счет минерализации органики, разрушения различных токсичных соединений и ряда других биологических процессов
ОТВЕТ: биологическое самоочищение.
13. организмы, которые реагируют на изменения окружающей среды своим присутствием или отсутствием, изменением внешнего вида, химического состава, поведения ОТВЕТ: биологические индикаторы
ОТВЕТ: биоиндикаторы.
14. одна из оболочек (сфер) Земли, состав и энергетика которой в существенных своих чертах определены работой живого вещества
ОТВЕТ: биосфера.
15. Термин биосфера был введен (фамилия)
ОТВЕТ: Зюсс.
16. оценка (преимущественно в лабораторных условиях) качества объектов окружающей среды с использованием живых организмов
ОТВЕТ: биотестирование.
17. однородный по условиям жизни для определенных видов растений или животных или же для формирования определенного биоценоза участок территории
ОТВЕТ: биотоп; экотоп
18. совокупность сходных биотопов, крупное подразделение биосферы, охватывающее группу пространственно объединенных биотипов, расположенных в однотипных климатических условиях и характеризующихся специфичным составом живого населения
ОТВЕТ: биохор.
19. совокупность растений, грибов, животных и микроорганизмов, имеющая определенный состав и сложившийся характер взаимоотношений, как между собой, так и со средой
ОТВЕТ: биоценоз.
20. размыв водным потоком склонов речной долины, благодаря чему происходит отступление берегов, расширение долины и миграция русла реки с образованием меандр боковая эрозия
ОТВЕТ: береговая эрозия.
21. показатель хозяйственной производительности участка леса. Зависит от природных условий и воздействия человека на лес. Характеризуется размером прироста древесины (нередко высотой насаждения) в сравнимом возрасте
ОТВЕТ: бонитет леса.
22. сильный (25–32 м/с) ветер, несущий огромное количество твердых частиц (почвы, песка), выдуваемых с незащищенных растительностью мест и наметаемых в другие ОТВЕТ: пыльная буря
ОТВЕТ: буря пыльная.
23. разрушающее действие ветра: развеивание песков, лёссов, вспаханных почв, возбуждение пыльных бурь; приносит огромный вред земледелию
ОТВЕТ: ветровая эрозия; дефляция.
24. совокупность живых организмов биосферы
ОТВЕТ: живое вещество; вещество живое.
25. способность горной породы вмещать и удерживать в себе определенное количество воды. Выражается в весовых или объёмных процентах от абсолютно сухой породы
ОТВЕТ: влагоемкость.
26. вода, в которой бактериологические, органолептические показатели и показатели токсических химических веществ находятся в пределах норм питьевого водоснабжения
ОТВЕТ: питьевая вода; вода питьевая.
27. запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы в народном хозяйстве
ОТВЕТ: водные ресурсы; ресурсы водные.
28. использование водных ресурсов для нужд промышленности, коммунального и сельского хозяйства
ОТВЕТ: водопотребление.
29. технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации
ОТВЕТ: водоотведение.
30. химические препараты из группы пестицидов, используемые для уничтожения нежелательной, преимущественно сорной растительности
ОТВЕТ: гербициды.
31. водная оболочка Земли, включающая в себя океаны, моря, реки, озера, подземные воды, ледники
ОТВЕТ: гидросфера.
32. очаг внутри Земли, где возникает землетрясение
ОТВЕТ: гипоцентр.
33. город, максимально приближающий, соединяющий горожанина с природой (площадь зеленых насаждений около 50% территории), характеризуется также широким развитием социальной инфраструктуры
ОТВЕТ: «город-сад»; город-сад.
34. ценное азотно-фосфорное органическое удобрение, хорошо сохранившийся в условиях сухого климата помет морских птиц, преимущественно в местах их скоплений (на птичьих базарах)
ОТВЕТ: гуано.
35. органическое вещество почвы, образующееся в результате разложения растительных и животных остатков и продуктов жизнедеятельности организмов, состоит из гуминовых кислот, фульвокислот и гумина
ОТВЕТ: гумус.
36. сброс или захоронение отходов в морях и океанах
ОТВЕТ: дампинг.
37. резкое увеличение скорости роста народонаселения
ОТВЕТ: демографический взрыв.
38. ухудшение состояния экосистем из-за внешних (экзогенных) или внутренних (эндогенных) причин. Различают экзодинамическую (при длительном затоплении, вторичном засолении и т.п.), антроподинамическую (сенокосную, пастбищную, дорожную, строительную и т.д.) и эндодинамическую
ОТВЕТ: дигрессию; дигрессия.
39. разница между общими коэффициентами рождаемости и смертности ОТВЕТ: естественный прирост
ОТВЕТ: естественный прирост населения
40. максимальный размер популяции, который природная экосистема способна поддерживать неопределенно долго
ОТВЕТ: емкость экосистемы; ёмкость экосистемы.
41. совокупность живых организмов биосферы
ОТВЕТ: живое вещество.
42. привнесение в среду нехарактерных для неё химических, физических или биологических агентов или превышение естественного уровня нехарактерных для неё агентов
ОТВЕТ: загрязнение.
43. устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод
ОТВЕТ: истощение вод; истощение.
44. совокупность условий, обеспечивающих (или необеспечивающих) комплекс здоровья человека – личного и общественного, т. е. соответствие среды жизни человека его потребностям, интегрально отражаемое средней продолжительностью жизни, мерой здоровья людей и уровнем заболеваемости (физической и психической), стандартизированных для данной группы населения (качество среды жизни человека)
ОТВЕТ: качество жизни.
45. любой вид осадков, содержащих кислотные компоненты, уровень pH которых менее 5,6 (серная или азотная кислота), которые выпадают на землю из атмосферы во влажной или сухой форме (определение UNEP)
ОТВЕТ: кислотные осадки.
46. статистический многолетний режим погоды той или иной местности
ОТВЕТ: климат.
47. генетически однородный природно-территориальный комплекс, сложившийся в только ему свойственных условиях, которые включают в себя: единую материнскую основу, геологический фундамент, рельеф, гидрографические особенности, почвенный покров, климатические условия и единый биоценоз
ОТВЕТ: ландшафт.
48. совокупность мероприятий по существенному улучшению земель с целью длительного повышения их плодородия или общего оздоровления местности; один из видов рационального природопользования
ОТВЕТ: мелиорация.
49. стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного человечества, с тем периодом, когда разумная человеческая деятельность становится одной из главных определяющих на Земле
ОТВЕТ: ноосфера.
50. значительное пространство в озоносфере планеты с пониженным (до 50%) содержанием озона
ОТВЕТ: озоновая дыра.
51. деревья с наклоненными, кривыми или изогнутыми стволами в связи с подвижками почвогрунтов во время их роста
ОТВЕТ: пьяный лес.
52. направление в архитектуре, тесно связанное с градостроительством и территориальным планированием, целью которого является создание благоприятной пространственной среды жизни человека и целенаправленное преобразование пейзажа с сохранением его природных особенностей и повышением эстетических свойств
ОТВЕТ: ландшафтная архитектура
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: Способен понимать принципы работы информационных технологий и решать стандартные задачи профессиональной деятельности в области экологии, природопользования и охраны природы с использованием информационно - коммуникационных, в том числе геоинформационных технологий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Представители этой профессии занимаются изучением факторов, которые влияют на погоду. Они постоянно следят за изменениями погодных условий, фиксируют, оценивают, обрабатывают и учитывают, на что могут повлиять такие изменения. Также составляют прогноз погоды и изучают климат различных географических зон
А. Метеоролог
Б. Охотник
В. Врач
Г. Сантехник
ОТВЕТ: А.
Вопрос 2. Эти люди занимаются изучением территории с помощью измерений, вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также картографируют местность
А. Электрик
Б. Охотник
В. Водитель такси
Г. Геодезист
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 3. Эти специалисты изучают состав и свойства вод океанов и морей; оценивают изменения океанологических параметров и всей климатической системы атмосфера-океан-суша, вызванного естественными и антропогенными причинами; обеспечивают океанографической информацией государственные учреждения и субъекты хозяйственной деятельности, создают информационные базы данных; организуют и проводят режимные океанографические наблюдения; составляют морские гидрологические прогнозы
А. Океанолог
Б. Таксидермист
В. Рыбак
Г. Сантехник
ОТВЕТ: А.
Вопрос 4. Изучение ледников позволяет более рационально использовать водные ресурсы рек ледникового питания, помогает предотвращать катастрофы, связанные с динамикой ледников (сели, наводнения и др.), учитывать их при проектировании горных предприятий. Как называется учёный, специалист по льдам
А. Гляциолог
Б. Морозолог
В. Хладолог
Г. Сосульковед
ОТВЕТ: А.
Вопрос 5. Эта профессия связана с нахождением месторождения природных ископаемых. Человек этой профессии изучает особенности залегания и расположения различных пород, а также принимают участие в научно-исследовательской работе и экспедициях, связанных с изучением земных недр
А. Геолог
Б. Диггер
В. Фермер
Г. Гляциолог
ОТВЕТ: А.
Вопрос 6. Представители этой профессии пытаются понять историю и динамику изменения рельефа, и предсказывают его будущие изменения, проводя полевые измерения, физические эксперименты и математическое моделирование
А. Геоморфолог
Б. Гляциолог
В. Палеонтолог
Г. Почвовед
ОТВЕТ: А.
Вопрос 7. зона раздела различных воздушных масс в тропосфере, например, арктического и полярного воздуха называется
А. Атмосферный фронт
Б. Атмосферный рубеж
В. Атмосферный предел
Г. Атмосферный раздел
ОТВЕТ: А.
Вопрос 8. прибор для измерения атмосферного давления называется
А. Барометр
Б. Психрометр
В. Тонометр
Г. Пирометр
ОТВЕТ: А.
Вопрос 9. окатанные и отшлифованные текучей водой или морскими прибоями обломки горных пород от 10 до 100 мм в поперечнике
Галька
Б. Щебень
В. Глыбы
Г. Дресва
ОТВЕТ: А.
Вопрос 10. песчаные холмы, образованные в результате деятельности ветра на песчаных побережьях морей, озер, рек, покрытие редкой растительностью называются
А. Дюны
Б. Кучи
В. Останцы
Г. Песочницы
ОТВЕТ: А.
Вопрос 11. обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести называется
А. Камнепад
Б. Лавина
В. Сель
Г. Лава
ОТВЕТ: А.
Вопрос 12. верхняя часть жерла вулкана чашеобразной или воронкообразной формы шириной от десятков метров до нескольких километров при глубине до нескольких сотен метров называется
А. Кратер
Б. Чаша
В. Воронка
Г. Блюдце
ОТВЕТ: А.
Вопрос 13. группа лиц, объединенных какой-либо общей деятельностью, работой, учебой, решением определенной общественной задачи называется
А. Коллектив
Б. Банда
В. Группировка
Г. Секта
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. крупные глыбы льда, откалывающиеся от края ледниковых покровов Антарктиды, Гренландии и других арктических островов называются
А Айсберги
Б Глетчеры
В Фирн
Г Сосульки
ОТВЕТ: А.
Вопрос 15. метод исследования территории по ее аэро- и космофотографическим изображениям, заключающийся в распознавании объектов, определении их качественных и количественных характеристик и отображении условными знаками называется
А. Дешифрирование
Б. Разведка
В. Наблюдение
Г. Планирование
ОТВЕТ: А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. согласно Градостроительному кодексу РФ от 2004 г. — это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и зон с особыми условиями использования территорий
ОТВЕТ: территориальное планирование
2. деятельность человеческого общества, направленная на удовлетворение своих потребностей путем использования природных ресурсов
ОТВЕТ: природопользование.
3. система природопользования, при которой достаточно полно используются добываемые природные ресурсы, обеспечивается восстановление возобновляемых природных ресурсов, полно и многократно используются отходы производства (т.е. организовано безотходное производство), что позволяет значительно уменьшить загрязнение окружающей среды
ОТВЕТ: рациональное природопользование.
4. система природопользования, при которой в больших количествах и не полностью используются легкодоступные природные ресурсы, что приводит к быстрому истощению ресурсов, производится большое количество отходов и сильно загрязняется окружающая среда
ОТВЕТ: нерациональное природопользование.
5. любое сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникшее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными компонентами
ОТВЕТ: экосистема.
6. прогнозируемый сценарий последствия мировой термоядерной войны, при котором в атмосферу будут подняты огромные массы пыли и дыма, что резко сократит поступление солнечной радиации на земную поверхность и вызовет понижение температуры «ядерная зима»
ОТВЕТ: ядерная зима.
7. научное направление, объединяющее географический и экологический подходы для изучения антропогенных изменений природных и природно-антропогенных систем и их компонентов, а также последствий этих изменений, влияющих на экологическое состояние окружающей среды, жизнь и деятельность человека
ОТВЕТ: геоэкология.
8. микроорганизм, животные, некоторые растения и грибы, питающиеся готовыми органическими веществами, использующие, трансформирующие и разлагающие сложные соединения
ОТВЕТ: гетеротроф.
9. научная дисциплина, рассматривающая подземные воды как элемент экосистем. Изучает вопросы взаимоотношения подземных вод с другими элементами экосистем – атмосферой, поверхностными водами, почвами, биотой как в естественных, так и в нарушенных условиях. Исследует процессы техногенного воздействия на подземные воды и его последствия – загрязнение, истощение, подтопление территорий, изменение фильтрационных свойств пород, негативные экологические явления. Разрабатывает принципы и методы, а также технические средства охраны, защиты и реабилитации подземных вод
ОТВЕТ: гидрогеоэкология.
10. состояние внутреннего динамического равновесия природной системы, поддерживаемое регулярным возобновлением основных ее структур, вещественно-энергетического состава и постоянной функциональной саморегуляцией ее компонентов
ОТВЕТ: гомеостаз ОТВЕТ: гомеостазис.
11. удаление радиоактивного биологического или химиче-ского загрязнения с поверхности пораженных объектов
ОТВЕТ: дезактивация.
12. наука о народонаселении и закономерностях его развития
ОТВЕТ: демография.
13. нарушение экологической устойчивости ландшафта вследствие упрощения по естественным или антропогенным причинам биологического сообщества
ОТВЕТ: депривация.
14. поверхностно-активные синтетические вещества, используемые в быту и промышленности как моющие средства и эмульгаторы. Одна из основных групп веществ, загрязняющих водоемы, так как с трудом подвергаются разложению микроорганизмами
ОТВЕТ: детергенты.
15. мертвое органическое вещество в экосистеме, временно исключенное из биологического круговорота элементов питания
ОТВЕТ: детрит.
16. химические препараты из группы пестицидов, используемые для уничтожения листвы растений
ОТВЕТ: дефолианты.
17. главный ярус лесной экосистемы, сформированный деревьями, объект главного лесопользования (заготовки древесины)
ОТВЕТ: древостой.
18. форма физического загрязнения окружающей среды, связанная с периодическим или продолжительным превышением уровня естественной освещенности местности, в том числе и за счет использования источников искусственного освещения
ОТВЕТ: световое загрязнение; загрязнение световое.
19. загрязнение среды, характеризующееся отклонениями от нормы ее температурно-энергетических, волновых, радиационных и других физических свойств. Привнесение в экосистему источников энергии (тепла, света, шума, вибрации, гравитации, электромагнитного, радиоактивного излучений и т.п.), проявляющееся в отклонении от нормы ее физических свойств. Различают световое, тепловое, шумовое, электромагнитное и др. виды
ОТВЕТ: физическое загрязнение; загрязнение физическое.
20. загрязнение окружающей среды, формирующееся в результате изменения ее естественных химических свойств или при поступлении в среду химических веществ, несвойственных ей, а также в концентрациях, превышающих фоновые (естественные) среднемноголетние колебания количеств каких-либо веществ для рассматриваемого периода времени
ОТВЕТ: загрязнение химическое; химическое загрязнение.
21. форма физического загрязнения, возникающегося в результате увеличения интенсивности и повторяемости шума сверх природного уровня, что приводит к повышению утомляемости людей, снижению их умственной активности, а при достижении 90–100 дБ – постепенной потере слуха
ОТВЕТ: шумовое загрязнение; загрязнение шумовое.
22. неизмененные или малоизмененные человеком природные комплексы, которые навсегда исключаются из хозяйственного использования (в том числе, посещения людьми) ради сохранения в нетронутом виде эталонов природы, охраны представителей животного и растительного мира, ландшафтов и изучения этого природного комплекса, высшая категория охраняемых природных территорий
ОТВЕТ: заповедник; заповедники.
23. постепенное заполнение всего объема или поверхности водоема макроскопическими водорослями и др. водными растениями
ОТВЕТ: зарастание водоема; зарастание.
24. длительная сухая погода с малым количеством атмосферных осадков или полным их отсутствием, часто с повышенной температурой воздуха, приводящая к истощению влаги в почве и резкому снижению относительной влажности воздуха
ОТВЕТ: засуха
25. земли, полностью или частично утратившие свою хозяйственную ценность в связи с изменением рельефа, почвенного покрова и водного режима в результате деятельности человека, являются источником отрицательного воздействия на окружающую среду ОТВЕТ: земли нарушенные
ОТВЕТ: нарушенные земли.
26. территория, выделяемая для охраны подземных или поверхностных вод от загрязнения, на которой обычно запрещена или ограничена хозяйственная деятельность
ОТВЕТ: водоохранная зона.
27. географическая, закономерность дифференциации географической (ландшафтной) оболочки Земли, проявляющаяся в последовательной и определённой смене географических поясов и зон
ОТВЕТ: зональность.
28. летне-осеняя обработка почвы для накопления влаги, мобилизации питательных веществ, уничтожения сорняков, вредителей и возбудителей болезней сельскохозяйственных культур ОТВЕТ: зябь
29. линия на географической карте, соединяющая точки с одинаковой солёностью воды
ОТВЕТ: изогалина.
30. тонкозернистый, водонасыщенный, неуплотненный осадок современных водоемов
ОТВЕТ: ил.
31. вторжение на какую-либо территорию или в экосистему не характерного для них биологического вида, которое происходит без сознательного участия человека ОТВЕТ: инвазия
32. смещение охлажденных слоев воздуха вниз и скопление их под слоями теплого воздуха, что ведет к снижению рассеивания загрязняющих веществ и увеличению их концентрации в приземной части атмосферы
ОТВЕТ: инверсия.
33. комплексный показатель степени загрязнения атмосферы, рассчитываемый в соответствии с методикой (РД 52.04 186-89) как сумма средних концентраций в единицах ПДК с учетом класса опасности соответствующего загрязняющего вещества
ОТВЕТ: индекс загрязнения атмосферы.
34. вид, указывающий на особенности условий среды данной местности или экосистемы
ОТВЕТ: биоиндикатор.
35. химические препараты из группы пестицидов для уничтожения насекомых-вредителей сельскохозяйственных растений, их яиц (овициды) и личинок (ларвициды)
ОТВЕТ: инсектициды.
36. расчленение экосистемы под воздействием антропогенного вмешательства (пожары, вырубки и т.д.) на отдельные несообщающиеся друг с другом территории, находящиеся в различном возрасте восстановительной сукцессии
ОТВЕТ: инсулярность.
37. преднамеренное введение человеком в экосистему чуждого ей вида
ОТВЕТ: интродукция.
38. проникновение поверхностных вод через крупные трещины, пустоты, карстовые каналы и воронки в толщу земной коры
ОТВЕТ: инфлюация.
39. финальная стадия деградации биогеоценоза, характеризующаяся резким сокращением числа сохранившихся видов
ОТВЕТ: катаценоз.
40. заключительное, относительно устойчивое состояние сменяющих друг друга экосистем, возникающее в результате смен, или сукцессий, и в значительной мере соответствующее экологическим условиям определенной местности
ОТВЕТ: климакс.
41. последовательная закономерная смена одного биологического сообщества (фитоценоза, микробного сообщества и т. д.) другим на определённом участке среды во времени в результате влияния природных факторов (в том числе внутренних сил) или воздействия человека
ОТВЕТ: сукцессии.
42. островные леса в зоне лесостепи России
ОТВЕТ: колки; колочные леса.
43. подъем более нагретых от земной поверхности масс или струй воздуха с одновременным опусканием более холодных масс
ОТВЕТ: конвекция.
44. ископаемые (окаменевшие) экскременты вымерших животных, состоящие преимущественно из фосфорнокислого кальция
ОТВЕТ: копролиты.
45. покров на коренных горных породах, образовавшийся в результате различных типов их выветривания
ОТВЕТ: кора выветривания.
46. число родившихся на 1000 человек в год
ОТВЕТ: коэффициент рождаемости.
47. верхний слой земной коры, характеризующийся отрицательной температурой горных пород и почв и наличием подземных льдов; образует часть криосферы
ОТВЕТ: криолитозона.
48. раскаленная жидкая или очень вязкая, преимущественно силикатная, масса, изливающаяся на поверхность Земли при извержении вулканов
ОТВЕТ: лава.
49. масса снега или льда, низвергающаяся с горных вершин или крутых склонов аналогично обвалу, обладающая огромной разрушительной силой и наносящая ущерб объектам экономики и окружающей природной среде
ОТВЕТ: лавина.
50. аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов
ОТВЕТ: красная книга.
51. выполнявшийся до 1998 г. вид проектных работ, основной целью которого являлось рациональное, взаимосвязанное размещение на конкретной территории производственных предприятий, городов и поселков, транспортных магистралей, инженерных коммуникаций и мест массового отдыха
ОТВЕТ: районная планировка

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В результате постепенного врезания русла реки в дно долины на ее склонах образуются горизонтальные поверхности, называемые:
А. Террасами
Б. Пляжами
В. Перекатами
Г. Плесами
ОТВЕТ: А.
Вопрос 2. При понижении температуры до точки росы парообразная вода:
А. Конденсируется
Б. Остается в прежнем состоянии
В. Испаряется
Г. Замерзает
ОТВЕТ: А.
Вопрос 3. Какие базисы эрозии различают:
А. Местный
Б. Общий (уровень Мирового океана)
В. Сантехнический
Г. Критический
ОТВЕТ: А, Б.
Вопрос 4. В результате постепенного врезания русла реки в дно долины на ее склонах образуются горизонтальные поверхности, называемые:
А. Террасами
Б. Пляжами
В. Перекатами
Г. Плесами
ОТВЕТ: А.
Вопрос 5. геологические поисковые работы по нахождению месторождений горных пород с предварительной оценкой их качества и запасов называются
А. Дешифрирование
Б. Разведка
В. Наблюдение
Г. Планирование
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 6. Скопления какого газа широко представлены на дне Черного моря?
А. Сероводорода
Б. Неона
В. Аргона
Г. Гелия
ОТВЕТ: А.
Вопрос 7. Как называется горная порода, состоящая из полевого шпата, кварца и биотита?
А. Кварцит
Б. Гранит
В. Известняк
Г. Мрамор
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 8. Факторы неживой природы называются:
А. Биотическими
Б. Абиотическими
В. Мертвыми
Г. Антропогенными
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 9. большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры, пространством взаимодействия социальных общностей называется
А. Социум
Б. Банда
В. Группировка
Г. Секта
ОТВЕТ: А.
Вопрос 10. языковая, традиционно-культурная общность людей, связанных общностью представлений о своем происхождении и исторической судьбе, общностью языка, особенностей культуры и психики, самосознание группового единства называется
А. Этнос
Б. Группировка
Б. Банда
В. Коллектив
ОТВЕТ: А.
Вопрос 11. часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплочённые и устойчивые этнические группы в стране проживания, и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности называется
А. Диаспора
Б. Клан
В. Мигранты
Г. Коллектив
ОТВЕТ: А.
Вопрос 12. Национальная идентичность это
А. Национальное самосознание
Б. Национальное превосходство
В. Национализм
Г. Космополитизм
ОТВЕТ: А.
Вопрос 13. политические идеология и практика, основанные на представлении о нации и ее интересах как высших ценностях называются
А. Национализм
Б. Космополитизм
В. Субъективизм
Г. Коммунизм
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. документ, или неформальный свод правил, содержащий основополагающие принципы поведения, деятельности называется
А. Кодекс
Б. Культура
В. Табу
Г. Религия
ОТВЕТ: А.
Вопрос 15. Выберете один вид транспорта, оказывающего наибольшее влияние на загрязнение воздушной среды:
А. Автомобильный
Б. Трубопроводный
В. Гужевой
Г. Морской и речной
ОТВЕТ: А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. ситуация, обусловленная такой деятельностью человека, которая приводит к нарушению нормативно установленного состояния окружающей среды, причиняет ущерб какой-либо из отраслей природопользования или препятствует его развитию в целом
ОТВЕТ: конфликт природопользования.
2. размыв земной поверхности постоянными или временными водотоками с образованием протяженных относительно узких рытвин (полых форм рельефа). Эта эрозия начинается со струек, сбегающих по наклонам рельефа после дождей. Образуется еле заметная ложбина временного водотока или промоина вдоль полевой борозды. При повторении дождя ложбинки углубляются, со временем превращаются в овраги, балки, пади, и, в конечном счете – в речные долины
ОТВЕТ: линейная эрозия.
3. верхняя оболочка Земли выше астеносферы. Она включает земную кору и верхнюю часть мантии, содержащую менее плотные вещества, чем нижняя ее часть
ОТВЕТ: литосфера.
4. ежегодно повторяющееся сезонное со-стояние самого низкого уровня в водотоке, обусловленное минимальным притоком воды с водосборной площади
ОТВЕТ: межень.
5. слежение за состоянием окружающей среды и предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для здоровья людей и других живых организмов
ОТВЕТ: мониторинг.
6. скопления плохо отсортированного обломочного материала, переносимого или отложенного ледниками
ОТВЕТ: морена; морены.
7. любой агент или фактор, вызывающий изменение числа хромосом ОТВЕТ: мутаген
8. изменения в генетическом материале организма, способные передаваться по наследству и выражающиеся внешне в изменениях физиологических, морфологических и других признаков ОТВЕТ: мутация.
9. наросты льда поверх обычного ледяного покрова водотоков и на склонах гор в зонах многолетнемерзлых грунтов. Зимой, когда при перемерзании и сверху, и снизу от мерзлоты резко сужается живое сечение реки или путей грунтовых вод, вода под напором изливается на поверхность и растекается, периодически наращивая ледяную толщу. Иногда при многоводных источниках и водотоках излияния бывают настолько часты, что вода полностью не успевает замерзнуть, превращаясь в ледяную кашу. Это сильно вредит и транспортным путям, и горным выработкам, и населенным пунктам. Это
ОТВЕТ: наледь.
10. твердая ледяная корка на поверхности снега, образующаяся в результате оттепели или смачивания снега дождем и последующего замерзания воды
ОТВЕТ: наст.
11. часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии, ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Федеральный Закон «О недрах»)
ОТВЕТ: недра
12. субъект предпринимательской деятельности, независимо от формы собственности, в том числе юридическое лицо и гражданин другого государства, если законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации он наделен правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами
ОТВЕТ: недропользователь.
13. все организмы, активно плавающие в толще воды водоемов, способные противостоять течению и самостоятельно перемещаться на значительные расстояния
ОТВЕТ: нектон.
14. место икрометания (нереста) рыб
ОТВЕТ: нерестилища.
15. жидкое горючее ископаемое осадочной оболочки Земли; сложная смесь различных углеводородов, кислородных, сернистых и азотистых соединений
ОТВЕТ: нефть.
16. исчезновение с определенной территории леса в результате антропогенной деятельности или естественных причин
ОТВЕТ: обезлесивание.
17. выход коренных горных пород на земную поверхность
ОТВЕТ: обнажение.
18. целостная и непрерывная оболочка Земли, среда деятельности человека; охватывает нижние слои атмосферы, верхние толщи литосферы, почти всю гидросферу и всю биосферу
ОТВЕТ: географическая оболочка.
19. глубокие, узкие, крутосклонные и вытянутые рытвины, созданные временными водотоками преимущественно в рыхлых, но вязких горных породах (глины, суглинки, лёсс)
ОТВЕТ: овраги.
20. комплекс мероприятий по созданию и восстановлению сильно измененного растительного покрова путем культивирования дикорастущих или окультуренных растений
ОТВЕТ: озеленение.
21. природные водоемы, расположенные в естественных впадинах суши, которые заполнены пресными или солеными водами
ОТВЕТ: озера.
22. вещество, молекула которого состоит из трех атомов кислорода. Химическая формула O3
ОТВЕТ: озон.
23. обработка воды или воздуха озоном для уничтожения микроорганизмов и устранения неприятных запахов
ОТВЕТ: озонирование.
24. часть атмосферы Земли с повышенной концентрацией озона (O3) на высоте от 10 до 50 км в стратосфере и особенно в слое 25–35 км с плотностью, в 10 раз большей, чем у земной поверхности
ОТВЕТ: озоносфера.
25. отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части ОТВЕТ: оползень
26. деградация земель в аридных, полуаридных (семиаридных) и засушливых (субгумидных) областях земного шара, вызванная как деятельностью человека (антропогенными причинами), так и природными факторами и процессами
ОТВЕТ: опустынивание.
27. искусственное увлажнение почвы путем подвода воды на земли, испытывающие недостаток влаги в корнеобитаемом слое. Один из основных видов мелиорации
ОТВЕТ: орошение; ирригация
28. вид мелиорации, проводимой преимущественно в избыточно влажных ландшафтных зонах (тундролесье, леса, влажные субтропики) для удаления мешающей производственной деятельности поверхностной или почвогрунтовой воды
ОТВЕТ: осушение.
29. теплая погода среди зимы, когда тает снег, в умеренных и высоких широтах
ОТВЕТ: оттепель.
30. резкий и кратковременный подъем уровня воды в реке, увеличение расхода воды, возникающее в результате обильных дождей, интенсивного таяния снега, ледников, залповых сбросов воды из водохранилищ
ОТВЕТ: паводок.
31. разность отметок высот поверхности воды в двух точках, расположенных на некотором расстоянии вдоль течения реки
ОТВЕТ: падение реки.
32. почвенный покров Земли
ОТВЕТ: педосфера.
33. полость в поверхностных толщах земной коры различной формы и размеров, сообщающаяся с поверхностью одним или несколькими отверстиями
ОТВЕТ: пещера.
34. непрерывно меняющееся состояние атмосферы, характеризуемое совокупностью значений метеорологических элементов
ОТВЕТ: погода.
35. ежегодно повторяющееся обычно в один и тот же сезон года относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня, что, как правило, сопровождается выходом вод из русла и затоплением поймы
ОТВЕТ: половодье
36. верхний тонкий слой земной коры (от десятков сантиметров до 2–3 м), покрытый растительностью и обладающий плодородием, – главный природный ресурс сельского хозяйства
ОТВЕТ: почва
37. полоса неподвижного морского льда, смерзшаяся с берегом и подводным береговым склоном
ОТВЕТ: припай
38. водный поток (река), впадающий в другой, более крупный водоток или водоем (озеро)
ОТВЕТ: приток.
39. искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы, а также для санитарных и спортивных потребностей, объемом до 1 миллиона кубических метров
ОТВЕТ: пруд.
40. графическое изображение геологического строения участка земной коры на плоскости
ОТВЕТ: разрез.
41. крепкий соляной раствор минеральных озер, лиманов, из которого получают соль. Осадок на соленых озерах
ОТВЕТ: рапа.
42. искусственное восстановление плодородия почвы и растительного покрова после техногенного нарушения природы (например, открытые горные выработки)
ОТВЕТ: рекультивация.
43. животные или растения, сохранившиеся от прошлых геологических эпох
ОТВЕТ: реликты.
44. совокупность форм неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту
ОТВЕТ: рельеф.
45. любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях
ОТВЕТ: ресурсы.
46. территория для складывания или захоронения твердых бытовых или промышленных отходов
ОТВЕТ: свалка.
47. грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней, интенсивного снеготаяния, реже при вулканических извержениях
ОТВЕТ: сель.
48. способность организма выносить отклонения экологических факторов среды от оптимальных для него значений
ОТВЕТ: толерантность.
49. горючее полезное ископаемое, образующееся в процессе естественного отмирания и неполного разложения болотных растений, как правило, в условиях избыточного увлажнения и затрудненного доступа кислорода
ОТВЕТ: торф.
50. УК РФ Статья 358. Массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет
ОТВЕТ: экоцид.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Основные термины и понятия ландшафтного планирования. Охарактеризуйте их.
2. Ландшафтное планирование и концепция устойчивого развития. Охарактеризуйте их.
3. История становления и развития ландшафтного планирования в России. Расскажите о ней.
4. История становления и развития ландшафтного планирования за рубежом. Расскажите о ней.
5. Цели и задачи ландшафтного планирования. Охарактеризуйте их.
6. Взаимосвязь ландшафтного планирования, экологического проектирования и экологической экспертизы. Охарактеризуйте их.
7. Антропогенный и культурный ландшафт как объекты ландшафтного планирования. Охарактеризуйте их.
8. Экологические функции ландшафта. Охарактеризуйте их.
9. Социально-экологические функции ландшафта. Охарактеризуйте их.
10. Устойчивость ландшафта к антропогенным воздействиям. Расскажите о ней.
11. Геоэкологическая концепция культурного ландшафта. Расскажите о ней.
12. Городской ландшафт. Его специфика. Расскажите о нем.
13. Ландшафтное планирование городских территорий. Расскажите о нем.
14. Правовая основа ландшафтного планирования в России. Расскажите о ней.
15. Законодательная основа ландшафтного планирования в странах ЕЭС. Опыт Германии. Расскажите о нем.
16. Региональные законодательные и нормативные акты в ландшафтом планировании.
17. Принципы ландшафтного планирования. Охарактеризуйте их.
18. Индикаторы и стандарты состояния рекреационных ландшафтов. Охарактеризуйте их.
19. Этапы организации ландшафтно-планировочных работ. Охарактеризуйте их.
20. Ландшафтная программа (структура и этапы разработки). Охарактеризуйте их.
21. Методы выявления конфликтов природопользования. Охарактеризуйте их.
22. Рамочный ландшафтный план (структура и этапы разработки). Охарактеризуйте их.
23. Ландшафтный план крупного масштаба (структура и этапы разработки). Расскажите о нем.
24. Анализ мелкомасштабных ландшафтных карт для целей ландшафтного планирования. Расскажите о нем.
25. Целевые функции ландшафтов. Охарактеризуйте их.
26. Инвентаризационный этап ландшафтного планирования. Расскажите о нем.
27. Оценочный этап ландшафтного планирования. Расскажите о нем.
28. Ландшафтное планирование рекреационных ландшафтов. Расскажите о нем.
29. Методика «пределы допустимых изменений». Расскажите о ней.
30. Эколого-рекреационный каркас. Расскажите о нем.
31. Ландшафтное планирование землепользования.
32. Ландшафтно-экологический каркас территории. Расскажите о нем.
33. Ландшафтное планирование водопользования. Расскажите о нем.
34. Экологический каркас города. Расскажите о нем.
35. Оценка видов и биотопов в категории «значение». Расскажите о них.
36. Оценка видов и биотопов в категории «чувствительность». Расскажите о них.
37. Оценка почв в категории «значение». Расскажите о ней.
38. Оценка почв в категории «чувствительность». Расскажите о ней.
39. Оценка природных вод в категории «значение». Расскажите о ней.
40. Оценка природных вод в категории «чувствительность». Расскажите о ней.
41. Оценка климата и состояния приземной атмосферы в категории «значение».
42. Оценка климата и состояния приземной атмосферы в категории «чувствительность». Расскажите о ней.
43. Оценка ландшафтов в категории «значение». Расскажите о ней.
44. Оценка ландшафтов в категории «чувствительность». Расскажите о ней.
45. Информационная база ландшафтного планирования. Расскажите о ней.
46. Опыт ландшафтного планирования Байкальской природной зоны. Расскажите о ней.
47. ГИС-технологии в ландшафтном планировании. Охарактеризуйте их.
48. Карты целей развития в ландшафтном планировании. Охарактеризуйте их.
49. Этапы составления ландшафтных планов. Охарактеризуйте их.
50. Проблемы ландшафтного планирования. Охарактеризуйте их.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Составление варианта цветника и миксбордера с позиций ландшафтно-экологического планирования.
2. Приведите пример знакомого Вам участка территории города Барнаула и предложите варианты улучшения его планировки с позиций ландшафтно-экологического планирования.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Николаев, Владимир Александрович Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн : учеб. пособие для вузов М. : Аспект Пресс, 2003
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.С. Теодоронский Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры : учебник М. : Академия, 2008
Л2.2 Рашевская, Марина Александровна Компьютерные технологии в дизайне среды: учеб. пособие М. : ФОРУМ, 2009
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экологически ориентированное планирование землепользования в Алтайском регионе: Кош-Агачский район URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469641
Э2 Курс в Moodle «Ландшафтно-экологическое планирование для оптимизации природопользования» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
http://plantlife.ru Жизнь растений
http://filin.vn.ua/ Иллюстрированная Энциклопедия Животных
http://animalkingdom.su Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии.
http://plant.geoman.ru Жизнь растений цифровая тематическая библиотека
http://forest.geoman.ru Лесная энциклопедия

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа студента на лекции требует определенных учебных умений.
Найдите место, с которого хорошо видно и слышно лектора. Вы также должны хорошо видеть доску или экран проектора. Придите на лекцию заранее, чтобы занять удобное место.
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Студенты все больше и больше привыкают печатать, а не писать от руки, но все же не стоит сбрасывать со счетов старый проверенный метод "ручка + бумага". Некоторые исследования показывают, что студенты, пишущие от руки, лучше осмысливают и запоминают материал лекции, чем печатающие. Пишущие от руки обычно больше фокусируются на услышанном.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Оставляйте побольше свободного места или хотя бы достаточно широкие поля. Тогда в ваш конспект можно будет вписать дальнейшие комментарии и пояснения. Кроме того, свободно расположенный на странице текст легче читать и усваивать
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Однако при дальнейшей работе с конспектом символы лучше заменить обычными словами для быстрого зрительного восприятия текста.
Например:
! - важно;
!! - очень важно;
? - под вопросом;
P - проверить;
R - запомнить;
C - скопировать;
Y - посмотреть в учебнике;
ZB - пример (например), и т.д.
Конспектирование лекций имеет большое образовательное и воспитательное значение для слушателей; оно развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреплению знаний в памяти, вооружает необходимыми умениями и навыками. Но конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное.
Один из методов ведения записей - Метод Корнелла. Заключается он в том, что сначала делаются замет-ки, а затем задаются вопросы к ним. Разделите страницу на две части, проведя вертикальную линию примерно в 6,5 см от левого края страницы. Внизу не доводите ее до конца примерно на 5 см. В этом месте разделите страницу горизонтальной чертой.
В самой большой (правой) секции страницы отмечайте основные мысли лекции. Оставляйте достаточно места для последующих правок. Левая секция страницы отводится для записи вопросов, которые у возникают в отношении записанного материала. Эти вопросы могут помочь прояснить отдельные пункты и термины. Пересмотрите свои заметки в течение одного-двух дней. Это обеспечит лучшее запоминание информации.
Нижняя секция вашей страницы нужна для того, чтобы кратко резюмировать записанный на ней материал. Это поможет вам вспомнить важные моменты данной части лекции.
Важно осуществлять систематическую работу с конспектом лекций. Просматривать конспект сразу после занятий. Помечать материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Пытаться найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу.
Если самостоятельно разобраться в материале не удалось, нужно сформулировать вопросы и задать их на текущей консультации или обратиться за помощью к преподавателю на ближайшей лекции или семинаре. Каждую неделю рекомендуется отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.
Важно проводить дополнительную работу с текстом конспекта: внимательно прочитать его, дополнить пропуски в записях материалами из других источников, рекомендованных преподавателем; выделить все незнакомые понятия и термины и в дальнейшем поместить их в словарь. При переработке конспекта целесообразно использовать электронные носители информации. Вдумчиво переписав и дополнив конспект лекции в текстовом редакторе, у вас появиться широкие возможности для его использования.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
В ходе лекционных занятий по дисциплине «Ландшафтное планирование» необходимо вести конспекти-рование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предпо-лагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале по-нять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Ландшафтное планирование» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.