МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Катастрофы водных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., профессор, Барышников Г.Я.;Преподаватель, Коршунова Е.Е.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Катастрофы водных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 25.06.2021 г. № 7
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В., к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 25.06.2021 г. № 7
Заведующий кафедрой Скрипко В.В., к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса "Катастрофы водных систем" является формирование у студентов, компетенций, системы знаний, умений и навыков, которые позволяют им профессионально оценивать и анализировать формирование речных долин и влияние гидрогенных катастроф на их развитие.

Задачи курса:
 дать общие знания по катастрофам водных систем.
 выявить факторы, вызывающие гидрогенные катострофы;
 сформировать представления о формированиии речной сети Алтая.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1.02Способен критически анализировать информацию в области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственными системами для планирования и решения задач профессиональной деятельности
ПК-1.02.1 Демонстрирует знания в области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственным и системами при планировании и решении задач профессиональной деятельности
ПК-1.02.2 Анализирует и сопоставляет информацию в области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственным и системами при решении практических задач
ПК-1.02.3 Умеет использовать знания из области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственным и системами для решения задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Стихийные бедствия: концепция, методы и социально-экономические решения
1.1. Стихийные бедствия: концепция, методы и социально-экономические решения Лекции 8 6 ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Катастрофы на реках России Практические 8 8 ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Стихийные бедствия: концепция, методы и социально-экономические решения Сам. работа 8 22 ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Глобальный обзор реакции человека на стихийные бедствия: наводнения
2.1. Глобальный обзор реакции человека на стихийные бедствия: наводнения Лекции 8 6 ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л1.1, Л2.3
2.2. Катастрофы морских берегов Практические 8 8 ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Глобальный обзор реакции человека на стихийные бедствия: наводнения Сам. работа 8 22 ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Антропогенные катастрофы морей и океанов
3.1. Антропогенные катастрофы морей и океанов Лекции 8 6 ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.2. Антропогенные катастрофы морей и океанов. Мусорные острова. Загрязнение нефтью Практические 8 8 ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л1.1, Л2.3
3.3. Антропогенные катастрофы морей и океанов Сам. работа 8 22 ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. В какое время получило значительное распространение горно-долинное оледенение на Алтае.
2. Масштабы распространение горно-долинного оледенения.
3. Как горные ледники влияют на формирование речных долин?
4. Опишите процесс образование подпрудных озер.
5. Каков вклад горно-долинного оледенения в формирование Телецкого озера?
6. Что такое "гигантская рябь"?
7. Каким образом происходило формирование террас р. Бия?
8. Главные факторы формирования долины реки Катунь.
9. Что такое Майминский вал?
10. Катастрофический поток в долине р. Катунь.
11. Каким образом происходило формирование террас р. Катунь.
12. Надпойменные террасы Ануя.
13. Тужарское палеоозеро и последствия его прорыва.
14. Чуйско-Курайское палеобассейн озерного типа.
15. Последствия прорыва Чуйско-Курайского палеоозера.
16. Приведите примеры подпрудных озер Алтая.
17. Распространение горно-долинного оледенения в мире.
18. Распространение горно-долинного оледенения в России.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Примеры развития горно-ледникового оледенения на территории России.
2. Влияние горных ледников на формирование речных долин.
3. Влияние горно-ледникового оледенения на формирование озер.
4. Подпрудные озера, и последствия их прорыва.
5. Телецкое озеро: история формирования и развития.
6. История формирования и развития Курайской впадины.
7. История формирования и развития Чуйской котловины.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

1. Водные катастрофы в геологическом прошлом Алтая.
2. Внезапные прорывы приледниковых озёр по р. Бии.
3. Временные характеристики прорыва приледниковых озёр из системы Телецкое озеро - р. Бия.
4. Влияние внезапных прорывов вод из системы Телецкое озеро – р. Бия на сохранность древних поселений людей.
5. Внезапные прорывы приледниковых озёр по Катуни.
6. Какие существуют доказательства катастрофического спуска приледниковых озёр по Катуни?
7. Влияние внезапных прорывов вод из системы Чуйско-Курайского палеоозера на сохранность древних поселений людей.
8. Влияние водных катастроф на рельеф долины Катуни.
9. Дать определение термина «стихийное бедствие» (natural hazard).
10. Дать определение термина «экстремальное событие».
11. Дать характеристику трём типам реакций на стихийные бедствия (народные или доиндустриальные способы приспособления, современные технические или индустриальные приспособления, комплексные или постиндустриальные приспособления).
12. Обстоятельства влияющие на восприятие и оценку стихийных бедствий.
13. По каким критериям выбираются защитные мероприятия в природоопасных районах?
14. Какие существуют методы исследования результатов стихийных бедствий?
15. Наводнения. Пространственные характеристики явления.
16. Ущерб от наводнений.
17. Факторы, определяющие размеры ущерба. Частота.
18. Величина (уровень) наводнения.
19. Скорость подъема воды.
20. Сезонность.
21. Продолжительность.
22. Эффективность систем прогнозирования и оповещения.
23. Эффективность спасательных мероприятий.
24. Воздействие на наводнение.
25. Что такое бедствие?
26. Восприятие опасности.
27. Наводнение в Шрусбери, Великобритания (история наводнений).
28. Опрос населения и результаты анализа ответов.
29. Защитные мероприятия при наводнений.
30. Инженерно-технические мероприятия по регулированию паводков и
31. уменьшению затоплений в Шрусбери.
32. Приведите примеры наводнений в мировой и российской практике.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. Я. Барышников Рельеф переходных зон горных стран: монография Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Михайлов В. Н., Добролюбов С. А. Гидрология: учебник для вузов: учебник Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л2.2 Кныш С. К. Общая геология: учебное пособие Издательство Томского политехнического университета, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Б. Н. Лузгин Катастрофические ситуации и катастрофы в Алтайском регионе: монография Изд-во АлтГУ,, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Последнее оледенение в бассейне верхнего течения реки Коксы ggf.tsu.ru
Э2 Курс в Moodle «Катастрофы водных систем» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

1. Водные катастрофы в геологическом прошлом Алтая.
2. Внезапные прорывы приледниковых озёр по р. Бии.
3. Временные характеристики прорыва приледниковых озёр из системы Телецкое озеро - р. Бия.
4. Влияние внезапных прорывов вод из системы Телецкое озеро – р. Бия на сохранность древних поселений людей.
5. Внезапные прорывы приледниковых озёр по Катуни.
6. Какие существуют доказательства катастрофического спуска приледниковых озёр по Катуни?
7. Влияние внезапных прорывов вод из системы Чуйско-Курайского палеоозера на сохранность древних поселений людей.
8. Влияние водных катастроф на рельеф долины Катуни.
9. Дать определение термина «стихийное бедствие» (natural hazard).
10. Дать определение термина «экстремальное событие».
11. Дать характеристику трём типам реакций на стихийные бедствия (народные или доиндустриальные способы приспособления, современные технические или индустриальные приспособления, комплексные или постиндустриальные приспособления).
12. Обстоятельства влияющие на восприятие и оценку стихийных бедствий.
13. По каким критериям выбираются защитные мероприятия в природоопасных районах?
14. Какие существуют методы исследования результатов стихийных бедствий?
15. Наводнения. Пространственные характеристики явления.
16. Ущерб от наводнений.
17. Факторы, определяющие размеры ущерба. Частота.
18. Величина (уровень) наводнения.
19. Скорость подъема воды.
20. Сезонность.
21. Продолжительность.
22. Эффективность систем прогнозирования и оповещения.
23. Эффективность спасательных мероприятий.
24. Воздействие на наводнение.
25. Что такое бедствие?
26. Восприятие опасности.
27. 27.Наводнение в Шрусбери, Великобритания (история наводнений).
28. 28.Опрос населения и результаты анализа ответов.
29. Защитные мероприятия при наводнений.
30. Инженерно-технические мероприятия по регулированию паводков и
31. уменьшению затоплений в Шрусбери.
32. Приведите примеры наводнений в мировой и российской практике.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов