МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Климатология с основами метеорологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Лабораторные 14 14 14 14
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Харламова Н.Ф.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Климатология с основами метеорологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.н.г., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.н.г., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование знаний об атмосфере, происходящих в ней физических и химических процессах, определяющих погоду; а также объяснение основных закономерностей климата Земли, включая представление о формировании термического режима, влагооборота, общей циркуляции атмосферы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен применять базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле, естественно-научного и математического циклов при решении задач в области экологии и природопользования
ОПК-1.1 Демонстрирует базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле
ОПК-1.2 Владеет базовыми знаниями в области естественнонаучных и математических наук при решении задач в области экологии и природопользования
ОПК-1.3 Способен решать профессиональные задачи в области экологии и природопользования и выполнять работы эколого-географической направленности на основе базовых знаний фундаментальных разделов наук о Земле, естественнонаучного и математического циклов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Демонстрирует базовые знания фундаментальных разделов наук о Земле.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.3. Способен решать профессиональные задачи в
области экологии и природопользования и выполнять
работы эколого-географической направленности на
основе базовых знаний фундаментальных разделов
наук о Земле, естественнонаучного и математического
циклов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.2. Владеет базовыми знаниями в области естественнонаучных и математических наук при решении задач в области экологии и природопользования.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в климатологию с основами метеорологии
1.1. Метеорология и климатология как наука. Организация гидрометеорологических наблюдений в России Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Метеорология и климатология как наука. Организация гидрометеорологических наблюдений в России Лабораторные 2 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Метеорология
2.1. Воздух и атмосфера Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Состав сухого воздуха у земной поверхности. Изменение состава воздуха с высотой. Газовые и аэрозольные примеси. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2
2.3. Давление воздуха. Основное уравнение статики атмосферы Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2
2.4. Давление воздуха Лабораторные 2 2 Л1.1, Л1.2
2.5. Давление воздуха. Основное уравнение статики атмосферы Сам. работа 2 3 Л1.1, Л1.2
2.6. Радиационные процессы Лекции 2 4 Л1.1, Л1.2
2.7. Наблюдения за солнечной радиацией Лабораторные 2 2 Л1.1, Л1.2
2.8. Распределение солнечной радиации на границе атмосферы. Географическое распределение суммарной радиации земной поверхности на земном шаре. Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
2.9. Особенности распределения прямой, суммарной солнечной радиации, зависимость ее от крутизны склонов. Сам. работа 2 2 Л1.1, Л1.2
2.10. Тепловой режим атмосферы Лекции 2 4 Л1.1, Л1.2
2.11. Измерение температуры воздуха и почвы Лабораторные 2 2 Л1.1, Л1.2
2.12. Географическое распределение температуры, влияние суши и моря, орографии и морских течений. Температуры широтных кругов, аномалии температуры. Температура полушарий и Земли в целом. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2
2.13. Вода в атмосфере Лекции 2 4 Л1.1, Л1.2
2.14. Влажность воздуха: величины и измерение Лабораторные 2 1 Л1.1, Л1.2
2.15. Облака, осадки, снежный покров. Лабораторные 2 1 Л1.1, Л1.2
2.16. Самописцы. Географическое распределение осадков. Снежный покров. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2
2.17. Барическое поле и ветер Лекции 2 2 Л1.1, Л1.2
2.18. Общая циркуляция атмосферы. Местные ветры Лабораторные 2 2 Л1.1, Л1.2
2.19. Годовой ход, месячные и годовые аномалии давления. Среднее распределение давления у земной поверхности в январе и июле. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2
2.20. Построение розы ветров. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Климатология
3.1. Климат Земли Лекции 2 4
3.2. Климат. Лабораторные 2 2 Л1.1, Л1.2
3.3. Климатообразующие процесы. Географические факиторы климата. Генетическая класификация климатов Б.П. Алисова, В. Кеппена Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.2
3.4. Загрязнение атмосферного воздуха Лекции 2 4 Л1.1, Л1.2
3.5. ПДК, комплексный индекс загрязнения ИЗА, кислотные дожди, основные загрязняющие вещества. Сеть службы контроля загрязнения атмосферы. Уровень загрязнения воздуха городов России и Алтайского края. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л1.2
3.6. Экзамен 2 27 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2469

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-1. Способен применять базовые знания в области математических и естественных наук, знания фундаментальных разделов наук о Земле при выполнении работ географической направленности


1. Наука об атмосфере, ее составе строении, свойствах и протекающих в ней физических и химических процессах, называется:
1 географией. 3 метеорологией.
2 климатологией. 4 синоптикой.

2. Одной из физико-географических характеристик природной среды является:
1 погода. 3 осадки.
2 климат. 4 температура.

3. Основными климатообразующими процессами являются:
1 теплооборот, циклоны, атмосферная циркуляция. 3 теплооборот, солнечная радиация, атмосферная циркуляция.
2 теплооборот, влагооборот, атмосферная циркуляция. 4 солнечная радиация, влагооборот, атмосферная циркуляция.

4. Метеостанции, данные наблюдений которых показательны не только для их ближайших окрестностей, но и для возможно большего окружающего района, называются:
1 показательными. 3 репрезентативными.
2 образцовыми. 4 метеорологическими.

5. Карта, на которой нанесены условными знаками и цифрами фактические результаты наблюдений на метеостанциях, сделанные в один физический момент времени (срок) и позволяющая видеть, как распределяются условия погоды, называются:
1 синоптической. 3 климатической.
2 метеорологической. 4 географической.

6. Специализированное межправительственное агентство ООН – Всемирная метеорологическая организация – была создана в:
1 1873 г. 3 1998 г.
2 1950 г. 4 1900 г.

7. Воздухом называется:
1 механическая смесь газов. 3 составная часть атмосферы.
2 состав атмосферы. 4 аэрозоли.

8.Единицей изменения давления в метеорологии в настоящее время является:
1 мм рт. ст. 3 гПа
2 мбар. 4 мм

9. Нормальное давление на широте 45° и высоте 0 м над ур. моря равняется:
1 750 мм рт. ст =1013 гПа 3 760 мм рт. ст =1013 гПа
2 700 мм рт. ст =1000 гПа 4 760 мм рт. ст =1000 гПа

10. Ноль шкалы Кельвина соответствует полному прекращению теплового хаотического движения молекул и равен:
1 273,15°С 3 1°С.
2 0°С. 4 -273,15°С.


11. Важнейшие переменные составляющие воздуха атмосферы:
1 инертные газы. 3 углекислый газ, озон, водяной пар.
2 углекислый газ, озон, аэрозоли. 4 аэрозоли.

12. Относительной влажностью воздуха называется:
1 отношение фактического парциального давления в.п. к давлению насыщенного в.п. при Т этого воздуха, выраженное в %. 3 отношение фактического парциального давления в.п. к Т, выраженное в %.
2 давление насыщенного водяного пара, выраженное в %. 4 содержание в.п. в воздухе, выраженное в %.

13. Уравнение состояния сухого воздуха равняется:
1 рѵ = RT, где р – давление, ѵ – уд. объем, Т – температура, R – удельная газовая постоянная. 3 р = R/T, где р – давление, Т – температура, R – удельная газовая постоянная.
2 р = R, где р – давление, R – удельная газовая постоянная. 4 р = RTѵ, где р – давление, ѵ – уд. объем, Т – температура, R – удельная газовая постоянная.

14. Давление воздуха с высотой всегда:
1 повышается. 3 остается неизменным.
2 понижается. 4 сначала растет, затем падает.

15. Атмосфера по характеру изменения температуры воздуха с высотой делится на следующие слои, по мере поднятия вверх:
1 стратосфера-тропосфера-мезосфера-термосфера. 3 тропосфера-стратосфера-мезосфера-термосфера.
2 стратосфера-тропосфера-термосфера-мезосфера. 4 стратосфера-термосфера-тропосфера-мезосфера.

16. В стратосфере наблюдается:
1 повышение температуры воздуха с высотой. 3 постоянное распределение температуры воздуха с высотой.
2 понижение температуры воздуха с высотой. 4 сначала падение, затем рост температуры воздуха с высотой.

17. Максимальное содержание озона (О3) в умеренных широтах сосредоточено на высоте:
1 11 км. 3 50-55 км.
2 20-25 км. 4 12 км.

18. Озон целиком поглощает:
1 коротковолновую ультрафиолетовую солнечную радиацию с длиной волны 0,15-0,29 мкм. 3 длинноволновую солнечную радиацию с длиной волны ≥0,76 мкм.
2 коротковолновую солнечную радиацию с длиной волны 0,39-0,76 мкм. 4 длинноволновую ультрафиолетовую солнечную радиацию с длиной волны 0,15-0,29 мкм.

19. Твердые и жидкие примеси (частицы) в атмосфере самого разнообразного состава и различного происхождения называются:
1 загрязняющими примесями. 3 ядрами конденсации.
2 продуктами сгорания. 4 аэрозолями.

20. Совокупность взвешенных в воздухе капель воды и кристаллов льда, ухудшающих метеорологическую дальность видимости до значений менее 1 км, называется:
1 дымкой. 3 туманом.
2 смогом. 4 мглой.

21. Процесс, протекающий без теплообмена с окружающей средой, называется:
1 адиабатическим. 3 псевдоадиабатическим.
2 нормальным. 4 нормальным.

22. Сухоадиабатический градиент равен:
1 ≈ 1°С/100 м. 3 ≈ -1°С/100 м.
2 ≈ 0°С/100 м. 4 ≈ 0,5°С/100 м.

23. Распределение температуры, при котором температура воздуха в некотором слое атмосферы с высотой не падает, а растет, называется:
1 изотермией. 3 нормальным.
2 инверсией. 4 аномальным.

24. За направление ветра принимается:
1 точка горизонта, откуда ветер дует. 3 точка горизонта, куда ветер дует.
2 направление с запада на восток. 4 перемещение воздушных масс.

25. Линии, соединяющие точки с одинаковыми численными значениями скорости ветра, называются:
1 изогиетами. 3 изотахами.
2 изобарами. 4 изогипсами.

26. Линия, в которую линии тока ветра вливаются, называется линией …:
1 конвергенции (сходимости). 3 дивергенции (сходимости).
2 конвергенции (расходимости). 4 дивергенции (расходимости).

27. Изменение свойств воздушной массы в процессе перемещения называется:
1 адиабатой. 3 конвергенцией.
2 дивергенцией. 4 трансформацией.

28. Сравнительно узкие переходные зоны, сильно наклоненные к земной поверхности, разделяющие смежные воздушные массы, называются:
1 циклоном. 3 фронтами.
2 антициклоном. 4 окклюзией.

29. Румбом называется:
1 линия, указывающая направление, откуда ветер дует. 3 скорость ветра.
2 линия сходимости потоков ветра. 4 линия, указывающая направление, куда ветер дует.

30. Радиация с длиной волны от 0,01 до 0,39 мкм, называется:
1 видимой частью спектра. 3 ультрафиолетовой.
2 инфракрасной. 4 окклюзией.

31. К видимой части спектра излучения Солнца относится радиация с длиной волны:
1 0,40-0,76 мкм. 3 ˂0,40 мкм.
2 ≥0,76 мкм. 4 0,01-0,39 мкм.

32. Количество лучистой энергии, падающей на единицу площади в единицу времени, называется:
1 потоком излучения. 3 энергетической освещенностью (плотностью потока радиации).
2 облучением. 4 инсоляцией.

33. Земля находится наиболее близко к солнцу:
1 в марте. 3 в июле.
2 в сентябре. 4 в январе.

34. Инсоляцией называется:
1 поток прямой солнечной радиации на горизонтальную поверхность. 3 поток суммарной солнечной радиации на горизонтальную поверхность.
2 поток рассеянной солнечной радиации на горизонтальную поверхность. 4 поток прямой солнечной радиации на перпендикулярную поверхность.

35. Большая степень рассеивания у лучей … цвета:
1 фиолетового 3 красного
2 белого 4 синего

36. Явление неполной темноты перед или после захода Солнца называется:
1 белыми ночами. 3 сумерками.
2 гало. 4 зарей.

37. Явление, когда вечерние сумерки сливаются с утренней зарей и полной темноты вообще не наступает, т.к. солнце опускается под горизонт менее чем на 18°, называется:
1 белыми ночами. 3 сумерками.
2 гало. 4 зарей.

38. Коэффициент прозрачности показывает:
1 какая доля солнечной радиации не доходит до земной поверхности. степень рассеяния солнечных лучей атмосферой.
2 какая доля солнечной радиации доходит до земной поверхности в светлое время суток. какая доля солнечной радиации доходит до земной поверхности при отвесном падении солнечных лучей.

39. Энергетическая освещенность солнечной радиации, падающей на верхней границе атмосферы на единицу площади, перпендикулярной к солнечным лучам, при среднем расстоянии Земли от Солнца, называется:
1 прямой радиацией. 3 рассеянной радиацией.
2 солнечной постоянной. 4 альбедо.

40. Альбедо поверхности – это величина, равная отношению:
1 количества отраженной радиации к общему количеству радиации, падающей на данную поверхность. 3 общего количества радиации, падающей на данную поверхность, к количеству отраженной радиации.
2 общего количества прямой радиации, падающей на данную поверхность, к количеству отраженной радиации. 4 общему количества рассеянной радиации, падающей на данную поверхность, к количеству отраженной радиации

41. Наиболее сильными поглотителями солнечной радиации являются:
1 водяной пар, облака и пыль. 3 облака.
2 углекислый газ. 4 пыль.

42. В спектре солнечной радиации на интервал длин волн между… приходится 99% всей энергии солнечного излучения:
1 0,1 и 4 мкм 3 0,0 и 0,1 мкм
2 0,40 и 0,76 мкм 4 0,76 и более мкм

43. Разница между собственным излучением земной поверхности и встречным излучением атмосферы называется:
1 альбедо. 3 освещенностью.
2 эффективным излучением. 4 потоком радиации.

44. Радиационным балансом называется:
1 разница между поглощенной радиацией и альбедо. 3 разница между поглощенной радиацией и эффективным излучением.
2 разница между прямой и рассеянной радиацией. 4 разница между суммарной радиацией и альбедо.

45. Газами, которые создают «парниковый эффект», являются:
1 углекислый газ и метан. 3 кислород и углекислый газ.
2 водяной пар, озон, углекислый газ, метан и др. 4 азот и метан.

46. Линия, соединяющая точки с одинаковым давлением на уровне моря, называется:
1 изобарой. 3 изогиетой.
2 изотермой. 4 изохионой.

47. Замкнутые области с низким давлением в центре называются:
1 антициклонами. 3 циклонами.
2 ложбинами. 4 гребнями.

48. Барический закон ветра показывает:
1 если в Северном полушарии встать спиной к ветру, а лицом туда, куда дует ветер, то наиболее высокое давление окажется слева и несколько впереди, а наиболее низкое – справа и несколько сзади. 3 если в Северном полушарии встать спиной к ветру, а лицом туда, куда дует ветер, то наиболее высокое давление окажется впереди, а наиболее низкое – сзади.
2 если в Северном полушарии встать спиной к ветру, а лицом туда, куда дует ветер, то наиболее низкое давление окажется слева и несколько впереди, а наиболее высокое – справа и несколько сзади. 4 если в Северном полушарии встать спиной к ветру, а лицом туда, куда дует ветер, то наиболее высокое давление окажется слева.

49. Изотахами называются:
1 линии равного давления. 3 линии равных скоростей ветра.
2 линии равной высоты. 4 линии равного количества осадков.

50. Приток в данное место новых воздушных масс из других частей земного шара называется:
1 адвекцией. 3 трансформацией.
2 адиабатой. 4 фронтогенезом.

51. В почве тепло распространяется по вертикали путем:
1 молекулярной теплопроводности. 3 теплопередачи.
2 турбулентной теплопроводности. 4 нагревания.

52. Резервуары термометров в метеорологической будке помещаются на высоте:
1 1 м. 3 0,5 м.
2 2 м. 4 3 м.

53. Прибор для непрерывной регистрации температуры воздуха (самописец температуры воздуха) называется:
1 барографом. 3 термографом.
2 гигрографом. 4 гелиографом.

54. Понижение температуры воздуха на фоне положительных суточных температур, называется:
1 оттепелью. 3 адвекцией.
2 похолоданием. 4 заморозком.

55. Годовой амплитудой воздуха называется:
1 разность средних месячных температур самого теплого и самого холодного месяцев. 3 разность минимальных температур самого теплого и самого холодного месяцев.
2 разность максимальных температур самого теплого и самого холодного месяцев. 4 разность средних месячных температур июля и января.

56. Аок = 5,4 sin φ – это формула континентальности климата:
1 Н.Н. Иванова. 3 С.П. Хромова.
2 Ценкера. 4 Л. Горчинского.

57. Самая высокая средняя годовая температура воздуха на земле наблюдался в:
1 Ливийской пустыне (Триполи). 3 Массауа (Эритрея).
2 Сахаре. 4 Долине Смерти.

58. Абсолютный минимум температуры воздуха на Земле, зарегистрированный на ст. «Восток», составляет:
1 -70°С. 3 -100°С.
2 -94°С. 4 -89°С.

59. «Термическим экватором» называется:
1 самая теплая параллель. 3 район с максимальной температурой на Земле.
2 самый теплый меридиан. 4 изотерма максимальной температуры воздуха.

60. Максимально возможное испарение, не ограниченное запасами влаги, называется:
1 испарением. 3 испаряемостью.
2 увлажнением. 4 недостатком насыщения.

61. Температура, при которой содержащийся в воздухе водяной пар достигает насыщения при неизменном общем давлении воздуха, называется:
1 точкой росы. 3 минимальной.
2 максимальной. 4 экстремальной.

62. Для измерения влажности воздуха используется:
1 термометр. 3 психрометр.
2 гелиограф. 4 барометр.

63. Облака Cu и Cb относятся к … облакам:
1 волнообразным 3 кучевообразным
2 слоистообразным 4 перистым

64. Внутримассовые осадки, выпадающие из слоистых и слоисто-кучевых облаков, состоящие из очень мелких, как бы взвешенных в воздухе, капель, называются:
1 ливневыми. 3 обложными.
2 моросящими. 4 незначительными.

65. Для вызывания осадков из облака искусственным путем используется:
1 песок. 3 цемент.
2 морская соль. 4 твердая углекислота и йодистое серебро.

66. В умеренном континентальном климате большая часть осадков выпадает в:
1 августе. 3 холодное время года
2 июле. 4 теплое время года.

67. Самый дождливый район земного шара – это – …
1 Дебунджи. 3 Черапунджи.
2 бассейн р.Конго. 4 Альпы.

68. Коэффициент увлажнения Н. Иванова рассчитывается как:
1 отношение суммы осадков к испаряемости за тот же период. 3 отношение суммы осадков к сумме температур за тот же период.
2 отношение суммы температур к сумме осадков за тот же период. 4 разница между суммой осадков и испаряемостью за тот же период.

69. Граница в горах, выше которой круглый год сохраняется снежный покров (в многолетнем среднем), называется:
1 устойчивым снежным покровом. 3 снеговой линией.
2 хионосферой. 4 фирновой линией.

70 Устойчивые сезонные режимы воздушных течений с резким изменением преобладающего направления ветра от зимы к лету и от лета к зиме, называются:
1 бризами. 3 пассатами.
2 муссонами. 4 антипассатами.


Ответы:
1. Метеорологией;
2. Климат;
3. Теплооборот, влагооборот, атмосферная циркуляция;
4. Репрезентативными;
5. синоптической;
6. 1950 г;
7. механическая смесь газов;
8. гПа;
9. 760 мм рт. ст =1013 гПа;
10. -273,15°С;
11. углекислый газ, озон, водяной пар;
12. отношение фактического парциального давления в.п. к давлению насыщенного в.п. при Т этого воздуха, выраженное в %.;
13. рѵ = RT, где р – давление, ѵ – уд. объем, Т – температура, R – удельная газовая постоянная;
14. понижается;
15. тропосфера-стратосфера-мезосфера-термосфера;
16. повышение температуры воздуха с высотой;
17. 20-25 км;
18. коротковолновую ультрафиолетовую солнечную радиацию с длиной волны 0,15-0,29 мкм.;
19. аэрозолями;
20. туманом;
21. адиабатическим;
22. ≈ 1°С/100 м;
23. инверсией;
24. точка горизонта, откуда ветер дует;
25. изотахами;
26. конвергенции (сходимости);
27. трансформацией;
28. фронтами;
29. линия, указывающая направление, откуда ветер дует;
30. ультрафиолетовой;
31. 0,40-0,76 мкм;
32. энергетической освещенностью (плотностью потока радиации);
33. в январе;
34. поток прямой солнечной радиации на горизонтальную поверхность;
35. фиолетового;
36. сумерками;
37. белыми ночами;
38. какая доля солнечной радиации доходит до земной поверхности при отвесном падении солнечных лучей;
39. солнечной постоянной;
40. количества отраженной радиации к общему количеству радиации, падающей на данную поверхность;
41. водяной пар, облака и пыль;
42. 0,1 и 4 мкм;
43. эффективным излучением;
44. разница между поглощенной радиацией и эффективным излучением;
45. водяной пар, озон, углекислый газ, метан и др.;
46. изобарой;
47. циклонами;
48. если в Северном полушарии встать спиной к ветру, а лицом туда, куда дует ветер, то наиболее низкое давление окажется слева и несколько впереди, а наиболее высокое – справа и несколько сзади;
49. линии равных скоростей ветра;
50. адвекцией;
51. молекулярной теплопроводности;
52. 2 м;
53. термографом;
54. заморозком;
55. разность средних месячных температур самого теплого и самого холодного месяцев;
56. С.П. Хромова;
57. Массауа (Эритрея);
58. -89°С;
59. самая теплая параллель;
60. испаряемостью;
61. точкой росы;
62. психрометр;
63. кучевообразным;
64. моросящими;
65. твердая углекислота и йодистое серебро;
66. теплое время года;
67. Черапунджи;
68. отношение суммы осадков к испаряемости за тот же период;
69. снеговой линией;
70. муссонами.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тестовые задания в электронном курсе на Образовательном портале АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2471


5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к экзамену:
1. ВМО. Программа наблюдений на метеостанциях.
2. Состав сухого воздуха. Примеси в атмосфере (антропогенные, естественные). Изменение состава воздуха со временем и по высоте.
3. Основные слои атмосферы и их особенности
4. Метеовеличины. Шкалы. Атмосферные явления.
5. Уравнение состояния сухого и влажного воздуха.
6. Понятие об атмосферном давлении. Единицы измерения, приборы. Статика атмосферы.
7. Основное уравнение статики атмосферы. Выводы из уравнения.
8. Понятие адиабатического процесса. Сухоадиабатический градиент.
9. Строение Солнца, солнечная активность, числа Вольфа. Спектр электромагнитного излучения Солнца.
10. Прямая и рассеянная солнечная радиация. Закон Рэлея. Закон Бугера.
11. Изменения солнечной радиации в атмосфере (рассеяние, поглощение, отражение) и на земной поверхности (в зависимости от угла падения, времени года).
12. Альбедо и отраженная радиация. Эффективное излучение.
13. Радиационный и тепловой баланс земной поверхности.
14. Различия в тепловом режиме почвы и водоемов.
15. Причины изменений температуры воздуха.
16. Географическое распределение температуры воздуха по земному шару.
17. Испарение и испаряемость.
18. Классификации осадков.
19. Грозовое облако (схема). Молния (понятие, типы, процесс). Гром.
20. Географическое распределение осадков.
21. Наземные гидрометеоры.
22. Дымка, мгла, туман (классификация).
23. Схема общей циркуляции атмосферы.
24. Географическое распределение давления и ветров. Центры действия атмосферы (постоянные и сезонные).
25. Местные ветры (бризы, горно-ледниковые, фен, бора).
26. Муссоны.
27. Атмосферные фронты (теплый и холодный климатологические и синоптические).
28. Тропические циклоны (понятие, типы, районы возникновения, особенности перемещения, погода).
29. Циклон и антициклон. Типы, стадии развития, погода.
30. Скорость и направление ветра. Влияние препятствий на ветер. Конвергенция и дивергенция потоков.
31. Географические факторы климата.
32. Классификация климата (Б. Алисова и В. Кеппена).
33. Характеристика климата умеренных широт.
34. Изменения климата за период инструментальных наблюдений.
35. Микроклимат города.
36. Микроклимат леса.

Критерии оценивания:
В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов. Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. Ф. Харламова, Н. В. Захарчук Метеорология и климатология : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 : http://elibrary.asu.ru/handle/asu/981
Л1.2 авт.-сост. Н. Ф. Харламова, Н. В. Захарчук Учение об атмосфере : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт ВНИИГМИ МЦД www.meteo.ru
Э2 Сайт Гидрометцентра России meteoinfo
Э3 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э4 Курс в Moodle «Климатология с основами метеорологии» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Сайт ВНИИГМИ МЦД http://www.meteo.ru
2. Сайт Гидрометцентра России http://www.meteo.info
3. Сайт Западно-Сибирского гидрометцентра России http://www.meteo.info
4. Погода в 243 странах мира https://rp5.ru/
5. Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
6. Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
7. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
8. Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.
8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.