МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы геоэкологических исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 28 22 28 22
Сам. работа 66 72 66 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Скрипко В.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Методы геоэкологических исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с современными методами исследования географической среды и слагающих ее природных и природно-хозяйственных геосистем на основе экологического подхода для рационального природопользования и оптимизации взаимодействия общества с окружающей средой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен применять базовые методы экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-3.1 Знает базовые методы экологических исследований
ОПК-3.2 Умеет использовать базовые методы экологических исследований при решении задач профессиональной деятельности в сфере экологии, природопользования и охраны природы
ОПК-3.3 Способен применять базовые методы экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности в сфере экологии, природопользования и охраны природы
ПК-4Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.1 Знает научные методы, приемы, способы и подходы для проведения научных исследований и опытно- конструкторских разработок в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.2 Умеет проводить лабораторные и полевые натурные исследования по различным направлениям экологии, природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.3 Умеет проводить работы по обработке и анализу научно- технической информации и результатов исследований в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.4 Владеет навыками подготовки элементов документации, проектов, планов и программ проведения отдельных этапов работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления геоэкологии; теоретические основы геохимических исследований, поиска радиоактивных аномалий, исследования опасности процессов оврагообразования, оползней, просадочных деформаций, методы оценки шумового транспортного загрязнения городской среды
3.2.Уметь:
3.2.1.организовывать и проводить геохимические исследования, поиск радиоактивных аномалий, исследования опасности процессов оврагообразования, оползнеобразования, просадочных деформаций, оценку шумового транспортного загрязнения городской среды
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть методикой геохимических исследований, поиска радиоактивных аномалий, исследования опасности процессов оврагообразования, оползней, просадочных деформаций, методами оценки шумового транспортного загрязнения городской среды

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Цели и задачи курса. Современное понятие о геоэкологии, как о междисциплинарном научном направлении. Этапы развития современных представлений. Основные направления геоэкологии: ландшафтная экология (К Тролль, Н.Ф. Ремерс), экологическая география (А.Г. Исаченко); аспекты эколого-геологических и эколого-геоморфологических исследований. Обзор методов геоэкологии. Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Внеаудиторное чтение Сам. работа 5 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Геохимические методы исследований
2.1. Химическое загрязнение как один из основных видов воздействия человека на природную среду. Методы исследования источников природного и техногенного загрязнения с помощью геохимических методов. Понятие о геохимических методах поисков. Понятие о местном геохимическом фоне. Закон Кларка Вернадского о всеобщем рассеянии элементов. Определение аномалий. Физико-химические условия: кислотно-щелочные (сильнокислые, кислые и слабокислые, нейтральные и слабощелочные, сильнокислые), окислительно-восстановительные (окислительная, восстановительная, глеевая), их характеристика. Геохимические барьеры: определение, типы (механические, физико-химические, биогеохимические, техногенные). Классы физико-химических барьеров. Понятие о двусторонних барьерах. Полевые признаки разных видов барьеров. Виды и методы геохимических работ. Методы литохимических поисков. Стадийность, задачи разных стадий. Характеристика стадии детальных работ. Выбор сети отбора проб. Обработка проб. Изображение результатов литохимических поисков. Ги Лекции 5 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Решение задач по определению направления движения и потенциально-возможных участков аккумуляции химических элементов. Практические 5 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Семинар «Геохимические барьеры и свойства природных вод, влияющие на подвижность химических элементов». Практические 5 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Внеаудиторное чтение Сам. работа 5 12 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Методика исследований радиоактивных аномалий
3.1. Теоретические основы исследования радиоактивных аномалий. Естественная, искусственная радиоактивность, радиоактивные аномалии, прибор СРП-68. Методика исследования радиоактивных аномалий при экологическом картировании (выполнение измерения гамма-фона в городах и населенных пунктах пешеходным методом). Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Измерение радиационного фона, радиоактивности строительных материалов и облицовочного камня (габбро и гранитов) в окрестностях главного корпуса АлтГУ Практические 5 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Обработка и оформление результатов исследования Сам. работа 5 10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Методика шумового картирования
4.1. Понятие о шумовом загрязнении. Влияние шума на здоровье человека. Картографирование шумового загрязнения по результатам натурных измерений и на основе расчетных данных, либо с использованием сочетания этих способов. Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Составление карты шумового загрязнения квартала, ограниченного Ленинским проспектом, ул. Молодежной, пр. Социалистическим и пр. Строителей. Практические 5 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Обработка и оформление результатов исследования Сам. работа 5 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Исследование опасных экзогенных геологических процессов
5.1. Методы исследования опасных экзогенных геологических процессов (ЭГП). Количественные показатели развития и активности ЭГП. Основные методы их изучения. Обвалы. Определения, классификация, природные условия их развития. Схема описания обвалов. Меры борьбы с ними. Оползни. Стадии развития оползней. Классификации. Классификация оползневых районов по морфологии. Понятие о коэффициенте устойчивости склонов. Схема полевого описания оползней. Меры борьбы с ними и противооползневые мероприятия. Примеры оползней г. Барнаула. Овраги. Определения. Природные условия роста оврагов. Методика полевого изучения оврагов. Обработка камеральных данных. Особенности оврагов г. Барнаула. Просадочные деформации, суффозионные процессы. Общие понятия, проявления в регионе. Методика изучения. Лекции 5 4 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. 1. Картографирование оползневых форм в оползневой зоне г. Барнаула по ДДЗ. 2. Определение динамики отдельных оползневых цорков по ДДЗ 3. Полевое обследование оползневой зоны 4. Полевое обследование активных оврагов в окрестностях г. Барнаула. 5. Изучение динамики вершины отдельного оврага по ДДЗ 6. Расчет потенциала оврагообразования на склоновом водосборе Практические 5 8 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Выполение полевых измерений. Обработка и оформление результатов исследования. Дешифрирование космических снимков, измерения по снимкам. Обработка и подготовка к презентации результатов. Сам. работа 5 32 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОПК-3: Способен применять базовые методы экологических исследований для решения задач профессиональной деятельности
1. Какой метод исследования применяется для измерения физико-химических параметров воды в природных водоемах?
• a) Геодезический
• b) Гидрологический
• c) Биологический
• d) Геохимический Ответ: b) Гидрологический
2. Что измеряется с помощью метода биоиндикации в геоэкологических исследованиях?
• a) Концентрация металлов в почве
• b) Качество воды по видам животных
• c) Атмосферное давление
• d) Геологические параметры грунта Ответ: b) Качество воды по видам животных
3. Какой метод используется для определения морфологических и генетических особенностей почв?
• a) Фотограмметрия
• b) Геоинформационное моделирование
• c) Почвоведение
• d) Рентгенография Ответ: c) Почвоведение
4. Какие приборы могут использоваться для измерения уровня загрязнения атмосферного воздуха?
• a) Барометры
• b) Геодезические теодолиты
• c) Газоанализаторы
• d) Манометры Ответ: c) Газоанализаторы
5. Какой метод изучения геоэкологических процессов связан с анализом слоев почвы и отложений?
• a) Гидрологический
• b) Сейсмический
• c) Геоморфологический
• d) Дендрохронологический Ответ: c) Геоморфологический
6. Какой вид мониторинга используется для наблюдения за изменениями в состоянии экосистемы на больших территориях?
• a) Геодезический
• b) Экосистемный
• c) Биологический
• d) Гидрологический Ответ: b) Экосистемный
7. Какой метод исследования позволяет определить источники загрязнения водных объектов?
• a) Гидрологический
• b) Биохимический
• c) Гидрохимический
• d) Изотопный Ответ: c) Гидрохимический
8. Как называется метод исследования геоэкологических процессов, основанный на анализе колец роста деревьев?
• a) Геодезический
• b) Дендрохронологический
• c) Биоиндикаторный
• d) Фотограмметрический Ответ: b) Дендрохронологический
9. Какой метод используется для измерения геомагнитных параметров Земли?
• a) Астрономический
• b) Геофизический
• c) Геохимический
• d) Геодезический Ответ: b) Геофизический
10. Какой вид исследования позволяет изучать взаимодействие между живыми организмами и окружающей средой?
• a) Геодезический
• b) Экологический
• c) Геоморфологический
• d) Биогеохимический Ответ: b) Экологический
11. Какие геоинформационные технологии используются для создания карт и пространственного анализа данных?
• a) Геофизические методы
• b) Глобальные навигационные системы
• c) Геоинформационные системы
• d) Гидрологические методы Ответ: c) Геоинформационные системы
12. В чем заключается основная задача геоэкологических исследований?
a) Изучение географии различных стран
b) Изучение взаимодействия между природой и человеком
c) Создание новых географических карт
Ответ: b) Изучение взаимодействия между природой и человеком
13. Что такое экосистема?
a) Место для хранения данных
b) Совокупность живых организмов и их окружающей среды
c) Программное обеспечение для геоинформационного анализа
Ответ: b) Совокупность живых организмов и их окружающей среды
14. Что представляют собой "геоданные"?
• a) Цифровые данные, связанные с географическими координатами
• b) Результаты экологических исследований
• c) Информация о климатических условиях
Ответ: a) Цифровые данные, связанные с географическими координатами

15. Что такое "сейсмические условия"?
• a) Условия, способствующие распространению землетрясений
• b) Условия для проведения геологических исследований
• c) Гидрогеологические характеристики
Ответ: a) Условия, способствующие распространению землетрясений
16. Какой термин описывает изучение распределения и химического состава почв? a) Геоинформационная система землепользования b) Гидрологический анализ c) Геохимический анализ d) Геодезическая съемка
Ответ: c) Геохимический анализ
17. Что такое "геологическое бурение" в контексте геоэкологических исследований? a) Изучение состава горных пород b) Просверливание ядра Земли c) Анализ атмосферных осадков d) Изучение астрономических явлений
Ответ: a) Изучение состава горных пород
18. Какой метод используется для мониторинга изменений в ландшафте с высокой точностью? a) Геодезическая съемка b) Геоинформационная система землепользования c) Геофизические методы d) Мониторинг атмосферных выбросов
Ответ: a) Геодезическая съемка
19. Какой показатель измеряется для оценки содержания агрессивных компонентов в почве, таких как кислоты и тяжелые металлы?
• a) pH-уровень
• b) Уровень влажности
• c) Скорость ветра
• d) Уровень осадков
Ответ: a) pH-уровень
20. Какой метод измерения применяется для определения тепловых изменений в природных объектах и процессах?
• a) Термометрия
• b) Георадар
• c) Тепловизионная съемка
• d) Геоинформационный анализ
Ответ: c) Тепловизионная съемка
21. Какой прибор применяется для измерения радиоактивного загрязнения природных объектов и окружающей среды?
• a) Гидрологический монитор
• b) Спектрофотометр
• c) Радиометр
• d) Геодезический инструмент
Ответ: c) Радиометр
22. Какой показатель измеряется для определения солености воды в морях и океанах?
• a) Уровень влажности
• b) Электрическая проводимость
• c) pH-уровень
• d) Радиоактивность
Ответ: b) Электрическая проводимость


1. "Одним из основных инструментов, используемых в геоэкологических исследованиях, являются ____-приемники, которые позволяют определить географические координаты и высоту точки с высокой точностью."
Ответ: GPS
2. "Для сбора атмосферных данных используются ____________ станции, которые измеряют параметры, такие как температура, влажность, давление и направление ветра."
Ответ: метеорологические
3. "Одним из способов исследования качества воды является использование ______________, который позволяет анализировать химический состав воды."
Ответ: спектрофотометра
4. "Для анализа почвенных образцов используются ______________ методы, такие как химический анализ и определение содержания микроорганизмов."
Ответ: лабораторные
5. "Электронные теодолиты и нивелиры применяются для измерения уклона местности и создания _______________ карт."
Ответ: топографических
6. "В геоэкологических исследованиях часто используется _________, который позволяет исследовать структуру грунта и обнаруживать подземные объекты."
Ответ: георадар
7. "Для анализа биологических данных, таких как видовое разнообразие и ____________ динамика, применяются методы биостатистики."
Ответ: популяционная
8. "Для мониторинга изменений в растительности могут быть использованы спектральные анализаторы, которые анализируют характеристики света, ____________ растениями."
Ответ: отраженного
9. "_______________системы (ГИС) позволяют интегрировать, анализировать и визуализировать пространственные данные для принятия решений."
Ответ: Геоинформационные
10. "Спутниковая навигация, такая как ГНСС, обеспечивает точное определение местоположения и навигацию в __________ исследованиях – от горный условий до заболоченной и залесенной местности."
Ответ: полевых
11. "Геостатистика позволяет анализировать пространственные данные и строить карты _________ с учетом вариабельности данных."
Ответ: изменений
12. "Методы анализа мультиспектральных изображений из космоса, полученных с помощью _________, позволяют выявлять изменения в растительности и использовании земель."
Ответ: спутников
13. "Системы ____________ зондирования атмосферы могут использоваться для мониторинга атмосферных составляющих и газов."
Ответ: дистанционного
14. "Съемка теплового излучения с помощью _____________ камер позволяет определять температурные характеристики поверхности земли."
Ответ: инфракрасных
15. "Для измерения уровня радиационного загрязнения используются счетчики ______ и радиометры."
Ответ: Гейгера


ПК-4: Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
1. Какой вид геоэкологических исследований связан с изучением воздействия загрязнителей на окружающую среду? а) Гидрогеологические исследования. б) Геофизические исследования. в) Биогеохимические исследования. **г) Экотоксикологические исследования.
2. Что такое гидрогеологические условия? a) Условия, связанные с гидроизоляцией зданий b) Условия, связанные с распределением воды в природе и подземными водами c) Условия, связанные с прочностью горных пород d) Условия, связанные с распределением атмосферных осадков Ответ: b) Условия, связанные с распределением воды в природе и подземными водами
3. Какие геологические условия считаются благоприятными для образования оползней? a) Породы, составляющие основу оползня, могут быть разными b) Глинистые и лессовые породы c) Горные породы, сильно укрепленные внутренними силами d) Породы, находящиеся вдалеке от водоемов Ответ: b) Глинистые и лессовые породы
4. Какой метод обработки и анализа данных позволяет определить закономерности в изменениях экологических показателей с течением долгого времени и набора больших данных?
a) Метод приборных измерений.
b) Метод математической статистики.
c) Метод космических исследований.
d) Метод геодезии.

Верный ответ: b) Метод математической статистики.
5. Какие методы мониторинга входят в группу "приборных методов" геоэкологических исследований?
a) Опрос населения.
b) Рассматривание топографических карт.
c) Анализ загрязнения атмосферного воздуха и водных ресурсов.
d) Мониторинг изменений климата через анализ цифровых баз данных.

Верный ответ: c) Анализ загрязнения атмосферного воздуха и водных ресурсов.
6. Какие из перечисленных методов являются статистическими методами геоэкологических исследований?
a) Геодезическая съемка и картирование растительности. b) Сбор данных на метеорологических станциях и изучение долины реки. c) Статистический анализ данных анкетирования и мониторинг площадей земельного использования. d) Исследование горных пород.
Верный ответ: c) Статистический анализ данных анкетирования и мониторинг земельного использования.

7. Какие из перечисленных параметров используются при оценке качества окружающей среды в соответствии с Российским законодательством?
a) Уровень шума на автомагистрали и цветовая гамма камней в горной породе. b) Содержание биологического метана в почве и плотность населения в городе. c) Предельно допустимые концентрации химических веществ в атмосферном воздухе и качество водных ресурсов. d) Астрономические наблюдения и температура космоса.
Верный ответ: c) Предельно допустимые концентрации химических веществ в атмосферном воздухе.
8. Какие факторы способствуют повышению опасности физических воздействий на окружающую среду?
a) Эффективные меры по снижению выбросов вредных веществ. b) Управление лесными ресурсами и охрана биоразнообразия. c) Нарушение экологических норм и правил при строительстве и добыче полезных ископаемых. d) Проведение научных исследований и разработка новых технологий.
Верный ответ: c) Нарушение экологических норм и правил при строительстве и добыче полезных ископаемых.
9. Какие факторы могут влиять на формирование оползней?
a) Геологические и геоморфологические
b) Биологические и атмосферные
c) Гидрогеологические и климатические
d) Антропогенные и астрономические
Ответ: a) Геологические и геоморфологические
10. Каковы основные типы оползней по структуре оползневого склона?
a) Оползни-гиганты и оползни-мелочи
b) Асеквентные, консеквентные и исеквентивные
c) Современные и древние
d) Малые, средние, крупные и очень крупные
Ответ: b) Асеквентные, консеквентные и исеквентивные
11. Какие природные условия способствуют развитию оползней? a) Повышенное атмосферное давление b) Сухой климат и высокая температура c) Избыточное увлажнение горных пород и наличие подземных вод d) Резкое изменение магнитного поля Земли Ответ: c) Избыточное увлажнение горных пород и наличие подземных вод
12. Какие методы используются для исследования оползневых деформаций? a) Только методы астрономии b) Полевые наблюдения, геодинамические измерения, анализ климатических данных c) Анализ лунных циклов d) Спутниковая астрономия Ответ: b) Полевые наблюдения, геодинамические измерения, анализ климатических данных
13. Какие условия могут способствовать образованию оползней-гигантов? a) Сильные ветры b) Очень высокая температура c) Сейсмические толчки интенсивностью выше 7 баллов d) Массивы скальных пород Ответ: c) Сейсмические толчки интенсивностью выше 7 баллов
14. Какая методика используется для балльной оценки ландшафтов с целью определения их геоэкологической устойчивости? a) Метод геодезических измерений b) Метод анализа социально-экономических показателей c) Метод определения солнечной активности d) Метод балльной оценки ландшафтов Ответ: d) Метод балльной оценки ландшафтов
15. Какие параметры могут учитываться при балльной оценке ландшафта? a) Только климатические b) Гидрогеологические, климатические и геологические c) Гидрогеологические и метеорологические d) Только геологические Ответ: b) Гидрогеологические, климатические и геологические
16. Какие методы могут использоваться для интерпретации множественных показаний при геоэкологических исследованиях? a) Методы анализа одного параметра b) Методы геодезических измерений c) Методы статистического анализа и мультифакторного анализа d) Только методы метеорологических измерений Ответ: c) Методы статистического анализа и мультифакторного анализа
17. Какой метод анализа используется для определения связи между множественными показателями в геоэкологических исследованиях? a) Метод анализа одного параметра b) Метод корреляционного анализа c) Метод анализа однородных данных d) Метод балльной оценки ландшафтов Ответ: b) Метод корреляционного анализа
18. Какие параметры могут включать акустические нормативы при оценке воздействия шума на экосистему? a) Только уровень шума в децибелах (дБ) b) Уровень шума, частотный спектр, длительность, временное изменение c) Только уровень шума в герцах (Гц) d) Акустический импеданс Ответ: b) Уровень шума, частотный спектр, длительность, временное изменение
19. Какие признаки могут указывать на присутствие кислородного барьера в природной системе? a) Появление сизой окраски горизонтов из-за двухвалентного железа b) Образование черных примазок минералов марганца c) Распространение карбонатных горных пород d) Снижение рН (кислая среда) Ответ: a) Появление сизой окраски горизонтов из-за двухвалентного железа и b) Образование черных примазок минералов марганца
20. Какие характерные признаки сорбционного барьера могут быть обнаружены на местности? a) Повышенная сорбция химических элементов на более дисперсных материалах b) Появление ржавых пятен гидроокислов железа c) Высокий уровень рН (щелочная среда) d) Понижение температуры среды Ответ: a) Повышенная сорбция химических элементов на более дисперсных материалах
21. Что означает эпигенетическое оглеение, какой барьер оно характеризует? a) Появление сизой окраски горизонтов из-за двухвалентного железа, геохимический барьер B b) Образование черных примазок минералов марганца, геохимический барьер A c) Появление ржавых пятен гидроокислов железа, геохимический барьер D d) Различия в механическом составе пород, геохимический барьер G Ответ: a) Появление сизой окраски горизонтов из-за двухвалентного железа, геохимический барьер B
22. Какой барьер характеризуется высоким уровнем рН? a) Кислородный барьер b) Сероводородный барьер c) Щелочной барьер d) Кислый барьер Ответ: c) Щелочной барьер
23. Какие признаки могут указывать на присутствие геохимического барьера типа "Сероводородный" или "Глеевый"? a) Появление сизой окраски горизонтов из-за двухвалентного железа b) Высокий уровень рН c) Наличие сероводородных запахов d) Распространение карбонатных горных пород Ответ: c) Наличие сероводородных запахов

1. Оползни-гиганты могут образоваться от сейсмических толчков интенсивностью выше ___ баллов (по шкале МSK-64).
Ответ: 7
2. Антропогенный фактор также может спровоцировать ____, например, при разрушении склонов выемками грунта или вырубкой лесов без учета геологических условий.
Ответ: оползни
3. Асеквентные оползни характеризуются скольжением в _____ неслоистых породах с криволинейной поверхностью скольжения.
Ответ: однородных
4. Консеквентные оползни имеют скольжение по ________ поверхности, предопределенной строением склона, такой как поверхность наслоения или трещины.
Ответ: наклонной
5. __________ оползни характеризуются тем, что поверхность смещения пересекает слои разного состава.
Ответ: Инсективные
6. Оползни также классифицируются по их возрасту и фазам развития, включая современные и _______ оползни.
Ответ: древние
7. Среди современных оползней можно выделить _______, приостановившиеся, остановившиеся и закончившиеся.
Ответ: движущиеся
8. Среди древних оползней выделяют открытые и _______ оползни.
Ответ: погребенные
9. Оползни также классифицируются по механизму оползневого процесса, включая оползни _________, выдавливания, выплывания, течения, проседания и разжижения.
Ответ: скольжения
10. "Методика создания карт шума при разработке генеральных планов и проектов детальной планировки предусматривает использование ______ знаков и соответственно характеристику только в пределах улично-дорожной сети."
Ответ: линейных
11. "На основе изолинейных карт выделяют зоны шумового дискомфорта, в пределах которых превышаются __________ стандарты."
Ответ: гигиенические
12. "Формирование вторичных литохимических ореолов рассеяния во многом обусловлено сочетанием _________-восстановительных и кислотно-щелочных условий природных вод."
Ответ: окислительно
13. " Выделяют три типа окислительно-восстановительных условий: окислительные, восстановительные глеевые и восстановительные ________."
Ответ: сероводородные
14. "___________ воды обычно имеют СО2 и растворимые органические соединения. Железо и марганец в этих условиях находятся в восстановленном состоянии (Fe2+, Mn2+) и ведут себя как другие двухвалентные металлы – Ca2+, Mg2+ и т. д."
Ответ: Глеевые
15. "Кислотно-щелочные условия вод. По кислотно-щелочным условиям воды разделяются на четыре основные группы: сильнокислые, кислые и слабокислые, ___________ и слабощелочные, сильнощелочные."
Ответ: нейтральные
16. "К сильнокислым относятся воды с рН<3. Такая кислотность обычно обусловлена окислением пирита и других сульфидов, а также элементарной _____, приводящим к образованию свободной серной кислоты."
Ответ: серы
17. "Кислые и слабокислые являются воды с рН от 3 до 6,5, их кислотность обусловлена процессами разложения органических веществ и поступлением в воды угольной кислоты, фульвокислот и других _______ кислот."
Ответ: органических
18. "Нейтральные и слабощелочные воды имеют _____ 6,5–8,5. Их реакция определяется чаще всего отношением бикарбоната кальция к его карбонату или же бикарбоната к CO2."
Ответ: рН
19. "Сильнощелочные воды с рН>8,5 обычно обязаны своей реакцией присутствию ________ (NаНСО3, реже Na2CO3)."
Ответ: соды
20. "Для долгосрочного прогноза применяют метод _______, основанный на выявлении периодов активизации оползней, связанных с выпадением осадков и другими метеорологическими причинами."
Ответ: ритмичности

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тема 1. Современные представления о геоэкологии

1. Какие процессы в развитии науки и общества привели к формированию геоэкологии?
2. Кто и в каком году ввел термин «геоэкология», и что первоначально понималось под этим понятием?
3. Когда термин «геоэкология» окончательно утвердился в географическом блоке наук?
4. Дайте современное определение геоэкологии, её объекта и задач.
5. Перечислите и охарактеризуйте три основных, связанных с естествознанием, направления геоэкологии.
6. Перечислите основные методы геоэкологии. Назовите причину их разнообразия.

Тема 2. Геохимические методы в геоэкологии
1. Для каких целей в геоэкологии применяются методы геохимических исследований?
2. Дайте определение понятий «местный геохимический фон», «геохимическая аномалия», «ореол рассеяния» и «поток рассеяния».
3. Что такое геохимические барьеры? Перечислите их основные типы.
4. Охарактеризуйте классы физико-химических барьеров.
5. Назовите физико-химические особенности природных вод, определяющие миграцию хими-ческих элементов в природных системах.
6. Какие химические элементы подвижны в кислых природных водах?
7. Укажите, какие химические элементы подвижны в щелочных природных водах?
8. С чем связано образование в природе сильнокислых (pH<3) вод?
9. Каким образом должны быть организованы литохимические исследования ореолов рассея-ния?
10. Как соотносятся между собой региональные и детальные геохимические исследования?
11. Каким образом представляются результаты геохимического опробования?

Тема 3. Исследование опасных геологических процессов и явлений
1. Что понимается под опасными геологическими процессами и явлениями?
2. Раскройте понятие «оползень».
3. Назовите основные элементы строения оползня.
4. Какие условия являются благоприятными для оползнеобразования?
5. Назовите классификации оползневых процессов?
6. Поясните отличия асеквентных, консеквентных, исеквентивных оползней.
7. Какие бывают типы оползней по механизму образования?
8. Составьте характеристику оползневой ситуации в г. Барнауле.
9. Дайте характеристику методам исследования оползневых деформаций.
10. Что называется овражной эрозией?
11. Чем отличается овраг от балки?
12. С чем связана интенсивность овражной эрозии?
13. От каких причин зависит процесс образования оврагов?
14. В чём отличие естественных и искусственных оврагов?
15. Назовите группы оврагов в зависимости от типа и интенсивности хозяйственного освоения территории.
16. Охарактеризуйте показатели густоты и плотности овражной сети.
17. Назовите основные методы изучения оврагов
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Современное понятие о геоэкологии, как о междисциплинарном научном направлении.
2. Методы исследований, применяемые в геоэкологии.
3. Какие процессы в развитии науки и общества привели к формированию геоэкологии.
4. Кто и в каком году ввел термин «геоэкология», и что первоначально понималось под этим понятием?
5. Когда термин «геоэкология» окончательно утвердился в географическом блоке наук.
6. Дайте современное определение геоэкологии, её объекта и задач.
7. Перечислите и охарактеризуйте три основных, связанных с естествознанием, направления геоэкологии.
8. Ландшафтно-геохимические типы регионов.
9. Понятие о местном геохимическом фоне, аномалиях, ореолах и потоках рассеяния.
10. Геохимические барьеры: определение, типы, полевые признаки.
11. Окислительно-восстановительные условия вод.
12. Кислотно-щелочные условия вод.
13. Методика геохимических исследований загрязнения почв и грунтов.
12. Физико-химические особенности природных вод, определяющие миграцию химических элементов в природных системах.
13. Соотношение региональных и детальных геохимических исследований
14. Исследование естественной и искусственной радиоактивности при геоэкологической оценке территории.
15. Картографирование шумового загрязнения.
16. Изучение оползней
18. Определение опасных геологических процессов и явлений
19. Раскройте понятие «оползень».
20. Основные элементы строения оползня.
21. Факторы, благоприятными для оползнеобразования.
22. Классификации оползневых процессов.
23. Типы оползней по механизму образования.
24. Характеристику оползневой ситуации в г. Барнауле.
25. Методы исследования оползневых деформаций.
26. Определения овражной эрозии
27. Характеристики заовраженности территории.
28. Факторы процессов оврагообразования.
29. Основные методы изучения оврагов.
30. Влияние антропогенной деятельности на развитие опасных геологических процессов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мананков А. В. Геоэкология. Методы оценки загрязнения окружающей среды : Учебник и практикум Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 В.В. Денисов, И.А. Денисова, В.В. Гутенов, Л.Н. Фесенко Основы инженерной экологии: учебное пособие Издательство «Феникс», 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В.С. Хомич, С.В. Какареко, Т.И. Кухарчик Городская среда: геоэкологические аспекты: Минск: Белорусская наука, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Геолого-экологические исследования и картографирование (Геоэкологическое картирование): Учебное пособие. Автор/создатель: Андросова Н.К. Библиографическая ссылка: Андросова Н.К. Геолого-экологические исследования и картографирование (Геоэкологическое картирование): Учебное пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2000. – 98 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/663/36663/files/geoprotection10.pdf
Э2 2. Тяжелые металлы в почвах в зоне влияния промышленного города: Учебное пособие. Автор/создатель: Бычинский В.А., Вашукевич Н.В. Библиографическая ссылка: Бычинский В.А., Вашукевич Н.В. Тяжелые металлы в почвах в зоне влияния промышленного города: Учебное пособие. Иркутск: Изд. Иркут. ун-та. 2008. – 130 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/542/63542/files/Vashykevich_2008.pdf
Э3 3. Геоэкологический мониторинг: Учебное пособие. Автор/создатель: Язиков Е.Г., Шатилов А.Ю. Библиографическая ссылка: Язиков Е.Г., Шатилов А.Ю. Геоэкологический мониторинг: Учебное пособие для вузов.- Томск: Изд-во ТПУ, 2003. - 336 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/821/74821/files/Geoecologic_monitoring.pdf
Э4 4. Геоэкологические аспекты мониторинга здоровья населения промышленных городов. Автор/создатель: Куролап С.А. Библиографическая ссылка: Куролап С.А. Геоэкологические аспекты мониторинга здоровья населения промышленных городов // Соросовский образовательный журнал, 1998, №6, с. 21-28. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/465/20465/files/9806_021.pdf
Э5 5. Краткий словарь геоэкологических терминов и понятий. Автор/создатель: Парначев В.П. Кафедра динамической геологии Томского государственного университета. Режим доступа: http://geo.tsu.ru/faculty/structure/chair/dynamic/books/Slovar_GET/
Э6 6. Методологические основы геоэкологии: Учебно-методическое пособие. Автор/создатель: Тапилин А.М. Библиографическая ссылка: Тапилин А.М. Методологические основы геоэкологии: Учебно-методическое пособие для студентов по специальности "Геоэкология". – Тверь: ТвГУ, 2006. – 43 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/890/77890/files/Osnovy_geoekology.pdf
Э7 7. Математическое моделирование в геоэкологических исследованиях: Электронный учебник. Автор/создатель: Сеннов А.С. Центр переподготовки и повышения квалификации по естественно-научным направлениям Санкт-Петербургского государственного университета. Режим доступа: http://www.ecosafe.pu.ru/Educatio/EcoMod/head.shtml
Э8 8. Инженерная экология: Практикум по специальности 020804 - "Геоэкология". Автор/создатель: Прожорина Т.И. Библиографическая ссылка: Прожорина Т.И. Инженерная экология: Практикум по специальности 020804 - "Геоэкология". - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 31 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/884/39884/files/feb05008.pdf
Э9 9. Гидрология: Методические указания к практическим занятиям. Автор/создатель: Залепухин В.В. Библиографическая ссылка: Залепухин В.В. Гидрология: Методические указания к практическим занятиям для студентов, обучающихся по специальности "Геоэкология". - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. - 48 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/752/25752/files/volsu329.pdf
Э10 10. Геоэкология для строителей: Учебное пособие для студентов строительных и технических специальностей. Автор/создатель: Гаев А.Я., Гацков В.Г., Штерн В.О., Карташкова Л.М. Библиографическая ссылка: Гаев А.Я., Гацков В.Г., Штерн В.О., Карташкова Л.М. Геоэкология для строителей: Учебное пособие для студентов строительных и технических специальностей. - Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2004. - 313 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/678/19678/files/metod415.pdf
Э11 11. Сибирский экологический журнал. Освещение теоретических и методических вопросов экологии. Публикации о структуре и функционированию и антропогенной трансформации экосистем. Сведения о зонах экологических бедствий. Архив полных текстов статей всех номеров. Возможность загрузки статей в формате pdf. Режим доступа: http://www.sibran.ru/secjw.htm
Э12 12. Русско-английский геоэкологический словарь. Автор/создатель: Паньков В.В. (1996 год) Режим доступа: http://rgp.agava.ru/slovar.htm
Э13 13. Геоэкологическое картирование: Методические указания к курсовой работе. Автор/создатель: Макаренко Н.А, Архипов А.Л. Библиографическая ссылка: Геоэкологическое картирование: Методические указания к курсовой работе / Сост.: Макаренко Н.А, Архипов А.Л. – Томск: Томский гос. ун-т, 2007. – 24 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/377/62377/files/GeoEcol_kurs_2.pdf
Э14 14. Гидрогеоэкология: Методическое руководство по курсу. Автор/создатель: Смирнова А.Я. Библиографическая ссылка: Смирнова А.Я. Гидрогеоэкология: Методическое руководство по курсу. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. - 20 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/324/27324/files/m110.pdf
Э15 15. Медико-экологический мониторинг: Практикум по спецкурсу. Автор/создатель: Куролап С.А. Библиографическая ссылка: Куролап С.А. Медико-экологический мониторинг: Практикум по спецкурсу. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. - 22 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/876/39876/files/may02002.pdf
Э16 16. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории: Учебное пособие. Автор/создатель: Кочуров Б.И. Библиографическая ссылка: Кочуров Б.И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории: Учебное пособие. - М.: 1999. - 86 с. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/480/70480/files/proroda03.pdf
Э17 Курс в Moodle "Методы геоэкологических исследований" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TO
U-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/),
(бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. Справочная информационная система ArcGIS Resources online: http://resources.arcgis.com/ru/help/
5. Онлайн-энциклопедия «Вики-GIS-Lab»: http://wiki.gis-lab.info/w/Категория:Опубликованные _статьи

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1. Методические указания обучающимся к лекциям
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные практикумы по дисциплине не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ
Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Методы геоэкологических исследований», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.