МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология человека

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Максимова Н.Б.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экология человека

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний о фундаментальных законах экологии, взаимосвязи явлений в природе и обществе, механизмах их прямого и опосредованного влияния на организм человека как целостную систему, зависимости адаптивных реакций организма от наследственности, воздействия факторов среды

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.2 Владеет базовыми знаниями в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-2.3 Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде
ОПК-6Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности
ОПК-6.1 . Знает этапы проектирования, проведения учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
ОПК-6.2 Умеет анализировать научную литературу и источники, сопоставлять и обобщать информацию, формулировать выводы
ОПК-6.3 Умеет проектировать и проводить учебно- исследовательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
ОПК-6.4 Умеет представлять результаты проектных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.1 Знает научные методы, приемы, способы и подходы для проведения научных исследований и опытно- конструкторских разработок в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.2 Умеет проводить лабораторные и полевые натурные исследования по различным направлениям экологии, природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.3 Умеет проводить работы по обработке и анализу научно- технической информации и результатов исследований в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПК-4.4 Владеет навыками подготовки элементов документации, проектов, планов и программ проведения отдельных этапов работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Знает теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-6.1. Знает этапы проектирования, проведения учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
ПК-4.1 Знает научные методы, приемы, способы и подходы для проведения научных исследований и опытно-конструкторских разработок в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Владеет базовыми знаниями в области экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-6.2. Умеет анализировать научную литературу и источники, сопоставлять и обобщать информацию, формулировать выводы.
ПК-4.2 Умеет проводить лабораторные и полевые натурные исследования по различным направлениям экологии, природопользования и охраны окружающей среды.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.3. Способен решать задачи профессиональной деятельности на основе теоретических знаний основ экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде.
ОПК-6.3. Умеет проектировать и проводить учебно-исследовательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
ОПК-6.4. Умеет представлять результаты проектных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
ОПК-6.3. Защищает результаты проектных, учебно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды с использованием ИКТ.
ПК-4.3 Умеет проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
ПК-4.4 Владеет навыками подготовки элементов документации, проектов, планов и программ проведения отдельных этапов работ в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формирование антропосферы
1.1. Антропогенез Лекции 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Антропогенез Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Антропогенез Сам. работа 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Формирование антропосферы Лекции 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Формирование антропосферы Практические 5 1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Демографические проблемы мира и России Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Формирование антропосферы Сам. работа 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Экзамен 5 8 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Механизмы адаптации
2.1. Механизмы адаптации Лекции 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Механизмы адаптации Практические 5 1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Физиологические механизмы адаптации к климатогеографическим условиям среды Практические 5 1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Влияние биотических факторов среды на организм человека Практические 5 1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Механизмы адаптации Сам. работа 5 4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Экологические аспекты хронобиологии Лекции 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Экологические аспекты хронобиологии Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Экологические аспекты хронобиологии Сам. работа 5 4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам Лекции 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.11. Общие вопросы адаптации организма человека к различным климатогеографическим регионам Сам. работа 5 4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.12. Экзамен 5 9 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Факторы здоровья и факторы риска
3.1. Здоровье и болезни человека: экологический аспект Лекции 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Здоровье и болезни человека: экологический аспект Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.3. Здоровье и болезни человека: экологический аспект Сам. работа 5 4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.4. Экологические поражения и болезни цивилизации Лекции 5 1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.5. Экологические поражения и болезни цивилизации Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.6. Экологические поражения и болезни цивилизации Сам. работа 5 5 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.7. Инфекционные и паразитарные болезни в антропоценозах Лекции 5 1 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.8. Инфекционные и паразитарные болезни в антропоценозах Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.9. Инфекционные и паразитарные болезни в антропоценозах Сам. работа 5 6 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.10. Экзамен 5 4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Общая характеристика антропогенных воздействий на природную среду
4.1. Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека Лекции 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека Практические 5 4 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Факторы риска человеческому здоровью Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Загрязнение продуктов питания Практические 5 2 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.5. Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека Сам. работа 5 8 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.6. Экзамен 5 6 Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2002

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2:
Способен использовать теоретические основы экологии, геоэкологии, природопользования, охраны природы и наук об окружающей среде в профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что относится к биологическим факторам эволюции человека?
a) Борьба за существование
b) Творчество
c) Мышление
d) Речь
ОТВЕТ: a
Вопрос 2. На какой стадии антропогенеза происходило увеличение объёма головного мозга, прямохождение, способность к охоте, использование огня и орудий труда?
a) Протантропа
b) Архантропа
c) Палеоантропа
d) Неоантропа
ОТВЕТ: b
Вопрос 3. В связи с прямохождением у человека произошли изменения в строении стопы. Какие именно?
a) Сформировался свод
b) когти превратились в ногти
c) срослись фаланги пальцев
d) большой палец массивен
ОТВЕТ: a
Вопрос 4. Какой из перечисленных признаков людей относят к рудиментам?
a) многососковость
b) наличие хвоста
c) остаток третьего века
d) избыточное оволосение на теле
ОТВЕТ: c
Вопрос 5. Какое значение имеет процесс потовыделения?
a) Понижает температуру тела
b) Повышает температуру тела
c) Обеспечивает постоянную температуру тела
d) В жару понижает температуру тела, а в холод повышает
ОТВЕТ: a
Вопрос 6. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:
a) желудочно-кишечного тракта
b) сердечно-сосудистой системы
c) органов дыхания
d) кожи
ОТВЕТ: d
Вопрос 7. Заболевание, обусловленное воздействием полихлорированных бифинилов (ПХБ), называется…
a) болезнь Лайма
b) болезнь Ю-Шо
c) болезнь Минамата
d) болезнь Итай-Итай
ОТВЕТ: b
Вопрос 8. Увеличение щитовидной железы (зоб) относится к
a) природно-очаговым заболеваниям
b) терапевтическим заболеваниям
c) специфическим техногенным экопатологиям
d) болезням цивилизации
ОТВЕТ: d
Вопрос 9. Наибольшей проникающей способностью обладают
a) альфа-частицы
b) бета-частицы
c) гамма-лучи
d) электроны
ОТВЕТ: c
Вопрос 10. Наука о старении живых организмов:
a) геронтология
b) генеалогия
c) антропология
d) десмология
ОТВЕТ: a
Вопрос 11. Самая жесткая демографическая политика в мире, направленная на снижение рождаемости, осуществлялась в ...
a) Канаде
b) Китае
c) Японии
d) Индии
ОТВЕТ: b
Вопрос 12. Назовите показатели, характеризующие естественное движение населения:
a) рождаемость, смертность, естественный прирост населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении
b) естественный прирост, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, заболеваемость, смертность
c) рождаемость, браки, разводы, младенческая смертность, первичная заболеваемость
d) рождаемость, смертность, первичная заболеваемость, общая заболеваемость
ОТВЕТ: a
Вопрос 13. Железа внутренней секреции, которая обеспечивает формирование иммунной системы организма, называется:
a) щитовидной
b) паращитовидной
c) гипофизом
d) вилочковой
ОТВЕТ: d
Вопрос 14. Экологическое правило, устанавливающее связь пропорций тела человека с климатическими показателями, называется правилом…
a) Аллена
b) Бергмана
c) Глогера
d) Рубнера
ОТВЕТ: a
Вопрос 15. Какие механизмы относят к неспецифическим приспособительным реакциям
a) усиление обмена веществ
b) биофизические механизмы
c) деятельность эндокринных желез
d) избегание толпы
e) умственная деятельность
ОТВЕТ: a,c
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Теория происхождения человека от высокоразвитых обезьян третичного периода называется
ОТВЕТ: симиальной
Вопрос 2. Самой главной особенностью всех австралопитековых, отличающей их от человекообразных обезьян и сближающей с человеком является
ОТВЕТ: бипедия
Вопрос 3. Ксенобиотиками являются вещества,
чужеродные для организма
Вопрос 4. Разность между рождаемостью и смертностью называется
ОТВЕТ: репродукционным потенциалом
Вопрос 5. неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование называется
ОТВЕТ: Стресс
Вопрос 6. способность организма поддерживать свою биологическую индивидуальность путём распознавания и удаления чужеродных веществ и клеток[
ОТВЕТ: Иммунитет
Вопрос 7. Качественно новое состояние, характеризующееся повышенной устойчивостью организма к экстремальным воздействиям называется
ОТВЕТ: Адаптация
Вопрос 8. Средства, осуществляющие фармакологическую регуляцию адаптивных процессов организма, в результате чего активизируются функции органов и систем, стимулируются защитные силы организма, повышается сопротивляемость к неблагоприятным внешним факторам называются
ОТВЕТ: Адаптогены
Вопрос 9. Раздел современной профилактической медицины, направленный на формирование у людей здорового образа жизни называется
ОТВЕТ: Валеология
Вопрос 10. Периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений называются
ОТВЕТ: Биоритмы
Вопрос 11. Реактивация механизмов ЦНС, запускающая процесс полового созрева­ния, резкое увеличение секреции половых гормонов (сразу после окончания ювенильной стадии и длится несколько дней или недель) называется
ОТВЕТ: Пубертат или пубертатный период
Вопрос 12. Массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости
ОТВЕТ: Эпидемия
Вопрос 13. Система мер, направленных на предупреждение возникновения болезни, это…
ОТВЕТ: Карантин
Вопрос 14. Массовое распространение инфекционного заболевания, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости
ОТВЕТ: Пандемия
Вопрос 15. Заболевание вызываемое простейшим одноклеточным паразитом Plasmodium; передается человеку через укус самки комара называется
ОТВЕТ: Малярия
Вопрос 16. Заболевание, при котором перенос осуществляется от человека к человеку называется
ОТВЕТ: Антропоноз
Вопрос 17. Степень способности данного инфекционного агента (штамма микроорганизма или вируса) заражать данный организм называется
ОТВЕТ: Вирулентность
Вопрос 18. К возникновению болезни Итай-Итай приводит загрязнение окружающей среды микроэлементом
ОТВЕТ: Кадмий
Вопрос 19. Вещества, вызывающие онкологические заболевания, называют
ОТВЕТ: Канцерогенными
Вопрос 20. Способность государства контролировать, снижать и устранять экологические опасности разного масштаба, выявленные и оцененные научными методами, для обеспечения благосостояния общества и здоровья людей, политической, экономической и социальной стабильности — это:
ОТВЕТ: экологическая безопасность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6:
Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной и научно-исследовательской деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какие элементы следует включить в презентацию результатов научно-исследовательской работы для эффективного представления?
а) Четкая структура, ключевые результаты и графические материалы
б) Случайные факты и анекдоты
в) Личные предпочтения автора
г) Сложные термины без объяснения
Ответ: а
Вопрос 2. Что такое "научная публикация"?
а) Любой текст, написанный ученым
б) Работа, оформленная по определенным стандартам, и опубликованная в специальном научном журнале или издании
в) Набор данных для исследования
г) Перевод научной литературы на другие языки
Ответ: б
Вопрос 3. Какие основные этапы включает процесс защиты научно-исследовательской работы?
а) Ответы на случайные вопросы аудитории
б) Опровержение всех возможных противоречий
в) Подготовка презентации, выступление перед комиссией, ответы на вопросы, критика и обсуждение
г) Заучивание текста без объяснения
Ответ: в
Вопрос 4. Какое из перечисленных действий является частью проектирования научно-исследовательской работы?
а) Определение цели и задач, выбор методов и инструментов исследования
б) Публикация результатов до начала работы
в) Завершение работы без анализа результатов
г) Исследование только одного аспекта вопроса
Ответ: а
Вопрос 5. Какой инструмент предназначен для систематизации научных идей и их визуализации, что делает процесс проектирования более наглядным?
а) Определение жизненного пути исследователя
б) Минд-карта (психологическая карта)
в) Чтение книг и статей по смежным темам
г) Рассказ о личных увлечениях и интересах
Ответ: б
Вопрос 6. Какой элемент должен быть включен в структуру научной презентации для эффективного представления результатов экологической исследовательской работы?
а) Случайные факты о биологии
б) Философские размышления
в) Личные мнения автора
г) Обзор литературы и методологии исследования
Ответ: г
Вопрос 7. Что такое "экологическая публикация"?
а) Любая публикация в журнале
б) Опубликованная научная книга
в) Любой текст на экологическую тему
г) Статья или доклад, опубликованный в научном журнале, специализирующемся на экологической тематике
Ответ: г
Вопрос 8. Какие этапы включает процесс защиты научно-исследовательской экологической работы?
а) Чтение слайдов и ответы на произвольные вопросы
б) Подготовка презентации, рассказ о методологии исследования, ответы на вопросы, обсуждение и критика
в) Заучивание всех подробностей без анализа
г) Повторение всего процесса исследования
Ответ: б
Вопрос 9. Какая из следующих задач является частью проектирования экологической научно-исследовательской работы?
а) Определение гипотезы, выбор методов исследования, разработка плана работы
б) Изучение темы на случайной основе
в) Завершение работы без обзора литературы
г) Проведение поверхностного анализа без глубокого изучения
Ответ: а
Вопрос 10. Какой инструмент помогает в систематизации и визуализации научных идей в биологических исследованиях?
а) Карта процессов
б) Файл организатор идей (или концепционная карта)
в) Программа для анимирования графиков
г) Список биологических терминов
Ответ: б
Вопрос 11. Какие аспекты следует выделить в структуре научной презентации о биоразнообразии для эффективного представления результатов исследования?
а) Оценка популярности темы среди коллег
б) Рассказ о погоде во время исследования
в) Включение личных воспоминаний автора
г) Описание методов сбора данных о видовом разнообразии, представление ключевых видов и их экологической роли
Ответ: г
Вопрос 12. Какой элемент характерен для "биоразнообразной публикации"?
а) Обзор всех возможных тем в биологии
б) Статья, посвященная анализу разнообразия видов в определенной экосистеме или регионе
в) Любой текст на биологическую тему
г) Фантастический рассказ о вымирающих видов
Ответ: б
Вопрос 13. Какие этапы включает процесс защиты научно-исследовательской биологической работы, связанной с биоразнообразием?
а) Прохождение общих тестов по биологии
б) Изучение лишь одного вида в экосистеме
в) Подготовка презентации, описание методов исследования, презентация ключевых видов, их экологическая роль, ответы на вопросы, критика и обсуждение
г) Повторение всех биологических законов
Ответ: в
Вопрос 14. Какая из следующих задач является частью проектирования биологической научно-исследовательской работы, связанной с биоразнообразием?
а) Определение средней температуры в регионе исследования
б) Выбор области для исследования, разработка методов сбора данных о видовом разнообразии, планирование маршрутов сбора образцов
в) Завершение работы без анализа данных
г) Анализ биологического разнообразия только на бумаге
Ответ: б
Вопрос 15. Какой инструмент помогает в систематизации и визуализации биологических данных и результатов исследования о биоразнообразии?
а) Чтение справочников по видам
б) Органайзер для создания списков
в) Программа для создания анимированных моделей
г) Географическая информационная система (ГИС)
Ответ: г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что необходимо включить в презентацию для эффективного представления результатов своей научно-исследовательской работы?
Ответ: ключевые результаты, методологию исследования и графические материалы.
Вопрос 2. Работа, соответствующая стандартам, и опубликованная в специализированном научном журнале или издании
Ответ: научная публикация
Вопрос 3. Какие этапы включает процесс защиты научно-исследовательской работы?
Ответ: этапы подготовки презентации, выступления перед комиссией, ответы на вопросы, а также обсуждения представленных результатов.
Вопрос 4. Средство представления данных, с помощью которого создаются наглядные иллюстративные карты и схемы, называется
Ответ: визуализация
Вопрос 5. Хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации называется
Ответ: база данных
Вопрос 6. Основным средством организации используемой в ГИС информации являются
Ответ: карты
Вопрос 7. Наиболее эффективный способ выявления географических закономерностей при формировании баз знаний, входящих в ГИС, называется
Ответ: картографический анализ
Вопрос 8. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды разрабатывается и распространяется
Ответ: ежегодно
Вопрос 9. Уменьшенное, обобщенное, условное изображение Земной поверхности, построенное по определенным математическим законам, называется
Ответ: карта
Вопрос 10. Объяснение условных обозначений, принятых на карте, называется
Ответ: легенда
Вопрос 11. Карты, отражающие какие-либо природные особенности территории Ответ: общегеографические
Вопрос 12. Карты, которые передают внешний вид земной поверхности и некоторые особенности объектов, расположенных на местности, называются
Ответ: тематические
Вопрос 13. Уменьшенные обобщенные изображения земной поверхности, содержащие определенные данные о воздействии на окружающую среду, ее состоянии и последствиях его изменения
Ответ: экологические карты
Вопрос 14. Основными задачами экологического мониторинга являются
Ответ: наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды
Вопрос 15. Научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно
Ответ: гипотеза
Вопрос 16. краткий доклад или презентация по определённой теме, где собрана информация из одного или нескольких источников
Ответ: реферат
Вопрос 17. Сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении – это
Ответ: наука
Вопрос 18. Перечислите эмпирические методы исследования
Ответ: наблюдение, эксперимент, измерение
Вопрос 19. Выбор темы исследования определяется
Ответ: актуальностью
Вопрос 20. Положения, которые содержат основные результаты в виде утверждения называются
Ответ: выводы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4:
Способен проводить научные исследования и опытно-конструкторские разработки в области экологии, рационального природопользования и охраны окружающей среды
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какой метод используется для оценки биоразнообразия на конкретной территории путем учета числа видов и их относительного обилия?
а) Генетический анализ
б) Метод индексов биоразнообразия
в) Сравнение цветовых характеристик
г) Метод путешествий
ОТВЕТ: б
Вопрос 2. Какой метод позволяет изучать вертикальное распределение организмов в разных слоях экосистемы, особенно в водных экосистемах?
а) Метод вертикальных проб
б) Метод сравнения анатомических особенностей
в) Метод сравнения звуковых сигналов
г) Метод подсчета областей обитания
ОТВЕТ: а
Вопрос 3. Какой метод основан на оценке сходства биологических сообществ по наличию или отсутствию видов, а также их относительного обилия?
а) Метод сравнения физических характеристик
б) Метод косвенных наблюдений
в) Метод анализа метаболизма
г) Метод математического моделирования
ОТВЕТ: б
Вопрос 4. Какой метод позволяет оценить биоразнообразие на основе количественного и качественного анализа образцов с целью идентификации видов?
а) Метод учета звуковых сигналов
б) Метод художественного восприятия
в) Метод биоиндикации
г) Метод физического моделирования
ОТВЕТ: в
Вопрос 5. Какой метод используется для изучения экосистем, включая взаимодействие между биотой и абиотическими факторами?
а) Экологический анализ
б) Метод подсчета бутылок
в) Метод обратных задач
г) Метод искусственного интеллекта
ОТВЕТ: а
Вопрос 6. Какой метод помогает определить биоразнообразие в разных точках местности путем сравнения и подсчета различных видов?
а) Метод линейных измерений
б) Метод макроэкономического анализа
в) Метод визуальной идентификации
г) Метод маркированных образцов
ОТВЕТ: г
Вопрос 7. Какой метод позволяет оценить биоразнообразие путем сбора образцов и последующего их анализа в лаборатории?
а) Метод пальцевых отпечатков
б) Метод нумизматики
в) Метод психологических тестов
г) Метод биохимических анализов
ОТВЕТ: г
Вопрос 8. Какой метод широко используется для изучения миграции птиц и других животных, а также для оценки биоразнообразия в разных биомах?
а) Метод радиометки и навигационных трекеров
б) Метод астрономических наблюдений
в) Метод ручных подсчетов
г) Метод изучения метаморфоз
ОТВЕТ: а
Вопрос 8. Какой метод предполагает длительное наблюдение за живыми организмами и их поведением для получения информации о биоразнообразии и экосистеме?
а) Метод рентгеновской томографии
б) Метод непрерывных наблюдений
в) Метод изучения минералов
г) Метод планетарных прогнозов
ОТВЕТ: б
Вопрос 9. Какой метод представляет собой учет всех видов, встреченных на определенной территории, и позволяет оценить биоразнообразие в контексте охраны природы?
а) Метод ботанической идентификации
б) Метод астрономических наблюдений
в) Метод инвентаризации видов
г) Метод археологических раскопок
ОТВЕТ: в
Вопрос 10. Какой метод используется для изучения биоразнообразия в морских и океанических экосистемах путем применения специальных сетей?
а) Метод траловых исследований
б) Метод аудиальной оценки
в) Метод анализа химического состава воды
г) Метод лабораторных экспериментов
ОТВЕТ: а
Вопрос 11. Какой метод позволяет исследовать взаимодействие между видами внутри экосистемы и их влияние на биоразнообразие?
а) Метод молекулярной экологии
б) Метод сравнения звуковых сигналов
в) Метод рентгеновской томографии
г) Метод экологической сети
ОТВЕТ: г
Вопрос 12. Какой метод позволяет изучать динамику изменений биоразнообразия на протяжении длительного времени?
а) Метод сравнения цветовых характеристик
б) Метод обратных задач
в) Метод анализа математических формул
г) Метод мониторинга биоразнообразия
ОТВЕТ: г
Вопрос 13. Какой метод используется для оценки биоразнообразия в разных климатических зонах путем учета и сравнения видов, характерных для каждой из зон?
а) Метод биогеографического анализа
б) Метод изучения космических объектов
в) Метод психологического тестирования
г) Метод рентгеновской томографии
ОТВЕТ: а
Вопрос 14. Какой метод позволяет изучать влияние человеческой деятельности на биоразнообразие путем сравнения зон с разной степенью воздействия?
а) Метод нумизматики
б) Метод биоиндикации
в) Метод гравиметрии
г) Метод хронологического анализа
ОТВЕТ: б
Вопрос 15. Какой метод используется для измерения и оценки биоразнообразия на основе географических координат и высоты над уровнем моря?
а) Метод фотосинтеза
б) Метод телепатии
в) Метод геоинформационных систем (ГИС)
г) Метод анализа цветовых характеристик
ОТВЕТ: в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. логическое обобщение опыта в той или иной отрасли знаний
Ответ: теория
Вопрос 2. Основная мысль текста или выступления, сформулированная в виде предложения
Ответ: тезис
Вопрос 3. краткая характеристика содержания, целевого назначения издания, его читательского адреса, формы
Ответ: аннотация
Вопрос 4. краткое, в виде выводов, изложение содержания работы, чаще всего статьи, доклада
Ответ: резюме
Вопрос 5. Какой метод используется для изучения (вертикального) распределения организмов в различных слоях экосистемы, особенно в водных экосистемах
Ответ: Метод вертикальных проб
Вопрос 6. Какой метод основан на учете числа видов и их относительного обилия для оценки биоразнообразия на определенной территории
Ответ: Метод индексов биоразнообразия
Вопрос 7. В научной работе речь чаще всего ведется
Ответ: От третьего лица и/или используются неопределенные предложения
Вопрос 8. Иллюстрация, с помощью условных графических средств и обозначений передающая устройство, взаимоотношение (связи) частей, структуру какого-либо объекта
Ответ: схема
Вопрос 9. Представление о результате, то, что должно быть достигнуто в итоге работы
Ответ: Цель исследования
Вопрос 10. Совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов.
Ответ: метод
Вопрос 11. Метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета
Ответ: Синтез
Вопрос 12. Метод познания, при котором происходит перенос значения, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый
Ответ: Аналогия
Вопрос 13. Метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям
Ответ: Дедукция
Вопрос 14. Проверка гипотезы происходит на _______________ этапе научного исследования.
Ответ: Исследовательском
Вопрос15. Один из основных эмпирических методов научного исследования, который включает целенаправленное изучение предметов, опирается в основном на данные органов чувств (ощущение, восприятие, представление)
Ответ: Наблюдение
Вопрос 16. Обще логический метод исследования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей и одновременном выделении одной или нескольких интересующих исследователя сторон изучаемого объекта
Ответ: Абстрагирование
Вопрос 17. Совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем – это
Ответ: Системный подход
Вопрос 18. Метод познания, содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных частей предмета в единое целое – это
Ответ: Синтез
Вопрос 19. Метод разделения объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения – это
Ответ: Анализ
Вопрос 20. Метод, который позволяет изучать динамику изменений биоразнообразия на протяжении длительного времени
Ответ: Метод мониторинга биоразнообразия
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. О положении человека в системе высших приматов.
2. Среда антропогенеза
3. Этапы и экологическая обусловленность антропогенеза
4. Особенности эволюции человека по сравнению с эволюцией других животных
5. Экологическая демография
6. Факторы воздействия окружающей среды
7. Генотипическая и фенотипическая адаптация. Пределы адаптивных возможностей (норма реакции)
8. Неспецифические компоненты адаптации.
9. Специфическая адаптация. Механизмы адаптации
10. Экологические аспекты заболеваний
11. Зависимость адаптационных процессов от длительности проживания в измененных условиях среды. Аборигены.
12. Классификация биоритмов
13. Факторы здоровья и факторы риска
14. Особенности онтогенеза человека. Критические стадии аномалий индивидуального развития
15. Болезни цивилизации
16. Инфекционные заболевания, их профилактика
17. Иммунитет.
18. Неинфекционные болезни в антропоценозах
19. Загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами.
20. Техногенные органические ксенобиотики.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Проблемы экологии человека в условиях холодного климата.
2. Проблемы экологии человека в условиях жаркого климата.
3. Экология человека и водная среда обитания.
4. Экология человека при автономном существовании в экстремальных условиях.
5. Экология человека в высокогорьях.
6. Проблемы экологии человека в тропиках.
7. Пищевые добавки и их медико-экологическое значение.
8. Экологическая специфика и экологический статус города.
9. Урбанизация и синатропия и их роль в формировании городской среды.
10. Урбоэкологические принципы при проектировании поселений.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Трифонова, Т. А. Прикладная экология человека: учебное пособие для вузов М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Жиров А. И., Дмитриев В. В., Ласточкин А. Н. Прикладная экология. В 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Щанкин, А.А. Курс лекций по региональным особенностям экологии человека: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Иванова, Р.Р. Экология человека: практикум Йошкар-Ола: ПГТУ, 2017 biblioclub.ru
Л2.3 Ильиных, И.А. Экология человека: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Максимова Н.Б., Семикина С.С. Экология человека: Учебно-методический комплекс Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecologysite.ru – экологический портал России и стран СНГ – экологический портал России и стран СНГ www.ecologysite.ru
Э2 - Гринпис www.greenpeace.org
Э3 - экологический портал, социальная экологическая сеть naveki.ru
Э4 - Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) control.mnr.gov.ru
Э5 Министерство здравоохранения Российской Федерации www.rosminzdrav.ru
Э6 Антропология. Понятия и категории ponjatija.ru
Э7 Курс в Moodle «Экология человека» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

1. http://www.ecologysite.ru – экологический портал России и стран СНГ
2. http://naveki.ru/ - экологический портал, социальная экологическая сеть
3. http://www.panda.org/ - всемирный фонд дикой природы
4. http://www.meteo.ru/ - гидрометеорологические данные России
5. http://www.greenpeace.org/international/ - Гринпис
6. http://dop.environment.ru/ - движение студенческих дружин по охране природы
7. http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
8. http://vernadsky.lib.ru/ Электронный Архив В. И. Вернадского
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Биосфера
10. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Химическая эволюция
11. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Возникновение жизни
12. http://geohro.ru/pervie_etapi_razvitiya_jizni/ Историческая геология
13. http://evolution.powernet.ru/history/ История развития жизни
14. http://art-con.ru/node/994 Учение о биосфере: основные положения и понятия

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.