МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геоинформационные системы в природопользовании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 4 12 4
Лабораторные 30 44 30 44
Сам. работа 39 60 39 60
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 135 108 135

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Скрипко В.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Геоинформационные системы в природопользовании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.организовать деятельность студентов по изучению методов создания ГИС и использования их для информационного обеспечения принятия решений в управлении природопользованием, получение практических навыков использования ГИС-технологий для решения конкретных задач в области природопользования и охраны окружающей среды.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1.01Способен критически анализировать информацию в области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды для планирования и решения задач профессиональной деятельности
ПК-1.01.1 Демонстрирует знания в области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды при планировании и решении задач профессиональной деятельности
ПК-1.01.2 2 Анализирует и сопоставляет информацию в области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды при решении практических задач
ПК-1.01.3 Умеет использовать знания из области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды для решения задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы геоинформационных технологий, применяемых для решения профессиональных задач в сфере управления природопользованием
3.2.Уметь:
3.2.1.подбирать и применять методы геоинформатики, разрабатывать алгоритмы для решения прикладных задач в сфере управления природопользованием
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владения методами ГИС-анализа необходимыми для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Геонформационное обеспечение системы принятия решений в области природопользования
1.1. Существующее информационное обеспечение системы принятия решений в области природопользования Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Геоинформатика. Географические информационные системы. Геоинформационные технологии. Данные. Информация. Знания. Пространственные данные. Пространственные объекты. Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Концептуальные модели представления географической информации в ГИС. Ввод данных в ГИС. Источники пространственных данных для ГИС. Устройства для преобразования аналоговой пространственной информации в цифровую форму. Программы-векторизаторы. Растровая и векторная модели пространственных данных. Тип геометрии и размерность вектоных данных. Пиксел и его пространственное разрешение. Грид. Сам. работа 5 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Пространственная привязка и оцифровка топографической карты Лабораторные 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Хранение данных в ГИС. Функции системы управления базами данных (СУБД). Задачи и функции СУБД в ГИС. Основные модели баз данных. Базовые понятия реляционных баз данных. Язык реляционных баз данных SQL – функции и основные возможности. Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Пространственная привязка и оцифровка почвенной карты. Заполнение атрибутивной базы данных Лабораторные 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.7. Качество данных и контроль ошибок. Типы ошибок в данных и их источники. Позиционная точность данных. Точность атрибутивных данных. Логическая непротиворечивость, полнота, происхождение. Особенности интеграции разнотипных данных. Преобразование систем координат (проекций). Трансформирование векторных и растровых изображений. Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.8. Использование программы Google Earth для анализа и картографирования динамики географических объектов Лабораторные 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.9. Создание аналитических карт по данным атрибутивных таблиц БД. Классификация. Метод уникальных (отдельных) значений. Интервальные шкалы: метод естественных интервалов, метод равных классов (или квантилей), метод равных интервалов, метод стандартных отклонений. Метод плотности точек. Метод масштабируемых символов. Локализованная диаграмма. Цветовая шкала Сам. работа 5 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.10. Геоинформационное картографирование статистических данных Лабораторные 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.11. Создание тематических карт на основе методов пространственного моделирования в ГИС. Математико-картографическое моделирование. Представление географических полей. Аппроксимация. Интерполяция на основе функции расстояний (по регулярной сетке) и триангуляция Делоне. Способы выбора точек для построения модели. Создание карт рельефа и произвольных карт на основе ЦМР. Построение изолинейных карт. Отображение рельефа шкалой послойной окраски. Построение карт светотеневой отмывки рельефа, углов наклона поверхности, экспозиции склона. Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.12. Создение и анализ ЦМР ипроизводных от нее поверхностей методами триангуляции Делоне и растровой интерполяции Хатчинсона. Лабораторные 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.13. Автоматизированная генерализация тематических карт. Семантическая (для атрибутивных данных) и геометрическая (для позиционных данных) генерализация. Методы классификации для семантической генерализации. Элементы генерализации линий: упрощение, сглаживание, перемещение, структурирование, слияние, локальная обработка. Генерализация в интерактивном режиме. Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.14. Генерализация точечных, линейных и полигональных векторных объектов. Генерализация растров. Лабораторные 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.15. Картометрические функции. Измерение расстояний, площадей и периметров замкнутых контуров, и определение взаимного положения точечных, линейных и полигональных объектов (например, линий и полигонов). Определение положения центральной точки полигона и скелетизация. Построение системы картографических знаков и размещение надписей. Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.16. Рассчет геометрических характеристик пространственных объектов средствами ГИС. Лабораторные 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Использование ГИС в принятии управленческих решений
2.1. Использование ГИС в принятии управленческих решений Лекции 5 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Использование ГИС в принятии управленческих решений Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Геоинформационный анализ антропогенной трансформации ландшафтов территории административного района Лабораторные 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Базовые понятия и представления ГИСУП. Характеристика концепции ГИС в управлении природопользованием. Эволюционное развитие информационных методов исследования объектов, основанных на сочетании геоинформационных систем и управленческих информационных систем (АСУ). Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Аспекты и подходы к созданию ГИС УП. Основные аспекты создания элементов ГИСУП: инструментальный, технологический, технологический. Информационные технологии и их виды: инструментальные ГИС, ГИС-технологии, прикладные ГИС. Подходы к созданию ГИС управления природопользованием. Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.6. Составление аналитического обзора существующих примеров реализации ГИС для поддержки принятия управленческих решений в сфере природопользования. Лабораторные 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.7. Специфические особенности природопользования как объекта информационного управления. Содержание основных понятий и определений, которые формируют представление об управлении природопользованием как информационном процессе. Особенности современного подхода к управлению. Основные этапы технологии управления, как информационного процесса. Типы ГИСУП по технологическим этапам (по С. Л. Широковой, 2003). Характеристику принципиальной структуры ГИСУП. Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.8. Разработка блок-схеы структуры ГИС в управлении природпользованием. Лабораторные 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.9. Подходы к проектированию ГИСУП. Показатели, используемые в ГИСУП. Типы моделей в зависимости от характера оцениваемой информации. Отображение показателей качества окружающей среды. Подходы, используемые при анализе альтернативных стратегий управления. Сам. работа 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.10. Проектирование ГИС для решения прикладных задач в сфере управления природопользованием Лабораторные 5 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1.01: Способен критически анализировать информацию в области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды для планирования и решения задач профессиональной деятельности

1. Какие данные могут быть использованы для оценки климатических условий на определенной территории? a) Высотные данные b) Спутниковые снимки c) Метеорологические измерения d) Гравиметрические данные Верный ответ: c
2. Какой метод выбора местоположения для производственных объектов позволяет учесть экологические и социальные факторы? a) Метод анализа сетей b) Метод анализа иерархий c) Метод главных компонент d) Метод многокритериального анализа Верный ответ: d
3. Какой метод обработки информации может использоваться для обнаружения загрязненной нефтепродуктами территории с помощью спутниковых снимков? a) Дифференциальная интерферометрия b) Полуавтоматическая классификация c) Интерполяция Верный ответ: b
4. Какой инструмент ГИС может использоваться для мониторинга и анализа пожаров на территории? a) Картографический редактор b) Анализ сетей c) Растровая аналитика d) Кластерный анализ Верный ответ: c
5. Какой статистический метод может использоваться для анализа последствий катастрофических явлений, таких как наводнения или землетрясения? a) Т-тест b) Анализ дисперсии c) Регрессионный анализ d) Временные ряды Верный ответ: d
6. Какой инструмент ГИС может быть использован для оценки качества природных ресурсов, таких как водные ресурсы или почвы? a) Геостатистика b) Картирование маршрутов c) Пространственная интерполяция d) Гравиметрия Верный ответ: a
7. Какой метод ГИС используется для определения опасности рисков на территории и принятия мер по их уменьшению? a) Метод главных компонент b) Пространственный анализ c) Геостатистика d) Метод многокритериального анализа Верный ответ: b
8. Какой метод обработки информации о климате используется для построения карт температурных изменений на больших территориях? a) Геостатистика b) Регрессионный анализ c) Интерполяция d) Гравиметрия Верный ответ: c
9. Какой инструмент ГИС позволяет оптимизировать маршруты доставки грузов на основе географических данных? a) Геостатистика b) Анализ сетей c) Пространственная интерполяция d) Картографический редактор Верный ответ: b
10. Какой метод обработки информации о рельефе используется для создания трехмерных моделей местности? a) Интерполяция b) Цифровая фотограмметрия c) Ручная классификация d) Геостатистика Верный ответ: b
11. Какой метод обработки информации о климате используется для анализа временных рядов климатических данных? a) Геостатистика b) Анализ временных рядов c) Интерполяция d) Картирование маршрутов Верный ответ: b
12. Какой метод ГИС может использоваться для анализа зон охраны природных объектов и жилой застройки? a) Растровая аналитика b) Анализ сетей c) Пространственный анализ d) Гравиметрия Верный ответ: c
13. Какой метод ГИС может использоваться для анализа зон охраны природных объектов и жилой застройки? a) Геостатистика b) Гравиметрия c) Пространственный анализ d) Ручная классификация Верный ответ: c
14. Какой инструмент ГИС может быть использован для анализа последствий катастрофических паводков? a) Картирование маршрутов b) Геоаналитические инструменты c) Растровая аналитика d) Пространственный анализ Верный ответ: c
15. Что представляют собой растровые данные в Геоинформационных системах? a) Данные, представленные в виде точек с координатами b) Данные, представленные в виде матрицы пикселей c) Данные, описывающие географические объекты линиями и полигонами d) Данные, описывающие атрибуты объектов Верный ответ: b
16. Что такое "геореференцирование" в Геоинформационных системах? a) Геореференцирование - это процесс создания новых географических объектов. b) Геореференцирование - это процесс установления связи между данными и координатами на карте. c) Геореференцирование - это процесс анализа пространственных данных. d) Геореференцирование - это процесс визуализации данных на карте. Верный ответ: b
17. Что такое "слои данных" в Геоинформационных системах? a) Категории данных, такие как рельеф, водные объекты и растительность b) Специализированные компьютеры для анализа геоданных c) Графические объекты, такие как линии и полигоны d) Числовые данные, представленные в виде таблиц Верный ответ: a
18. Что такое "метаданные" в контексте Геоинформационных систем? a) Метаданные - это числовые данные, описывающие координаты географических объектов. b) Метаданные - это графические изображения объектов на карте. c) Метаданные - это описательная информация о данных, включая их источник, формат, точность и другие характеристики. d) Метаданные - это абстрактные математические модели географических объектов. Верный ответ: c
19. Какие пространственные операции могут быть выполнены в Геоинформационных системах? a) Только суммирование числовых данных b) Объединение географических объектов, наложение слоев, вычисление расстояний и площадей c) Только построение графиков и диаграмм d) Только ввод данных с GPS Верный ответ: b
20. Что такое географические координаты и какие две основные системы координат используются в ГИС? a) Географические координаты - это числа, описывающие размер и форму Земли. Основные системы координат: десятичные градусы и минуты. b) Географические координаты - это буквенные обозначения местоположения, используемые в навигации. Основные системы координат: A, B, C, D. c) Географические координаты - это числа, описывающие расположение точки на Земле в десятичных градусах. Основные системы координат: градусы-минуты-секунды и десятичные градусы. d) Географические координаты - это числа, описывающие высоту над уровнем моря. Основные системы координат: метры и футы. Верный ответ: c
21. Какие данные могут быть представлены с использованием векторных геоданных в ГИС? a) Геологические данные о составе почвы b) Изображения облаков снимаемые со спутника c) Контурные данные о реках и озерах d) Текстовые описания погодных условий Верный ответ: c


1. Методы обработки информации о рельефе в ГИС позволяют создавать ______ модели местности (ЦММ) и анализировать характеристики местоположения для размещения объектов.
Ответ: цифровые
2. Выбор местоположения для производственных объектов включает в себя анализ _________ ресурсов, транспортных маршрутов и влияния на окружающую среду.
Ответ: доступности
3. Учет зон охраны природных объектов и жилой застройки в ГИС позволяет соблюдать законы и нормативы, регулирующие использование _________ участков.
Ответ: земельных
4. Геоинформационные системы используются для анализа и прогноза _______, а также для определения наиболее подверженных возгоранию регионов.
Ответ: пожаров
5. ГИС позволяют анализировать последствия _________ явлений, таких как наводнения и землетрясения, и оценивать их воздействие на окружающую среду.
Ответ: катастрофических
6. _______ качества природных ресурсов и их объемов с помощью ГИС позволяет оптимизировать их управление и использование.
Ответ: оценка
7. ГИС используются для оценки опасностей и рисков природных и __________ угроз, связанных с размещением производственных объектов.
Ответ: антропогенных
8. Геоинформационные системы помогают определять возможности организации ________ производства на различных географических объектах, учитывая их специфику.
Ответ: промышленного
9. Анализ пространственных данных о _________ позволяет выявлять места с высоким риском схода лавин и опасных склонов.
Ответ: рельефе
10. Анализ местоположения для экологически ответственных объектов учитывает ______ от природных заповедников и биосферных резерватов.
Ответ: удаленность
11. В ГИС можно интегрировать данные о биоразнообразии и распределении видов для разработки планов _________ и восстановления природы.
Ответ: охраны
12. Геоинформационные системы используются для мониторинга изменений земельного покрытия и выявления незаконных ________ лесов.
Ответ: рубок
13. Для определения зон охраны природных объектов и жилой застройки учитывается геодезическая информация и ___________ границ территорий в виде кадастровых участков.
Ответ: координаты
14. Анализ загрязненных нефтепродуктами территорий позволяет определить масштабы экологического ___________ и планировать мероприятия по реабилитации.
Ответ: ущерба
15. Геоинформационные системы используются для создания карт рисков и идентификации зон повышенной опасности для ________.
Ответ: населения
16. Оценка ________ или состояния природных ресурсов включает в себя анализ состава почвы, воды и воздуха в экосистемах.
Ответ: качества
17. ГИС могут помочь в анализе рисков, связанных с размещением химически опасных объектов. Они могут учитывать такие факторы, как близость к населенным пунктам, особенности ландашфта, направление ветра и распространение опасных веществ при _____.
Ответ: авариях
18. ГИС могут помочь оптимизировать распределение ___________ ресурсов, таких как пожарные станции и скорая помощь, чтобы обеспечить быстрое реагирование в случае аварии на опасном объекте.
Ответ: административных
19. Геоинформационные системы помогают определять наилучшие пути и места для максимальной ________ размещения производственных сил.
Ответ: эффективности
20. _________ системы облегчают принятие обоснованных решений в области природопользования и экологии, учитывая сложные взаимосвязи между различными аспектами природы и человеческой деятельности.
Ответ: геоинформационные
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Основные понятия геоинформатики
2. Ввод данных в ГИС
3. Типы и источники пространственных данных
4. Представление пространственных объектов в БД.
5. Системы управления базами данных в ГИС
6. Качество данных и контроль ошибок
7. Особенности интеграции разнотипных данных
8. Преобразование систем координат (проекций). Трансформирование векторных и растровых изображений.
9. Пространственные и атрибутивные запросы к БД.
10. Создание аналитических карт по данным атрибутивных таблиц БД.
11. Создание тематических карт на основе методов пространственного моделирования в ГИС.
12. Картометрические функции.
13. Построение системы картографических знаков и размещение надписей.
14. Основные концепции ГИС в управлении природопользованием.
15. Аспекты создания элементов ГИСУП: инструментальный, технологический, техноло-гический.
16. Основные подходы к созданию ГИС управления природопользованием.
17. Основные понятия и определения, которые формируют представление об управлении природопользованием как информационном процессе.
18. Особенности современного подхода к управлению.
19. Основные этапы технологии управления, как информационного процесса.
20. Типы ГИСУП по технологическим этапам (по С. Л. Широковой, 2003)
21. Характеристика принципиальной структуры ГИСУП.
22. Главные показатели, используемые в ГИСУП.
23. Типы моделей в зависимости от характера оцениваемой информации.
24. Отображение показателей качества окружающей среды
25. Характеристика подходов при анализе альтернативных стратегий управления.
26. Оценка состояния качества окружающей среды.
27. Организация информационной поддержки реализации стратегии управления

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К.В. Шошина, Р.А. Алешко Геоинформационные системы и дистанционное зондирование.Ч.1.: учебное пособие Архангельск : ИД САФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=312310
Л1.2 О.И. Жуковский Геоинформационные системы: учебное пособие Томск: Эль Контент, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д.А. Ловцов; А.М. Черных Геоинформационные системы: учебное пособие Москва: Российская академия правосудия, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Зеливянская О.Е. Геоинформационные системы: лабораторный практикум Ставрополь : СКФУ, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 GIS-Lab: Геоинформационные системы и Дистанционное зондирование Земли – неформальное сообще-ство специалистов в области ГИС и ДЗЗ gis-lab.info
Э2 Геоинформационный портал ГИС-Ассоциации www.gisa.ru
Э3 NextGIS: Открытые геотехнологии: nextgis.ru
Э4 QGIS: Свободная географическая информационная система с открытым кодом: www.qgis.org
Э5 GeoFAQ: советы по ГИС, САПР, СУБД www.geofaq.ru
Э6 Лаборатория АгроГИС-технологий. Консультации по ГИС Калуга: npk-kaluga.ru
Э7 Курс в Moodle "Геоинформационные системы в управлении природопользованием" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TO
U-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/),
(бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Справочная информационная система ArcGIS Resources online: http://resources.arcgis.com/ru/help/
2. Онлайн-энциклопедия «Вики-GIS-Lab»: http://wiki.gis-lab.info/w/Категория:Опубликованные_статьи

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
406М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 шт.; компьютеры: ACPI x64-based PC, Intel (R) Core (TM) i5-3470, 3200 MHz, 3200 MHz – 15 ед.; интерактивная доска: Triumph MULTI TOUCH 78 – 1ед.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, или дополняет конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов
Лабораторные занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на приобретение практических умений и навыков. Лабораторные занятия проводятся на компьютерах, что позволяет студентам привить практические навыки работы с различными ГИС-приложениями, получить опыт самостоятельной работы.
Каждая лабораторная работа содержит название темы, практическое задание, описание порядка выполнения работы. В зависимости от подготовленности учебной группы и отдельных студентов преподаватель вправе перераспределить учебные часы между лабораторными работами.
Справочный материал содержит сведения, необходимые студенту для выполнения лабораторной работы, а также может содержать пример выполнения задания. Задание выполняется студентом на компьютере и сохраняется в виде файла в папке, указанной преподавателем. Преподаватель проверяя результат задания, задает контрольные вопросы и просит выполнить отдельные операции, позволяющие выяснить степень самостоятельности выполнения и уровень овладения требуемыми умениями и навыками.

8.3. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы
Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие в лабораторных работах.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.