МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Землепользование и оценка земель

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент кафедры природопользования и геоэкологии, Кононцева Е.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Землепользование и оценка земель

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 20222026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Учебная дисциплина «Землепользование и оценка земель» имеет целью формирование системных знаний в области оценки, теории и практики управления земельными ресурсами, приобретении теоретических знаний в области управления земельными ресурсами необходимых для применения их в практической деятельности.
Задачами дисциплины являются:
- изучение теоретических основ землепользования, формирование представления об инфраструктуре землепользования;
- изучение основных подходов и методик проведения оценки земли;
- развитие умений принятия и реализации управленческих решений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1.01Способен критически анализировать информацию в области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды для планирования и решения задач профессиональной деятельности
ПК-1.01.1 Демонстрирует знания в области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды при планировании и решении задач профессиональной деятельности
ПК-1.01.2 2 Анализирует и сопоставляет информацию в области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды при решении практических задач
ПК-1.01.3 Умеет использовать знания из области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды для решения задач профессиональной деятельности
ПК-2.01Способен проводить оценку природных ресурсов, экологический мониторинг объектов природопользования и прогнозирование их состояния
ПК-2.01.1 Знает методики проведения оценки природных ресурсов и этапы проведения экологического мониторинга (наблюдение, оценка, прогноз)
ПК-2.01.2 Умеет собирать и обрабатывать информацию для проведения оценки природных ресурсов и проводить комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды и происходящими в ней процессами, явлениями
ПК-2.01.3 Владеет навыками проведения оценки природных ресурсов и проводит экологический мониторинг
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретических основы землепользования, объекты и субъекты земельных отношений;
- иметь представления об инфраструктуре землепользования;
- функции и характеристики земли, ее физические и экономические качества;
- назначение земель по видам (категориям) и целевому назначению;
- земельное законодательство;
- этапы развития земельных отношений;
- формы землепользования;
- структуру земель по формам собственности на землю;
- виды прав на земельные участки;
- систему управления земельными ресурсами
- основы государственного регулирования землепользования;
- зарубежный опыт землепользования;
- основные подходы и методики проведения оценки земли.
3.2.Уметь:
3.2.1.- оперировать понятиями и категориями в области земельных отношений;
- определять правовой статус земельного участка и его разрешенного пользования;
- применять основные положения законодательства при распределении земель по формам собственности;
- выделять основные параметры контроля над землепользованием;
- работать с земельным кодексом РФ, правовыми актами и постановлениями в сфере земельных отношений;
- использовать данные, полученные в ходе проведения федерального, регионального и локального мониторинга земель;
- выделать основные показатели общей и частной оценки земель;
- осуществлять бонитировку почв;
- проводить оценку земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, особо охраняемых территорий, земель водного и лесного фонда по их основным группам.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владеть теоретическими и методологическими основами оценки земель;
- навыками анализа различных правовых явлений, правовых норм и правовых отношений в области земельных отношений;
- навыками оценки земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, особо охраняемых территорий, земель водного и лесного фонда.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Объекты земельных отношений. Состав земель. Категории земель
1.1. Введение в курс Лекции 8 2 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.1
Раздел 2. Содержание и формы землепользования
2.1. Этапы развития земельных отношений. Формы землепользования. Лекции 8 2 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.2, Л1.1
2.2. Этапы развития земельных отношений. Формы землепользования. Практические 8 4 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Этапы развития земельных отношений. Формы землепользования. Сам. работа 8 6 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Структура земель по формам собственности на землю. Возникновение прав на землю. Предоставление земельных участков Лекции 8 2 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Структура земель по формам собственности на землю. Возникновение прав на землю. Предоставление земельных участков Практические 8 4 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Структура земель по формам собственности на землю. Возникновение прав на землю. Предоставление земельных участков Сам. работа 8 6 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3
Раздел 3. Государственное регулирование землепользования
3.1. Система управления земельными ресурсами Лекции 8 2 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Система управления земельными ресурсами Практические 8 4 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Система управления земельными ресурсами Сам. работа 8 2 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Формы платы за землю в РФ: земельный налог, арендная плата Лекции 8 2 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Формы платы за землю в РФ: земельный налог, арендная плата Сам. работа 8 4 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Контроль над землепользованием. Государственный мониторинг земель Лекции 8 2 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Контроль над землепользованием. Государственный мониторинг земель Сам. работа 8 4 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Государственная оценка земель
4.1. Теоретические основы оценки земель Лекции 8 2 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3
4.2. Теоретические основы оценки земель Практические 8 4 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3
4.3. Теоретические основы оценки земель Сам. работа 8 6 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Методологические основы оценки земель. Бонитировка Лекции 8 2 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Методологические основы оценки земель. Бонитировка Практические 8 2 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.6. Методологические основы оценки земель. Бонитировка Сам. работа 8 6 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.7. Оценка земель сельскохозяйственного назначения, населе Лекции 8 4 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.8. Оценка земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности Оценка земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности Практические 8 4 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.9. Оценка земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности Сам. работа 8 5 ПК-2.01.1, ПК-2.01.2, ПК-2.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3775
Оценка сформированности компетенций ПК-1.01: Способен критически анализировать информацию в области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды для планирования и решения задач профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Биогеоценоз это:
a) Обширная территория со специфическим взаимодействием между живыми организмами и неживой природой
b) Взаимодействие живых организмов на участке земной поверхности;
c) Взаимодействие растений с почвой;
d) Взаимодействие животных и растений;
Ответ: a) Обширная территория со специфическим взаимодействием между живыми организмами и неживой природой
2. Экологические проблемы земледелия это:

a) Загрязнение водных ресурсов, промышленные отходы, вырубка лесов
b) Отсутствие современной техники, нехватка удобрений и пестицидов
c) Изменение климата, небольшое количество осадков, высокие летние температуры;
d) Распаханность, падение плодородия, нарушение гидрологического режима, остаточное загрязнение продуктами химической промышленности
Ответ: d) Распаханность, падение плодородия, нарушение гидрологического режима, остаточное загрязнение продуктами химической промышленности

3. Мониторинг экологических проблем земледелия это:
a) Определение показателей плодородия почвы
b) Применение современной техники при выращивании сельскохозяйственных культур
c) Система наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей среды и информационное обеспечение процессов подготовки и принятия решений
d) Рациональное использование в сельском хозяйстве удобрений, химических средств защиты и комбинированных орудий обработки почвы
Ответ: c) Система наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей среды и информационное обеспечение процессов подготовки и принятия решений

4. Примером агроэкосистемы является:
a) поле
b) степь
c) лесостепь;
d)лес
Ответ: a) поле
5. Интродукция чуждых видов может стать причиной
а) резкого увеличения численности аборигенных видов
б) уменьшения численности аборигенных (местных) видов
в) возникновения новых видов
г) повышения продуктивности аборигенных (местных) видов
Ответ: б) уменьшения численности аборигенных (местных) видов

6. К экологически безопасным методам защиты растений от вредителей, сорняков и болезней относится...
а) биологическая защита
б) использование фунгицидов
в) применение гербицидов
г) инсектицидные обработки
Ответ: а

7. Чем являются региональные программы использования и охраны земельных ресурсов:
а) комплексом социально-экономических, производственных, организационно-хозяйственных и других мероприятий по организации рационального использования и охраны земель
б) обоснованием социально-экономических и других мероприятий по организации рационального использования и охраны земель
в) комплексом хозяйственных мероприятий по осуществлению мелиорации и строительства, выбор наиболее эффективных направлений и способов проведения работ
г) нет правильного ответа
Ответ: а

8. Земли сельскохозяйственного назначения находятся:
а) внутри поселения
б) внутри поселения либо за его чертой
в) за чертой поселений
г) в радиусе 1,5 км
Ответ: в

9. Что является важнейшей составляющей земельных ресурсов:
а) почва
б) территория
в) климатические условия
г) обводненность территории
Ответ: а

10. Один из главных источников элементов питания растений, важный фактор плодородия почв:
а) натрий
б) гумус
в) кислота
г) вода
Ответ: б

11. Наиболее эффективными мероприятиями по борьбе с последствиями эрозии являются создание:
а) специально созданные овраги
б) полезащитных лесных полос
в) вырубка лесных полос
г) увеличение крутизны склона
Ответ: б

12. К видам ответственности за земельные правонарушения относится(сятся):
а) уголовная
б) административная
в) уголовная и административная
г) дисциплинарная
Ответ: в

13. Государственный мониторинг земель в зависимости от целей наблюдения и территории, может быть:
а) корпоративным
б) местным
в) федеральным
г) суверенным
Ответ: в

14. К целям охраны земель не относится:
а) привлечение к ответственности лиц, допустивших деградацию, загрязнение, захламление, нарушение земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности
б) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных воздействий хозяйственной деятельности
в) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, разрушению, другим негативным воздействиям хозяйственной деятельности
г) проведения природоохранных мероприятия с целью оптимизации рационального землепользования
Ответ: а

15. Ограничение прав на землю:
а) всегда имеет срок
б) подлежит государственной регистрации
в) обжалованию не подлежит
г) до 5 лет
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Уменьшение содержания гумуса в пахотном горизонте- это ________________-
Ответ: дегумификация
2. Земельный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой в … году:
Ответ: 2001
3. Земельный фонд в соответствии с действующим земельным законодательством разделен на … категорий:
Ответ: 7
4. По В.И. Вернадскому биокосным является вещество, которое создается:
Ответ: на стыке живого и неживого
5. Как6ая фракция почвы в основном определяет поглотительную способность почвы?
Ответ: почвенный поглощающий комплекс, особенно его коллоидальная фракция
6. Незаменимостью, ограниченностью, локальностью, недвижимостью обладают______________
Ответ: земельные ресурсы
7. Что является целью землеустроительного проектирования.
Ответ: организация рационального использования земель.
8. ______________________________ - комплекс социально-экономических, производственных, организационно-хозяйственных и других мероприятий по организации рационального использования и охраны земель.
Ответ: Региональные программы использования и охраны земельных ресурсов
9. Только на основе ……………., который затрагивает группу землевладений и землепользований, хозяйствам можно выдавать документы, удостоверяющие право владения и пользования землей и гарантированно осуществлять ведение хозяйства.
Ответ: проекта территориального землеустройства
10. Природно-территориальный комплекс, ограниченный естественными рубежами и характеризуемый определенным внешним обликом; местность, рельеф, климат, почвы и биоценозы_____________
Ответ: ландшафт
11. ____________ это составная часть Государственного кадастра недвижимости, которая отражает природное и хозяйственное состояние земель, накапливает и представляет сведения о количестве и качестве земельных ресурсов.
Ответ: учет земель
12.___________ это система правовых, организационных экономических и других мероприятии по использованию и охране земель, сохранению и повышению плодородия почв, а также недопущению случаев нарушения порядка пользования землями и необоснованного изъятия наиболее ценных земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота.
Ответ: охрана земель
13. Обладание участком земли юридическим или физическим лицом на определенных основаниях (право собственности, право пользования и так далее), называется_____________
Ответ: землевладение
14 Государственный контроль за использованием земельных ресурсов базируется на:
Ответ: земельном, лесном, водном, природоохранном, административном законодательстве
15. Главной целью приватизации земель сх назначения в России является_______________________
Ответ: государственная регистрация прав собственности граждан на земли сх назначения
16. Наделение органов управления функциями, обеспечивающими оптимальное развитие общества, обеспечение социальноправовой защиты субъектов земельных отношений, улучшение землепользования, относится к основным задачам _________________________________
Ответ: государственного управления земельными ресурсами
17. Объектами планирования использования и охраны земель в РФ являются :___________________
Ответ: территория страны, регионов и муниципальных образований
18. Практика экономически развитых стран включает следующие виды планирования использования и охраны земель
Ответ: пространственное, городское и ландшафтное
19. Разность между индивидуальной ценой производства на землях лучшего качества и ценой сложившейся на рынке, называется___________________
Ответ: дифференциальная земельная рента
20. ____________ это защитные лесные насаждения в виде рядов деревьев и кустарников, создаваемые среди пахотных земель, на пастбищах, в садах, вдоль оросительных и судоходных каналов, железных и автомобильных дорог, по бровкам оврагов, на склонах и т. п.
Ответ: лесополосы

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенций ПК-2.01: Способен проводить оценку природных ресурсов, экологический мониторинг объектов природопользования и прогнозирование их состояния
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1 Какие основные цели государственного регулирования землепользования?
a) Охрана природы и восстановление экосистем.
b) Максимизация прибыли для государства.
c) Упрощение процедур приобретения земли.
d) Удовлетворение потребностей населения в жилье.
Ответ: a) Охрана природы и восстановление экосистем.

2. Что такое земельная рента?
a) Плата за аренду земельного участка.
b) Прирост ценности земли с течением времени.
c) Плата за пользование природными ресурсами на участке.
d) Вид налога на земельный участок.
Ответ: c) Плата за пользование природными ресурсами на участке.

3. Какие основные этапы проведения оценки земель существуют?
a) Подготовка, сбор данных, анализ и формирование отчета.
b) Перепланировка, землеустройство, мелиорация и рекультивация.
c) Уборка территории, подготовка к посадке и посадка деревьев.
d) Подписание договоров аренды и оформление прав на земельные участки.
Ответ: a) Подготовка, сбор данных, анализ и формирование отчета.

4. Какой орган в России занимается ведением государственного кадастра земли?
a) Министерство сельского хозяйства.
b) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
c) Росреестр.
d) Главное управление геодезии и картографии.
Ответ: c) Росреестр.

5 Какие виды оценки земель существуют?
a) Экономическая и экологическая.
b) Кадастровая и техническая.
c) Субъективная и объективная.
d) Арендная и продажная.
Ответ: a) Экономическая и экологическая.

6. Какие факторы влияют на стоимость земельного участка при его оценке?
a) Расположение, назначение, состояние почвы и климат.
b) Площадь, форма, близость к водоему и лесу.
c) Подлежащее строительству историческое здание.
d) Доступность средств массовой информации.
Ответ: a) Расположение, назначение, состояние почвы и климат.

7. Какой документ подтверждает право собственности на земельный участок?
a) Договор аренды.
b) Свидетельство о праве собственности на земельный участок.
c) Гражданский паспорт.
d) Удостоверение личности.
Ответ: b) Свидетельство о праве собственности на земельный участок.

8. Какие объекты относятся к инфраструктуре землепользования?
a) Жилые дома и дачи.
b) Дороги, мосты и электросети.
c) Поля и леса.
d) Города и населенные пункты.
Ответ: b) Дороги, мосты и электросети.

9 Какие основные функции выполняет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования?
a) Оценка качества почв и водных ресурсов.
b) Контроль за соблюдением экологических стандартов и норм.
c) Выдача кредитов на строительство земельных объектов.
d) Разработка городской планировки.
Ответ: b) Контроль за соблюдением экологических стандартов и норм.

10. Какие виды земельных прав существуют в соответствии с российским законодательством?
a) Право на строительство и право на снос.
b) Право собственности и право аренды.
c) Право на пастбище и право на вырубку леса.
d) Право на продажу земли и право на ведение сельского хозяйства.
Ответ: b) Право собственности и право аренды.

11. Какие органы контроля землепользования существуют на федеральном уровне?
a) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
b) Министерство экономического развития.
c) Федеральная служба по мониторингу почв и растений.
d) Федеральная служба по интеллектуальной собственности.
Ответ: a) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

12. Земельное законодательство состоит из:
a) Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов органов исполнительной власти субъектов РФ, актов органов местного самоуправления в пределах их компетенции
b) из Конституции РФ, Земельного кодекса РФ и других федеральных законов;Министерство экономического развития
c) из международных договоров РФ, Конституции РФ и федеральных законов.Федеральная служба по мониторингу почв и растений
d) из уставов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, подзаконных нормативно-правовых актов
Ответ: а) Конституции РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, актов органов исполнительной власти субъектов РФ, актов органов местного самоуправления в пределах их компетенции

13. Земельный участок как объект права представляет собой:
a) участок земной поверхности, относящийся к категории недвижимости и обладающий признаками, которые позволяют определить его как индивидуально определенную вещь
b) часть почвы, который находится в всеобщем пользовании
c) движимое имущество, которое разрешено в гражданском обороте
d) имущество, находящееся в собственности
Ответ: а) участок земной поверхности, относящийся к категории недвижимости и обладающий признаками, которые позволяют определить его как индивидуально определенную вещь

14. К экономическим регуляторам управления земельными ресурсами относятся
a) абсолютная и дифференциальная рента на землю
b) кадастровая и действительная (рыночная) цена на землю
c) кадастровая цена земель, земельный налог, арендная плата за землю
d) земельная рента
Ответ: c) кадастровая цена земель, земельный налог, арендная плата за землю

15. Система прямого государственного управления земельными ресурсами включает
a) создание структуры системы органов управления земельными ресурсами на территории региона
b) создание нормативно-правовой базы оптимального землепользования
c) взимание налогов
d) создание конкретных форм и условий землепользования
Ответ: b) создание нормативно-правовой базы оптимального землепользования


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какой закон Российской Федерации регулирует земельные отношения?
Ответ: Земельный кодекс РФ

2. Государственный мониторинг земель в зависимости от целей наблюдения и территории, может быть_____________
Ответ: локальным
3. Вид земельного контроля в соответствии с земельным законодательством______________
Ответ: муниципальный
4. Составная часть государственного земельного кадастра, это__________________
Ответ: учет земель

5. Проведение землепользователями мероприятий по рациональному использованию и охране земель, является результатом проведения _______________
Ответ: производственного земельного контроля

6. Направления регулирования земельных отношений составляют___________________
Ответ: обеспечение качественного улучшения всех категорий земель
7. Схема территориального планирования это ________________________
Ответ: документ, устанавливающий функциональные зоны
8. Учет процессов, происходящих в экосистеме и в биосфере в целом, то есть система мониторинга Земель необходима для решения_____________ проблем.
Ответ: экологических
9. ________________- природные участки земли, подлежащие использованию, включая сельскохозяйственные, лесные, водные и другие земли.
Ответ: Земельные ресурсы
10. Специфическая цель или использование, которое разрешено для конкретного земельного участка, называется ______
Ответ: целевое назначение
11. Процесс определения оптимального использования земельных участков с учетом их категории и целевого назначения, называется_________________
Ответ: земельное планирование
12. ______________ деятельность государственных органов по контролю и регулированию использования земельных ресурсов.
Ответ: Государственное управление землепользованием
13. ______________- процесс определения стоимости или качественных характеристик земельных участков.
Ответ: оценка земли
14. Экологически ___________землепользование - методы использования земли, которые минимизируют негативное воздействие на окружающую среду.
Ответ: устойчивое
15. _____________ это оценка состояния того или иного участка на предмет его плодородия.
Ответ: бонитировка почв
16. Земли садоводческое товарищество, организованное при промышленном предприятии, находящееся в пределах городской черты относятся к____________________
Ответ: к землям предприятий промышленности, транспорта, обороны;

17. Согласно ГК РФ, ст. 261: Право собственности на земельный участок распространяется на: ____________________________
Ответ: на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.
18. Основными признаками классификации земельного фонда являются:
Ответ: деление земельного фонда по целевому назначению
19. _______________ - это процедура улучшения свойств и состава почвы
Ответ: Повышение плодородия
20. Деятельность по определению кадастровой стоимости земель, земельных участков на определенную дату для целей, предусмотренных законодательством, называется_______________
Ответ: кадастровая оценка земель


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменный опрос по темам:
1. Правовой механизм отнесения и перевода земель к различным категориям.
2. Целевое назначение и категории земель, действующие на территории России.
3. Структура земель по формам собственности на землю. Виды прав на земельные участки.
4. Формы платы за землю.
5. Порядок осуществления государственного контроля над землепользованием.
6. Теоретические и методологические основы оценки земель. Бонитировка.

Темы рефератов:
7. Соотношение понятий «целевое назначение» и «разрешенное использование» земельного участка
8. Предварительное согласование места размещения объекта недвижимости как процессуальный элемент предоставления земельного участка
9. Основания прекращения прав на землю, предусмотренные ст.ст. 44-47 Земельного кодекса РФ и возможность их систематизации
10. Ограничение прав на землю, предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса РФ и другими федеральными законами
11. Порядок организации и проведения аукционов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Практическое занятие №1
1) Объекты и субъекты земельных отношений.
2) Функции и характеристики земли.
3) Физические и экономические качества земли.
4) Целевое назначение земель.
5) Правовой механизм отнесения и перевода земель к различным категориям.
6) Земельное законодательство.
7) Зарубежный опыт землепользования. Современные проблемы земельных отношений в России


8) Структура земельного фонда Алтайского края по категориям земель.
9) Структура земельного фонда г. Барнаула по категориям земель.

Коллоквиум 1. Объекты земельных отношений. Состав земель. Категории земель
1. Сущность понятия «землепользование». Цель и задачи дисциплины «землепользование и оценка земель».
2. Объекты и субъекты земельных отношений, их характеристики.
3. Функции и характеристики земли.
4. Физические и экономические качества земли.
5. Целевое назначение земель – понятие, предназначение, правовое регулирование.
6. Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель.
7. Структура земельного фонда Алтайского края по категориям земель.
8. Основные понятия категорий земель действующих на территории России, в рамках действующего Земельного кодекса страны.
9. Определения и состав земель сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов.
10. Определения и состав земель промышленности и иного специального назначения; земель особо охраняемых территорий и объектов.
11. Определения и состав земель лесного фонда; водного фонда; земель запаса.
12. Правовой механизм изменения категории земель.
13. Основные положения по отнесению и переводу земель из одной категории в другую.
14. Причины отказа в переводе земель из одной категории в другую.
15. Состав земельного законодательства в Российской Федерации.
16. Зарубежный опыт землепользования.
17. Современные проблемы в области землепользования, регистрации собственности на землю, и разграничения федеральной собственности.

РАЗДЕЛ 2. Содержание и формы землепользования
Практическое занятие №2. Тема: «Этапы развития земельных отношений. Формы землепользования. Структура земель по формам собственности на землю. Этапы развития земельных отношений.
1) Формы землепользования.
2) Структура земель по формам собственности на землю.
3) Структура земельного фонда РФ по категориям земель.
4) Структура земельного фонда Алтайского края по категориям земель.
5) Структура земельного фонда г. Барнаула по категориям земель.

Практическое занятие №3. Тема: «Возникновение прав на землю. Предоставление земельных участков»

6) Возникновение прав на землю. Виды прав на земельные участки: постоянное (бессрочное) пользование, пожизненно наследуемое владение, аренда, безвозмездное срочное пользование земельными участками, частный сервитут, публичный сервитут.
7) Предоставление земельных участков. Приобретения прав на земельные участки. Причины отказа в предоставлении в собственность земельных участков.
8) Порядок организации и проведения земельных торгов, конкурсов, аукционов.

РАЗДЕЛ 3. Государственное регулирование землепользования
Практическое занятие №4. Тема: «Система управления земельными ресурсами».

1) Система управления земельными ресурсами: Министерство экономического развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство природных ресурсов и экологии РФ.


Практическое занятие №5. Тема: «Формы платы за землю в РФ: земельный налог, арендная плата»
1) Формы платы за землю в РФ: земельный налог (налоговая база, налоговая ставка), арендная плата.
2) Контроль над землепользованием. Группы органов специальной компетенции, осуществляющей земельный контроль.
3) Государственный мониторинг земель.

Коллоквиум 2. Собственность на землю. Государственное регулирование землепользования

1. Этапы развития земельных отношений.
2. Современные формы землепользования, их особенности.
3. Раскрыть сущность понятий «владение», «пользование землей», «распоряжение», «частная собственность на землю», «государственная собственность на землю».
4. Виды государственной собственности, особенности их разграничения.
5. Федеральная собственность, особенности ее разграничения.
6. Муниципальная собственность, особенности ее разграничения.
7. Собственность субъектов Российской Федерации, особенности ее разграничения.
8. Частная собственность. Виды частной собственности, их особенности.
9. Виды прав на земельные участки, их особенности.
10. Возникновение прав на землю. Законы, регламентирующие возникновение прав на землю.
11. Перечень земель, изъятых из оборота, согласно ЗК РФ.
12. Перечень земель, ограниченных в обороте, согласно ЗК РФ.
13. Нормирование земель. Максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность.
14. Особенности купли-продажи земельных участков, предусмотренные ЗК РФ.
15. Общий порядок организации и проведения земельных торгов, аукционов.
16. Система управления земельными ресурсами РФ.
17. Земельный налог - как форма платы за землю. Налоговая база, порядок ее определения. Налоговые ставки.
18. Арендная плата - как форма платы за землю. Формы арендной платы.
19. Порядок осуществления государственного земельного контроля. Органы, осуществляющие земельный контроль.
20. Государственный мониторинг земель. Задачи мониторинга земель.
21. Виды мониторинга. Периодичность проведения мониторинга.

РАЗДЕЛ 4. Государственная оценка земель
4) Практическое занятие №5. Тема: «Теоретические и методологические основы оценки земель. Бонитировка».
5) Теоретические основы оценки земель.
6) Методологические основы оценки земель. Общая и частная оценка земель.
7) Бонитировка почв.
8) Оценка земель сельскохозяйственного назначения.
9) Оценка особо охраняемых территорий, земель водного и лесного фонда.
Коллоквиум 3. Государственная оценка земель

1. Раскройте сущность понятий «оценка земли», «оценочная стоимость земельного участка», «стоимость земельного ресурса», «цена земельного ресурса», «земельная рента».
2. Основные показатели общей оценки земель, их характеристики.
3. Основные показатели частной оценки земель, их характеристики.
4. Перечень земельно-оценочных работ.
5. Бонитировка почв, ее задачи, критерии.
6. Особенности проведения бонитировки почв.
7. Экономическая оценка земель. Показатели экономической оценки земель.
8. Оценка земель сельскохозяйственного назначения, ее особенности.
9. Оценка особо охраняемых территорий, земель водного и лесного фонда I группы, ее особенности.
10. Расчет удельного показателя стоимости земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов).
11. Расчет удельного показателя стоимости (УПС) земель природоохранного назначения.
12. Расчет удельного показателя стоимости (УПС) земель пригородных зеленых зон.
13. Расчет удельного показателя стоимости (УПС) земель под учебно-туристическими тропами, трассами.
14. Расчет удельного показателя стоимости (УПС) земель историко-культурного назначения.
15. Удельные показатели стоимости особо охраняемых территорий, земель водного и лесного фонда II группы.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильева Н.В. Основы землепользования и землеустройства: Учебник и практикум Издательство Юрайт, 2017 urait.ru
Л1.2 Васильева Н.В. Основы землепользования и землеустройства: Учебник и практикум: Учебник и практикум Юрайт, , 2017 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Земельные ресурсы России: интерактивное наглядное пособие (CD-ROM) Москва: Дрофа, 2006
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Реестр почвенных ресурсов России 3. http://egrpr.esoil.ru/download/egrpr_v1.pdf
Э2 Курс в Moodle "Землепользование и оценка земель" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://egrpr.esoil.ru/download/egrpr_v1.pdf Реестр почвенных ресурсов России.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению
лабораторных практикумов


8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине» не предусмотрены.
8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД .
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД .
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.