МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медико-экологические основы устойчивого развития

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., Доцент, Швецова Л.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Медико-экологические основы устойчивого развития

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко Вадим Валерьевич, к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко Вадим Валерьевич, к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов понимания взаимосвязи качества окружающей среды и здоровья человека, обеспечение комплексного, системного подхода к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания и к решению проблем устойчивого развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1.01Способен критически анализировать информацию в области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды для планирования и решения задач профессиональной деятельности
ПК-1.01.1 Демонстрирует знания в области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды при планировании и решении задач профессиональной деятельности
ПК-1.01.2 2 Анализирует и сопоставляет информацию в области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды при решении практических задач
ПК-1.01.3 Умеет использовать знания из области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды для решения задач профессиональной деятельности
ПК-3.01Способен осуществлять управление природопользованием и охраной окружающей среды
ПК-3.01.1 Знает механизмы управления природопользованием и охраной окружающей среды
ПК-3.01.2 Умеет использовать механизмы управления природопользованием и охраной окружающей среды в профессиональной деятельности
ПК-3.01.3 Владеет механизмами управления природопользованием и охраной окружающей среды при планировании и решении задач в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды в контексте медико-экологических основ устойчивого развития;
- основные термины и понятия медико-экологических основ устойчивого развития;
- теоретические основы и законы геохимии и геофизики, окружающей среды; основ природопользования и экономики природопользования в рамках медико-экологических основ устойчивого развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.- на высоком уровне владеть знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития и т.д.;
- пользоваться различными знаниями и информационными ресурсами и применять их в рамках медико-экологических основ устойчивого развития;
- владеть знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития;
-объяснять основные взаимосвязи и закономерности медико-экологических и географических процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владения знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды;
- владения методологической базой комплексной оценки состояния и динамики медико-экологической ситуации и устойчивого развития территории;
- применения полученных знания для обоснования мероприятий по улучшению медико-экологической ситуации, охране окру¬жающей среды и устойчивого развития регионов;
- анализа и моделирования медико-экологических ситуаций, факторов их формирования и развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в дисциплину
1.1. Основные особенности современного мирового развития. Актуализация проблемы взаимоотношений человек – окружающая среда. Системный подход к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания. Качество жизни и качество здоро-вья. Приоритет сохранения здоровья как основная задача экологической политики и необходимое условие для достижения устойчивого развития. Основные цели и задачи курса, его содержание и структура. Основные методические особенности курса. Роль курса в достижении целей устойчивого развития Лекции 8 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л3.4
1.2. Основные положения и общенаучные основы современной концепции устойчивого развития. Экологические приоритеты устойчивого развития. Критерии устойчивого развития. Предпосылки научного понимания роли здоровья человека в достижении целей устойчивого развития. Уровни устойчивого развития (локальный, ре-гиональный, национальный, глобальный) Сам. работа 8 12 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.2, Л3.1, Л3.4
1.3. Медико-экологические аспекты устойчи-вого развития и медико-экологические факторы, определяющие возможности устойчивого развития на каждом уровне. Опыт разработки стратегий устойчивого развития в мире с учетом показателей здоровья Лекции 8 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.4
1.4. Эколого-географические предпосылки здоровья и болезней. Здоровье и болезни как интегральный (комплексный) показа-тель медико-экологического благополу-чия. Индивидуальное и популяционное (общественное) здоровье. Показатели состояния здоровья населения как индика-торы устойчивого развития территории Практические 8 6 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Методология медико-экологических исследований
2.1. Взаимодействие наук об окружающей среде и здоровье населения (география, общая и прикладная экология, экономика, медицинская география, геохимия ланд-шафтов, экогеохимия, экология человека и др.) и их практическая значимость. Си-стемный подход и принцип комплексно-сти исследований в анализе взаимоотно-шений человека со средой его обитания. Медико- экологический мониторинг и его место в системе мониторинга. Лекции 8 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л3.2
2.2. Показатели состояния здоровья населе-ния. Методы получения и обработки ин-формации о состоянии здоровья населе-ния. Методы выявления и оценки взаимосвязей между состоянием здоровья насе-ления и особенностями географической среды (картографические, математико-статистические, эпидемиологические, биогеохимические, социологические и др.). Принципы медико-географического картографирования. Прогнозные оценки изменений состояния природной среды и здоровья населения. Практические 8 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л3.3, Л1.1, Л3.1, Л3.4, Л3.2
2.3. Роль медико-экологических исследований в сохранении здоровья населения, качества окружающей среды, генофонда человечества при решении национальных и региональных проблем устойчивого развития. Сам. работа 8 10 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л3.4
Раздел 3. Факторы риска окружающей среды для здоровья человека
3.1. Абиотические, биотические, антропогенные факторы внешней среды и их влияние на человека. Практическая значимость медико-экологических исследований для обоснования и разработки профилактических мероприятий по защите здоровья населения в целях устойчивого развития территории Лекции 8 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л3.4
3.2. Глобальные экологические потрясения, катастрофы и эпидемии. История гло-бальных эпидемий человека. Войны и эпидемии. Влияние экологических факторов на организм человека Сам. работа 8 7 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.2, Л3.1
3.3. Классификация болезней и патологиче-ских состояний по степени и характеру их зависимости от факторов окружающей среды. Инфекционные и неинфекционные болезни. Основные механизмы и закономерности эпидемиологических процессов. Концепция природных предпосылок болезней. Практические 8 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 4. Воздействие природных и ан-тропогенных факторов на здоровье человека.
4.1. Зависимость человека от природных и антропогенных факторов. Теория адаптации человека. Сущность антропоэкологической концепции. Особенности жизнедеятельности человека в экстремальных условиях окружающей среды Лекции 8 4 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1
4.2. Климат и здоровье. Погода как проявле-ние климата и ее влияние на человека. Медико- экологические последствия есте-ственных и антропогенных изменений климата. Атмосфера и здоровье. Гидро-сфера и здоровье. Литосфера и здоровье. Медико-экологические последствия ан-тропогенных нарушений рельефа. Почвы и здоровье. Биогеохимические аспекты здоровья. Микроэлементозы. Биосфера и здоровье. Медико-экологические послед-ствия различных форм преобразования природы. Практические 8 6 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л3.4
4.3. Загрязнение окружающей среды как эко-логический процесс. Локальные, регио-нальные, глобальные и космические за-грязнения. Первичное и вторичное за-грязнение. Химическая природа, концен-трации и устойчивость загрязнителей. Природное (естественное) и антропоген-ное загрязнение. Физическое, физико-химическое, химическое, биологическое и механическое загрязнение. Основные загрязняющие вещества и пути их поступ-ления в организм человека. Стойкие орга-нические загрязнители, токсичные метал-лы, диоксины и их влияние на здоровье человека. Сам. работа 8 12 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л3.2
4.4. Социально-психологические аспекты здо-ровья человека. Социально- экономиче-ское развитие как фактор формирования здоровья человека. Роль демографических процессов. Демографическое поведение. Экологические проблемы брака и семьи. Миграции и здоровье. Этническая, языко-вая и религиозная структуры населения и их роль в формировании уровня здоровья. Нарушение питания и взаимосвязь с эко-логическими и экономическими условиями. Сам. работа 8 12 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л3.1
4.5. Географическое распределение болезней, связанных с алиментарной недостаточно-стью. Наркотики и наркотические веще-ства – социально-экономические и куль-турно-этические аспекты. Алкоголизм как медико-экологическая проблема. Социальные факторы алкоголизма. Стресс и другие психологические проблемы. Качество жилой, рекреационной и производственной среды обитания человека. Практические 8 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.4
4.6. Особенности формирования медико-экологической ситуации в Алтайском крае. Основные нозологические формы. Анализ природных и антропогенных предпосылок заболеваемости населения. Практические 8 2 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л2.1, Л1.1
4.7. Подготовка к зачету Сам. работа 8 13 ПК-3.01.1, ПК-3.01.2, ПК-3.01.3, ПК-1.01.1, ПК-1.01.2, ПК-1.01.3 Л1.2, Л2.2, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см приложение ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см приложение ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см приложение ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Артюнина Г.П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. пособие для пед. вузов М.: Фонд "Мир", 2009 156
Л1.2 Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б. Социальная экология: учеб. для высш. проф. образования М.: Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011 7
Л2.2 Реймерс Н.Ф. Природопользование: Мысль, 1990
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Силантьева М.М., Карлова Н.В., Мироненко О.Н.. Оновы экологии, природопользования, охраны природы и экологического права: учеб. пособие Барнаул :Изд-во АлтГУ, 2008. elibrary.asu.ru
Л3.2 И.А. Хлебович, Ю.И. Винокуров, И.Н. Ротанова, В.С. Ревякин Медико-экологический атлас Алтайского края: научно-методические ос-новы разработки и состав-ления Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000
Л3.3 Вайнер Э.Н. Валеология: учеб. для вузов М.: Флинта, 2007
Л3.4 Назарова Е.Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: : учеб. для вузов М. : Академия, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральная служба статистики – актуальная медико-демографическая информация www.gks.ru
Э2 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ www.socionauki.ru
Э3 Курс в Moodle «Медико-экологические основы устойчивого развития» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина "Медико-экологические основы устойчивого развития" предполагает освещение актуальных вопросов, связанных с обеспечением коллективного и индивидуального здоровья населения в современных условиях на разных уровнях (глобальном, национальном, региональном).
Освоение содержания дисциплины "Медико-экологические основы устойчивого развития" происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 8 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
Во время лекции по учебной дисциплине "Медико-экологические основы устойчивого развития" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъяснять ключевые термины и сущность явлений, при этом, используя профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины. Обязательным требованием к студенту является - работа с периодическими научными изданиями.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме зачета. Перед зачетом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения зачета может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям, которые составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов; 2) письменной работой.