МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление отходами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление отходами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В.к.г.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В.к.г.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса «Основы управление отходами» является получение знаний по организации системы управления отходами производства и потребления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1.01 Способен критически анализировать информацию в области природопользования, геоэкологии и охраны окружающей среды для планирования и решения задач профессиональной деятельности
ПК-3.01 Способен осуществлять управление природопользованием и охраной окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные источники научно-технической информации по методам обращения с отходами;
технологии переработки и утилизации отходов производства и потребления;
источники научно-технической информации (журналы, ресурсы Интернет) в области управления отходами;
методы организации управления отходами.
3.2.Уметь:
3.2.1.основные источники научно-технической информации по методам обращения с отходами;
технологии переработки и утилизации отходов производства и потребления;
источники научно-технической информации (журналы, ресурсы Интернет) в области управления отходами;
методы организации управления отходами.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения полученной информации при разработке схемы управления отходами;
навыками подготовки отчетной документации в сфере обращения с отходами производства и потребления;
навыками разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
навыками прохождения процедуры лицензирования в сфере обращения с отходами;
навыкими проведения надзорных проверок деятельности по обращению отходами.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Отходы производства и потребления: основные понятия, классификация
1.1. Общие сведения об отходах производства и потребления, их видах, образовании и воздействии на окружающую среду. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Общие сведения об отходах, их видах, образовании и воздействии на окружающую среду. Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
1.3. Общие сведения об отходах, их видах, образовании и воздействии на окружающую среду. Сам. работа 8 16
Раздел 2. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
2.1. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
2.3. Требования к обращению с отходами Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
2.4. Лицензирование сферы обращения с отходами производства и потребления Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
2.5. Требования к объектам размещения отходов Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
2.6. Требования к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
2.7. Требования к обращению с отходами I - V классов опасности Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
2.8. Требования к обращению с отходами I - V классов опасности Сам. работа 8 16
Раздел 3. Проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение
3.1. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимиты на их размещение Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимиты на их размещение Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
3.3. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимиты на их размещение Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Экономическое ренулирование в области обращения с отходами
4.1. Экономическое ренулирование в области обращения с отходами Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами
5.1. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами Практические 8 2 Л1.1
5.3. Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами Сам. работа 8 14
Раздел 6. Государственный надзор в области обращения с отходами
6.1. Государственный надзор в области обращения с отходами Лекции 8 0 Л2.1, Л1.1
6.2. Государственный надзор в области обращения с отходами Практические 8 2 Л1.1
6.3. Государственный надзор в области обращения с отходами Сам. работа 8 20

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Управление отходами: основные понятия.
2. Классификация отходов. Классы опасности отходов.
3. Механизмы управления отходами: нормативно правовой, экономический, общественно-политический.
4. Государственное управление в сфере обращения отходов.
5. Отходы как объект права собственности.
6. Лимиты на размещение отходов.
7. Опыт управления отходами за рубежом.
8. Требования к деятельности предприятия в области обращения с отходами.
9. Нормативно-правовые аспекты управления отходами в РФ.
10. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
11. Ответственность за несоблюдение законодательства в сфере обращения с отходами.
12. Государственный кадастр отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО)
13. Паспортизация отходов.
14. Лицензирование деятельности в сфере обращения отходов.
15. Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).
16. Модуль природопользования как средство управления отходами на предприятии.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Мусороперерабатывающие комплексы: технологический процесс и экологические требования
Источники образования отходов. Образование отходов производства и потребления в РФ
Управление радиоактивными отходами АЭС
Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Алтайского края
Отходы здравоохранения
Требования к обращению с опасными отходами
Регулирование деятельности в сфере обращения отходов в Алтайском крае
Теория «Zero Waste»
Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением
Расчет платы за размещение отходов
Принципы государственной политики в области обращения с отходами
Современные технологии утилизации отходов. Рециклинг отходов
Нормирование образования, использования и обращения отходов.
ТБО
Управление отходами в сельскохозяйственных комплексах
Управление отходами в лесоперерабатывающем комплексе
Обращение с отходами в урбанизиованных территориях
Управление отходами в лечебно-профилактических учредений
Степень вредного воздействия опасных отходов на окружающую природную среду
Проблемы защиты охранных территорий от несанкционированного размещения отходов
Проблемы загрязнения отходами рекреационных территорий
Управление отходами на линейных техногенных объектах
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков Промышленная экология : учебник и практикум для вузов МИЭТ. - М. : Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в MOODLE "Управление отходами" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
2ТП-ОТХОДЫ (РОСПРИРОДНАДЗОР)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.consultant.ru
2. http://ivo.garant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации: столы и стулья для студентов и преподавателя, доска, переносной экран, ноутбук, видеопроектор.
Лаборатория «Научно-образовательный центр геоинформационных технологий» -компьютерный класс для проведения занятий семинарского типа, лабораторных работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации : столы и стулья для студентов и преподавателя, компьютеры

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Основы управления отходами» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную ум-ственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесооб-разно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желатель-но запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавате-лям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запом-нить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения препо-давателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Основы управления отходами» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом до-ма, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материа-ла, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалами.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практиче-ским занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указани-ях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включа-ет:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных по-ложений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стре-миться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, по-ясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому ма-териалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотре-нии. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподава-тель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому вос-произведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы вы-ступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказан-ного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, ло-гичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором доста-точно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в поясне-нии.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присут-ствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них ис-правления и дополне
Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Основы управления отходами» не предусмотрены.
Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семина-рах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Современные проблемы землеустройства и кадастров»
Изучение дисциплины следует начинать с проработки РПД «Кадастровая оценка земли», особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательно-го прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу об-щую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размыш-ляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков са-мостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем ре-ферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 ин-тервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего неболь-шого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследо-вания и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те докумен-ты, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.