МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гидрогеология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 16,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., профессор, Барышников Г.Я.;к.филос.н., доцент, Пивень П.В.

Рецензент(ы):
к.г.н. , доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Гидрогеология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой Скрипко В.В. канд. геогр. наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели дисциплины: дать обучающимся теоретические знания происхождении, формировании, распространении, классификации и экологической роли подземных вод как одного из важнейших компонентов природной среды и их рациональном использовании. Сформировать у студентов представление о предмете гидрогеология, ее связи с другими науками. Получить представление об основных законах движения и формирования химического состава подземных вод. Научить анализировать природные факторы и экологические связи, обуславливающие гидрогеологические условия территории.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1.02Способен критически анализировать информацию в области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственными системами для планирования и решения задач профессиональной деятельности
ПК-1.02.1 Демонстрирует знания в области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственным и системами при планировании и решении задач профессиональной деятельности
ПК-1.02.2 Анализирует и сопоставляет информацию в области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственным и системами при решении практических задач
ПК-1.02.3 Умеет использовать знания из области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственным и системами для решения задач профессиональной деятельности
ПК-2.02Способен проводить оценку комплексного использования и охраны водных ресурсов, экологический мониторинг водных объектов и прогнозирование их состояния
ПК-2.02.1 Знает методики проведения оценки комплексного использования и охраны водных ресурсов, этапы проведения экологического мониторинга (наблюдение, оценка, прогноз
ПК-2.02.2 Умеет собирать и обрабатывать информацию для проведения оценки комплексного использования и охраны водных ресурсов, проводить комплексные наблюдения за состоянием и происходящими процессами в водных объектах
ПК-2.02.3 Владеет навыками проведения оценки комплексного использования и охраны водных ресурсов, и проводит экологический мониторинг за водными объектами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- закономерности формирования, движения, распространения подземных вод;
- условия взаимодействия подземных вод с поверхностными водами;
- основы динамики подземных вод; основные законы движения подземных вод;
- классификацию эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод;
- методы гидрогеологических исследований;
- основные нормативно-правовые акты в области охраны подземных вод;
- основные глобальные и региональные геологические проблемы, тесно связанные с гидрогеологией;
- особенности гидрогеологического влияния антропогенной деятельности на рельеф земной поверхности;

3.2.Уметь:
3.2.1.- определять основные элементы грунтовых и напорных потоков по карте;
- прогнозировать режим грунтовых вод при изменении уровня поверхностных вод;
- использовать приобретенные знания при решении профессиональных задач;
- применять профессиональные профилированные знания и практические навыки из общей геологии, теоретической и практической географии, почвоведения, и использовать их в области гидрогеологии;
- использовать полученные знания в области гидрогеологии для решения глобальных и региональных геологических проблем;
- находить пути решения гидрогеологических проблем;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- решать глобальные и региональные геологические проблемы гидрогеологии;
- владения методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации;
- основами безопасности при проведении полевых и лабораторных исследований;
- чтения геологических карт;
- оценки степени влияния окружающей среды на подземные воды;
- ведения первичной камеральной обработки полученных материалов, построения и анализа гидрогеологических карт и разрезов;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Гидрогеология как наука. Гидросфера и положение в ней подземных вод: уникальные свойства воды, виды воды в гидросфере.
1.1. Гидрогеология как наука. Гидросфера и положение в ней подземных вод: уникальные свойства воды, виды воды в гидросфере. Лекции 6 6 ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Гидросфера и положение в ней подземных вод: уникальные свойства воды, виды воды в гидросфере. Практические 6 6 ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Гидросфера и положение в ней подземных вод: уникальные свойства воды, виды воды в гидросфере. Сам. работа 6 8 ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Единство природных вод Земли: круговорот воды в природе, происхождение подземных вод.
2.1. Единство природных вод Земли: круговорот воды в природе, происхождение подземных вод. Лекции 6 2 ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Единство природных вод Земли: круговорот воды в природе, происхождение подземных вод. Практические 6 6 ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Единство природных вод Земли: круговорот воды в природе, происхождение подземных вод. Сам. работа 6 8 ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Физические свойства, химический и газовый состав подземных вод, микроорганизмы в подземных водах.Методы гидрогеологических исследований.
3.1. Физические свойства, химический и газовый состав подземных вод,микроорганизмы в подземных водах. Лекции 6 2 ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Физические свойства, химический и газовый состав подземных вод,микроорганизмы в подземных водах. Практические 6 6 ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Физические свойства, химический и газовый состав подземных вод,микроорганизмы в подземных водах. Сам. работа 6 6 ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Залегания и распространение подземных вод. Запасы, ресурсы и режим подземных вод.Месторождения подземных вод.Охрана и рациональное использование подземных вод.
4.1. Залегание и распространение подземных вод. Запасы, ресурсы и режим подземных вод.Месторождения подземных вод.Охрана и рациональное использование подземных вод. Лекции 6 6 ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Залегание и распространение подземных вод. Запасы, ресурсы и режим подземных вод.Месторождения подземных вод.Охрана и рациональное использование подземных вод. Практические 6 8 ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Залегания и распространение подземных вод. Запасы, ресурсы и режим подземных вод.Месторождения подземных вод.Охрана и рациональное использование подземных вод. Сам. работа 6 17 ПК-2.02.1, ПК-2.02.2, ПК-2.02.3, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4256
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1.02: Способен критически анализировать информацию в области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственными системами для планирования и решения задач профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Совокупность водотоков и водоемов, в пределах какой-либо территории, называется:
А. Гидрографической сетью
Б. Водоразделом
В. Подземным стоком
Г. Водным балансом
ОТВЕТ: А.
Вопрос 2. Наиболее пониженная часть долины реки, по которой происходит сток воды и наносов, называется:
А. Русло
Б. Водосбор
В. Канава
Г. Урочище
ОТВЕТ: А.
Вопрос 3. зона раздела различных воздушных масс в тропосфере, например, арктического и полярного воздуха называется
А. Атмосферный фронт
Б. Атмосферный рубеж
В. Атмосферный предел
Г. Атмосферный раздел
ОТВЕТ: А.
Вопрос 4. прибор для измерения атмосферного давления называется
А. Барометр
Б. Психрометр
В. Тонометр
Г. Пирометр
ОТВЕТ: А.
Вопрос 5. сосновый лес, обычный для таежной, смешанно-лесной и лесостепной природных зон называется
А. Бор
Б. Колок
В. Тугай
Г. Байрак
ОТВЕТ: А.
Вопрос 6. Укажите, что относится к эндогенным процессам:
А. Денудация
Б. Аккумуляция
В. Магматизм
Г. Экзарация
ОТВЕТ: В.
Вопрос 7. окатанные и отшлифованные текучей водой или морскими прибоями обломки горных пород от 10 до 100 мм в поперечнике
Галька
Б. Щебень
В. Глыбы
Г. Дресва
ОТВЕТ: А.
Вопрос 8. песчаные холмы, образованные в результате деятельности ветра на песчаных побережьях морей, озер, рек, покрытие редкой растительностью называются
А. Дюны
Б. Кучи
В. Останцы
Г. Песочницы
ОТВЕТ: А.
Вопрос 9. обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести называется
А. Камнепад
Б. Лавина
В. Сель
Г. Лава
ОТВЕТ: А.
Вопрос 10. верхняя часть жерла вулкана чашеобразной или воронкообразной формы шириной от десятков метров до нескольких километров при глубине до нескольких сотен метров называется
А. Кратер
Б. Чаша
В. Воронка
Г. Блюдце
ОТВЕТ: А.
Вопрос 11. Представители этой профессии занимаются изучением факторов, которые влияют на погоду. Они постоянно следят за изменениями погодных условий, фиксируют, оценивают, обрабатывают и учитывают, на что могут повлиять такие изменения. Также составляют прогноз погоды и изучают климат различных географических зон
А. Метеоролог
Б. Охотник
В. Врач
Г. Сантехник
ОТВЕТ: А.
Вопрос 12. Эти люди занимаются изучением территории с помощью измерений, вычисления координат и составляют карты, которыми пользуются автомобилисты, строители и геологи. Такие специалисты принимают участие в различных инженерных и строительных работах, а также картографируют местность
А. Электрик
Б. Охотник
В. Водитель такси
Г. Геодезист
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 13. Эти специалисты изучают состав и свойства вод океанов и морей; оценивают изменения океанологических параметров и всей климатической системы атмосфера-океан-суша, вызванного естественными и антропогенными причинами; обеспечивают океанографической информацией государственные учреждения и субъекты хозяйственной деятельности, создают информационные базы данных; организуют и проводят режимные океанографические наблюдения; составляют морские гидрологические прогнозы
А. Океанолог
Б. Таксидермист
В. Рыбак
Г. Сантехник
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. Изучение ледников позволяет более рационально использовать водные ресурсы рек ледникового питания, помогает предотвращать катастрофы, связанные с динамикой ледников (сели, наводнения и др.), учитывать их при проектировании горных предприятий. Как называется учёный, специалист по льдам
А. Гляциолог
Б. Морозолог
В. Хладолог
Г. Сосульковед
ОТВЕТ: А.
Вопрос 15. Эта профессия связана с нахождением месторождения природных ископаемых. Человек этой профессии изучает особенности залегания и расположения различных пород, а также принимают участие в научно-исследовательской работе и экспедициях, связанных с изучением земных недр
А. Геолог
Б. Диггер
В. Фермер
Г. Гляциолог
ОТВЕТ: А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Комплекс наук о составе, строении и развитии земной коры и Земли в целом, а также ее оболочек, взаимодействующих между собой; обеспечивает получение информации о недрах в интересах создания науч. основ их использования ОТВЕТ: геология
2. наука, изучающая происхождение, условия залегания, состав и закономерности движений подземных вод ОТВЕТ: гидрогеология
3. наружная твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии ОТВЕТ: литосфера
4. оболочка Земли, располагающаяся выше границы Мохоровичича, слагающая верхнюю часть литосферы и отделяющаяся от подстилающего субстрата скачком в изменении скорости распространения продольных и поперечных упругих волн ОТВЕТ: земная кора
5. разрушение пород, слагающих берег, происходящее под воздействием термического эффекта воды; процесс разрушения берегов, сложенных мерзлотными породами или льдом ОТВЕТ: абразия термическая ОТВЕТ: термоабразия
6. разрушение пород, слагающих берег, происходящее под действием гидравлического удара прибойного потока, мгновенной компрессии и декомпрессии воздуха в трещинах пород, а также путем бомбардировки и истирания горной породы обломками этой или другой породы ОТВЕТ: абразия механическая
7. разрушение пород, слагающих берег, происходящее под воздействием растворяющей способности воды ОТВЕТ: абразия химическая
8. естественные минеральные агрегаты определенного состава и строения, сформировавшиеся в результате геологических процессов. Например, граниты, габбро, базальты – это ОТВЕТ: горные породы
9. процесс изменения и разрушения минералов и горных пород на поверхности Земли под воздействием физических, химических и органических агентов ОТВЕТ: выветривание
10. натёчные минеральные образования, растущие в виде конусов, столбов со дна пещер и других подземных карстовых полостей ОТВЕТ: сталагмиты
11. совокупность процессов сноса и переноса (водой, ветром, льдом, непосредственным действием силы тяжести) продуктов разрушения горных пород в пониженные участки земной поверхности ОТВЕТ: денудация
12. совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении, выщелачивании горных пород и последующим вымыванием накопленного материала с образованием в них пустот ОТВЕТ: карст
13. процесс обтачивания, шлифования, полирования и высверливания горных пород обломочным материалом, перемещаемым водой, ветром, льдом, а также обтачивание самих обломков ОТВЕТ: корразия
14. минеральное образование, внешняя форма которого не соответствует его составу и/или внутреннему строению, наследующие облик от первоначального минерала или биологического тела ОТВЕТ: псевдоморфоза
15. выход грунтовой воды или верховодки на поверхность при отсутствии стока (влажное, заболоченное, топкое место между кочками на болоте, низменном лугу и т. п.) ОТВЕТ: мочажина
16. объем воды, выдаваемой скважиной (колодцем) в единицу времени, определяется в литрах в секунду или в кубических метрах в секунду, час или в сутки ОТВЕТ: дебит
17. процесс выделения воды из минералов и горных пород (обезвоживание) ОТВЕТ: дегидратация
18. отложения гравитационного ряда, породы или грунты, смещенные вниз по склону в результате оползней ОТВЕТ: деляпсий
19. часть земной поверхности вместе с толщей почв и горных пород, откуда происходит сток в реку, речную систему, озеро, море ОТВЕТ: водосборный бассейн ОТВЕТ: бассейн водосборный ОТВЕТ: водосбор
20. метод осушения, обеспечивающий снижение уровня грунтовых вод различными дренами (горизонтальными или вертикальными) ОТВЕТ: дренаж
21. единица измерения проницаемости горных пород, выражающая их способность фильтровать жидкость с динамической вязкостью 1 сантипуаз (1/100 пуаза) через площадь поперечного сечения 1 см2 со скоростью 1 см/сек при разности (перепаде) давления жидкости 1 am по направлению струп на 1 см длины пути фильтрации ОТВЕТ: дарси
22. способность глинистых пород к увеличению своего объема во взаимодействии с водой ОТВЕТ: набухание ОТВЕТ: набухаемость
23. скопление рыхлых песчаных пород, насыщенных водой и проявляющих при определенных гидродинамических условиях большую подвижность (плывучесть) ОТВЕТ: плывун
24. отложения, формирующиеся постоянными водными потоками в речных долинах ОТВЕТ: аллювий ОТВЕТ: аллювиальные отложения
25. уменьшение массы ледника путем таяния, испарения и механического разрушения (в том числе обламывания айсбергов) ОТВЕТ: абляция
26. поверхность, на уровне которой водный поток (река, ручей) теряет свою силу и ниже которой он не может углубить свое ложе ОТВЕТ: базис эрозии
27. источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара ОТВЕТ: гейзер
28. верхний слой земной коры, подвергающийся периодическому протаиванию и промерзанию ОТВЕТ: деятельный слой
29. аккумулятивные эоловые формы рельефа пустынь и полупустынь, представляют собой асимметричные холмы, чаще всего в форме полумесяца в плане, высотой от 1 до 200 м ОТВЕТ: барханы
30. простейшее устойчивое химическое соединение водорода с кислородом, H2O ОТВЕТ: вода
31. временное, или сезонное скопление подземных вод в зоне аэрации, в почво-грунтах, залегающих близко от поверхности и подстилаемых линзами или выклинивающимися пропластками водонепроницаемых или слабопроницаемых пород (грунтов); исчезает вследствие почвенного испарения или просачивания вниз, или стекания по краям линзы ОТВЕТ: верховодка
32. разрушительная деятельность водного потока, приводящая к углублению русла ОТВЕТ: донная эрозия ОТВЕТ: глубинная эрозия
33. размывающая работа ручья, реки, при которой вода подмывает склоны долины и постепенно расширяет последнюю ОТВЕТ: береговая эрозия ОТВЕТ: боковая эрозия
34. грязекаменные потоки, возникающие после сильных ливней или при интенсивном снеготаянии ОТВЕТ: сели ОТВЕТ: сель
35. форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных незадернованных ложбин, образованных временными водотоками ОТВЕТ: овраг
36. часть долины реки, затопляемая водой во время половодья ОТВЕТ: пойма
37. горизонтальные или несколько наклонные выровненные площадки на склонах речных долин, берегах озер и морей, ограниченные уступами сверху и снизу ОТВЕТ: террасы
38. свойство изгибаться, характерное для многих минералов ОТВЕТ: гибкость
39. закономерная повторяемость элементов фигуры, при которой она совмещается сама с собой при вращении вокруг оси, отражении в плоскости ОТВЕТ: симметрия
40. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются в результате раскристаллизации магматических расплавов различного состава в недрах Земли или на ее поверхности (а также на дне океана) ОТВЕТ: магматические ОТВЕТ: магматические горные породы
41. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются на земной поверхности или вблизи неё в условиях относительно низких температур и давлений в результате переотложения или накопления, а также преобразования осадков различного генезиса (в результате литогенеза) ОТВЕТ: осадочные ОТВЕТ: осадочные горные породы
42. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются в толще земной коры в результате изменения (метаморфизма) любых иных пород (в том числе и метаморфических) под действием факторов метаморфизма: температуры, давления, присутствия флюидной фазы ОТВЕТ: метаморфические ОТВЕТ: метаморфические горные породы
43. какие горные породы (группа по классификации горных пород) образуются в результате метасоматоза - аллохимического метаморфического преобразования горных пород ОТВЕТ: метасоматические ОТВЕТ: метасоматические горные породы
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2.02: Способен проводить оценку комплексного использования и охраны водных ресурсов, экологический мониторинг водных объектов и прогнозирование их состояния
Вопрос 1. В результате постепенного врезания русла реки в дно долины на ее склонах образуются горизонтальные поверхности, называемые:
А. Террасами
Б. Пляжами
В. Перекатами
Г. Плесами
ОТВЕТ: А.
Вопрос 2. При понижении температуры до точки росы парообразная вода:
А. Конденсируется
Б. Остается в прежнем состоянии
В. Испаряется
Г. Замерзает
ОТВЕТ: А.
Вопрос 3. документ, или неформальный свод правил, содержащий основополагающие принципы поведения, деятельности называется
А. Кодекс
Б. Культура
В. Табу
Г. Религия
ОТВЕТ: А.
Вопрос 4. группа лиц, объединенных какой-либо общей деятельностью, работой, учебой, решением определенной общественной задачи называется
А. Коллектив
Б. Банда
В. Группировка
Г. Секта
ОТВЕТ: А.
Вопрос 5. Какие базисы эрозии различают:
А. Местный
Б. Общий (уровень Мирового океана)
В. Сантехнический
Г. Критический
ОТВЕТ: А, Б.
Вопрос 6. метод исследования территории по ее аэро- и космофотографическим изображениям, заключающийся в распознавании объектов, определении их качественных и количественных характеристик и отображении условными знаками называется
А. Дешифрирование
Б. Разведка
В. Наблюдение
Г. Планирование
ОТВЕТ: А.
Вопрос 7. обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести называется
А. Камнепад
Б. Лавина
В. Сель
Г. Лава
ОТВЕТ: А.
Вопрос 8. Какой из перечисленных минералов используется для производства фосфатных удобрений?
А. Турмалин
Б. Ортоклаз
В. Флюорит
Г. Апатит
ОТВЕТ: Г.
Вопрос 9. Какой минерал используется в ювелирной промышленности?
А. Галит
Б. Сильвин
В. Арсенопирит
Г. Алмаз ОТВЕТ: Г.
Вопрос 10. Скопления какого газа широко представлены на дне Черного моря?
А. Сероводорода
Б. Неона
В. Аргона
Г. Гелия
ОТВЕТ: А.
Вопрос 11. Как называется способность одинаковых по составу твердых веществ кристаллизоваться в разных модификациях?
А. Полиморфизм
Б. Галокинез
В. Метаморфизм
Г. Диагенез
ОТВЕТ: А.
Вопрос 12. Как называется горная порода, состоящая из полевого шпата, кварца и биотита?
А. Кварцит
Б. Гранит,
В. Известняк
Г. Мрамор
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 13. Представители этой профессии пытаются понять историю и динамику изменения рельефа, и предсказывают его будущие изменения, проводя полевые измерения, физические эксперименты и математическое моделирование
А. Геоморфолог
Б. Гляциолог
В. Палеонтолог
Г. Почвовед
ОТВЕТ: А.
Вопрос 14. геологические поисковые работы по нахождению месторождений горных пород с предварительной оценкой их качества и запасов называются
А. Дешифрирование
Б. Разведка
В. Наблюдение
Г. Планирование
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 15. Какие из перечисленных слоев отсутствуют в океанической земной коре?
А. Осадочный
Б. Гранитный
В. Базальтовый
Г. Слой Голицина
ОТВЕТ: Б, Г.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Осадочная обломочная горная порода, образуется за счёт естественной цементации песка
ОТВЕТ: песчаник.
2. жидкое горючее ископаемое осадочной оболочки Земли; сложная смесь различных углеводородов, кислородных, сернистых и азотистых соединений
ОТВЕТ: нефть.
3. вода, в которой бактериологические, органолептические показатели и показатели токсических химических веществ находятся в пределах норм питьевого водоснабжения
ОТВЕТ: питьевая вода; вода питьевая; питьевая.
4. запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы в народном хозяйстве
ОТВЕТ: водные ресурсы; ресурсы водные.
5. поверхность, на уровне которой водоток, в т. ч. подземных вод, теряет силу и не может углубить своё ложе ниже этого уровня
ОТВЕТ: базис эрозии.
6. полоса суши, пограничная с водным пространством, являющаяся зоной их взаимодействия, в результате которого возникают своеобразные береговые формы рельефа
ОТВЕТ: берег.
7. способность горной породы вмещать и удерживать в себе определенное количество воды. Выражается в весовых или объёмных процентах от абсолютно сухой породы
ОТВЕТ: влагоемкость.
8. запасы поверхностных и подземных вод, находящихся в водных объектах, которые используются или могут быть использованы в народном хозяйстве
ОТВЕТ: водные ресурсы; ресурсы водные.
9. водная оболочка Земли, включающая в себя океаны, моря, реки, озера, подземные воды, ледники
ОТВЕТ: гидросфера.
10. тонкозернистый, водонасыщенный, неуплотненный осадок современных водоемов
ОТВЕТ: ил.
11. покров на коренных горных породах, образовавшийся в результате различных типов их выветривания
ОТВЕТ: кора выветривания.
12. верхний слой земной коры, характеризующийся отрицательной температурой горных пород и почв и наличием подземных льдов; образует часть криосферы ОТВЕТ: криолитозона
13. масса снега или льда, низвергающаяся с горных вершин или крутых склонов аналогично обвалу, обладающая огромной разрушительной силой и наносящая ущерб объектам экономики и окружающей природной среде
ОТВЕТ: лавина.
14. размыв земной поверхности постоянными или временными водотоками с образованием протяженных относительно узких рытвин (полых форм рельефа). Эта эрозия начинается со струек, сбегающих по наклонам рельефа после дождей. Образуется еле заметная ложбина временного водотока или промоина вдоль полевой борозды. При повторении дождя ложбинки углубляются, со временем превращаются в овраги, балки, пади, и, в конечном счете – в речные долины
ОТВЕТ: линейная эрозия.
15. верхняя оболочка Земли выше астеносферы. Она включает земную кору и верхнюю часть мантии, содержащую менее плотные вещества, чем нижняя ее часть
ОТВЕТ: литосфера.
16. ежегодно повторяющееся сезонное со-стояние самого низкого уровня в водотоке, обусловленное минимальным притоком воды с водосборной площади
ОТВЕТ: межень.
17. скопления плохо отсортированного обломочного материала, переносимого или отложенного ледниками
ОТВЕТ: морена; морены.
18. наросты льда поверх обычного ледяного покрова водотоков и на склонах гор в зонах многолетнемерзлых грунтов. Зимой, когда при перемерзании и сверху, и снизу от мерзлоты резко сужается живое сечение реки или путей грунтовых вод, вода под напором изливается на поверхность и растекается, периодически наращивая ледяную толщу. Иногда при многоводных источниках и водотоках излияния бывают настолько часты, что вода полностью не успевает замерзнуть, превращаясь в ледяную кашу. Это сильно вредит и транспортным путям, и горным выработкам, и населенным пунктам. Это
ОТВЕТ: наледь.
19. твердая ледяная корка на поверхности снега, образующаяся в результате оттепели или смачивания снега дождем и последующего замерзания воды
ОТВЕТ: наст.
20. часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии, ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения (Федеральный Закон «О недрах»)
ОТВЕТ: недра.
21. субъект предпринимательской деятельности, независимо от формы собственности, в том числе юридическое лицо и гражданин другого государства, если законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации он наделен правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами
ОТВЕТ: недропользователь.
22. глубокие, узкие, крутосклонные и вытянутые рытвины, созданные временными водотоками преимущественно в рыхлых, но вязких горных породах (глины, суглинки, лёсс)
ОТВЕТ: овраги.
23. отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части
ОТВЕТ: оползень.
24. резкий и кратковременный подъем уровня воды в реке, увеличение расхода воды, возникающее в результате обильных дождей, интенсивного таяния снега, ледников, залповых сбросов воды из водохранилищ
ОТВЕТ: паводок.
25. разность отметок высот поверхности воды в двух точках, расположенных на некотором расстоянии вдоль течения реки
ОТВЕТ: падение реки.
26. ежегодно повторяющееся обычно в один и тот же сезон года относительно длительное и значительное увеличение водности реки, вызывающее подъём её уровня, что, как правило, сопровождается выходом вод из русла и затоплением поймы
ОТВЕТ: половодье
27. верхний тонкий слой земной коры (от десятков сантиметров до 2–3 м), покрытый растительностью и обладающий плодородием, – главный природный ресурс сельского хозяйства
ОТВЕТ: почва
28. водный поток (река), впадающий в другой, более крупный водоток или водоем (озеро)
ОТВЕТ: приток
29. искусственный водоём для хранения воды с целью водоснабжения, орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы, а также для санитарных и спортивных потребностей, объемом до 1 миллиона кубических метров
ОТВЕТ: пруд
30. графическое изображение геологического строения участка земной коры на плоскости
31. ОТВЕТ: разрез
32. крепкий соляной раствор минеральных озер, лиманов, из которого получают соль. Осадок на соленых озерах
ОТВЕТ: рапа
33. животные или растения, сохранившиеся от прошлых геологических эпох ОТВЕТ: реликты
34. совокупность форм неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту
ОТВЕТ: рельеф.
35. любые источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях
ОТВЕТ: ресурсы
36. грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней, интенсивного снеготаяния, реже при вулканических извержениях
ОТВЕТ: сель.
37. горючее полезное ископаемое, образующееся в процессе естественного отмирания и неполного разложения болотных растений, как правило, в условиях избыточного увлажнения и затрудненного доступа кислорода
ОТВЕТ: торф.
38. зернистый снег, точнее, ледяные крупинки, образующиеся при перекристаллизации снега в результате многократного чередования таяния и замерзания воды, просачивающейся в снежную толщу
ОТВЕТ: фирн.
39. прибор, который предназначен для количественного анализа растворов и твердых субстанций, определения цветности; принцип действия прибора основан на разнице в интенсивности входящего потока света и света, пропущенного через образец
ОТВЕТ: спектрофотометр.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Краткие сведения из истории развития отраслей гидрогеологии.
2. Распространение и взаимосвязь природных вод.
3. Водно-физические свойства горных пород.
4. Условия залегания подземных вод, их режим и баланс.
5. Физические свойства и химический состав подземных вод.
6. Основные этапы развития науки гидрогеологии.
7. Происхождение подземных вод.
8. Пластовое давление в водоносных горизонтах.
9. Основные гидродинамические элементы фильтрационного потока и его границы.
10. Зональность подземных вод как форма их пространственного размещения в земной коре.
11. Подземные воды в трещиноватых и закарстованных породах мѐрзлой зоны литосферы.
12. Понятие о месторождениях и ресурсах подземных вод.
13. Методы гидрогеологических исследований.
14. Охрана подземных вод от загрязнения и истощения.
15. Минеральные воды. Промышленные воды. Термальные воды.
16. Климатический круговорот воды в природе. Понятие о стоке в водном балансе.
17. Распределение воды в земной коре. Зона аэрации, насыщения и капиллярная подзона. Гидротермия земной коры. Водные свойства горных пород.
18. Воды зоны аэрации. Грунтовые воды. Артезианские воды.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1.Каковы общие запасы воды в свободном состоянии на Земле
- 2015 млн км3
- 1386 млн км3
- 943 млн км3
2. Запасы подземных вод
- 8,2 млн км3
- 12,1 млн км3
- 10,5 млн км3
3. Запасы пресной воды в законсервированном состоянии (во льдах и снежном покрове)
- 24,0 млн км3
- 18,0 млн км3
- 33,0 млн км3
4. Количество воды на суши
- 35 млн км3
- 40 млн км3
- 20 млн км3
Контрольные вопросы
1. Геологические этапы круговорота воды – седиментационный?
2. Геологические этапы круговорота воды – метаморфогенный?
3. Что такое элизионный режим разложения воды?
4. Что такое ионный режим разложения воды?
5. Что такое дегидратация горных пород?
6. Что такое модуль подземного стока?
7. Среднегодовые модули подземного стока для Кавказа, Горного Крыма, Карпат, Восточного Саяна?
8. Дайте определение «парообразная вода» и «адсорбированная вода»
9. Дайте определение «плёночная вода» и «капиллярная вода».
10. Дайте определение «гравитационная вода» и «химически связанная вода».
11. Дайте определение «гидрогеологическая система», «водоносный горизонт», «водоупоры», «артезианский бассейн».
12. Дайте определение «почвенная вода», «верховодка».
13. Что такое «грунтовые воды», «артезианские воды».
14. Определение: «трещинные воды», «карстовые воды».
15. Подземные воды в многолетнемёрзлых породах.
16. Что такое «подземные воды», «промышленные воды», «термальные воды»
17. Требуется пояснить как влияют на физические свойства воды – температура, прозрачность, цвет, запах, вкус, плотность и радиоактивность (единицы измерения).
18. Физико-географические факторы воздействующие на воду: рельеф, гидрографическая сеть, климат, процессы выветривания, растительность, почвы.
19. Геологические факторы: геологическое строение, тектонические движения, геостатическое давление, геоморфология, минеральный состав горных пород, экзогенное минералообразование, магматические процессы.
20. Гидрогеологические факторы: скорость водообмена.
21. Физико-химические факторы: температура, давление, время и пространство.
22. Что такое геостатическое давление, гидростатический напор, энергия восходящих флюидов, фильтрация.
23. Что такое Coli-титр и Coli-тест?
24. Дать определение типов водозаборов: инфильтрационный, ярусный, спаренные, многоярусные.
25. Что такое непромышленные месторождения подземных вод и промышленные.
26. Объяснить понятия месторождения подземных вод: речных долин, трещинно-карстовых вод карбонатных пород.
27. Объяснить понятия типов месторождений подземных вод: по площади распространения линз пресных вод, по площади крупных артезианских бассейнов платформенного типа.
28. Объяснить понятия типов месторождений подземных вод: по площади бассейнов горно-складчатых областей, по площади конусов выноса предгорных шлейфов.
29. Объяснить понятия типов месторождений подземных вод: трещинно-жильных вод зон тектонических нарушений, флювиогляциальных межморенных четвертичных отложений.
30. Какие применяются меры борьбы с подземными водами при эксплуатации месторождений полезных ископаемых

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Околелова А. А. , Егорова Г. С. Лекции по геологии и гидрологии: учебное пособие Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия, 2014. - biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Саваренский Ф. П. Гидрогеология: учебник ОНТИ НКТП СССР, 1935 biblioclub.ru
Л2.2 Короновский Н. В. Геология: Учебное пособие для прикладного бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы гидрогеологии и инженерной геологии: учебное пособие / сост.: А.В. Леонова; Томский политехнический университет. – 2-е изд. ? Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 149 с www.geokniga.org
Э2 ОСНОВЫ ГИДРОГЕОЛОГИИ И ИНЖЕНЕРНОЙ ГЕОЛОГИИ portal.tpu.ru
Э3 Курс в Moodle "Гидрогеология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.