МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Водохозяйственные системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильПриродопользование; Комплексное использование и охрана водных ресурсов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_Экология и природопользование_Профили-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Жерелина И.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Водохозяйственные системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 894)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Скрипко В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 30.05.2022 г. № 15
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Скрипко В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения учебной дисциплины - формирование представления о водных объектах и гидротехнических, водопроводных, канализационных сооружениях, предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны вод.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1.02Способен критически анализировать информацию в области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственными системами для планирования и решения задач профессиональной деятельности
ПК-1.02.1 Демонстрирует знания в области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственным и системами при планировании и решении задач профессиональной деятельности
ПК-1.02.2 Анализирует и сопоставляет информацию в области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственным и системами при решении практических задач
ПК-1.02.3 Умеет использовать знания из области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственным и системами для решения задач профессиональной деятельности
ПК-3.02Способен осуществлять управление водопользованием, водохозяйственными системами и объектами водного хозяйства.
ПК-3.02.1 Знает механизмы управления водопользованием, водохозяйственным и системами и объектами водного хозяйства
ПК-3.02.2 Умеет использовать механизмы управления водопользованием, водохозяйственным и системами и объектами водного хозяйства
ПК-3.02.3 Владеет механизмами управления водопользованием, водохозяйственным и системами и объектами водного хозяйства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия - водохозяйственные системы, водные объекты, водохозяйственные объекты и их значение в хозяйстве, при восстановлении и охране водных объектов и их водных ресурсов; внутрибассейновые и межбассейновые водохозяйственные системы; гидротехнические сооружения и гидротехнические работы (строительство гидротехнических сооружений для рационального использования, воспроизводства и охраны водных ресурсов, борьбы с вредным воздействием вод); гидроузел (энергетический, воднотранспортный, водозаборный); условия создания и эксплуатации гидротехнических, водопроводных, канализационных сооружений; последствия от воздействия гидротехнических, водопроводных, канализационных сооружений на водные объекты; перечень гидротехнических сооружений на водных объектах суши в пределах Алтайского края и других регионов России и мира; содержание ГОСТ 17.1.1.01-77 "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения.




3.2.Уметь:
3.2.1.составлять характеристику следующих гидротехнических, водопроводных, канализационных сооружений - плотин, водохранилищ, дамб, каналов, водоводов, канализационных очистных сооружений и пр.; отличать гидроузлы по предназначению (энергетические, водотранспортные, водозаборные); выявлять причины для строительства гидротехнических сооружений на водных объектах отдельных территорий, а также водопроводных, канализационных сооружений в пределах населенных пунктов и последствия от их воздействия на природные и антропогенные объекты; понимать, что "водохозяйственные объекты" являются объектами планирования и управления.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы со стандартами в области охраны окружающей среды (например, ГОСТ 17.1.1.01-77 "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения); проектными документами в области комплексного использования и охраны водных ресурсов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс.
1.1. Водохозяйственные системы. Основные понятия. Методология курса. Лекции 7 2 ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Водохозяйственные системы. Классификации водохозяйственных систем и их значение. Лекции 7 2 ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Водохозяйственные системы: общий обзор. Практические 7 2 ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Гидротехнические сооружения как водохозяйственные системы.
2.1. Гидротехнические сооружения. Лекции 7 4 ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Гидротехнические работы(строительство гидротехнических сооружений для рационального использования, воспроизводства, охраны водных ресурсов и борьбы с вредным воздействием вод). Лекции 7 4 ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Гидротехнические сооружения как водохозяйственные системы. Гидроузлы (энергетические, воднотранспортные, водозаборные). Практические 7 4 ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Гидротехнические сооружения на водных объектах Алтайского края. Практические 7 4 ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Водопроводные сооружения как водохозяйственные системы.
3.1. Водопроводные сооружения. Лекции 7 2 ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Водопроводные сооружения как водохозяйственные сооружения. Практические 7 4 ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Водопроводные сооружения города Барнаула и населенных пунктов Алтайского края. Практические 7 4 ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Канализационные сооружения как водохозяйственные системы.
4.1. Канализационные сооружения. Лекции 7 2 ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Канализационные сооружения как водохозяйственные сооружения. Практические 7 4 ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Канализационные сооружения г. Барнаула и населенных пунктов Алтайского края. Практические 7 2 ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Водохозяйственные системы как объекты планирования и управления. Лекции 7 2 ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Подготовка к экзамену. Сам. работа 7 39 ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-1.02.1, ПК-1.02.2, ПК-1.02.3 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3817

ПК-3.02: Способен осуществлять управление водопользованием, водохозяйственными системами и объектами водного хозяйства.
1. Водохозяйственные системы – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих водных объектов и сооружений, предназначенных для обеспечения различных нужд. Какие основные компоненты входят в состав водохозяйственной системы? a) Водные ресурсы и рыбные запасы b) Водохозяйственные объекты и водные объекты c) Биологическое разнообразие и атмосферные явления d) Энергетические установки и сельскохозяйственные поля Ответ: b) Водохозяйственные объекты и водные объекты
2. Гидротехнические сооружения, предназначенные для регулирования водного режима водных объектов, включают в себя различные типы сооружений. Какое гидротехническое сооружение используется для поднятия уровня воды и создания искусственного водоема? a) Плотина b) Дамба c) Водовод d) Канализационное очистное сооружение Ответ: a) Плотина
3. Водохозяйственные системы бывают внутрибассейновыми и межбассейновыми. Что такое внутрибассейновая водохозяйственная система? a) Система, включающая в себя только один гидротехнический объект b) Система, охватывающая все бассейны водных объектов на территории страны c) Система, работающая только в пределах одного бассейна водного объекта d) Система, управляемая только одной организацией Ответ: c) Система, работающая только в пределах одного бассейна водного объекта
4. Какие из перечисленных сооружений могут относиться к гидроузлам? a) Энергетические и водозаборные b) Водотранспортные и канализационные c) Плотины и каналы d) Все вышеперечисленные Ответ: d) Все вышеперечисленные
5. Какие условия необходимо учитывать при создании и эксплуатации гидротехнических сооружений? a) Только экономические и технические аспекты b) Только гидрологические и геологические аспекты c) Гидрологические, геологические и экологические аспекты d) Только климатические и архитектурные аспекты Ответ: c) Гидрологические, геологические и экологические аспекты
6. Какие последствия могут возникнуть от воздействия гидротехнических сооружений на водные объекты? a) Повышение биоразнообразия b) Снижение эрозии берегов c) Изменение экосистем и уровня подтопления d) Улучшение качества воды Ответ: c) Изменение экосистем и уровня подтопления
7. ГОСТ 17.1.1.01-77 "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения" содержит нормативные определения, связанные с водными ресурсами. Какое значение имеет этот стандарт? a) Определяет структуру учебных программ по водохозяйственным системам b) Устанавливает стандарты для охраны водных ресурсов и природы c) Регулирует процесс добычи минеральных ресурсов из водных объектов d) Определяет правила для строительства гидротехнических сооружений Ответ: b) Устанавливает стандарты для охраны водных ресурсов и природы
8. Какие из перечисленных навыков и опыта деятельности необходимы выпускникам для успешного освоения дисциплины "Водохозяйственные системы"? a) Навыки работы с бухгалтерской отчетностью b) Знание проектных документов в области охраны окружающей среды c) Умение программировать на различных языках d) Опыт работы с компьютерными системами управления Ответ: b) Знание проектных документов в области охраны окружающей среды
9. Какие объекты могут быть отнесены к водохозяйственным объектам? a) Музеи и культурные центры b) Электростанции и нефтепроводы c) Дороги и железные дороги d) Дамбы и водопроводные сети Ответ: d) Дамбы и водопроводные сети
10. Водные объекты могут быть подвергнуты различным видам воздействия. Какое из нижеперечисленных воздействий связано с уменьшением уровня грунтовых вод? a) Повышение уровня грунтовых вод b) Водозабор для питьевых нужд c) Планирование рыболовных мероприятий d) Увеличение биоразнообразия Ответ: b) Водозабор для питьевых нужд
11. Водохозяйственные системы играют важную роль в сельском хозяйстве. Какие задачи они выполняют в аграрной сфере? a) Только уменьшение биоразнообразия b) Обеспечение водой для полива и животноводства c) Охрана природы и водных ресурсов d) Планирование жилой застройки Ответ: b) Обеспечение водой для полива и животноводства
12. Какие аспекты нужно учитывать при разработке стратегии охраны водных ресурсов? a) Только международные договоры b) Местные климатические условия c) Принципы солидарности между странами и регионами d) Внутрибассейновые водохозяйственные системы Ответ: c) Принципы солидарности между странами и регионами
13. Какие факторы могут влиять на состояние окружающей среды в рамках водохозяйственных систем? a) Только геологические процессы b) Гидрологические закономерности и водоотведение c) Деятельность человека и использование природных ресурсов d) Климатические изменения Ответ: c) Деятельность человека и использование природных ресурсов
14. Для рационального использования и охраны водных ресурсов необходимо проводить мониторинг состояния окружающей среды. Какие методы мониторинга могут использоваться для оценки качества воды в водохозяйственных системах? a) Только анализ атмосферных явлений b) Оценка биоразнообразия c) Физико-химический анализ воды и биологические тесты d) Мониторинг энергетических установок Ответ: c) Физико-химический анализ воды и биологические тесты
15. Водохозяйственные системы играют важную роль в обеспечении водоснабжения населения и промышленности. Какие аспекты следует учитывать при планировании водопроводных сетей в пределах населенных пунктов? a) Только архитектурные особенности зданий b) Гидрологические характеристики и потребление воды c) Распределение природных ресурсов d) Только климатические особенности Ответ: b) Гидрологические характеристики и потребление воды
16. Какие факторы могут способствовать ухудшению качества воды в водохозяйственных системах? a) Оптимальные температурные условия b) Зеленая зона вокруг водоемов c) Загрязнение сточными водами и промышленными выбросами d) Высокий уровень биоразнообразия Ответ: c) Загрязнение сточными водами и промышленными выбросами
17. Для чего предназначены гидротехнические сооружения типа канализационных очистных сооружений? a) Для поднятия уровня воды в реках b) Для очистки сточных вод перед их сбросом в водные объекты c) Для перевозки товаров по водным путям d) Для генерации электроэнергии Ответ: b) Для очистки сточных вод перед их сбросом в водные объекты
18. Водные ресурсы и водохозяйственные объекты играют важную роль в жизни человека. Какое значение они имеют для сельского хозяйства? a) Рост биоразнообразия и увеличение заболеваемости животных b) Обеспечение водой для полива и животноводства c) Снижение уровня грунтовых вод d) Воздействие на климатические процессы Ответ: b) Обеспечение водой для полива и животноводства
19. Какие меры могут быть предприняты для улучшения состояния водных объектов и водных ресурсов в водохозяйственных системах? a) Увеличение выбросов промышленных отходов b) Повышение плотности населения в прибрежных зонах c) Создание заповедников и охраняемых природных территорий d) Уменьшение органических веществ в воде Ответ: d) Уменьшение органических веществ в воде
20. Какие факторы могут влиять на выбор типа водохозяйственной системы в зависимости от её целевого назначения? a) Только климатические условия b) Гидрологические характеристики, климатические особенности и потребности региона c) Уровень биоразнообразия и геологические процессы d) Внутрибассейновые характеристики Ответ: b) Гидрологические характеристики, климатические особенности и потребности региона


1. Что такое "________"? Это непрерывное изменение свойств среды, особенно воздуха, с высотой, обычно с уменьшением температуры. Правильный ответ: Градиент атмосферного давления
2. Что означает термин "________"? Это мера солености воды, выраженная в граммах соли на 1 литр воды. Правильный ответ: Соленость
3. Как называется процесс "________"? Это изменение агрегатного состояния вещества из газа в жидкость. Правильный ответ: Конденсация
4. Что представляет собой "________"? Это круговое движение воды, вызванное силами, действующими под действием Земли и гравитации. Правильный ответ: Океанические течения
5. Какое явление описывает термин "________"? Это поднятие воды вверх в трубе, протекающей в вертикальном направлении, из-за разности воздушных давлений. Правильный ответ: Артезианское поднятие
6. Что такое "________"? Это морская волна, вызванная сильными землетрясениями или другими подводными событиями. Правильный ответ: Цунами
7. Какой термин описывает процесс "________"? Это изменение состояния воды из жидкого в газообразное при повышении температуры. Правильный ответ: Испарение
8. Что представляет собой "________"? Это процесс изменения солености морской воды, обычно вызванный таянием льда. Правильный ответ: Осмос
9. Какой термин описывает "________"? Это замерзание воды в твердое состояние, начиная с верхнего слоя водоема. Правильный ответ: Ледообразование
10. Что такое "________"? Это естественное явление, при котором вода или другая жидкость поднимается в узкой трубе над уровнем жидкости. Правильный ответ: Капиллярное действие
11. Какой термин описывает "________"? Это процесс образования водяных капель на поверхности объекта, охлажденного ниже точки росы. Правильный ответ: Конденсация
12. Что представляет собой "________"? Это периодическое поднимание и опускание уровня моря, вызванное гравитационным воздействием Луны и Солнца. Правильный ответ: Приливы и отливы
13. Какой термин описывает "________"? Это процесс, при котором морская вода становится менее соленой из-за добавления пресной воды из рек, льда или дождя. Правильный ответ: Разбавление морской воды
14. Что такое "________"? Это плоская, горизонтальная поверхность воды, неподвижная относительно приливов и отливов, обычно внутри заливов и бухт. Правильный ответ: Затока
15. Какой термин описывает "________"? Это явление, при котором вода в реке поднимается из-за давления воды под землей и источников. Правильный ответ: Артезианский источник


ПК-1.02: Способен критически анализировать информацию в области водопользования, водного хозяйства, проектирования и управления водохозяйственными системами для планирования и решения задач профессиональной деятельности

1. Водные объекты, водохозяйственные объекты и их значение в хозяйстве относятся к категории: a) Природные объекты b) Химические объекты c) Технические объекты d) Антропогенные объекты Ответ: a) Природные объекты
2. Какие основные понятия входят в область водохозяйственных систем? a) Электрические системы, механические системы, биологические системы b) Водные объекты, водохозяйственные объекты, гидротехнические сооружения c) Энергетические системы, экологические системы, социальные системы d) Гидрологические системы, аграрные системы, инфраструктурные системы Ответ: b) Водные объекты, водохозяйственные объекты, гидротехнические сооружения
3. Гидротехнические сооружения используются для: a) Использования и охраны водных ресурсов b) Подводного строительства c) Очистки атмосферного воздуха d) Производства электроэнергии Ответ: a) Использования и охраны водных ресурсов
4. Что такое гидроузел? a) Судоходный канал b) Энергетическая станция на воде c) Система водоподготовки d) Место для рыбалки Ответ: b) Энергетическая станция на воде
5. Какие условия необходимы для создания и эксплуатации гидротехнических сооружений? a) Высокая температура окружающей среды b) Наличие кислорода в воде c) Отсутствие осадков d) Расчетно-проектные и строительные работы Ответ: d) Расчетно-проектные и строительные работы
6. Какие последствия могут возникнуть от воздействия гидротехнических сооружений на водные объекты? a) Увеличение биоразнообразия b) Повышение влажности почвы c) Изменение режима водообеспечения d) Уменьшение атмосферного давления Ответ: c) Изменение режима водообеспечения
7. Какие гидротехнические сооружения на водных объектах суши можно найти в пределах Алтайского края и других регионов России и мира? a) Мосты и плотины b) Гидроэлектростанции и лодочные причалы c) Водные горки и водные аттракционы d) Водопроводные трубопроводы и дренажные каналы Ответ: a) Мосты и плотины
8. Какие стандарты охраны природы регулируют использование и охрану водных ресурсов? a) ГОСТ 17.1.1.01-77 "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения" b) ГОСТ 42.3.4-2013 "Защита от пожаров. Системы пожарной безопасности" c) ГОСТ 9.302-88 "Единая система защиты от пожаров. Электроустановки. Основные нормы" d) ГОСТ 15.001-88 "Система стандартов безопасности труда. Общие требования"
9. Какие гидротехнические сооружения используются для рационального использования, воспроизводства и охраны водных ресурсов? a) Водные горки b) Крышечные барьеры c) Водосборы и водохранилища d) Ветряные мельницы Ответ: c) Водосборы и водохранилища
10. Какие гидротехнические сооружения относятся к гидроузлам? a) Фонтаны и водопроводы b) Водоочистные станции c) Шлюзы и плотины d) Речные каналы и озера Ответ: c) Шлюзы и плотины
11. Какие гидротехнические сооружения используются для водотранспортных целей? a) Гидроэлектростанции b) Водосборы и водохранилища c) Водные горки d) Речные каналы и порты Ответ: d) Речные каналы и порты
12. Какие гидротехнические сооружения предназначены для водозабора? a) Водные горки b) Водоочистные станции c) Гидроузлы d) Водозаборные сооружения Ответ: d) Водозаборные сооружения
13. Для чего используются канализационные очистные сооружения? a) Для очистки воды от бактерий b) Для поддержания экосистемы в реках c) Для очистки сточных вод от загрязнений перед их сбросом в водные объекты d) Для увеличения уровня грунтовых вод Ответ: c) Для очистки сточных вод от загрязнений перед их сбросом в водные объекты
14. Какие объекты являются объектами планирования и управления в области водохозяйства? a) Разведенные реки b) Водные горки c) Водохозяйственные объекты d) Эстуарии Ответ: c) Водохозяйственные объекты
15. Какое понятие описывает основные термины и определения в области охраны природы и использования водных ресурсов? a) Водный круговорот b) Гидросфера c) Экосистема d) Водный баланс Ответ: b) Гидросфера
16. Какие методы оценки используются при проектировании водохозяйственных систем? a) Оценка уровня заболеваемости населения. b) Оценка стоимости строительства сооружений. c) Оценка метеорологических условий. d) Оценка качества песчаника.
Ответ: b) Оценка стоимости строительства сооружений.
17. Какие последствия могут возникнуть при неправильной эксплуатации гидротехнических сооружений для природной среды? a) Рост уровня грунтовых вод b) Загрязнение атмосферы c) Увеличение числа циклонов d) Уменьшение числа диких животных Ответ: a) Рост уровня грунтовых вод
18. Какие параметры влияют на эффективность работы водопроводной системы? a) Только длина трубопроводов b) Только размер населенного пункта c) Давление в системе, расход воды и состояние трубопроводов d) Только климатические условия Ответ: c) Давление в системе, расход воды и состояние трубопроводов
19. Какие методы используются для определения потока воды в каналах и реках? a) Ультразвуковой метод и гидростатический метод b) Анемометрический метод и гидроэлектростатический метод c) Гидрографический метод и пневматический метод d) Гидроакустический метод и гамма-излучение Правильный ответ: a) Ультразвуковой метод и гидростатический метод
20. Какие гидротехнические сооружения предназначены для защиты береговых территорий от волн и штормов? a) Затворы b) Плотины c) Водоподпорные стены d) Гидрографические станции Правильный ответ: c) Водоподпорные стены
21. Какие методы оценки применяются при проектировании гидротехнических сооружений для сбора данных о гидрометеорологических условиях? a) Экологическая оценка и антропогенный анализ b) Гидравлический анализ и гидрогеологический анализ c) Гидрометеорологический анализ и гидрографический метод d) Электрорезонансный метод и гамма-излучение Правильный ответ: c) Гидрометеорологический анализ и гидрографический метод



1. Что такое "________" в гидротехнических сооружениях? Это система для перекачки воды из нижних водоемов в верхние с целью орошения или водоснабжения. Правильный ответ: Насосная станция
2. Какое "________" используется для регулирования уровня воды в реках и каналах и поддержания навигационной глубины? Правильный ответ: Спусковые шлюзы
3. Что представляют собой "________" в гидротехнических работах? Это процесс удаления негодных или опасных для окружающей среды сооружений, как правило, водных плотин или старых мостов. Правильный ответ: Демонтажные работы
4. Какие "________" представляют собой крупные водохозяйственные системы, обеспечивающие не только водоснабжение, но и энергопроизводство и водотранспорт? Правильный ответ: Гидроузлы
5. Что такое "________" в системе водоснабжения? Это точка или устройство, где вода входит в дом или здание. Правильный ответ: Ввод воды
6. Какой термин описывает "________" в гидротехнических сооружениях? Это процесс смешивания воды из разных источников с целью улучшения ее качества. Правильный ответ: Перемешивание
7. Что представляет собой "________" в гидротехнических сооружениях? Это структура, которая предотвращает разрушение берегов реки или озера. Правильный ответ: Укрепление берегов
8. Какие "________" применяются для поднятия судов на разные уровни внутри водного пути с разными уровнями воды? Правильный ответ: Шлюзы
9. Что такое "________" в системе водопроводных сооружений? Это специальное устройство для очистки питьевой воды от механических примесей. Правильный ответ: Фильтр
10. Какой термин описывает "________" в гидротехнических работах? Это процесс создания новых водоемов или улучшения существующих с целью водоснабжения или регулирования речных потоков. Правильный ответ: Создание водохранилищ
11. Что представляют собой "________" в системе водоотведения? Это подземные структуры, предназначенные для сбора и транспортировки сточных вод к месту их обработки. Правильный ответ: Канализационные коллекторы
12. Какие "________" используются для организации водной транспортировки и переправы через реки и озера? Правильный ответ: Мосты и переправы
13. Что такое "________" в системе водопроводных сооружений? Это система труб и насосов, предназначенных для подачи воды к потребителям. Правильный ответ: Водоснабжение
14. Какой термин описывает "________" в гидротехнических сооружениях? Это система каналов и дамб для наведения воды на сельскохозяйственные угодья. Правильный ответ: Ирригационная система
15. Что представляют собой "________" в системе водоотведения? Это устройства для хранения временных водных стоков и их последующей постепенной выдачи. Правильный ответ: Резервуары для дождевых вод
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Составить характеристику плотин как гидротехнических объектов (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
2. Составить характеристику водохранилищ как гидротехнических объектов (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
3. Составить характеристику дамб как гидротехнических объектов (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
4. Составить характеристику железнодорожных и коммунальных мостов как гидротехнических объектов (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
5. Выявить особенности гидротехнических работ (строительство гидротехнических сооружений для рационального использования, воспроизводства и охраны водных ресурсов). Подготовить тематическую презентацию.
6. Выявить особенности гидротехнических работ (для борьбы с вредным воздействием вод). Подготовить тематическую презентацию.
7. Охарактеризовать гидроузлы энергетические (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
8. Охарактеризовать гидроузлы воднотранспортные (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
9. Охарактеризовать гидроузлы водозаборные (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
10. Выявите условия создания и эксплуатации гидротехнических сооружений (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
11. Выявите последствия воздействия гидротехнических сооружений на водные объекты суши (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
12. Охарактеризовать гидротехнические сооружения на водных объектах суши (в пределах Алтайского края; по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
13. Охарактеризовать гидротехнические сооружения на водных объектах суши (в пределах любого региона; по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
14. Охарактеризовать каналы и оросительные системы (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
15. Определить практическое использование водоводов в хозяйстве. Подготовить тематическую презентацию.
16. Выявить особенности эксплуатации водопроводных сооружений (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
17. Выявить особенности эксплуатации канализационных сооружений (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
18. Выявить особенности водопроводных и канализационных сооружений и их воздействие на водные объекты г. Барнаула и населенных пунктов Алтайского края (по выбору студента). Подготовить тематическую презентацию.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Понятие "водохозяйственные системы", "водные объекты", "водохозяйственные объекты".
2. Значение водохозяйственных систем в хозяйстве, при восстановлении и охране водных объектов и их водных ресурсов.
3. Внутрибассейновые и межбассейновые водохозяйственные системы.
4. Классификации гидротехнических сооружений. Характеристика каждой классификации. Составить блок-схему.
5. Плотины как гидротехнические объекты. Общая характеристика. Составить блок-схему.
6. Водохранилища как гидротехнические объекты. Общая характеристика. Составить блок-схему.
7. Дамбы как гидротехнические объекты. Общая характеристика. Составить блок-схему.
8. Железнодорожные и коммунальные мосты как гидротехнические объекты. Общая характеристика. Составить блок-схему.
9. Гидротехнические работы (строительство гидротехнических сооружений для рационального использования, воспроизводства и охраны водных ресурсов). Составить блок-схему.
10. Гидротехнические работы (для борьбы с вредным воздействием вод). Составить блок-схему.
11. Гидроузлы энергетические. Общая характеристика. Составить блок-схему.
12. Гидроузлы воднотранспортные. Общая характеристика. Составить блок-схему.
13. Гидроузлы водозаборные. Общая характеристика. Составить блок-схему.
14. Условия создания и эксплуатации гидротехнических сооружений.
15. Последствия воздействия гидротехнических сооружений на водные объекты суши.
16. Гидротехнические сооружения на водных объектах суши (в пределах Алтайского края).
17. Гидротехнические сооружения на водных объектах суши (в пределах региона по выбору студента).
18. Классификации водопроводных сооружений. Характеристика каждой классификации. Составить блок-схему.
19. Каналы и оросительные системы. Общая характеристика. Составить блок-схему.
20. Водоводы и их типы. Практическое использование в хозяйстве. Составить блок-схему.
21. Условия создания и эксплуатации водопроводных сооружений. Составить блок-схему.
22. Условия создания и эксплуатации канализационных сооружений. Составить блок-схему.
23. Водопроводные и канализационные сооружения и их воздействие на водные объекты г. Барнаула и населенных пунктов Алтайского края.
24. ГОСТ 17.1.1.01-77 "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения.
25. Эксплуатация гидротехнических сооружений на водных объектах отдельных территорий (по выбору студента) и последствия их воздействия на природные и антропогенные объекты.
26. Эксплуатация водопроводных, канализационных сооружений в пределах населенного пункта (по выбору студента) и последствия их воздействия на природные и антропогенные объекты.
27. Водохозяйственные системы как объекты планирования и управления.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Быков А. П. Инженерная экология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов НГТУ, 2011 biblioclub.ru
Л1.2 Кузнецов Л.М., Шмыков А.Ю., Курочкин В.Е. Основы природопользования и природообустройства: Учебник для бакалавра Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Быков А.П. Инженерная экология: Часть 4. Основы экологии производства: учебное пособие Издательство НГТУ, 2014 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Ларионов Н. М., Рябышенков А. С. ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ГОСТ 17.1.1.01-77 "Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200009357. - Заглавие с экрана.
Э2 Курс в Moodle «Водохозяйственные системы» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TO
U-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/),
(бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС «Лань» - http://e.lanbook.com
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Научная электронная библиотека elibrary (http:elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебная дисциплина «Водохозяйственные системы» предполагает изучение вопросов, связанных с водными объектами и гидротехническими, водопроводными, канализационными сооружениями, предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны вод.
Освоение содержания дисциплины "Водохозяйственные системы" происходит на лекционных и практических занятиях, и в ходе самостоятельной работы студента в 6 семестре. Студент обязан посещать все аудиторные занятия.
Во время лекции по учебной дисциплине "Водохозяйственные системы" преподаватель должен максимально четко излагать материал, учитывая уровень подготовки студентов, разъяснять ключевые термины и сущность явлений, при этом, используя профессиональный методический стиль изложения материала. Лекция должна включать в себя: основные представления и понятия, фактические данные, разъяснения по каждому пункту темы. Кроме того, лекция должна носить диалогический характер. На лекционном занятии можно использовать материалы тематических презентаций. Преподаватель должен осознавать специфику студенческой аудитории (уровень обученности и обучаемости студентов).
Практические занятия должны соответствовать системно-деятельностному подходу в обучении. Их содержание соответствует тематическому плану и предполагает выполнение всех предложенных заданий. Для выполнения заданий студентам необходимо работать с основной и дополнительной литературой, электронными ресурсами, информационными справочными системами (ЭБС "Университетская библиотека online", ЭБС "Лань", Электронная база данных "Scopus", Научная электронная библиотека elibrary), периодической печатью. Содержание практических заданий нацелено не только на репродуктивную и частично-поисковую работу, но и проблемную, проектно- исследовательскую, что позволяет активизировать деятельность студентов. Студент сдает выполненные задания в конце практической работы или на консультации. Преподаватель оценивает степень их выполнения по следующим показателям (полнота выполнения практического задания, своевременность выполнения задания, последовательность и рациональность выполнения задания, самостоятельность решения) и выставляет отметку по 4-х балльной шкале, отражающую уровень усвоения компетенций студентами. Отдельные практические задания предполагают продолжение их выполнения в ходе самостоятельной работы студента во внеаудиторное время.
Задания самостоятельной работы следует выполнять студентам в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины (см. пункт «Содержание дисциплины и объем дисциплины») перед практическим занятием или после его проведения. Отчет о выполненной работе проводится, как правило, на консультациях. Содержание самостоятельной работы студента отражено в рабочей программе дисциплины. Обязательным требованием к студенту является - работа с периодическими научными изданиями.
Промежуточная аттестация студентов проводится в форме экзамена. Перед экзаменом студенты обязаны защитить выполненные практические работы, а также сделать отчет о выполненной самостоятельной работе в ходе консультаций. Форма проведения экзамена может быть представлена: 1) устным опросом студента по вопросам и заданиям билета (вопросы и задания к экзамену составлены таким образом, что затрагивают все основные темы курса, рассмотренные в ходе проведения лекций, практических занятий и организации самостоятельной работы студентов); 2) письменной экзаменационной работой.