МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные вопросы географии и новейшие методы географических исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра физической географии и геоинформационных систем
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильГеоинформационные технологии для устойчивого развития региона
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_География_ГИТ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Ротанова И.Н.;к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные вопросы географии и новейшие методы географических исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра физической географии и геоинформационных систем

Протокол от 16.05.2023 г. № 10
Заведующий кафедрой к.г.н., доцент Ненашева Г.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование знаний о новейших тенденциях и проблемах современной географии, умений ориентироваться в современной проблематике взаимоотношений человека и природы, оценки тенденций индустриального развития общества, проблем глобального и регионального масштаба.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен использовать знание теоретических и методологических положений географической науки, актуальных проблем географии и подходов к их решению, понимать современные вызовы географической науки и использовать полевые и камеральные методы в сфере выполнения работ и оказания услуг географической направленности
ПК-2.1 Знает методологические основы, историю, теоретические положения и современные проблемы географической науки
ПК-2.2 Умеет формулировать современные вызовы географии, подходы к их решению, технологическое обеспечение географических исследований, в том числе гидроклиматических, ландшафтно-индикационных, ландшафтно-планировочных
ПК-2.3 Владеет программными средствами и геоинформационными технологиями для выполнения комплекса операций по развитию и модернизации существующих разноуровневых геоинформационных систем в сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает методологические основы, историю, теоретические положения и современные проблемы географической науки
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет формулировать современные вызовы географии, подходы к их решению, технологическое обеспечение географических исследований,
в том числе гидроклиматических, ландшафтно-индикационных, ландшафтно-планировочных

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Владеет программными средствами и геоинформационными технологиями для выполнения комплекса операций по развитию и модернизации существующих разноуровневых геоинформационных систем в сфере профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение.
1.1. Предмет и задачи курса. Основные понятия: законы и закономерности функционирования приподных и социально-экономических систем. Лекции 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Актуальные вопросы взаимодействия природы и общества. Практические 2 8 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Актуальные вопросы взаимодействия природы и общества. Сам. работа 2 10 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Экологические проблемы и пути их решения.
2.1. Экологические проблемы и пути их решения. Лекции 2 4 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Пути решения экологических проблем. Практические 2 8 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Экологические проблемы и пути их решения. Сам. работа 2 10 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Актуальные вопросы современной географии и экологии.
3.1. Актуальные вопросы современной географии. Практические 2 8 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Актуальные вопросы современной экологии. Сам. работа 2 10 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Подготовка к зачету Сам. работа 2 19 Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3868

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен использовать знание теоретических и методологических положений географической науки, актуальных проблем географии и подходов к их решению, понимать современные вызовы географической науки и использовать полевые и камеральные методы в сфере выполнения работ и оказания услуг географической направленности

1 Уменьшение стока рек и понижение уровня грунтовых вод в средних широтах обычно вызвано:

a) изменением глобального круговорота воды
b) вырубкой лесов и осушением болот
c) забором воды на нужды промышленных предприятий
d) резким изменением климата

2 Проблемы озонового экрана, опустынивания, парникового эффекта являются:

a) межгосударственными проблемами регионального порядка
b) внутригосударственными проблемами
c) комплексными проблемами регионального порядка
d) глобальными проблемами

3 В настоящее время испытывает недостаток в чистой пресной воде следующая часть населения Земли:

a) 1/2
b) 1/3
c) практически все население Земли
d) 2/3

4 По площади лесов Бразилия занимает второе место в мире. Страна, опережающая Бразилию и занимающая первое место в мире:

a) Китай
b) США
c) Аргентина
d) Россия

5 Какие научные направления считаются ближайшими к геоинформатике по уровню взаимодействия, тесноте связи, технологической близости, возможности интеграции (возможно несколько вариантов ответов):

a) картография
b) геофизика
c) квалиметрия
d) дистанционное зондирование

6 Истребление лесов на обширных территориях приводит к нарушению:

a) минерального питания
b) озонового слоя
c) водного режима
d) атмосферного давления

7 Характеристикой рациональности работы добывающего предприятия считают:

a) себестоимость добытых ископаемых
b) местоположение на малоосвоенной территории
c) темпы изъятия минерального сырья
d) полноту выработки месторождения

8 Страна, имеющая самую большую протяженность автомобильных дорог в Латинской Америке:

a) Чили
b) Бразилия
c) Перу
d) Колумбия

9 Основные принципы охраны окружающей природной среды изложены:

a) в Земельном кодексе
b) во всех приведенных выше документах
c) в Лесном кодексе
d) в Законе РФ «Об охране окружающей среды»

10 Ядовитый туман, образующийся при воздействии солнечного света на смесь выбросов промышленных предприятий и транспорта, называют:

a) задымлением атмосферы
b) парниковым эффектом
c) фотохимическим смогом
d) белым смогом

11 Отрасль международной специализации Австралии:

a) нефтеперерабатывающая промышленность
b) горнодобывающая промышленность
c) ледокольное судостроение
d) робототехника

12 Большая часть жестких ультрафиолетовых лучей задерживается тонким озоновым слоем, который находится в:

a) экзосфере
b) тропосфере
c) гидросфере
d) стратосфере

13 Крупнейшие поставщики нефти в США:

a) Индия, Пакистан; Иран
b) Канада, Мексика, Венесуэла
c) ЮАР, Китай, Австралия
d) Россия, Туркмения, Казахстан

14 Укажите верное определение понятия «метод науки (географии)

a) это общий способ достижения всестороннего отражения предмета исследования, раскрытия его сущности, познания его законов
b) это изучение особенностей восприятия окружающей среды
c) это способ, прием достижения цели, образ действий, система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления
d) практический выход учения о конструктивной географии, продиктованный социальным заказом к географии

15 Самыми опасными с точки зрения влияния на экологическую обстановку производствами являются:

a) столярные цеха, кирпичные заводы
b) асфальтовые и бетонные заводы
c) химические и целлюлозно-бумажные комбинаты
d) производства фарфора и керамики

ответы:
1 b
2 d
3 b
4 d
5 ad
6 c
7 d
8 b
9 d
10 c
11 b
12 b
13 b
14 ac
15 c


1 Страна Латинской Америки, добывающая наибольшее количество медных руд в мире:
2 Природопользование подразделяется на:
3 Сельскохозяйственная культура, по производству которой Бразилия входит в «десятку» крупнейших стран мира:
4 Вещество, которое образуется в результате процесса разложения органических веществ растительных и животных остатков, называют:
5 В России преобладают охраняемые природные территории, имеющие статус:
6 Основным загрязнителем воды Мирового океана является:
7 В Канаде наибольшее количество электроэнергии производится:
8 Главный химический загрязнитель атмосферы:.
9 Природными водоемами, способными к самоочищению и регулирующими водность рек, являются:
10 Расположение «Силиконовой долины» в США:
11 Под понятием «городской ландшафт» подразумевается:
12 Выращивание леса на некогда вырубленных или выжженных лесных площадях называют:
13 Естественный шумовой фон составляет:
14 Комплекс мероприятий, направленных на восстановление продуктивности нарушенных земель и на улучшение условий окружающей среды, называют:
15 Один из крупнейших угольных бассейнов Северной Америки:

Ответы:
1 Чили
2 рациональное и нерациональное
3 кукуруза
4 гумусом
5 заказников и памятников природы
6 нефть и нефтепродукты
7 на ТЭС
8 сернистый газ
9 крупные озера
10 Запад США
11 сочетание жилищ, городской инфраструктуры и зеленых насаждений
12 лесовозобновлением
13 20 - 30 дБ
14 рекультивацией
15 Аппалачский


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

Перечень вопросов к зачету:
1. Актуальные направления географических исследований.
2. Вызовы и проблемы, исследуемые географами. Эколого-географические вызовы.
3. Теория и методология географической науки. Понятие научной проблемы в географии.
4. Понятие о методологических проблемах науки. Базовые понятия географии в современном контексте.
5. Современные методы географических исследований. Обзор.
6. Главные функции современной географии: гносеологическая (познавательная), конструктивная (преобразовательная).
7. Система географических наук. Становление новых научных направлений в географии.
8. Современная географическая картина мира.
9. Глобальные и региональные изменения: географический контекст.
10. Системный подход в географии и учение о геосистемах. Ландшафтная структура Земли и глобальные изменения ландшафтного покрова.
11. Ландшафтно-экологический каркас как основа ландшафтного планирования.
12. География и картография: современные тенденции и технологические новации.
13. Геоинформационная концепция в географических исследованиях.
14. Моделирование в географии.
15. Новейшие методы географических исследований: дистанционное зондирование Земли.
16. Географические исследования для решения проблем природопользования.
17. Географический и геоэкологический мониторинг среды обитания человека.
18. Национальная природоохранная политика и региональные сети ООПТ. Концепции развития подходов в природоохранной деятельности.
19. Перспективы развития географических исследований в контексте устойчивого развития.
20. Международное сотрудничество географов.
На экзамен представляются два теоретических вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа студенту отводится 35 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 100 баллов.
Оценивается по показателям:
1. Полнота изложения теоретического материала;
2. Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
3. Самостоятельность ответа;
4. Культура речи.
Перевод баллов в оценку: 85-100 – «отлично», 70-84 – «хорошо», 50-69 – «удовлетворительно», 0-49 – «неудовлетворительно».


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е.Н. Перцик Теория и методология географии: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6BBDF16E-EB63-4C8A-9692-A09EE75C24F8
Л1.2 М.М. Голубчик Теория и методология географической науки : учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е.Н. Перцик История, теория и методология географии: Учебник М.: Юрайт, 2018 elibrary.asu.ru
Л2.2 А.Г. Исаченко Теория и методология географической науки: учебник для ВУЗов М.: Академия, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Актуальные вопросы географии и новейшие методы географических исследований" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно справочная система СПС «КонсультантПлюс»: http://www.consultant.ru/
Электронная база данных «Scopup»: http://www.scopus.com
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета: http://elibrary.asu.ru/
Научная электронная библиотека eLIBRARY: http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
500М лаборатория "Научно-образовательный центр геоинформационных технологий" - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; ПК: BENQ XL2411 - 5 ед.; интерактивная доска: Triumph Multi touch - 1 ед.; Графическая рабочая станция DEPO Race (4 шт); GPS Spectra Precision Epoch; Комплект GNSS GPS/ГЛОНАСС; Плоттер Canon iPF605; Интерактивная система для голосования SMART, 12 пультов; сканер протяжной формата А0 Canon; 8 плакатов.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Актуальные вопросы географии и новейшие методы географических исследований»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Актуальные вопросы географии» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине «Актуальные вопросы географии» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов

Лабораторные практикумы по дисциплине «Актуальные вопросы географии и новейшие методы географических исследований» не предусмотрены.

8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ

Курсовые работы по дисциплине «Актуальные вопросы географии и новейшие методы географических исследований» не предусмотрены.

8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Актуальные вопросы географии и новейшие методы географических исследований»

Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.