Закреплена за кафедрой | Кафедра экономической географии и картографии |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.02. География |
Профиль | Пространственная аналитика и управление природопользованием в Центральной Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_02_География_ПАиУПвЦА-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 157 | 157 | 157 | 157 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономической географии и картографии
Протокол от 08.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Крупочкин Е.П., к.г.н., доцент
1.1. | Сформировать представление о Центральноазиатском регионе |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ОПК-3 | Способен выбирать и применять способы обработки и визуализации географических данных, геоинформационные технологии и программные средства для решения задач профессиональной деятельности |
ОПК-3.1 | Владеть современными возможностями вычислительной техники и программного обеспечения при решении пространственно-временных задач в области географии |
ОПК-3.2 | Рассчитывать информационные показатели эффективности компьютерных алгоритмов разной объектной ориентации и пространственного охвата, применять базовые знания в рабочих ситуациях |
ОПК-3.3 | Применять методы обработки геоинформации - анализ и синтез географической информации: картографические, аэрокосмические, комплексные географические, методы географического районирования и прогнозирования |
ОПК-4 | Способен проектировать, представлять, защищать и распространять результаты своей профессиональной, в том числе научно-исследовательской деятельности |
ОПК-4.1 | Реферировать научные труды в области общей и отраслевой географии, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности |
ОПК-4.2 | Обобщать полученные результаты в общей и отраслевой географии в контексте ранее накопленных в науке знаний |
ОПК-4.3 | Формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов комплексных географических, физико-географических и экономико-географических исследований |
ПК-1 | Способен осуществлять деятельность по развитию и внедрению геоинформационных систем технологий для решения задач государственного и муниципального уровня |
ПК-1.1 | |
ПК-1.2 | |
ПК-1.3 | |
ПК-1.4 | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные характеристики и уровни общественно-политических систем ЦАР, современные проблемы гражданского общества, определять сферы применения личностных возможностей для решения проблемы современного общества. комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе, применить свои знания и умения на практике сущности факторов, повлиявших на развитие ЦАР и региональных международных взаимовлияний; ключевые события в истории региональных взаимодействий и международных отношений центрально-азиатских государств |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Активно, ответственно эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в обществе и применить свои знания и умения на практике Анализировать и определять современные проблемы общества, представлять механизмы и варианты их решения, предлагать собственные проекты социально значимых политических решений. выводить причинно-следственные связи, самостоятельно их формулировать; проводить параллели между особенностями социально-экономического развития государств ЦА проблем изучения исторических и современных международных отношений Центральной Азии |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Аналитическими приемами обработки информации; навыками прогнозирования политического, социально- экономического развития ЦА на современном этапе. Навыками работы в коллективе, современных социально-политических проблем общества, представлять механизмы и варианты их решения, предлагать собственные проекты социально значимых политических решений |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Геополитическое и геоэкономическое положение центральноазиатских территорий | ||||||
1.1. | Геополитическое и геоэкономическое положение центральноазиатских территорий | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
1.2. | Природа история территория ресурсы, хозяйство промышленность Китая | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
1.3. | Сельское хозяйство услуги, население культура торговля туризм Китая | Практические | 1 | 2 | ||
1.4. | Знакомство с основной и дополнительной литературой | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.1 | |
Раздел 2. Территории Большого Алтая: состав, география, население, краткий обзор, ултраконтинентальность положения. | ||||||
2.1. | Территории Большого Алтая: состав, география, население, краткий обзор, ултраконтинентальность положения. | Лекции | 1 | 2 | Л1.1 | |
2.2. | Природа история территория ресурсы, хозяйство промышленность Монголии | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
2.3. | Сельское хозяйство услуги, население культура торговля туризм Китая | Практические | 1 | 2 | ||
2.4. | Знакомство с основной и дополнительной литературой | Сам. работа | 1 | 20 | Л1.1 | |
Раздел 3. Факторы повышения конкурентноспособности территорий Центральной Азии | ||||||
3.1. | Факторы овышения конкурентноспособности территорий Центральной Азии | Лекции | 1 | 2 | ||
3.2. | Природа история территория ресурсы Алтайского региона | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
3.3. | Хозяйство промышленность сельское хозяйство услуги Алтайского региона | Практические | 1 | 2 | ||
3.4. | Население культура торговля туризм Алтайского региона | Практические | 1 | 2 | ||
3.5. | Исторические особенности геополитического положения региона | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.1 | |
3.6. | Знакомство с основной и дополнительной литературой | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.1 | |
Раздел 4. Развитие трансграничных связей, торговли в приграничье территорий Большого Алтая. Регионоведческая характеристика хозяйства Алтайского края и ВКО. | ||||||
4.1. | Развитие трансграничных связей, торговли в приграничье территорий Большого Алтая. Регионоведческая характеристика хозяйства Алтайского края и ВКО. | Лекции | 1 | 2 | ||
4.2. | Природа история территория ресурсы Казахстана | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
4.3. | Хозяйство промышленность сельское хозяйство услуги Казахстана | Практические | 1 | 2 | ||
4.4. | Население культура торговля туризм Казахстана | Практические | 1 | 2 | ||
4.5. | Знакомство с основной и дополнительной литературой | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.1 | |
Раздел 5. Межгосударственные взаимодействия в регионах ЦА | ||||||
5.1. | Межгосударственные взаимодействия в регионах ЦА | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
5.2. | Знакомство с основной и дополнительной литературой | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.1 | |
Раздел 6. Проблемы и перспективы регионов Большого Алтая в мировом хозяйстве и развитие совместных кластеров | ||||||
6.1. | Проблемы и перспективы регионов Большого Алтая в мировом хозяйстве и развитие совместных кластеров | Практические | 1 | 2 | Л1.1 | |
6.2. | Знакомство с основной и дополнительной литературой | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.1 | |
Раздел 7. Образование ОДКБ и сотрудничество малых и средних стран с Россией | ||||||
7.1. | Образование ОДКБ и сотрудничество малых и средних стран с Россией | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.1 | |
7.2. | Знакомство с основной и дополнительной литературой | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.1 | |
Раздел 8. Образование Шанхайской организации сотрудничества и интересы Китая в регионе. | ||||||
8.1. | Образование Шанхайской организации сотрудничества и интересы Китая в регионе. | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.1 | |
8.2. | Знакомство с основной и дополнительной литературой | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.1 | |
Раздел 9. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии. | ||||||
9.1. | Современные проблемы безопасности в Центральной Азии. | Сам. работа | 1 | 17 | Л1.1 | |
9.2. | Знакомство с основной и дополнительной литературой | Сам. работа | 1 | 10 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Природно-климатические и географические характеристики Центральной Азии 2. Национальный и географический ареалы Центральной Азии 3. Исторические особенности геополитического положения региона 4. Политические границы и национальные проблемы региона 5. Психологический фон Центральной Азии: проблемы национальной самоидентичности 6. Особенности внешнеполитического поведения стран региона 7. Особенности обретения независимости Казахской ССР 8. Особенности обретения независимости Узбекской ССР и Туркменской ССР 9. Особенности обретения независимости Таджикской ССР и Киргизской ССР 10. Провозглашение независимости республик Центральной Азии и создание СНГ 11. Внешняя политика Казахстана после распада СССР (1991-2000) 12. Внешняя политика Киргизстана после распада СССР (1991-2000) 13. Внешняя политика Узбекистана после распада СССР (1991-2000) 14. Внешняя политика Туркменистана после распада СССР (1991-2000) 15. Гражданская война в Таджикистане (1992-1997 гг.) и пути её урегулирования 16. Установление отношений государств Центральной Азии с Турцией, Ираном 17. Влияние США в регионе в 1991-2000 гг. 18. Внешнеполитическое сотрудничество стран Центральной Азии после событий 11 сентября 2001 г. 19. Влияние борьбы США с талибами на регионы Центральной Азии 20. Образование ОДКБ и сотрудничество стран Центральной Азии с Россией 21. Образование Шанхайской организации сотрудничества и интересы Китая в регионе 22. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: проблема спорных территорий. 23. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: проблемы водных ресурсов региона 24. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: проблема межэтнических и религиозных противоречий 25. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: социально-экономическая составляющая региона 26. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: демографическая проблема 27. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: наркотрафик и незаконный оборот оружия в регионе 28. Политические и экономические интересы Индии и Пакистана, Саудовской Аравии в регионе 29. Национально-политические и экономические интересы России в Центральной Азии 30. Политика Евросоюза в Центральной Азии: этапы и эволюция стратегии |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Теоретические вопросы: 1. Природно-климатические и географические характеристики Центральной Азии 2. Национальный и географический ареалы Центральной Азии 3. Исторические особенности геополитического положения региона 4. Политические границы и национальные проблемы региона 5. Психологический фон Центральной Азии: проблемы национальной самоидентичности 6. Особенности внешнеполитического поведения стран региона 7. Особенности обретения независимости Казахской ССР 8. Особенности обретения независимости Узбекской ССР и Туркменской ССР 9. Особенности обретения независимости Таджикской ССР и Киргизской ССР 10. Провозглашение независимости республик Центральной Азии и создание СНГ 11. Внешняя политика Казахстана после распада СССР (1991-2000) 12. Внешняя политика Киргизстана после распада СССР (1991-2000) 13. Внешняя политика Узбекистана после распада СССР (1991-2000) 14. Внешняя политика Туркменистана после распада СССР (1991-2000) 15. Гражданская война в Таджикистане (1992-1997 гг.) и пути её урегулирования 16. Установление отношений государств Центральной Азии с Турцией, Ираном 17. Влияние США в регионе в 1991-2000 гг. 18. Внешнеполитическое сотрудничество стран Центральной Азии после событий 11 сентября 2001 г. 19. Влияние борьбы США с талибами на регионы Центральной Азии 20. Образование ОДКБ и сотрудничество стран Центральной Азии с Россией 21. Образование Шанхайской организации сотрудничества и интересы Китая в регионе 22. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: проблема спорных территорий. 23. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: проблемы водных ресурсов региона 24. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: проблема межэтнических и религиозных противоречий 25. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: социально-экономическая составляющая региона 26. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: демографическая проблема 27. Современные проблемы безопасности в Центральной Азии: наркотрафик и незаконный оборот оружия в регионе 28. Политические и экономические интересы Индии и Пакистана, Саудовской Аравии в регионе 29. Национально-политические и экономические интересы России в Центральной Азии 30. Политика Евросоюза в Центральной Азии: этапы и эволюция стратегии |
Приложения |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Красноярова Б.А. | Регионоведение: учебно-методическое пособие. | Барнаул: Изд-во АлтГУ. , 2011 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс на образовательном портале | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная) Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная) MapInfo – лицензия для образовательных учреждений серийный №MINWRS1200026830 ENVI – лицензия Teaching License №503626-1 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
8.1 Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине ««Страноведение и регионоведение Центральной Азии» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Страноведение и регионоведение Центральной Азии» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Страноведение и регионоведение Центральной Азии» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. 8.2. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Практические занятия по дисциплине «Страноведение и регионоведение Центральной Азии» предусмотрены, проводятся в форме семинарских занятий. 8.3. Методические указания обучающимся при подготовке к выполнению лабораторных практикумов: не предусмотрены 8.4. Методические указания обучающимся при выполнению курсовых работ Курсовые работы по дисциплине «Страноведение и регионоведение Центральной Азии» не предусмотрены. 8.5. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД «Страноведение и регионоведение Центральной Азии» Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует качеству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |