МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Глобальные проблемы и развитие в странах Центральной Азии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической географии и картографии
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильПространственная аналитика и управление природопользованием в Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_География_ПАиУПвЦА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 6
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Еремин Алексей Алексеевич

Рецензент(ы):
к.г.н., Доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Глобальные проблемы и развитие в странах Центральной Азии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 05.04.02 География (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 895)

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Крупочкин Евгений Петрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической географии и картографии

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Крупочкин Евгений Петрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся комплексных представлений о феномене глобальных проблем человечества, их генезисе, особенностях протекания и путях преодоления, а также об основных глобальных трендах развития мира и его регионов в средне- и долгосрочной перспективе;
выявление места центральноазиатского субрегиона в глобальных процессах в XXI веке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять деятельность по развитию и внедрению геоинформационных систем технологий для решения задач государственного и муниципального уровня
ПК-1.1
ПК-1.2
ПК-1.3
ПК-1.4
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю появления и развития глобальных проблем современности;
основные понятия и термины, используемые в аппарате глобалистики и футурологии;
ведущие современные тренды развития человеческого общества и вызовы, порождаемые ими.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять поиск, критический анализ и обобщение информации, характеризующей глобальные проблемы и тенденции развития человечества в страновом и региональном разрезе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыки комплексного анализа глобальных проблем человечества и основных трендов развития стран и регионов мира в XXI веке.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Глобальные проблемы человечества
1.1. Глобализация и глобальные проблемы современности Лекции 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Общий обзор основных глобальных проблем Лекции 3 6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Глобальное моделирование и устойчивое развитие Сам. работа 3 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Проблема мира и разоружения Сам. работа 3 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Проблемы экономического роста и социального развития Сам. работа 3 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Земля и ее ресурсы Сам. работа 3 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Проблемы использования природных богатств Сам. работа 3 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.8. Земля людей Сам. работа 3 10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Глобальные тренды развития
2.1. Демографическое развитие Практические 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Здоровье населения Практические 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Гендерное равенство Практические 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Социальные сети Практические 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Развитие культуры Практические 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Религия и секуляризация Практические 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Изменения климата Практические 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Будущее войны Практические 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Свобода и демократия Практические 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Государство и его обязательства Сам. работа 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.11. Развивающиеся рынки Практические 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.12. Глобализация и азиатизация Практические 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.13. Богатые и бедные Практические 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.14. Турбулентность бизнеса Сам. работа 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.15. Инвестиции и циклы Сам. работа 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.16. Наука и знания Сам. работа 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.17. Исследования космоса Сам. работа 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.18. Информация и данные Сам. работа 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.19. Расстояние и местоположение Сам. работа 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.20. Предсказания и прогресс Сам. работа 3 2 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –https://public.edu.asu.ru/course/view.php?id=1870.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен осуществлять деятельность по развитию и внедрению геоинформационных систем технологий для решения задач государственного и муниципального уровня

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое из определений является неверным?
а. География населения – научная дисциплина, изучающая территориальные группы населения и системы населенных мест, особенности их формирования и развития в различных социальных, экономических и природных условиях..
б. Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.
в. Демография – это самовоспроизводящаяся совокупность людей, проживающих на определенной территории.
ОТВЕТ: в

Вопрос 2. В каком году появился термин «демография»?
а. 1855.
б. 1662.
в. 1798.
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Как рассчитывается специальный коэффициент рождаемости?
а. Как отношение абсолютного числа рождений у женщин определенного возраста к их среднегодовой численности.
б. Как отношение абсолютного числа рождений к средней численности женщин репродуктивного возраста за период.
в. Как отношение абсолютного числа рождений к средней численности населения за период.
ОТВЕТ: б

Вопрос 4. Какую структуру населения можно назвать демографической?
а. Конфессиональную.
б. Этническую.
в. Образовательную.
г. Половозрастную.
ОТВЕТ: г

Вопрос 5. Какая организация считается наиболее авторитетной научной демографической организацией в мире?
а. Отдел народонаселения ООН (UN Population Division).
б. Бюро информации о населении (PRB).
в. Российская академия наук (РАН).
г. Бюро цензов США (US Census Bureau).
ОТВЕТ: а

Вопрос 6. Что собой представляет индекс разводимости?
а. Отношение числа заключенных к числу расторгнутых браков.
б. Разницу между числом расторгнутых и числом заключенных браков.
в. Отношение числа расторгнутых к числу заключенных браков.
ОТВЕТ: в

Вопрос 7. Как иначе называется самосохранительное поведение?
а. Летальное.
б. Витальное.
в. Генеративное.
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. Как может быть охарактеризована динамика числа абортов в России за последние три десятилетия?
а. Устойчивое незначительное снижение.
б. Неустойчивая волнообразная траектория.
в. Устойчивое существенное снижение.
ОТВЕТ: в

Вопрос 9. Как рассчитывается коэффициент депопуляции?
а. Как отношение числа умерших к числу родившихся.
б. Как отношение естественного прироста к среднегодовой численности населения.
в. Как произведение суммарного коэффициента рождаемости и доли девочек среди новорожденных.
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Как можно охарактеризовать внешнюю миграцию населения в РФ в качестве компонента демографической динамики?
а. Число выбывающих из страны превышает количество прибывающих.
б. Числа прибывающих и выбывающих примерно равны.
в. Число прибывающих в страну превышает количество выбывающих.
ОТВЕТ: в

Вопрос 11. Каков современный уровень рождаемости в России (в терминах суммарного коэффициента рождаемости)?
а. 0,7-0,8.
б. 1,4-1,5.
в. 1,8-1,9.
г. 2,1-2,2.
ОТВЕТ: б

Вопрос 12. Как рассчитывается коэффициент младенческой смертности?
а. Как абсолютное число смертей на первом году жизни.
б. Как отношение абсолютного числа умерших к средней численности населения за период.
в. Как отношение числа смертей на первом году жизни к общему числу родившихся за год.
ОТВЕТ: в

Вопрос 13. Какое место в мире занимает Россия по численности населения?
а. 7.
б. 8.
в. 9.
г. 10.
ОТВЕТ: в

Вопрос 14. Кто из ученых впервые предложил использовать термин «демография»?
а. Уильям Петти.
б. Жан-Клод Гийяр.
в. Христофор Бернулли.
ОТВЕТ: б

Вопрос 15. В каком году была принята первая Международная классификация болезней травм и причин смерти?
а. 1893.
б. 1897.
в. 1993.
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какая величина суммарного коэффициента рождаемости считается границей простого воспроизводства?
Ответ: 2,1 ребенка на одну женщину.

2. Какая группа причин смерти занимает третье место в структуре смертности по причинам в современной России?
Ответ: Внешние причины смерти.

3. Насколько велик разрыв в ожидаемой продолжительности жизни при рождении мужчин и женщин в России?
Ответ: Ожидаемой продолжительности жизни при рождении женского населения на 9-10 лет больше, чем мужского населения.

4. Какое государственное учреждение в настоящее время в России отвечает за сбор, хранение, обработку и публикацию официальных статистических сведений?
Ответ: Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

5. О каких сферах развития населения собирается информация в ходе переписей населения?
Ответ: Информация собирается о демографической, экономической и социальной сферах.

6. На каждую 1000 новорожденных в среднем сколько приходится лиц разного пола?
Ответ: Вторичное соотношение полов составляет 512 мальчиков и 488 девочек.

7. Кто из ученых считается отцом-основателем демографии?
Ответ: родоначальником демографической науки принято считать Джона Граунта

8. Какими методами может проводиться перепись населения?
Ответ: Перепись населения проводится методом опроса и методом самоисчисления.

9. ______________ федеральный округ занимает первое место в РФ по численности населения.
Ответ: Центральный.

10. Какой плотностью населения характеризуется современная Российская Федерация?
Ответ: Плотность населения России составляет около 8-9 человек на кв.км.

11. Что характерно для второй стадии (этапа) демографического перехода?
Ответ: Резко снизившаяся смертность при сохранении высокого уровня рождаемости, население быстро увеличивается.

12. Что такое сальдо миграции?
Ответ: Это миграционный прирост населения, разность чисел прибывших и выбывших.

13. Что такое инфертильность?
Ответ: Отсутствие рождений.

14. Что называется режимом воспроизводства населения?
Ответ: Совокупность параметров, включающая взаимодействие рождаемости, смертности и половозрастной структуры.

15. В чем заключается уникальность демографии в сравнении с другими социальными науками?
Ответ: Демография изучает закономерности воспроизводства населения.

16. Что демонстрирует цена простого воспроизводства населения?
Ответ: Она показывает, сколько девочек в среднем необходимо родить женщине, чтобы обеспечить простую замену материнского поколения.

17. Что такое демографическое старение населения?
Ответ: Это увеличение удельного веса пожилых и старых людей в общей численности населения.

18. Как называется соотношение мальчиков и девочек среди новорожденных?
Ответ: Вторичное соотношение полов.

19. Каким показателем является темп прироста населения территории
Ответ: Относительным интервальным демографическим показателем.

20. Какими особенностями характеризуется регрессивный тип возрастной структуры?
Ответ: Для него характеры очень низкая рождаемость, низкая смертность, население сокращается, большая доля пожилых людей, небольшая доля молодежи.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Что такое народонаселение?
2. Что является предметом изучения географии населения как научной дисциплины?
3. Какие основные направления исследований в области географии населения вы знаете?
4. С какими научными дисциплинами наиболее тесно контактирует география населения?
5. Раскройте значение понятий «демография» и «демографические методы исследования».
6. Для чего необходимо изучать население?
7. Какие международные организации изучают население?
8. В чем заключался недостаток сведений о населении, получаемых в Античности и Средневековье?
9. Что является главными источниками данных о населении? В чем отличие первичных источников демографической информации от вторичных?
10. Когда и в связи с чем стали проводить переписи населения?
11. Что такое «перепись населения» в современном понимании этого слова?
12. В чем заключается принцип одномоментности при проведении переписей населения? Поясните на конкретном примере.
13. Как вы понимаете принцип самоопределения при проведении переписей населения? Поясните на примерах.
14. Что такое переписной лист и какие вопросы он содержит?
15. Сто такое человеческая раса? Какими они бывают? Под воздействием каких факторов меняется расовый состав населения?
16. Какие признаки могут быть положены в основу определения этноса?
17. Охарактеризуйте лингвистическую классификацию народов Земли. Назовите наиболее крупные языковые семьи и относящиеся к ним народы.
18. Опишите содержание концепции этногенеза Л.Н. Гумилева.
19. Какие наиболее многочисленные этносы Земли вы знаете? Где они проживают?
20. Какие существуют основные формы расселения и чем обусловлено различие между ними?
21. Что такое урбанизация и каковы ее основные черты?
22. Как отличается уровень урбанизации по странам и регионам мира?
23. По каким критериям выделяют города? Как классифицировать города по людности?
24. Что такое городская агломерация? По каким критериям она выделяется?
25. Что такое мегалополис и в чем его отличия от агломерации? Приведите примеры мегалополисов мира.
26. Что такое сельское поселение и на какие типы они подразделяются?
27. Как вы понимаете термин «миграция населения»? Какими показателями характеризуется этот процесс?
28. Сколько стадий включает миграционный процесс и что они собой представляют?
29. По каким признакам можно классифицировать миграции населения? Назовите как можно больше критериев.
30. В чем смысл понятия «демографическая политика»? С какими целями она проводится? Приведите примеры для разных стран и исторических периодов.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Под воздействием каких факторов сформировалось в исторический период расселение населения России? Продемонстрируйте течение процессов на карте.
2. Что такое главная полоса расселения и чем она характеризуется? Покажите на карте.
3. Как изменяется плотность населения по регионам России? Где наблюдаются наибольшие и наименьшие ее показатели. Покажите на карте.
4. Какая часть населения России проживает в городской местности и какую часть из них занимает население крупных городов?
5. Сколько в России городов-миллионеров? Назовите их и покажите на карте.
6. Какие наиболее населенные территории и регионы страны вы знаете? Покажите на карте.
7. Каков удельный вес основных возрастных групп населения России? Как изменялись во времени эти показатели?
8. В каких регионах России наибольший и наименьший удельных вес населения моложе трудоспособного возраста? Покажите их на карте.
9. Какие регионы страны характеризуются наибольшими и наименьшими показателями доли лиц послетрудоспособного возраста? Покажите их на карте.
10. Как изменяется по территории России показатели среднего возраста населения? Как они рассчитываются?
11. Какова в настоящее время ожидаемая продолжительность жизни населения в России и как она изменялась на протяжении советского и постсоветского периодов существования страны?
12. Охарактеризуйте половые различия в показателях продолжительности жизни в России и ее отдельных регионов? Где наблюдаются наибольшие значения этих различий? В каких регионах страны картина заметно отличается от среднероссийской?
13. С чем связаны особенности конфигурации демографической пирамиды современной России? Какими событиями сформированы основные демографические волны?
14. К какому типу половозрастной пирамиды относятся пирамиды населения России по данным переписей 1897, 1970 и 2021 гг.?
15. Какие наиболее многочисленные народы России вы знаете? Назовите и покажите территории их расселения.
16. В каких регионах России русские составляют меньшую часть населения? Покажите на карте.
17. В каких регионах страны проживает большая часть татарского этноса?
18. Какие из проживающих в России кавказских народностей являются наиболее многочисленными? В каких регионах страны они проживают?
19. Какие из финно-угорских народов России вы знаете и где они проживают?
20. Как образовалась этническая группа российских немцев и где они проживают?
21. Какие коренные малочисленные народы Севера вы знаете? Где они проживают? Покажите на карте.
22. Какие из народов России являются, преимущественно, христианами православного вероисповедания?
23. В каких регионах России и среди каких этносов основным вероисповеданием является буддизм? Покажите на карте.
24. Среди каких народов России большинство верующих являются мусульманами? Покажите на карте, где они расселены.
25. Как изменялись показатели рождаемости в России за последние сто лет.
26. В каких регионах России наблюдается наибольшая и наименьшая смертность населения и почему? Покажите на карте.
27. Как изменяется по территории России коэффициент младенческой смертности и с чем это связано?
28. Какие наиболее крупные эмиграционные потоки из России в исторический период вы знаете? Приведите примеры.
29. В чем особенности внутренних миграций населения в советский период?
30. Какие регионы России имеют наибольшие темпы оттока населения, а какие имеют наибольший приток мигрантов? Покажите эти регионы на карте. Объясните причины.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дергачев В. А. Глобалистика: учебное пособие Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Максаковский В.П. Географическая картина мира: Ярославль, 1996
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шаклеина Т. А., Байков А. А. Мегатренды. Основные траектории эволюции мирового порядка в XXI веке: учеб. для вузов М.: Аспект Пресс, 2014
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Глобальные проблемы и развитие в странах Центральной Азии» public.edu.asu.ru
Э2 Научно-образовательный и информационный интернет-портал "Глобалистика" www.globalistika.ru
Э3 Our World in Data ourworldindata.org
Э4 The World Values Survey Association www.worldvaluessurvey.org
Э5 Gapminder www.gapminder.org
Э6 Устойчивое развитие (сайт ООН) sdgs.un.org
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины